Кондак и икос Михаилу клопскому

Михаил Клопский

Михаил Клопский в житии
Русская икона XVII века. Государственный исторический музей
В Википедии есть статьи о других людях с именем Михаил.

Михаи́л Кло́пский — православный монах, святой Русской церкви, преподобный, Христа ради юродивый, чудотворец Новгородский. Родственник князя Дмитрия Донского (по одной из версий, внук его боярина Боброка; по другой — незаконный сын его брата Андрея, по третьей — сын Великого Московского князя Семиона Гордого). Отказавшись от богатства и власти, Михаил принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришёл в Клопский монастырь в Новгородской республике.

В течение 44 лет, проведённых в Клопском монастыре, святой был примером аскетического монашеского подвига и строгого соблюдения устава, согласно житию, обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего, невзирая на лица. Скончался в 1453 или 1456 году.

Канонизирован Макарьевским собором 1547 года. Память Михаила Клопского совершается в Православной церкви 11 января (по юлианскому календарю).

Литература

  • Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики // Книжные центры Древней Руси: Севернорус. монастыри. — СПб., 2001.
  • Дмитриев Л. А. Житие Михаила Клопского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 2: (Втор. пол. XIV—XVI в.). — Ч. 2: А — К. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1988. — С. 302—305.
  • Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биогр. сказаний. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. — Повесть о житии Михаила Клопского: С. 185—198.
  • Дмитриев Л. А. Повести о житии Михаила Клопского. — М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.
  • Житие Михаила Клопского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 2: (Втор. пол. XIV—XVI в.). — Ч. 3: Библиогр. доп. Приложение. — СПб.: Дм. Буланин, 2012. — С. 146—148.
  • Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871 (репринт 1988). — С. 209—217, 232—235.
  • Кузьмин А. В. Князь Дмитрий Михайлович Боброк и род Волынских в XIV — середине XV в. // Вестн. / О-ва исследователей Древней Руси за 2000 г. — М., 2002. — С. 95—97.
  • Кузьмин А. В. Родословная князя Димитрия Боброка Волынского // Димитрий Донской и эпоха возрождения Руси. — Тула, 2001. — С. 130—131.
  • Мельников П. И. Метонимия в древнерусском литературном языке XV—XVII веков: (На материале Повестей о житии Михаила Клопского, о Луке Колочском, о Петре и Февронии, Житий Аввакума Петрова и Епифания): Автореф. дис. … к. филол. н. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1994. — 15 с.
  • Поппэ А. В. Порядная запись 1420 г. на постройку церкви св. Троицы на Клопске: (К вопросу об одном из источников жития Михаила Клопского) // Проблемы источниковедения. — М., 1961. — Т. 9. — С. 386—407.
  • Ранчин А. М. «Житие Михаила Клопского» // Литература Московской и домосковской Руси: Аналит. пособие. — М., 2008. — С. 355—362.
  • Поляева Н. К. «Житие Михаила Клопского» — оригинальный памятник древнерусской литературы XVI в. // Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. материалов Третьей Юж.-Урал. межвуз. науч.-практ. конф. — Челябинск, 2006. — С. 88—93.
  • Секретарь Л. А. Житие Михаила Клопского // Великий Новгород. История и культура, IX — XVII вв.: Энцикл. словарь / Отв. ред. В. Л. Янин. — СПб.: Нестор-история, 2007. — С. 176 — 177.
  • Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского // Средневековая Русь. — Вып. 6: К 75-летию акад. Л.В. Милова. — М.: Индрик, 2006. — С. 178—209.
  • Турилов А. А. Когда умер Михаил Клопский и кто предсказал церковную карьеру Новгородскому архиепископу Ионе // Славяноведение. — 2005. — № 4. — С. 43—49.
  • Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // Археогр. ежегодник за 1978 г. — М., 1979. — С. 52—61.
  • Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // Янин В. Л. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. — М.: Наука, 2004. — С. 286—296.

> Ссылки

  • Преподобный Михаил Клопский, Новгородский, Христа ради юродивый. Православная энциклопедия «Азбука веры».

МИХАИЛ КЛОПСКИЙ

Прп. Михаил Клопский

Михаил Клопский, Новгородский (+ ок. 1453-1456), юродивый, преподобный.

Память 11 января, 23 июня

Происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского. Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он. Об имени блаженного узнали нескоро. Младший сын Димитрия Донского, князь Константин Дмитриевич, в 1419 году лишен был своего удела и поехал в Новгород, где его помнили с 1408 года как великокняжеского наместника и теперь приняли с любовью. Когда блаженный Михаил читал на трапезе книгу Иова, то князь, услышав голос чтеца, подошел к нему ближе, всмотрелся, узнал и поклонился ему, сказав: «Это Михаил, сын Максимова, княжеского рода».

Преподобный Михаил был примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях. И Господь Бог, ведая сердце человеческое, не восхотел, чтобы великий подвижник оставался потаенным, и скоро явил славу его пред людьми, сообщая ему и дар пророческого предвидения, и силу творить чудеса.

В то время в Великом Новгороде и его окрестностях настала засуха. Дождя не было три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. И на месте, где преподобный на песке написал: «»Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Пс. 115, 4). На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», — пошла вода ключом. При наступлении голода, хотя хлебные запасы в обители не могли быть велики, но, по настоянию блаженного, кормили всех, при этом хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали. Святой обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение 22 января 1440 г. великого князя Иоанна III (1462-1505 г.) и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за его злодейства и, когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть. Многие пророчества будущего, относящиеся и к отдельным лицам, и к судьбе вольного Новгорода, все впоследствии сбылись.

Предчувствуя свое близкое отшествие, блаженный Михаил перестал ходить на обычное свое место в церкви, и во время богослужения стоял близ могилы недавно скончавшегося игумена Феодосия.

Скончался 11 января около 1453-1456 годов. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году.

Тропарь, глас 8

Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красо­ты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преподобне Богоносне Михаиле, / и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. / Но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

>Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.ру:

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Возбранный угодниче Христов, / иже яко Авраам изшел еси от земли твоея,/ и от рода твоего и от дому отца твоего, / и пришел еси в землю, юже ти Христос показа, / сотвори о нас мольбу к Нему, да взыдя на Гору Господню, / и став на Месте Святем Его, рцем Ти: / Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Икос 1

Ангелом бесплотным во плоти своей хотя подражати, себе самаго отреклся еси, яко в лепоту глаголати к тебе:

Радуйся, ангелоподобный мужу; радуйся от чрева матерняго в купели крещения, яко в мире священном омывыйся.

Радуйся, яко даны быста тебе два крила орла великаго, да париши от змия древняго; радуйся, двадесятих старцев от юности послушавый.

Радуйся, благочестия рачителю; радуйся, егоже благодетелей исчислити не можем.

Радуйся, яко велик еси родом и высок делы; радуйся, благочестие от прародителей яко предражайшее сокровище получивый.

Радуйся, яко богат еси невидимыми сокровищи; радуйся, от чрева матерняго Богу освященный.

Радуйся, от пелен соединение с Богом возымевый; радуйся, в поползновеннейшем к преткновению возрасте в добродетели укрепивыйся.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 2

Видящи умным оком, яко много вящше между последними быти у Бога, неже первенство у земнаго царя носити, взыскал еси еже предcтояти выну Богу и взывати: Аллилуия.

Икос 2

Разум Божий в душу твою прияв, возлюбил еси поношение Христово, паче великокняжеских почестей, и возрастил еси в сердце своем бисер духовных сокровищ, еже зря в тебе, преподобне отче Михаиле, вопием:

Радуйся, здешняя презревый, тамошняя же взалкавый; радуйся, Господа твоего паче всех возлюбивый.

Радуйся, добродетели высокия в сердце твоем вскоренивый; радуйся, в заповедях Господних вся дни живота твоего ходивый.

Радуйся, благодать Господню в сердце твое заключивый; радуйся, и тело твое тою просветивый.

Радуйся, благодать помощи нам грешным у Господа стяжавый; радуйся, оную и по смерти сохранивый.

Радуйся, мужеством украшенный; радуйся, смирением и кротостию Богу угодивый.

Радуйся, яко сердце твое Господу принесл еси; радуйся, Святыя Троицы селение.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 3

Сила Божия укрепляше тя на подвиги, блаженне Михаиле, егда из пределов московских изшед, всяку гордость мира презрев и временная оставив, взыскал еси вечная, воспевающе Богу: Аллилуия.

Икос 3

Имея всякое тщание ко спасению, вселися во обитель Живоначальныя Троицы, якоже бо в животе твоем всякие добродетели и благостыни исполнен был еси, сице и по смерти добро творити не престаеши всем с верою призывающим тя и вопиющим о Бозе сицевая:

Радуйся, постом и воздержанием плоть свою духу покоривый; радуйся, неисчерпаемый источник для жаждущей братии и для нас грешных из земли изводивый.

Радуйся, от источника Божественнаго напоенный; радуйся, вечною славою на небесех венчанный.

Радуйся, благодатию Божией насыщенный; радуйся, в ризу спасения облеченный.

Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый; радуйся, манною слова Божия люди напитавый.

Радуйся, мудрый странниче, иский отечества горняго; радуйся, пришельче, знатность рода сокрывый глубиною смирения в мире дольне.

Радуйся, маслино благоплодная, на пажити Новаграда насажденная; радуйся, обители Клопския светлая похвало.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 4

Бурею многих бед и волнений житейских одержимым нам помогай, отче Михаиле, якоже и в море плавающим помогл еси, да вси тобою вспомоществуеми, благодарно о тебе поем Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышаще и ведуще тя, премудре, сказателя Таин Божиих и истиннаго пророка, прихождаху к тебе князи и простецы, имже не токмо грядущее открываше, но и на путь истины Евангельския наставляше, сего ради, яко пастыря и отца нашего, ублажающе зовем ти:

Радуйся, почестей суетных избегавый; радуйся, юродство Христа ради на ся восприявый.

Радуйся, рабе благий и делателю добрый; радуйся, наказателю злых и прогонителю нечестия бодрый.

Радуйся, добродетельми небесныя дары стяжавый; радуйся, благим житием праотцем и пророцем подражавый.

Радуйся, яко Даниилово обиталище Духа Святаго был еси; радуйся, яко Ильину ревность по Бозе в сердце твоем носил еси.

Радуйся, кротости Христовы подражателю; радуйся, предивный нестяжателю.

Радуйся, богатство тленное презревый; радуйся, сокровище духовное возлюбивый.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 5

Боготечную стезю, еюже пройде великий Предтеча наш Иоанн, всегда зря, безпреткновенно поприще жизни сея шествовал еси, дондеже достигл еси града, в немже многия обители благословенныя уготованы у Отца Небеснаго от сложения мира, идеже восклицают друг ко другу: Аллилуия.

Икос 5

Видеша ангели и человецы, якоже сотвори тя Бог зело добра, отнюдуже и мы грешнии, не ведущи како нарещи тя восклицаем:

Радуйся, небо, благими детельми украшенное; радуйся, земле, хлеб сторичный приносящая.

Радуйся, светило, тьму безбожия прогоняющее; радуйся, былие, всякому угодное.

Радуйся, древо, посреде рая Христова посажденное; радуйся, человеколюбия бездно

Радуйся, сострадательства пучино; радуйся, страха ради благочестия не предавый.

Радуйся, яко мысли твоя страсти не предаде; радуйся, от странствия сего во иное жилище имения твоя предпославый. Радуйся, славу твою внутрь имевый; радуйся, не плотская, но духовная чада себе стяжавый.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 6

Проповедницы славы Божия быша твоя сладкоглаголивая уста, имиже всегда велегласно во храме Господнем слово Божие читающе, милость и суд Его возвещал еси и глаголал: Аллилуия.

Икос 6

Возсия в сердце твоем Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир. Ты же, яко мудрыя девы со светильники своими, сретил еси Его, отонюдуже глаголем ти:

Радуйся, яко общение твое со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом; радуйся, от юности храм Святаго Духа бывый.

Радуйся, Аврааме глаголяй Богу: Господи, не мини раба Твоего; радуйся, получивый верою обетование.

Радуйся, поруганием и ранами искушение приемый; радуйся, в милостех пришедый.

Радуйся, угасивый силу огненную; радуйся, Писаний Священных испытателю.

Радуйся, апостол подражателю; радуйся, Христово благоухание.

Радуйся, немощствующих душ приятелю; радуйся, нечестивых наказателю.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 7

Хотящу достойно почтити тя подобает подражати святому житию твоему: ничтоже бо благоугодно тебе, токмо хранити словеса Господни и глаголати: Аллилуия.

Икос 7

Новую заповедь написа нам Иоанн, яко тьма мимоходит и Свет истинный сияет, в Немже ты ходя, видел еси и дальняя яко ближняя. Сего ради вопием ти:

Радуйся, луче немерцающаго Солнца; радуйся, при потоце слова Божия воспитанный.

Радуйся, многия добродетели, яко в великий корабль, в свою душу собравый; радуйся, земле, в небо претворенная.

Радуйся, прилежащия путы расторгнувый; радуйся, непорочности хранителю.

Радуйся, добре во всем поживый; радуйся, яко тебе сущу на земли постави Христос храмину нерукотворенну на небеси.

Радуйся, Авелю, себе самаго Богу в жертву принесый; радуйся, новый Мафусаиле, не девять сот шестьдесят девять лет, но во веки живый.

Радуйся, Давиде, мысленного Голиафа победивый; радуйся, Илие, ревностию по Бозе ревновавый.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 8

Странное видение: яко ты, человек сый, творил еси паче человека. Все бо земное благородие оставив, Христа ради на земли юрод был еси, и сам отрывал еси от себе тщеславие: безчестие и укоризны претерпел еси, сего ради невозбранен восход к небеси обрел еси, глаголя: Аллилуия.

Икос 8

Весь Богу предався жертву живу себе самаго принесл еси Ему, Его же ради слышиши от нас:

Радуйся, Боговидцев нравом уподобивыйся; радуйся, ревнителю пророков.

Радуйся, словесы твоими Великий Новград облагоухавый; радуйся, небесных врат достигнувый.

Радуйся, будущее предсказавый; радуйся, алчущия души напитавый.

Радуйся, яко ты еси пищею нетленною в живот вечный многия руководствовал еси; радуйся, тьму нечестия прогоняяй.

Радуйся, яко песнь Богу безпрестанно воспевал еси; радуйся, яко слух твой к Нему преклонил еси.

Радуйся, рая красного крине святый, благоухание ему бывый; радуйся, благочестия учителю.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 9

Всякое житейское попечение отложив, узким и прискорбным путем шел еси, единожды в седмице вкушая хлеба и воды, и тако всю жизнь твою скончал еси, широкий же и пространный путь возненавидел еси, во еже звати Богу: Аллилуия.

Икос 9

Вития многовещанныя быша деяния жизни твоея: имиже, яко многочисленными устами научил еси взывати к тебе:

Радуйся, призванный во общение Господа нашего Иисуса Христа; радуйся, яко ты благовестия апостольскаго послушал еси.

Радуйся, яко тебе слово крестное, еже погибающим юродство есть, сила Божия бысть; радуйся, поправый премудрость мира сего.

Радуйся, обогативыйся благодатию Божиею; радуйся, слово Божие чернилом и тростию на хартии начертавый.

Радуйся, яко ты и сам спаслся еси и послушающии тебе; радуйся, не туне хлеб твой ядший.

Радуйся, при трудах своих непрестанно мысливый о Бозе; радуйся, за благодеяния Его благодарение воздаваяй.

Радуйся, во всем покоривыйся истине; радуйся, яко ты духом начен, духом и скончавался еси.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 10

Хотя спасти себе и нас от потопления лукаваго, якоже апостоли ко Христу, спящу на корабли, вопил еси молитвою: Господи, спаси ны, погибаем. Он же восстав, запрети злым помыслом, ветром и морю прелестей, и бысть в души твоей тишина велия. Мы же, чудящеся ветры и мореукрощающему, глаголем: Аллилуия.

Икос 10

Стена тебе бысть благодать Божия спасительная всем человеком, яко есть крепость, утверждение и прибежище наше. Ея же ради приветствуем тя:

Радуйся, яко избави тебе Христос от мысленнаго фараона; радуйся, яко проведе тебе чрез море искушений, яко по суху.

Радуйся, столпе неколебимый вражиими прилоги; радуйся, посрамивый терпением врага.

Радуйся, благочестия реко; радуйся, чудес тучами обогащенный.

Радуйся, сокровище некрадомое; радуйся, отчаянных заступниче.

Радуйся, Христа вселивый в душу твою; радуйся, Великаго Новаграда похваление.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 11

Пение и благодарение Владыце возсылаше человек, егоже ты в мори с кораблем потопляема по водам ходя избавил еси от потопления. Мы же удивляющеся таковому Божиему чудеси, вопием: Аллилуйя.

Икос 11

Светоприемную свещу во обители Святыя Троицы зрим тебе, идеже ты Духа Святаго имея в сердце твоем, волею в юродство преложился еси на пользу, яко глаголати к тебе:

Радуйся, истинный учениче Христов; радуйся, ум свой вперивый к Нему.

Радуйся, Ваалу мира сего не послуживый; радуйся, Евангельскому совету от юности повинувыйся.

Радуйся, наставниче монахом; радуйся, ангеле, плотию одеянный.

Радуйся, ласкательством мирских сынов не уловленный; радуйся, играние плоти обуздавый.

Радуйся, смирения Христова ревнителю; радуйся, яко ты постом своим и бдением многи удивил еси.

Радуйся, благословением своим тщия житницы хлеба исполнивый;

радуйся, светильниче светлейший солнца.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 12

Благодать возблагодать приявшая матерь наша Церковь водою и духом породи тебе, чадо свое, еже выну благодарити Богу и звати нам: Аллилуия.

Икос 12

Поющия твоя шествия к горним селениям, отче Михаиле, нектому в зерцале и гаданиих, но лицем к лицу зриши Святую Троицу, взываем ти:

Радуйся, яко ты достойную трудом своим почесть стяжал еси; радуйся, со Христом победивый мир.

Радуйся, яко смерть твоя не есть смерть, но преставление; радуйся, яко ты на небеса вшел еси.

Радуйся, яко ты в недрех Авраамлих воспочил еси; радуйся, яко горняго света исполняешися.

Радуйся, яко ты Великому Царю предстоиши выну; радуйся, яко ты к Самому Источнику красоты пришел еси.

Радуйся, тяжкаго узилища жизни избежавый; радуйся, яко ты за труды достойную мзду обрел еси.

Радуйся, яко ты чудным удовольствием наслаждаешися; радуйся, даров небесных вместилище.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 13

О, всехвальне и преблаженне Михаиле, емуже Господь и Спас наш Иисус Христос со Духом Святым даде пред Престолом Своим предстояти! Помяни вся ны, верою память твою почитающия, и моли о мире всего мира, да святится выну имя Пресвятой Троицы егда глаголем: Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Сей акафист писан со скорописнаго грешным рабом Божиим Феодором 1869 Августа 13.

Молитва святому преподобному Михаилу Клопскому

О, преподобне и преблаженне отче наш Михаиле, ты, возжелав усердно шествовати во след Господа нашего Иисуса Христа, вся плотская мудрования отринул еси: ты отечество свое, род и временное благородство и земнаго царствия наследие оставив, монашества и юродства путь ко спасению и к наследию Царствия Небеснаго предызбрал еси; пришед же дивне во обитель Пресвятыя Троицы, в ней трудолюбно и богоугодно подвизаяся, по премногу ко устроению ея споспешествовал еси и, от всех бед, от глада, вражняго нахождения, и огненнаго запаления, от всякаго зла оную сохраняя и защищая живущих в ней и к ней притекающих, пути Господню поучал еси; ты и ныне, Пресвятей Троице со всеми святыми предстоя и непрестанно насыщаяся зрения Божества Трисветлаго, поминай, молим тя, чтущих святую память твою, не премолчи, угодниче Христов, ко Господу моляся, да Он, благодатию своею приосеняя притекающих к тебе и мощи твоя устами и сердцем лобзающих, здравы и невреди мы сохранит и от всякия напасти свободит, подая путешествующим в пути благоспешество, болящим здравие, печальным утешение, сирым, вдовицам и всем напаствуемым скорое заступление и вспоможение и от вражиих наветов твердое ограждение и защищение. Не престай же моляся и о Богохранимей стране нашей, яко да, твоим предстательством и молитвами сохраняеми, вси возможем подвиг течения неблазненно совершити, славящее Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иная молитва

О, всехвальне угодниче Христов и чудотворче предивный Михаиле! Услыши убо ныне моление наше и милостив сотворися к нам грешным, с верою на честный образ твой взирающим и к раце святых мощей твоих припадающим. Ты аще и жил еси на земли, обаче дела ангельския творил еси. Неуклонно волю Божию исполняя многия добродетели стяжал еси и подвигом юродства Христа сугубо прославил еси. Ныне же в царстве славы вечно пребываеши и молишися за ны, сродницы твоя земныя. Молим тя, отче преподобне, воззри милостиво на ны, немощныя чада твоя духовныя, испроси нам на враги одоление, в скорбех заступление, Церкви Православной мир и утверждение, архипастырем крепкое в истине стояние и духовное прозрение, пастырем милосердие и долготерпение, пастве кротость и послушание, монашествующим смиренномудрие и истинное покаяние, помози сохранитися нам от всякаго прилога диавольскаго неврежденны и даже до конца молитвами твоими неосуженных нас свободи, яко да твоим заступлением и помощию спасаеми в любви и единомыслии прославим Бога, давшаго тебе крепость, Ему же покланяемся и благочестно воспеваем Триипостасную Державу Отца, и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Михайло-Клопский монастырь

Наш Северо-Запад
МИХАЙЛО-КЛОПСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Если от Великого Новгорода поехать по дороге в сторону Шимска и дальше на Псков, то примерно через 20 км слева вы увидите поклонный крест. От него дорога идет в глубину новгородской земли, к берегам реки Веряжи. Здесь примерно с XVI века, а может, и раньше, расположился Михайло-Клопский монастырь. И монастырь не так заметен, как остальные новгородские, и про этого святого мы знаем значительно меньше, чем, например, про Варлаама Хутынского, но не умаляется от нашего незнания сила молитвы прп. Михаила Клопского.
Приход Михаила, Христа ради юродивого, в Клопский монастырь Святой Троицы при игумене Феодосии, избранном позже на владычный стол.
А пришел в Иванову ночь. Поп Макарий, покадив в церкви на девятой песне, пошел в келью. Пришел к келье — а келья открыта. Вошел он в келью, а там старец сидит на стуле, горит перед ним свеча, а он переписывает деяния святого апостола Павла — рассказ о плавании. Поп, перепугавшись, попятился и вернулся в церковь. Пришел и рассказал о незнакомце игумену Феодосию и инокам. Игумен Феодосии, взяв крест и кадило, пошел к келье с братиею, а сенцы в келью уже заперты. И он заглянул в окно кельи — старец сидит и пишет. Тогда игумен сотворил молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!» А незнакомец в ответ сотворил эту же молитву.
Долго пытались монахи выяснить, как же зовут незнакомого старца, но он не отвечал им. Просто повторял их же вопросы. Все устали.
Так и не могли допытаться о его имени. И Феодосии молвил старцам: «Не бойтесь, старцы, Бог нам послал этого старца».
Потом позвонили к обедне, и поп Макарий пошел в церковь. Начали служить обедню. И когда запели «Единородный», видят — старец тот в церковь вошел и тоже начал петь «Единородный сын и блаженный» и «Апостол» и всю обедню пел до конца. Когда поп кончил обедню, то подошел с просвирой к Феодосию игумену. И Феодосии, взяв просвиру, дал ее старцу, да молвил ему: «Иди, старец, к нам в трапезную хлеб есть». И он пошел со всеми в трапезную. А когда поели, то Феодосии сказал ему: «Оставайся у нас, старец, живи с нами». И сам Феодосии ввел его в келью.​


Старец этот был наделен духом прозорливости. Монахи это сразу заметили.​
Прошло немного времени, и говорит Михаила игумену Феодосию: «Будут к нам гости». Спрашивает его Феодосии: «Сын мой, что за гости будут?» А он ничего не ответил. Пошли Феодосии игумен и старец из церкви от обедни, отпев обедню, а на монастырском дворе стоят трое неизвестных. Игумен Феодосии дал им по просвире: двое взяли, а один не взял. И говорит старец Феодосию: «Зови их хлеб есть — ведь они издалека пришли». И Феодосии сказал: «Пойдем, дети, в трапезную поедим хлеба». А один из них ответил: «С нами, отче, есть еще люди, наши товарищи». Тогда Феодосий игумен и Михаила говорят: «Пусть кто-нибудь из вас пойдет да позовет остальных — поедим: все вместе». Один из них пошел и позвал остальных. А их идет тридцать человек, все в доспехах, с оружием и сулицами.
Вошли в трапезную хлеб есть. Феодосии и Михаила говорят им: «Садитесь, дети, хлеб есть». Все сели за столы и поели, а двое не стали есть. Тогда сказал им Михаила: «Не сбудется ваш умысел, с которым вы сюда пришли!» И сразу же худо стало тем двоим, которые не ели. Встали все от трапезы, прославляя Бога и святую Троицу, а один из гостей дал сто бел на трапезу и молвил: «Позаботьтесь, отцы, о наших товарищах — а мы от вас с миром пойдем!» И лежали двое больных пять дней. И один из них, сильно занемогший, захотел постричься в чернецы. Но Феодосии не смел постричь его. Тогда сказал Михаила Феодосию: «Постриги, отче, братом нам будет». И постригли его и нарекли в монашестве Ерофеем. А другого, когда поправился, отпустили, и Михаил сказал ему: «Иди да передай своим друзьям, чтобы с этой поры они больше не грабили и не разбойничали, оставили бы свои грехи».

Умиротворяющая простота пейзажа. Живи здесь, молись, думай о вечном.
Неожиданно открылось, что старец этот — из благородной княжеской семьи. Кем он приходится Дмитрию Донскому — четких указаний нет в житие, но князь Константин, о котором речь пойдет ниже — последний сын Дмитрия Донского. Он родился за пару дней до успения отца.
Вскоре после этого, на Преображение Господне, приехал причащаться и монастырь кормить князь Константин с женою. За обедом Михаила заставили читать книгу Иова праведного. И князь, услышав голос старца, посмотрел ему в лицо и узнал его. Говорит он ему: «Да ведь это Михаил, Максимов сын». А тот молвил князю в ответ: «Бог знает». Тогда Феодосии сказал: «Почему, сынок, своего имени нам не назовешь?»
А он в ответ: «Бог знает». И с той поры назвал свое имя — Михаила. И начали называть его Михаилом. Князь же сказал игумену и старцам: «Вы берегите его — этот человек нам родня». С тех пор игумен начал заботиться о старце.

Этот колодец непростой, вода в нем чудотворная по молитвам святого.
Случилось — в Веряже вся вода высохла. Была засуха три года подряд. Раз пошел пономарь за водой для церкви, видит — Михаил пишет на песке: «Чашу спасения приму, имя господа призову. Тут будет источник неисчерпаемый». И пономарь, как обедню отпели, рассказал об этом игумену Феодосию. Пошел игумен с Михаилом на берег, посмотрел он, что написано на песке, и спросил у Михаила: «Что, Михаила, написано на песке?» А Михаила отвечает: «На песке написано — чашу спасения приму, имя господа призову. Тут будет источник неисчерпаемый». Сотворили молитву игумен с Михаилом. Покопали немного — и ударила вода ключом. Так до сих пор на этом месте бьет источник неиссякаемый.
В том же году голод был по всей Новгородской земле. Опечалился игумен Феодосии и вся братия. А Михайло говорит Феодосию: «Не скорби, отче, Бог напитал сорок тысяч человек в пустыне, не считая женщин и детей». И умолил Михаила игумена Феодосия и старцев, чтобы повелели рожь в котле варить да давать странникам. И начали старцы роптать на Феодосия и на Михаила. Тогда Феодосий с Михаилом сказали: «Пойдем в житницы и посмотрим». И нашли в житницах всего в изобилии — ничего не убавилось. После этого повелели еще больше варить рожь и раздавать народу безотказно. И прославили Бога, и святую Троицу, и угодников его.

Троицкий собор в лесах с 80-х годов прошлого века. Реставрация не закончилась. Она даже еще по-настоящему и не начиналась. Просто удалось хотя бы законсервировать состояние стен, кладки и фресок.



А вот так все начиналось:
Некоторое время спустя пришел в Клопский Троицкий монастырь, в
Лазареву субботу, опечаленный князь Константин Дмитриевич, прося благословения у игумена Феодосия и у Михаила. Говорит он игумену Феодосию и старцу Михаилу: «Печален я ныне — братья мои не отдают мне вотчины». А Михаил ответил ему: «Князь, не горюй, будешь на своей вотчине — в скором времени пришлют за тобой братья. Послужи, князь, Святой Троице, построй храм каменный, а Святая Троица за это уготовит тебе храм Божий на небесах»
И спросил князь у игумена Феодосия: «Отче, есть ли такие мастера? Хочу каменный храм поставить живоначальной Троице на свое поминовение и своих родителей». Тогда послал Феодосий за мастерами и позвал мастеров Ивана, Клима и Алексея. Спрашивает князь мастеров: «Построите мне храм каменный живоначальной Троицы, такой же, как церковь Николы на Лятке?» Мастера ему ответили: «Можем, господин князь, тебе послужить с помощью Божьей и живоначальной Троицы». И подрядил князь мастеров; дал в задаток им тридцать рублей, а потом им получить сто рублей и по однорядке, и хлеб им есть монастырский, без наймитов.
Заложили храм в 6931 (1423) году, 22 апреля, в день памяти преподобного отца нашего Феодора Секиота. И уже возвели стены в рост человека. А камень возили водой. Вдруг поднялся такой сильный ветер, что все призадумались: и камень водой везти нельзя, и мастерам на церкви не устоять. Нигде ничего не достанешь — такая непогода. И стояло ненастье две недели. Тогда мастера решили уйти. Князь стал тужить, что церковь не достроена, а ему уже в Москву ехать. И Михайла говорит князю: «Князь, не тужи! Бог даст наутро тишину». И утром стало тихо. А Михайла говорит мастерам: «Помолитесь Богу — Бог возводит храм незримой силой». И, как предсказал Михаил, дал Бог благоприятный ветер: за камнем поедут — по ветру, назад с камнем — ветер тоже по
путный.
Приехал князь Константин с угощением и питием на завершение храма с княгиней и с боярами, рад был очень. А окончен был храм живоначальной Троицы в 6932 (1424) году 24 сентября, в день памяти святой первомученицы Феклы, благословением игумена Феодосия и молитвами и молением Христова угодника Михаила.
Говорит князь Константин игумену Феодосию и старцу Михаилу: «Вашими, отцы, молитвами пришла ко мне весть от старших братьев — дают мне вотчину мою». Феодосий и Михайла в ответ ему: «Поезжай, чадо, с миром — примут тебя с любовью. Не забудь, чадо, дома Божьего и храма живоначальной Троицы, и нас, своих нищих». И сказал князь: «До конца жизни своей не забуду дом Божий и храм живоначальной
Троицы и вас, своих смиренных Богомольцев!» И поехал князь в Москву
к братьям, и приняли его с честью.
Предсказал Михаил Феодосию игумену: «Быть тебе на владычестве, и введут тебя во владычен двор, избранным на владычество, и пробудешь владыкой три года». А в то время болел владыка Иоанн три года, и избрали на владычество честна мужа из Спасо-Хутынского монастыря Семена. Ввели его во владычен двор, и три года владычествовал без посвящения, а потом посвятил его митрополит, и владычествовал еще три года. После него по жребию ввели во владычен двор Феодосия, мужа честна, как предсказал Михаил. На владычестве пробыл он три года, а потом свели его с владычного двора бояре и отослали в монастырь. И прожил он еще в монастыре при Евфимии два года: Евфимия, так нарекли на владычестве мужа честного Емельяна, ввели во владычен двор после Феодосия.
Раз исчез из монастыря олень — и Михайла с ним. Три недели Неведомо где пропадали и Михайла и олень. А в это время, накануне Покрова, преставился Феодосий. Послали за владыкой Евфимием, чтобы проводил Феодосия, а тот не поехал. Три дня лежал игумен непогребенным. Тогда собрались люди добрые из города, и понесли игумены и попы Феодосия к могиле, хоронить, смотрят — идет Михайла, а за ним олень, ничем не привязан: только у Михаила клочок мха в руке, и олень за мхом тянется. И положили Феодосия в могилу, и погребли с честью.
Как-то хватились старцы Михаила на Святой неделе, а его в монастыре нет. Он же в это время появился в городе, в притворе святой Софии. Узнал его посадник Григорий Кириллович, как кончилась заутреня, и говорит Михаилу: «Вкуси хлеба с нами вместе». А он в ответ: «Бог знает». Посадник приставил к нему человека, и тот не успел спохватиться, а Михаила как не бывало. В Клопском же монастыре пошел поп в церковь служить обедню, смотрит — в притворе стоит Михайла. Пошли иноки из церкви в трапезную хлеб есть. Немного поели, а посадник в Клопский монастырь человека прислал посмотреть — в монастыре ли Михайла, а он уже в монастыре. И рассердился на монастырь посадник Григорий Кириллович. Приехал он в монастырь в Великий день на обедню в церковь святой Троицы. Игумен, отпев обедню, вышел из церкви, а посадник с ним. Остановил посадник игумена и старцев на дворе, говорит: «Вы не пускайте коней и коров на жары — это моя земля. И в реке Веряже, и по болоту, и около двора моего рыбу не ловите. А если начнете ловить, то я повелю рыбакам вашим руки и ноги перебить». Михаил же посаднику в ответ: «Сам останешься без рук и без ног и едва не потонешь!» Послали игумен и Михаила рыбаков ловить рыбу на реку и на болота. И посадник пошел на реку, а рыбаки как раз тянут сети. Побежал он к ним, к реке, да в реку сам за ними погнался, ударил кого-то рукой, хотел второй раз ударить, но промахнулся, упал в воду и едва не утонул. Подоспевшие люди подняли его, повели, а у него, по пророчеству Михаила, и руки и ноги отнялись. Рано утром привезли его в монастырь. Но Михаил не велел его в монастырь впускать, и не брать от него ни кануна, ни свечи, ни просвиры. И сказал Михаил: «Не корми, не пои ты нас, только не обижай». Игумен же и братия в сомнении были, не приняв от посадника ни кануна, ни просвир. А привезшие посадника поехали прочь, угрожая: «Мы пожалуемся владыке и Великому Новгороду, что вы не захотели за посадника молебен петь и ни просвир, ни кануна не принимаете». И пошли Яков Андреанов, Феофилат Захарьин, Иоанн Васильев жаловаться владыке и Новгороду. Владыка послал своих протопопа и протодьякона к Михаилу и к игумену, повелевая: «Пойте молебен и обедню за посадника!» А Михаил сказал протопопу и протодьякону: «Молим Бога о всех людях, не только о Григории. Пусть он поездит по монастырям и попросит прощения у Бога!»
Поехал посадник по монастырям и по всем городским церквам и стал давать милостыню. Ездил он так по монастырям год и полтора месяца, но ни в одном монастыре не обрел себе исцеления. И, вернувшись, послал сказать владыке: «Не обрел я себе помощи в монастырях». А владыка: «Чадо, теперь поезжай ты в монастырь святой Троицы да попроси милости у святой Троицы и у старца Михаила». И своих попов послал владыка с посадником. Когда приехали они, то Михаил повелел молебен петь и обедню. Внесли посадника в церковь на ковре, а он даже перекреститься не может. Стали молебен петь святой Троице. Когда дошли до кондака, то начал рукой шевелить, а целый год и полтора месяца ни рукой, ни ногой не двигал. Когда пошли с Евангелием на выход, то перекрестился и сел. А когда дошли до переноса, то, встав на ноги, стоял до конца службы. Отпев обедню, пошли в трапезную, где посадник обед поставил. И посадник сказал: «Святая братия, хлеб да соль вам, отцы!» Михайла же ответил на это: «Уготовил Господь любящим его и заповеди его хранящим». И еще сказал Михаил: «Кто зачинает рать — Бог того погубит!» С тех пор стал посадник добр и к Михаилу и к монастырю.
Поспорили из-за земли Олферий Иванович с Иваном Семеновичем Лошинским. И предсказал Михаила Олферию Ивановичу: «Будешь ты без рук и без ног и онемеешь!» Вот пришел Олферий Иванович к церкви святой Богородицы в Курецке да говорит: «Брат Иван, здесь моя земля!» Ударили по рукам и Олферий Иванович рукавицей оземь. Наклонился за рукавицей, а у него рука и нога и язык отнялись, и не говорит.
А это руины трапезной и надвратной Никольской церкви. Смотреть больно. Но монахи молятся, работают и восстанавливают по кирпичику.
А вот другое предсказание — Никифору попу. Украл поп панагию, и Михаил говорит ему: «Ума лишишься!» И после этого у попа ни ума, ни памяти. Велел Михаил в печи золу раскопать, а там панагия.
И еще. Пришла беда монастырю от владыки Евфимия Первого — захотел деньги с монастыря получить. И взял из монастыря коня вороного. А Михайло владыке сказал: «Мало тебе жить — все останется!» И с тех пор разболелся владыка и преставился.
В те годы ввели во владычен двор владыку Евфимия Второго. Владычествовал он три года избранным, но не посвященным. Раз приплел владыка в Клопский монастырь братию кормить. Вот, сидя за столом, владыка и говорит: «Михайлушка, моли Бога за меня, чтобы было от великого князя согласие на посвящение». А в руках у владыки платок. Михаила хвать из рук владыки платок и на голову ему: «Поедешь в Смоленск, и там посвятят тебя во владыки». И ездил владыка в Смоленск и получил там посвящение. Приехал он снова к Михаилу: «Бог меня посвятил и митрополит». А Михаил владыке молвит: «Еще позовут тебя в Москву, и тебе придется ехать и бить челом великому князю и митрополиту».
Приехал в ту пору в Новгород князь Дмитрий Юрьевич и пришел в Клопский монастырь у Михаила благословиться. Говорит он: «Михайлушка, скитаюсь вдали от своей вотчины — согнали меня с великого княжения!» Михайла ему в ответ: «Всякая власть дается от Бога». Попросил князь: «Михайлушка, моли Бога, чтобы мне добиться своей вотчины — великого княжения». И Михаил ответил ему: «Князь, добьешься трехлокотного гроба!» Но князь, не вняв этому, поехал добиваться великого княжения. Тогда Михаила сказал: «Всуе стараешься, князь,— не получишь, чего Бог не даст». И не было Божьей помощи князю. Спросили в то время у Михаила: «Пособил Бог князю Дмитрию?» И Михаил сказал: «Впустую проплутали наши!» Записали день тот. И так оно и оказалась. Опять прибежал князь в Великий Новгород. На Троицкой неделе в пятницу приехал он в Клопский монастырь братию кормить и у Михаила благословиться. Накормил и напоил старцев, а Михаилу пожаловал шубу со своего плеча. Когда стали князя провожать из монастыря, то Михаил погладил князя по голове, приговаривая: «Княже, земля по тебе стонет!» Да трижды так молвил. А князь говорит: «Михайлушка, хочу ехать во Ржев, на свою вотчину». И сказал Михаил: «Княже, не исполнишь желания своего». И накануне Ильина дня князь преставился.
Монастырский погост. Постоянно помнить о смерти…
Колокол, пробитый пулей. Жертва войны. На вопрос, заданный Хэмингуэем, «по ком звонит колокол?», монахи вместе с ним отвечают: «Он звонит по тебе». Они об этом помнят постоянно.
И в то же время живут и трудятся.
И обитель возрождается!
А вот еще из пророчеств преподобного:
Приехал в монастырь посадник Иван Васильевич Немир, а на монастырском дворе Михаил ему встретился. Спрашивает Михаил посадника: «Чего ездишь?» Посадник ему отвечает: «Был у пратещи своей, у Ефросиньи, да приехал к тебе благословиться». И Михайла сказал ему: «Что у тебя, чадо, за дума, что с бабами советуешься?» Посадник же в ответ: «Летом придет на нас князь великий, хочет подчинить себе землю нашу, но у нас есть князь Михаил Литовский». И ответил ему Михаила: «То у вас не князь — грязь! Пошлите лучше послов к великому князю и бейте ему челом. А не умолите князя, придет он с силами к Новгороду, и не будет вам помощи от Бога, станет князь великий в Бурегах и пустит силу свою по Шелоне и многих новгородцев покорит: одних в Москву уведет, других казнит, а с иных откуп возьмет. А Михаил князь вас бросит, и помощи вам от него не будет. А потом пошлете вы преподобного отца владыку да посадников бить челом великому князю. И он челобитье ваше примет, и откуп с вас возьмет. И вскоре князь великий опять придет, и город, возьмет, и все учинит на своей воле, и Бог поможет ему». Так все и сбылось.
Вот каково было житье Михаила при жизни земной. Жил в келье один. Ни постели, ни изголовья, ни подстилки, ни одеяла не имел, а спал на песке. Келью топил конским навозом. Прожил в монастыре сорок четыре года, а питался каждый день только хлебом и водой.
В декабре месяце на Саввин день разболелся Михаил, но в церковь продолжал ходить. А стоял справа у церкви, на дворе, против могилы Феодосия. Стали говорить ему игумен и старцы: «Почему, Михайла, стоишь не в церкви, а на
дворе?» И он им ответил: «Хочу я тут лечь!»
На Феодосиев день Михаил сам принял Святые Дары и, взяв с собою кадильницу и фимиам, пошел в келью. Послал игумен ему от трапезы еды и питья. И когда пришли к нему, то келья была закрыта. Открыли келью — и фимиам еще курился, а он был уже мертв. Стали искать место, где похоронить его,— земля сильно промерзла. Тогда напомнили чернецы игумену — «посмотри то место, где стоял Михаил». Попробовали,
а земля в этом месте талая. И погребли Михаила честно у церкви Живоначальной Троицы в 11 день января месяца, в день памяти преподобного отца нашего Феодосия Иерусалимского.
Некий христолюбец, Михаил Марков сын, имел любовь во Христе к рабу Божьему Михаилу. Поехал он из Колывани за море в корабле с товаром. И случилась на море сильная буря. Шесть дней носило корабль, и затужили и кормчий, и Михаил. Тогда помянул Михаил Марков сын раба Божьего Михаила: «Господине, раб Божий, помоги мне!» И увидел купец Михаил, что раб Божий Михаила держит корабль за корму. И наступила тишина. Махнул святой рукою, и корабль поплыл. Михаил купец упал ниц, и не стало видно раба Божьего Михаила. И поплыли дальше беспрепятственно. И, приехав домой, поставил купец каменную гробницу Михаилу, и стоит она до сих пор.
Преподобный отче Михаиле, моли Бога о нас…
Антонина Савечко нравится это.

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. 6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. 7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. 8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9 Да хвалится брат униженный высотою своею, 10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. 11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. 18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 ибо гнев человека не творит правды Божией. 21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. 22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. 26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. 27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.»
Соборное послание апостола Иакова. Глава 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *