Кошка в Библии

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 50% ответили правильно)

В католицизме кошки постепенно потеряли статус добродетельных существ и превратились в настоящие исчадья ада – нечистых животных, обладающих сверхъестественными способностями, олицетворения злых сил и воплощения самого дьявола.

В Раннем Средневековье в таком качестве кошка практически не упоминается. Репутацию ей испортила книга X века «Житие Св. Григория», принадлежащая перу талантливого венецианского историка Иоанна Диакона, где красочно описывалось, как демон в обличии кота во сне мучил некоего монаха. Еще больше усугубила ситуацию, казалось бы, случайная вещь – сходство наименования христианской секты катаров и названий кошек во многих европейских языках. Так, греческий термин kafaros («чистый, неоскверненный») по чьему-то злому наущению исказился и трансформировался в латинский cattar и французский cattier («котопоклонник»). Еретические, якобы с участием кошек, ритуалы катаров, в течение продолжительного времени бывших, кстати, на ножах с римско-католической церковью и Папой, стали очень удобным предлогом для жестокого уничтожения этого христианского течения. А для европейских кошек предопределилась их дальнейшая весьма печальная судьба.

В 12 веке появился целый класс книг, называемых сводами естественных творений. В них изобиловали такие абсурдности, связанные с кошками, что это окончательно перевело их в разряд демонических тварей – якобы кошки ядовиты, якобы способны возбуждать в человеке похоти, что глаза их видят демонов, и что кошки могут беременеть сами по себе, без котов и прочее. Все эти свойства кошек якобы активно использовались ведьмами для приготовления разнообразных вредоносных снадобий и ядов. Ведьмы и сами могли принимать обличье кошек (особенно, черных), либо получали этих животных в презент от дьявола в качестве помощниц для совершения всяких пакостей. Например, если требуется украсть «по-тихому» какой-либо предмет, то кошкам в этом просто нет равных. Поэтому кошек частенько прозывали воровками. Так как черный цвет считался атрибутом всякой нечисти, соответственно, встреча с черной кошкой добродетельному христианину не сулила ничего хорошего.

Во время средневековой Охоты на Ведьм Инквизиция жестоко преследовала, соответственно, и их спутников – котов и кошек, причем не только черных, а вообще любой масти, но черных в особенности нещадно истребляли. Крестовый поход против кошек в Европе принял массовый характер.

Во Франции в день Иоанна Крестителя кошек пытали, сжигали и вешали, даже на праздничном майском шесте. В Германии женщин, изменяющих своим мужьям, наказывали таким образом: сажали в мешок вместе с кошкой и били палками. Обезумевшее животное кусало и царапало неверных, одержимых наведенной похотью, жен. После экзекуции кошку (вместе с перешедшим на нее грехом прелюбодеяния) сжигали. Во Фландрии и карликовых германских княжествах кошек, в качестве воплощения предателя-Иуды, сбрасывали с колоколен и башен замков. Там же, во Фландрии, с помощью кошек избавлялись от привидений, населявших старые замки – собирали бездомных животных и шпарили кипятком до смерти. Призраки, увидев это, должны были в ужасе покинуть свои пристанища. Белые кошки, в древней скандинавской традиции символы влюбленных, в Средневековой Норвегии и Северной Германии получили статус пособников разврата и преступных любовных похождений. За что нещадно истреблялись. Позже этот варварский обычай переняли английские (в последствие, американские) пуритане, которые к тому же телесно наказывали тех женщин, которые посмели приютить или покормить белых кошек.

Впрочем, была одна европейская страна, в которой даже в Средние Века хорошо относились к кошкам – это Англия. Здравомыслящие англичане крайне негативно относились и подвергали осуждению изуверские обычаи, что имели место быть на территории континентальной Европы, и даже приняли закон об охране кошек. Не удивительно, что именно в Англии родился замечательный сказочный сюжет о коте, что приносил своему хозяину-сиротке разнообразные богатства («Кот в сапогах»).

>Вопрос:

Скажите, почему кошка ни разу не упоминается в Библии?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Слово «кошка» встречается только однажды в Библии – в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит о ничтожестве идолов: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки» (Посл. Иер. 1: 21).

Отсутствие упоминаний в других книгах (прежде всего, канонических) можно объяснить тем, что Священное Писание не является энциклопедией жизни и быта древних людей Палестины, а представляет собой собрание богодухновенных текстов о домостроительстве нашего спасения. Ее цель – научить нас путям Божиим. Различные домашние животные упоминаются только в определенном библейском контексте: описание жертвоприношений, постановления Моисеева закона, важнейшие библейские события, притчи. Часто животные используются метафорически для сравнений и построений образов. Так, например, словом «пес» называются профессиональные блудники: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18).

Возможно, была еще одна причина, по которой священные писатели не упоминают кошек. Для соседних египтян, жизнь и нравы которых евреи хорошо знали, кошки были предметом культа. Они поклонялись им. Духовное сознание и нравственные понятия язычников были настолько извращены, что кошку ценили выше человека. Геродот пишет, что во время пожара в первую очередь спасали кошек, а потом людей. Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90 до Р.Х. – 21 по Р.Х.) пишет: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно» (I, 83).

«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1: 25).

В Библии не упоминается кошка. Причины этого лежат в истории еврейского народа, творца Ветхого Завета. Религиозное сознание не позволяло им поклоняться богам в образе животных, как это делали египтяне, от рабства у которых иудеи освободились. Если быть точным, то о животном единственный раз говорится в Священном Писании в «Послании Иеремии» в негативном контексте.

Почему не упоминается?

Некоторые служители православной церкви объясняют это тем, что назначение Библии — вести человека по пути спасения, а не живописать быт древней Палестины с этнографической точки зрения. Но если разобраться глубже с этим вопросом, то окажется, что негативное, в лучшем случае, равнодушное отношение к кошке, присутствует в менталитете еврейского народа. Причины, предположительно, лежат в его истории, которая сформировала воззрение на окружающий мир и отразились в Библии.

Отголосок рабства

В Египте кошка считалась священным животным, которое помогало сохранить урожай, охотясь на мышей.

Известно, что рабовладельцы евреев, египтяне, кошке, наоборот, поклонялись и ценили ее дороже человека. Подобное отношение — в истоках верований Египта. Всякая религия — есть отражение экономических условий общества. Основой экономики этого древнего царства было земледелие, особенно посевы пшеницы. Урожай важно было сохранить, и кошки активно помогали в этом. Они охотились:

  • На мышей, оберегая амбары с зерном.
  • Змей — делая окрестности более безопасными.
  • На крыс — предотвращая эпидемии чумы и других инфекционных заболеваний.

Когда кот играет такую большую роль в хозяйстве, не удивительно, что его обожествляют. Воплощением кошки в Новом царстве была богиня Баст, существовал ее культ, центром которого был город Бубатис. Египтяне дошли до того, что начали этих животных бальзамировать. В древнем еврейском языке даже само слово «кошка» созвучно с «пелены», в которые заворачивали мумии. Можно предположить, что горькие воспоминания иудеев о египетском рабстве дискредитировало животное в их глазах и невольно отразилось в Библии.

В современном Израиле в детях воспитывают отвращение к котам, в домах их никогда не держат.

Влияние религии

Евреи одними из первых пришли к понятию единобожия, о чем свидетельствует Библия. Среди главных постулатов их религии было «Не сотвори себе кумира». Выражение имеет буквальный смысл, то есть нельзя изготавливать статуи богов и им служить. А египтяне это делали, поклонялись различным животным — быку, скарабею, кошке — считая их воплощением божества. С точки зрения иудея это «мерзость», а животные — носители зла, в том числе и кошки. Хотя подобные умозаключения имеют предположительный смысл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *