Кощунство значение

— определяется Уложением о наказаниях (ст. 182, изд. 1885 г.) как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Таким образом объектом К. могут быть только правила и обряды церковные, но никак не самая вера и учения ее, могущие служить объектом лишь богохуления. По аналогии, впрочем, практика подводит под К. и слова, имеющие вид богохуления, если они произнесены без умысла оскорбить святыню и в частном доме, так как ст. 180, уменьшая наказание за богохуление, совершенное единственно по неразумию, невежеству или пьянству, упоминает только о «публичном месте», умалчивая о частном доме (решение уголовного кассационного департамента сената 1871 г., № 805). По замечанию Н. А. Неклюдова, «под именем язвительных насмешек следует разуметь или просто глумление, или различные бесстыдные выходки; К. мыслимо не только словом, но и деянием, например если кто-нибудь вместо восковой свечи поставит сальную». Из иностранных законодательств общегерманский кодекс для наказуемости оскорбления святыни требует «поношения» ее (beschimpft, но не ve r spottet; в проекте Кодекса были оба выражения, но осталось только первое). Поэтому следует заключить, что К., в том смысле, как оно понимается нашим Уложением о наказаниях, в Германии не наказуемо. Хотя 182 ст. Уложения о наказаниях и умалчивает о том, когда наказуемо К., тем не менее практика для наказуемости К. требует наличности тех же условий, как и для наказуемости богохуления, т. е. чтобы оно было совершено публично или при свидетелях. Наказание — тюремное заключение на время от 4 до 8 месяцев, а если деяние совершено без намерения произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а лишь по неразумию, невежеству или пьянству, то арест на время от 3 недель до 3 месяцев.

А. Я.

В информации Википедии указано, что слово «кощунство» используется в двух значениях: глумление, нехорошее отношение к человеку, когда высмеивается то, что ему дорого, оскорбление религиозного чувства или святыни. Близким по смыслу словом, которое помогает лучше понять значение «кощунства», является фраза-синоним «надругательство над чем-то». Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • Откуда произошло слово «кощунство»
  • Отличие от выражений «святотатство», «богохульство»
  • Родственные выражения
  • Применение слова в различных случаях
  • Кощунство над личностью
  • Остальные случаи использования выражения

Откуда произошло слово «кощунство»

Достоверно найти источники образования термина невозможно, но по этому поводу существует несколько гипотез. Первый вариант этимологии слова – это происхождение термина от древнерусского «кощюны» и «кощюнствовать». Эти слова раньше писались через «ю». С течением времени учёные мужи много раз переписывали русский язык, меняя письменное написание термина.

Но также оно могло пойти от старославянского «кощун» – насмешка или запретный грех, интригую, насмехаюсь. Другая гипотеза образования слова заключается в совмещении латинских слов sacer, что переводится как священный и legere – читать. Наиболее часто оно употреблялось в контексте непростительного отношения против религиозных постулатов. Синонимом термина называют «святотатство» и «богохульство».

Отличие от выражений «святотатство», «богохульство»

У «святотатства» несколько другое происхождение. Употребление этого слова начинается со времён Древнего Рима. В те времена варвары разворовывали могилы и грабили священные храмы. В погоне за материальными благами они не останавливались даже перед глубоко почитаемыми законами морали.

Церковнославянское выражение «татьба» обозначает воровство, преступление, совершённое против собственности церкви. Такое значение слова («свято-татство» – похищать святыню) сохранялось вплоть до 1917 года.

В те времена значения слов святотатство, кощунство, богохульство очень различались:

  1. «Церковная татьба» долго расценивалась как простое корыстное злодеяние. Лишь с 1653 года термин приобрёл несколько другое значение и стал расцениваться как преступление против религии.
  2. Кощунство же изначально расценивалось как явное неуважение к обрядам, правилам, предметам христианства и православной церкви.
  3. Ещё одним синонимом выступает богохульство, но оно рассматривается уже как преступление против самой веры, в то время как кощунство – против обрядов, предметов культа.

Родственные выражения

Слово «кощунство» является существительным и склоняется по падежам. В русском языке есть глагол, обозначающий «совершать кощунство» – кощунствовать. Этот глагол означает оскорблять религиозные чувства верующих людей в православии, насмехаться над тем, что они так глубоко почитают. Прилагательным к слову «кощунство» является выражение «кощунственный». Совершать кощунственные действия или кощунствовать – непочтительно относится к чему-нибудь, что достойно уважения.

Осквернитель, надругатель, насмешник – вот кто такой кощунник, согласно Библии. Кощунник в православии пренебрежительно и саркастически относится к тому, что для другого индивидуума составляет предмет почитания и поклонения. Кощунник – тот, кто грязно отзывается и неуважительно относится к чьим-то религиозным верованиям и святыне. Кто «сеет» клевету, травит издёвки, совершает издевательства, насмешки – тот кощунствует.

Применение слова в различных случаях

Использование анализируемого термина постепенно приобрело большие масштабы. Если изначально слово обозначало совершённое преступление, то во времена Цицерона в понятие «кощунство» входило уже словесное оскорбление.

В других древних религиях есть понятие похожее на кощунство – вид запрета на иное восприятие священных объектов. Предметы культа или обрядов должны рассматриваться только так, как положено, и никак иначе.

Кощунство над личностью

Термин применяется и в отношении служителей церкви, а не только религиозных предметов и веры. Непочтительное отношение выражается в причинении вреда священнослужителю, каком-либо его осквернении словами или действиями, унижающими его честь. Личное кощунство выражается 3 способами:

  • поступок против целомудрия и обета;
  • поднятие руки или избиение религиозного деятеля или священнослужителя;
  • нарушение церковного иммунитета, а именно привлечение служителей церкви к ответственности через гражданский суд не так, как предусмотрено канонами.

Остальные случаи использования выражения

Феодосий, император римского государства, со времён появления христианства представил кощунство не только в отношении церкви, но и самого себя. Святотатством Феодосий называл преступления против императора и уклонение от уплаты налогов.

Во времена Средневековья святотатство обозначает физические действия, направленные против священных объектов. Именно это значение формирует все последующие обозначения термина в католических учениях.

На сегодняшний день в некоторых странах отменены законы против кощунства в силу выражения свободы мнения. Это не касается причинения имущественного вреда, травмы верующим и служителям церкви. Декриминализация не отменяет того факта, что кощунственные акты не одобряются со стороны общественности.

Кто такие кощуны и что такое кощунство? Валерий Аллин
Всё чаще вижу и в интернете и слышу на улице использование понятие кощун, кощунство в негативном понимании. Но это совсем не так. И возникает такое ощущение, что никто не интересуется ни историей своего рода, ни историей своей родины. Всем интересна только карьера и собственный кошелёк.
Я постараюсь объяснить что такое на самом деле кощунство и кто такие кощуны. Важным разделом деятельности волхов-волшебников было создание и передачи по наследству многообразного обрядного фольклора. Его истоки шли из далеких глубин первобытности и благодаря бережному сохранению традиций отголоски словесного творчества дошли в глухих углах России до XIX в., до встречи с исследователями этнографами. Переводы с греческого позволяют нам определить, как переводились на русский язык некоторые слова, например «кощюны», «басни».
Кощуны и басни — близкие понятия, но не тождественные: «Инии гудуть (играют на смычковых инструментах), инии бають ему и кощюнять». Баять, рассказывают басни, очевидно, относится к разным видам устной словесности, и это действие подвергается значительно меньшим нападкам церковников, чем кощуны, от которых произведено и наше современное слово кощунствовать, надругаться над святыней. В баснях, очевидно, большое светство, может быть, бытового (но не эпического), а в кощунах больше язычество, мифологического, того, что казалось особенно кощунственным и отцам церкви IV -VII вв. и русскому духовенству XI — XIV вв.
Кощуны семантически связывались с волхвами и волшебником: «Ни черов внемли, ни кощюньных вълшеб».
Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Существовали специальные «баяны» и сказатели мифов — «кощюнники», к которым народ стекался, не смотря на запрещения:
«Да начнеши мощи кощюнником въспрещати — видиши многы събирающеся к кощюньникомь».
В какой то мере кощуны связаны с погребальным обрядом:
«Мнозии убо тщеславия ради плачют (о покойнике) а отшедше кощюняють и упиваются».
Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Существовали специальные «баяны» и сказатели мифов — «кощюнники», к которым народ стекался, не смотря на запрещения:
«Да начнеши мощи кощюнником въспрещати — видиши многы събирающеся к кощюньникомь».
В какой то мере кощуны связаны с погребальным обрядом:
«Мнозии убо тщеславия ради плачют (о покойнике) а отшедше кощюняють и упиваются».
Из этой фразы видно, что кощуны исполнялись во время поминок по умершему. Причем исполнялись они «тщеславия ради», т.е. особо торжественным поминательным пирогом считался тот, на котором пелись какие-то мифологические сказания.
При определении первоначальной этимологии слова «кощуна», очевидно, следует принять допущение двойственной основы его; первая половина (кош-) прямо сказана с понятием судьбы, жребия, а вторая — более многообразным набором значений.
Русские переводчики XI — XII вв. устойчиво переводили греческое слово «кощюны», объединяя в нем понятия судьбы и доброго начала. Исполнялись мифы-кощуны старцами: «старьчьскыи баси», «старьча кощуны». «Кощюнословие» иногда объединяется в одной фразе с «кобением», очевидно, исполнение сказаний могло сопровождаться теми или иными ритуальными жестами и телодвижениями.
В «Материалах» Срезневского (включающих и переводные произведения, по которым мы можем точнее представить себе значение русских слов) с фольклором связаны следующие термины:
Баян, обаятель (incantator) — «производящий или поющий заклинания».
Съказ, съказание.
Кощюна — миф.
Кощюнословие — рассказывание мифов.
Кощюнить — колдовать, рассказывать.
Кощюньник — волшебник, сказатель кощун.
Кощунство (позднее) — надругательство над христианской святыней.
К этому материалу следует добавить:
Кощьное — «сиречь тьма кромешная», «преисподняя»
Кощей, Кощуй Бессмертный, Корчун — сказочный персонаж.
Ключом для проникновения в полузабытый мир древнеславянской мифологии может послужить широко распространенный и устойчивый образ Кощея Бессмертного, в самом имени которого содержится указание на мифологическую архаику «кощун» и на связь с инфернальной сущностью «кощьного», потустороннего царства. Восточнославянская волшебно-фантастическая сказка долгое время именовалась исследователями мифологической, пока известной украинский этнограф Н. Ф. Сумцов не высказал серьезных сомнений в возможности научного познания славянской мифологии: «Границы мифологии висят в воздухе; ничего прочного и устойчивого здесь никогда не было и ныне, при современном состоянии фольклора мифология не имеет определенного содержания».
Однако, по мере дальнейшего изучения фольклора, выясняется, что измельчавшими потомками древних мифов действительно являются сказки и именно волшебные (мифологические) сказки: «Происхождение сказки из мифа не вызывает сомнения». А в дальнейшем в связи с ростом племенных дружин и военных столкновений в мифологические повествования вплетается все в большей степени героический эпос.
Таким образом, восточнославянская волшебно-богатырская сказка является хранительницей перемешанных между собой отголосков архаических мифов и фрагментов богатырского эпоса, рождавшегося ещё в I тысячелетие до н.э.
«Начало волшебное заключает так называемые пережиточные моменты и прежде всего религиозно-мифологические воззрения первобытного человека… Сказка полна мотивов, содержащих в себе веру в существование «потустороннего мира» и возможность возвращения оттуда…».
«Враждебное человеку пространство — «иное» царство, морское царство, царство Змея, Кощея, Яги… Проникая в этот мир, разрушая его, герой утверждает единый мир человеческой справедливости и гуманизма».

Человеку важно знать и понимать значение слов, особенно тех, что часто используются в речи. В противном случае он может употреблять то или иное слово в неправильном контексте. Это может испортить его репутацию (окружающие будут считать его глупым), а иногда даже навлечь беду.

Слово «кощунство» довольно расхожее, однако далеко не все грамотно его толкуют. А потому не могут подобрать к нему синонимы и ответить, что же оно означает.

Данная статья подробно ответит, что такое кощунство. И объяснит, оскорбляет ли оно чувства верующих.

Значение слова «кощунство»

Для правильной трактовки данного значения обратимся к словарям. Можно использовать материал, предложенный Владимиром Ивановичем Далем, но разумнее изучить толкование слова «кощунство» в более современных словарях.

Согласно определению, представленному известным русским лингвистом Татьяной Федоровной Ефремовой, значение слова «кощунство» таково: оскорбление, осквернение, поругание чего-либо значимого и дорогого, достойного уважения и чтимого людьми.

Также это слово имеет отношение и к религии. В этом случае оно обозначает оскорбление религиозной святыни и, соответственно, чувств верующих.

Синонимы слова

Русский язык очень богатый, а потому к большинству слов можно подобрать синонимы. Нередко именно они понятнее объясняют трактовку, значение слова (кощунство, например).

Однако такие родственные, схожие слова можно подобрать не ко всем словам, но для существительного, исследуемого в данной статье, это сделать довольно просто. Достаточно лишь обратиться к вышеописанному толкованию слова. Тогда вы увидите, что синонимы к «кощунству» будут следующими:

  • надругательство;

  • глумление.

И упоминаемые ранее:

  • оскорбление;

  • осквернение;

  • поругание.

Помимо этого, «кощунство» нередко заменяют словосочетаниями:

  • осквернение святыни;

  • поругание святыни.

Некоторые люди причисляют к синонимам «кощунство» такие слова, как «богохульство» и «святотатство». Поскольку последнее вызывает еще больше недоумений, чем «кощунство», рассмотрим его подробнее.

Кощунство и святотатство: разница

Сейчас считается, что эти два слова — синонимы, а потому их можно использовать в одном и том же контексте (главной мысли повествования). Однако так было не всегда. И если обратиться к истории, мы поймем, какова разница между этими двумя терминами.

Первоначальное толкование слова «святотатство» — любое имущественное преступление. Но после семнадцатого века оно приобрело более конкретное значение, став преступлением против религии.

Сейчас слово «святотатство» является родственным таким терминам, как «богохульство» (непочтительное отношение к Богу и всему, что с ним связано, у христиан, иудеев и мусульман приравнивается к греху) и «кощунство» (что такое, описано выше). Оно подразумевает корыстное преступление, направленное на святыню, чаще всего принадлежащую церкви.

Таким образом, синонимом данного слова считается словосочетание «похищение святыни». Это преступление, цель которого нажива или оскорбление чувств верующих, преследуется по закону.

Святотатство, богохульство, кощунство — синонимы?

Слова, указанные в заголовке, не являются синонимами, потому как не равнозначны, то есть не подразумевают одно и то же. Поэтому ни в коем случае не путайте их и не заменяйте в любой ситуации одно другим — это неправильно.

Хотя святотатство, богохульство и кощунство дополняют друг друга, это все же разные понятия. И если вы хотите показаться образованным человеком, никогда не путайте их.

Антоним слова «кощунство»

Понять более конкретно и доступно, каково значение слова «кощунство», также поможет словарь антонимов, который предоставляет не родственные слова к изучаемому, а, наоборот, противоположные по смыслу.

О нем вы легко догадаетесь и сами, ведь если «кощунство» — всяческое глумление над святыней, что оскорбляет религиозные чувства, то антонимом данного слова является существительное «почтение». Которое подразумевает уважение к святыням, а, следовательно, и к чувствам верующих.

Кощунство как нарушение прав гражданина, закрепленных Конституцией

Что такое кощунство с точки зрения Конституции? Для того чтобы в этом разобраться, необходимо выяснить, что представляет собой это слово в рамках закона.

Конституция — документ, закрепляющий право каждого человека на самоопределение. На основании него, Россия — страна, позволяющая гражданину самостоятельно определяться с верой и своим жизненным путем.

Однако, вместе с тем высший документ о свободе налагает на людей и обязанность чтить и соблюдать права друг друга. Но в силу непонимания или незнания, что представляет собой вера других людей или та, которая наиболее распространена в нашей стране, некоторые граждане нарушают чужую свободу, тем самым оскорбляя религиозные чувства верующих и вызывая порицание и неодобрение всего общества.

Что подразумевает кощунство в религии

О том, что такое кощунство (оскорбление религии), сказано достаточно. Но возникает вопрос: как проявляется кощунство? А также какие действия (или бездействие) подходят под этот термин?

Кощунство в храмах или на его территории проявляется в виде:

  • колкостей по отношению к святыням;

  • насмешек над ритуалами, обрядами, выполняемыми церковью и ее служителями;

  • язвительных и оскорбительных высказываний о вере и ее ценностях;

  • негативных слов, действий против священника или прихожан;

  • разрушения икон, крестов и других ценных для религии и ее верующих предметов;

  • надругательство над могилами на территории церкви.

Таким образом, религиозным кощунством считаются любые высказывания и действия негативного характера, направленные против веры, церкви, священника и верующих.

Однако это вовсе не значит, что человек, являющийся атеистом или сторонником иной веры, должен идти против себя и отзываться о вере, которую не поддерживает, положительным образом и вступать в ряды ее верующих.

Михаил Александрович Бакунин, русский мыслитель и революционер, так сказал однажды: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». То есть каждый человек волен делать все, что ему заблагорассудится, при этом не причиняя вреда ни обществу в целом, ни его гражданам.

Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Дни памяти: 12 / 25 октября, а также первое воскресенье после 25 января Страшный это грех — кощунство! Каждый раз, когда люди обращают в шутку священные предметы или действия, недостаточно почитают святыни и все имеющее отношение к храму, поносят священнослужителей или клевещут на них — это и есть кощунство. Остерегайтесь этого великого греха! Вы мне скажете: «Владыка, мы же не кощунники!» Так это хорошо! Но много есть среди нас такого, что близко к кощунству. Возьмем такой пример. Приходим мы в православный дом и видим: висят на стенах портреты родных и знакомых, висят в чистоте, и все это красиво. А рядом, в углу, висит почерневшая от пыли икона, на которой прикреплены старые-престарые, выгоревшие, измятые цветы. Угодно ли это Богу?

Бывают и батюшки, которые недостаточно следят за чистотою в алтаре и на Престоле, на этом страшном месте, на которое и Ангелы взирают со страхом и любовью. Был у меня такой случай: поехал я по епархии. Приезжаю в один город, благочинный и говорит мне, что такой-то батюшка неряшлив и надо бы его подтянуть. Прихожу сам в храм, и что же вижу?! На Престоле — слой пыли, на иконах — цветы, которые уже года два не меняли. «Где же у вас чудотворная икона?» — спрашиваю. «Вот она!» — «Не вижу!» — говорю. «Да вот здесь, Владыка!» — «Нет! — говорю. — Иконы я не вижу за слоем пыли, которая наросла на стекле». Просил прощения священник, обещал исправиться и каждую неделю сообщать мне, как он поддерживает порядок в храме.

Или вот еще такая картина. Пасха. Отстояли вы заутреню и Литургию, сели разговляться. Съели кусочек пасхи, или сырной пасхи, похристосовались освященным яичком, разбили его, съели. Все сделали хорошо и благоговейно. «А куда скорлупу яичную деть?» — спрашивает прислуга. «В помойку, конечно!» И вот ту скорлупку, которую только что окропили в храме святой водой, над которой пели много раз «Христос Воскресе!» — выбрасывают на помойку. Это ли уважение к святыне и к храму Божию?! Запомните хорошенько, что все, относящееся к богослужению и к храму Божию, есть святыня, через которую на вас изливается благодать и любовь Божия и к которой вы сами поэтому должны относиться с великой любовью и благоговением. Хотел я на этом закончить, да вспомнился мне еще один случай, который надо вам рассказать.

С.М. Прокудин-Горский. Фотография Нило-Столобенской пустыни, 1910 г.

Было это в обители св. Нила Столобенского на озере Селигер. Там почивают мощи этого святого, теперь в новой раке, а прежняя рака с изображением преподобного на крышке стояла в храме пустая. Однажды приехала в эту обитель поклониться святым мощам одна благочестивая женщина с двумя малыми детьми. Пока женщина молилась в храме, дети побежали по саду, нарвали спелых ягод рябины, которой там растет очень много, и проникли в тот пустой в то время храм, где стояла прежняя рака преподобного. Они затеяли игру: бросать ягодами в изображение святого.

Преподобный Нил Столобенский. Дни памяти: 20 декабря (7 декабря ст.ст.), 9 июня (27 мая) И вдруг, при ясном небе, все бывшие в обители услышали страшный удар грома, от которого потряслись все здания. Женщина та, не видя около себя детей, бросилась искать их везде ввиду такой опасности и наконец нашла их лежащими без сознания около пустой раки. Собрались туда иноки, стали приводить детей в чувство. Когда они наконец пришли в себя, мать спросила их, что с ними случилось? Они откровенно рассказали, как затеяли игру — бросать ягодками в «дедушку», и как они вдруг увидели, что «дедушка» приподнялся и погрозил пальчиком», после чего блеснула молния, раздался удар грома, и дальше они ничего не помнят. Видите, как даже малых, неразумных детей наказывает и вразумляет Бог за непочтение к Своим Угодникам. Вразумляйте же детей своих, предостерегайте их от этого.

Молитвами Святителя Григория Чудотворца да пошлет Господь нам и детям нашим дар благоговейного почитания икон и святынь наших. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *