Краткая история православной церкви

История Средних веков. 6 класс.
Урок 3. «Христианская церковь в раннее Средневековье».

Этап проверки домашнего задания

Первый вариант 1-ого и 3-его рядов пишут тест. Остальные работают устно.

  1. Великое переселение народов – это … ? Какие государства были образованы варварами? Где? (Великое переселение народов – это условное название перемещений племен с востока на запад и вторжения варварских племен на территорию Римской империи во II-VII вв; королевства остготов (Италия), вестготов (Испания), вандалов (Северная Африка), франков (Галлия), англов и саксов (Британия))
  2. Какие перемены произошли у франков в их обществе и управлении после завоевания Галлии? (Хлодвиг – главный правитель, принимающий решения самостоятельно, военные смотры раз в год, дружина – постоянная военная сила, назначение графов, издание Салической правды, раздача земель в награду за службу)
  3. Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла? К каким изменениям она привела? (Введение конного войска и жалование конным воинам участков земли с живущими на них зависимыми крестьянами; социальное неравенство)
  4. Почему во Франкском государстве к власти пришла новая династия? (Наследники Хлодвига постоянно конфликтовали, были безвольными, неспособными к решению государственных дел, а знать была более предприимчивая)

Этап актуализации знаний.

Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? (В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов. Важнейшими событиями христианства в IV веке стали созванный римским императором Константином Великим Первый Никейский собор (325), установивший основные догматы христианской веры, и Фессалоникийский эдикт (380), утвердивший никейское христианство в качестве государственной религии Римской империи)

Этап изучения нового материала.

Хлодвиг и христианская церковь

Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви. Почему Хлодвиг принимает такое решение? Был ли их союз взаимно выгоден? Почему?

Союз Хлодвига и христианской церкви выгоден

для короля франков

для церкви

  1. Вера в единого Бога сплачивала людей
  2. Церковь могла направить людей на борьбу с врагами
  3. Церковь могла примирить людей с новыми податями (налогами)
  4. Церковь укрепляла авторитет правителей, так как уверяла, что власть короля угодна Богу
  5. Руководители церкви, как грамотные люди, помогали королям составлять указы и послания
  1. Короли охраняли богатства и привилегии церкви
  2. Короли щедро дарили церкви земли и ценные вещи
  3. Руководители церкви стали ближайшими советниками короля

Проблемное задание: Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твое крещение – наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, был ли прав служитель церкви?

Таким образом, к концу Средневековья христианская церковь стала могущественной и разветвленной организацией, оказывавшей существенное влияние на жизнь человека в Средние века. В связи с усилением роли христианской церкви все население можно было поделить на мирян – людей верующих, но не порывающих с житейскими делами, и духовенство – особый слой населения, которое руководило духовной жизнью людей. Духовенство делилось на белое и черное.

Церковная организация

Церковь имела строгую иерархию.
Церковные служащие разрабатывали важнейшие положения вероучения – догматы, проводили собрания высшего духовенства христианской церкви для решения важнейших вопросов – церковный собор.
Церковь собирала со всех верующих в свою пользу особый налог – церковную десятину.

Папа являлся главой всей церкви.
Архиепископы и епископы управляли церковными делами в областях.
Аббаты были руководителями монастырей.
Священники вели богослужение в храмах и произносили проповеди.
Монахи посвящали всю свою жизнь служению Богу.
Дьяконы были помощниками священника.

Папа римский (являлся главой всей церкви)

Архиепископы и епископы (управляли церковными делами в областях)

Белое духовенство

Черное духовенство

Священники (вели богослужение в храмах и произносили проповеди)

Аббаты (были руководителями монастырей)

Дьяконы (были помощниками священника)

Монахи (посвящали всю свою жизнь служению Богу, переписывали книги)

Миряне (верующие люди)

Христианская церковь и культура

Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями. В монастырях создавались специальные мастерские по переписке рукописей – скриптории. В Средние века книга приобрела современный вид сложенных и переплетенных страниц пергамена. Над одной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком, другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки – инициалы, вписывая в них целые живописные сцены – миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. Книг было мало, а цена их была велика.

Также при монастырях, храмах и соборах стали открываться соборные школы. В них не было деления на классы по возрастам, обучение шло на латинском языке. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

«Семь свободных искусств»

Тривиум

Квадривиум

Грамматика
(умение читать и писать на латыни)

Арифметика

Риторика
(красноречие)

Геометрия

Диалектика
(умение рассуждать)

Астрономия

Музыка

БОГОСЛОВИЕ – «царица наук»

Этап подведения итогов.

  1. Расскажите, почему Хлодвиг решил принять христианство?
  2. Почему церковь с одобрением отнеслась к принятому Хлодвигом решению?
  3. Чем отличалось белое духовенство от черного?
  4. Были ли монастыри, храмы и соборы центрами культуры?

Этап рефлексии.

Почему церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?

Домашнее задание.

Прочитать п. 1, устно ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (1,2,4,5), выучить записи в тетради.

Введение в историю Христианской Православной Церкви

1. Церковь и ее назначение

2. Предмет церковной истории

3. Разделение церковной истории

Часть первая. От сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной Глава первая. Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви 1. Сошествие Святого Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме 2. Распространение Церкви между иудеями в Иерусалиме 3. Распространение Церкви в Иудее и Самарии. Обращение Савла 4. Распространение Церкви между язычниками в Кесарии и Антиохии 5. Первое благовестническое путешествие Апостола Павла 6. Апостольский Собор в Иерусалиме 7. Второе и третье благовестническое путешествие Апостола Павла 8. Благовестнические труды прочих Апостолов 9. Распространение христианства во II и III веках 10. Гонение на христиан от иудеев 11. Падение иудеев 12. Важнейшие гонения на христиан от язычников в течение первых трех веков 13. Обращение Константина Великого и действия его на пользу Церкви 14. Гонение от Юлиана и падение язычества 15. Распространение христианства в IV-IX веках Глава вторая. Церковное учение 16. Священное Писание 17. Мужи Апостольские 18. Отцы и учители Церкви Восточной и Западной 19. Краткая история Вселенских Соборов История Первого Вселенского Собора История Второго Вселенского Собора История Третьего Вселенского Собора История Четвертого Вселенского Собора История Пятого Вселенского Собора История Шестого Вселенского Собора История Седьмого Вселенского Собора Глава третья. Устройство церковного управления 20. Происхождение церковной иерархии Глава третья. Устройство церковного управления 21. Происхождение власти митрополитов. Отношение их к епископам Глава третья. Устройство церковного управления 22. Патриархи Глава третья. Устройство церковного управления 23. Вселенские и Поместные Соборы Глава третья. Устройство церковного управления 24. Происхождение римского главенства на Западе Глава третья. Устройство церковного управления 25. Отпадение Церкви Западной от союза с Восточной; попытки их к воссоединению Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 26. Братская любовь и строгая жизнь первых христиан Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 27. Нравственное влияние Церкви на общество со времен Константина Великого; борьба ее с нечестивым духом времени; святитель Иоанн Златоуст Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 28. Монашеская жизнь на Востоке Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 29. Монашеская жизнь на Западе Глава четвертая. Жизнь первых христиан и богослужение 30. Место и время христианского Богослужения. Таинства Часть вторая. История Русской Церкви Глава первая. Начало и утверждение христианства между славянскими народами и в России 31. Распространение христианства между славянскими народами святыми Кириллом и Мефодием 32. Начало христианской веры в России и утверждение ее при святом князе Владимире 33. Просвещение Перми святым Стефаном 34. Просвещение христианством Казани и Астрахани 35. Просвещение христианством Сибири Глава вторая. Церковное управление 36. Устройство русской иерархии; значение митрополита в Русской Церкви; отношение его к Константинопольскому патриарху, к прочим епископам и удельным князьям. Замечательнейшие из русских митрополитов Глава вторая. Церковное управление 37. Отношение татар-язычников и татар-магометан к Святой Церкви. Святые мученики в Орде Глава вторая. Церковное управление 38. Правление митрополитов: святых Кирилла II, Петра и Алексия; перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир и потом в Москву Глава вторая. Церковное управление 39. Разделение Русской митрополии; правление митрополита – святого Киприана Глава вторая. Церковное управление 40. Отношение митрополитов южного и северного к Константинопольскому патриарху Глава вторая. Церковное управление 41. Состояние северной и южной митрополий по свержении татарского ига Глава вторая. Церковное управление 42. Противодействие папизму. Низложение Исидора. Святой Иона, митрополит Московский Глава вторая. Церковное управление 43. Святитель Филипп II Глава вторая. Церковное управление 44. Учреждение в России патриаршества. Патриаршество Иова и Гермогена. Заслуги Троицкой Лавры во времена самозванцев Глава вторая. Церковное управление 45. Патриаршество Филарета Глава вторая. Церковное управление 46. Патриаршество Никона: его труды в исправлении Богослужебных книг и обрядов. Суд над патриархом Никоном Глава вторая. Церковное управление 47. Стефан Яворский и учреждение Святейшего Синода Глава третья. Учение Церкви 48. Состояние духовного просвещения Русской Церкви до монголов и при монголах; раскол стригольников и ересь жидовствующих. Заслуги преподобного Иосифа для Церкви Глава третья. Учение Церкви 49. Братское училище в Чудовом монастыре; типографское училище; умножение школ, семинарий и академий; плоды духовного просвещения Глава третья. Учение Церкви 50. Борьба с реформацией. Квакеры-духоборцы. Молокане и скопцы. Борьба с вольномыслием в XVIII веке Глава третья. Учение Церкви 51. Знаменитейшие учители Церкви – святитель Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский и Платон, митрополит Московский Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь 52. Чин Богослужения и Богослужебные книги; потребность исправления их; Соборы с сей целью при Иоанне Грозном; труды Никона в исправлении Богослужебных книг и обрядов Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь 53. История раскола История секты беспоповщинской Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь История секты поповщинской Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь Меры правительства и Церкви против раскола Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь 54. Христианская жизнь Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь 55. Иноческая жизнь Глава пятая. Состояние Православной Церкви в Западной Руси 56. Покушение Западной Церкви подчинить себе Церковь Российскую. Введение унии. Страдания православных при Сигизмунде III Глава пятая. Состояние Православной Церкви в Западной Руси 57. Подвиги митрополита Петра Могилы на пользу Православия. Бедствия Малороссии и Белоруссии. Конец унии Взгляд на состояние учения Западной Церкви после отпадения ее от Восточной 58. Учение папистов Взгляд на состояние учения Западной Церкви после отпадения ее от Восточной 59. Учение протестантов, реформаторов, социниан и квакеров Хронологическая таблица к истории Христианской Церкви

Введение в историю Христианской Православной Церкви
1. Церковь и ее назначение

Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Своим назначением она имеет:

сохранять и распространять между людьми дарованное ей Божественное Откровение;

сохранять и употреблять к освящению своих членов установленные таинства и другие священнодействия;

сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им для руководства верующих к животу вечному.

2. Предмет церковной истории

История Христианской Церкви имеет своим предметом изобразить судьбу и потом деятельность Церкви по отношению к главной цели ее назначения – освящению и спасению человеческого рода. Изображая судьбу Церкви как общества, история должна показать, как это общество основалось, утвердилось и с тех пор существует доныне. При изображении же деятельности Церкви относительно главной цели ее назначения, история всегда должна иметь в виду:

как Церковь в различные времена и при различных обстоятельствах сохраняла полученное ей от Иисуса Христа и Апостолов учение веры и уясняла его в сознании своих чад;

как она сохраняла и употребляла во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействия;

как она сохраняла и пользовалась своим священноначалием для возведения своих членов к высшему нравственному совершенству.

3. Разделение церковной истории

В истории церковной различают большей частью три главных периода:

Во-первых, период основания и, по преимуществу, внешнего распространения Христовой Церкви, начиная от сошествия Святого Духа на Апостолов до победы христианства над язычеством в Римской империи при Константине Великом (34–323).

Во-вторых, период по преимуществу внутреннего устроения и утверждения Церкви Христовой и отпадение Западной Церкви от союза с Восточной (323–863).

В-третьих, период постоянного сохранения и защищения всего древнего благоустройства Церкви Вселенской Церковью Православной, Восточной и – постепенного искажения этого благоустройства Церковью Западной доныне.

Мы же для краткости разделим историю Церкви на две части, из коих в первой будет изложена общая церковная история: от сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной; а во второй – история Русской Церкви от начала христианства между племенами славянскими до учреждения Святейшего Синода (863–1721).

Христианство – еще одна мировая религия, которая занимает свое почетное место среди других религий мира, таких как буддизм и ислам. Само же христианство возникло в Римской империи в I веке нашей эры. Христианство имело хорошую основу, оно формировалось под влиянием трудных исторических условиях. На протяжении долгого времени менялись люди, создавалось что-то новое, но суть оставалась той же – вера в Бога и Иисуса Христа. Проповедники все больше несли свои учения в народ, возникали новые христианские центры. Люди все больше стали задумываться о бессмертии своей души. Состоятельные слои населения все больше обращают внимание на вероучения христианства. Да и само христианство становится терпимее ко многим изяществам богатства. Власти так же по-разному воспринимали новую образовавшуюся религию. Одни правители поддерживали представителей христианства, другие же, устраивали на них гонения.

Христианство заимствовало многие обряды. Люди все больше обращались к обряду крещения и молитвы. В крупных городах, таких как Иерусалим, Рим и Александрия начинают формироваться христианские центры. Уже в IV веке христианство закрепилось во многих провинциях Римской империи. Хотя все же, в самой церкви, между ее проповедниками были разлады. Возникли многие разные направления, которые стали трактовать новую религию по-разному. Представители церкви решили постепенно приучить народ к христианству. Многие старые языческие обряды и верования стали наполняться исключительно христианским содержанием. Служители христианства вели достаточно сильную проповедническую деятельность. Во главе всего стоял Бог, который прислал к людям своего сына Иисуса Христа. Именно он должен был показать всем настоящую истину. Пришествие Христа описали в книге Евангелие. Считается, что всего должно быть два пришествия Христа, первое уже было, теперь ожидается второе. Иисус Христос был человеком, наделенным способностями. Он показывал людям чудеса и исцелял от болезней. Многие стали его последователями и сопровождали его, поддерживая во всех начинаниях. До сих пор неизвестно, кто же был Иисус, простой проповедник, или же действительно Божий сын. Но именно так формировалась новое учение, новая вера. Люди радостно встречали Христа у ворот своего города, к нему обращались за советом и поддержкой. Книги Евангелие хорошо описывают жизнь Христа, его рождение и смерть, а самое главное, за что он отдал жизнь.

Уже в этот период времени был установлен канон, что Бог следит за всем происходящим с неба, он заботиться он помогает всем и каждому, даже независимо от верований человека. Христианство прошло долгий путь становления. Сейчас идет время современного христианства. Служители церкви и просто верующие люди верят в ангелов и бесов, по возможности обращаются к Богу с проблемами, и верят в то, что он их слышит. Люди все больше обращают внимание на состояние своей души, и ее жизни в загробном мире. Если человек прожил достойную жизнь, не делал зла и соблюдал христианские законы – его душа попадет в рай. Если человек вел аморальную жизнь – единственное место для его души, это в аду, среди вечных мучений. Последователи христианства до сих пор верят в то, что когда Христос во второй раз придет на Землю светлые души воссоединяться со своими телами, и начнется вечная земная жизнь. Современные служители христианства верят в то, что рай и ад недосягаем человеку, он находится в сверхъестественном пространстве. Но если он не виден, это не значит, что его нет. Каждая религия верит в то, что было написано для ее поддерживания и процветания. Людям на протяжении многих тысячелетий надо было во что-то верить, и это право каждого из нас.

Доклад Христианство сообщение

Христианство по историческим данным возникло очень давно примерно в первом веке до нашей эры. Предположительно основана была в Риме. Эта вера несла в себе обращение ко всем нуждающимся оскорбленным, которые хотели найти справедливость.
В основе ее лежало надежда на лучшее избавление от всего плохого, что было на Земле.

Поклонялись Божественному существу – Богу. За все людские грехи понес наказание сын божий Иисус Христос., что в переводе означает Спаситель грешных душ. С этим именем связано христианское пророчество, что придет на землю сын божий в плоти человека и освободит весь народ от зла и страданий. И наступит на земля праведная жизнь и придет Божье царство. Христиане верили, что с приходом Бога на грешную Землю будет страшный суд, для всех живых и мертвых людей, и только он будет решать и судить людей. Многие из которых попадут в ад за свои содеянные дела, а люди которые несут свет и доброту будут вознаграждены и отправлены в рай.

Главные характеристики христианской идеи заключаются в следующем:

  • Вера. Бог один. Он создал всю Вселенную
  • Вера в жертву искупления, которую совершил сын Божий Иисус Христос. Он был одновременно и Богом и человеком.
  • Вера в таинственную силу Бога
  • Вера в жизнь после смерти
  • Вера в ангелов и злых духов – бесов.
  • Вера в Сатану покровителя злых духов.

Главной и священной книгой всех верующих христиан является Библия, она состоит из двух частей:

  • Первая часть Ветхий Завет
  • Новый Завет( 4 Евангелия, в котором описывается деяния сына Божьего)

В Библии описывается вероучение человечества, о том, как Бог искал человека. Главной особенностью верования христиан являются церкви.

Различаются несколько основных веток Христианства:

  • Католицизм
  • Православие , в него входит 15 православных церквей и несколько автономных

Протестантство, оно делится на несколько течений:

  • Лютеранство
  • Кальвинизм
  • Англиканство
  • Сектантство- это баптисты, методисты, адвентисты и многие другие

3, 4 класс

Христианство

Популярные темы сообщений

  • Коралловые полипы

    Коралловые полипы – класс кишечнополостных беспозвоночных морских животных, ведущих прикрепленный образ жизни. В их жизни нет стадии превращения в медузу. На сегодняшний день, ученым известно больше 6 тысяч видов.

  • Атлантический океан

    Атлантический океан – значимый мировой водный объект, уступающий своей площадью и глубиной только Тихому океану. Его воды буквально отделяют Западное полушарие от Восточного, а именно материки: Америки от Евразии и Африки.

  • История Воронежа

    Впервые название Воронож встречается в летописях при описании событий 1177 года. Потерпев поражение, рязанский князь Ярополк бежал в местечко с таким названием. Но общепризнанным годом основания Воронежа считается 1571 год.

В конце I в. до н.э. – начале I в. н.э. древнее Иудейское царство на Ближнем Востоке переживало эпоху своего окончательного заката. В 63 г. до н.э. его завоевал римский полководец Помпей, и впоследствии оно превратилось в провинцию Римской империи. Власть иудейского царя стала почти номинальной, все сколько-либо важные дела решал римский наместник – прокуратор. Знать и жрецы единого бога Яхве, культ которого лежал в основе еврейской культуры, прельстившись покровительством могущественной римской державы, образовали партию саддукеев, говоря современным языком, коллаборационистскую, активно проводили в своих владениях римскую политику. В частности, саддукеи поощряли оставление некоторых религиозных устоев, расходившихся с их нравами. Их противниками выступали фарисеи – сторонники строгого иудейского благочестия, однако при формальном осуждении римской политики постоянно заключавшие с римлянами выгодные договора. От римской диктатуры и поборов, притеснений жрецов и знати, их противостояния с фарисеями страдал прежде всего простой народ. Скотоводы и земледельцы платили тяжелые подати римскому императору, своему царю и храмам. Выступления населения жестоко подавлялись знатью с помощью римских войск. В этот период среди простых верующих стали распространяться слухи, что бог Яхве согласно своему обещанию в иудейском писании скоро пришлет им на помощь вождя-избавителя – мессию, который избавит народ от римского гнета и установит царство справедливости. И в начале I в. н.э. в Иудее, действительно, появился человек, который называл себя Мессией (по-гречески Христос), и у которого нашлось много сторонников, заслушивавшихся его проповедями, следовавших за ним из города в город и вместе с ним передававших людям новые повеления бога Яхве. Звали этого человека Йешýа, в греческом варианте – Иисус.

В сложившейся к нашему времени христианской традиции считается, что Иисус родился в городе Вифлеем в I в. н.э., и, собственно, исторические периоды до нашей эры и нашей эры разделены именно каноническим годом рождения Иисуса. Некоторые историки, признающие реальное существование Иисуса, полагают, что он родился несколькими годами позже, сопоставляя библейские данные о его рождении с рядом научно подтвержденных исторических событий. Часть современных историков полагает, что Иисус – мифический персонаж, выдуманный первыми проповедниками Христианства для обоснования истинности божественных законов, которым они учили. Однако эта точка зрения скорее отражает распространившиеся в XXв. идеи научного атеизма. Обилие исторических источников, среди которых есть и нехристианские, свидетельствующих о появлении в указанное время в Иудее новоявленного пророка, неожиданное появление большого количества уверовавших в Христа людей в разных провинциях обширной Римской империи позволяет утверждать, что данный проповедник реально существовал и имел очень большой авторитет среди простых жителей ближневосточного римского владения.

Современная панорама Вифлеема (Байт-Лахм). Западный берег реки Иордан (Палестинская автономия)

Иисус называл себя человеком, посланным Богом для того чтобы указать угнетенным иудеям путь к спасению и счастью, и говорил, что его слова – это суть слова самого Бога. В своих проповедях он призывал людей полностью вернуться к соблюдению иудейского закона, ниспосланного Богом, при этом особо подчеркивал, что соблюдение должно касаться не только выполнения обрядов и правовых норм, но и предписанных Богом нравственных принципов. Таким образом, он обличал распространившиеся к тому времени в иудейском обществе пороки: роскошь и развращенность знати, лицемерие и погоню за влиянием фарисеев, пренебрежение жрецами собственным благочестием. Только после отказа от этих пороков, полного возвращения к иудейскому закону и следованию древним писаниям абсолютно во всем, будь то бытовой обычай или личное благонравие, можно было рассчитывать на милость Бога и избавление от бед. Также Иисус напоминал, что жизнь на этом свете преходяща, а истинная жизнь – это жизнь в загробном мире, которая вечная, и в которой человек получает то, что заслужил в жизни земной: богатства рая или огонь геенны. Элита иудейского общества восприняла учение Иисуса враждебно, поскольку он обличением ее пороков подрывал ее авторитет. Отвергали Иисуса и многие простые иудеи, потому что он не призывал к немедленному свержению власти римлян, а говорил, что прежде надо достичь должного уровня благочестия. В то же время, у него нашлось много сторонников, образовавших сначала особое течение в иудейской религии. По их сведениям, Иисус во время своих проповедей совершал небывалые чудеса, в частности, одним своим прикосновением исцелял тяжело и неизлечимо больных людей, и однажды после молитв, которые он вознес Богу, даже ожил умерший человек. Когда учение Иисуса широко распространилось по Иудее, знать и фарисеи решили его убить. По одним источникам (современной церковью признаваемых каноническими), фарисеи схватили Иисуса и передали римским властям, которые распяли его на кресте. Но спустя несколько дней Иисус воскрес из мертвых и, обратившись к своим ученикам с прощальной проповедью, вознесся на небо к Богу. По другим источникам (современная церковь считает их недостоверными), врагам не удалось схватить Иисуса, хотя они, действительно, хотели его распять, и он вознесся к Богу без смерти и воскресения.

Изображение креста, на котором, согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос, – с IV в. н.э. основной культовый символ у подавляющего большинства христианских течений

Последователи и ученики Иисуса – апостолы, вскоре были подвергнуты преследованиям ортодоксальными иудеями и были вынуждены покинуть Иерусалим. В разных областях Иудейского царства они проповедовали учение Христа. К проповеди среди населения присоединялись и последователи самих апостолов, лично с Иисусом не общавшиеся. К таким относился ставший самым известным проповедником новой религии апостол Павел (Савл), родившийся в еврейской диаспоре города Тарс в Малой Азии и, вероятно, в детстве еще попавший в Иудею. В юности он сам был участником ортодоксально-иудейских гонений на христиан, но затем сам уверовал в Христа и признал его учение. Согласно книге Деяний Святых Апостолов, написанной первыми христианскими проповедниками, около 34 г. н.э. он направился в Дамаск (Сирия), чтобы по указанию саддукейского первосвященника привести оттуда в Иерусалим христиан для наказания. По пути он внезапно услышал голос Иисуса, упрекнувший его в гонениях, после чего ослеп на три дня. В Дамаске от слепоты его исцелил христианин Анания. Потрясенный произошедшим, Павел уверовал в Иисуса и его учение, прошел обряд крещения – посвящения в христианскую веру через омовение или окропление водой. Павел не входил в число двенадцати евангельских апостолов, учившихся непосредственно от Иисуса, однако полученное, вероятно, в родном Тарсе воспитание сделало его хорошим знатоком греко-римских культуры и обычаев, позволяло легко находить общий язык с населением других провинций Римской империи, помимо Иудеи. Первоначально христиане Иерусалима не захотели принимать его в свои ряды, так как он внушал им сомнения, однако авторитетный проповедник Иосиф Варнава родом с острова Кипр заступился за него. Впоследствии Павел совершил ряд путешествий сначала по восточным провинциям Римской империи, а затем по этническим землям греков, проповедуя учение Христа. На Апостольском соборе (собрании) 51 г. в Иерусалиме Павел и Варнава выступили против сохранения в религии иудейских норм быта и права, так как это отталкивало от Христианства язычников и не способствовало успеху проповеди. Тогда произошел первый серьезный раскол в рядах христиан: часть, в том числе известный сподвижник самого Иисуса апостол Петр, поддержала Павла, другая же часть выступила за нерушимость установленного в Священном Писании иудейского закона.

В 66 г. вспыхнула война за независимость Иудеи (Иудейская война), продолжавшаяся до 70 г. и закончившаяся полным уничтожением римскими войсками древнего иудейского государства. Примерно в это же время в Риме был обезглавлен апостол Павел, поскольку римляне не терпели попыток отвратить своих соплеменников от традиционной языческой религии. Христиане, следовавшие концепции о непротивлении любой власти, отказались принимать участие в войне и покинули Иерусалим до того как римляне сравняли город с землей. После этого наступает окончательное размежевание христианской и иудейской религий. Как и многие евреи, христиане после разорения римлянами родной земли покинули Палестину и расселились по разным римским провинциям, появились и в самой Италии. На новых местах своего проживания они продолжали призывать в свою религию коренное население. В этом тоже заключался один из принципов различия между Христианством и Иудаизмом: если иудеи полагали, что евреи – избранный Богом народ, и считали, что привлечение в Иудаизм людей другой национальности нежелательно, то христиане видели во всех людях, независимо от национальной принадлежности, «детей Божьих», считали, что Иисус пришел ко всему человечеству, и его учение следует доносить до всех. Все христиане, независимо от национальности, происхождения, имущественного положения считались равными в религии – «братьями во Христе». Учение, основанное на проповедях апостола Павла, быстро вытеснило другие первые христианские толкования, поскольку было наиболее понятно и приемлемо для людей, выросших в греко-римских традициях. Апостолы, владевшие греческим языком и письменностью, составили ряд трудов по жизнеописанию и истории пророческой деятельности Иисуса (евангелия), миссионерской деятельности христиан в первые годы после вознесения Иисуса к Богу, а апостол Павел в своих письменно зафиксированных обращениях к разным христианским общинам закрепил свод бытовых и нравственных правил, которым должен был следовать христианин. Письменные труды апостолов – первых христианских проповедников, вместе с текстами иудейских священных писаний были собраны в единую книгу – Библию (от греческого «вивлос – книга»), составив ее так называемый Новый Завет (в противоположность Ветхому Завету – иудейской части Библии).

Старый экземпляр Библии на греческом языке

Как уже говорилось, власти Римской империи не терпели попыток отвратить господствующую часть ее населения – римлян и греков, от традиционной языческой религии. В благоволении античных богов греко-римский мир видел залог своего благополучия и могущества, поэтому три столетия христиане подвергались порой поражающим воображение своей жестокостью преследованиям. Во время постоянно вспыхивавших гонений их массами бросали в тюрьмы, изощренным образом казнили, отдавали на растерзание диким зверям для публичной потехи, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков. Однако большинство христиан предпочитало сносить все пытки и умирать, не отрекаясь от единого Бога, в которого они уверовали, и Иисуса, так как единственной целью их жизни было войти в Царство Божие в грядущей вечности. Они были также убеждены, что незадолго до начала Судного Дня – времени, когда Бог завершит нынешнее бытие и отправит всех людей по их заслугам в земной жизни навечно в рай или ад, Иисус согласно своему обещанию вернется к людям и установит на земле царство справедливости, которого ждали еще иудеи. Стойкость христиан вынуждала имперские власти время от времени ослаблять притеснения, но затем преследования вспыхивали вновь. Тем не менее, вера в единого Бога и Иисуса Мессию продолжала распространяться среди все больших масс населения. Этому способствовала и христианская нравственность: христиане доброжелательно относились к окружающим, помогали старым, больным и обездоленным людям, жили только своим трудом.

Религиозное предписание братства верующих и притеснения со стороны властей побуждали христиан к прочному единению. В христианской общине царили взаимная любовь и взаимопомощь. Возглавлял общину христиан духовный лидер – епископ (по-гречески «блюститель, начальник»). Территория, на которой проживала община, называлась епархией. Она включала в себя город и села в его окрестностях. Епископы считались преемниками апостолов. Первоначально община сама избирала своего епископа из наиболее просвещенных в учении Христа и добродетельных людей. В больших общинах, где епископу трудно было справиться с управлением самому, он назначал себе помощников, которые все вместе составляли клир. Так формировались зачатки христианского духовенства, церкви как организации. Епископов и их помощников христиане почитали как своих духовных отцов, называя их по-гречески «паппас».

I – II вв. н.э. – это время так называемых апостольских мужей – учеников самих апостолов, доносивших учение Христа до широких масс античного населения. Помимо споров с языческими жрецами, они спорили и с многочисленными проповедниками так называемых гностических учений – религиозно-философских концепций, объединявших в себе элементы разных религий. В то время кроме, действительно, христианских учителей появились лжепроповедники, выдававшие себя за христиан, но наряду с учением Иисуса преподносившие народу и заимствования из языческих верований, и не имеющую отношения к словам Христа или апостолов греческую философию.

Среди самих христиан тоже не было полного единства в вопросах вероубеждения. Кто-то из апостольских мужей знал одну часть учения апостолов, кто-то – другую. Первоначально хранители христианского знания не могли точно определиться, кем был по своей сущности Иисус: человеком божественного происхождения, самим Богом, принявшим образ человека, или же занимал среднее положение между Богом и человеком. В одной части Евангелия он отрицает свою божественность, в другой же говорит, что является с Богом суть одним и тем же. В конце концов проповедники раннего Христианства выработали представление о Святой Троице – троичности Бога. Согласно этой концепции, Бог является единым, но состоит из трех лиц: Бога Отца, породившего Иисуса, который является Богом Сыном, и Бога Духа Святого – начала всех начал. В то же время все три лица Бога являются суть одним и тем же – Единым Богом. Часть первых христиан категорически отвергла эту концепцию, считая ее совершенным противоречием единству Бога, но впоследствии именно представление о божественном триединстве было принято официальной церковью.

В IV в. римские императоры, наконец, стали менять свое отношение к Христианству и его распространению. Христианскую религию исповедовало уже столько подданных Рима разных национальностей, что продолжать гонения на нее стало совершенно бессмысленным. И при этом древние стены «вечного города» не пали, гнев олимпийских богов не обрушился на население обширной империи. Кроме того, христиане с их сплоченностью и обыкновением не противиться властям могли бы стать в случае союза с императорами надежной опорой их трона. В 301 г. царь не входившей в Римскую империю, но имевшей с нею тесные культурные и экономические связи Армении Трдат III сделал Христианство государственной религией своей страны. Древняя Армения стала первым христианским государством. В 313 г. императоры Константин и Лициний в городе Милан издали эдикт (законодательное постановление) о веротерпимости. Согласно ему, христиане получали все права римских граждан и могли свободно исповедовать свою религию. Сам Константин, впоследствии ставший единоличным правителем Римской империи и вошедший в историю под именем Константина Великого, называл себя христианином, но крещения не принимал, поскольку для управления государством требовались действия, расходящиеся с христианской моралью (казни преступников, устранение политических врагов, ведение войн). В 337 г. уже умиравший император принял, наконец, крещение. Со времени правления Константина, когда Христианство получило государственное признание, происходит становление церкви в ее классической форме, унификация христианского вероубеждения, а также в определенной степени сращение церкви с государственной системой. Свобода исповедания Христианства стала привлекать в него бесконечный поток новых последователей, пока греко-римское язычество полностью не исчезло, уступив место учению Христа. Среди новых принявших крещение людей было много тех, кто не столько уверовал в единого Бога и Иисуса, сколько хотел оставить обременявшее его дорогими жертвоприношениями поклонение языческим богам или иметь надежную жизненную опору в лице христианской общины. Поэтому наряду со свободой распространения религии неизбежно происходило и обмирщление массы верующих в целом, ухудшение соблюдения христианских законов, снижение религиозного энтузиазма; среди христиан стали появляться и преступники, и мятежники. Необходимость удерживать под контролем всю массу народа побуждала глав христианской общины и государство тесно взаимодействовать и поддерживать друг друга.

С подачи императоров духовное руководство христиан было организовано по государственному подобию: границы епархий стали совпадать с границами территориальных единиц империи; все епископы стали подчиняться епископам Рима, которых все христиане называли Папами; появилась иерархия священнослужителей. Увеличение числа христиан теперь требовало возведения отдельных храмов в каждом селении, в каждом городском квартале. Местные общины, постоянно молящиеся в одном храме, возглавляли приходские священники. Епископов и приходских священников все реже выбирали сами общины, и все чаще их назначало высшее духовенство. Церковь превратилась в сложную по своей структуре организацию, деятельность которой обеспечивалась, а подчас и регламентировалась государственными органами. Объединение церкви требовало и выработки единых догматов христианской религии, устранения всех до сих пор существовавших противоречий и разных мнений относительно христианского вероубеждения. В 325 г. I Вселенский собор (собрание церковных иерархов) в городе Никее окончательно утвердил концепцию о сущности Иисуса, признав его Богом, сошедшим к людям в человеческой природе. Противники обожествления Иисуса – ариане (по имени основателя данного течения Ария, считавшего Иисуса человеком божественного происхождения, но не Богом), были осуждены собором и подверглись жестоким преследованиям со стороны государственной власти. В последующие века состоялось еще несколько Вселенских соборов, на которых вырабатывались все новые догмы единой религии. Оппоненты, упорно не желавшие признавать решение, принятое большинством заседателей собора, подвергались государственным репрессиям. Чтобы лишить общественной поддержки сторонников оппозиционных мнений – ересей (греческое «эресис – выбор»), право толковать Библию было предоставлено исключительно церкви, а рядовые верующие – миряне, должны были безоговорочно принимать церковные постановления как непреложную истину. Однако часто победа той или иной церковной партии была обусловлена благоволением лично императора. Так, в 730 г. император наследницы Древнего Рима Византии Лев III Исавр, опираясь на течение иконоборцев, запретил почитание икон – изображений Иисуса, его матери Марии и христианских святых, видя в нем подобие идолопоклонства. Однако на VII Вселенском соборе, состоявшемся в 787 г. в Никее, иконоборчество было осуждено как ересь.

Противостояние оппозиционных церковных партий было несчастьем для рядовых христиан, которым предписывали верить и молиться то одним образом, то другим. Случалось, что верховные иерархи церкви канонизировали, то есть, делали непреложным догматом, какое-либо решение собора, но местный епископ в какой-нибудь общине сам отказывался его признавать и запрещал принимать его своей пастве. Тогда верующие общины оказывались перед трудным выбором: оказаться изгоем среди своих, поддержав решение высшей иерархии, или вслед за своим духовным отцом подвергнуться государственному преследованию. Многие христиане в это период уходили от масс людей и селились в безлюдных местах среди гор, лесов, пустынь, либо занимались скитальчеством, всю жизнь посвящая исключительно служению Богу и проповеди. Так возникло монашество. Впоследствии, однако, оно было тоже полностью подчинено официальной церкви.

Господствующее положение церкви, становившейся в сознании христиан посредником между людьми и Богом, в христианском мире укрепилось еще более после распространения на Ближнем Востоке Ислама и завоеваний Арабского Халифата. Именно в областях, захваченных мусульманами, проживало большинство традиционных христиан, чья религия мало изменилась со времен апостолов: отрицающих церковь как посреднический институт, считающих обязательным исполнение не только Нового, но и Ветхого завета Библии (насореи). После завоевания этих областей мусульманами, религия которых во многом соответствовала взглядам первохристиан, те почти все приняли Ислам, и христианский мир почти исключительно остался под влиянием церкви.

В период Вселенских Соборов (IV – VIIIвв.) с боем и кровью были выработаны основные догматы Христианства в его классической форме. К этому времени Христианство по своим вероучению и организации очень далеко ушло от первоначального варианта, когда оно выглядело скорее просто как ответвление Иудаизма. Его типичными чертами стали учение о триединстве Бога, обожествление Иисуса и наличие церкви как организации-посредника между массами верующих и Богом. Хотя служители церкви, согласно христианским представлениям, не имеют прямого контакта с Богом и высшими силами, но только они имеют право толковать Священное Писание, устанавливать религиозные нормы, признавать конкретных людей святыми, благодаря своему благочестию способными после своей смерти заступаться перед Богом за других христиан. В это период христианское учение начинает распространяться по Европе за пределами Римской и Византийской империй, постепенно вытесняя традиционные европейские верования.

Однако развитие Христианства как религиозной системы не закончилось эпохой Вселенских Соборов. Внесение в христианское учение новых догматов, изменение структуры церкви, различные переосмысления вероубеждения продолжались на протяжении всей дальнейшей истории христианской религии. Этому способствовали и социальная замкнутость церкви, непризнание ею критики со стороны мирян, и происходившие в Европе политические процессы. Возникали и исчезали новые ереси, сама церковь претерпевала серьезные внутренние конфликты, расколы. Первый серьезный раскол прежде единой христианской церкви – Великая Схизма, произошел в 1054 г. В связи с давним распадом Римской империи на Западную со столицей в Риме и Восточную (будущую Византийскую) со столицей в Константинополе власти не могли больше контролировать всю церковь. Постепенно накапливались расхождения в структурной организации и некоторых элементах вероубеждения западной и восточной части церкви, хотя формально единым главой ее все еще оставался Папа Римский. В связи с падением Западной Римской империи под ударами германских племен папы постепенно обрели политическую независимость и превратились в самодержавных монархов в церковных владениях. Это не устраивало византийских императоров, так как духовная власть папы над их подданными ставило их в зависимость от него при том, что папы все больше занимались не только духовными, но и политическими делами. В XI в. на почве территориального конфликта между Византией и папским государством все накопившиеся религиозные противоречия вылезли наружу. Посланник папы Льва IX кардинал (высший сан западной церкви) Гумберт предал церковному проклятию главу восточной церкви патриарха Михаила Керулария, и тот, имея безусловную поддержку императора, проклял все папское посольство. Так прежде единая церковь распалась на Римско-Католическую (впоследствии известную как просто католическая) и Греко-Католическую. Главой Римско-Католической церкви оставался избираемый советом кардиналов – конклавом, Римский Папа, сосредоточивавший в своих руках все большие полномочия вплоть до самоличного внесения новых догм в вероучение. В связи с этим римская церковь особенно оказалась подверженной различным изменениям, вносившимся в нее и ее учение на протяжении всех последующих веков. Греческая церковь, возглавляемая Константинопольским патриархом, больше сохраняла прежние церковные традиции и вероучение, поскольку для внесения каких-либо изменений в ней требовался, как и прежде, созыв собора иерархов. Поэтому последователи Греко-Католической церкви стали называть ее учение ортодоксией (на старославянском языке «православие»), а саму церковь – ортодоксальной (по-славянски «православной»). Поскольку среди восточных славян Христианство проповедовали именно миссионеры восточной церкви, на Руси распространилось именно учение православного толка. В связи с захватом Константинополя в XVв. османами единая православная церковь распалась на несколько признающих, однако, правильность учения друг друга церквей, из которых по причине широты границ покровительствовавшего ей государства наибольшее число последователей имеет Русская Православная церковь.

Римско-католическая церковь сохранила свое собственное единство, однако с течением веков от нее отмежевался целый ряд новых направлений в Христианстве, причиной чего было недовольство верующих произвольным изменением папами религиозных догм, погружением церкви в мирские пороки, противодействие европейских правителей попыткам папы с помощью духовного влияния на народ ограничить их независимость. В 40-х гг. XIII в. от Римско-католической церкви отделилась англиканская церковь, распространившая свое влияние в Англии, а затем во входивших в Британскую империю странах. Во многом повторяя устройство Римской церкви, англиканская церковь своим главой признает, однако, не римского папу, а английского короля. В XVI в. немецкий священник Мартин Лютер вытупил против Римской церкви и ее институтов, создав новое христианское направление – лютеранство, отличающееся простотой церковной системы, отрицанием всех догматов, не оговоренных в Библии, в том числе поклонения иконам, тесной связанностью церкви с народом и подчинением ее государственной власти. Распространение лютеранства привело к тяжелой гражданской войне между севером и сохранившем верность католической церкви югом Германии, в ходе которой лютеране отстояли свое право на господствующее положение в северных германских землях. Первых лютеран называли протестантами («протестующими»), и впоследствии это название распространилось на все религиозные течения, отмежевавшиеся от римского католицизма. В частности, на кальвинистов – последователей перенявшего многие идеи Мартина Лютера и дополнившего их своими трудами французского проповедника Жана Кальвина. Во Франции кальвинисты (гугеноты) долго и жестоко враждовали с католиками, смогли отстоять свое право на свободу вероисповедания, но слишком широкой популярности их учение в Европе не набрало. Поэтому впоследствии многие кальвинисты уехали в Северную Америку. Протестансткие течения тоже нередко дробились, чему способствовала появившаяся возможность свободно толковать Библию практически любому верующему. Целый ряд новых религиозных течений возник в позднее Средневековье в Англии, из которых наиболее известное – пуританизм (местная форма кальвинизма), предусматривающий строгое следование Новому Завету, отвержение всех традиций и обрядов, не предусмотренных в Библии, в частности, систему епископата, украшения храмов.

С европейскими колонистами Христианство распространилось по всему земному шару, став, несмотря на раздробленность на множество течений, самой многочисленной последователями мировй религией. Оно оказало сильнейшее влияние на европейскую культуру, не только закрепив нормы морали, но и передав народам ключ к богатому наследию древнего греко-римского мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *