Ковчег завета

Содержание

I. НАЗВАНИЕ

1) евр. слово арон обозначает «ящик» или «ларец». Это же слово в Быт.50 употребляется в значении «саркофаг»;

2) «Ковчег завета» Господня был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидетельством Божьего завета с народом Израиля;

3) название «ковчег откровения» (Исх. 25:16.22) также указывает на Божий Закон как на свидетельство Божьей воли;

II. УСТРОЙСТВО И МАТЕРИАЛ

Ковчег завета, изготовленный по повелению Бога и находившийся в Святом Святых ⇒ скинии, имел длину 2,5 локтя, ширину – 1,5 локтя и высоту – 1,5 локтя. Один локоть «по прежней мере» (2Пар. 3:3) равнялся 52,5 см. К.З., сделанный из дерева «ситтим» (акация), был «обложен» снаружи и изнутри «чистым золотом» и вверху украшен золотым венцом (Исх. 25:10–16). К.З. стоял на четырех «нижних углах». Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в которые продевались шесты, также сделанные из дерева «ситтим» и обитые золотом. Длинные шесты (20 локтей) позволяли избежать прикосновения носильщиков к К.З. Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих. Согл. Евр. 9:4, наряду с упомянутыми скрижалями завета в К.З. находились также золотой сосуд с манной и жезл Аарона (Исх 16 и след.; Числ. 17:10; но ср. 3Цар. 8:9). К.З. был накрыт ⇒ крышкой.

III. ИСТОРИЯ

Значение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок (Числ. 10:33). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возможно, эти молитв. обращения стали начальными строчками некоторых псалмов (ср. Числ. 10:35 и Пс. 67:2). Перед К.З. остановились воды Иордана (Нав. 3:11–17; Нав. 4:7,11,18); К.З. носили вокруг Иерихона, перед тем как евреи овладели городом (Нав. 6:4–12). Поэтому вполне естественно, что народы, которым подобное духовное служение Богу было чуждо, воспринимали К.З. как Бога Израиля (1Цар 4 и след.); это заблуждение еще прочнее укоренялось благодаря фигурам херувимов на крышке К.З. После перехода через Иордан К.З. находился, предположит., в Галгале, в месте, где разбил свой стан Иисус Навин (см. Нав 5 и след.; Нав. 9 и др.), а затем был перенесен в Силом, город, находившийся прим. в 30 км сев. Иерусалима, в уделе колена Ефрема. Здесь К.З. оставался вплоть до времен Илии (1Цар. 4:4), но иногда его переносили в другие места: напр., согл. Суд 20 и след., во время войны с коленом Вениамина К.З. находился в Вефиле. Из Силома К.З. был взят на войну с филистимлянами, но Господь не признал внешнего свидетельства завета, поскольку завет уже давно был нарушен в сердце народа. Так К.З. на некоторое время попал в руки филистимлян (1Цар. 4:11), но те, испытав на себе могущество Господа, вскоре вернули К.З. израильтянам, присовокупив к нему жертву повинности (1Цар. 5– 1Цар. 6:14).

После того как К.З. на короткое время был установлен на большом камне в Вефсамисе, он 20 лет стоял на холме в Кириаф-Иариме – в доме Аминадава (1Цар 7 и след.), так что находившаяся в Силоме, а затем в Гаваоне (2Пар. 1:3) скиния собрания долгое время была лишена своей главной святыни. Давид распорядился перенести К.З. в Иерусалим, чтобы превратить этот город, завоеванный им и ставший его полит. столицей («город Давида»), также и в религ. центр. Перенесение К.З. в Иерусалим было прервано смертью Озы, прикоснувшегося к святыне. После этого К.З. три месяца находился в доме Аведдара (2Цар 6 и след.). Когда Давиду сообщили, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божьего (2Цар 6 и след.), он торжественно перенес ковчег в Иерусалим и поставил его посреди скинии (2Цар. 6:12–19). По-видимому, К.З. и отсюда несколько раз брали на войну (2Цар. 15:25). (См. также парал. повествование в 1Пар. 13–16.) Соломон приказал перенести К.З. из скинии в построенный им храм (3Цар. 8). Там К.З. был установлен в центре Святого Святых «под крыльями херувимов». Вероятно, отсюда ковчег уже не брали в воен. походы. В 2Пар. 35левитам дается указание вновь перенести К.З. в храм. Это объясняется либо тем, что ковчег был вынесен нечестивым Манассией или Амоном, либо тем, что во времена Иосии он был временно перенесен в другое место на период проведения в храме ремонтных работ. О дальнейшем местонахождении К.З. Библия ничего не сообщает. Возможно, он сгорел, когда халдеи сожгли Иерусалим и храм (4Цар. 25:9). Уже в Иер. 3предсказано наступление времени, когда К.З. не будет, ибо люди утратят необходимость в нем. Поэтому представляется вымыслом история, приведенная в 2 Макк 2 и след., согл. которой пр. Иеремия спрятал К.З. в пещере горы Нево до тех пор, пока Царство Божье не будет восстановлено. Во втором храме, построенном после возвращения из плена, К.З. отсутствовал, Святое Святых было пусто (Иосиф Флавий. Иудейская война, V.5,5).

На протяжении 850 лет К.З. был для израильтян зримым свидетельством Божьего присутствия, еще через 600 лет Господь пришел во плоти и жил на земле (в Ин. 1:14 дословно: «И Слово стало плотию и обитало с нами…»), явив Собою исполнение завета. В Христе воплотилось то, символом чего был ковчег в ВЗ: присутствие живого, святого, вершащего суд и милующего Бога. В Откр. 11:19, где взгляду Иоанна предстает храм Божий на небе, упоминается и К.З., как зримое свидетельство того, что Господь исполнит обещанное народу в завете. В новом Иерусалиме Иоанн не увидел храма, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр. 21:22). Здесь реально присутствует Бог, и в особом знаке Его присутствия уже нет нужды.

1) или Ковчег Господень

(Арон hа-Шем)

Тора* и другие священные книги повествуют об особом и единственном в своем роде ларце — кивоте Господнем, который изготовил Бецальэль бен Ури бен Хур согласно указаниям, полученным Моше от Господа в пустыне Синай, и установил его в соборном шатре (скинии).

К. сопровождал сынов Израиля в пустыне. Когда евреи переходили Иордан, лишь только ноги священников коснулись реки, ее воды повернули вспять из благоговения к К. В Эрец Исраэль К. был установлен в скинии в Шило, а затем в Кирьят Йеарим в течение двадцати лет. Оттуда царь Давид перевел его в Иерусалим, а сын его, царь Шломо (Соломон), после постройки Храма перенес К. в Святая Святых.

2) или Ковчег Святыни

(Арон hа-кодеш)

К., в котором находятся свитки Торы в каждой синагоге. Он стоит, обычно, у той стены синагоги, которая обращена к Храмовой горе. В Вавилонии, расположенной к востоку от Эрец-Исраэль, К. стоял у западной стены; в большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Эрец-Исраэль, К. стоит у восточной стены синагоги. Но если по каким-то причинам К.С. отодвигают от восточной стены, то он ставится у южной.

Место К., и с ним вся восточная сторона считаются самыми почетными в синагогах. У К. молится кантор*, перед К. выступают раввин общины или даршан (проповедник), а общество, кроме сидящих у восточной стены, молится к нему лицом.

Во всех еврейских общинах принят обычай украшать К.С. нарядным, красиво вышитым занавесом. Традиция эта упоминается еще в Талмуде. Занавес этот называется «парохет». Это название связано, очевидно, с «парохет» в соборном шатре и в Храме. Принято устанавливать над К. модель скрижалей завета, на которой высечены два первых слова каждой из десяти заповедей*.

Когда Моисей был на горе 40 дней – он получил от Бога повеление о том, чтобы был построен ковчег завета. Также он назван ковчегом откровения. В нём должны были находиться три предмета.

— скрижали завета или, как они ещё назывались, скрижали откровения

— сосуд с манной, обложенный золотом, в которую насыпали манну, которая была пищей Израиля в пустыне

— жезл Аарона, расцветший

Кто мог заглянуть в ковчег завета?

Это один из очень важных вопросов с точки зрения духовных прообразов. Никто!!! Не мог туда заглянуть. Сверху ковчега должна была лежать крышка, на которую кропили кровью жертвенного животного, когда первосвященник приносил жертву за грехи народа. Один раз язычники попытались заглянуть туда и получили наказание.

Даже прикоснуться нельзя было к ковчегу, на нем специальные кольца были для ношения его на шестах. Но человеку мало просто запретов – Оза хотел добро сделать для него и в результате погиб.

Мало того. Служить в храме имели право только потомки рода Аарона. Один очень хороший царь, который делал много угодного Богу, Озия из 2книги Паралипоменон 26, захотел воскурить фимиам на жертвеннике. В результате был поражен проказою.

Мы видим, что в самом ковчеге находились символы завета Бога с народом Израиля. Скрижали завета больше никто не видел, после того как их туда положили. Жезл Аарона также не доставался. То же и сосуд с манной. Это были символы – знамения завета. И Сам Бог оберегал ковчег завета от ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

Именно по этой причине нам может показаться, что слишком строгие наказания были за неподчинение и слишком строгие правила того, как относиться к ковчегу. Это моё откровение – для того, чтобы человек не мог ничего изменить, убрать, заменить из того, что Бог сделал.

Скрижали завета, скрижали откровения

Господь написал на скрижалях 10 заповедей и назвал их скрижалями завета или откровения. И так как эти скрижали делались не для того чтобы их кто-то читал, а в качестве знамения, то эти же самые заповеди были внесены и в книгу закона. И эта книга закона была написана не просто Моисеем. Бог диктовал, а Моисей записывал. Поэтому к этому закону было отношение как к Слову Бога.

Жезл Аарона

Бог избрал колено Левия из всего Израиля для того, чтобы все люди из этого колена служили Богу в храме. Кто-то певцом, кто-то дрова подкладывал, кто-то убирал….

В колене Левия Бог избрал род Аарона, потомки которого имели право быть первосвященниками и входить во Святое Святых, за завесу. Там Господь, над крышкой ковчега, говорил к ним. Но некоторые израильтяне засомневались в призвании Аарона и Моисея. Это были Корей и его подельники.

Бог явил знамение, когда жезлы всех родов на утро остались такими же, а жезл Аарона расцвел. И это знамение, которое указывало НА ИЗБРАНИЕ СВЯЩЕННИКА Богом, также было положено в ковчег завета, как символ.

Манна

Что произошло с ковчегом?

То, что в дальнейшем происходило с ковчегом, имеет очень большое значение. Как мы видели, Бог оберегал ковчег откровения, ковчег завета Бога с Израилем от любого человеческого посягательства или изменения. Бог со своей стороны сделал все, чтобы сдержать Своё Слово и следовать этому завету.

Но вот вторая сторона завета поступила вероломно против Бога и нарушила завет.

Что дальше?

И, как плод, мы видим, что Израиль был отведен в плен, земля была опустошена, храм, в котором Бог говорил к народу, и должно было пребывать имя Бога – разрушен. Ковчег исчез. Сейчас много слухов есть о том, что он сохранен и где-то лежит…. Но тогда почему его не было во втором храме? Когда пришел Иисус – ковчега завета уже не было в храме.

Ответьте сами себе на вопрос. Если Бог так трепетно относился к ковчегу ДО того, как было провозглашено, что завет нарушен, то почему позволил чтобы и храм и ковчег были уничтожены?? Есть даже пророчество о времени исчезновения ковчега

Новый завет

Далее мы видим новое решение Бога.

Я бы выделил несколько тезисов.

— новый завет подразумевает новые заповеди и условия

— когда Бог говорит о том, что ВЛОЖИТ во внутренность Свой закон, и Свои законы напишет на сердцах – мы можем увидеть прообраз скрижалей. И есть в послании к Коринфу одно упоминание, которое очень напоминает это обетование.

И ещё одно место из Иезекеиля

Образы небесные

Когда Моисей был на горе с Богом, то ему было приказано сделать устройство скинии так, как он видел на небесах. В точности. Давайте посмотрим что произошло.

1)Бог дает откровение, заповеди народу Израиля. Заключает с ними завет

2)Как знамение завета устанавливает ковчег завета, в котором находились символы

3)Бог оберегает ковчег завета и выполняет его условия, ожидая исполнения этого завета от Израиля

4)Израиль нарушает завет

5)Бог допускает уничтожение храма, в котором Он открывался Израилю и говорил к нему, изгнание из той земли, что Он дал Израилю и исчезновение ковчега завета

6)Строиться новый храм, когда Израиль осознал свои ошибки, но как мы видим из истории – они продолжили заниматься нарушением тех законов, что установил Бог.

7)Иисус пророчествует о храме, когда ученики показывают на него, что он будет разрушен, а самаритянке говорит, что наступает время, когда Богу будут поклоняться не в храме, а в духе и истине

8)Перед своей смертью Иисус, собрав учеников предлагает им участие в странном ритуале. Который был похож на тот праздник, к которому они привыкли – Пасхе. Иисус берет чашу с вином и говорит что это — … новый завет в Моей Крови… и предлагает её выпить ученикам. Мы знаем, что этот обряд означает «стать участником действия Крови завета»

9)Происходит смерть Иисуса, которая является платой, жертвой за все грехи мира.

10)Далее то, что происходит на небесах

Мы видим, что Иисус входит в скинию, по образцу которой, была построена земная. Он входит во Святое Святых со своей Кровью. И теперь Он назван Ходатаем нового завета.

Образы ковчега завета

— скрижали завета написанные Богом на камнях заменены на заповеди, написанные Богом на наших сердцах

— жезл Аарона который был знамением избрания специального рода для служения священником больше не нужен, потому что появился Первосвященник от Бога из другого колена, Иисус. …

— сосуд с манной теперь так же ничего не может означать.

Как вывод.

Скрижали заменены на наши новые сердца, на которых Бог написал Свой закон. Первосвященник и Хлеб живой сегодня в нас…

Давайте посмотрим, как об этом говорит Слово?

Алилуйя!!!!! Какое чудное Слово!!!!!

Какой сегодня мы знаем ХРАМ БОЖИЙ?

Что за ковчег завета, который явился в храме Его? То есть в нас??? Христос, первосвященник, Бог и хлеб. Почему это слово не может иметь отношение к более позднему периоду будущего? Потому что на новой земле и новом небе не будет храма.

Бог никогда Себе не изменяет и Слово Своё хранит. Он верен, даже когда мы неверны. И слава Богу за Христа, который все исполнил. И сегодня одесную Отца во Христе мы, как Его храм, Его церковь, Его невеста.

Тип задания: Союзники и отношения

Требуемые условия: Вен Терев допрошен в задании «Охота за Архонтом»

Начальная локация: Элааден

Как получить: убить разбойников рядом с аномалией

Проверить почту

Проверьте почту и найдите письмо от Авитуса Рикса. Он считает, что Мэйсен Барро, Первопроходец турианцев может быть еще жив. Авитус просит вас помочь ему в поисках.

Изучить аномалию на Элаадене

Элааден: Море Атараксии

Следуйте по навигационной точке к месту крушения (1) в области, известной как Море Атараксии. При приближении вы обнаружите отряд рейдеров. Разберитесь с ними, а затем исследуйте место.

Просканировать стазис-капсулы, чтобы найти Первопроходца

Сканируйте разбросанные стазис-капсулы. СЭМ не обнаруживает никаких форм жизни. Сканируйте до тех пор, пока не появится навигационная точка рядом с капсулой (ранее отсканированной), которую теперь можно открыть.

Осмотреть работающую стазис-капсулу

Откройте работающую капсулу. Вы обнаруживаете, что она пуста. СЭМ определяет, что данная капсула была сброшена уже после того, как Натанус был объявлен пропавшим. Это означает, что турианский ковчег все еще может дрейфовать где-то в Андромеде, и на нем могут быть выжившие.

Связаться с Авитусом с Бури

Буря: Зал переговоров

Авитус Рикс считает, что получил сигнал бедствия от Первопроходца турианцев Мэйсена Барро. Он все еще может быть жив. Вы подтверждаете эту догадку и рассказываете о найденных стазис-капсулах с Натануса. Договоритесь о встрече по координатам от Авитуса.

Поговорить с Авитусом на ковчеге Натанус

Следуйте по навигационной точке в систему Ремав. Найдите ковчег Натанус в верхнем левом секторе экрана звездной системы.

Ковчег Натанус

Как только вы высадитесь на ковчег (2), вас встретит Авитус. Он говорит, что системы жизнеобеспечения повреждены, и он удивлен, что на Натанусе все еще действует гравитация.

Осмотреть Натанус

Поднимитесь по лестнице к запертой двери (3) и отсканируйте стены, чтобы найти желтый канал. Проследуйте за ним до консоли (4). С её помощью откройте дверь (5) и пройдите в атриум.

Изучить консоль

Найдете еще одну консоль (6) и откройте следующую дверь.

К вам подходит Авитус Рикс и вы обсуждаете бортовой журнал капитана ковчега. Видео повреждено, но можно восстановить аудио. На записи голос капитана говорит: «Что-то разрывает Натанус». Очевидно, что ковчег столкнулся со Скверной. Чтобы извлечь больше информации из поврежденного журнала, вам нужно найти модуль СЭМа на Натанусе.

Вам уже знакома внутренняя обстановка, потому что все здесь выглядит так же, как и на Гиперионе. Отправляйтесь к модулю СЭМа. Дверь (13) заблокирована. Используйте консоль (12) слева от нее. Далее еще один разговор с Авитусом. Он волнуется, ведь Мэйсен — это больше, чем просто Первопроходец.

Найти модуль СЭМа

Откройте дверь (13). Следующая дверь, которая ведет в модуль СЭМа (15) также заблокирована. Используйте консоль (14), чтобы открыть эту дверь, а затем войдите в модуль. Ваш СЭМ исправляет повреждения, и теперь СЭМ Мэйсена может говорить. Он сообщает, что Первопроходец (Мэйсен) приказал ему (своему СЭМу) помочь Авитусу найти дом для турианцев. Проигрывается прощальная аудиозапись. Мэйсен Барро погиб.

Вам осталось только убедить Авитуса в том, что он станет отличным Первопроходцем вместо Мэйсена, и в этом случае он смиренно примет почетное звание. Вы также можете не позволить Авитусу стать новым Первопроходцем турианцев, если посчитаете нужным так поступить. В любом случае задание здесь завершается.

Сайт Горловской и Славянской епархии

Таинственно исчезнувший Ковчег искали тамплиеры и нацисты, профессиональные археологи и энтузиасты. Тем не менее, может оказаться, что разгадка одной из главных исторических тайн человечества лежит на поверхности, если только мы доверяем Библии и сказанному в ней.

Главная святыня Ветхого Завета — золотой Ковчег со скрижалями Завета, — ради которой был построен Первый Храм Соломона, таинственным образом исчезает и не упоминается при строительстве Второго Иерусалимского Храма. Он не значится ни в числе святых предметов, увезённых из Иерусалима вавилонянами, ни в списках драгоценностей, взятых из Второго Храма Александром Македонским, ни в перечне трофеев римлян при разрушении Иерусалима. Нет упоминания о нём и в книгах святых пророков Ездры и Неемии, под руководством которых восстанавливались город и Храм после возвращения евреев из вавилонского плена.

Таинственно исчезнувший Ковчег искали тамплиеры и нацисты, профессиональные археологи и энтузиасты. Последние время от времени обнаруживают его то в Израиле, то в Эфиопии. Однако эфиопские христиане утверждают, что Ковчег вовсе никуда не исчезал, а израильтяне верят, что он будет найден только во время прихода Мессии, которого они ждут до сих пор. Тем не менее, может оказаться, что разгадка одной из главных исторических тайн человечества лежит на поверхности, если только мы доверяем Библии и сказанному в ней.

Ковчег могущества Божия

Оббитый золотом деревянный Ковчег, крышку которого украшали литые херувимы, обращённые ликами друг к другу, был изготовлен для хранения скрижалей с Десятью заповедями Божиими, которые принёс Моисей с горы Синай, практически там же, у подножия этой горы. Он переносился кочевавшим по пустыне народом как главная святыня. Ковчег был сделан строго по указаниям, которые дал Бог Моисею, как и переносной храм для него.

Он заменил собой «ковчег свидетельства», который вышедший из Египта народ носил с собой как святыню и в котором хранилась манна небесная (Исх. 16:34). Кроме новых скрижалей, в Ковчег Завета поместили первоначальные, разбитые Моисеем (Исх. 32:19), а позже свитки книг Закона, написанных этим пророком. Вторая же книга Паралипоменон свидетельствует, что не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта (2 Пар. 5:10). Рядом с Ковчегом хранились кувшин с манной, расцветший жезл первосвященника Аарона (Чис. 17:2-10) и даже золотые дары филистимлян (1 Цар. гл. 5-6).

Ковчег вместе с израильтянами следовал туда, куда указывал Ангел Господень, принявший вид облачного днём и огненного ночью столпа. Согласно свидетельствам Библии, он обладал сверхъестественной силой. Над его крышкой первосвященники узнавали о будущем. Во время завоевания Земли Обетованной он обращал Иордан вспять и разрушал стены непокорных израильтянам городов (Нав. гл. 4 и 6), а те, кто прикасался к святыне без должного благоговения, заболевали или умирали (1 Цар. гл. 5-6). В Псалтири он называется «ковчегом могущества Божия» (Пс. 131:8). Однажды евреи чуть не потеряли свою святыню: Ковчег был захвачен филистимлянами. Но он сам постоял за себя: в стане врагов начались бедствия, и они в страхе вернули святыню (1 Цар. гл. 5).

Храм, построенный ради Ковчега

В Ветхозаветной Церкви, где запрещалось всякое поклонение материальным предметам, Ковчег Завета был, тем не менее, самой чтимой святыней. Ради него царь Соломон построил первый в Иерусалиме Храм, который вплоть до зарождения христианской Церкви оставался единственным в мире храмом, посвящённым Истинному Богу. Он был построен по проекту языческих храмов, общепринятому в то время. Тем не менее, было главное, что отличало Иерусалимский Храм от языческих культовых зданий соседних Угарита и Финикии: это святая святых.

В противовес сокровищницам, устраиваемым позади языческих храмов, в давире (святая святых) хранился Ковчег Завета с простыми каменными скрижалями. Золото украшало Ковчег сверху и весь храм изнутри, но позолоченные стены храма и Ковчег хранили не его, а простой камень. В Ветхом Завете сказано, что над крышкой Ковчега с заповедями постоянно пребывал Господь Своей благодатью. Лишь раз в год во святая святых заходил первосвященник для того, чтобы помолиться о народе и окропить крышку с изображением херувимов кровью принесённой жертвы.

Святыня в изгнании

В истории Иудейского царства после правления Соломона есть эпизод, когда Ковчег был вынужден покинуть святая святых, а правоверные израильтяне — вернуться в то время, когда его переносили из селения в селение. Это произошло в VII столетии до н. э., годы правления нечестивых царей Манассии (который потом покаялся) и Амона. Израильский народ повально подался в язычество — настолько, что даже свой Храм, посвящённый Единому Богу, сделал идольским капищем. Священники, оставшиеся верными Господу, взяли Ковчег Завета на свои плечи и вынесли из святая святых, устроив для него переносную скинию.

Есть также версия, что вместе с Ковчегом они прибыли в египетский город Элефантина и там построили храм, куда поместили святыню. Иначе откуда тогда в Элефантине иудейский храм, упоминание о котором есть в одном из древних папирусов? Впрочем, вторая книга Паралипоменон опровергает эту версию: в ней сказано о том, что священники переносили Ковчег на своих плечах с места на место. Скорее всего, храм построила переселившаяся в Египет еврейская община безотносительно к Ковчегу.

Прошло много десятилетий, и на престоле Иудеи воцарился совсем юный царь Иосия (ему было восемь лет). Когда он немного подрос, а именно на двенадцатый год своего правления, он обратился к вере в Единого Бога и решил очистить осквернённый Иерусалимский Храм. Во время ремонтных работ в нём нашли какую-то книгу. Это оказался свиток Закона Моисеева. Прочитав её, царь Иосия многое узнал, был очень удивлён и повелел вернуть в Храм Ковчег Завета (2 Пар. 35:3). Сейчас эта книга вошла в Библию и известна как Второзаконие.

Пророчество об исчезновении Ковчега Завета

Последнее упоминание о Ковчеге в канонических книгах Ветхого Завета мы находим среди пророчеств Иеремии. Этот пророк предсказывал падение Иерусалима и вавилонский плен в случае нераскаянности народа, что и произошло впоследствии. В его книге мы читаем:

И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим… (Иер. 3:16).

Как видим, это тоже сбылось.

Святыня до сих пор под Храмом?

Согласно иудейскому преданию, под Храмом Соломона имелось множество потайных тоннелей и подземных комнат, к которым ход вёл из святая святых — чтобы в случае осады города успеть спрятать святыни. В принципе, эта версия вполне логична, и сегодня археологи подтверждают, что внутри Храмовой горы действительно много пустот. Однако дальше они не смогли продвинуться: юридически сейчас эта часть Иерусалима принадлежит совету муфтиев, который подчинен королю Иордании.

Косвенным подтверждением для приверженцев версии стал найденный в Кумране медный свиток, в котором был зашифрован перечень храмовых сокровищ, спрятанных перед нашествием вавилонян. В их числе упоминаются облачение первосвященника и некоторые священные сосуды. Однако упоминания о самом Ковчеге там нет. Из-за недостающей части указаний найти что-либо из перечисленного в свитке пока не удалось.

В версию о Ковчеге под мечетью верят и сами мусульмане. По их преданию, реликвия будет обнаружена лишь тогда, когда заповеди Корана будут исполнять по всему миру. А вот израильтяне не верят мусульманам, и по этой причине ходят народные легенды о том, что последние якобы уже давно нашли Ковчег под Храмовой горой, только скрывают это. Народные слухи подогрела и новость о расширении главной мечети — Купола Скалы — на Храмовой горе. Расширить её решили строительством второй, подземной части.

Раз христиан и иудеев не пускают на Храмовую гору, они решили поискать рядом. В 1982 году израильские археологи, ведя раскопки в Старом Городе, вышли на тоннель, ведущий внутрь Храмовой горы со стороны иудейской части города. Однако премьер-министр Израиля Менахем Бегин лично распорядился замуровать вход в него, чтобы не обострять конфликт с мусульманами.

Протестантская версия: Ковчег под Голгофой

1980-е — вообще время активных раскопок в Иерусалиме. Не отставали от иудеев и христиане различных конфессий, а также светские археологи. Пожалуй, самую фантастическую версию выдвинули адепты одного из протестантских течений — «адвентистов седьмого дня». Настолько фантастическую, что верят в неё даже далеко не все протестанты.

Принадлежавший к течению археолог Рон Уайет якобы откопал Ковчег Завета на основании своих же откровений. В 1980-х годах районе грота Иеремии в Иерусалиме он нашёл четыре отверстия в земле и предположил, что именно в них стояли кресты во время распятия Спасителя, которых, правда, было только три. В общем, его идея в том, что под этой новой Голгофой (не путать с традиционным почитаемым местом распятия) находилась пещера, в которой хранился Ковчег Завета. Там археолога-любителя встретили ангелы (и не один или два, а целых четыре) и объяснили, что съёмка запрещена. Забрали плёнку и потом впускали его время от времени, когда сами желали, а всё остальное время грот был сокрыт стеной.

Эта полуфантастическая версия в протестантских видеороликах обрастает каждый раз новыми подробностями. То на Ковчег стекала с потолка грота настоящая кровь Спасителя, то кровь на нём была лишь засохшей (хотя в более ранних видео археолог так и не смог заглянуть внутрь каменного саркофага из-за того, что крышка его упиралась в потолок пещеры). То Ковчег попытались вынести десять иудейских священников из потомков левитов, но все они погибли (на самом деле института священства в иудаизме уже давно нет). Как бы то ни было, протестантская версия не добавляет к вопросу поиска Ковчега ничего нового: он где-то здесь, и мы верим, что Господь в своё время нам его откроет…

Следы ведут в Эфиопию?

Согласно одному из преданий, мудрый царь Соломон понял, что никакие подземные гроты не смогут надёжно спрятать святыню от врага, если к ним ведут ходы. Поэтому он якобы оставил в Храме копию Ковчега, а оригинал отправил к своей родне в Эфиопию: следуя этому же преданию, царица Савская, приезжавшая из этих краёв послушать мудрого Соломона (3 Цар. 10:1-11) и поучаствовавшая в строительстве Храма своими сокровищами, влюбилась в царя и стала его женой (как известно, у Соломона было семьсот жён и триста наложниц (3 Цар. 11:3), так что тут не докажешь). От их брака родился сын Менелик, который впоследствии стал царём Эфиопии.

Ковчег либо его копия действительно посещал Эфиопию. До сих пор копии некоего украшенного ящика — большие и маленькие, выполненные из разных материалов, — внешне совсем не похожие на описанный в Библии Ковчег, но наводящие на мысль о сундуке, в который он мог быть помещён, хранятся в православных храмах Эфиопии в память об этом предании. Подтверждение, что предание — чисто эфиопское, — сама идея, заключаемая в нём: мол, у нас, эфиопов, настоящее, а у вас, евреев, подделка.

Кстати, в Эфиопии это предание не единственное. Если первый вариант говорит, что Ковчег был помещён в храм при царском дворце в столице Аксуме, то второй — что он, якобы, спрятан на острове посреди озера Тана. Учёные копнули и там, и там. В Аксуме в ту эпоху как раз получил развитие культ бога-звезды Сириуса, даже дворец царицы Савской был разобран и переориентирован в соответствии с орбитой этой звезды. Этот культ держался вплоть до VII столетия до н. э.. Вряд ли царь Соломон захотел бы отдавать святыню язычникам, хоть и сам не единожды уклонялся в идолопоклонство. А живущие на острове Тана Киркос христианские монахи покажут лишь камни, на которых он некогда стоял… Так что следы обрываются.

Тем не менее, приверженцев теории, что Ковчег в Эфиопии есть, много не только среди самих эфиопов, которым она выгодна, и поклонников творчества Грэма Хенкока. Эфиопы в эту версию верят свято и ревностно охраняют то, что считают Ковчегом Завета. Доступ к реликвии имеет только один монах, которому не дозволено покидать территорию церкви и общаться с посторонними людьми.

Ковчег и нацисты

Известно, что поиском христианских реликвий занимались нацисты. Для этого в Третьем Рейхе даже было создано специальное общество «Аненербе». Обладание христианскими (и не только) реликвиями было важным пунктом в фашистской идеологии. Стараясь возродить язычество в его германской форме, нацисты верили, что эти предметы своей «магической силой» помогут им установить власть над всем миром. Как обычно бывает, «возрождение язычества» сводилось ко вновь придуманным ритуалам и идеологической мешанине из разных религий. К счастью, в руки нацистов Ковчег Завета так и не попал.

Эпопее с поиском ими реликвии посвящён легендарный фильм Стивена Спилберга о приключениях Индиана Джонса. За яркими спецэффектами, шокирующими трюками актёров и быстро развивающимся сюжетом режиссёр попытался донести до нас мысль о том, что человечеству неполезны такие находки. Люди не умеют разговаривать с Богом и не знают, что им делать, лицом к лицу представ перед святыней. Для большинства из них такое общение послужит только во вред и даже может навлечь кару Божию.

Автор фильма провёл и другую мысль, предположив, что было бы, если бы Ковчег Завета действительно был найден. Люди быстро привыкли бы к святыне и не обращали бы на неё никакого внимания, а сама бы она хранилась где-нибудь в спецхранилищах, в пыльном ящике с инвентарным номером, среди тысяч точно таких же. Что ж, возможно, он недалёк от истины. Тем же, кто всё-таки хочет продолжить поиски дальше, предлагаем ещё раз вернуться к книгам Ветхого Завета.

Неканонические книги Библии о тайне исчезновения Ковчега

Любители детективных загадок и расследований знают, что след нужно вести от того, кто последним упоминал или видел искомый предмет. В нашем случае это всё тот же пророк Иеремия. Просто ли он предсказал об исчезновении Ковчега или знал об этом нечто большее? Ответ мы находим в неканонических книгах Священного Писания Ветхого Завета, а именно, во второй книге Маккавейской.

Тут впору процитировать подробный рассказ о переселении иудеев в Вавилон, найденный автором этой библейской книги в не сохранившемся до наших дней свитке — «записях пророка Иеремии»:

1 В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано

2 и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их.

3 Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего.

4 Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.

5 Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход.

6 Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его.

7 Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа.

8 И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место (2 Мак. 2 гл.).

Упоминаемая в начале история с огнём подробно приводится в первой главе этой книги. Там рассказывается о том, что уводимые в плен иудеи взяли с собой священный огонь с жертвенника при Храме, но по пути вынуждены были его спрятать. Они опустили сосуд с горящим огнём в пустой колодец. По прошествии многих лет возвращающиеся из вавилонского плена заглянули туда, и оказалось, что в колодце была какая-то густая вода. Пророк Неемия велел вылить её на камни сооружённого жертвенника, и на жарком солнце вещество вспыхнуло. Знал ли пророк об этом фокусе с нефтью или для него самого это стало неожиданностью — можно лишь гадать. Во всяком случае, евреи прозвали это место Нефтай…

Эта история с огнём очень показательна: евреи действительно успели взять что-то из храма до того, как вавилоняне ворвались в город. Однако они не успели спрятать взятое и пытались делать это по пути в Вавилон, куда их вели под стражей…

Если посмотреть по карте, то гора Нево, с которой пророк Моисей обозревал Землю Обетованную и на которой почил, тоже находится на пути из Иерусалима в Вавилон. Пророк Иеремия поднялся на эту гору и оставил Ковчег в одном из её гротов втайне от всех, завалив вход камнями. Он взял с собой лишь несколько самых близких учеников, которые, вернувшись, чтобы хорошенько запомнить место, уже не могли его отличить от других груд камней на этой горе.

Даже пророк Ездра, впоследствии выведший израильтян из вавилонского плена и возглавивший строительство Второго Храма, был абсолютно уверен, что Ковчег Завета похищен вавилонянами (2 Езд. 1:54; 3 Езд. 10:22). Именно по этой причине никто в его время не обратился к поиску святыни или же к раскопкам на Храмовой горе, хотя энтузиазм у вернувшихся из плена был такой, что городскую стену Иерусалима они отстроили за 52 дня. При желании могли бы перерыть камни и заглянуть — что же там, под Храмовой горой.

Была ли известна вернувшимся иудеям вторая книга Маккавейская? Нет, она была написана позже и дошла до нас только на древнегреческом языке. Это послужило тому, что её даже долгое время не хотели включать в канон. Неканонические, написанные не на древнем иврите, книги не вошли в канон Священного Писания у иудеев. Позднее их не приняли и протестанты, которые вслед за иудеями соблюдают субботу и чтут другие обычаи. Это стало причиной того, что западный научный мир напрочь забыл о Маккавейских книгах или же не принимает их во внимание.

Сегодня гора Нево находится на территории соседней с Израилем страны — Иордании. Это также затрудняет какие-либо раскопки на ней. В последний раз они велись в 1933 году. В результате были обнаружены руины византийской базилики, построенной на верху горы в память о пророке Моисее. Эти же археологи попытались отыскать и Ковчег, но безуспешно. Сейчас на горе расположен францисканский монастырь.

В любом случае, несмотря на все усилия археологов, Ковчег Завета будет сокрыт до времени, которое определит Сам Господь.

Мария Цырлина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *