Конфликт подростка с родителями

Подростковый период – сложное время как для родителя, так и для самого ребёнка. Конфликты между родителями и подростками не редко отражаются на всех дальнейших взаимоотношениях. В этой статье мы разберём основные виды конфликтов и способы их решения.

Содержание

Какие основные конфликты возникают в подростковом возрасте?

Конфликт неустойчивого родительского восприятия

Ребёнок уже не маленький, но и не взрослый. Особенности этого конфликта такие же. В чём-то ваш подросток может оставаться ребёнком: несобранным, неусидчивым, несдержанным, а в чём-то преподнести себя как взрослый, критиковать, требовать, чтобы его уважали.

И здесь родителю нужно вовремя это понять и, утихомирив своё внутреннее недовольство, приподняться над этой ситуацией, оценить положение с объективной точки зрения.

Диктатура родителей

Простыми словами: это способ контроля, когда одни члены семьи подавляются другими. Это проявляется в подавлении самостоятельности, чувства собственного достоинства, во вторжении родителей в личное пространство своего ребёнка.

В семье, где уважают личные границы каждого, появление конфликтов родителей с детьми значительно реже, их почти нет.

Да, родители могут и должны проявлять свои требования к ребёнку, но при условии, что это будет сочетаться с доверием и уважением.

Чтобы определить границы, введите правила:

  • не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина
  • не трогать личные вещи
  • не подслушивать телефонные разговоры
  • оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Будьте искренни. Если вы расстроены, то объясните, что вы чувствуете, но без упоминания старых проступков. Без давления и без унижения говорите подростку о положении, происходящем в данный момент.

Мирное сосуществование

Родители с гордостью, соблюдают в доме нейтралитет, думая, что такая обстановка воспитывает самостоятельность и свободу. На самом деле – ни родителей, ни семьи в целом для ребёнка нет. У каждого свои проблемы и при возникновении каких-либо трудностей у кого-либо из родных, подросток не будет ничего испытывать. Потому что в доме нейтралитет: каждый сам за себя. То же можно сказать, когда родители разрешают делать подростку всё что ему вздумается. Отсутствие ограничений, обязанностей, нравственного долга, простейших правил общения формируют личность, не способную вовремя нажать на тормоза. Установите границы допустимого, интересуйтесь сами жизнью подростка (но не залезая в его личное пространство). Подключите его к участию в жизни семьи: создайте домашний совет, на котором обсуждались бы многие вопросы семьи.

Конфликт опеки

Дети, отстранённые от решения вопросов, касающихся семьи и их лично, становятся безынициативны и покорны. Чрезмерная опека препятствует формированию самостоятельной личности: во взрослую жизнь выходят люди, не способные справится со своими трудностями без помощи родителей.

Иногда чрезмерно оберегаемый ребёнок превращается в «маленького диктатора». Заставляет выполнять своих родителей все свои желания. Как правило, такие случаи встречаются в семьях, где появление малыша ждали как «последнюю надежду на счастье». Но поведение подростка в семье в качестве «деспота» встречается довольно редко. Как правило – это послушный ребёнок, не доставляющий особых хлопот в детском возрасте; и только в подростковом периоде он «срывается с цепи» и «восстаёт» против взрослых. В зависимости от индивидуальных особенностей, это может выглядеть и как холодная вежливость, и как активный отпор.

Соблюдайте контроль, без которого не возможно воспитание, но сведите опеку к минимуму. Помощь родителей прекрасна, когда подросток сам решает свою проблему.

Конфликт родительской авторитетности

Родители в таких семьях, не замечая успехов детей, наказывают их неуважением за любую неудачу. Ведут с ними воспитательные беседы, не давая высказать свою точку зрения. Постоянно требуют совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте…». Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребёнок таких родителей начинает чувствовать своё бессилие, при этом его охватывают обида и ярость. На грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случится несчастье, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.
Будьте терпимее, постарайтесь восстановить доверие и уважение к своему подростку. Найдите и развивайте в нём те достоинства, которые свойственны его натуре. Вместо унижения оказывайте поддержку. Уверьте ребёнка в том, что он никогда не лишится любви родителей, что вы гордитесь его качествами, которых недостаёт в вас. Помните, ему тоже трудно.

Другой конфликт между подростком и его родителями: когда ребёнок находится на ранней стадии развития и закладывается его доверие или недоверие к миру. Если в младенчестве была испытана боль, отчуждение, в нём остаётся недоверие. Проявляется замкнутость, необщительность, неуверенность в себе. Из-за того, что мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка, договориться с ним бывает очень сложно.
Подобные виды конфликтов проявляются у подростка впадением из крайности в крайность. Новые интересы и круг общения, резкая смена привычек (манера разговаривать, мимика, жесты, поведение).
Дети, привыкшие доверять родителям, будут дружелюбны и общительны с другими взрослыми, с ними можно будет договориться. Если родители не оказывают лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не вызывает у подростка лишних переживаний и желания делать все наперекор.

Конфликты подростков в среде сверстников

Конкуренция, борьба за статус в группе

В переходном возрасте подростку важно не просто общаться, но и иметь свой статус в группе, который будет его удовлетворять. Быть лидером, «душой компании», первой красавицей и т.д. Чем выше подрастающий ребенок оценивает свои возможности и таланты, тем на более высокий статус он претендует. Если в группе на одну роль претендуют несколько человек, то конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Далее события развиваются в зависимости от воспитания, агрессивности, обстановки в семье и темперамента участников.

По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, и безжалостности. Особенно это проявляется в подростковой среде: ребенок гораздо больше взрослого подвержен к разжиганию конфликтов, соблазну стадности, жестокости и унижения себе подобных.

Чаще всего соперничают сильные личности. Борьба может быть за:

  • Внимание особы противоположного пола
  • Расположение учителей или руководителей секций
  • За статус в компании

Конкуренция, как правило, оказывает положительный эффект на формирование личности. Психологи не рекомендуют родителям подростков вмешиваться в отношения между сверстниками.

Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам

  • Подросток относит себя к какой-либо субкультуре – готы, эмо, панки, роллеры
  • Значительное расхождение интересов
  • Выраженная религиозность

Задача родителя пояснить, что демонстрировать свою точку зрения необходимо без враждебности и с уважением. Хорошо, если у подростка будет возможность больше общаться с единомышленниками.

Подросток становится объектом травли

Жертвами становятся тихие, спокойные подростки, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Причины травли могут быть различные. Чаще всего травля связана с непохожестью ребенка на других:

  • Принадлежность к другой расе
  • Особенности внешности – рыжие волосы, лопоухость
  • Особенности развития – низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек
  • Необычные увлечения – игра на старинных музыкальных инструментах
  • Семейная ситуация – неполная семья, усыновленный ребенок
  • Социальное положение – дети из малообеспеченных семей
  • Отставание или отличные успехи в учебе

Конфликт часто сопровождается физическим насилием и не имеет простого решения. Родителю необходимо научить подростка постоять за себя – повышать его уверенность в себе, помочь освоить навыки самообороны. Проблема исчезает, если обидчик получает достойный отпор, переключает свое внимание на другой объект или уходит из группы. На практике, беседы и наказания по отношению к агрессору, имеют обратный эффект. Если конфликтная ситуация затянулась, родителям рекомендуют перевести ребенка в другой коллектив.

Влюбленность и общение между полами

При отсутствии у родителей опыта решения таких деликатных проблем, влюбленность часто становится причиной сильных переживаний и конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют всплески половых гормонов.

  • Конкуренция за внимание особы противоположного пола
  • Ревность
  • Безответная любовь
  • Разрыв отношений
  • Протест родителей против избранника

Если ваш подросток влюблён, то поддержите его. Будьте внимательным слушателем. В своих высказываниях проявляйте тактичность и уважение к его переживаниям. Предостерегите его от последствий ранних сексуальных связей: поясните, что нежелательная беременность и заболевания, передающиеся половым путем, частые последствия сексуальных контактов. Расскажите сыну или дочке, как их избежать. Родители мальчиков-подростков должны научить их уважению к девушкам, чтобы предотвратить обвинения в попытке изнасилования.

Конфликт между подростками и учителями

Плохое выполнение домашних заданий

Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Наблюдается увеличение конфликтов, когда учитель предъявляет завышенные требования к подростку по усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания за нарушение дисциплины. Отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Другая ситуация, когда подросток считает изложение материала скучным, а учитель не является для него авторитетом. Это может произойти по причине низкой квалификации учителя или при высокой подготовке ученика. Если подросток демонстрирует свою позицию на уроке, перед другими учениками, то это так же неминуемо приведет к конфликту.

Нарушение дисциплины в школе

Ощущая свое взросление, подросток отказывается выполнять те или иные требования. Связано это с тем, что подросток претендует на статус, равный учительскому. Пререкания с преподавателем, выкрики с места, игнорирование и непослушание – формы протеста подростка против сложившейся системы.

чителю нужно уметь правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям. Конфликты могут приобрести постоянный характер.

Часто учителя «старой закалки», недолюбливают творческих детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой подросток высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Неуважение к учителю

Учитель, как родитель в сознании подростков. Обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области — должен стать товарищем и другом. По мнению учащихся, в идеальном преподавателе должны быть:

  1. Способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Все три качества не так часто сочетаются в одном лице. Поэтому возникают конфликты. Как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет такие ситуации неизбежны и нормальны. Главное, чтобы они не перерастали в «войны» и правильно оценивались.

Как родителям помочь подростку в конфликтной ситуации?

Не смотря на все явные признаки поведения, указывающие на стремление к самостоятельности, подростки очень ранимы, и достаточно тяжело переносят конфликты, будь то разногласия со сверстниками, преподавателями или родителями. Ниже вы узнаете, как родителю помочь подростку, переживающему из-за конфликтной ситуации.

  • Предложите выговориться и молча выслушайте

    Уделите столько времени, сколько понадобиться, слушайте внимательно, как взрослого собеседника. Не стоит говорить: «Это мелочи. Не принимай близко к сердцу». В этом случае у подростка сложится впечатление, что родитель его не понимает, и это зря потраченное время на разговор. Если ребенок не получит уважение и признание от вас, то это отдалит вас друг от друга.

    Не используйте информацию, которую вам рассказал ребенок, против него. Не высмеивайте, не припоминайте при следующих конфликтах, не пересказывайте другим людям. В противном случае подросток закроет для вас свои секреты.

  • Не навязывайте свою помощь

    Подросший ребенок не примет непрошенных советов. Вряд ли он сделает так, как сказал родитель, даже если будет предложен идеальный вариант. Просто заверьте, что вы в любом случае будете рядом.

  • Предоставляйте право выбора

    Ребенок должен чувствовать, что вы с ним советуетесь и он вправе решать. При этом предлагайте такие варианты, которые приемлемы для всех сторон. Дайте понять, что взаимные уступки помогут найти решение, которое удовлетворит обе стороны конфликта.

  • Научите не сравнивать себя с другими

    В окружении подростка всегда есть кто-то, превосходящий его по каким-то параметрам. Это не должно загонять его в депрессию. Задача родителя объяснить, что каждый человек уникален. Спросите, что ваш ребенок хочет в себе улучшить. Вместе составьте план, как этого достичь: тренировки, репетиторы, регулярные занятия. Запишите план действий и предложите подростку самостоятельно добиться поставленной цели. Регулярно интересуйтесь, как продвигаются дела. Вселяйте подростку веру в собственные силы. Хвалите за успехи, подмечайте достоинства, убеждайте, что он лучший, что бы ни случилось. Не требуйте от него быть идеальным. Научите его, что не страшно ошибаться, что на ошибках учатся.

  • Будьте приветливы и уважительны к его друзьям

    Интересуйтесь об общих интересах, особенностях характера. Поощряйте общение по телефону и в соц.сетях. Позволяйте приводить друзей в гости и не мешайте общению.

  • Расширьте круг интересов

    Поощряйте своего подростка посещать кружки и секции. Занимаясь спортом или искусством подрастающий ребенок может самовыражаться. У него появляется еще одна сфера, где он может достичь успеха, а значит укрепить самооценку. Кроме того, это возможность общаться. Важно, чтобы подросток занимался тем, что ему действительно нравится.

  • Мотивируйте хорошее поведение

    Хвалите, благодарите, делайте небольшие презенты, чтобы ребенок видел ваше хорошее отношение к нему. Особое внимание обращайте, когда подросток добровольно выполнил обязанности, которые вы ему не делегировали. Это проявление ответственности и хороших отношений между вами.

  • Обнимайте

    Перед тем как обнять, спросите разрешения. Не сюсюкайте и не иронизируйте во время объятий.

    В том случае, если все принятые меры не помогли избавить подростка от стресса связанного с конфликтом, то необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью.

    Наберитесь терпения. Помните, что подростковый период – явление временное. Скоро ваш ребенок вновь начнет проявлять к вам любовь и уважение. Помогите ему пережить этот сложный этап, будьте рядом и готовыми помочь.

Помощь в центре К.О.Т.

Умение решать конфликты — базовый навык для каждого человека. Этому стоит учиться. Не всегда получается освоить это искусство своими силами. Специально для помощи ребятам мы создали программу «Дебат-клуб» — ведение диалога и решение конфликтов. Здесь участники учатся понимать суть конфликта, находить его решение, договариваться и высказывать своё мнение, приводить доводы и слушать собеседника. В итоге — им становиться проще договариваться как с родителями, так и с учителями и сверстниками.

Пройдите тест и узнайте, умеет ли Ваш ребёнок решать конфликты и строить диалог

ПРОЙТИ ТЕСТ

Конфликты — это норма жизни.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Конфликт — враждебное, негативное противостояние людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

— участники конфликта (оппоненты);

— предмет конфликта.

Выделяют 2 вида конфликта в зависимости от поведения оппонентов:

Деструктивный — когда столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным — является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, удовлетворены его результатом.

Положительные моменты конфликта:

1. Конфликт показывает «слабое звено» во взаимоотношении;

2. Дает возможность увидеть скрытые отношения (т. е человек вроде бы с вами общается хорошо, вы считаете его другом, а за вашей спиной может сделать что-то плохое).

3. Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение (если у вас наблюдается скрытый, внутренний конфликт, то все негативные чувства накапливаются внутри вас и выплеснув их, высказав, вам становится намного легче).

4. Конфликт — толчок к пересмотру своих взглядов на привычки.

5. Способ к сплочению коллектива при противоборствовании (когда на группу конфликтующих оказывает давление какой-либо внешний враг они объединяются, чтобы вместе противостоять).

Отрицательные стороны:

1. Отрицательные эмоции, переживания.

2. Нарушение отношений между учениками.

3. Ухудшение климата в коллективе.

4. Ухудшение качества работы.

5. Потеря времени (на одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний).

Конфликтные ситуации случаются в жизни каждого человека. Но если взрослый человек уже имеет навыки противостоять различным выпадам в свою сторону, то дети не всегда могут с этим справиться, а конфликтные ситуации в школе все дети переживают особенно остро. Конфликтные ситуации в школе могут начаться с самых первых дней пребывания ребенка в учебном заведении. В начальной школе очень остро стоят конфликты между учениками. И этому есть несколько причин.

Уже с ранних лет дети хорошо чувствуют социальную разницу между сверстниками. Ребенок из бедной семьи будет обязательно конфликтовать с другими детьми, которые слушаются одноклассника, получающего от мамы и папы деньги на различные дорогие игрушки и сладости. Также конфликты в начальной школе могут быть вызваны гендерным аспектом. Дело в том, что в начальной школе девочки всегда намного лучше учатся, чем мальчики. По причине того, что кто-то учится лучше, а кто-то хуже, также возникают различные конфликты между учениками.

Причины конфликтов между учениками

— борьба за авторитет

— соперничество

— обман, сплетни

— оскорбления

— обиды

— враждебность к любимым ученикам учителя

— личная неприязнь к человеку

— симпатия без взаимности

— борьба за девочку (мальчика)

Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты. В начальных классах конфликты меду учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте — такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга. По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку…

Довольно часто ребёнок становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается жестоким гонениям со стороны своих одноклассников. Когда один ученик становится ненавистным всему классу, ему становится невыносимо и далее существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочитают менять место своей учебы вместо того, чтобы постараться что-либо изменить в себе. Причиной ненависти со стороны одноклассников могут стать доносы ребенка учителям. Практически в каждом классе учится настоящий ябеда, который при первом удобном случае с удовольствием закладывает всех своих друзей школьному руководству. Класс должен быть единым коллективом. Больше всего дети ценят в своих друзьях преданность…

Если кого-то из учащихся замечают в кляузничестве, его немедленно заносят в список настоящих предателей. К сожалению, нередки случаи, когда против таких доносчиков одноклассники пускают в ход не только оскорбления, но и кулаки. Детям кажется необходимым проучить ябеду, чтобы впредь он изменил линию своего поведения. Учителя, конечно, должны пресекать любое рукоприкладство в классе и за его пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников. Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном случае стараются указать остальным ребятам на свое место. Такое высокомерное поведение ребенка моет вылиться в серьезный конфликт, и обидчик будет непременно наказан. Тем более что всегда двоечников гораздо больше отличников, а они всегда друг за друга горой. Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам. Конфликтная ситуация подогревается еще и учителями, которые прилюдно начинают хвалить одних и стыдить других…

Кроме того, отличники обычно не любят давать списывать, а, значит, автоматически записываются двоечниками в личные враги. Некоторые ребята умудряются даже подставлять отличников. Например, можно незаметно подменить контрольную работу зазнайки либо прилюдно осмеять его прямо посреди урока. Также идут в ход различные насмешки — приклеить на спину лист бумаги с обидными словами, неожиданно убрать стул прямо из-под своего недруга, подложить на сиденье пирожок с повидлом — список различного рода шуток неиссякаем и зависит лишь от бурной фантазии ребенка. Тем не менее, далеко не всегда отличники становятся изгоями класса. Некоторые ребята умудряются хорошо учиться, и при этом уделять достаточно внимания своим школьным друзьям. Двоечник всегда оценит, если одноклассник постарается ему помочь подтянуть все хвосты. Несмотря на юный возраст, ученики уже хорошо умеют по-настоящему ценить преданность и хорошее отношение к себе…

В школах часты групповые конфликты в классных коллективах. Здесь совместная деятельность, общее дело может сблизить, сплотить коллектив.

В конфликтной ситуации дети сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль разрешения конфликта.

Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов. Важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Предмет разногласия не важен или не особенно волнует случившееся. Считается, что лучше сохранить добрые отношения с другими, чем отстаивать собственную точку зрения, осознать, что правда не на вашей стороне.

Компромисс — взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью.

Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Игнорирование — попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её.

Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Саша, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Профилактика конфликтов в школе — важная задача, которая ложится на плечи учителя. Все дело в том, что многие грамотные педагоги умеют еще на ранних стадиях разрешить конфликт, сделать так, чтобы он не получил развитие…

Если конфликт происходит прямо во время урока, учитель всегда вмешается в ситуацию и угомонит разбушевавшихся одноклассников. Но как быть, если драка происходит за пределами школы? Ученику могут нанести настоящие увечья, а разнять дерущихся школьников будет некому. Чаще всего, во время таких стычек наблюдается тенденция невмешательства одноклассников. То есть ученики будут стоять и молча наблюдать картину, как их сверстники дерутся. Родителям все время следить за своим чадом практически нереально. Именно поэтому необходимо с раннего детства вложить в своего ребенка правильные понятия о жизни, научить его, как необходимо дружить и находить общий язык со своими сверстниками. Конфликты ученик — ученик в школе происходят из-за чего угодно. Кто-то косо посмотрел, одноклассник не хочет с тобой дружить либо не дал списать во время контрольной — причины разногласий между учениками могут быть такими же, как и во взрослой жизни. В школе можно враждовать с некоторыми учениками, но можно также и обрести друзей на всю оставшуюся жизнь. Главное — несмотря ни на что, всегда оставаться человеком и стараться помогать своим одноклассникам в трудную минуту. Конфликт между учениками — довольно частое явление. Родителям необходимо обязательно научить свое чадо, как с достоинством выходить из подобных ситуаций, чтобы еще больше не усугубить конфликт…

Именно поэтому преподаватели часто устраивают конкурсы и разнообразные мероприятия, чтобы сплотить коллектив детей. Однако в этой ситуации очень важно добиться того чтобы конфликт не возник между двумя разными классами. Зачастую в школьных мероприятиях лучшим всегда признают какой-то один класс, что вызывает ненависть и зависть со стороны других детей. Необходимо как можно быстрее решить подобную ситуацию и сделать все, чтобы в школе был достойный «климат» для обучения. Родители тоже должны проявлять свою мудрость и участие в подобных ситуациях. Зачастую только они могут оказать правильное давление на детей, проявить свое главенствующее положение в их жизни. Важно именно взрастить дипломатические качества в ребенке, умение грамотно воспринимать ситуацию и решать конфликтные ситуации. В результате подобного положения, ребенок сможет добиться максимального успеха как в школе, так и просто по жизни. На самом деле, абсолютно любая конфликтная ситуация разрешима, если подойти к ней с умом. В школе ребенок впервые сталкивается с агрессией. Однако только опыт родителей поможет им решить эту проблему. Без мудрых советов со стороны взрослых, ребенок может пойти по совершенно неправильному пути развития, что вызовет только проблемы и комплексы в его будущем…

Именно поэтому мама и папа всегда должны быть мудрыми. Они не должны переносить на ребенка свою агрессию и не любовь к миру. Лучше показать малышу, что любая проблема имеет свое логическое разрешение и слишком сложных конфликтов не бывает. В таком случае, ребенок морально станет сильнее, активнее и успешнее. Становится понятно, что конфликты в школе — это не редкость. Однако лишь мудрость учителей и родителей поможет детям преодолеть эту проблему в своей жизни. В результате, будут созданы все условия для успешного обучения…

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Новые образовательные стандарты предполагают развитие коммуникативных способностей учащихся и основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей, умении слушать, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, анализировать свою деятельность и деятельность товарищей. Исходя из этого, на уроках целесообразно применять формы совместной деятельности учащихся, например, работа в группах, деятельность поискового и исследовательского характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к цели будет рождать отношение взаимной ответственности. Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию взаимопомощи, доброжелательности у учащихся, что ведет к налаживанию отношений между конфликтующими сторонами.

В общении педагога с учениками большую роль играет стиль общения. Отношения сотрудничества, соучастия в делах, интерес друг к другу, оптимизм, взаимное доверие являются профилактическим средством по предупреждению конфликтов в школе.

Порой педагогу для решения какого-либо вопроса проще потребовать то, что нужно сделать, легче приказать, наказать виновного и т. п. Но ведь для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения. Более эффективный способ — это воздействия на ученика через побуждение его интересов, потребностей. Такой способ называется опосредованным способом воздействия, он дает, как правило, положительный эффект. Учитель теряет авторитет, если полагается только на запреты, давление, приказ, авторитарный тон.

Не бывает абсолютно плохих и абсолютно хороших людей, в каждом есть что-то положительное, на это, порой, и нужно опереться при разрешении конфликта.

Литература:

1. Скотт Д. Г. «. Конфликты. Пути их преодоления», Киев, 1991.

2. Б. А. Шевчук «Всё о конфликтных ситуациях» М., 2010

3. Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком, как?», Москва: ЧеРо,2007

4. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум Москва: Совершенство, 2009

5. Чернышев А. С. «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций»- Москва: Пед. общество России,2008

15.08.2018г. в ГАУ «СРЦН «Золушка» Тавдинского района» специалист посоциальной работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних с участковой службой Отегова Наталья Сергеевна провела заседание клуба для подростков на тему: «Профилактика конфликтности в подростковой среде».

Цель занятия:

Дать определение конфликта, его структуры, сферы, динамики, выявить причины конфликтов;

Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1. Ознакомление со способами управления межличностными конфликтами.

2. Развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

3. Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Формы и методы проведения: беседа, игра, обобщение, тестирование

Участники клуба: мероприятие посетили 11 несовершеннолетних (3 девочки, 8 мальчиков).

Во время заседания клуба Наталья Сергеевна дала понятие конфликтов, рекомендации для предупреждения конфликтов с друзьями. Несовершеннолетние посмотрели видеоролик, с ними проведено тестирование на тему «Конфликтная ли вы личность?».

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его решение снять назревшее в нем противоречие. Конфликт в подростковой среде — это когда подростки с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

Все мы разные, у каждого свои взгляды, привычки, мечты, а это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать.

Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слово «конфликт» в дословном переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт – противоречие, это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Причины конфликтов в подростковом возрасте имеют, как правило, объективный характер, а значит, конфликты между подростками в процессе развития неизбежны. Конфликты – это всегда проблема.

Основные рекомендации для предупреждения конфликтов с друзьями:

Уходите от конфликтов. Если вы видите, что ваш друг настроен агрессивно и конфликтная ситуация неизбежна, уходите от столкновения физически. Можете вспомнить о срочных делах, нерешенной проблеме, не выключенном утюге — о чем угодно, что даст вам повод прекратить общение с другом в момент его «неадекватности».

Выдерживайте паузу. Старайтесь не реагировать на замечания и колкости сразу, особенно, если они мелочны и незначительны. Используйте классический метод счета до 10. А там будет видно — как отвечать и стоит ли отвечать вообще.

Расставляйте приоритеты. Если конфликтное столкновение неизбежно, задумайтесь, что для вас важнее — сохранить дружеские отношения или доказать свою точку зрения. В этом случае можно слепо согласиться с зачинщиком или попробовать совместно найти мировое решение возникшей проблемы.

В современном мире конфликты имеют благодатную почву для развития, но это не значит, что такое положение вещей нужно принимать за норму. Мирное общение и взаимопонимание делают жизнь прекраснее, плодотворнее. Поэтому стоит побороться за то, чтобы свести все конфронтации до минимума.

Конфликты между родителями и подростками

Определение 1

Подростковый период – это период в развитии человека, который является переходным между детством и взрослостью.

Подростковый период в педагогике и психологии рассматривается как одна из промежуточных стадий развития человека. Подростковый период является одним из наиболее сложных периодов, так как именно в нем происходит гормональная перестройка. Ребенок находится в промежуточном состоянии, он уже и не маленький ребенок, но еще и не взрослый человек. Психологически подростку очень сложно пережить самостоятельно этот период, ему необходима всесторонняя поддержка и понимание со стороны взрослых.

Основные конфликты возникают между подростками и его родителями. Главной причиной данного вида конфликта является то, что в спорной ситуации родитель стремится сохранить контроль над своим ребенком, указывает ему, что и как делать. Подросток же уже не маленький ребенок и стремиться к самостоятельности. Контроль и указания со стороны родителей, даже разумные и обоснованные, вызывают в нем бурю протеста. В результате чего возникают конфликтные ситуации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Конфликты в подростковом возрасте и пути их регулирования 400 руб.
  • Реферат Конфликты в подростковом возрасте и пути их регулирования 270 руб.
  • Контрольная работа Конфликты в подростковом возрасте и пути их регулирования 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

В тех семьях, где уважают мнение подростка, подходят серьезно к решению его проблем, возникновение конфликтов в семье сведено к минимуму.

Таким образом, риск возникновения конфликтов между родителями и подростками, можно минимизировать, если соблюдать ряд правил:

  1. Не входить комнату подростка без стука – соблюдать его личное пространство.
  2. Не трогать без разрешения вещи подростка.
  3. Не подслушивать телефонные разговоры подростка и не читать его переписки.
  4. Оставлять за подростком право выбора одежды, музыки, друзей и т.д.
  5. Быть искренним в процессе общения и взаимодействия с подростком.
  6. Привлекать подростка к решению семейных проблем и рассмотрения семейных ситуаций, советоваться с подростком на равных, учитывать его мнение.
  7. Избегать чрезмерной гиперопеки и контроля.
  8. Добиваться установления доверительных отношений между родителями и подростками.

Конфликты между подростками в среде сверстников

Замечание 2

Конфликты между подростками в среде сверстников возникают в основном вследствие борьбы за статус в группе.

В переходном возрасте, подросток стремиться к общению с другими подростками, ему важно одобрение и уважение со стороны сверстников. При общении со сверстниками подростки показывают свои лучшие качества, каждому из них хочется быть лидером, «душой компании» и т.д. Чем выше подросток оценивает собственные знания, свою внешность, свои таланты, тем выше у него требования к своему статусу в обществе.

В том случае, если в коллективе подростком одновременно несколько «ярких» личностей, обладающих лидерскими качествами, повышается вероятность возникновения конфликтных ситуаций. Однако, необходимо учитывать и уровень воспитанности подростков. Если подростки воспитаны в благополучных семьях, знают нормы и правила поведения в обществе, имеют благородные личностные качества, то они способны «договориться» между собой, установить негласную иерархию и тем самым избежать конфликта. Если же подростки воспитаны в неблагополучных семьях, у них не сформированы моральные и нравственные устои, то конфликты неизбежны.

Основные направления соперничества между подростками, которые могут быть причинами конфликтов:

  1. Борьба за внимание противоположного пола.
  2. Стремление получить расположение педагогов или других значимых для подростков взрослых.
  3. Получить определенный статус в коллективе сверстников (группа, класс, секция и т.д.).

Несмотря на то, что конкуренция может быть причиной возникновения конфликта между подростками, психологи утверждают, что конкуренция просто необходима, так как она помогает сформировать сильную и целеустремленную личность. Взрослые не должны напрямую вмешиваться во взаимоотношения подростков, их задача в косвенном направлении конкуренции в нужное русло, с целью недопущение конфликта.

Помимо соперничества, причинами конфликтов между подростками могут быть:

  • отношение подростка к определенной субкультуре;
  • расхождение интересов;
  • принадлежность подростка к определенной религии;
  • национальная принадлежность подростка.

Задачей взрослых является научить детей отстаивать свою точку зрения, без проявления враждебности или неуважения к собеседнику. Хорошо, если такой подросток начинает общаться с единомышленниками. Это помогает ему не только избегать конфликтных ситуаций, но свободно выразить себя и свое мнение.

Конфликт между подростками и учителями

Замечание 3

Зачастую конфликты между педагогами и подростками возникают в том случае, если у подростка нет стремления к учебе, либо он не успевает в ней.

Основные причины конфликтов между учителем и подростками:

  1. Плохое выполнение домашних заданий – наблюдается у учеников, которые не успешны в учебе, либо в том случае, когда учитель не учитывает возможности учащегося и предъявляет завышенные требования. В качестве наказания учитель использует оценки, которые он зачастую занижает. В том случае, если подросток пытается отстоять свою точку зрения, то это может вызвать негативные реакции со стороны учащихся.
  2. Нарушение дисциплины во время нахождения в школе – психология подростка такова, что он противится любым правилам и ограничениям. Конфликтная ситуация начинается с того, что подросток пререкается с педагогом, игнорирует правила поведения во время урока, выкрикивает с места.
  3. Неуважение к учителю – учитель, равно как и родитель, обладает высшей властью по отношению к подросткам, которые в свою очередь стремятся стать с ним на равных. Довольно часто подростки проявляют по отношению к педагогу равное (панибратское) отношение, которое выражается неуважительным отношением. Такое отношение зачастую служит возникновению конфликта между педагогом и подростками.

Для того, чтобы избежать возникновению конфликтов, педагог в общении с подростками должен придерживаться ряда правил:

  • понимать и эмоционально откликаться на проблемы подростков;
  • обладать необходимыми профессиональными компетенциями, которые сочетаются с качественным преподаванием;
  • умение правильно распоряжаться данной властью;
  • давать подростку возможность высказаться, внимательно при этом его слушать;
  • не навязывать подросткам свою помощь, если она им не нужна;
  • мотивировать хорошее поведение подростков.

Мацукатова Ангелина Васильевна

тьютор Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невинномысский индустриальный колледж»

Конфликты подростков и родителей. Как поддерживать хорошие отношения.

«Конфликты подростков и родителей. Как поддерживать хорошие отношения»

Цель: оказать поддержку родителям в преодолении недопонимания при общении с детьми юношеского возраста.

Задачи:

  • побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей, их потребностях, заботах и тревогах, связанных с переходным возрастом, с новым жизненным этапом;
  • выяснить причины возникающих конфликтных ситуаций между подростками и родителями, имеющийся опыт решения подростково-родительских конфликтов;
  • рассмотреть типы поведения в конфликтных ситуациях; выявить эффективную стратегию взаимодействия;
  • представить способ преодоления конфликтных ситуаций – поиск альтернатив;
  • тренировка в поиске альтернативного решения подростково-родительских конфликтов.

Ход встречи.

  1. Вступительная часть. Приветственное слово. Знакомство с темой и содержанием встречи. Создание комфортных условий для работы родительской группы.

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас в нашем колледже на родительской встрече. Здорово, что вы находите время, чтобы общаться между собой, оказывать поддержку друг другу в решении подростково-родительских трудностей.

Представление ведущего.

Сегодняшний разговор посвящен теме: «Конфликты подростков и родителей. Как поддерживать хорошие отношения». В ходе беседы хотелось бы узнать, как вы проходите этот этап развития вашего ребенка: как общаетесь с сыном (дочерью) юношеского возраста; что беспокоит; что радует в данный период. А также хотелось бы узнать ваш собственный опыт решения подростково-родительских конфликтов. Надеюсь на вашу активность!

Всем ли присутствующим удобно, комфортно?

На общение в группе по данной теме запланировано 50 минут. Есть возможность индивидуального общения (сообщение контактной информации).

  1. Основная часть. Беседа с родителями. Юношеский возраст: основные особенности и проблемы.

На что важно обратить внимание при установлении контакта с ребенком юношеского возраста; каковы типичные конфликты между подростком и родителями, и как их решать; в чем особенности психологически верной воспитательной позиции родителей? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в ходе всей нашей встречи.

Прямо сейчас я предлагаю вспомнить себя в возрасте вашего сына (вашей дочери). Перенеситесь, пожалуйста, на несколько лет назад. Что для вас на тот момент времени было важным, интересным; в чем были потребности; как вы организовывали свое время? О чем думали, какие чувства испытывали, как себя вели со сверстниками и взрослыми?

Юношеский возраст — это период жизни человека между подростковым возрастом и зрелостью. Возрастные границы юношеского возраста от 15 — 16 до 21 — 25 лет (условны, зависят от личностных особенностей человека).

Возрастные задачи развития ребенка юношеского возраста: добиться понимания и контроля над жизнью вне семьи; осознать, кто я и своё место в социуме.

Рост самосознания (я отдельная личность со своими потребностями и возможностями), желание быть взрослым — управлять своей жизнью, высвободиться из-под контроля родителей, не зависеть в принятии решений; развитие самостоятельности (распределение своего времени, в т. ч., сколько потратить на учебную деятельность; выбор друзей, досуга; управление своей территорией; покупка личных вещей; забота о собственном питании, гигиене; смещение интересов на сверстников (кроме родителей, есть и др. авторитеты, ставит под сомнение ценности взрослых и меняет взгляды на жизнь), переживание сильных эмоций (уже не ребенок и еще не взрослый), интерес к противоположному полу (наступление половой зрелости); рост готовности к жизненному самоопределению, в т.ч. профессиональному.

Была ли у вас возможность накапливать собственный опыт путем проб и ошибок? К чему это вело? (Человек учится доверять собственному опыту, воспринимает ошибки как повод развиваться далее).

Вспомните, пожалуйста, когда вы были в возрасте сына (дочери), как в целом строили с вами отношения родители. Что важного тогда было для вас в этих отношениях? Что вы ценили? (Безопасность, доступность, доверие, открытость, искренность, уважение, равноправные отношения). Да, юноше (девушке) приятно общаться, когда родитель доступный, безопасный, открытый, помнит свой опыт, демократичный…..

К каким последствиям может привести нежелание родителей принимать взросление ребенка? Что это для него означает? (Может привести к эффекту пружины: чем больше сдавливаешь, тем больше возможность, что развернется очень неожиданно и выстрелит в неизвестном направлении. Запреты родителей, заставляют подростка защищаться. Отношения ухудшаются).

У вас есть выбор: строить здоровые отношения с подростком или нет. Уважать его права на развитие или нет.

ВОПРОС В ТОМ, НА ЧТО ВЫ ГОТОВЫ?

Для вас как родителей очень важно, что происходит сейчас с сыном (дочкой), вы хотите его (ее) поддержать. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ ЭФФЕКТИВНО?

Исследуйте ситуацию. Что вы уже сделали, чтобы ваши отношения с сыном (дочерью) развивались? Что еще необходимо сделать? На ваш взгляд, что думает по этому поводу сын (дочь)? Какие конкретно изменения в отношениях с вашим ребенком вы хотели бы наблюдать в дальнейшем? Какое вы приняли решение? Сколько времени вам на это потребуется? Как вы узнаете, что что-то меняется? Что будет происходить?

Чаще вспоминайте, как это было с вами, когда вы были в возрасте ребенка. Какие были мысли, чувства, поведение?

При этом четко разграничивайте свою ответственность и ребенка. За что вы несете ответственность в этой ситуации, а за что сын (дочь). (Что хочешь ты? Для тебя это важно? Что можно сделать, чтобы ситуация изменилась? Ты готов(а) это сделать?) Исходите из того, что вы можете контролировать, а что — нет. Не можете контролировать мысли, чувства, поведение и решения других, но можно управлять собой, своим поведением и общением. У вас есть все необходимые для этого ресурсы, как и у вашего ребенка.

Какие чувства вы испытывали, когда находились в хорошем контакте с родителями? Что это давало вам? (Приносило ощущение открытости, радости в общении — возникновение чувства безопасности; ощущение единства с родителем; удовлетворение от взаимодействия; появление внутренней энергии, желание общаться снова и снова; вы становились сильнее, увереннее в себе, а, следовательно, успешнее; есть поддержка — реализуешь способности, данные от природы).

Чтобы отношения родителя и подростка вели к взаимопониманию, важно, чтобы они носили развивающий характер (двигались вперед). Для этого необходимо взаимодействовать на равных: видеть в своем ребенке отдельную, инициативную личность, которая способна изменить себя и окружающий социум; имеет свое собственное представление о ситуации, свои интересы, потребности, собственный опыт и рассматривает любую ситуацию со своей позиции. Необходимо видеть в своем ребенке личность, которая имеет творческий подход к решению проблем, собственную целенаправленную активность и свободу воли.

Любой человек — это бесконечно сложная система, которой нельзя управлять без его собственной энергии, не находясь с ним в хорошем контакте. Поэтому важно взаимодействовать, договариваясь.

Вернемся в реальность и посмотрим, как происходит взросление ваших детей.

На ваш взгляд, каковы потребности вашего ребенка? (Примеры из жизни родителей с их детьми; как юноши (девушки) сами справляются с трудностями и удовлетворяют свои потребности)?

Вы родитель. Что радует и что беспокоит вас в подростково-родительских отношениях на данный период времени? (Радует, например: доверие, открытость, искренность, уважение, равноправные отношения…; тревожит: непонимание, частые конфликты…).

Информирование. Конфликты между подростками и родителями.

Подростково-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Взаимоотношения между членами семьи играют огромную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, бывает, что родители фактически не знакомы со своими детьми; времени нет быть вместе; да и позволить им быть такими, какие они есть на самом деле, очень трудно.

Восприятие подростка его родителями прямо пропорционально его возрасту: чем старше ребенок, тем меньше его понимают. А ведь это личность, и он по-своему воспринимает поведение окружающих его людей, и их отношение к себе. А мы думаем, что он смотрит на мир нашими глазами и хотим, чтобы он делал выводы, аналогичные нашим. В этом и состоит одна из основных причин проблем в воспитательном процессе и в семье, и в учебном учреждении, отсюда идут конфликты.

В период взросления подросток нередко ведет себя агрессивно, вызывая, таким образом, членов семьи на вступление в конфликт.

Конфликт — это столкновение, серьезное разногласие, рассогласование, резкое обострение противоречий 2-ух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

В жизни противоречия (причины конфликта) между людьми возникают больше в силу того, что все люди разные.

Противоречия — это несогласованность:

  • мотивов, потребностей, ценностей;
  • взглядов, убеждений;
  • понимания, интерпретации информации;
  • ожиданий и позиций;
  • оценок, самооценок;
  • знаний, способностей, опыта;
  • эмоциональных и психических состояний;
  • целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности и т. п.

Надо понимать, что противоречия будут существовать всегда и возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Таким образом, важно уметь выстраивать взаимодействие конструктивно, решать конфликт, не ущемляя права и чувство собственного достоинства вашего ребенка в конфликте.

Вы можете выбрать любые отношения, но важно понимать, к каким последствиям это может привести.

Выделяют 5 основных типов поведения в конфликтах:

Соперничество (конфронтация, конкуренция). Это «жесткий тип решения конфликтов». Предполагает активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им.

Сотрудничество. Предполагает «демократичный стиль». Человек придерживается мнения, что всегда можно договориться. Во время конфликта старается предложить альтернативу, ищет решения, которые удовлетворили бы интересы обеих сторон. Сотрудничество предполагает уравновешение двух сторон.

Компромисс. Предполагает «компромиссный стиль». С самого начала человек согласен на урегулирование разногласий путем взаимных уступок, удовлетворения интересов каждой из сторон. Однако часто одна сторона делает больше уступок, чем другая, что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. Компромисс часто оказывается временным выходом, так как ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью.

Приспособление (уступчивость, сглаживание). «Мягкий стиль» предполагает готовность принять точку зрения «противника», отказавшись от своей (Мне все равно.). Такой человек отличается склонностью смягчить конфликтное взаимодействие, сохранить гармонию существующих отношений.

Игнорирование. «Уходящий стиль». Человек, используя данный тип поведения, стремится «вовремя уйти» (избежать), не обостряя ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения; стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин. Некоторые предпочитают сохранить худой мир, который, как известно, лучше доброй ссоры. Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для вас и не стоит того, чтобы тратить на нее свои силы и нервы.

Избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха, так же и в случаях соперничества, приспособления и компромисса, т.к. один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, потому что оба идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты. Для этого необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживаются совместимость и общность интересов. Данная стратегия позволяет разрешать конфликт, сохранять партнерские отношения во время и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.

Преодолеть конфликт между подростками и родителями поможет поиск альтернатив.

Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире, где требуется договариваться. Нахождение альтернативы ведет к выбору наилучшего способа действия и принятия ответственности за выполнение решения.

Необходимо помнить, что к каждому подростку нужно относиться достойно и с уважением. Найдите «лучшее время» и объясните своему ребенку процесс поиска альтернативных решений, а также то, как они помогут в разрешении противоречий.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

  1. Определение противоречия или проблемы (информирование-выяснение трудности, вопрос о сотрудничестве).

Важно быть уверенным, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен. И не надо бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы мы вместе подумали, как ее решить. Без твоего участия здесь не обойтись. Как ты к этому относишься?»

Нужно придерживаться следующих целей и правил:

а) скажите все, как есть; если Вы чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно Вы обратились с вопросом;

б) избегайте обвинений, которые лишь вынуждают защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия;

в) используя совместные действия, следует дать понять, что надо объединиться в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлен. Важно искреннее желание его помощи и уважительное отношение к его идеям.

  1. Поиск и выработка альтернативных решений. (Как, ты думаешь, это можно решить? Тебе нужно время для обдумывания? Сколько? Какие у тебя есть предложения? Что ты хочешь? Для меня важно… Я могу …)

Для того чтобы помочь найти решение проблемы, необходимо держать в уме следующие ключевые моменты:

— позвольте подростку первому предложить свои решения; Вы воспользуетесь своей возможностью позже;

— дайте подростку достаточно времени для обдумывания его предложений;

— будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принуждения предлагаемых подростком решений;

— избегайте высказываний, создающих у подростка убеждение, что Вы не примете ни одного из предлагаемых им решений.

  1. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений (Давай поразмышляем, к каким последствиям может привести каждое из этих решений?)

Важно на этом этапе включить вашего ребенка в обдумывание и оценивание различных решений. Остаются только те решения, которые приемлемы для каждого. При этом необходимо честно выразить свое мнение. Если это несогласие, то реплика может быть следующая: «Меня не очень осчастливит этот вариант», или » Я считаю, что это не отвечает моим потребностям», или «Это не кажется мне справедливым».

  1. Выбор альтернатив и реализации решения.

Для того чтобы выбрать лучшую альтернативу, необходимо помнить следующее:

  1. Задайте вопрос типа: «Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»
  2. Решение не конкретизируется. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям: «Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши проблемы?» или «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»
  3. Запишите решение на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы ни один не был забыт.
  4. Определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс. Например: «Через неделю в 5 вечера в субботу на кухне обсудим, что уже удалось и на что следует еще обратить внимание».

Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия.

В отношениях не всегда все идет гладко. Могут возникать проблемы и противоречия. Но нужно быть готовым к тому, что такой момент наступит, и относиться к нему как к нормальному явлению, с которым человек умеет конструктивно работать.

Игра «Семья». Форма работы: аквариум.

Цель: отработка навыка поиска альтернативы при решении подростково-родительского конфликта.

Ведущий предлагает практически проработать и проиграть ситуацию с уборкой комнаты, используя поиск альтернативы.

Рефлексия. Что важно и полезно было бы для решения конфликтной ситуации ребенка и родителя?

Для взрослого: обретете спокойствие, уверенность в себе как родитель, т.к. будете независимы от поведения сына (дочери); давая возможность иметь собственный опыт и право на свои ошибки, будете доверять его (ее) способностям; выделите больше времени для себя, на отдых; установите хороший контакт с сыном (дочерью). Таким образом, вы будете иметь здоровые, развивающие, независимые отношения в семье, с ребенком и с окружающими; будете чувствовать себя ответственным родителем, дающим сыну (дочери) самостоятельно управлять собственной жизнью. Так происходит развитие!!!

Для подростка: рост самооценки, уверенности в собственных силах; развитие инициативности, целеустремленности, способности к принятию собственных решений; право на свой жизненный опыт; уважение к родителям, окружающим; развитие умения просить помощи у других/предлагать поддержку самому; умения устанавливать хорошие и прочные отношения, в т. ч. с родителями. Все это ведет к здоровым, развивающим, независимым отношениям в семье, с родителями и окружающими; подросток будет чувствовать себя ответственным, самостоятельным человеком, управляющим собственной жизнью; способным развиваться и быть успешным!!!

  1. Заключительная часть.

Наше занятие подходит к своему логическому завершению. В ходе всей встречи каждый из вас тренировал собственное умение достигать взаимопонимания, что ведет, как выяснили сообща, к приятному, интересному и полезному общению.

Что важного и полезного было для вас на нашей встрече?

Замечательно, когда люди ценят приятное общение и стремятся к еще более эффективным, более открытым и доверительным отношениям, заботятся о своем эмоциональном здоровье.

Я уверена, что в общении с взрослеющим ребенком в ситуациях, вызывающих затруднения, вы примете верное решение и вам удастся ему следовать.

Для каждого родителя его ребенок самый лучший, а для каждого ребенка лучше его родителей не существует. И это важно, так как все трудности, встречающиеся в семейной жизни, можно преодолеть сообща.

Спасибо за ваше участие, опыт! Успехов вам и вашим детям, терпения, сил и удовольствия от жизни! До свидания.

Использованная литература.

Памятка для родителей «Пути выхода из конфликтных ситуаций»

Дайте подростку «выпустить пар». Если подросток раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его «взрыва» рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для подростка деле или доверительно попросите у конфликтующего подростка совета.

Не давайте подростку отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Ты меня обманываешь», а лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».

Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать, а отношение к человеку — это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с подростком определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.

Предложите подростку высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.

В любом случае дайте подростку «сохранить свое лицо». Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства подростка. Давайте оценку поступкам, а не личности.

Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа «Правильно ли я тебя понял?», «Ты хотел сказать…» устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к подростку, что уменьшает его агрессию.

Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает подростка и вызывает у него уважение и доверие.

Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.

Замолчите первым. Не от подростка — «противника» требуйте: «Замолчи», «Прекрати», а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.

Не характеризуйте состояние конфликтующего подростка. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния, как «Что ты злишься/нервничаешь/ бесишься», только укрепляют и усиливают конфликт.

Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения. Старайтесь поддерживать положительные эмоции при взаимодействии с подростком.

Конфликты подростков и родителей. Как поддерживать хорошие отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *