Корытко история нехристианских религий

Читателям книги «История религий»

Введение. Что такое религия? Версии происхождения слова «религия» Отличительные особенности религиозного мировоззрения Аспекты религии Часть I. Монотеистические (авраамические) религии. Глава 1. Христианство I. Земная жизнь и служение Иисуса Христа Обстоятельства рождения Детские и отроческие годы Иисуса Крещение Иисуса и пребывание в Иудейской пустыне Выход на проповедь и призвание апостолов Проповедь «Царства Божия, пришедшего в силе» Конфликт с фарисеями и книжниками Последние дни земной жизни Иисуса Христа Воскресение. Уверение апостолов. Вознесение II. История христианства Деятельность апостолов. Апостольская община Мужи апостольские Эпоха мученичества Эпоха Вселенских Соборов Тринитарные споры Христологические споры Иконоборческий спор Значение Вселенских Соборов в истории христианства Становление монашества Аскетическая письменность Просвещение славянских народов Поздняя Византия. Великий раскол Крестовые походы и Лионская уния Флорентийская уния и падение Византии. Православие под турецким игом Православие на Руси Православие в Киевской Руси Православие в Московской Руси Синодальная эпоха в истории Русской Церкви Русские духовные писатели синодального периода Православие в русской культуре XIX века Русская религиозная философия III. Священное Писание и Предание в Православной Церкви Священное Писание в Православной Церкви Ветхий Завет как прообраз новозаветной реальности Новый Завет Состав Библии. Библейская критика Состав и авторитет Предания. Святоотеческое наследие IV. Вероучение и нравственность О Божественном Откровении. Источники православного вероучения: Писание и Предание Откровение личного Бога. Богословие и богопознание Новый Завет – новое откровение о Боге О Боге и Его свойствах О Святой Троице О Боге-Творце О Святом Духе Мир и человек. Творение Божие Грехопадение и его последствия Иисус Христос – Бог воплотившийся Искупление Воскресение Христово О Пресвятой Богородице Учение о личном спасении Спасение как обожение О Церкви Христовой Единство и святость Церкви Соборность Церкви О посмертной участи человека и последних судьбах мира (эсхатология) Смерть как переход в вечность Второе Пришествие Христа Всеобщее воскресение Страшный Суд Христианские нормы нравственности Декалог и его новозаветное осмысление Заповеди блаженств V. Православное богослужение и практика личного благочестия Церковные Таинства и обряды Крещение и Миропомазание Евхаристия (Причащение) Покаяние Священство Брак Елеосвящение Устройство храма Традиции христианской храмовой архитектуры Предыстория: скиния завета и Иерусалимский храм Храмоздательство в Византии Традиции храмового зодчества на Руси Общественное богослужение Важнейшие праздники Современная практика православного благочестия VI. Каноническое устройство Церкви Формирование канонической структуры Православной Церкви Современная каноническая структура Православной Церкви Каноническое устройство Русской Православной Церкви Высшее церковное управление VII. Православие на современном этапе Русская Православная Церковь в XX веке Русское рассеяние в XX веке Возрождение Русской Православной Церкви Древние Восточные Патриархаты на современном этапе Православие в Европе Православие в Америке, Австралии и Азии Православная Церковь в начале третьего тысячелетия VIII. Инославие Католичество Краткая история католичества Католическая Церковь в эпоху Средневековья Внутренний кризис католичества: Реформация и Контрреформация Католическая Церковь в XVIII-XIX веках Католическая Церковь в XX веке Основы католического вероучения Спор о природе и благодати Католическое учение о верховной церковной власти епископа Рима Догмат вероучительной непогрешимости Римского первосвященника Католическое учение об Откровении Католическое учение о первородном грехе и спасении добрыми делами Католическое учение об исхождении Святого Духа (Filioque) Мариальные догматы Римско-Католической Церкви Римско-католическое учение о Таинствах Протестантизм Истоки и история Реформации Протестантизм в XVI-XIX веках Протестантизм в XX веке Основы протестантского вероучения Богословские причины Реформации Учение Реформации о первородном грехе и спасении только верой (sola de) Учение Реформации о Священном Писании и Предании (sola Scriptura). Институт символических книг в протестантизме Экклезиологические основы Реформации Лютеранство Кальвинизм Англиканство Экуменическое движение Глава 2. Иудаизм Еврейство: религия и культура От начала истории еврейского народа до «конца дней» Проблема периодизации истории еврейского народа Талмудический период (от разрушения Иерусалима в 70 г. н. э. до VI в.) Раввинистический (постталмудический) период (VII-XIX вв.) Современная эпоха, или эпоха Третьего храма (XIX в. – настоящее время) Ключевые книги иудаизма Танах Талмуд Другие значимые книги Основные положения вероучения иудаизма Иудейские традиции Обрезание Бар-мицва Шаббат Кашрут Сохранение особого внешнего вида Праздники Памятные даты – «полупраздники» Конфессиональная ситуация в иудаизме Ортодоксальный иудаизм Реформистский иудаизм Консервативный иудаизм Караимы Иудейский мистицизм Статистические данные Глава 3. Ислам Арабы и Аравия в доисламский период Религиозно-социальная ситуация в Аравии в VI-VII веках н. э. Возникновение ислама Христианство в Аравии Иудаизм в Аравии Местные политеистические культы Святилище Мекки Социальная организация жизни арабов Ханифы «Пророки» доисламского арабского мира Мухаммад – посланник Аллаха и основатель ислама Исторические источники о жизни Мухаммада Происхождение Мухаммада Детство основателя ислама Первый брак Мухаммада Жизнь Мухаммада до сорока лет Первое откровение в жизни Мухаммада Начало проповеди в Мекке Выход с проповедью за пределы Мекки Значение Хиджры для развития ислама Военные столкновения сторонников и противников Мухаммада Последний год земной жизни Мухаммада Коран Характеристика структуры и содержания Корана Специфика чтения Корана Восприятие Корана мусульманами Проблемы сохранности текста Корана Появление кодекса Усмана Хронология коранических аятов Современный порядок сур в Коране «Отменяющие» и «отмененные» аяты в Коране Сунна Форма и содержание Хадисы: структура, содержание, история записи Категории хадисов. Суннитские и шиитские сборники хадисов Значение Сунны в жизни мусульманина Вероучение. «Шесть основ веры» Иман Шесть основ мусульманской веры 1. Вера в Аллаха 2. Вера в ангелов 3. Вера в Писания 4. Вера в посланников (араб. наби «пророк» или расул «посланник») Образ пророка Исы (Иисуса) в исламе Мухаммад и другие посланники Аллаха 5. Вера в Судный день (араб. киямат – букв. «День стояния») Мусульманские представления о посмертных блаженствах и страданиях 6. Вера в предопределение (араб. кадар) Проблема свободы воли разумных существ в исламской доктрине предопределения Вера в предопределенность и наличие зла в мире Этика и практика мусульманского благочестия. «Пять столпов ислама» Оформление норм исламской морали Исламское право Шариат. Источники исламского права Регламентация поведения мусульман Различные школы исламского права Ваххабизм Ислам и запрет на художественные изображения Мистический ислам. Суфизм Богословие суфизма «Стоянки» на пути суфия Суфийские братства Течения ислама Статистические данные Литература Глава 4. Шаманизм Общая характеристика шаманизма Космологические представления Шаман: призвание и посвящение Избрание шамана Мистическое посвящение шамана Ритуал шаманской инициации Внешний вид шамана: символика шаманского наряда и бубна Ритуальный костюм шамана Бубен шамана Социальная роль шамана и религиозная практика Социальные функции шамана Религиозная практика шаманизма Литература Глава 5. Синтоизм Ками Ключевые тексты для традиции синтоизма Синтоистская мифология Теогония и космогония Начало Вселенной Появление японских островов Появление смерти Попытка «сотериологического» подвига Спуск в подземный мир и его последствия Ритуальное очищение и завершение формирования пантеона Божественная природа власти Люди и боги в синтоизме Нормы поведения и синтоистские ритуалы Синтоистское общественное богослужение Синто: взгляд сквозь века Литература Глава 6. Даосизм Общая характеристика даосизма Лао-цзы как основатель даосизма Основные принципы даосизма в период его доктринального становления Ключевые тексты даосизма 1. «Дао дэ цзин» («Трактат о пути и благой силе дэ») 2. «Чжуан-цзы» 3. «Ле-цзы» Основные категориальные понятия и божества в даосизме Категория Дао Божества даосского пантеона Категория ци Космология даосизма Антропология и «сотериология» даосизма Цель жизни человека Представления о жизни и смерти человека Пути достижения единства с Дао Внутренняя алхимия Типы бессмертных в даосизме Жизненные принципы и этические нормы даосизма Литургическая практика и частные обряды в даосизме Глава 7. Конфуцианство Конфуцианство как особый духовно-культурный феномен Конфуций: сведения о жизни легендарного учителя Происхождение и первые годы жизни Вступление в брак Начало карьеры Учительство Государственная служба Последние годы жизни: странствия, учительство, писательство Духовное наследие и воспоминания современников Ключевые тексты конфуцианской традиции Учение Конфуция Конфуцианская метафизика Гносеологические основания конфуцианской этики «Благородный муж» как исполнитель Воли Неба Основные добродетели «благородного мужа» Этика социально-политических отношений в конфуцианстве Концепция общественно-государственной реформы Конфуцианская ритуальная практика Конфуцианство в истории Китая Глава 8. Индуизм I. Религиозно-культурная ситуация в Древней Индии Гипотезы о происхождении древнеиндийской цивилизации Протоиндийская (Хараппская) цивилизация Религия Вед Общая характеристика древнеиндийских религиозных представлений Краткая характеристика каждой из четырех Вед Пантеон Вед Космология Вед Этико-социальное учение Вед II. Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад Хронологические границы брахманической религии. Варновое деление общества Священные тексты брахманизма Мировоззренческие особенности брахманизма в области космологии Что есть сущее? Абсолютное, божественное бытие Бог, человек, мир Ключевые понятия Религиозно-философские школы брахманизма Характеристика шести ортодоксальных даршан Место и значение ритуала брахманической религии Основные ритуальные практики Бытовые, частные ритуалы Торжественные ритуалы Обряд сооружения алтаря Агни Ритуальное сотворение мира: ашвамедха и пурушамедха Аскетическая практика в брахманизме III. Современный индуизм Индуизм – ответ на кризис брахманической религии Кризис и появление новых духовных учителей Индуизм – преемник брахманизма Общие характеристики корпуса текстов смрити Эпосы Индуистский пантеон Культ Брахмы Вишнуизм Шиваизм Женская сакральность в индуизме Представления о космологии и хронологии в индуизме Религиозно-философские школы индуизма Вишишта-адвайта-веданта (от санскр. vis’iṣṭādvaita – букв. «особенное и тождественное») Двайта-веданта (санскр. dvaita – букв. «двойственная») Этико-социальное учение и религиозная практика индуизма Этика индуизма Дхараны Ашрама – дхарана, фиксирующая периоды жизни Ритуалы Глава 9. Буддизм Будда: легенда и реальность Проблемы датировки жизни основателя буддизма Происхождение и первые годы жизни Будды Брак и семья Сиддхартхи Судьбоносные встречи Отречение от прошлой жизни Обретение просветления – бодхи Выход на проповедь «Три сокровища» буддизма Завершение земного пути Гаутамы Буддийский священный канон Палийский канон и его разделы Иные варианты буддийского канона Жизнеописания Будды Буддийская литература сутр и шастр Доктрины буддизма «Религия без Бога» и буддийские божества Буддийская онтология Дхармы Скандхи Что есть «я»? «Личность лишь имя» Шесть возможных форм рождения Буддийская космология и священная география Буддийское представление о структуре мира Устройство мира форм Представление о законах бытия и времени Карма Бытие Вселенной Временные периоды Антропология и перспективы человечества Человеческое бытие: актуальное состояние, его причины, цель и способы ее достижения Первая Благородная Истина: истина о страдании Вторая Благородная Истина: истина возникновения страдания Третья Благородная Истина: истина прекращения страданий Четвертая Благородная Истина: истина пути Религиозная практика в буддизме I. Этап мудрости II. Этап нравственности III. Этап сосредоточения Религиозно-философские течения в буддизме Что есть идеальная личность и каковы смысл и цель ее жизни? Какова сущность Будды? Тантрический буддизм Ваджраяна Методы Ваджраяны Шамбала Статистические данные о количестве буддистов Литература

Читателям книги «История религий»

Дорогие читатели!

Вы держите в руках книгу, посвященную одной из самых важных и самых непростых тем в жизни человека: религии.

На протяжении всего времени существования человека на Земле вопрос преодоления ограниченности, относительности нашего бытия не переставал волновать наших с вами предков и, несомненно, останется принципиальным и важнейшим для грядущих поколений. Долгие тысячелетия люди отказывались соглашаться с тем, что их личность, обладающая разумом, способностью познания и общения, прекращает свое существование вместе с биологической смертью. Стремление вырваться из уз материальной ограниченности к свободе от «прокрустова ложа» временных рамок земного существования побуждало человека искать пути к обретению единства или по крайней мере взаимосвязи с Источником всякого бытия, с Беспредельной Истиной, над Которой не властны никакие ограничения и Которая Сама способна даровать неиссякаемую жизнь и жизнь с избытком (ср.: Ин. 10:10).

Эти поиски не были простыми. Самые разнообразные доктрины формулировались на поприще духовных дерзаний человечества, ожидавшего в лице лучших своих представителей кардинального изменения ситуации, наступления времени, когда «истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84:12).

Очень часто поиски Источника всякого блага шли тернистыми путями, на которых человек, выражаясь словами великого русского поэта, томимый духовной жаждою, претерпевал множество скорбей. Бесчисленные злоключения выпали на долю тех, кто желал следовать Истине вопреки мнению общества, историческим обстоятельствам и даже самой окружающей реальности. Эти первопроходцы духа «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:36– 38).

Говоря языком христианской традиции, человек искал Бога на протяжении тысячелетий. Его поиски не были бесплодными, ибо «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35). Однако они не были и в полном смысле успешными до тех пор, пока Сам Бог во Христе не нашел человечество и не соединил его с Собой, подобно тому как пастырь находит пропавшую овцу и возвращает ее в дом (ср.: Мф. 18:12–13).

Таким образом, именно во Христе обретают смысл и ценность все религиозные поиски, в самых разных странах и землях от начала веков и до конца времен. Именно об этом и призвана свидетельствовать настоящая книга, которая, надеюсь, поможет заинтересованному читателю познакомиться с историей различных религиозных традиций.

Очевидно, что составить хотя бы краткий очерк всех возможных религиозных учений и практик, существовавших когда-либо, попросту невозможно. Для этого ни у кого не хватило бы ни времени, ни сил, поэтому задача данного труда гораздо более скромная: рассказать о ключевых, наиболее распространенных в современном мире религиях.

Некоторые из них способны поразить ум нашего современника, воспитанного в рамках европейской культурной традиции. Другие же ему хорошо известны. Более того, часто религиозные идеи, сформулированные много веков назад, проступают «как бы сквозь тусклое стекло» (1Кор. 12:13) через религиозные традиции, известные и сегодня, угадываются в учениях, исповедуемых теми, кто сегодня живет на Земле вместе с нами.

Желаю всем читателям книги помощи Божией и мудрости, «сходящей свыше» (Иак. 3:17), в познании Истины.

† Иларион

Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ (Обзор составлен лично мною на основании анализа различных источников)
ИНДУИЗМ (около 1 млрд. чел.)
Индуизм – религия, распространенная в современной Индии и Непале. Встречается в Шри-Ланке, Бангладеш, Гайане.
• Возник в Индии около 2500 г. до н.э.
• Современный индуизм сложился в Индии как эволюция идей буддизма, брахманизма и ведизма.
• С VIII в., когда в Индии начал распространяться ислам, «хинду», т.е. индусами стали называть тех, кто его не принял.
• Три основных бога – Брахма, Вишна и Шива. Номинальному главе троицы Брахме индусы не поклоняются. Культ 2 других богов.
• Согласно учению — жизнь человека имеет три цели:
1. Карма – поступки и действия, обязанность выполнить свой долг. Считалось, что каждый человек при рождении получает от богов свою карму. Несоблюдение долга наказывается плохим перерождением после смерти.
2. Артха – польза и выгода. Стремление к материальному благополучию.
3. Кама – любовь, удовлетворение телесных потребностей.
• Пока человек имеет примитивные желания, он будет постоянно перерождаться после смерти, возвращаясь в мир в виде растений или животных. Такое перерождение называлось «сансара» («круг бытия»). Душа может освободиться и проследовать «путем богов» только в том случае, если человек освобождается от низменных желаний и обретает «истинное знание». Свобода души («мокша») – главная цель в индуизме.
• Считается, что обрести такую свободу каждый может по-своему: философ – предаваясь глубоким размышлениям, брахман – упражнениями в богословии, аскет – истязанием своего тела.
• Священным языком индуизма является санскрит («совершенный»). В настоящее время на санскрите говорят только в религиозных кругах.
• Эпические поэмы «Махабхарата» (о борьбе племен, живших в среднем течении Ганга) и «Рамаяна» (посвященная завоеванию юга Индии) оказали огромное влияние на индуизм. Герой «Рамаяны» Рама является воплощением бога Вишну.
• Брахма – создает вселенную, Вишна охраняет ее, Шива ее разрушает.
• Шива, при ссорах, всегда побеждает Брахму и Вишну, т.к. его главный символ – лингам (фаллос).
• Всего у индуистов 33 млн. богов.
• У индуистов в течение года 400 религиозных праздников в зависимости от местности и кастовой принадлежности.
ИУДАИЗМ (15 млн. чел.)
2000 г. до н.э. – первая монотеистическая религия.
Авраам заключил с Богом Завет.
1250 г. до н.э. – исход из Египта. Моисей получает скрижали от Бога с 10 заповедями и Тору (свод Законов).
Талмуд – устная Тора (толкование).
Ветхий Завет – 24 книги («раввинистический канон») – от сотворения мира до правления Маккавеев (II в. до Р.Х.)
БУДДИЗМ (500 млн. чел. в 86 странах)
• В VI в. до н.э. Индия переживала духовный кризис, связанный с «разномыслием» философско-религиозных идей. Люди нуждались в Учителе.
• Основатель буддизма Сиддхартха (Сидарта) Гаутама (позже получил имя Будды, что значит «просветленный», «мудрый»). Он был принцем, родился в 563 г. до н.э. В 30 лет проходил по улицам города встретил больного, покрытого язвами, затем немощного старика, и наконец, увидел покойника. Это потрясло его. Он понял, что и ему не избежать болезней, старости и смерти. Радость жизни померкла для него. Он стал отшельником, оставил жену и сына и отправился странствовать. На него снизошло озарение: открылась истина о смысле жизни, предназначении человека в этом мире. Он проповедовал свои взгляды, сложившиеся в цельное учение. Он был гением и стал мудрецом. Он умер в возрасте 80 лет.
• Последователями Будды стали представители разных каст: брахманы, торговцы, землевладельцы.
• В основе учения — переход в состояние нирваны – спокойствия души. «Если ты успокоился, ты достиг нирваны: нет в тебе раздражения».
• Для того, чтобы перейти в нирвану надо идти по пути «праведной веры, праведной решимости, праведных слов, праведных стремлений, праведных помыслов, праведного созерцания».
• Также приоритетами буддизма считаются:
— любовь ко всему живому (а не только к ближнему своему);
— приоритет духовных потребностей перед материальными.
• Учение Будды пошло по трем направлениям:
-учение тхеравады (человек не зависит от воли богов). Духовное совершенство достигается через смирение, милосердие и самоконтроль. (Тайланд, Лаос, Камбоджа, Мьянма);
— учение махаяны обожествляет личность Будды (допускается существование первичных Будд, предшественников Гаутамы. Есть и будущий Будда, называемый Майтрея). (Китай, Вьетнам, Шри-Ланка (бывш. о.Цейлон), Корея);
— ламаизм – Буддизм пришел в Тибет в VII в. Буддизм махаяны в Тибете испытал влияние старой религии шаманского типа и вобрал в себя таинственное тантрическое учение с элементами магии (священнослужители-ламы, Верховный лама – далай – лама) (Монголия, Тибет, Бурятия, Вьетнам, Бутан, Китай).
• около 400 млн. буддистов проживают в Азии.
• Из них 56% исповедуют буддизм махаяны, 38% буддизм тхеравады и 6% — ламаизм.
• 500 тыс. буддистов проживают в Лат. Америке.
• 320 тыс. – на территории бывш. СССР.
• 220 тыс. – в Европе.
• 200 тыс. – в Сев. Америке.
• 13 тыс. – в Африке.
• Буддисты поддерживают экуменические убеждения, устанавливают контакты с христианами.
• Эта религия привлекает интерес во всем мире. Она не запрещает следовать заветам Будды и одновременно исповедовать другую веру.
• Согласно легенде высоко в Гималаях (Тибет) существует райская страна Шамбала. В ней никогда не бывало болезней или стихийных бедствий. Там всегда светит солнце и никогда не бывает плохой погоды. В этой стране живут красивые, сильные люди. Они живут долго и счастливо. Но попасть в прекрасную страну Шамбалу может только тот, кто постиг сокровенную глубину Великого учения. Остальные ее не заметят и пройдут мимо.
• Недавно на Западе обрела популярность бредовая идея «золотого миллиарда», который должен в будущем существовать в биосфере. И тогда возникает вопрос: какие люди войдут в это число? Если в среднем такие как в Китае или Индии, то на Земле вполне могут сосуществовать и 10 и 20 млрд. — природных ресурсов для них хватит. А если из богатых обывателей – буржуа (типа американца), то они перегрызутся за оставшиеся богатства, выродятся и вымрут. Ведь средний американец тратит природных ресурсов и производит отходов примерно в тысячу раз больше, чем индиец!
РЕЛИГИИ В ЯПОНИИ
Японский Буддизм (махаянизм) и синтоизм
(большинство населения исповедуют обе религии одновременно)
Особое место в Японии заняла та разновидность буддизма – которая в Китае именовалась «чань» (у японцев – «дзэн – буддизм»). Эта форма наиболее соответствовала интересам самураев.
Синтоизм
• В VI в. один из кланов стал императорским и возникла религия «синто», что означает путь богов.
• В синтоизме сливается анимизм (вера в духов), почитание природы, обожествление предков. Все божества называются «ками».
• С середины XIX в. до 1945 г. синтоизм был гос. Религией, обожествляющей императора.
;
КОНФУЦИАНСТВО (учение) (Китай, Тайвань)
• КОНФУЦИЙ родился на Востоке Китая в 551 г. до н.э., в знатной, но обедневшей семье.
• Он был гениальным человеком и стал Учителем.
• Конфуций подобно Будде обращался к разуму людей, уча их понимать не только смысл, но и логику жизни, стремиться к правде, чтя прежде всего её.
• Следует иметь ввиду, что страна Конфуция (Китай) и Будды (Индия) – не слишком крупные по своим размерам – имеют максимальное число жителей (более трети всего населения мира). Не означает ли это, что именно они живут в наибольшем согласии с высшими Законами.
• Легенда гласит, что Конфуций встречался с другим мудрецом Лао-цзы, основателем Даосизма.
• В КИТАЕ 3 основные религии: буддизм (ламаизм и махаяны), конфунцианство (учение) и даосизм.
ДАОСИЗМ (Китай, Вьетнам)
• Основатель мудрец ЛАО-ЦЗЫ, живший в VI в. до н.э.
• Символ Высшего Существа сочетает мужское («ян») и женское («инь») начала, чередование которых образует все явления в мире.
• Есть 5 запретов: убийство, потребление вина, ложь, воровство, измена.
• Исходная идея – учение о «ДАО» (пути) – некой силе, или начале, пронизывающей все вещи и управляющей ими.
• Верят в бессмертие, однако обретение бессмертия доступно немногим.
• ЛАО ЦЗЫ – старший современник Конфуция. Народная фантазия наделила Лао Цзы и историю его жизни самыми невероятными подробностями. Он – предтеча БУДДЫ, в которого, в конце концов, превратился. Но задолго до этого, также подобно Будде, он постоянно являлся в этот мир, то в одном, то в другом облике. Его рождению предшествовало непорочное зачатие, что предвосхищает историю появления на свет Иисуса Христа. Согласно китайским легендам, когда мать будущего мудреца – ЮН-НЮЙ – вдыхала однажды аромат цветущей сливы, в её приоткрытый рот проникла светящаяся капелька Солнца.
В итоге чудесным образом зачалось дитя, которое мать носила в своём чреве ровно 81 год. Когда ребёнок родился, ему было именно столько лет. Центральное место занимают проблемы «ДАО», как сущности бытия и «ДЭ», как проявление «ДАО». «ДАО» понимается как ВЕЛИКИЙ ПУТЬ, которым следует Вселенная. «ДАО» присуща благородная сила «ДЭ» (добродетель), посредством которой «ДАО» себя проявляет. «Человек следует законам Земли, которая следует законам Неба, которое следует законам «ДАО», которое следует самому себе». Написал только одну книгу, в которой всего пять тысяч слов.
«Дао дэ цзин» — «Книга о дао-пути и благой силе – дэ». «Цзин – означает «книгу». Эту книгу впервые перевел на русский язык Л. Толстой, который очень высоко ценил Восточные учения. «Дао дэ цзин» самая трудная и самая наиболее переводимая на различные языки книга. Любимое изречение Лао Цзы: «КТО ЗНАЕТ, ТОТ НЕ ГОВОРИТ…». В отличие от Конфуция, который был тоже немногословен, Лао Цзы предпочитал молчание. Конфуций был за ДИАЛОГ, а Лао Цзы – за МОНОЛОГ, хотя внутренне в монологе Лао Цзы таится диалог, а в диалоге Конфуция – монолог. Лао Цзы, как и великий китайский философ МО-ЦЗЫ (479-450 гг. до н.э.) был противником учения КОНФУЦИЯ.
;
ХРИСТИАНСТВО
• Возникло в I веке в восточной части Римской империи.
• Основатель – ИИСУС ХРИСТОС, потомок царя Давида (Христос означает «мессия», «посланец»).
• В 313 г. при Константине I христианство было признано официальной религией Римской империи.
• На Руси христианство стало официальной религией при князе Владимире в 988 г.
• Христос отошел от традиционных толкований еврейского Священного Писания («Суббота – для человека, а не человек для субботы»). Но опирался он на Священное Писание иудеев – Ветхий Завет (В.З.).
• Христиане придавали В.З. новый смысл, считая что договор, заключенный Богом с одним народом (евреями), должен быть заменен новым заветом, заключенным со всеми народами.
• Апостол Павел был убежден, что христианство не продолжение иудаизма, а совершенно новый этап в отношениях Бога с человечеством.
• Евангелия от Матфея и Луки предназначены для верующих, перешедших в христианство из иудаизма и языческих религий.
• В XI в. епископ Рима, папа Римский, заявил, что ему принадлежит юридическая власть над всеми христианскими общинами в мире.
• Большинство церквей в восточных странах отвергли притязания папы. Они признавали всеобщую власть только за Вселенским собором, вели богослужения на национальных языках, а не на латыни, сохраняли традиции раннего христианства. Произошёл раскол — СХИЗМА.
• Официальное разделение христианства на католицизм и православие произошло в 1054 г.
• Христиане, поддержавшие решение Папы Римского, стали называться католиками (по-гречески – «всеобщий»). Они ввели новые догматы веры (об исхождении Духа Святого не только от Бога-отца – «ФИЛИОКВЕ», но и от Бога-сына, о непогрешимости Папы Римского, о чистилище и т.д.).
• КАТОЛИКОВ более 1 млрд. чел.
• ПРАВОСЛАВИЕ (по-гречески — «ортодокс» — правильные), как и католики, считают, что для спасения человеку необходима помощь духовенства.
• В православии нет единого церковного центра. Верховное положение среди глав православных церквей занимает Патриарх Константинопольский, не являясь единоличным главою всей Православной церкви. Все решения принимаются на Соборах (высший орган управления между Соборами – священный Синод).
• Католическая церковь, как и православная, признает наряду со Священным Писанием (Библией), Священное Предание (постановления Соборов, учения отцов церкви).
• Католическая церковь признает 21 Собор, православная – только 7 первых, состоявшихся до 1054 г.
• В католической церкви соблюдается строгая иерархия: Папа – кардиналы – епископы – священнослужители – монахи.
• Католикам и православным сопутствуют 7 священных таинств – крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), исповедь (покаяние), священство, церковный брак, елеосвящение (соборование). Из Нового Завета следует, что крещение и причащение установил сам Иисус Христос.
• ПРОТЕСТАНТСКОЕ движение в среде католиков, закончившееся реформацией, возникло в XVI в.
• Перемены были связаны с пороками католической церкви (крестовые походы – потоки крови неверных; инквизиция сожгла тысячи еретиков; продажа индульгенций (свидетельств о прощении грехов) наполнила сундуки церкви золотом).
• Основателями Реформации были Лютер и Кальвин.
• Религиозные войны во Франции длились с 1562 до 1598 г. Варфоломеевская ночь (1572 г.) во Франции унесла жизни 30 тыс. протестантов (гугенотов).
• Только в 1787 г. протестанты были допущены в лоно церкви.
• Идеи протестантов:
— личная вера:
— прямое общение человека с Богом;
— не верили в заступничество святых перед Богом;
— отказались от икон и почитания святых;
— не признавали Священное Предание;
— признавали только Священное Писание (Евангелие);
— требовали отменить торговлю индульгенциями;
— из таинств признавали крещение и причастие.
• Протестантов всего – более 800 млн.чел.
• Лютеранство укрепилось в Германии, в скандинавских и др. странах Европы. Их в мире – 70 млн. чел.
• Кальвинистов около 40 млн. чел – в Швейцарии – 2200 тыс.чел., во Франции – 500 тыс. а также в Нидерландах, Южной Африке, США, Канаде.
• Англиканство с 1529 г. – умеренный протестантизм (сохранили некоторые положения об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, приняли некоторые элементы Священного Предания).
• Англиканских церквей в мире 32. Их более 30 млн. чел. в 16 странах.
• Баптизм – разновидность протестантизма, зародился в начале XVII в. Их сторонников около 31 млн. чел., из них 26,5 млн. чел. живут в США.
• Из протестантизма вышли (поздний протестантизм): квакеры, методисты. Адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны (святые последних дней), «Армия спасения», пятидесятники и др.
• Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции церквей (сближение – экуменизм).
• Протестантизм является несомненным прогрессом по отношению к католической церкви, хотя и не безусловным прогрессом. Ибо на место живого авторитета прежней Церкви протестантизм поставил мёртвый авторитет Библейских книг, и своим резким отпадением задержал непрерывность органического развития Церкви. Будучи по своей тенденции антиуниверсальным направлением, протестантизм не способен воссоздать утрачённое единство Церкви, которое он разрушил, и сам распался на секты.
• Экуменизм-универсальность, всеобщность. Это движение за объединение христианских церквей. В октябре 1986 г. по приглашению Иоанна Павла II представители почти всех религий собрались в городе Ассизи (Италия). Это показало миру, что церкви выступают против нетерпимости, допускают право свободного перехода в другую веру.
;
ИСЛАМ (по арабски – «покорность воле бога»)
(1,6 млрд. приверженцев)
• Приверженцев этой веры называют мусульманами.
• Это третья мировая монотеистическая религия после иудаизма и христианства, провозглашенная пророком Мухаммедом, который в истории религии играет не меньшую роль, чем Авраам, Моисей и Иисус.
• Ислам зародился на Аравийском полуострове в начале VII в. (Ирак, Иордания, Сауд.Аравия, Иемен).
• Ибрахим – это тот же Авраам, сын его Исмаил (от египтянки Агари).
• Мухаммед тот же Моисей, которому явился Аллах в лице архангела Джабраила и призвал его учить людей новой вере — в Аллаха.
• Однажды ночью Мухаммед на своей крылатой кобыле Бурак в сопровождении архангела Джабраила отправился в Иерусалим на Храмовую гору, где впоследствии была возведена мечеть Куббат-ас-Сахра (в 70 г. на этом месте был разрушен Храм Титом Веспасианом, который был построен Соломоном в 966 г. до н.э. и восстановлен после Вавилонского пленения в 516 г. до н.э.). Там он встретился с Авраамом, Моисеем и Иисусом, а затем поднялся на седьмое небо и предстал перед аллахом.
• Язычники всячески препятствовали деятельности пророка.
• Мухаммед объявил священную войну (джихад) врагам Аллаха. В 630 г. он вернулся в Мекку из Медины (350 км. от Мекки) победителем и очистил древнейшее святилище языческой Аравии Каабу от идолов.
• Два года спустя он умер в Медине.
• После этого началось широкое распространение Ислама.
• В основе мусульманского образа жизни лежат 5 столпов:
1. Шахада, признание того, что «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».
2. Салат – молитва, совершаемая 5 раз в сутки.
3. Саум – пост в течение священного месяца рамадана.
4. Хадж – паломничество в Мекку.
5. Закат – обязательный религиозный налог.
• Коран – божественное послание Мухаммеда. Предписывает женщинам — мусульманкам носить одежду, скрывающую лицо и тело.
• Ислам требует терпимости по отношению к другим религиям.
• В 655 г. произошел раскол и мусульмане разделились на суннитов и шиитов.
• СУННИТЫ (их 90% от всех мусульман), считают, что:
1. Община может выбрать Халифом (преемником) любого своего члена.
2. Наряду с Кораном они чтят Сунну (Священное Предание).
3. Всех остальных мусульман называют заблуждающимися.
4. Придерживаются умеренных взглядов, против экстремизма.
• В ШИИЗМЕ никогда не было единства. Они настаивали на том, что преемник пророка д.б. связан с ним кровным родством.
• Шииты – «гонимая религия».
• Они хранят верность 12 имамам – потомкам Али – зятя и двоюродного брата Мухаммеда.
• Верят, что последний имам вернется как мессия и очистит ислам от искажений – в этом главное отличие между шиитами и суннитами.
• Радикальные исламисты – ваххабиты искажают Коран, понятие джихада. В результате Ислам, который является религией толерантности, преподносится как непримиримая религия, отрицающая все другие мировоззрения.
БАХАИЗМ
• Основатель – Мирза Хусейн Али Нури (1817-1892), назвавшийся Баха Уллой («блеск Божий») и провозгласивший себя девятым пророком. В основе бахаизма — доктрины ИСЛАМА.
• Баха Улла похоронен возле Акко в Израиле.
• Бахаизм зародился в шиитском исламе в 40-х годах XIX в.
• Все религии, по мнению бахаистов, содержат общие идеи и ведут к единому Богу, но для этого все религии должны объединиться во всемирной вере.
• Выступают за связь с наукой – человек появился в результате эволюции, а Земля возникла естественным путем. Священная цифра – 9.
• Нет духовенства и каждый молится по-своему.
• Церемонии проходят как собрания верующих. Специальных мест для собраний нет, но в разных регионах мира возведены «храмы веры» с девятью фасадами и девятью дверями, символизирующими объединение девяти религий в одну (индуизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам (бабизм), зороастризм, конфуцианство, даосизм, синтоизм).
• Приверженцы бахаизма есть во многих странах мира (70 тыс. представительств в разных странах, 5 — 7 млн. приверженцев).
• Бахаи признают существование единого Бога, сотворившего Вселенную, познать Которого человеку невозможно. Религиозные истины относительны и развиваются во времени. С этой целью Бог посылает пророков – носителей откровения. Всего на землю было послано девять пророков:
• Кришна (ИНДИЯ),
• Зороастр (ПЕРСИЯ),
• Авраам (ПАЛЕСТИНА) или Ной,
• Будда (ИНДИЯ),
• Моисей (ПАЛЕСТИНА),
• Иисус Христос (ПАЛЕСТИНА),
• Мухаммед (АРАВИЯ),
• Баб (ИРАН) и сам
• Баха-Улла (ТУРЕЦКАЯ ИМПЕРИЯ).
• Эти пророки, подобно зеркалу, отражают все качества Бога, воплощают его волю и передают ее человечеству.
• Избранниками или Явителями Бога были Кришна, Моисей, Зороастр, Будда, Иисус, Магомет, Баб, Баха-Улла.
Религия/Пророк/Священная книга/Зарождение
Индуизм/Кришна/Бхагават-Гита/Между 3000-1400 гг. до н.э
Иудаизм/Моисей/Тора/1400 г. до н.э.
Зороастризм/Зороастр/Зенд-Авеста/1000 г. до н.э.
Буддизм/Будда/Евангелие Будды/566 г. до н.э.
Христианство/Иисус Христос/Евангелие/0-6 лет до н.э.
Ислам/Магомет/Коран/570 г. н.э.
Вера баби/Баб/Байан/1819-1850 гг. н.э.
Вера бахаи/Баха-Улла/Китаб-И-Агдас/1817-1892 гг. н.э.
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
;

Иларион

Иларион — первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этого — пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о митрополитстве Илариона и его судьбе после 1055 года в источниках нет. Иларион — автор блестящего ораторского произведения Древней Руси «Слова о законе и благодати» (1037-1050). В богословском по содержанию сочинении Иларион утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших русскую землю в других странах. Свое «Слово» Иларион закончил молитвой за русскую землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощен чужеземцами. «Слово» характеризует Илариона как незаурядного государственного деятеля и крупнейшего писателя Древней Руси.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Иларион (XI в.) — церковно-политический деятель, киевский митрополит с 1051, писатель. Был пресвитером (священником) княжеской церкви в с. Берестове под Киевом. Вел. князь Ярослав Мудрый, собрав епископов, впервые поставил в митрополиты «русина» независимо от Константинополя. Иларион был «мужъ благь, книженъ и постникъ», уже известный как автор «Слова о законе и благодати» — замечательного памятника древнерус. торжественного красноречия, содержащего мысли о праве Руси на равенство среди христианских народов и ее месте во всемирной истории. «Это, — по словам Д С. Лихачева, — совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания, и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическая организация речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают «Слово» Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства». Написано оно было между 1037 и 1050. Иларион стал фактическим основателем Киево-Печерского монастыря. Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в создании первой рус. библиотеки при Софийском соборе; был причастен к становлению древнерус. правовой системы; поддерживал Ярослава Мудрого в борьбе за независимость от Византии. После смерти вел. князя, вероятно, был смещен, т.к. в 1055 уже был новый митрополит. Дальнейшая судьба И. неизвестна.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Иларион (сер. 11 в.) — древнерусский писатель, мыслитель, церковно-политический деятель. Автор древнейшей в отечественной мысли историософской концепции. Под 1051 г. «Повесть временных лет» сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом (это был первый митрополит Киевский из русского духовенства), до поставления Иларион был священником церкви Святых Апостолов в княжеской пригородной резиденции Берестово. По оценкам современников первый митропалит-«русин» был «муж благ, книжен и постник». Ядром творческого наследия Илариона является «Слово о законе и благодати», создание которого датируется временем между 1037 и 1050. Его перу принадлежат также «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово на обновление Десятинной церкви». Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбы христианизируемой Руси и дает объяснение причин и движущих сил эпохальных событий. Иларион убежден, что мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (христианству). Славянам, как и другим народам, уготовано пройти две стадии, два состояния. Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет древних славян из несовершенного прошлого (язычества) в совершенное будущее (обращение в христианство). Исходя из идеи равенства всех народов утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина», осуждаются претензии Византии на монопольное обладание «благодатью» и кичливость греков перед «молодыми народами» как лишенными собственной истории варварами. Иларион высказывает патриотическую мысль о великом предназначении Руси, ее способности творить великие свершения. С одной стороны, русская история — это часть мировой, а с другой — богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей. Вселенское мировоззрение христиан у Иллариона оплодотворено патриотической идеей. Его философско-историческая доктрина служила обоснованием национальной независимости страны. В вопросах онтологии мыслитель склонялся к гармонизации идеального и материального начал бытия. Он был уверен, что осмысленный разум» открывает возможность познания общества, истории и Бога. Идейное наследие Илариона сообщало творческие импульсы русской духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.

В. В. Мильков

Иларион (кон. Х-нач. XI в. — ок. 1054/1055) — идеолог древнерусского христианства, митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор «Слова о законе и благодати» и ряда других произведений. Иларион — старейший из отечественных мыслителей, чьи творения сохранились до наших дней. Его яркое и разностороннее дарование проявилось в переломную эпоху Ярослава Мудрого (1019-1054), когда ширилось и укоренялось на Руси христианство, наблюдался подъем в государственном, культурном и церковном строительстве. К сожалению, почти все следы жизни Илариона затерялись в веках. Данных о биографии мыслителя несоизмеримо мало в сравнении с тем вкладом, который он внес в развитие отечественной культуры. Древнейшее из сообщений содержится в «Повести временных лег», где под 1051 г. помещен рассказ об избрании Илариона общерусским митрополитом (впервые высший церковный пост занял русский по происхождению кандидат). В его выдвижении решающую роль, скорее всего, сыграли личные качества: незаурядный ум, литературно- публицистические способности и праведный образ жизни (он был «муж благ, и книжен, и постник»). Отсутствие у кандидата на высший церковный пост высокого сана и избрание его несколькими епископами свидетельствует о том, что во времена Ярослава митрополия утверждалась независимо от Византии и находилась под контролем княжеской власти. С именем И. связывается возникновение Печерской обители. Им был составлен отличающийся от византийского права церковный Устав, определивший нормы поведения в быту, регламентировавший жизнь церкви. Основным занятием Илариона была книжная деятельность. Правда, до сих пор не установлены все сочинения, составляющие его литературное наследие. Кроме «Слова о законе и благодати» его перу, несомненно, принадлежат «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово на обновление Десятинной церкви». Для более чем десяти работ авторство устанавливается предположительно. Весьма вероятно, что Иларион, отличающийся глубокими богословскими познаниями и едва ли не самый образованный для своего времени автор, вышел из среды тех грамотников, которые согласно летописной статье 1037 г. были приближены к князю и по его указанию переводили книги, необходимые для распространения христианства. Ядром творчества И., бесспорно, является «Слово о законе и благодати», создание которого приходится на время между 1037 и 1050 гг. Иногда дату конкретизируют, поскольку только в день 26 марта 1049 г. совпадает Благовещение и Пасха, о которых идет речь в произв. Содержание же самого соч. далеко выходит за рамки проповеди, приуроченной к конкретной дате. В нем в глубоко эмоциональной, образно-поэтической форме дается теоретическое осмысление мировой и отечественной истории, освещаются животрепещущие проблемы, с которыми столкнулась христианизируемая держава. Поэтому «Слово» следует рассматривать как программу, заявленную Иларионом накануне избрания его в митрополиты. Памятник распадается на три части. В зачине речь идет вроде бы о вынесенном в заглавие соотношении Ветхого и Нового заветов, но на деле автор прослеживает ход вселенской истории, дает объяснение причин и движущих сил событий. Согласно И., мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (т. е. христианству). Таким образом, каждому народу на его пути уготовано пройти две стадии, которые характеризуются с помощью библейской притчи о Сарре и Агари. Родившийся от рабыни Агари сын Авраама Измаил олицетворяет собой эпоху рабства (закон), а законнорожденный Исаак — освобождение (благодать). Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет народ из несовершенного прошлого в совершенное будущее. В соч. И. едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только нуден, возвеличившие свое превосходство н застывшие в рабском состоянии законности. Вторая часть «Слова» всецело посвящена отечественной истории, которая рассматривается как ответвление мирового процесса. Здесь утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина» и отрицаются претензии Византии, присвоившей себе монополию на «благодать» и рассматривавшей «молодые народы» как лишенных собственной истории варваров, как объект миссионерства. Иларион выражает глубоко патриотическую мысль о великом предназначении своего народа, его праве и способности творить великие свершения, причем здесь отсутствует притязание на первенство. В «Слове» равно осуждаются как национальная замкнутость иудеев, так и стремление к национальному превосходству греков. Русский народ, как и другие народы, проходит в своем развитии два этана — дохристианский и христианский. На смену «идольскому мраку» приходит «благость». Между «идольским мраком» и «законом» не ставится знака равенства в силу того, что законность отождествляется с национальным эгоизмом. Парадоксальным образом апология православия соединяется Иларионом с гордостью за языческое прошлое своей страны, чему уделено много внимания в заключительной части «Слова». Идейно-смысловая вершина его — Похвала князю Владимиру и всему роду предков, в которой действие «благодати» как бы распространяется на дохристианское прошлое Руси. В прославлении настоящего через прошлое четко очерчена национальная идея. С одной стороны, русская история — это часть мировой, с другой — богатое собственными, достойными памяти событиями прошлое. «Слово» Илариона — это доктрина национальной независимости и исторического оптимизма. В онтологическом плане она строилась на сближении божественного и земного. В ней заключена также опирающаяся на «смысленный разум» гносеология, открывающая возможность творческого познания Бога, общества, истории. Эти установки позволили И. глубоко осмыслить действительность и открыть перед потомками смысл давно прошедших событий. Заключенные в его творчестве идеи и в последующие времена давали импульсы рус. духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.

В. В. Мильков

ИЛАРИОН (XI в.), митрополит Киевский. Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви Иларион был поставлен на митрополию в 1051 собором архиереев по воле вел. кн. Киевского Ярослава Мудрого. Сам факт его поставления имел в глазах современников промыслительный характер: «Вложил Бог князю в сердце, и поставил его (Илариона) митрополитом в Святой Софии”.

«Муж благ, книжен и постник”, по выражению летописца, Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое «Слово о законе и благодати”, ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории. Творение Илариона есть как бы голос всенародного раздумья о призвании русского народа — «глас радования” православного люда, ощутившего избавление от томительного рабства греху и в то же время напряженно размышляющего о том, какого служения ожидает Господь от Своих новообретенных чад. Мысли, созвучные «Слову”, мы встречаем во многих памятниках эпохи, и это свидетельствует, сколь серьезно занимали они внимание всего общества.

Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви. Само «Слово” является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание «русский народ”, а не обычное для того времени понятие «Русская земля”.

В этом стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу — истоки русской соборности, «собранности” вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Соборность — это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, «обожиться”, «освятиться”, воплотить в себе нравственный идеал Православия. «Благодать же и истина всю землю исполни, — возвещал митрополит, — и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского… Не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книжной сладостью, не врагам Божиим-иноверцам, но сынам Его, не чужим, а наследникам Небесного Царства”. Общность территории и происхождения соединились с общностью религиозной судьбы — так было положено начало образованию русской православной государственности.

Чудом просвещения Владимира началось распространение веры: «…Когда он жил и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость Всевышнего — взглянуло на него Всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого Бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую”. Начавшаяся при особенном Божием благоволении, русская судьба и дальше видится Илариону как результат непрестанного промыслительного попечения: «И так, веруя в Него, и святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им”.

Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, «спотыкавшегося” ранее «на путях погибели” (то есть, по сути, и не бывшего русским народом в том смысле, как он его понимает), а ныне «во всех домах своих” восклицающего: «Христос воскресе из мертвых!” Эти-то, славящие Христа, и молят Бога «еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им”, то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности.

Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания — сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину, «святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая”. Здесь — корни русской державности, понимающей государственную мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной жизни в рамках евангельской непорочности.

Молитва Илариона, помещенная в конце «Слова”, возносимая им «от всея земли нашея”, как бы подводит итог сказанному: «Не оставь нас, — взывает к Богу Иларион, — хоть еще и заблуждаемся, не отвергай нас, хоть еще и согрешаем пред Тобой… Не погнушайся, хоть и малое (мы) стадо, но скажи нам: «не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство” (Лк. 12:32)… Научи нас творить волю Твою, потому что Ты Бог наш, а мы люди Твои… Не воздеваем рук наших к богу чужому, не следуем ни за каким лжепророком, не исповедуем еретического учения, но к Тебе, истинному Богу, взываем, к Тебе, живущему на небесах, возводим наши очи, к Тебе воздеваем руки, молимся Тебе… Поэтому простри милость Твою на людей Твоих… владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь, Церковь Твою укрепи, достояние Свое убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси”.

Это молитвенное воззвание митрополита-русина, предстоятеля Русской Церкви, печальника за вверенный ему Богом народ — стало как бы первым словом той горячей, детской молитвы, которую вот уже тысячу лет слагает Россия среди бесчисленных искушений, соблазнов и гонений, памятуя слова Священного Писания: «Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи” (Сир. 2:1-2).

Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит — грек Ефим. Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству «Повести временных лет”, «ископа печерку малу двусажену” на берегу Днепра на месте, где «бе… лес велик”, и в ней, «приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне”. В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября по ст. ст.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Далее читайте:

Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона. (Документ).

Христианские деятели: | АВ | ВА | | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |

Патриархи Русской православной церкви.

Публикация в кн.: Никольский Н. К., Мат-лы для истории др.-рус. духовной письменности, ОРЯС, 1907, т. 82, No 4.

Сочинения:

Молдаван А. М. Слово о законе и благодати Илариона. К., 1984;

Идейно-философское наследие Илариона Киевского, ч. 1. М, 1986.

Литература:

Чичуров И. С. «Книжек муж» Иларион // Прометей. М., 1990. Т. 16.

Жданов И. Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру.— Соч. т. 1. СПб., 1904;

Мильков В. В. «Слово о законе и благодати» Илариона и теория «казней Божиих».— «Альманах библиофила», в. 26. М., 1988, с. 114—121;

Макаров А. И. Нравственные воззрения Илариона Киевского.— Там же, с. 76—88.

Приселков М. Д., Очерки по церк.-политич. истории Киевской Руси X-XII вв., СПБ, 1913;

Соколов Б., По поводу «Слова о законе и благодати Илариона», Изв. ОРЯС АН, т. 22, кн. 2, 1918;

Розов Н. Н., Рукописная традиция «Слова о законе и благодати», ТрОДРЛ, т. 17, М.-Л., 1961;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *