Копты, кто это?

В Египте, христиане составляют около 8—9 % населения Египта, то есть примерно 6 млн человек (эта цифра, возможно, занижена; по другим данным — около 8 млн человек). Большинство коптов исповедуют христианство, принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа дохалкидонских церквей. Часть коптов (около 150 тыс. человек) принадлежит к Коптской католической церкви. Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных.
Христианское учение нашло множество последователей в Египте в середине I века. Как полагают копты, принёс его их первый патриарх — апостол Марк, автор одного из четырёх канонических Евангелий.

На изображении: Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus, 778—820 гг.)
В 641 году в Египет вторглись арабы, которые противостояли византийской армии, но не встретили никакого сопротивления со стороны местного населения. Однако сопротивление со стороны египтян арабскому владычеству в Египте стало чувствоваться через некоторое время и продлилось весь IX век. Арабы наложили специальный налог, известный как джизия, на христиан, приобретших статус зимми.
Арабы в VII веке редко использовали обозначение «египтянин», предпочитая ему термин «копт». Таким образом, египтяне стали известны как «копты», и нехалкидонская египетская церковь — под именем Коптской церкви. Халкидонская же церковь оставалась известной как «Церковь мелькитов». Арабская оккупация поначалу не оказала большого воздействия на жизнь христианских общин, о чём свидетельствует развитое коптское искусство монашеских центров в Старом Каире (Фустат) и по всему Египту. Однако в VIII—IX веках, в период роста национального сопротивления, мусульманские правители запретили использование человеческих образов в искусстве (как следствие иконоборческого конфликта в Византии), вследствие чего были уничтожены многие росписи и фрески в коптских церквях.

На изображении: Коптская и арабская надписи в Старом Каире
Фатимидский период исламского правления в Египте отличался веротерпимостью, исключение составили религиозные преследования во времена халифа Аль-Хакима. Фатимиды назначали коптов на руководящие посты, сами принимали участие в коптских и местных египетских праздниках. Также были предприняты главная реконструкция и реконструкция церквей и монастырей. В Среднем и Верхнем Египте процветало коптское изобразительное искусство. Тем не менее, преследование египетских христиан достигло пика в ранний период мамлюков после крестовых походов. Мародёры-бедуины иногда совершали разрушительные набеги на монастыри, но впоследствии они восстанавливались и открывались вновь.
В настоящее время в Каире копты живут в так называемом Городе Мусорщиков — христианском коптском квартале на окраине Каира (Египет), население которого занимается сбором мусора по всему городу с целью последующей его переработки и утилизации. Район появился в 1969 году, когда городская администрация Каира постановила всех сборщиков мусора сконцентрировать в одном месте около холмов Мокаттам (араб. Al-Mokattam‎) на восточной окраине неподалёку от Цитадели Саладина, Каирской Цитадели.

На изображении: Типичная улица посреди квартала
Сбор мусора в городе является их традиционным промыслом на протяжении многих лет. В квартале есть магазины, кафе и предприятия бытового обслуживания. По приблизительным оценкам здесь проживает более 40 000 человек. Людей, которые живут сбором мусора, выделяют в Египте в особую социальную группу — заббалинов. Сбор, сортировка и переработка мусора является семейным бизнесом и приносит сравнительно хороший, по местным меркам, доход тем, кто в нём занят. Домовладельцы дают определённую плату сборщикам за вывоз мусора с их территории. Государство никак не регулирует эту деятельность, но и не препятствует ей. Пищевые отходы используются как корм для свиней, поэтому мусульмане считают такую деятельность для себя «нечистой». Эта архаичная система, тем не менее, признаётся одной из самых эффективных в мире — заббалины утилизируют до 85 % собранного мусора
В верхней части квартала построен великолепный коптский православный монастырь Святого Симеона Сапожника, который состоит из нескольких церквей и часовен, расположенных как в зданиях, так и в пещерах в глубине горы.
На отвесных стенах скальной породы вырезаны и нарисованы сцены на различные евангельские и библейские сюжеты. Здесь же расположен детский сад, школа и ряд благотворительных христианских учреждений. Кафедральный собор Св. Девы Марии и Св. Симеона является крупнейшим на Ближнем и Среднем Востоке и может вмещать до двадцати тысяч человек.

На изображении: Пещерный храмовый комплекс монастыря Св. Симеона Сапожника в Каире
Коптское искусство представляет собой смесь древнеегипетского и эллинистического влияния. Тематика и символика заимствовались из античной и египетской мифологий, иногда приспособленных к христианским верованиям. Также на этот стиль влияли Персия и Сирия, правда — с меньшим успехом, но все равно оставив такое наследие, как например, павлины и грифоны в числе излюбленных мотивов.

На изображении: Портрет юноши. II век н. э. Золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой. Из собрания ГМИИ им. Пушкина в Москве
Пример влияния эллинистического и египетского искусства периода Поздней Античности т. н. фаюмские портреты. Лица людей из Эль Фаюма — пример коптского искусства II века, показывающий греческое и римское воздействие на коптское искусство, но с некоторыми важными отличиями от собственно египетского искусства.

На изображении: Портрет молодого человека.125-150 гг. из Государственного античного собрания в Мюнхене.
Арабское завоевание Египта привело к тому, что коптские мастера как сами испытали воздействие исламского искусства, так и оказали на него некоторое воздействие. Влияние коптов на арабскую архитектуру и использование некоторых коптских мотивов в исламских зданиях начинается с VII века.

На изоображении: Портрет мальчика из Национального музея в Варшаве.
В то же время, Александрийская церковь коптов, как самая старая в Африке, повлияла на суданскую и эфиопскую. К примеру, некоторые формы коптского креста теперь известны как эфиопский крест, уж не говоря об эфиопских храмах, где видно влияние коптского искусства.

На изображении: Коптский крест
Начиная с IV века Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом уменьшается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
Большинство коптских иконописцев не подписывались. Традиция называет имена евангелиста Луки (первого иконописца) и двух коптских патриархов — Макария I и Гавриила III Александрийских.
На изображении: «Архангел», коптская икона XVII в., Музей византийского и христианского искусства, Афины
Египетские христиане считают, что искусство иконописи родилось в Египте и любят сравнивать древнеегипетскую живопись с иконами, перечисляя черты сходства.

Коптский алфавит

Коптская письменность представляет собой еще одно ответвление греческого алфавита вне Европы. Она является единственным потомком греческого алфавита в Африке.

Образец коптского книжного письма.

Название копт (от арабского кубт, кибт, испорченное греческое aigyptios) применяется в настоящее время по отношению к той части местного населения Египта, которая после арабского завоевания страны в 641 г. н.э. продолжала исповедовать монофизитское христианство, так называемую «коптскую» религию, и вплоть до XIII в. н.э. (а в отдельных местностях и вплоть до XVII в.) пользовалась «коптским» языком, последней ступенью египетского языка, в быту. Вытесненный впоследствии из повседневной жизни арабским языком, коптский остался языком богослужения египетской христианской церкви. Разговорный коптский сохранился лишь в христианских деревнях Верхнего Египта и носит теперь название зения. О существовании современного живого коптского языка не было ничего известно до тех пор, пока в 1936 г. он не был описан чешским ученым В. Выцихлом1Живого разговорного коптского языка как такового в Египте нет. В некоторых селениях Верхнего Египта копты нередко употребляют в разговоре отдельные коптские слова и выражения, что и ввело в заблуждение В. Выцихла. Родным же языком жителей этих мест является арабский. — Прим. ред..

Коптские документы и надписи появляются, по-видимому, уже в конце II и III вв. н.э., но самые ранние рукописи, поддающиеся точной датировке, относятся к V в. н.э.2Наиболее древняя из дошедших до нас коптскпх рукописей — магический папирус, хранящийся в Парижской Национальной библиотеке, датируется по палеографическим данным серединой III в. н.э. — Прим. ред. Существовало пять основных коптских диалектов, из них наиболее важными были два: са’идский, или сахадский, диалект Южного, или Верхнего Египта, употреблявшийся близ древней столицы Египта Фив (совр. Луксор), и бохайрский диалект Нижнего Египта. Этот диалект стал языком коптского богослужения (так как Александрия была местом пребывания коптского патриарха) и в конце концов вытеснил все остальные диалекты.

Коптский был преимущественно языком необразованных египтян, так как египетская «аристократия» была сплошь эллинизована. Первоначально египетскими христианами были преимущественно представители низших классов и лишь с конца IV в. н.э., когда христианство упрочилось, христиане начали составлять образованную часть общества; тем не менее языческая культура продолжала существовать и не исчезла вплоть до конца V в. Поскольку коптский язык являлся преимущественно языком сельских местностей, арабское завоевание не столь быстро его искоренило.

В коптском имеется значительное количество греческих элементов, в особенности в области лексики, относящейся к христианскому вероучению и культу.

Коптский алфавит.

Коптский алфавит состоял из 32 букв, причем 24 из них были заимствованы из греческого унциального письма, а 8 взяты из демотической скорописи и использованы для передачи звуков, которых нет в греческом. Дальнейшее развитие коптской письменности протекало совершенно независимо от развития греческого письма3Развитие коптского письма (на папирусе, пергамене, камне) было тесно связано с развитием греческого письма вплоть до последних веков I тыс. н.э. — Прим. ред..

Нубийская письменность

Древние нубийцы, занимавшие территорию к югу от Египта, восприняли коптскую письменность, но, приспосабливая ее к своему языку, были вынуждены позаимствовать из мероитской скорописи три знака, обозначавшие звуки, которые нельзя было передать при помощи коптских букв. Сохранившиеся фрагменты христианских нубийских рукописей относятся к X—XI вв. н.э. Некоторые из них находятся в Британском музее, остальные — в Берлине.

Из профиля хозяина блога, откуда я перепостил тему —
Этнический русский, Ислам принял в 1998г.
От себя. Интересный рассказ, ведь всегда интересно у знать о христианах других традиций, особенно ели это древний христианский народ, а не какая-то новоявленная секта из Америки. Но, к сожалению, автор статьи не о всех мифах про коптов поведал нам , но и сам присовокупил несколько, но уже как «правду»…
Пост от kahhar_786
Мифы о коптах

Когда в среде российских интеллигентов речь заходит о Египте и египтянах, обязательно найдется тот, кто вспомнит о коптах, демонстрируя тем самым высокий уровень своей эрудированности. Не знать о существовании загадочных коптов в приличном московском обществе сегодня уже почти неприлично.
Немного истории и фактов
Коптами называют традиционных христиан Египта, которые составляют от 8 % до 10 % населения страны* и принадлежат к египетской Коптской Православной (нехалкидонской) Церкви, возглавляемой Патриархом Шенудой III. В то же время копты являются одной из самых древних христианских общин на Ближнем Востоке.
Изначально слово «копт» происходило от греческого «айгуптиос» и означало «египтянин». Постепенно, начиная с I века н.э., египтяне принимают христианство, которое становится основной конфессией страны вплоть до прихода арабов в 641 г. Таким образом, в некотором смысле все жители Египта являются потомками коптов.
Христианство на египетскую землю приносит св. апостол Марк, который и основывает одну из старейших Церквей мира — Александрийскую Церковь. И именно из Александрии новая религия распространяется по всему Египту. Началом же коптской эры сами египетские христиане считают 284 год н.э. — год, открывающий так называемый календарь коптских мучеников: в этом году императором Рима становится Диоклетиан, чье правление отмечено страшными по своей жестокости гонениями на христиан, особенно в Египте. В его правление несчетное число коптов подверглось чудовищным пытками и казням. С тех пор копты ведут свое летоисчисление, пользуясь аббревиатурой А.М., которая соответствует латинскому «Anno Martyrum» — буквально «Эра мучеников».
Однако в конце V века происходит событие, навсегда изменившее судьбу Коптской Церкви. На состоявшемся в 451 г. Халкидонском IV Вселенском Соборе был принят догмат о том, что Иисус Христос имеет две природы — Божественную и человеческую. Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской «Яковитской» Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во единую Божественную природу Христа**. Вследствие теологического конфликта копты, названные монофизитами, были отлучены от семьи христианских Церквей***.
Изоляция Коптской Церкви долгие века препятствовала межцерковному общению между Египтом и другими странами, но, вместе с тем, позволила египетским христианам сохранить уникальные черты раннехристианских традиций, утерянные другими христианскими конфессиями.
Когда после российских храмов, поражающих своим величием и великолепием, попадаешь в коптскую церковь, становится непонятно, а в храме ли ты вообще. Кто-то куда-то ходит, стоят скамейки, под потолком жужжат вентиляторы, на полах небрежно и криво постланы протертые коврики, а вокруг бегают дети. И это в столице. А в провинциальных церквях прихожане разуваются перед входом в храм, что явно свидетельствует об изначально общей традиции христиан и у мусульман. Причем, скорее всего, традиция оставлять обувь за порогом храма и входить в Дом Божий босиком берет свое начало в древнеегипетских обычаях, ведь известно, что в свои языческие храмы египтяне времен фараонов входили разутыми.
Есть и другие параллели в ритуалах и предписаниях египетских христиан-коптов и мусульман, что только подчеркивает общность традиций двух религий одной страны. Известно, что потребление алкоголя считается грехом в исламе. Однако же и египетские христиане негативно относятся к употреблению спиртных напитков. Более того, во время причастия копты в последние годы стали использовать не вино, а неферментированный (то есть не забродивший) виноградный сок****. Коптская просфора представляет собой круглую лепешку пресного***** хлеба с изображением коптского креста по центру.
Также в деревенской коптской церкви можно увидеть людей, расположившихся прямо на полу под какой-нибудь иконой и спокойно перекусывающих что-то из принесенного с собой. На праздники коптские храмы превращаются для местной молодежи в место для знакомств. Именно в церкви девушки и юноши подыскивают себе женихов и невест. Копты чувствуют себя здесь свободно — как у Отца дома… В этом есть что-то настоящее, какая-то очень верная суть истинного христианства, при этом с трудом воспринимаемая русским православным сознанием, которое, как правило, приучено к золоту Византии и к покорности перед иерархией.
Продолжая «золотую» тему, хочется отметить, что в коптских храмах убранство более чем скромное, а иконы похожи на произведения примитивистов — образы святых будто нарисованы ребенком. Тема детскости и наивности прослеживается и в одеянии коптских монахов, которые носят в качестве головных уборов черные расшитые крестиками капюшончики, напоминающие шапочки, надеваемые грудничкам и символизирующие чистоту их обладателей, сравнимую с чистотой младенцев.
Служба в коптских церквях совершается на арабском и коптском языках (последний — древний язык египтян, который был вытеснен со временем арабским). Женщины и мужчины сидят в храме по разные стороны, причем женщинам можно надевать брюки и не покрывать голову******.
Нередко в России приходится слышать от «знатоков» вопроса удивительнейшие рассказы про египетских христиан, порой напоминающие вымыслы средневековых путешественников. Попробуем разобраться в некоторых из них.
Пять мифов о коптах
Миф I. Копты — единственные потомки фараонской цивилизации
Большинство наших соотечественников, имеющих представление о том, кто такие копты, убеждены: именно египетские христиане являются потомками «тех самых» египтян, создавших великую цивилизацию Древнего Египта с ее пирамидами, сфинксом, Тутанхамоном и Нефертити.
Эта идея наполняет россиян неслыханным пиететом перед коптским населением Египта, на фоне которого возникает пренебрежительное отношение к египетским мусульманам, якобы ведущим свое происхождение от кочевников-арабов, пришедших в Египет с войском мусульманских завоевателей, которые чуть ли ни поработили коптов-христиан.
Конечно, противопоставление «свои — чужие» в данном контексте напрашивается само собой: «наши копты» vs. «чужие мусульмане». Однако такое представление не более чем очередная идеологема: на самом деле египетские мусульмане в большинстве своем точно такие же потомки древних египтян, как и копты. Фактически египтяне — единый народ, разделенный конфессиональной принадлежностью: предки одних остались в лоне прежней религии, тогда как предки других приняли новую веру.
Интересно, что лица многих современных египтян — как христиан, так и мусульман — поразительно схожи с изображениями на древнеегипетских фресках или папирусах, что подтверждают и ученые-египтологи, и антропологи.
Миф II. Копты имеют доступ к тайнам и владеют скрытым от человечества сакральным знанием
Этот миф особенно распространен в среде мистически ориентированных россиян, которые слышали что-то о гностической традиции и апокрифических Евангелиях, найденных в Египте в прошлом веке. Бытует мнение, что Коптская Церковь, веками отлученная от семьи мировых Церквей**, сумела в тайне сохранить некое истинное христианское мистическое знание, основанное на гностической традиции. В действительности же копты всячески избегают намеков на какие-либо тайные знания и вряд ли с ними знакомы, несмотря на безусловное наличие в коптской традиции широкого спектра символики цвета, цифр и пр.
Миф III. Копты владеют большей частью египетского капитала
Мнение о том, что египетские христиане-копты являются обладателями несметных богатств, распространено и среди некоторых радикально настроенных мусульман. Серьезных оснований для подобного утверждения нет. Пожалуй, единственным фактом, способным косвенно подтверждать этот миф, является существование коптской семьи Савирасов — одной из наиболее богатых семей страны. Савирасы владеют различными производствами и компаниями, контролируют значительный сегмент строительного бизнеса, мобильных коммуникаций и пр.
Миф IV. Копты — покорные и забитые христиане Египта
Представление о коптах как о тихом и забитом меньшинстве, мягко говоря, неоправданно. Вернее будет сказать, что копты так сами о себе думают и сами себя так позиционируют. Однако в реальности коптская молодежь сегодня в значительной степени заражена вирусом экстремизма. Может быть, даже больше, чем мусульманская молодежь Египта.
Очевидно, что подъем коптского самосознания сегодня идет по пути противопоставления себя мусульманам, при этом эскалация напряженности в отношении иноверцев считается среди многих египетских христиан чуть ли ни доблестью.
И если еще несколько лет назад среди коптов была распространена традиционная татуировка в виде маленького крестика на запястье или у фаланги большого пальца, то сегодня нередко можно видеть молодых людей с татуировкой во всю руку с изображениями Христа, Богоматери или разных святых. Демонстрация собственной религиозности в коптской среде все стремительнее понимается как обретение смысла жизни.
Миф V. Копты — угнетаемое мусульманами меньшинство
Распространенное на Западе и в России представление о коптах как о притесняемом злыми мусульманами христианском меньшинстве приходится слышать повсеместно. Даже многие российские ученые тиражируют стереотип о египетских христианах, подвергшихся жестоким гонениям со стороны пришедших в Египет арабов-завоевателей.
В действительности приход арабов-мусульман с войском мусульманского военачальника Амра Ибн Аль-Аса в Египет был воспринят египетскими христианами-коптами с огромной радостью, так как последние видели в них долгожданных освободителей от византийского ига (большая часть коптов к тому времени уже отвергла византийское Православие). Арабы же, в свою очередь, предложили египтянам необходимое покровительство. Жалеющие сохранить христианскую веру должны были платить специальный налог «джизью», в обмен на который получали защиту от византийских властей, жестоко притеснявших коптов-монофизитов, которых в Константинополе считали еретиками.
Впоследствии египетская история, конечно, знала и притеснения коптов, однако объективная информация о них обычно смешана со множеством мифов.
Мона Халиль, Портал «Кредо»
____________________________________________

  • Коптами называют традиционных христиан Египта, которые составляют от 8 % до 10 % населения страны*

Есть небезосновательное мнение, что это умышленно заниженные мусульманами цифры.

  • Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской «Яковитской» Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во единую Божественную природу Христа**

Очевидно, что рассказчик передает не то, что узнал от коптов, а свои собственные сведения, почерпнутые из грекославных мифов про «монофизитов».

  • Вследствие теологического конфликта копты, названные монофизитами, были отлучены от семьи христианских Церквей***
  • Бытует мнение, что Коптская Церковь, веками отлученная от семьи мировых Церквей***

Такое ощущение, что пишет не мусульманин (пусть он хоть триста раз этнический русский), а матерый псевдоправославный ключник, считающий себя состоящим в этих самых «мировых Церквях», или как ключники говорят — «Вселенском Православии», от которого и «отлучили коптов» )))) Это, опять-таки, следствие незнакомства автора с коптской традицией, зато хорошее знакомство с грекославными мифами про «отпавших монофизитов». И что интересно, рассказчик как то не увязывает в своей голове две им же приведенные мысли — про «одиночество коптов», вне некоей семьи мировых Церквей и про то, что копты не одни не приняли латино-греческого Диофизиства, но что не приняли так же армяне, эфиопы и сирийцы… Типа у греков и латинян «семья Церквей», а у остальных не пойми что…. Он, наверное, и не догадывается, что на момент христологических разделений, нехалкидонские Церкви составляли подавляющее большинство во Вселенской Церкви, как по числу последователей, так и по числу кафедр и что если кто-то кого-то «отлучил от семьи Церквей», то это греки с латинянами сами себя….

  • во время причастия копты в последние годы стали использовать не вино, а неферментированный (то есть не забродивший) виноградный сок****

Что-то я в этом сильно сомневаюсь. Не иначе, как потому, что слышу о таком впервые… С чего бы это древнему христианскому народу выявлять такое небрежение к вину? Они что, адвентисты седьмого дня? Нужно будет связаться с нашим священником в Каире, чтоб узнал правда ли это. Хотя, судя по тому что нам тут рассказывает автор статьи, это скорее байка.

  • Коптская просфора представляет собой круглую лепешку пресного***** хлеба

Вот это уже 100% байка. Копты используют в Литургии квасной хлеб. Эта «ошибка» рассказчика усугубляет мое сомнение по поводу «сока» в причастии… Может и тут влияние «антимонофизитских» мифов? Ну не даром же ключники рассказывают, что опреснок — символ монофизитства ))))))

  • женщинам можно надевать брюки и не покрывать голову******

Тут автор путает «можно» с «повелось». А между тем, массовое непокрывание головы женщинами-захожанками (что заражает и неумных прихожанок), отнюдь не коптская проблема, а всеобщая, по Востоку. Эта болезнь поразила не только всех «клятых монофизиток», как то сириек, армянок… но и «супер православных» гречанок и ваще «гипер православных» грузинок… А брюки — это только для ключников страшилка…

ИСТОРИЯ

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово «копт» происходит от греческого «айгюптос» и означает просто «египтянин». Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки — в основном Египта и Эфиопии.

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого египтяне не знали. Уделом коренных жителей, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжелый труд, налоги и поборы. Римляне завоевали Египет в 30-м году до нашей эры. Ограничения для египтян еще более ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей. Они стремились вывезти как можно больше зерна. Количество налогов и поборов, не только денежных, но и хлебом, вином, растительным маслом, деревом и прочими натуральными продуктами, доходило до 450! Не будучи в силах вынести это, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры. С восставшими зверски расправлялись.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык. Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.

В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии языческие обряды. Тех, кто отказывался, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили жутким образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали пополам.

В 258 году император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, и позднее они начали вести счет времени по «эре мучеников» — с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол императора Диоклетиана.

Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.

Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год — год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая монофизитская Коптская Церковь («коптами» арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.

Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями «древних восточных» или «дохалкидонских» церквей.

Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 — 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.

Но уже при Аббасидах (750 — 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века копты оказались в Египте меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ

Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.

ЯЗЫК

Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

После страшных гонений на христиан при Диоклетиане, по указу которого христиан, тысячи мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти, в 313 году император Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение. Встал вопрос о переводе Библии на язык египтян, которые не знали греческого. Да и египетского демотического (иероглифического) письма простой народ Египта не знал, так как это требовало специального и длительного обучения. Переводчикам пришлось создать алфавит из 24-х греческих букв и 6 новых знаков для звуков, отсутствовавших в греческом языке. И с начала IV века египтяне-христиане, или «копты», как их позднее стали называть, знакомые с алфавитом, могли читать Святое Писание.

В 641 году Египет завоевали арабы, и коптский язык был исключен из официального употребления.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным…

До нас дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература — важный источник для изучения ранней истории христианства.

Ученые-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведется на коптском языке, но молящиеся уже не понимают того, что слышат. Иногда пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках. И священники сперва читают текст на коптском языке, а затем — на арабском.

ЦЕРКОВЬ – СТРУКТУРА И РИТУАЛ

Вера

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало — и в теологии, и в традициях.

Храмы

Древний церковный центр — Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка. Нынешний центр Коптской церкви и вообще всего народа расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм ап. Петра и Павла, множество служб и зданий.

Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, — беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса — просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд — собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.

Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие — в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты — они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри — виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. В году семь великих и пять малых праздников, а постов — пять.

Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь.

Монашество

Египтяне дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина, Мария Египетская.

В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.

Папа

Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. С 536 года копты избирают своего патриарха, который вместе с синодом находится в Каире.

Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.

Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) — глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.

Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Служба

Богослужебный язык, так же как у нас, отличается от разговорного. Здесь служат на коптском времен эллинизма — распространения греческого влияния на страны Средмиземноморья и дальше.

Чин их литургии — более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св. Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.

Кладбище

Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы — и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.

Духовное обучение

В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследований расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.

Проблема церкви — мусульманский фундаментализм

Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте.

В 1997 году участились нападения исламских вооруженных групп на коптов.

Расширение церкви

Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани.

Коптская церковь и РПЦ

Коптская церковь — прямая предшественница Русской Православной Церкви. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.

С 1824 года в Египте побывали много монахов разных орденов и американские пресвитеры с Библиями на арабском языке, желая таким образом способствовать возрождению коптской церкви. Коптская церковь тяготела к православию, стала искать примирения с православной церковью и даже называла себя православной. Однако объединения обеих церквей до сих пор не произошло.

Сейчас идет активный диалог между Коптским патриархатом и Московской патриархией.

Чудеса и знамения

Египет живет активной духовной жизнью. Множество чудес и знамений происходит и в наши дни.

Так, в пригороде египетской столицы Каира с апреля 1968 года можно было наблюдать над крышами двух коптских церквей странное явление, которое немало озадачило как верующих, так и скептиков. Сияющее видение Девы Марии, постоянно появляющееся в ранние утренние часы, возникло в первый раз над коптской церковью святой Марии в Зейтуне. На протяжении трех лет тысячи людей стремились увидеть этот феномен. Зафиксированы многочисленные исцеления болящих, в том числе и мусульман. Последний раз появившись в 1971 году, видение снова материализовалось в 1986-м над церковью святой Демианы, коптским храмом за городской чертой Каира.

Очевидцы рассказывали, что оно часто сопровождалось курящимися дымами ладана и купол церкви будто вспыхивал светом, когда видение находилось над ним. Людей перед церковью собиралось такое множество, что полиции пришлось принять меры, чтобы предотвратить беспорядки.

Мусад Садык, журналист, занимавшийся этой историей по заказу одной каирской газеты, сообщил, что однажды видение длилось целых 20 минут. Хотя ученые и пытались представить это явление как зрительный обман, массовые галлюцинации, естественный оптический феномен или даже просто как электрические разряды на куполе храма, вразумительное объяснение феномена никто так и не смог дать.

КОПТЫ — ЗНАМЕНИТОСТИ

Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом, равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали.

Все они — потомки фараонов.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: «Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом» Едва ли не самое интересное в коптском искусстве — ткани. Ткали в основном гобеленовой техникой. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история Иосифа.

Вообще Коптские памятники древности в Египте бережно охраняются, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Сокровища коптской культуры хранятся в Каирском музее Коптов. А туристов непременно возят на руины древнего христианского монастыря V в. близ Саккары — города мервых при древней столице Египта Мемфисе.

ОБЩИНА

Сейчас копты составляют около 8-9% населения Египта. В руководстве страны нет ни одного копта.

Копты — самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. По официальным данным, в Египте их численность составляет 3 900 тыс. чел. По данным же самой Коптской Церкви (на 1995 г.), к ней принадлежит около 8 млн. верующих.

Живут копты по преимуществу городами и районами. В Каире несколько коптских районов. Их можно отличить по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000), портретам Папы Шенуды или предыдущего папы Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами.

Имеется также значительная коптская диаспора, представители которой проживают в странах Европы, Африки, Австралии и Америки

Материал подготовлен с использованием материалов сайта www . africana . ru


Почему только христиан-коптов считают «коренными египтянами»

Цивилизация Древнего Египта оставила нам богатое наследие, которым в Европе принято восхищаться ещё со времён Наполеона Бонапарта: пирамиды и Большой Сфинкс, богатая история эпохи фараонов и красивое иероглифическое письмо. Только вот распоряжается этим наследием совсем другая страна. Даже официальное название современного Египта – Арабская Республика Египет – подчёркивает очень условную преемственность египтян по отношению к тем старым, древним египтянам.

Наследники фараонов

«Копт» – это искажённое и упрощённое греческое слово «айгюптос», то есть «египтянин». Так что можно сказать, что и сегодня коптов называют египтянами. После походов Александра Македонского египтяне стали фактически порабощённым народом в своей собственной стране – Египет был завоёван греками, отсюда и распространение греческого наименования местного населения.


Древняя Александрия – столица греческого Египта

Спустя три века после греков пришли римляне, для которых Египет и вовсе стал колонией на периферии империи. Из страны выкачивалось зерно, а местное население облагали налогами, в том числе в виде натуральных продуктов. Народные восстания подавлялись. Постепенно в Египет стало проникать христианство, но это лишь добавило римским властям повода для проведения репрессий. Христиан из местного населения могли арестовывать, превращать в рабов или вовсе казнить.

Когда же римский император Константин сам стал христианином, то положение египетских христиан резко изменилось. Постепенно большинство населения приняло новую веру, и копты стали восприниматься именно как представители местной христианской общины, а не как наследники Древнего Египта.


Коптский алфавит

От древних египтян у них остался, например, язык. Единственным наследником египетского языка считается современный коптский язык. В нём, конечно, используются уже не иероглифы, а видоизменённый с греческого алфавит. Поскольку и русская азбука была создана на основе греческого алфавита, то коптские буквы отдалённо напоминают нашу кириллицу. В лексике же у коптов греческие слова перемешались с египетскими.

Христиане

Своим первым патриархом копты считают евангелиста Марка. Во время своих миссионерских путешествий после смерти Христа Марк приехал в Александрию и заложил там основы будущей христианской общины. Но сама церковь появилась гораздо позже, в середине 5 века.


Коптские монахи, фото рубежа 19–20 веков

В то время христианский мир сотрясали споры об основных религиозных догматах. Одним из важных вопросов было понимание человеческой природы Иисуса Христа. Копты наряду с некоторыми другими церквами считали, что у Христа была только одна, божественная сущность, и отрицали его человеческую сторону. Подобные церкви принято называть «монофизитскими» (от греческого сочетания слова «одна природа»), однако сами копты называют себя православными.
Действительно, несмотря на много различий, некоторые особенности церковных обрядов будут нам знакомы по русским традициям. По крайней мере, сходств между русской и коптской церквами гораздо больше, чем между нами и католиками. В этом можно убедиться при взгляде на фотографии современного богослужения в Каире:






Церковь коптов – наследников древних египтян – переняла некоторые явления из древнеегипетской культуры. Например, долгое время практиковалось женское обрезание, о котором писали ещё древние греки. А символ египетского иероглифа «анкх», означавшего «жизнь», из-за сходства с крестом стал называться «коптским крестом» и широко применяется вместо привычного изображения креста.

Слева – египетский иероглиф, справа – коптский крест

Всегда угнетённые

В 7 веке на территорию Египта вторглись арабы. Очередная смена властителей после греков и римлян поначалу не была принципиально заметной: коптский язык продолжал использоваться как официальный язык страны, а притеснения христиан арабы не устраивали. Но постепенно, в течение двух–трёх веков их положение ухудшается, они выводятся с ответственных должностей, выходят специальные законы, превращающие коптов в население второго сорта.
После перехода власти к туркам-османам в 16 веке Египет стал частью Османской империи. Гонения только усилились, и коптский язык стал постепенно вытесняться арабским. Сегодня он перестал быть привычным разговорным языком. Лишь в 20 веке в независимом Египте прямая политика ущемления религиозного меньшинства стала сходить на нет, хотя отдельные эпизоды притеснений встречаются и по сей день.


Президент Египта Гамаль Абдер Насер встречается с коптскими священниками. Фото 1965 года

Хотя копты и живут часто обособленно от арабского населения Египта – целыми кварталами и районами, в быту они говорят по-арабски. Коптский язык используется в богослужении, но относятся к нему всё больше, как мы к церковнославянскому или католики к латинскому. Речи священников нуждаются в пояснениях и переводе.
Вообще христианская вера – во многом последнее прибежище для идентификации коптов как отдельного народа. В политике им места нет, а численность населения не превышает десятой части страны. Часть коптов и вовсе исламизировано и уже не связывает себя с христианством. Впрочем, копты всё равно остаются самой большой христианской общиной на Ближнем Востоке и исчезать, как когда-то древнеегипетская цивилизация, пока не планируют.
И в продолжение темы 10 интригующих научных версий о том, как выглядели древние египтяне .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *