Колокол звон

Колокольный звон — что он означает?

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.

1. БЛАГОВЕСТ

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида:
1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и
2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

2. СОБСТВЕННО ЗВОН

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:
1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

1. Перед началом Всенощного Бдения – благовест, который заканчивается трезвоном.

2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения – утрени и выражает собою радость Рождества Христова — воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

В народе двузвон на всенощной называется «вторым звоном» (второй звон после начала всенощной).

3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: «Воскресение Христово Видевше»…) обыкновенно в руководствах этот звон именуется «звоном к Евангелию».

В народе трезвон на Всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном».

4. В начале пения песни Божией Матери: «Величит душа Моя Господа…» бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).

5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.

6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.

ЗВОН НА ЛИТУРГИИ

Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, – трезвон.

Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.

При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа – трезвон.

Затем во время Литургии полагается благовест при начале «Евхаристического канона», – самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.

У прот. К. Никольского, в книге «Устав Богослужения», сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу…» Точно такое же указание имеется и в книге: «Новая Скрижаль», Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.

На практик же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.

На юге России благовест к «Достойно» совершается обычно пред началом «Евхаристического канона», во время пения Символа Веры. (12 ударов, 1 удар на каждый член Символа Веры).

Благовест к «Достойно» в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: «Приимите, ядите…»

После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).

Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.

На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.

На Праздник Пасхи – Воскресения Христова:

Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода, а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон.

К Пасхальной Литургии – благовест и трезвон.

А на самой Пасхальной Литургии, во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон, по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном.

Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца Литургии до вечерни.

Во все Воскресные дни, от Пасхи до Вознесения, после окончания Литургии полагается совершать трезвон.

В Храмовые Праздники:

В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна – трезвон.

Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.

К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам – благовест постный в меньший колокол. Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м – шесть раз, перед 9-м – девять раз. Перед изобразительными и повечерием – 12 раз. Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.

На утрени Великого Пятка, которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию: к 1-му Евангелию – 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию – 2 удара, к 3-му Евангелию – 3 удара и т. д.

По окончании утрени, когда верующие несут «четверговский огонь» домой, полагается трезвон.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения: «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма – тотчас трезвон.

На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, т. е. медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат – тотчас трезвон.

Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: «Божественное Твое разумев истощение… во спасение людей Твоих…».

По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.

На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой – трезвон.

Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду – трезвон.

Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.

Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Как это и выражено в песнях при отпевании: «Вся суета человеческая, елика не пребывает по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. (Или как в другом песнопении поется: «единем мгновением, и вся сия смерть приемлет»). Тем же Христу бессмертному возопиим: преставленного от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище».

Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она то и выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.

В журнале «Православная Русь», в отделе «Вопросы и ответы», Архиеп. Аверкий, по поводу обычаев при отпевании и панихидах дал твердо-обоснованные разъяснения, которые безусловно должны касаться также и звона: «По нашему православному обычаю, совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях. Обычай совершать эти чинопоследования в черных облачениях проник к нам с Запада и совершенно несвойствен духу св. Православия, но тем не менее он довольно широко у нас распространился – настолько, что нелегко его теперь искоренить… Для истинного христианина – смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей коленопреклоненной молитве, читаемой на вечерни в день Пятидесятницы: «Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость» (см. Триодь Цветная).

Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более, что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.

Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм – трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор, оканчивающийся также трезвоном.

При отпевании и погребении Иереев, Иеромонахов, архимандритов и Архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон, также по прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон. В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.

Недавно нам довелось узнать, что существовал еще один вид перебора – это по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого и затем одновременный удар всех колоколов. Это подтвердилось граммофонной пластинкой: «Ростовские звоны», записанной в Ростове, в 1963 году. На практике же нам не приходилось слышать такого звона, нет о нем указаний и в руководствах по звону. Поэтому мы не можем указать, где и когда он применялся.

Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Кроме того, следует также упомянуть о «всполошном» или «набатном» звоне, имеющем общественно-бытовое значение.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.

В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

Из книги — «Основы богослужения Православной Церкви».

Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;
    • сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;
    • закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.
  • Развивающие:
    • формировать умение различать колокольные звоны;
    • способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте;
    • развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
    • воспитать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли;
    • способствовать развитию творческой активности учащихся.

Учебные универсальные действия:

Личностные УУД:
– выражать свое отношение, чувства, эмоции к прослушанному музыкальному произведению, аргументируя личностными ощущениями;
– опираться на собственные предпочтения и свой личностный субъективный опыт, на свои интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности и учиться максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать, что говорит учитель
Регулятивные УУД:
– определять тему урока;
– анализировать музыкальное произведение на основе средств музыкальной выразительности;
– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме;
– участвовать в диалоге;
– слушать и понимать позицию друг друга.
Познавательные УУД:
– уметь извлекать информацию из музыкальных, художественных и поэтических иллюстраций;
– выявлять сущность и особенность музыкального произведения;
– уметь на основе анализа делать выводы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы: словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.

Оборудование:

Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: Презентация.
Музыкальный ряд:

  • М.Мусоргский «Великий колокольный звон».
  • Колокольный звон «Благовест».
  • Колокольный звон «Набат».
  • Колокольный звон «Трезвон».
  • Муз. народная, сл. И Козлова «Вечерний звон».
  • Муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьевой «Моя Россия» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

Литературный ряд:

  • Ю.Сомов «Звон колоколов» – стихотворение.
  • С.Есенин «Колокол дремавший» – стихотворение.

Дидактический материал:

  • Текст стихотворения Ю.Сомова «Звон колоколов».
  • Текст стихотворения С.Есенина «Колокол дремавший».
  • Учебник «Музыка» 2 класс /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/
  • Карточки с определением колокольного звона.
  • Колокольчики разного цвета.

Урок музыки – урок искусства и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного эксперементирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

Ход урока

У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тему которого мы определим вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение Ю.Сомова

Презентация. Слайд 1 /Текст стихотворения/ «Звон колоколов»

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно.
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага.
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо!

– Так о чем мы с вами будем говорить на уроке?
Д. Мы будем говорить на уроке о колокольном звоне.
У. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Д. Тема нашего урока – колокольный звон.
У. Молодцы. Мне осталось лишь добавить одно слово – «Великий колокольный звон».

Слайд 2 /Тема урока/

– Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне колоколов, колокольчиков и выяснять, когда появился колокольный звон, где его можно услышать, а также поговорим о его разновидностях и о том, какое место он занимал и занимает в жизни человека. Мы сегодня научимся различать виды колокольного звона и отличать их друг от друга.
– Предлагаю послушать вступление к опере «Борис Годунов», автором которого является М.П.Мусоргский.

Слайд 3 / «Великий колокольный звон» М.Мусоргского/Слушание: вступление к опере М.Мусоргского «Борис Годунов»

У. Какая музыка сейчас звучала?
Д.Звучал колокольный звон.
У. Вы услышали именно звук колоколов или что-то еще?
Д. Звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону.
У. Какие инструменты или группы инструментов имитировали колокольный звон?
Д. Колокольный звон передали духовые инструменты, струнные смычковые, оркестр.
У.Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
Д. Колокола большие и маленькие.
У. Как вы смогли определить?
Д. Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.
У. Какое настроение передали нам колокола?
Д. Колокола предали настроение радости, праздника, торжества.
У. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по-разному.

Слайд 4 /Колокола/

По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой?

Слайд 5 /Колокольчик/

Д. Колокольчик
У. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

Слайд 5 /Колокольчик и колокол/

У. Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины.
О чем нам может говорить голос Родины – колокольный звон?
Д. Колокольный звон может говорить о добре, о любви, о горе, о печали.
У. Когда нам может говорить колокол о печали, о горе?
Д. Когда война или пожар.
У. Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о горе и печали?
Д. Колокол будет разговаривать низким и громким голосом.
У. А когда колокол может говорить нам о радости и любви?
Д. Когда победа, хорошая новость, радость.
У. Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о победе и хорошей новости?
Д.Колокол будет разговаривать нежным, тихим, добрым, ласковым голосом.
У.Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому колокольному голосу. Другими словами, вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, у маленького колокола тембр будет высоким.

Слайд 6 /Колокола/

У. У колоколов, как у людей, есть свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово, ухо и язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.

Существует несколько видов колокольных звонов. С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
Вслушайтесь в строчки поэтического текста С.Есенина, они вам помогут узнать вид колокольного звона.

Читаем стихотворение С.Есенина «Колокол дремавший…»

Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за рекою Благовеста звон.

У. О каком колокольном звоне идет речь в стихотворении?
Д. В стихотворении идет речь о звоне – Благовест.
У. Благовест – название этого звона происходит от двух слов «Благая весть».
Что означают эти слова?
Д. Радостная, добрая новость.

Слайд 7 /Благовест/

У. Благо = добро, радость, праздник
Вест = весть – добрая весть.

Благовест оповещает о хороших новостях, о победе над врагом, о празднике, о торжественном событии. Звучит при помощи одиночных редких ударов в один колокол. Послушайте колокольный звон Благовест и определите его характер.

Слушание: Колокольный звон «Благовест»

У. Какой характер колокольного звона «Благовест»?
Д. Характер полетности, радости, светлый звон.

Повторное слушание: Колокольный звон «Благовест».

У. Сейчас прозвучит еще один вид колокольного звона. Послушайте и определите характер его звучания.

Слушание: Колокольный звон «Набат»

У. Какой характер звучания этого звона?
Д. Колокольный звон передает характер тревоги, волнения.
У. О чем оповещает этот звон?
Д. Оповещает о горе, беде, страданиях.

Слайд 8 /Набат/

У. Этот колокольный звон называется Набат – вид колокольного звона, который представляет собой тревожные сигналы о бедствии (о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи частых ударов в один колокол.

Повторное слушание: Колокольный звон «Набат»

У. И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня познакомимся. Давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона, и какой характер этого звона.

Слушание: Колокольный звон «Трезвон»

У. Какой характер звучания этого звона?
Д. Колокольный звон передает характер радости, праздника, звучит звонко.
У. А чем отличается этот звон от Благовеста и Набата?
Д. В этом колокольном звоне много колоколов разных тембров звонят одновременно.
У. Какое настроение передает этот звон?
Д. Настроение праздника, радости.

Слайд 9 /Трезвон/

У. Этот колокольный звон называется Трезвон – самый сложный вид колокольного звона – звонят во все колокола, которые мы можем услышать во время радостных событий и праздников.

Повторное слушание: Колокольный звон «Трезвон»

У. Итак, ребята, с какими видами колокольного звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными звонами: Благовест, Набат, Трезвон.

У. А чтоб дальше продолжить заниматься,
Пришло время нам размяться!
Мы не только отдохнем, а еще и закрепим виды колокольного звона, которые мы с вами изучили. И при помощи движений, мимики и пластики попробуем передать особенности их звучания.

Слайд 10 /Физминутка/

Физминутка:

У. Молодцы! Мы с вами сумели при помощи мимики, движений и пластики передать главные особенности колокольных звонов: Благовеста, Набата и Трезвона.

Слайд 11 /Колокола/

У. В народе по особому, с любовью и гордостью относились к колоколам – что даже давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь, Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.
Да и судьба колокола, что судьба человеческая – колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.

Слайд 12 /Звонница/

У. Ребята, вы видите на слайде дом, в котором живут колокола. Как он называется?
Д.Этот дом называется колокольня.
У.Еще у этого здания есть второе название – ЗВОННИЦА. Почему его так называют?
Д. Колокола звонят! Мы слышим колокольные звоны.
У.А кто руководит этим чудным ансамблем колоколов?
Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино называют – пианист,
На скрипке – скрипач,
На гуслях – гусляр,
На колоколах – звонарь.

Слайд 13 /Звонарь/

Чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот ансамбль, необходимо учиться в специальной школе звонарей. Колокольный звон – это целая наука.
Сейчас мы с вами попытаемся представить, что находимся в школе звонарей на первом уроке. Перед вами на каждой парте находятся карточки-определения услышанной колокольной музыки.
Первый ряд, работая в паре с соседом, находит слова, которые относятся к звону Благовест.
Второй ряд – к звону Набат.
Третий ряд – к звону Трезвон.
Все определения наклеиваем на листок в форме колокола.

Работа парами. Проверка определений.

Слайд 14 /И.Левитан «Вечерний звон»/

У. Тема колоколов волновала и интересовала поэтов, музыкантов, художников. Сможем ли мы услышать колокольный звон в картинах художников?
В учебнике на стр.38 есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана «Вечерний звон». Давайте внимательно рассмотрим, что изображено на картине.
Разбор картины: что изображено? (церкви, вечер, наверное художник слышал колокола, когда писал картину), какие цвета использовал художник?
Рассмотрев картину, попробуем и мы услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова-подсказки, которые даны у вас в учебнике на цветных плашках.
Д. На картине «Вечерний звон» колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым.
У. А сейчас прозвучит песня, написанная на народную музыку и стихи И.Козлова.

Слушание песни «Вечерний звон»

У. Как вы думаете – как называется песня?
Д. Песня называется «Вечерний звон»
У. Эти произведения появились на свет отдельно друг от друга, но если совместить два «Вечерних звона», то можно найти много интересных совпадений. В чем заключаются эти совпадения?
Д. В картине и в песне говорится о колокольном звоне.
У. Какое внутренне ваше душевное состояние, когда вы смотрите на картину и слушаете музыку?
Д. Состояние спокойствия, доброты, покоя.
У. Но главная общая черта этих двух произведений в их содержании. Что воспели в своих творениях: художник в картине, поэт в стихах, народ в музыке?
Д. Воспели любовь к Родине.

Слайд 15 /Колокола/

У. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:

Колокола! Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий.
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.

Г. Голуб

Мы тоже с вами знаем песню, в которой прославляется наша Родина.

Исполнение песни «Моя Россия» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

У. Вот и подошел к концу наш урок. Чему он был посвящен?
Д. Урок посвящен колокольному звону.
У. С какими видами колокольного звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными звонами – Благовест, Набат, Трезвон.
У. Ребята, у вас на партах лежат колокольчики разных цветов – красный, зеленый, синий. Если вам очень понравился урок – возьмите красный колокольчик; если не очень понравился урок – возьмите зеленый колокольчик; если вам урок не понравился – возьмите синий колокольчик. На выбранном колокольчике напишите, как он звучит.
А сейчас при помощи ваших маленьких колокольчиков мы озвучим большой колокол.
Дети прикрепляют свои колокольчики на большой колокол – «озвучивают».
У. Вот как зазвучал наш колокол (проговариваются слова, которые написали дети). Какой звон получился?

Ответы детей.

У. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, узнали много нового и интересного о колокольном звоне и его разновидностях. И чтобы вы еще раз подтвердили отличное усвоение знаний, полученных на уроке, домашнее задание будет таким: выразить знания, полученные на уроке в рисунке – изобразить, на ваш выбор, колокола, чтобы мы поняли, о каком колокольном звоне вы хотели нам рассказать.

Слайд 16 / Пусть звучит Благовест/

У. Итак, мы сегодня познакомились с колокольными звонами. Колокольные звоны – голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. Колокола – сама жизнь, история, часть музыкальной культуры России.

Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят!

Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей душе и жизни Благовест!

Колокольный звон – это совершенно уникальная музыка. Навряд ли существуют люди, абсолютно равнодушные к ней. В России колокольная музыка существует не одно столетие, и она неразрывно связана с церковью. Поэтому неудивительно, что очень многими верующими людьми колокольный звон воспринимается как своего рода «глас Божий».

На Руси колокольный звон, кроме церковных праздников и будней, звучал в целях приветствия высокопоставленных гостей, предупреждения о пожаре или приближении врага, а также для сообщения о свадьбе или, например, для собрания населения на вече. Практически для каждого повода была предусмотрена своя система звона. То, что звонить в колокола – непростая наука понятно каждому человеку, однако, истинной сложности этого процесса непосвященному человеку никогда не постигнуть. Дело в том, что традиции колокольного звона, его нюансы и техники передавались, как правило, от звонаря к ученику, сформировывая, таким образом, определенную школу колокольного звона. Именно поэтому манера колокольного звона в различных областях России несколько отличалась друг от друга, но при этом не выходила за рамки традиционной русской школы.

Для русской школы была характерна система управления звоном, позволяющая звонарю управлять всеми колоколами на колокольне одновременно. Классически все колокола делятся на три группы: зазвонные колокола (эти колокола являются самыми маленькими, управление ими осуществляется правой рукой звонаря); подзвонные колокола (количество таких колоколов может быть различным, по размеру они причисляются к средним, они управляются правой рукой звонаря); благовестники (это самые большие колокола во всем ансамбле, они управляются посредством педалей). Что касается самих колокольных звонов, то они делятся на несколько видов:

  • благовест – является самым старым из всех видов колокольных звонов. Представляет собой размеренные, одиночные удары, возвещающие, как правило, о начале богослужения;
  • перезвон – представляет собой одиночные удары в каждый колокол, от самого большого до самого малого;
  • перебор – это поочередные удары в каждый из колоколов, начиная с самого малого и заканчивая самым большим;
  • трезвон – является самым сложным видом колокольного звона. Он представляет собой звон во все колокола, совершающийся по особой технологии, и продолжающийся в течение трех подходов.

Православное богослужение невозможно представить без колокольного звона. Зачастую он торжественный и радостный, однако иногда может выражать грусть или быть сигналом тревоги. Подробнее о видах перезвона читайте ниже.

Использование колоколов

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.

Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

Колокола в Русской православной церкви

Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои. Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук. Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.

До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.

Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

К благовестникам также относят «часовые» колокола, звучащие по каждому часу.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

БольшиеСредниеМалые

Размещение колоколов

Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

Видео «Разновидности колокольного звона»

В этом видеоролике представлены основные виды звона колоколов.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.

Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Выводится он по аналогии с перебором, то есть включает все инструменты сразу. В народе его называют «во все тяжкие». Священнослужитель трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы.

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение. Интересная информация

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *