Кому являлся Христос?


Где и кому именно являлся Иисус?
Элизабет Митчелл
Введение

Некоторые люди заявляют, что евангельские повествования о местах, очевидцах и времени явлений Христа после Его воскресения весьма противоречивы. Писание призывает нас всегда быть готовыми дать ответ в своем уповании (1 Петра 3:15). Поскольку эти ответы, а также наша вечная надежда основываются на достоверности воскресения Христа (1 Коринфянам 15:17), нам нужно прояснить для себя «многие верные доказательства» (Деяния 1:3), описанные в Писании. Мы предлагаем изучить временную шкалу и доказательства в защиту важнейших событий в истории.
————————-
Противоречивые или дополняющие друг друга повествования?

«На гору»
Итак, где и кому именно явился Иисус? Кое-кто ставит под сомнение последовательность изложения событий в Библии, ссылаясь на фразу «на гору»:
«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились». (Матфея 28:16–17, курсив добавлен)
Так где же явился Иисус одиннадцати – на горе в Галилее или в Иерусалиме, за закрытыми дверями? Разве это повествование не противоречит истории, изложенной в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна?
«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим , и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Марка 16:14).
«И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Луки 24:33–37).
«В тот же первый день недели вечером, когда двери , где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Иоанна 20:19–20).
После Своего воскресения из мертвых Иисус несколько раз являлся Своим последователям и об этом не менее десяти раз упоминается в Писании. Начиная со дня своего Воскресения , Он «явил Себя живым… со многими верными доказательствами» (Деяния 1:3) и научал Своих апостолов и многих других последователей на протяжении сорока дней. Затем Он вознесся с горы Елеон, и апостолы были тому свидетелями (Деяния 1:9–12). Для того чтобы прояснить для себя эти спорные стихи, нам следует исследовать явления Христа с точки зрения того, когда и где они произошли, и кто был их свидетелями.
В 1 Коринфянам 15 Павел подводит итог и это дает нам информацию об этих и других явлениях, о которых не сказано в Евангелиях и в книге Деяний.
«Ибо я первоначально преподал вам, что и принял, , что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1 Коринфянам 15:3–7).

Мы знаем, что среди этих явлений было также явление Кифе (Петру), затем «двенадцати», и более нежели пятистам братьям одновременно, большинство из которых на время написания Павлом его послания были живыми свидетелями этого события.

Одиннадцать или двенадцать?

Кое-кто может отметить, что после смерти Иуды слова Павла о явлении «двенадцати» были ошибочны. Однако ко времени написания Павлом послания, предателя заменил Матфий (Деяния 1:20–26).
Примечательно, что все апостолы согласились с тем, что заменить Иуду должен был человек, который был с ними со времени крещения Господня и до дня его вознесения.1 Фактически, одна из ключевых задач этого замещения была в том, чтобы новый апостол был свидетелем Воскресения. А значит, к тому времени, как Павел начал писать свои послания, Матфий уже присоединился к «одиннадцати», и был непосредственным очевидцем воскресшего Христа, поэтому то, что Павел назвал эту группу людей «двенадцатью» — совершенно точное описание. И этот факт призван напомнить нам о том, что у Иисуса, кроме избранных Им апостолов, было очень много других последователей.
Женщины

Для того, чтобы согласовать между собой все четыре Евангелия, рассказывающие о действиях женщин, нам нужно, прежде всего, сфокусироваться на первых явлениях в день Воскресения. 28 глава Евангелия от Матфея, 16 глава Евангелия от Марка, 24 глава Евангелия от Луки и 20 глава Евангелия от Иоанна начинаются с прихода женщин (среди которых была и Мария Магдалина) к гробнице.2 Они обнаруживают, что она пуста, а камень отвален от гроба.
Мы считаем, что Мария Магдалина отделилась от остальных женщин после первого посещения гробницы. Вероятно, она поспешила найти Петра и «другого ученика» (Иоанна). Очевидно, остальные девять учеников не были с Петром и Иоанном в то утро, и о пустой гробнице им рассказали другие женщины.3 В Евангелии от Иоанна 20:1–2 говорится, что Мария Магдалина рассказала им о том, что тело Господа пропало. Когда Петр и Иоанн осмотрели пустую гробницу и ушли, Мария Магдалина осталась там в слезах, увидела ангелов в гробнице, спросила у них о теле Господа, а затем лично беседовала с Иисусом. В Иоанна 20:17 говорится, что Иисус послал ее сказать братьям, что Он жив, а в 18 стихе сказано, что она послушалась Его. В Евангелии от Марка 16:9–11 сказано, что Мария Магдалина была первой, кому явился Господь, и что ученики не поверили ее рассказу.
Тем временем другие женщины, обнаружившие, что камень отвален от гроба, зашли в гробницу и увидели ангела, сидящего справа. Вдруг они поняли, что там было два ангела, как отмечает Лука. Матфей и Марк упоминают только одного из них, возможно фокусируясь на ангеле, который непосредственно обращался к женщинам (Матфея 28:5–7; Марка 16:5–7; Луки 24:4–8). Ангел говорит женщинам идти и рассказать учениками и Петру (предполагая, таким образом, отделение Петра после его отречения и тот факт, что он не был с остальными ученикам), что Иисус воскрес и что Он встретит их в Галилее.
В Евангелии от Матфея 28:8–10 говорится, что женщины побежали сообщить об этом ученикам. Возможно, они разминулись с Петром и Иоанном, которые как раз направлялись к гробнице. Очевидно, пока женщины искали учеников в городе, Петр с Иоанном осматривали пустую гробницу, а Мария Магдалина пережила свою встречу с Иисусом. Явившись Марии Магдалине, Иисус посетил женщин, направлявшихся в город, и еще раз сказал им о том, что им следует идти и сказать братьям, что они увидят Его в Галилее. Возможно, Иисус лично явился им, потому что они были ужасно напуганы и боялись говорить с кем-либо (Марка 16:8). После встречи с Иисусом, они с радостью доставили апостолам Его послание. В Евангелии от Луки 24:9–11 подводится итог: «одиннадцать и все прочие» наконец-то услышали от женщин (в том числе и от Марии Магдалины) весть о воскресении Христа. Однако никто им не поверил.
Пустая гробница и другое

В Евангелии от Матфея 28:11–15 рассказывается об еще одном важном событии, происшедшем в то воскресное утро. Стражи рассказали первосвященникам обо всем, что произошло. С помощью взяток первосвященники распространили слухи о том, что ученики украли тело Христа, пока стражники спали. Поступив так, они подтвердили для истории тот факт, что гробница на самом деле была пуста.
События, описанные в оставшихся стихах 28 главы Евангелия от Матфея, произошли уже не в то воскресенье. В Матфея 28:16 рассказывается, что ученики пошли в Галилею (это путешествие заняло у них больше одного дня), и это произошло до явления, описанного в 17 стихе. Поэтому данное событие следовало после событий, описанных в других Евангелиях.
Иисус дважды явился отдельным людям лично, прежде чем явиться всем одиннадцати вместе. Первое из этих двух явлений описано в Евангелии от Луки 24:13–35 , а также вкратце в Евангелии от Марка 16:12–13. Услышав рассказ женщин, а также свидетельство Петра и Иоанна о пустой гробнице, некто по имени Клеопа со своим товарищем отправился в Эммаус. В пути они встретились с Иисусом, и получили от Него библейский урок, объяснивший им места ветхозаветных Писаний, которые были исполнены благодаря Его страданиям, смерти и воскресению. Когда эти двое поняли, что им довелось преломить хлеб с Иисусом, они поспешили обратно в город, чтобы сообщить об этом ученикам. Прибыв туда, они узнали, что Господь также лично явился Симону Петру. Об этой встрече с Петром упоминается в Евангелии от Луки 24:34, однако других подробностей о ней мы не имеем.
И, наконец, мы подошли к стихам, вызывающим сомнения. К этому времени уже наступил вечер воскресенья. В Евангелии от Луки 24:33 говорится о том, что двое, шедшие в Эммаус, «нашли вместе одиннадцать и бывших с ними». Однако мы знаем, что когда Иисус явился ученикам, Фомы с ними не было. Возможно, Фома по какой-то причине вышел, или его не было с ними на тот момент, а термин «одиннадцать» использовался для общего обозначения группы апостолов после смерти Иуды. В Иоанна 20:26 говорится, что Фоме пришлось прождать еще восемь дней, прежде чем Иисус снова явился ученикам.
Матфей не упоминает о явлениях Христа «одиннадцати» в тот день, когда они еще находились в комнате, однако мы находим эту информацию в Евангелиях от Марка и Луки. Мы знаем из рассказа Луки, что с учениками присутствовали и другие люди, и Иисус вкушал с ними пищу, доказывая, таким образом, что Его тело снова живо (Луки 24:42). Во время этих двух явлений в Иерусалиме, Он убеждал Своих последователей в том, что Он на самом деле жив.
Галилея

Явления в Галилее не описаны в Евангелиях от Марка и Луки, однако о них говорится в Матфея 28:16–17 и 21 главе Евангелия от Иоанна. В Матфея 28:16 отмечается, что одиннадцать пошли в Галилею, очевидно, ожидая явления Иисуса, поскольку Он обещал им это, передав послание через женщин. Согласно 21 главе Евангелия от Иоанна, Петр и шестеро других учеников решили пойти ловить рыбу. Иисус дал им совет забросить невод с другой стороны лодки. Вернувшись на берег, они увидели Иисуса, Который готовил для них завтрак. Иисус провел Свою знаменитую беседу с Петром «паси овец моих», и рассказал ему о предстоящей мученической смерти. Иоанн отмечает, что «это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении из мертвых», и это означает, что Он в третий раз явился к ним, как к группе (Иоанна 21:14). В первый раз это была встреча с одиннадцатью, кроме Фомы, а во второй раз Фома присутствовал там.

Явление на горе в Галилее, куда повелел им прийти Иисус (Матфея 28:16–17), произошло через какое-то время после Его явления на берегу. В этих стихах логично продолжено повествование, поскольку всего за несколько стихов до этого Иисус повелел женщинам сказать братьям, что они увидят Его в Галилее. После небольшой вставки о том, как иудейские лидеры вступили в сговор, чтобы объяснить, что тело исчезло, повествование ведет нас в Галилею, к обещанному явлению Христа.
Многие считают, что именно это явление на горе в Галилее было тем самым случаем, когда Иисус явился более пятистам человек одновременно (1 Коринфянам 15:6). К этому времени информация об обещанном явлении Христа должна была распространиться среди многих Его последователей, и им должно было хватить времени, чтобы собраться. В Евангелии от Матфея 28:16–17 конкретно не говорится, что с учениками были и другие люди, однако в этом стихе нет ничего, что могло бы исключить возможность того, что там собрались и другие Его последователи. Увидев Иисуса, ученики поклонились Ему, а иные все еще пребывали в сомнениях. Одиннадцать к этому времени уже видели Иисуса более одного раза, а некоторые даже ели с Ним, а значит слова «иные усомнились», скорее всего, относятся к тем, кто Его раньше не видел.

Последние явления

Из 1 Коринфянам 15:7 мы узнаем, что после явления на горе Иисус также являлся Своему сводному брату Иакову. Хотя нам не известно точное место, где состоялась эта встреча, логично предположить, что она произошла в Галилее, ведь, как следует из Евангелий, именно там выросли Иисус и Иаков (Матфея 12:46–50; cм. Матфея 13:55). Где бы ни произошла эта встреча, она должна была стать некоторым катализатором для Иакова, который был настроен скептически (Иоанна 7:5), и она должна была заставить его поверить, что его сводный брат – действительно Сын Божий.
В 1 Послании Коринфянам 15:7 также объясняется, что все апостолы видели Христа еще раз после Его встречи с Иаковом. Об этом событии упоминается в 1 главе книги Деяний (также см. Матфея 28:18–20; Марка 16:14–19; Луки 24:44–53). Иисус провел апостолов до самой Вифании в восточной части горы Элеон неподалеку от Иерусалима. Там Он дал им последние указания перед вознесением на небо.
Апостол Павел пишет: «а после всех явился и мне, как некоему извергу». Это явление произошло, когда Павел (в то время называемый Савлом) шел в Дамаск, чтобы подвергать преследованиям христиан (Деяния 9:1–9; 1 Коринфянам 15:7).
Заключение

Веря в достоверность Писания, а, значит, и в правдивость рассказов очевидцев, можно предложить такую возможную хронологию после воскресения и до вознесения Христа на основании событий, изложенных в Святом Слове Божьем.4
Хронология явлений Христа после Его воскресения

Как продемонстрировано на схеме, в рассказах о явлениях Христа после Его воскресения нет совершенно никаких противоречий. Мы, как хорошие репортеры, слагающие историю из показаний надежных свидетелей, должны исследовать все рассказы очевидцев, изложенные в Божьем Слове, принять по вере, что Писание есть истинным, и затем увидеть, как оно сливается воедино безо всяких уловок. Сложенные воедино, эти повествования рассказывают нам о самой важной истине в мире: Иисус Христос, Сын Божий, умер за наши грехи и воскрес, победив грех и смерть ради нашего спасения и во славу Божию. И те, кто, не видел Его– как мы с вами – призваны уверовать в Него и благодаря своей вере обрести невероятные благословения вечной жизни (1 Петра 1:8–9).

Ссылки и примечания

1 Учеников, за исключением Иуды, везде называют «одиннадцать» (Марка 16:14; Луки 24:33; Деяния 2:14). До смерти Иуды и присоединения Матфия учеников часто называли «двенадцать» (Луки 8:1; 9:12; 18:31; 22:3; 22:47; Деяния 6:2).
2 Если сложить воедино все четыре повествования, мы увидим, что в то утро к могиле пошли, как минимум, пять женщин: Мария Магдалина, другая Мария (мать Иакова?—Матфея 28:1), Саломия (Марка 16:1), Иоанна и другие женщины (Луки 24:10, к «другим женщинам» относилась Саломия и, по меньшей мере, еще одна женщина, не названная по имени).
3 В Библии четко не говорится о том, что женщины разошлись, однако в ней нет ничего такого, что исключило бы такую возможность. Если это предположение верно, значит проблематичные места можно с легкостью увязать между собой. В Луки 24:9–12 все одиннадцать учеников и некоторые другие последователи собраны вместе, однако это можно воспринять и как рассказ об отдельных действиях женщин и учеников, связанных в одном повествовании. Тот факт, что Иоанн упоминает только себя, Петра и Марию Магдалину, доказывает, что остальные женщины отделились от них. Кроме того, Иоанн включает в свое повествование явление Христа Марии Магдалине после того, как Петр и Иоанн посещают гробницу (Иоанн 20:11–18), в то время как в Евангелии от Матфея 28:9–10 говорится, что Иисус явился женщинам (предположительно без Марии Магдалины), когда они шли разыскивать учеников. Могут быть и другие способы увязать между собой подробности, окружающие первые явления Христа, однако это, как нам кажется, — самый простой подход.
4 Мы должны также помнить о словах из Иоанна 21:25!

См. раздел ИИСУС ХРИСТОС

  • Учение Церкви о Христе Спасителе иерей Олег Давыденков
  • Знакомимся с Иисусом из Назарета прот. К. Пархоменко
  • Иисус как Любовь и Возлюбленный архим. Нектарий (Мулациотис)
  • Иисус Христос в восточном православном предании прот. Иоанн Мейендорф
  • Господь Иисус Христос — Спаситель Мира еп. Александр (Милеант)
  • Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом? митр. Антоний (Храповицкий)
  • Иисус Христос — Искупитель человеческого рода cвт. Иннокентий
  • Господь Иисус Христос — Основатель Церкви еп. Исидор (Богоявленский)
  • Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия митр. Иларион (Алфеев)
  • Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете прот. Сергий Смирнов
  • Богочеловек Иисус Христос

Иису́с Христо́с – Богочеловек (Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек), Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель, Мессия (Помазанник); Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

Что означает имя Иисус Христос?

Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус – греческая форма еврейского слова «Иешуа», что значит помощь Бога, или Спаситель. Христос – греческое слово, означающее «Помазанник», на еврейском звучащее как Машиах – Мессия.

В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков, ввиду того, что они помазывались на служение особым освященным миром. Помазание было лишь внешним обрядовым действием. Тем не менее, считалось, что через это священнодействие на человека низводятся Божьи благословения.

Совершая Свое общественное служение, Христос действовал и как Царь, и как Первосвященник, и как Пророк. Как Царь Он проявлял власть над стихиями, изгонял демонов, совершал чудеса и знамения. Как Первосвященник — принес Себя в Жертву на Кресте, а как Пророк — возвещал волю Божью, обличал зло, посвящал в тайны грядущего. Однако в отличие от ветхозаветных помазанников Христос был помазан не вещественным миром, а непосредственно Духом Святым, в Нём обитала «полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

Кто такой Иисус Христос?

1) Иисус Христос — вочеловечившийся Сын Божий, одно из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Слово. По Своей Божественной природе Сын рождается в вечности (вне условий времени) от Бога Отца (по аналогии: как от ума рождается слово, от света — сияние, от тумана — роса).

Во исполнение воли Отца Сын Божий воспринял в Свою Ипостась человеческое естество (1Ин. 4:9). Восприятие человеческого естества Богом Словом произошло в самый момент сверхъестественного зачатия, в утробе Преблагословенной Марии. Тогда же одушевленная разумной душой плоть Иисуса Христа получила свое бытие. Так, через соединение двух природ, Божеской и человеческой, в едином Лице, Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком, во всём подобным нам, за исключением греха (Евр.4:15).

Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество, в результате соединения, не претерпело ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; никогда не разделятся. Поскольку Сын Божий — не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.

2) По Своему человеческому естеству Иисус Христос — Сын Пресвятой Богородицы, потомок царя и пророка Давида. Его зачатие осуществилось без участия семени мужа и без нарушения девства Марии, которое Она сохранила и при Рождении, и после Рождения Сына.

Ради чего явился Христос?

Как известно, Благой Бог «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.2:23). Но человек воспротивился воле Создателя, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). В результате грехопадения порча коснулась не только человеческой совести, но и самой человеческой сущности. Человек уже не мог порождать святых и безгрешных потомков, сделался склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр.7:48). Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (св. Григорий Синаит).

Избавиться же от власти греха человек мог не иначе как только особым вмешательством Всемогущего Бога. И вот, являя Свое беспредельное человеколюбие, Бог посылает в мир Своего Сына (Ин. 3:16).

Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола?

Выйдя на проповедь в возрасте тридцати лет Христос учил словом и примером. Подтверждая Свое Божественное посланничество и достоинство, Он не раз совершал чудеса и знамения, в том числе — исцеления от болезней и воскрешения. Апогеем служения стало принесение Себя в Жертву на Кресте во искупление грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Пет.2:24-25)

Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души праведников и, поправ смерть, воскрес. Затем Он неоднократно являлся Своим ученикам и на сороковой день вознесся на Небо, проложив путь в Царство Божие всем, кто последует за Ним. В День Пятидесятницы на апостолов сошёл Святой Дух, который с тех пор непрерывно присутствует в Церкви. Приобщаясь к Церкви Христовой и живя активной церковной жизнью, человек сближается с Богом, освящается, обоживается, в силу чего удостаивается вечной блаженной жизни на Небесах.

Как Христос подтверждал то, что Он и Бог, и Человек

Но Он также именует Себя и Сыном Человеческим. О Нем можно и должно говорить как о человеке, за исключением одного отличия – Он совершенный человек, ибо Он не имеет греха. Человеческая природа Иисуса Христа единосущна нашей, но она всецело свободна от первородного греха. В Нем вновь явлено человеческое естество во всей его непорочности и чистоте. Его человеческое естество пронизано Божеством, преображено и совершенно непричастно греху.

***

Весь мир живёт по календарю от Рождества Христова

Весь мир живет по календарю, который привязан к дате рождения Спасителя. Все попытки заменить календарь на какой-нибудь другой неизбежно проваливались. Поэтому всякий раз, когда мы называем ту или иную дату, она неизбежно привязана к дате рождения Иисуса Христа.

Иисус Христос – основатель самой многочисленной религии

Иисус Христос – основатель самой многочисленной религии, которую в наше время исповедуют более двух миллиардов человек на всей планете. Это единственная религия, чьи последователи живут во всех без исключения странах мира. В мире насчитывается более четырех миллионов христианских храмов.

Главная книга христиан — самая известная из всех книг в мире

Главная книга христиан Библия остается самой читаемой и издаваемой книгой в мире на протяжении вот уже двух тысяч лет. Она переведена на две с половиной тысячи языков. Ее совокупный тираж к настоящему времени превысил восемь миллиардов экземпляров, а самый читаемой частью Библии является Евангелие, содержащее жизнеописание Иисуса Христа.

Ни о ком в мире не сказано так много, как об Иисусе Христе

Ни об одном человеке на земле не говорилось и не говорится столько, сколько говорится об Иисусе Христе. В каждом из более чем четырех миллионов христианских храмов и молитвенных домов звучит проповедь о Христе. О Нем говорят профессора с университетских кафедр, о Нем пишут сочинения студенты, о Нем рассуждают, спорят, Им восхищаются, Его критикуют. Имя Иисуса Христа не сходит с уст вот уже две тысячи лет, ни одно другое имя на земле не произносится столь часто.

Ни об одном человеке не написано столько, сколько написано и пишется об Иисусе Христе. Помимо Евангелий сведения о Нем содержатся во множестве других книг, как художественных, так и научных. О Нем пишут в газетах и в интернете, ежегодно в разных странах защищаются тысячи диссертаций, посвященных различным аспектам Его жизни или учения.

Не было иной личности, которая оказала бы столь глубокое влияние на развитие культуры

В истории не было иной личности, которая оказала бы столь глубокое, всеобъемлющее и оплодотворяющее влияние на развитие человеческой культуры. Именно Иисус Христос на долгие века задал вектор культурного развития нескольких континентов. Начавшись на ближнем востоке, христианство очень быстро распространилась по территории Малой Азии и Северной Африки, затем перекинулось на Европу восточную и западную. В дальнейшем христианская цивилизация охватила собой обе Америки, Австралию, значительную часть Африки и Юго-Восточной Азии. И в каждом из этих регионов христианство оказало огромное, во многих случаях решающее влияние на развитие культуры, сформировало культурные коды целых народов.

Ни один человек в истории не сравнится с Иисусом Христом по числу посвященных ему живописных изображений. Общее количество размещенных в храмах изображений Христа, включая сцены из Его жизни, исчисляется десятками миллионов. Прибавьте к этому все посвященные ему произведения мировой живописи и скульптуры, их многочисленные репродукции на открытках и в альбомах – речь может идти о миллиардах таких изображений.

Ни одному человеку не посвящено столько музыкальных произведений, начиная от ранней христианской литургической музыки, включая многочисленные кантаты и величественные «Страсти» И. С. Баха. Образ Иисуса привлекает композиторов разных стран, времён и народов.

Влияние Иисуса Христа на нравственное состояние человечества беспрецедентно

Ни одну личность невозможно сравнить с Иисусом Христом по степени влияния на развитие нравственности. При полном отсутствии у Него каких-либо черт социального реформатора Его учение с течением веков стало причиной глубоких радикальных изменений во всей системе взаимоотношений между людьми не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне. Приведем примеры. Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианском учении базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, позволило искоренить неравенство в общественных правах, дискриминацию по национальному и расовому признаку и многие другие дефекты общественного устройства характерные для древнего мира.

Иисус Христос принципиально отличается от пророков других религий

Иисус Христос – единственный Человек, которого в течение вот уже двух тысяч лет многие почитают Богом воплотившимся. Во многих религиозных традициях существуют лица, почитаемые как пророки или как великие учителя (например, Магомет, Будда, Конфуций), но нет ни одного другого лица, которого почитали бы как Бога и которому молились бы как Богу.

Можно привести много других примеров влияния Иисуса Христа на развитие человеческой цивилизации в самых разных ее аспектах. Но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы понять причины, по которым рождение именно этого Человека стало точкой отсчета в нашем календаре, и почему именно Он самый знаменитый Человек за всю историю человечества. Во всемирном масштабе у Иисуса Христа нет конкурентов по объему влияния на умы и сердца людей на их личную и общественную жизнь на их мировоззренческие и нравственные установки.

***

Святые Отцы Собора IV-го, Халкидонского, собравшиеся в 451 году в количестве порядка 630 участников, определили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств в следующих словах:
«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы — по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев».

Догмат ста семидесяти святых отцов VI вселенского собора, Константинопольского. О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе:
«Проповедуем также, по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И два естественные хотения не противоположенные одно другому, как говорили нечестивые еретики — да не будет! Но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению».

***

Перестаньте говорить о Христе. Начните говорить со Христом. Перестаньте думать о Христе как о чем-то внешнем, далеком. Найдите Его внутри себя. Не выдумывайте себе Христа, позвольте Ему самому рассказать вам о Себе.
Не пытайтесь спасти себя. Позвольте Ему спасти вас. Он очень желает заботиться о вас, утешать вас, направлять; вы просто позвольте Ему сделать это, отодвинув свое я с Его пути.
Все, что нужно от вас, – это только смотреть в Его сторону и шептать: «Христе мой, спаси меня».
протоиерей Сергий Баранов (г. Орск)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *