Концепция РПЦ о браке

Задачи и предмет документа

«Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения её учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце XX века и в ближайшем будущем».

— Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Преамбула.

Основы социальной концепции состоят из 16 разделов, каждый из которых освещает ту или иную общественно значимую проблему, сторону жизни государства и общества:

I. Основные богословские положения

II. Церковь и нация

III. Церковь и государство

IV. Христианская этика и светское право

V. Церковь и политика

VI. Труд и его плоды

VII. Собственность

VIII. Война и мир

IX. Преступность, наказание, исправление

Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности

XI. Здоровье личности и народа

XII. Проблемы биоэтики

XIII. Церковь и проблемы экологии

XIV. Светские наука, культура, образование

XV. Церковь и светские средства массовой информации

XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма

Материал разделов изложен по параграфам.

Хронология подготовки

Необходимость выработки всеобъемлющей концепции, которая отражала бы общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом, была осознана Русской Православной Церкви ещё в начале 1990-х годов. Архиерейский собор РПЦ в декабре 1994 года поручил Священному Синоду создать рабочую группу для выработки проекта такого документа с последующим представлением его на обсуждение Собора (Определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время», п. 11).

В заседаниях 11 октября 1996 года и 17 февраля 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил состав и одобрил методы работы Синодальной рабочей группы по подготовке проекта концепции. В группу вошли архиереи и клирики РПЦ, профессора духовных школ, сотрудники синодальных отделов — всего 26 человек. С января 1997 года начались рабочие заседания. Большая их часть проводилась в сокращенном составе, то есть без иногородних членов, которым, однако, рассылались подготовленные проекты разделов для внесения предложений и поправок. При необходимости к работе привлекались эксперты в различных областях знаний. Организационное обеспечение деятельности группы производил Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата.

Состоялось около 30 заседаний рабочей группы. Предварительные результаты подготовки концепции обсуждались на Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (7-9 февраля 2000 года) и на специально организованном для этой цели симпозиуме «Церковь и общество — 2000», который состоялся в Свято-Даниловском монастыре 14 июня 2000 года с участием около 80 представителей различных церковных, государственных и общественных институтов. Замечания и предложения, высказанные в ходе этих обсуждений, были учтены при доработке проекта концепции.

Проект был рассмотрен и одобрен (с внесением некоторых поправок) на заседании Священного Синода 19 июля 2000 года. При этом документ получил название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Окончательно документ был принят на Юбилейном Архиерейском соборе, прошедшем в августе 2000 года:

1. Утвердить «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», излагающие базовые положения её учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Считать данный документ отражающим официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом.

2. Синодальным учреждениям, епархиям, монастырям, приходам и другим каноническим церковным подразделениям, а также клирикам и мирянам руководствоваться «Основами социальной концепции» во взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. Употреблять указания данного документа в пастырской практике, связанной с новыми явлениями жизни общества. Полагать полезным принятие церковным Священноначалием на основе этого документа определений по различным более конкретным вопросам.

3. Включить «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» в учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата.

4. Считать необходимым ознакомление с данным документом всех священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, для чего издать его достаточным тиражом и опубликовать в компьютерной сети Интернет.

Значение документа

В деле воссоединения с Русской зарубежной церковью

«Основы социальной концепции» представили ответ Русской православной церкви на целый ряд важных вопросов современности. Среди них был получен ответ и на вопрос об отношении к так называемому «сергианству», что дало возможность представителям Русской зарубежной церкви начать переговоры о воссоединении с Церковью в Отечестве. Архипастыри и пастыри РПЦЗ неоднократно высказывали своё мнение о той положительной роли, которую сыграли «Основы социальной концепции» в процессе воссоединения Русской православной церкви. Так, епископ Домодедовский Евтихий, викарий Московской епархии (некогда епископ Ишимский и Сибирский РПЦЗ) заявил:

Вопрос о «сергианстве» — лояльности светской власти — думаю, исчерпан в полной мере в «Основах социальной концепции» Московского патриархата. Действительно, редко где в мире Церковь имеет возможность свободного выражения своих убеждений перед светской властью. Даже такое дипломатичное выступление Святейшего Патриарха в Европарламенте вызвало достаточно негативное отношение. У нас в России это невозможно. Кто-то обиделся и выставил претензии Святейшему Патриарху за то, что он поднимает вопросы нравственности и защищает право христиан защищать нравственность, быть христианами и жить по закону Божиему. В европейских странах это вызывает протест, противодействие. Так что о каком тут «сергианстве» говорить?.

Протоиерей Пётр Перекрестов, ключарь кафедрального собора во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско) напомнил, что «совместное осмысление пройденных двумя частями Русской Церкви путей» стало возможным после того, как Архиерейский собор Русской православной церкви 2000 года канонизировал Царскую семью и принял Основы социальной концепции, отражающие позицию Церкви по вопросам церковно-государственных отношений. В 2003 году Архиерейский собор РПЦЗ принял решение о создании комиссии по переговорам с Московским патриархатом. А спустя год состоялся исторический визит в Россию первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра.

Переводы на языки мира

Болгарский

Издание на болгарском языке подготовлено и осуществлено Подворьем РПЦ в Софии при содействии Московского культурно-делового центра «Дом Москвы в Софии». Презентация издания состоялась в Софии 26 ноября 2007 г.

Немецкий

Die Grundlagen der Sozialkonzeption der Russisch-Orthodoxen Kirche

Сербский

Авторы перевода: коллектив переводчиков и редакторов во главе с епископом Бачским Иринеем. Издательство: издательство Бачской епархии «Беседа» при финансовой поддержке Министерства по делам религии Сербии. Презентация издания осуществлена в столице Сербии Белграде 24 марта, а также в г. Нови-Сад 20 мая 2007 г. Основы социальной концепции РПЦ включены в список обязательной литературы для студентов Богословского факультета в Белграде.

Французский

Авторы перевода:

  • Клер Черникина (в девичестве Jounievy) — первая версия, опубликованная на сайте Представительства РПЦ при европейских международных организациях;
  • священник Иакинф Дестивель (Hyacinthe Destivelle), иеромонах Александр (Синяков) и Клер Черникина — вторая версия, опубликованная в Éditions du Cerf (см. ниже).

Издатель: крупнейшее издательство религиозной литературы Франции Éditions du Cerf, Научно-церковный центр «Истина». Выпуск в продажу: 11 октября 2007 года. Презентация французского перевода состоялась в Париже 12-13 ноября 2007 г.

Чешский

Издание осуществлено в серии «Pro Oriente» чешским издательством Pavel Mervart по инициативе Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах, приурочено к празднованию 30-летия учреждения Подворья при русском карловарском храме во имя святых апостолов Петра и Павла. Презентация издания состоялась в Национальной библиотеке в Праге 29 мая 2009 года.

Фарси

Авторы перевода: Научные сотрудники Московского государственного лингвистического университета. Перевод был осуществлен по просьбе Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата Русской Православной Церкви в 2010 г. и был презентован 6 октября 2010 года делегацией Русской Православной Церкви в Тегеране на VII заседании Совместной комиссии по диалогу «Ислам – Православие». Экземпляры «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на фарси были розданы всем участникам встречи.

Примечания

  1. Архиерейский Собор РПЦ 29 ноября — 2 декабря 1994 г.: Документы. Доклады. М., 1995.
  2. 1 2 Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви» на Архиерейском соборе 2000 г.
  3. Епископ Домодедовский Евтихий, викарий Московской епархии: Царский путь Православия // Церковный вестник. — № 4(377). (февраль 2008). Дата обращения 27 марта 2008. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  4. РПЦЗ готовится к Всезарубежному Собору, который обсудит вопрос о воссоединении с Московским Патриархатом (13.10.2005). Дата обращения 27 марта 2008. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  5. Патриархия.RU. Празднование 100-летия основания русского храма святителя Николая и презентация Основ социальной концепции РПЦ состоялись в Софии (27 ноября 2007). Дата обращения 20 декабря 2007. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  6. Патриархия.RU. Епископ Бачский Ириней представил перевод на сербский язык «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (26 мая 2007). Дата обращения 20 декабря 2007. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  7. 1 2 Патриархия.RU. Митрополит Кирилл провёл презентацию Основ социальной концепции Русской Православной Церкви в Белграде (27 марта 2007). Дата обращения 20 декабря 2007. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  8. Éditions du Cerf. Les Fondements de la doctrine sociale (сентябрь 2007). Дата обращения 2 октября 2007. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  9. Патриархия.RU. Митрополит Кирилл провёл в Париже презентацию французского перевода Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (14 ноября 2007). Дата обращения 20 декабря 2007. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  10. Сайт ОВЦС. Архиепископ Волоколамский Иларион принял участие в презентации чешского перевода Основ социальной концепции РПЦ (29 мая 2009). Дата обращения 1 июня 2009. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  11. В Тегеране открылось VII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам — Православие»

История создания

Необходимость появления всеобъемлющего церковного документа рассматривалась в начале 90-х годов XX столетия. В 1994 г. Собор издал указ о том, чтобы Синод собрал группу людей, которая займется разработкой этой социальной концепции.

  • На заседаниях, проходивших в 1996 и в 1997 гг., Священный синод РПЦ утвердил состав рабочей группы и одобрил методику по подготовке этого проекта. В специальную комиссию по созданию церковного документа вошло 26 человек, среди которых священнослужители и архиереи РПЦ, доктора богословских наук и сотрудники Синода.
  • В начале 1997 г. стали проходить заседания, где обсуждались перспективы и методы создания социальной концепции. Большая часть собраний проводилась без присутствия иногородних членов, которые, все же, получали примеры проектных разделов для внесения поправок с их стороны. Если появлялась необходимость, к созданию документа подключались эксперты той или иной науки. Обеспечение деятельности рабочей группы проводил особый отдел РПЦ.

    В 2000 году Архиерейский Собор РПЦ утвердил «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»

  • Всего прошло примерно 30 заседаний. Предварительные итоги обсуждались на конференции, состоявшейся в начале 2000 г., а также на специальном симпозиуме в Свято-Даниловской обители летом 2000 г. Все замечания и пожелания участников этих собраний учитывались при завершении проекта.
  • Окончательное рассмотрение и одобрение церковного документа состоялось на заседании Синода в августе 2000 г.

Важно! Данная социальная концепция создана для того, чтобы четко отразить официальное мнение Патриархата Москвы в вопросах взаимоотношений с правительством и светским обществом.

Епархии, монастыри и другие подразделения РПЦ должны пользоваться этим церковным документом, когда вступают во взаимоотношение со структурами власти, мирскими организациями и СМИ. Грамотное использование указаний, находящихся в тексте социальной концепции, принесет большую пользу в деле рассмотрения конкретной проблематики. Документ постановили внести в учебный процесс воскресных школ. На Соборе 2000 г. было указано, чтобы с текстом ознакомились все священнослужители РПЦ.

На заметку! Митрополит Кирилл в 2000 г. рассказал о сложностях создания этого проекта. Святитель пояснил, что ранее не существовало подобного документа, в котором Церковь четко сформулировала и систематизировала собственную позицию по различным вопросам бытия. За время существования РПЦ накопилось множество остросоциальных тем, на которые не были даны категоричные ответы Патриархата. К тому же то, что рассматривалось уместным в прошлом, сегодня не всегда применимо.

Рассмотрение положений

Православная Церковь утверждает, что взаимная благодетельность в рамках разумного подхода ко всякому делу приведет людей к познанию Истины, несмотря на различие в вероисповеданиях. Совместное сотрудничество поможет сохранить или воскресить приверженность к нравственным законам, данным Единым Господом, приблизит к порядку и умиротворенному благоденствию. За счет этих взаимных добродетелей Церковь способна наилучшим образом выполнить спасительную миссию.

Документ разделен на четыре блока и 16 параграфов. Каждый из них рассматривает определенную значимую проблему современности, освещает различные направления в делах государства и народа.

  • В первой главе духовного документа раскрывается смысл термина Церковь. Здесь сказано, что это есть собрание людей, свято верующих в Иисуса Христа. Господь каждого человека, без разделения на религии и нацию, призывает войти в Божие Царство и соединиться в Спасителе, ибо Он есть Глава. Именно через Церковь происходит обожествление создания и исполняется первоначальный замысел Всевышнего Творца. Ее появление есть результат искупления Сына, которого послал Отец. Церковь — это тело Богочеловека, продолжающее войну с мирским грехом, поэтому она не во всем соответствует Совершенству.
  • Во втором параграфе текста говориться о том, что Православие обладает наднациональным (вселенским) характером. Церковь — община детей Господа, которую объединяет вера в христианское учение и Крещение. Родина чад Бога — небесный Иерусалим. Здесь же утверждается, что израильский народ ветхозаветного периода является богоизбранным, так как именно Господь возлюбил его и сделал Своим. В уме израильтян укоренилась их принадлежность Единому Творцу. Они стали хранителями веры в Бога и проповедниками явления Христа. Древнееврейский же язык считался священным, даже несмотря на распространение греческой культуры.

    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

  • В третьем параграфе обсуждаются отношения Церкви и государственных структур, которые изменяются с течением времени. Документ называет семью первоначальной ячейкой всякого общества. В Ветхом Завете сказано, что государство, созданное в результате сложных исторических преобразований, сложилось не в один миг. Изначально существовала религиозная община. Бог же предоставил людям право свободно устраивать собственную жизнь, чтобы избежать всё больших проявлений греховности. Он установил, что государственная структура обязана создавать противодействие глубокой аморальности, в этом её основная задача, по мнению Православия.
  • В третьем параграфе говориться о светском законе, в котором содержится ограниченный ряд нравственных норм, которые обязательны для каждого гражданина. Задача его в том, чтобы предотвратить земной мир от погружения в полный ад, то есть от возникновения в обществе полнейшего хаоса и неповиновения. Каждый человек, как написано в документе, имеет право на личную жизнь, веру, семью, а также на защиту от вмешательства посторонней силы. Христианин должен подчиняться государственным законам, но, если они препятствуют идее о вечном спасении, верующий призывается к великому подвигу исповедничества (мирным образом протестует или же вступает на путь гражданского неповиновения).

На заметку! Социальная концепция дала ответ на вопрос о собственном корректном отношении к советской власти, что позволило представителям зарубежного Православия начать прямой диалог о воссоединении с отечественной РПЦ.

Архипастыри заграничного отделения ответствовали, что документ сыграл знаковую роль в ходе церковной конгломерации. Осмысление путей, которые прошли две разрозненные после революции части Русской Церкви, стало возможным только после торжественного ритуала канонизации семьи Страстотерпцев Романовых в 2000 г. и принятия социальной концепции.

Продолжение анализа

В документе подчеркивается, что среди епископата, священников и простых мирян допускается наличие разнообразных политических взглядов. Исключения составляют те убеждения, которые противоречат Православию и моральным законам Предания. В хартии сказано: участие священнослужителей в политической деятельности государства невозможно, ибо практика показывает, что нельзя принимать решение, удовлетворяющее одних и противоречащее другим — это чрезвычайно осложнит миссионерство и пастырство.

  • Вторая часть документа начинается с рассуждения о человеческом труде. Любая работа — творческое раскрытие личности, которая благодаря изначальному богоподобию (Адам и Ева) способна быть сотворцом, помощником Господа. Однако люди обольщаются результатами труда, забирают славу Бога себе и тем самым удаляются от Него и мнимо считают, что общество способно существовать в безбожии. Такие помыслы всегда приводят к трагическим последствиям.
  • Говоря о собственности, Церковь занимает усредненное положение. Православие призывает воспринимает её как Божий дар, который должно использовать на благо свое и других людей. В специальную категорию относят собственность церковную, так как она приобретается в основном за счет добровольных пожертвований. Поэтому она не поддается налогообложению.

    Социальная концепция — это основа для миссии церкви в современном мире

  • В седьмом параграфе социальной концепции рассматривается вопрос о военных конфликтах. Война — это зло, причина которой таится в злоупотреблении свободной деятельностью. Церковь не запрещает истинным христианам участвовать в конфликтах, если дело касается защиты отечества, близких, а также восстановления полной справедливости, — тогда война называется вынужденной. РПЦ с большим почтением относится к воителям, отдавших жизнь ради мира на территории своего государства и продемонстрировавшим великую любовь к друзьям и семье посредством грандиозной жертвы.
  • Чтобы препятствовать преступности, Церковь советует обратить особенное внимание на воспитание и просвещение, которые идут по пути утверждения в народных массах истинных духовных ценностей. Православие обязано активно сотрудничать со школами, СМИ, правоохранительными органами. Если в государстве не главенствуют нравственные идеалы, никаким другим способом невозможно остановить злой воли. Поэтому самое действенное средство против преступности — это проповедь добродетельного образа бытия.
  • По мнению Церкви, брак есть единственно верное средство продолжения рода, идущее по изначальному замыслу Творца о создании. Муж и жена — две формы существования одного человека, им необходимо общаться и взаимно дополнять друг друга. Супружество — не только способ приумножения рода и естественного удовлетворения временных половых нужд, но и вечное единение мужчины и женщины во Христе.

Заключительная часть рассмотрения

Третий раздел документа начинается с сужений о здоровье. Православие активно призывает, чтобы учащиеся медучреждений знакомились с основами христианства и его биомедицинской этикой. Церковь утверждает, что люди, поддающиеся искушениям алкоголя и наркотиков, страдают духовной опустошенностью, размытостью моральных границ и глубоким унынием.

Зависимость — это расплата как личности, так и общества за идеологию безмерного потребительства, за бездуховность. В хартии описано негативное отношение Православия к экстракорпоральному (внетелесному) способу зачатия ребенка, аборту, клонированию человека, извращенным модификациям сексуальности, а также эвтаназии.

Говоря об экологии, Церковь призывает нас не забывать, что вся вселенная принадлежит единственно Господу, а люди — те, кому доверено мудрое управление над богатствами природы. Патриархат активно призывает продолжать сотрудничество в деле преодоления экологической проблемы. Православие утверждает, что и растения, и животные, и человек взаимосвязаны и не разделяются на категории. Природа — дом для людей, а также и храм. Сама жизнь пронизана святостью, неуважение к которой — богохульство.

В четвертом отделе документ рассматривает вопросы науки, культуры, образования, а также взаимоотношения со СМИ и иностранными государствами. Последним пунктом, на котором заостряет внимание социальная концепция РПЦ, является тема глобализации. Подобная культурная унификация (властное объединение в одну форму), сосредоточенная в руках отдельной группы лиц, должна уравновешиваться совместными усилиями Церкви, государства, граждан. В мире необходимо установить равноправие во всех сферах бытия.

Церковный документ утвердили на Архиерейском собрании, состоявшемся в 2000 г. Идея создания этой концепции возникла в 1990 г. В тексте даны ответы на важнейшие вопросы современности: отношение с государством, обществом, политикой. В социальной концепции находятся всеобъемлющее утверждения Православия на религиозные и церковно-социальные темы.

Основы социальной концепции Русской православной церкви

Православное понимание любви и брака и их подмены

Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений Всечестные отцы, братья и сестры!

Православие — это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие — это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство — «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) — но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» (1).

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви — любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» — говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18, 20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.)» (2).

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», — говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь «способ устроения» земного бытия, не есть «утилитарное» средство для продолжения рода — хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак — это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак «таинством», Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «плотью» со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. (3)

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке — Библия — не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. (4)

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт. 1, 28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Таким образом, семья — не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака — согласию, они ставят другой, объективный фактор — форму брака — в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы(5).

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек — не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» (6) «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку — с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» (7).

Очень важно помнить, что брак — это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть — безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые — в различных комбинациях друг с другом — призывают к половому освобождению» (8).

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано»

(Мф.19, 1 0-11). Христос как бы так говорит: «Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается». «Лучше не жениться!» Это — как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи — преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царсвто Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Галл.6,2).

1. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости М.,1991. С. 31-32.

2. С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.98.

3. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия. Клин: Фонд «Христианская жизнь». 2000. С.8.

4. Проф.С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.106.

5. Там же, с. 138 -139.

6. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1987. С.318.

7.Там же, с. 320.

8. Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *