Корабль музей васа

Шведский военный корабль Васа затонул во время своего первого плавания в гавани Стокгольма в 1628 году. После пребывания на дне моря в течение 333 лет он был поднят и его история получила продолжение. В настоящее время Васа является наиболее хорошо сохранившимся в мире кораблём XVII века и представлен на обозрение посетителям в специально построенном музее в Стокгольме. Являясь уникальным сокровищем, корабль Васа, украшенный сотнями скульптур, на 98 % состоит из оригинальных деталей.

Кроме самого корабля, в музее представлены различные тематические экспозиции повествующие о коротком плавании корабля и его истории до наших дней. В помещениях музея находится сувенирный магазин и ресторан, где посетители могут насладиться обедом или отведать выпечку местных кулинаров. Несколько раз в день проводятся экскурсии на английском языке. В музее доступны аудиогиды на многих языках, в том числе и на русском. Ежедневно на нескольких языках демонстрируется фильм о корабле Васа и детский мультфильм «The Vasa Piglet». Все услуги включены в стоимость входного билета.

Добро пожаловать в захватывающий мир старинного шведского военного корабля Васа!

  • аудио-гид

Посещение музея корабля Васа

Время работы музея Васа

Музей Ваза открыт 365 дней в году.

Январь – май и сентябрь – декабрь
10:00–17:00, по средам: 10:00–20:00

Июнь – август
8:30–18:00

24 и 31 декабря
10:00–15:00

25–26 декабря и 1 января
10:00–17:00

Время работы ресторана музея Васа

Ссылка на сайт ресторана

  • The Vasa Museum Restaurant

Стоимость входного билета

Взрослые: 170 шведских крон
Дети и подростки до 18 лет включительно: бесплатно.

В стоимость входного билета включены экскурсия под руководством музейного гида, сеансы фильмов в кинозалах, аудиогид и семейный маршрут для осмотра экспозиции самостоятельно.
Экскурсии по музею с гидом для групп численностью более 10 человек необходимо бронировать заранее. Для получения дополнительной информации обращайтесь в экскурсионное бюро музея: bokningen.vasa@smtm.se

Перед посещением музея

Пожалуйста, постарайтесь не брать с собой большие сумки, поскольку в музее нет возможности для их хранения.

Захватите с собой джемпер. С целью создания оптимальных условий для сохранения корабля Васа, в помещениях музея поддерживается постоянная температура 18-20 °C, что может показаться прохладным при жаркой погоде на улице.

Фотографирование и видео съёмки в помещениях музея разрешены только для личного пользования.

Как найти музей Васа

Адрес музея: ул. Галэрварвсвэген (Galärvarvsvägen) д.14, Стокгольм.

Пешком или на велосипеде

От центра города до музея на велосипеде около 10 минут или 20 минут пешком.

На общественном транспорте

В музей можно доехать на трамвае, автобусе или речном трамвае. Ссылка на расписание движения общественного транспорта:

  • SL Website (external website)

На автомобиле

На острове Юргорден (Djurgården), где расположен музей, довольно ограниченные возможности парковки автомобилей. Легче найти место для парковки автомобиля до въезда на мост Юргордсбрун (Djurgårdsbron) — вдоль ул. Страндвэген (Strandvägen) и ул. Нарвавэген (Narvavägen). Непосредственно у главного входа в музей есть несколько мест для парковки автомобилей инвалидов.

Информация о корабле Васа

ЗАЧЕМ БЫЛ ПОСТРОЕН КОРАБЛЬ ВАСА?

Корабль был заказан шведским королём Густавом II Адольфом и строился в Стокгольме с 1626 по 1628 год. В строительстве принимало участие примерно 400 человек. Длиной в 69 метров, высотой от киля до клотика в 52 метра и весом в 1200 тонн корабль был оснащён тремя мачтами и десятью парусами. Этот 64-х пушечный корабль должен был быть флагманом шведского флота.

КАТАСТРОФА

10 августа 1628 года, Васа отчалил от набережной около дворца Tre Kronor, где он брал на борт амуницию и экипаж, отправившись в своё первое плавание. Пушечные порты были открыты, из расчехлённых пушек был дан салют. Огромный корабль медленно выходил из гавани, но после нескольких сильных порывов ветра, он сильно накренился. Через открытые пушечные порты вода хлынула в корпус корабля и Васа пошёл ко дну. Из 150 человек, находившихся на борту корабля, погибло как минимум 30. Только через 333 года Васа вновь увидел дневной свет.

ПОЧЕМУ ЗАТОНУЛ КОРАБЛЬ ВАСА?

В XVII веке ещё не были известны теоретические расчёты устойчивости и корабли строились исходя из опыта кораблестроителя. В случае введения технических новшеств, как например в случае корабля Васа — применение тяжёлой артиллерии на двух пушечных палубах, был необходим определённый опыт. Центр тяжести корабля оказался выше критической точки и Васа не смог выпрямиться после крена.

ЧЕЛОВЕК, НАШЕДШИЙ КОРАБЛЬ

Инженер Андерш Франзен уже ребёнком был очарован рассказами о старинных кораблях, затонувших в Стокгольмском архипелаге. По собственной инициативе, исследуя документы XVII века, летом 1954-56 годов Франзен искал корабль Васа, прощупывая дно моря при помощи ручного лота, спускаемого на тросе с моторной лодки. 25 августа 1956 года он и водолаз Пер Эдвин Фэльтинг, исследуя дно около острова Бекхольмен, обнаружили скопление дубовых брёвен, оказавшихся частью корпуса затонувшего корабля. Васа был найден!

”САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ ПАЗЛ”

Осенью 1957 года начались работы по подъёму корабля. Под его корпусом водолазы промыли туннели для протяжки канатов. 24 апреля 1961 года корабль появился на поверхности воды. Вместе с ним было поднято около 14 000 деревянных частей. Корпус корабля и все детали были законсервированы по отдельности а затем установлены на штатные места на корабле являя собой титаническую работу, напоминающую сборку гигантского пазла.
В настоящее время корабль Васа позволяет нам более подробно узнать о жизни того периода. Одновременно проводятся научно-исследовательские работы по дэндрологии, остеологии а также сохранению корабля. Целью работ является сохранение корабля Васа для будущих поколений.

Более подробная информация о корабле Васа, научно-исследовательской работе музея и методах консервации на английском языке:

Стокгольмский музей корабля «Васа»
Если будете в Стокгольме, обязательно посетите музей поднятого со дна средневекового корабля «Васа» (швед. Vasa).
Прочитав когда-то об этом корабле, затонувшем в 17-м веке, поднятом и превращенном в уникальный музей, я давно хотел его увидеть собственными глазами. И такой случай представился.
Из, наверное, десятка музеев Стокгольма, где я был, на меня лично самое большое впечатление произвел именно этот музей.
Сначала — несколько слов об этой истории, а потом фотографии, которые я сделал.
В отношении краткой истории корабля и истории его поднятия мне поможет «Википедия».
«Васа» — шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Свое название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Васа» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в свой первый же выход из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года.
В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Васа» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

Подплываю к Стокгольму

У входа в музей…
Захожу в музей и испытываю легкое потрясение. Никогда не мог представить, что корабль начала 17-го века на самом деле был таким большим…



16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблем из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.
Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Васы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. На постройке было занято более 400 человек. Тогда же для «Васы» начали отливать бронзовые пушки.
Уже при постройке «Васе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. К созданию «Васы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры… Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма.
К началу 1628 года «Васа» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года «Васа» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.
Летом 1628 года «Васа» стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.
К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания «Васы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.

На фото — реконструкция историков: таким вышел в свое первое плавание «Васа».
В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Васа» отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.
Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Васа» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.

Реконструкция гибели корабля…
На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Васой» погибло от 30 до 50 человек.
Только через две недели после трагедии новость о гибели «Васы» достигла короля Швеции Густава II Адольфа, который находился тогда в Пруссии. Король отослал в Стокгольм депешу, в которой предполагал, что причиной гибели корабля стали глупость и невежество, требовал провести следствие и наказать виновных. Следствие велось на высшем уровне, в Шведском Государственном совете.
В ходе следствия выдвигались разнообразные гипотезы относительно причин гибели корабля: алкогольное опьянение капитана, ненадежное закрепление пушек и т. д. Ни одна из этих версий не подтвердилась. В конце концов, следствием был сделан вывод: при проектировании корабля были допущены ошибки. Действительно, «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. Капитан корабля Сёфринг Ханссен сам отмечал это на следствии, однако в случае с «Васой» предпринять было нечего: взять большее количество балласта и тем повысить остойчивость корабля не позволяла его конструкция.
Никаких результатов не принесли и допросы кораблестроителей, под руководством которых строился «Васа». Основная сложность заключалась в том, что фактический строитель корабля Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы. Ответственные за верфь, где был построен «Васа», судостроитель Хейн Якобссон и арендатор верфи Арент де Грот, поклялись в своей невиновности, указав, что корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте.
Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились. В итоге никто не был признан виновным и никто не был осуждён за катастрофу.
В течение нескольких лет после гибели «Васы» предпринимались неоднократные попытки его подъёма. Основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а 64 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним.
Проекты подъёма корабля были довольно разнообразны, однако в большинстве своем нереализуемы — лишь некоторые из предложенных вариантов действительно имели какие-то шансы на успех. В частности, корабль пытались вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до места катастрофы было не более ста метров (впоследствии, в середине XX века, когда «Васа» был поднят на поверхность, на нём было обнаружено свыше двух десятков якорей, которыми цепляли корабль). Однако успехом эта операция не увенчалась.
После того как попытки поднять корабль целиком ничего не дали, для подъёма пушек была снаряжена экспедиция водолазов под руководством шведа Альбректа фон Трейлебена. В их распоряжении имелся только водолазный колокол. Ситуация осложнялась тем, что корабль затонул неповреждённым. Чтобы поднять на поверхность одну пушку, водолаз должен был на дне, в полной темноте и холоде, в одиночку, используя только крюк и молот, снять весившее почти тонну орудие с лафета, вытащить его через пушечный порт и поднять на поверхность. Тем не менее, водолазы Трейлебена справились с этой сложнейшей работой — в течение 1664-1665 годов с «Васы» было поднято 53 пушки. Ещё одну подняли в 1683 году. На этом спуски на «Васу» в XVII веке были прекращены. Показательно, что в середине XX века водолазу, располагающему современным оборудованием для подводных работ и осветительными приборами, для подъёма на поверхность одной пушки потребовался целый день.

Копия водолазного колокола фон Трейлебена, использовавшегося при подъёме пушек с корабля «Васа» в 1664—1665 годах.
После подъёма пушек водолазы утратили к «Васе» всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении. Так продолжалось до середины XX века, когда историей «Васы» в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII—XVIII веков с упором на затонувшие корабли. При этом Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево. В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. Позднее Франсен вспоминал: » В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек… »
25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена.
Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых стокгольмских музеев.
А теперь пройдем по музею и внимательней познакомимся с кораблем. Вот перед нами корма.
Так корма выглядит сегодня.
А вот какой она была после спуска корабля на воду, 400 лет назад.
Я стою в самом низу у кормы…
А вот так выглядит корма, если подняться на 2-й этаж.
Ученые соскоблили остатки краски, сделали ее анализ и определили состав. Вот эти средства использовались как красители.
Соответственно вот как должны выглядеть покрашенные элементы.
На электроном панно можно увидеть, как выглядела корма «Васы» после его постройки. На наш взгляд, слишком ярко, но тогда была другая культура.
Поднимаюсь на второй этаж. Отсюда можно заглянуть в корабль.
Порт для пушки. Когда эти порты открывались, взгляду зрителя представала морда льва —символа Шведского королевства. Золотые, сверкающие на солнце морды львов должны были внушать противнику страх.
На носу — также фигура льва, приготовившегося к прыжку.
Вот так выглядела команда полностью укомплектованного корабля. Но в первый рейс вышли далеко не все.
Примерно так выглядела жизнь корабля, если бы мы увидели его в разрезе.
Реконструкция палубы для пушечной стрельбы. Пушки, как вы можете догадаться, естественно, подлинные.
Вместе с кораблем со дна были подняты останки моряков. По костям была произведена реконструкция членов экипажа, погибших при крушении.
Вот так выглядел один из них…

А вот так был одет моряк.
Уникальность музея в том, что здесь, под стеклом, представлены подлинные вещи моряков и все то, что находилось на корабле в момент гибели.
Этот чан, поднятый со дна, тогда, в день выхода с из порта, готовил в первый и последний раз обед. Его так и не отведали ни моряки, ни их близкие.
Деньги, найденные на корабле…
И для интересующихся — прориси этих монет.
О многом можно было бы рассказать, много и других интересных фотографий привести, впрочем, достаточно.
Закончу я свою подборку двумя фотографиями из магазинчика, работающего при музее. Здесь можно приобрести точные копии практически всех вещей, найденных на поднятом корабле.
Тренд современных западных музеев — точные копии выставленных вещей, которые можно купить. Это великолепная идея. В России такое пока почти не встречается, но в Европе давно поняли, что лучшим сувениром для посетителя музея является точная копия понравившейся ему вещицы из экспозиции музея.
В музее можно купить все, вплоть до пушки…

Галеон «Ваза»

16 ноября 1627 г. командовавший небольшим польским флотом голландец А. Дикманн сумел преподнести блокирующей Данциг (ныне – Гданьск) шведской эскадре неприятный сюрприз. Его корабли внезапно атаковали стоявшие на якоре «Сулен» и «Тигерн», на котором держал свой флаг командир шведского отряда адмирал Н. Стьерншёльд. Поляки быстро сблизились с противником и взяли обоих «шведов» на абордаж. В бою шведские экипажи, измотанные тяжелой блокадной службой и ослабленные плохим питанием, не смогли на равных сражаться со здоровыми и отдохнувшими на берегу польскими воинами. После того как погибли капитан «Тигерна» и многие члены команды, смертельно раненый Стьерншёльд приказал взорвать корабль, но попытавшийся выполнить этот приказ моряк погиб. Подошедшие на помощь шведские корабли отбить своего флагмана не смогли, хотя один из выстрелов сразил Дикманна. «Сулен» же во избежание захвата был взорван собственным шкипером.

В 1628 г. поляки передали шведам гроб с телом погибшего Стьерншёльда, и, когда 5 июля галера со скорбным грузом проходила мимо замка Тре Крунор, павшему герою салютовали орудия новейшего и мощнейшего корабля «Ваза». Этот 64 пушечный галеон вскоре должен был присоединиться к блокирующей Данциг эскадре.

История галеона «Ваза» началась с того, что в 1625 г. король Швеции Густав II Адольф пригласил для строительства кораблей для своего флота известного голландского корабела Хенрика Хибертссона. В числе единиц, на постройку которых с мастером заключили контракт, значился и будущий флагман шведского флота, получивший название в честь правящей династии (Ваза, швед. Vasa).

Голландские кораблестроители пользовались хорошей репутацией вполне заслуженно и, вероятнее всего, Хибертссон сумел бы построить большой, хорошо вооруженный и вполне надежный корабль. Но в дело вмешался король…

Он не только внимательно следил за ходом работ, но и регулярно давал строителям различные указания. Хибертссон был опытным мастером, но у него не хватало мужества возражать королевским инструкциям. А монарх желал получить не только очень мощную боевую единицу, но и сделать свой флагман символом величия династии и страны.

«Ваза»

Работы по постройке галеона начались весной 1626 г. на верфи недалеко от Стокгольма. Густав II Адольф лично утвердил размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. Поскольку «Ваза» получил звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус, то его корпус богато украшался позолоченными и ярко раскрашенными резными скульптурами. На постройке галеона трудились более 400 человек, причем привлекались самые лучшие и опытные работники – плотники, пильщики, кузнецы, столяры, такелажники, маляры. Тогда же началось изготовление для «Вазы» бронзовых пушек. Кстати, соседи (и вероятные противники) Швеции внимательно следили за ходом работ на «суперкорабле». Например, подробную информацию о его будущем вооружении отправил на родину датский дипломат Эрик Крабе.

В 1627 г. Хенрик Хибертссон умер. Его преемником в работе над «Вазой» стал шведский корабел Хайн Якобссон. Именно он руководил спуском корабля на воду, состоявшимся осенью того же года. В январе 1628 г. король посетил достраивающийся флагман, осмотрел его и остался доволен увиденным.

К началу 1628 г. «Ваза» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и выказал свое удовольствие. К лету 1628 г. «Ваза» был отбуксирован к королевскому дворцу, пришвартован там и готовился отправиться в свой первый поход. Он имел следующие характеристики: водоизмещение – 1200 т, длина – 69 м, ширина – 11,7 м, осадка – 4,8 м. Экипаж – 145 моряков, 300 солдат. Вооружение состояло из 64 орудий, в том числе 24 фунтовых – 48, 3 фунтовых – 8, 1 фунтовых – 2 (не учитывались в общем подсчете), гаубиц – 6.

К 10 августа приготовления завершились. Погода была ясной, ветер слабым, но порывистым. На борту находилось порядка 100 членов экипажа, а также их семьи – женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому морякам разрешили взять с собой родных и близких). Целью этого плавания являлся переход в базу флота Эльвснаббен, к юго-западу от Стокгольма.

В гавани собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Однако из-за неблагоприятного ветра первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан «Вазы» С. Ханссон приказал поднять четыре паруса – фок, фор-марсель, грот-марсель и бизань. После постановки парусов «Ваза» отсалютовал собравшимся из орудий.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Ваза» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошел еще порядка 1300 м, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее, через пушечные порты вода хлынула внутрь корпуса. По словам очевидца, корабль «…полностью лег на борт… и медленно стал тонуть, с поднятыми парусами, развевающимися флагами и всем остальным».

На место катастрофы достаточно быстро прибыла помощь – матросы других кораблей на парусных и гребных лодках. Им удалось подобрать многих спасшихся, но все же вместе с «Вазой» погибло около 50 человек, включая женщин и детей.

Немедленно началось расследование обстоятельств катастрофы. Вскоре выяснилось, что реформатор шведской артиллерии Густав Адольф явно просчитался. Он принял решение установить на новый корабль слишком тяжелое вооружение– первоначально он потребовал разместить на палубах 72 весьма мощных для того времени 24 фунтовых орудия (кстати, к вооружению кораблей артиллерией одного калибра моряки и кораблестроители приступили только в XIX в.). Правда, потом требования снизились до 48 таких орудий, к которым добавились более легкие, но все равно они имели очень большой вес.

Спасшийся во время катастрофы офицер заявил, что халатности допущено не было и, судя по всему, причина катастрофы крылась в излишней высоте надстроек. Принять же дополнительный балласт для лучшей остойчивости не представлялось возможным, поскольку орудийные порты возвышались над водой всего на три с половиной фута (чуть более метра). А отведенное для балласта пространство было заполнено камнями доверху. Также стало известно, что о недостаточной остойчивости нового корабля знал и командующий флотом – адмирал Флеминг. Таким образом, получалось, что в числе виновных в катастрофе значатся король и адмирал. Но их обвинить было просто немыслимо; поиском же «стрелочников» заниматься не стали…

Однако о «Вазе» не забыли. Много лет продолжались безуспешные попытки поднять если не сам корабль, то хотя бы его артиллерию. Успеха удалось добиться только в 1663 г., когда с помощью водолазного колокола на поверхность извлекли более 50 пушек. Еще одну пушку подняли 20 лет спустя, после чего все работы на погибшем галеоне прекратились.

Возобновились они уже в 1950 е годы. Быстро удалось выяснить, что корабль весьма хорошо сохранился, однако стало ясно и другое: судоподъемные работы будут стоить немало. И действительно, их финансирование приобрело буквально общенациональный масштаб.

К августу 1959 г. под корпусом галеона были проделаны тоннели, в них завели специальные стропы, которые крепились к понтонам. Корпус старого корабля удалось благополучно вытянуть из ила и глины, а затем, не поднимая на поверхность, переместить на значительно меньшую глубину. Там подготовку к подъему продолжили, одновременно велись приготовления к изучению и консервации всего найденного археологического богатства.

Когда весной 1961 г. корабль поднимали на поверхность, посмотреть на столь необычное событие собралось очень много людей. Под марши флотского оркестра отнятую у моря добычу завели в специально подготовленный док. Исследователи, занявшиеся изучением несостоявшегося флагмана, констатировали: никогда еще не выпадало возможности столь детально и обстоятельно восстановить подробности жизни моряков XVII в. Ведь в распоряжении археологов оказались самые разнообразные предметы – оружие, посуда, инструменты, монеты, даже части одежды.

Подъем галеона «Ваза» стал важнейшим, но далеко не последним этапом превращения этого неудачливого корабля в музей. Еще почти 20 лет пришлось заниматься его консервацией. Продолжались и подводные работы – со дна поднимались многочисленные детали конструкций и украшения. Причем часть работ продолжается и поныне. Впрочем, они не препятствуют многочисленным туристам, которые не оставляют без внимания корабль, который с 1990 г. находится в специально построенном музейном здании. По состоянию на конец 2007 г. музей посетили более 25 миллионов человек!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Всегда мечтал отправиться в путешествие по северу Европы. От слов – к действию! В мае мы с друзьями съездили на родину викингов. Язык Тролля и Атлантическая дорога – отдельные истории. А обратный путь лежал через Стокгольм, в котором находится музей единственного сохранившегося парусника, построенного в первой половине XVII века — Васа (Vasa). Но корабль знаменит не только этим. Vasa интересен как проект. Начиная с прелюбопытной истории о строительстве корабля и заканчивая его драматическим крахом.

А теперь – внимание! Это был грандиозный проект. Один из самых масштабных, который когда-либо предпринимали шведы за всю свою историю. Заварил всю кашу Король Швеции Густав II Адольф, который решил построить новый флагман королевского флота. Он должен был стать самым большим, самым быстрым, самым вооруженным и роскошным кораблем на Балтике. План более, чем амбициозный! Сказано – сделано! Весной 1626 года проект стартовал. Выделили денег, подписали контракт на постройку с Хенриком Хюбертссоном, кораблестроителем из Голландии, наняли более 400 человек, срубили 16 гектаров леса. Определили размеры и количество орудий. Король лично курировал постройку и постоянно присутствовал на верфи. Не успели начать, как оказалось, что поляки (враги Швеции на тот момент) тоже собираются строить подобный корабль. Конкурентов надо переплюнуть! Так корабль обзавелся 2-ой орудийной палубой и дополнительными 22-мя пушками. Надо заметить, что опыта возведения кораблей с 2-ми орудийными палубами у Шведов на тот момент не было. Совсем. Вообще. При этом корпус корабля уже заложен, а увеличивать ширину нельзя – упадет скорость, а мы помним, что корабль должен был стать самым быстрым. Но партия сказала надо…! Король (заказчик) всегда прав (или голову с плеч). Да и имя обязывает — корабль нарекли в честь короля Густава Васа — именитого деда Густава II, который правил в ХVI веке. Аппетит приходит во время еды, и 64-х пушек, в том числе 48 бронзовых 24-х фунтовых пушек главного калибра, общей массой 72 т (с боеприпасами) и 1200 кв. метров парусов оказалось недостаточно для флагмана! Кораблю постоянно добавляли красоты и брутальности. В итоге судно украсили 700 (семьсот!!!) самых разнообразных фигур.

Но была и пара «неприятных» моментов. Так, в процессе постройки скончался Хенрик Хюбертссон и заканчивал эту авантюру другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с размерами, которые когда-то утвердил Король. При этом корабли раньше строили по специальным таблицам, которые держались в тайне и передавались строго внутри семьи. И оказалось, что по каким-то неведомым причинам, не был построен уменьшенный макет корабля для испытаний. Ну и понятно, что никаких таблиц и чертежей новому кораблестроителю не перепало.

А перед торжественным отплытием «Васы» адмирал, командующий флотилией, по законам той эпохи, провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно, на подобии «перекати поле». Но по истечении третьей перебежки адмирал прервал испытание — корабль так расшатало, что он грозил опрокинуться уже прямо у причала. Но Рубикон был перейден и сей факт решили особо не афишировать, ибо сроки поджимали и 2-ой месяц отставания от графика грозил превратиться в «головы с плеч».

И вот свершилось! 10 августа 1628 года настал момент истины: римские императоры, два величественных льва, извернувшихся в прыжке на корме корабля, русалки, униженные враги и персонажи морского фольклора, разукрашенные и позолоченные в лучших традициях королевского двора, помпезно смотрели на зевак с борта корабля. По всей береговой линии Стокгольма и на близлежащих скалах собрались горожане и послы других государств. Эпохальное событие — отплытие самого могучего фрегата. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов, 69 метров в длину, 52 с половиной метра в высоту! Было чем впечатлиться.

Первые 600 метров «Васа” прошел при помощи якоря. Бодрые матросы на шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то и сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире).

Медленно и величественно двигался огромный корабль, на подобии драгоценного айсберга. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленной публики «Васа” пошел ко дну…

Корабль прошел только 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет произошедшее в письме обращенном королю: «Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились сильным ветром и, вскоре, корабль начал крениться на подветренную сторону, но смог немного выпрямиться и дойти до Бекхольмена, где уже и повалился на борт. Вода стремительно хлынула через пушечные порты и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”. Около сотни человек утонуло.

Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы, в первую очередь, адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:

— Команда была пьяна?

Капитан под присягой утверждал:

— Корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и «перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.

— Пушки были плохо закреплены?

— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечал Ханссон.

Да и адмирал подтвердил это.

— Взяли мало балласта?

— Весь балласт был на борту, больше взять было невозможно — не было места.

Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, «только Господь Бог знает, кто виноват”.

Vasa – это не просто провал. Это ценный урок, который был преподан почти 400 лет назад, но до сих пор не усвоен большинством. Сама история, по сути своей, типична, и в том или ином виде она происходила не раз. Почему успех обошел предприятие стороной? Давайте попытаемся кратко сформулировать и объединить основные причины неудач этого крупнейшего и амбициознейшего проекта того времени.

  1. На строительство Vasa были отведены сжатые сроки, а требования при этом были серьезные. Знакомая ситуация, не правда ли?
  2. Множество существенных правок было внесено уже во время постройки корабля. То подкорректировать, это забыл, а давайте ещё одну палубу добавим… Заказчик же платит, бюджет растёт!
  3. Документация не обновлялась, потому что ее попросту не существовало. А зачем? Мы уже много раз так делали (ну или не совсем мы, но делали ведь?).
  4. Никто в Швеции до этого ни разу не строил корабль с двумя орудийными палубами. Но отсутствие опыта никогда не являлось проблемой и не останавливало пылких энтузиастов. Все когда-то случается в первый раз, но… Речь идет не о каком-то совершенно новом и неизвестном человечеству опыте. Отсутствие такового у Вас значит только одно – необходимо найти человека, у которого он есть. Шведы этого не сделали и поплатились. Не умеете сами – наймите специалистов!
  5. Непрофессиональная передача полномочий. Отсутствие делегирования и распределения задач. Был в курсе строительства и отвечал за весь проект один и тот же человек. Но он умер. Документации нет, заместителей нет, сроки горят, корабль достраивать надо. Достроили…
  6. Множество доработок пришлось делать из-за часто меняющихся требований. В итоге никто не имел представления, насколько корабль стал тяжелее за 3,5 года строительства.
  7. Запуск после неудачного теста. Некоторым вовлеченным результаты предварительной проверки были известны, но взаимодействия внутри команды не было. Ведь завершить все нужно было еще вчера! И заказчик, опять же. А еще репутация …
  8. Отсутствие научных методов расчета остойчивости, центра тяжести и осадки. Мы помним, что заботясь о скорости Васы, Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким — значительно уже, чем все другие корабли. В результате, и без того явно недостаточная остойчивость Васы, стала угрожающей, хотя главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см., и это всё, что он смог сделать, т.к. каркас был уже почти готов. Правда, был один путь понижения центра тяжести: уложить балласт, но и это оказалось невозможным: стремясь принять на корабль больше боезапаса, строители отвели для балласта очень мало места. Да и принять много балласта было опасно: пушечные порты были расположены настолько низко, что в результате приема дополнительного балласта вода залила бы нижние порты, и корабль пошел бы ко дну.

Вот такая история. Не зря я побывал в Стокгольме! Информация, накопившаяся в подсознании, структурировалась и теперь у меня есть четкие критерии, которые помогают реализовывать наши проекты. А еще есть замечательный кейс для заказчика, как ответ на вопрос: «А зачем нам нужно составлять ТЗ?» Возьмите эти правила на вооружение и Вы. И довести дело до успешного завершения станет гораздо проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *