Кормчая

Ко́рмчие книги (от церк.-слав. кормчий, ст.-слав. кръмьчии — рулевой, греч. Νόμος Κανόνες от греч. Νόμος (закон, устав) + греч. Κανόνες (канон, правило)) — сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран.

Восходят к византийскому Номоканону, составленному в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во 2-й половине XI века Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права.

В 1274 году на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведённую около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский.

В XIII веке появилась ещё одна разновидность Кормчей, где некоторые элементы болгарских и сербских Кормчих книг были сведены воедино. Эта т. н. софийская, или синодальная, редакция (получившая название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода и хранившаяся затем в Синодальной библиотеке в Москве) дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1274 года и др. Синодальная Кормчая книга получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков.

В конце XV — начале XVI вв. Кормчие книги из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. В 1650 году была издана в типографии т. н. Иосифовская Кормчая книга, в 1653 году — Никоновская (по имени патриархов Иосифа и Никона), в 1787 году — т. н. Екатерининская Кормчая книга. Последнее издание Кормчей книги — 1816 год.

Примечания

кормчая книга в Викисловаре

кормчая книга в Викицитатнике

  1. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкования том 1(Домонгольская)
  2. Определения Владимирского собора 1274 года

Ссылки

  • Кормчая, напечатанная с оригинала патриарха Иосифа. — М.: Журнал «Церковь», 1912 (1650). — 1481 с.
  • Кормчая . — М., 1653.

Литература

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».

  • Кормчая книга (1650 г.)
  • Кормчая книга М. Горчаков
  • Славянская Кормчая В.В. Качановский
  • 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права проф. А.С. Павлов
  • Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований В.Н. Бенешевич
  • Кормчая книга Е.В. Белякова, Л.В. Мошкова
  • Обозрение Кормчей книги в историческом виде Г.А. Розенкампф
  • Обозрение древних русских списков Кормчей книги И.И. Срезневский

Ко́рмчая кни́га (церковнослав. ко́рмчїй — рулевой), Пида́лион (греч. Πηδάλιον — кормовое весло, кормило, рукоять кормила или руль), или Номокано́н (греч. Νομοκανών от νόμος — закон, устав + κᾰνών — канон, правило) – сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении Церковью и в церковном суде православных славянских стран.

На практике термин «кормчая» используется для обозначения как сборника в целом (например, «Древнеславянская кормчая», «Кормчая русской редакции»), так и конкретных рукописных сборников правового содержания («Ефремовская кормчая», «Рязанская кормчая» и др.). В настоящее время термин «Кормчая книга», как правило, применяется только к юридическим сборникам русского происхождения. Византийские, сербские и болгарские сборники аналогичного содержания обычно называют Номоканонами.

Кормчая книга включает тексты, различные по жанру. Наряду с переводами памятников византийского канонического права и светского права в состав кормчих входят епитимийные правила (византийского и западного происхождения), Символы веры, календарные трактаты, сочинения назидательного характера, таблицы степеней родства, полемика против ересей, Русская правда, княжеские уставы X-XII веков и Судебники XV-XVI веков. Важной составной частью (хотя и не представленной во всех списках) является тематический указатель канонов в 14 «титулах» (разделах).

Образцом кормчих книг стал Номоканон (σύνταγμα) — сборник церковных правил в состав которого вошли правила апостолов, первых четырех Вселенских Соборов и шести Соборов поместных, а также 68 правил Василия Великого, извлеченных из его посланий. Его составил в VI веке Константинопольский патриарх, святитель Иоанн Схоластик по инициативе святого императора Иустиниана на основе более раннего подобного сборника. В 880-х годах равноапостольный Мефодий перевел Номоканон на славянский язык.

С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права. Вопрос о практическом применении Кормчей в синодальный период был не только решен положительно, но статьи из Кормчей были включены в Свод законов Российской империи. Последнее издание Кормчей книги относится к 1816 году. С 1839 года вместо во многом устаревшей Кормчей книги начала издаваться Книга правил, представляющая собой сборник единых поместных канонов (правил) Русской Православной Церкви и древних канонов, принятых на Вселенских соборах. При этом в отличие от Русской Церкви Кормчая для Сербской Церкви не утратила своего значения и в ХХ веке.

Некоторые Кормчие: Дечанская, Древнеславянская XIV титулов, Екатерининская, Ефремовская, Иловицкая, Иосифовская, Морачская, Никоновская, Пчинская, Расская, Рязанская, Сербская, Синодальная.

Рулевой — современное воплощение кормчего. Рулевой руководствуется данными аксиометра, магнитного и гирокомпаса, чтобы держать курс, заданный вахтенным офицером. На мостике видно две штурвальные колонки. Их дублирование обеспечивает безопасность в случае, когда один из рулевых приводов выйдет из строя.

Ко́рмчий, ко́рмщик иначе «рулевой» или «правитель». Устаревшее производное от слова корма. Обозначает человека, стоящего «у руля».

На морских судах в корме находится штурвал для управления судном. Управление рулем как минимум с XVI века — работа рулевого. Значение слова «кормчий» включает не только управление рулем (выдерживание курса), но и управление кораблем (судном) вообще. Кормчий был специалистом в навигации, выборе пути, лоцманской проводке, ветрах и течениях, глубинах, местных условиях, одним словом — морской практике. Аналогом кормчего в Испании XV века был «маэстре» (исп. Maestre). При этом капитан отвечал за корабль в целом и руководил боем (он мог и не разбираться в судовождении), а маэстре за морскую практику.

В Англии в века паруса название превратилось в «мастер» (англ. Master, полностью: Sailing Master). Должность сохранялась в Королевском флоте отдельно от капитана, а в торговом флоте мастером стал называться капитан. В России в петровском флоте недолго имелось звание мастер.

В Викисловаре есть статья «кормчий»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *