Краткое содержание Библия

Картинка 2. Оглавление Библии и что из него можно почерпнуть интересного .

Мы ограничимся изучением оглавления и некоторых статистических данных, которые всегда доступны любому желающему. Книга состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Оглавления у них, соответственно, тоже разные. Давайте же посмотрим на них.

Ветхий завет

(Знаком * отмечены книги неканонические)

Новый Завет

О книгах канонических и неканонических.

«Христианская Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Книги Ветхого Завета писались на протяжении более тысячи лет до Рождества Христова (РХ) на древнееврейском языке, книги Нового Завета написаны на греческом языке в I в. по Р.Х.

В Ветхом Завете есть книги канонические и неканонические. Основное различие между ними в том, что книги канонические более древние, написаны в XV-V вв. до Р.Х., а книги неканонические, т.е. не вошедшие в канон, в собрание священных книг, написаны позже, в IV-I вв. до Р.Х. Первым собирателем священных книг воедино считают Ездру (V в. до Р.Х.). На русский язык Библия переведена в середине XIX века… Русская православная Библия, как и славянская, содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета».

* * *

Давайте посмотрим, какую полезную для себя статистическую информацию мы можем извлечь из приведённого выше. Прежде всего, конечно впечатляет общий объём Книги — 1372 страницы. И это притом, что она отпечатана типографским способом, на тонкой бумаге, весьма мелким шрифтом (Новый Завет отпечатан более крупным шрифтом). Вероятно до изобретения книгопечатания, тяжело приходилось переписчикам и проповедникам: одним приходилось годами переписывать одну книгу, другим — носить непомерные тяжести (ведь бумага была значительно толще и тяжелее, да и буквы побольше типографских…). С другой стороны, Библия много столетий до недавних пор воспроизводилась только на латинском языке, поэтому скорее всего тиражи были не столь велики, и проповедники на самом деле пользовались конспективными изданиями.

Пойдём дальше. Ветхий Завет (ВЗ) занимает в Книге 1010 страниц, а Новый Завет (НЗ) — 360. В процентном отношении это будет 74% и 26%. Кроме этого, тексты Ветхого Завета почему-то набраны более мелким шрифтом. А это означает, что объём текстов ВЗ не в 3 раза больше, чем тексты НЗ, а в 4! Получается, что Главная Книга христиан почти на 80%, состоит из текстов, написанных задолго до рождения Иисуса Христа, причём, эти тексты являлись абсолютным руководством для жизни людей, которые в конце концов привели Иисуса к мученической смерти на Голгофе. Гм-м.

Ветхий Завет христианской Библии полностью состоит из фрагментов текстов современной еврейской, т.н., масоретской Библии, которая содержит, понятное дело, только оригинальный Ветхий Завет и состоит, ни много, ни мало из 39 книг (это только канонические книги).

Благодаря такому «счастливому» стечению обстоятельств, мы с Вами можем получается, параллельно с христианской Библией, узнать довольно много и о еврейской Библии, состоящей из Торы (по-русски — закон), Небиим (пророки) и Кетубим (писания). Это позволит нам многое узнать об истории (из торы я), обычаях, целях, жизненных интересах, миграции иудеев, описанных две тысячи лет назад и даже значительно раньше. Очень хорошо! Разберёмся заодно и с этим! Возможно, нам это пригодится в жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ветхий Завет. Его состав и содержание

Ветхий Завет. Его состав и содержание

В своем окончательном виде Ветхий завет состоит из трех частей— «Пятикнижие Моисея», «Пророки» и «Писания»,— включающих разновременные и различные по содержанию и жанрам сочинения, из коих каждое содержит разнородные слои.

На протяжении многих веков равно среди иудеев и христиан господствовала точка зрения об абсолютной уникальности и неповторимости Ветхого завета. Огромные успехи ближневосточной археологии в XIX—XX вв., открытие и прочтение клинописных и иероглифических текстов, в том числе касающихся тех же событий, о которых упомянуто в Ветхом завете, или содержащих мифы и сказания, гимны, законы и поучения, близкие по содержанию к Ветхому завету, развеяли прежние взгляды и породили диаметрально противоположную точку зрения: признание Ветхого завета илодом сплошного подражания и заимствований из окружавших культур и литератур. Такова была точка зрения влиятельной в XIX в. школы немецких протестантских богословов.

Нет сомнения в том, что в ветхозаветных сочинениях имеются элементы сходства и близости с другими ближневосточными литературами. Однако чаще всего обнаруживаемые во всех ближневосточных литературах черты сходства обусловлены социально-политической общностью создававших их народов, принадлежностью к одному культурному кругу и тем, что и вавилонская, и финикийская, и древнееврейская, и древнеегипетская литературы черпали из одного общего фонда народной мудрости — фольклора народов древнего Ближнего Востока.

Правильность сказанного подтверждается близостью, по мнению М. А. Коростовцева, между ветхозаветной и древнеегипетской космогониями:

Древнеегипетская космогония:

Водная бездна, водный хаос.

Дух бога, витающий над бездной.

Сотворение света.

Появление суши из бездны.

Ветхозаветная космогония:

Водная бездна, водный хаос.

Витающий над ней дух.

Сотворение света.

Появление из бездны суши.

Поскольку аналогичные космогонические представления имелись также у финикийцев и других народностей Ближнего Востока, то можно заключить, что ветхозаветный миф восходит к общему ближневосточному источнику. К месопотамской мифологии восходит ветхозаветный миф о всемирном потопе. В ветхозаветном и шумерских мифах есть одинаковые мотивы — решение бога или богов уничтожить непослушный человеческий род; богобоязненный герой, которому бог советует построить корабль; спасение героя и его семьи на этом корабле во время потопа и т.п.

Обнаруживаются также черты сходства между ветхозаветными религиозными гимнами и религиозной лирикой финикийцев, о чем свидетельствует такой пример:

«Ибо вот врагов своих ты уничтожишь,

Ибо вот ты рассеешь всех злодеев».

(Из угаритского мифа о Баале).

«Ибо вот враги твои, Яхве,

Ибо вот враги твои гибнут,

И рассыпаются все делающие беззаконие»

(Псалом, 91, 10).

Во многом сходно ветхозаветное и прочее древневосточное законодательство. На фоне литератур древнего Востока, в сопоставлении с ними зримее проявляется также и своеобразие Ветхого завета, обусловленное историческими судьбами народа, создавшего этот сборник.

Ядром Ветхого завета является «Тора» — «Пятикнижие» (книги «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие»), содержащее основные своды религиозных и социальных законов, обрамленные повествованием о сотворении мира и человека, о рае, о грехе первых людей и всемирном потопе, патрпархах и пребывании их потомков в Египте, исходе происшедших от них «колен» под предводительством Моисея и их скитании в Синайской пустыне. Кажущееся сюжетное единство «Пятикнижия» — это единство над многообразием и вопреки ему, ибо повествовательные части и своды законов в нем разнородны, многослойны и разновременны, В повествовательных частях легче всего выделить слой, обозначаемый термином «Жреческий кодекс», который характеризуется особенностями языка и стиля, тщательно разработанной хронологической схемой (исходная точка которой — предполагаемая «дата» сотворения мира), большим интересом к жречеству и ритуалу. «Жреческий кодекс» был составлен жрецами уже после падения северного и даже южного царства, в VI—V вв. до н. э., но содержит как сохранившиеся устно, так и уже ранее записанные мифы и легенды, песни и рассказы значительно более древнего времени. Другой обширный слой повествовательной части, обозначаемый термином «Яхвист» по преобладающему там употреблению названия бога, сложился в Иудее еще в X—IX вв. до н.э., а третий слой, по содержанию во многом параллельный «Яхвисту», обозначается термином «Элохист». Этот слой создан и северном царстве в IX в. до н.э., но содержит, как и предыдущий, мифы, сказания и другой материал более древнего времени.

Из сводов законов в «Пятикнижии» самым древним является так называемая «Книга завета») {часть книги «Исход»), в которой особое внимание уделено защите собственности, узаконено бесправие «вечных» рабов, подчеркнуты права му;ка и отца семьи. Близость статей этого свода к законам Двуречья первой половины II тысячелетия до н. э. и преобладание в нем архаического принципа «око за око» позволяют предположительно датировать «Книгу завета» XI—-X вв. до н.э. Из двух имеющихся в «Пятикнижии» вариантов списка моральных предписаний, так называемых «Десяти заповедей», древнейшим является тот, что в книге «Исход». Лаконизм и категоричность формулировок, отсутствие учета мотивов и условий преступлений, преобладание принципа «око за око» указывают, что этот вариант «Десяти заповедей» коренится в родо-племенной среде домонархического времени. Разумеется, он принадлежит оседлому периоду, а не периоду исхода «колен» нз Египта и кочевья по Синайской пустыне под главенством Моисея, как значится в традиционном тексте книги. Другой вариант «Десяти заповедей» дан во «Второзаконии» — обширном своде религиозного и светского законодательства, пронизанного категорическим осуждением многобожия, признанием Яхве единственным богом, а Иерусалимского храма — единственным местом поклонения ему. Поскольку содержание «Второзакония» перекликается с содержанием религиозной реформы Иосии, то можно предположить, что этот свод тождествен с упомянутой в описании реформы «найденной» при нем «Книгой законов» и был составлен в VII в. до н. э., хотя и содержпт также более древние материалы. Последний свод, «Кодекс святости» (из книги «Левит»), включает главным образом предписания ритуально-этического содержания и был создан жрецами в условиях вавилонского пленения VI—V вв. до н.э.

Процесс объединения всего этого разнородного и разновременного материала, т.е. его циклизация, начался уже в VIII в. до н.э. и завершился в VI — IV вв. до н.э. оформлением «Пятикнижия» как «священного» и нормативного свода для всех верующих в Яхве (так называемых иудаистов).

Вторая часть Ветхого завета. «Пророки», состоит из двух подразделов: «Первые пророки» и «Поздние пророки». «Поздние пророки» включает уже рассмотренные сочинения пятнадцати собственно пророков, а «Первые пророки» представляет собой обширный цикл прозаических сочинений, в котором изложена история древних евреев от прихода в Палестину в XIII—XII вв. до п. э. до гибели Иудейского государства в 586 г. до н. э. Книги этого цикла («Книга Иисуса Навина», «Книга Судей», «I—IV Книги Царств») многослойны. В их основе лежат древние устные сказания (разной степени достоверности) о военных походах «колен» и их предводителях, сказания о сооружении разных святилищ, отрывки из героического эпоса (древняя «Песнь Деборы», XII в. до н.э.) и фольклорные сказания, цикл преданий о святилище в Шило и деятельности Самуила, летописи, написанные дворцовыми и храмовыми писцами, образцы древнейшей в мире художественной прозы, списки должностных лиц и описи административно-территориального деления государств, отдельные пророческие речения и пр. Но весь этот огромный и разнородный материал объединен сквозной концепцией, отчетливо выраженной во фразах, открывающих повествования о царях: «… Аса делая угодное перед очами Яхве» или » Йехоахаз… делал неугодное в очах Яхве». Если царь «делал угодное», т. е. искоренял «высоты» и всех богов, признавал Яхве единственным богом, то государство и народ процветали, но если царь «делал неугодное», пренебрегал Яхве и поклонялся чужим богам, то это неизбежно оборачивалось несчастьем для государства и народа. Очевидная близость этой концепции учению пророков и содержанию «Второзакония» позволяет заключить, что цикл исторических произведений был составлен под влиянием пророческого движения в VII — первой половине VI в. до н. э. Влиянием пророческого движения с его осуждением ханаапеев и их культов объясняется преувеличение масштаба уничтожения ханаапеев в период вторжения израильских «колен» в Палестину.

В действительности древт-тие евреи VIII—VI вв. до н.э. не только включили в себя массу ханаанеев, по в значительной мере усвоили и их язык: уже упоминалось, что сам язык Ветхого завета они считали «ханаанейским».

Гибель государства и разрушение храма, вавилонское пленение иудеев VI—V вв. до н.э. и зарождение впоследствии повой формы государственности — все это заставляло пересмотреть изложенную и «Первых пророках» картину исторических судеб народа. Поэтому на рубеже V—IV вв. до п. о. создаются «Книга Ездры»(В «Книгу Ездры» включены некоторые подлинные официальные документы администрации персидских царей — Ахеменидов (на арамейском языке).) и «Книга Нсемии» — об образовании послоплспной общины, пишется «Книга Паралипоменон», в которой во многом пo-новому излагается история Давидидов. Названные произведения входят в третью часть Ветхою завета — «Писания», которая включает, кроме того, произведения, созданные в персидское (VI — IV вв. до н.э.) и эллинистическое время (IV —II вв. до н.э.): «Притчи Соломоновы», «Книгу Иова», «Песнь песней», «Руфь», «Экклесиаст», «Эсфирь» и «Книгу Даниила». Из них «Книга Иова» — это величественная поэма об испытании праведника богом Яхве с помощью не заслуженных им личных несчастий, «Песнь песней» — сборник любовных и свадебных песен, близких древнеегипетским, «Экклесиаст» — ритмизованное рассуждение о жизни, «Руфь» и «Эсфирь» — занимательные повести с историческим фоном (сюда же следовало бы присоединить и «Книгу Ионы», относимую к «Малым пророкам») и, наконец.

«Книга Даниила» — сборник чудесных историй и пророчеств, отчасти, видимо, связанный с вавилоно-арамейской и, может быть, даже древнеиранской словесностью. В «Писания» входят также «Псалтырь» на 150 псалмов — культовых и царских гимнов, жалобных песен и пр., созданных в основном певцами до пленного Иерусалимского храма,— и книга «Плач Иеремии» из пяти псалмов о гибели государства и храма в 586 г. до н.э.

43 произведения Ветхого завета — это лишь осколок, частица некогда более обширной литературы, о богатстве которой можно тишь догадываться по сохранившимся в греческом переводе II в, до н.э. но не включенным в окончательный канон иудейского Ветхого завета апокрифическим сочинениям (книги «Юдифь», «Товит», I — II «Книги Маккавеев», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и др.), по упоминаниям древней «Книги Праведного», утраченных речений разных пророков и многого другого. Из древнееврейской литературы долго и тщательно отбирались те сочинения, которые соответствовали учениям, восходившим к пророческому движению, и могли быть объявлены «священными». Такие сочинения были объединены в сборник с продуманной внутренней идеологической, религиозной структурой.

Процесс оформления Ветхого завета, его циклизации и канонизации начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и завершился лишь в I в. до н.э. Однако, несмотря на сотни лет редактирования, в Ветхом завете сохранились многочисленные отрывки и целые сочинения, обладающие значительной исторической и художественной ценностью.

Ветхозаветные сочинения, созданные на протяжении целого тысячелетия в изменявшихся исторических условиях, отличаются многогранностью содержания и идей. Вместе с тем в Ветхом завете доминирует одна тема, и эта тема — история. В Ветхом завете развернуто грандиозное полотно — от сотворения мира и человека и (если включить неканонические «Книги Маккавеев») до прихода римлян. В центре этого полотна — история своего народа, но рассмотренная в общемировом обрамлении, причем историческое повествование здесь — не простое упорядочение событий, а руководство идеей «завета» (берит).

Само представление о «завете» (т.е. договоре) между богом и коллективом людей не является исключительной чертой яхвизма, ибо аналогичные представления имелись у разных народностей древности. Новыми в ветхозаветном, точнее, в пророческом учении о завете являются, во-первых, признание активной роли людей в действенности договора с богом и, во-вторых, представление о том, что прошлое, настоящее и будущее народа есть чередование последовательных эпох или кругов, содержание которых обусловлено соответствующим заветом между Яхве и определенной общностыо людей. Это учение о завете, развитое и преобразованное кумранитами (см. о них далее, лекцию 20), было воспринято христианством. Для христиан «завет», содержавшийся в «Пятикнижии» («Торе»), «Пророках» и «Писаниях», был «ветхим»», т. е. старым, устаревшим договором, который единый, всемирный ног заменил «Новым заветом» — христианскими евангелиями. Но «Ветхий завет» не потерял своей святости и для христиан, на пего и в евангелиях, и в послеевангельской литературе делаются постоянные ссылки. Ветхозаветные сказания сохраняют авторитетность и для Корана.

Современниками ветхозаветных пророков явились Заратуштра и Будда, Конфуций и Лао-цзы, в учениях которых много общего с идеями пророков: стремление очистить религиозное мировоззрение от примитивного представления о богах, существующих в материальном человеческом или животном облике, и создать более отвлеченное и универсальное восприятие божества, признание относительной «автономности» людей и важности этических начал для «праведной жизни»; критика социальной несправедливости и произвола властей; антигородская установка п идеализация родоплеменного уклада и многое другое.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод: основополагающие для пророческого движения и Ветхого завета идеи являлись не только выражением исторического развития и судеб своего парода, но также органической частью новых течений в идеологии всего древнего Востока первой половины I тысячелетия до н.э.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ, 1983 г.

Сложности изучения Библии

Сотни лет назад Библия была недоступна обычным людям, ее читали и переписывали только в монастырях. В изучении священных текстов простой народ мог полагаться лишь на слова духовных лиц, зачастую вырванные из контекста, приукрашенные и даже искаженные.

Сейчас любой желающий может ознакомиться с главной книгой христианства и составить о ней свое мнение, не полагаясь на пересказы. Библию редко читают в оригинале, тем более что существуют переводы практически на все живые языки. Именно переводы являются причиной многих теологических споров. В процессе многократных переложений начальный смысл глав Писания мог быть утерян или изменен.

Читая Библию, вы неоднократно будете натыкаться на спорные места, смущаться, задумываться, не понимать, задавать вопросы. Особенно много таких моментов в первых книгах, описывающих древнейшие времена с сотворения мира. Толкователи книги склонны объяснять нестыковки религиозными метафорами и убеждены, что их не следует понимать буквально.

Библия, помимо прочего, переполнена повторами и подробнейшими генеалогиями, занимающими порой целые страницы. Дублирующиеся места можно объяснить большим количеством авторов и составителей, работавших над книгой. Генеалогические древа патриархов, вероятно, важны для теологов и богословов, но вряд ли дадут много полезной информации или пищи для размышления простым читателям.

Один из самых известных библеистов, американец Нил Прайор, составил замечательные краткие пересказы Заветов, сохраняющие заложенный авторами смысл, но не отягощенные подробнейшими деталями. Следует, однако, помнить, что доктор теологии полностью поддерживает официальную христианскую концепцию и все библейские «метафоры» толкует в соответствии с ней.

Вам обязательно стоит прочитать о Великом Каноне Андрея Критского.

Первые 39 книг Библии описывают события, произошедшие до рождения Христа, и объединяются в Ветхий Завет. Его краткое содержание по главам, представленное ниже, поможет составить общее представление о становлении христианства.

Части Ветхого Завета можно разделить на несколько групп по их тематике:

  • Пятикнижие Моисея (Тора) содержит хроники еврейского народа до прихода в Землю Обетованную и устанавливает основные правила религии. В него входят Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
  • Исторические книги Иисуса Навина, Судей и четыре Книги Царств повествуют о событиях, случившихся после смерти Моисея и до вавилонского пленения евреев.
  • Книги отдельных пророков содержат предсказания и проповеди.
  • Писания (Ктувим). Эти главы не имеют четкого порядка следования и не выделяются в особый раздел, располагаясь между другими книгами. Сюда относятся поэтические и наставляющие произведения — Псалтирь, Екклезиаст, Соломоновы Притчи, книга Иова.

Наибольшую важность представляют разделы первой группы, поскольку именно в них сосредоточен основной смысл Ветхого Завета — зарождение религии, ее законы, становление избранного Б+огом еврейского народа.

Бытие молодого мира

Начинается Библия с Бытия, сюжет которого повествует о сотворении мира. Как известно, Господь создал Вселенную, какой мы ее знаем, за 6 дней. Начал он с тверди земной и небесной и великих светил, а закончил ползучими гадами и человеком. Оставшись доволен своим творением, Бог решил денёк отдохнуть и сделал этот выходной непреложным правилом для всех будущих поколений человечества.

В Бытии вы встретитесь с широко известными мифами:

  • об Адаме и Еве, сотворенной из его ребра,
  • об Эдемском саде и коварном змее-искусителе,
  • о древе Познания добра и зла,
  • о первом братоубийстве.

Поддавшись сладким обещаниям, первые люди нарушают божественный запрет, вкушают плоды древа познания, чем и навлекают на себя гнев Создателя.

За пределами Рая люди плодятся и размножаются, заселяя пустынный мир, нравы их портятся, а Господне терпение иссякает. Наконец, точка кипения достигнута, вот-вот хлынут на землю воды Великого Потопа, смывая все грехи рода людского вместе с самими людьми.

Благочестивый Ной, предупрежденный Всевышним, в спешке строит ковчег и сгоняет в него каждой твари чистой по семь пар, а каждой нечистой — по две пары. Весь этот зоопарк спасается, а жизнь начинается заново — с обещания Господа никогда больше не устраивать глобальных «чисток».

Но люди нового поколения все так же легкомысленны и тщеславны. Они начинают грандиозную стройку, мечтая воздвигнуть башню, касающуюся небес. Создатель не одобряет проект и взамен внедряет в массы лингвистическое разнообразие. Не понимая, кто что говорит, строители вынуждены бросить работу и разбрестись по земле.

Первые патриархи. Авраам и Сара

Дальше начинается история Авраама и его жены Сары, новых любимцев Господа. Один из самых примечательных эпизодов этой части — жертвоприношение Исаака.

Исаак — долгожданный поздний ребенок, которого родители любили больше жизни. Испытывая веру Авраама, Всевышний требует принести мальчика ему в жертву. Послушный отец уже готов нанести удар, но в последний момент ему позволено заменить сына на барашка. Смысл этого эпизода в том, что истинно верующий никогда не усомнится в Создателе и отдаст ему все, что имеет, по первому требованию.

Примерно в то же время происходит знаменитое уничтожение Содома и Гоморры.

С Авраама начинается история избранного Господом еврейского народа. Его сын Исаак женится на прекрасной Ревекке, у них рождаются два сына. Один из них — Иаков — вырастает, рождает 12 детей и получает от самого Бога имя «Израиль». От двенадцати детей Иакова начинаются двенадцать колен еврейского народа.

Приход евреев в Египет

Бытие заканчивается приходом евреев в Египет. Это очень занимательная история, которая началась с того, что одиннадцать сыновей Иакова-Израиля продали двенадцатого в рабство. Закончилось все хорошо, Иаков мирно почил в чужой стране, в достатке и радости.

Но все резко меняется в следующей книге Ветхого Завета — Исходе. Читая ее, узнаем, что после смерти одного фараона, который евреям благоволил, к власти пришел другой, имевший кардинально противоположные взгляды. Жизнь народа Израиля стала совершенно невыносимой. И вот здесь на сцену выходит сам Моисей, который по легенде собственноручно написал Пятикнижие.

Вместе с братом Аароном, при поддержке Всевышнего, оснащенный волшебным жезлом Моисей творит в Египте беспорядки, убеждая фараона отпустить евреев. Фараон категорически не согласен, только 10 ужасных катастроф убеждают его.

Египетские казни:

  • Превращение речных вод в кровь;
  • Нашествие жаб;
  • Нашествие кровососов;
  • Нашествие пёсьих мух;
  • Гибель египетского скота;
  • Язва;
  • Климатические катастрофы;
  • Нашествие саранчи;
  • Тьма;
  • Смерть первенцев.

Отравив воду, уничтожив посевы и скот, убив всех первенцев и собрав все драгоценности, бедные рабы покидают страну и уходят в пустыню в поисках Земли Обетованной.

Скитания в пустыне

40 лет Моисей водил свой народ по пустыне, прежде чем смог добраться до места назначения.

По пути произошло много важных событий, описанных в Исходе, Левите, Числах и Второзаконии. Большая часть этих текстов представляет собой подробные инструкции по устройству Ковчега Завета, святилищ, организации жертвоприношений, уголовному судопроизводству, пошиву одежды для священников и прочим жизненно важным вещам. А Моисей получает скрижали с десятью заповедями.

Если вы хотите быстро ознакомиться с основными законами, установленными Всевышним для народа Израиля, прочитайте Левит. Левитами называли первосвященников- по имени их предка Левия, сына Иакова.

Немного не дойдя до Израиля, Моисей умирает. Его преемником становится Иисус Навин, история которого будет описана отдельно. Пятикнижие же на этом заканчивается.

Жизнь после Моисея

Бывшие рабы достигли Земли Обетованной, и Господь решил, что они уже достаточно настрадались. Под покровительством Всевышнего начинается борьба еврейского народа за лучшие условия существования. Все противники уничтожаются под корень, Иисус Навин пленных не берет. Стены Иерихона падают от трубного звука, города разрушаются, народы истребляются без остатка.

После Навина начинается четырехсотлетняя карусель притеснений и освобождений, описанная в Книге Судей. Господь то наказывает Израиль за непослушание, то вновь освобождает из-под гнета. Еврейский народ живет не так, как все остальные. Привычных правителей у него нет, но есть временные вожди, призванные Всевышним, чтобы возглавлять повстанческие армии. Одним из Судей был Самсон, длинноволосый силач, знаменитый своим романом с коварной Далилой.

Книги Царств Израильских

Наконец, все двенадцать колен Израиля принимают решение объединиться и выбрать себе царя. Об этом можно прочитать в Книгах Царств. Первым монархом становится Саул, затем трон переходит к его сыну Давиду.

Давид уже в юности был смекалистым малым, о чем свидетельствует миф о его битве с великаном Голиафом. Повзрослев, он стал хорошим правителем, провел множество как чисто религиозных, так и полноценных государственных реформ. Во время его сорокалетнего царствования столицей стал Иерусалим.

Сначала все шло хорошо, но затем правитель согрешил с замужней женщиной и потерял расположение Господа. Тем не менее он остается важной фигурой Ветхого Завета, апостолы в будущем говорят о нем с большим уважением и теплотой. Давидовы Псалмы, составляющие Псалтирь, — это бессмертный памятник христианской поэзии.

После Давида царем становится его сын Соломон. Каждый знает о великой мудрости этого человека, о том, как грамотно он решал споры между людьми. Легенды приписывают ему великий талант, необычные способности и сказочное богатство. Именно Соломону посроил великий Храм Господний. До этого полноценных стационарных храмов у евреев не было, только переносные скинии.

Разделение Израиля

Соломоново правление для евреев стало золотым веком, но сразу после кончины царя единое царство разделилось на два отдельных, что явно свидетельствует о внутренних проблемах. Но, возможно, новые беды избранного народа были вызваны грехопадением его мудрого правителя. Соломон любил женщин, имел целый гарем, а среди жен его было много язычниц, которым он во всем потакал. Так или иначе, на юге Святой Земли сформировалась Иудея, собрав два еврейских колена, на севере — Израиль с остальными десятью.

Долго это разделение не продлилось. С огромным войском пришел вавилонский царь Навуходоносор и объединил израильтян и иудеев под своим крылом в качестве рабов. Как всегда, оказавшись в беде, евреи воззвали к Всемогущему и стали соблюдать все его законы. После семидесяти лет их покаяния Бог сжалился, прислал персов, которые разбили вавилонян и позволили рабам вернуться домой.

В этот момент на сцену выходит Ездра, иудейский священник, которого можно считать основателем раввинистического иудаизма. Произошла небольшая религиозная революция, чудесным образом «нашлось» Второзаконие Моисеево, до этого момента неизвестное, оформилась новая духовная дисциплина, главной книгой которой стала Тора (Пятикнижие).

Библия повествует о святых людях, учивших народ истинной вере и предсказывавших будущее. Главными пророками Иудеи считаются Даниил и Исайя, Израиля — Иона, Илия и Елисей. Каждому из них посвящена отдельная книга Священного Писания. Илия — любимый еврейский пророк, имя которого будет постоянно упоминаться в Новом Завете.

Такова история Ветхого Завета. Ее кратко изложенная версия содержит только самые основные моменты. В первоисточнике есть еще много неупомянутых сюжетов и персонажей. Изучение Священного Писания помогает лучше понять суть христианства.

Неканонические книги

Заинтересовавшимся кратким содержанием Библии, Бытия нужно знать, что помимо признанных достоверными повествований имеются и неканонические книги. Они вышли на свет уже после Ветхого завета. Христианские наставники советуют прочитывать и их тоже тем, кто собирается принять эту веру. Все дело в том, что неканонические книги часто носят поучительный характер.

Если говорить о кратком содержании Библии, то прежде всего она делится на две части, однако каждая из них имеет свою упорядоченную структуру. Например, после описания этапов сотворения (в книге Бытия), рассказывается, как жили люди, не имея закона (в то время они руководствовались лишь принципами). Далее Бог заключил с израильтянами союз и дал им свои постановления. В Ветхом Завете, что переводится как «старый союз», содержится описание событий до момента, когда к людям пришел Иисус. По этой причине вторую часть и называют Новым Заветом.

Если речь идет о кратком содержании Библии, Ветхого Завета, то это произведение о том, как Бог создавал мир, небо, растения, животных, людей. Здесь описывается жизнь далеких предков современного человечества – они проживали в пустыне, в степи, разводили скот, попадали в узы рабства и освобождались от них. Помимо этого они заключали соглашения с Богом. И однажды Он обещал им передать богатые земли, в которых вместо воды в реках будет течь молоко и мед.

Вскоре шла беспощадная борьба с народом, проживавшим на той земле. А затем, победив, древние евреи устроили здесь собственное государство. Спустя века оно оказалось разрушенным соседями, а израильтяне были угнаны в плен. Судя даже по содержанию детской Библии, произошло это по причине неповиновения евреев Богу.

Но, наказав народ, Владыка дал обещание, что однажды спасет его от угнетателей. На древнееврейском языке посланник Бога звучит как «Мессия», а на греческом – «Христос». Именно под таким именем Он и вошел в историю.

Когда уже существовало христианство, создавался Новый завет. Здесь главной фигурой является Иисус из Назарета – Христос. Помимо этого значительная часть книги отведена рассказам о деяниях христианских общин. Тут имеется повествование о деятельности апостолов, которые были учениками Иисуса.

Об истории Евангелия

Каждая книга Нового завета была создана на греческом языке. Но при этом имелся в виду не классический греческий язык, а александрийское наречие. Именно его использовало население Римской империи.

При этом в письме использовали лишь заглавные буквы, не применяли знаки препинания, не отделяли и слова друг от друга. Примечательно, что мелкий шрифт начали включать в текст лишь в IX веке. То же касается и раздельного написания слов. А знаки препинания пришли лишь с изобретением книгопечатания, в XV веке.

То деление, которое есть в Библии сейчас, осуществил кардинал Гугон в XIII веке. Церковь на протяжении тысячелетий берегла Священное Писание, и ей удалось донести эти древнейшие тексты до наших дней.

В XVII веке возникло в один момент сразу 2 издания Нового завета, они были напечатаны. Считается, что эти тексты являются «чистыми» и оригинальными греческими. Во второй половине IX века Новый завет был переведен Кириллом и Мефодием на славянских язык (болгаро-македонский диалект). Примечательно, что этот экземпляр дошел до наших дней в оригинале. Изначально славянское издание подвергалось русификации на протяжении истории. Перевод, который используется на данный момент, был произведен в XIX веке.

География

События книги разворачиваются в трёх разных местностях. Первые 11 глав повествуют о событиях, произошедших на равнине реки в Месопотамии: отчетливо упомянут Евфрат (Быт. 2:14). Жизнеописание Ноя связано с «горами Араратскими» (Быт. 8:4). Также упомянута «Земля Сенаар» (Быт. 10:10; Быт. 11:2), где был построен город Вавилон (Быт. 10:10; Быт. 11:9) и Ур Халдейский (Быт. 11:31).
С 12 по 38 главу описываются события в Ханаане и окружающих землях: Египет (Быт. 12:10), «окрестность Иорданская» (Быт. 13:10). Из городов в этих землях упомянуты Хеврон (Быт. 13:18) и Дамаск (Быт. 14:15).
Последние 12 глав рассказывают о событиях в Египте, особенно о регионе Гесем, где жили израильтяне прежде Исхода.

Книга делится на две основные части:

  1. история человечества до патриархов (разделы 1—11, Быт. 1:1-11:32), заключает в себе как бы универсальное введение во всемирную историю, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытной истории всего человечества.
  2. история патриархов и их семей (разделы 12—50, Быт. 12:1-50:26), описывает историю зарождения еврейского народа в лице его родоначальников — патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Иосиф Прекрасный в Египте. Разделение евреев на колена.

По главам

1. История о том как Бог сотворил мир и человека.

2. Освящение седьмого дня. Адам и Ева помещены в райский сад. Запрет на дерево познания добра и зла.

3. Адам и Ева съели плод запретного дерева.

4. Каин убивает Авеля.

5. Запись людей от Адама до Ноя.

6. Бог повелевает Ною построить ковчег.

7. Земля затоплена на 150 дней.

8. Ной и животные выходят из ковчега.

9. Бог заключает договор c Ноем.

10. Список потомков Ноя. Сим, Хам, Иафет.

11. Вавилонская башня, список людей, от Сима до Аврама.

12. По повелению Бога Аврам и Лот покидают Харран. Завет Бога о земле Ханаана.

13. Аврам и Лот разделились.

14. Аврам спасает Лота.

15. Божий завет с Аврамом.

16. Аврам женится на Агарь, которая затем рождает Измаила.

17. Завет обрезания, Аврам теперь называется Авраам и Сара называется Сарра.

18. Три Посланника пришли к Аврааму и он умоляет помиловать Содом и Гоморры.

19. Содом и Гоморра были уничтожены, Лот и его дочери были сохранены.

20. Авраам переходит к Гераре и встречается с Авимелехом.

21. Сарра рождает первого ребёнка Исаака , Агарь и Измаила отправляются на восток.

22. Жертвоприношение Исаака.

23. Умирает Сарра.

24. Исаак находит себе жену Ревекку.

25. Смерть Авраама, история Измаила и рождение Исава и Иакова. Исав продаёт первородство.

26. Исаак идёт к Авимелеху.

27. Иаков обманывает Исава и получает первородство.

28. Иаков уходит от Исава в Харран и получает сон от Бога.

29. Иаков прибывает в Месопотамию и женится на Лии и Рахили.

30. Семья Иакова растёт и он договаривается с Лаваном, так что он получает много коз и овец.

31. Иаков возвращается в землю Ханаан; преследуемый Лаваном.

32. Иаков готовится к встрече с Исавом, снова борется с Богом и теперь называется Израиль.

33. Иаков и Исав встретились.

34. Дина изнасилована Сихемом, после чего Симеон и Леви убивают весь город из мести.

35. Иаков идет в Вефиль, Рахиль и Исаак умирают.

36. Потомки Исава.

37. Иосиф видит сны, после этого он продан в Египет его братьями.

38. Дети Иуды Ир, Онан и Шела.

39. Иосиф помещается в тюрьму из-за жены Потифара.

40. Иосиф истолковывает сны двух заключённых.

41. Фараон имеет сон и Иосифа просят объяснить их. Иосиф становится господином над всем Египтом.

42. Братья Иосифа идут в Египет, чтобы получить пищу во время голода.

43. Братья Иосифа идут в Египет во второй раз.

44. Иосиф обманывает своих братьев и угрожает бросить Вениамина в тюрьму.

45. Иосиф раскрывает свою личность перед своими братьями.

46. Иаков идёт в Египет; потомки Иакова.

47. Иаков и его семья оседают в Раамсесе, Иосиф борется с голодом.

48. Благословение Манассии и Ефрема.

49. Иаков пророчествует своим детям и умирает.

50. Иаков похоронен, Иосиф умирает.

Основные сюжеты книги

Сотворение мира

Основная статья: Сотворение мира в Библии

Книга начинается словами «В начале сотворил Бог небо и землю», после которых описывается сотворение мира за 6 дней. В первый день был создан свет. Во второй день Бог сотворил небо. В третий день Бог сотворил землю и растения: траву и деревья различных видов. В четвёртый день Бог создал два светила и поместил Солнце, Луну и звёзды на тверди небесной. В пятый день Бог сотворил рыб, пресмыкающихся и птиц и благословил их словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. 1:22). В шестой день Бог сотворил остальных животных. В тот же день Бог сотворил человека по образу Своему: мужчину и женщину. В седьмой день Бог пребывал в покое. Бог благословил седьмой день ибо в этот день Он окончил свой труд. Когда Бог сотворил человека, Он вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек душою живою. Для человека Бог насадил сад — Эдем. Там Он поселил человека и разрешил ему есть плоды со всех деревьев, но запретил есть плоды с дерева познания добра и зла. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;…» (Быт. 2:18), и создал из ребра его жену.

Грехопадение

Основная статья: Грехопадение

После того, как Бог для человека (Адама) создал женщину (Еву), люди стали жить в Эдеме. Змей-искуситель уговорил женщину съесть плод с дерева познания добра и зла (с которого Бог запретил есть плоды), женщина дала мужчине, и они ели. Бог позвал человека: «Где ты?». «Я увидел свою наготу и спрятался». — ответил человек (а перед тем как съесть плод с дерева познания люди не стыдились того, что они наги (Быт. 2:25)). Бог понял, что они ели плоды с дерева, с которого он запретил им есть, и изгнал их из Эдема. Человек — Адам — назвал свою жену Евой. Люди стали жить и зарабатывать своим трудом, так как изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего ты будешь есть свой хлеб» (Быт. 3:19).

Допотопные времена

Основная статья: Допотопные времена

Далее Адам и Ева стали жить на земле. У них родились дети: Каин и Авель. Однажды братья принесли Богу дары, дар Авеля был угоден Богу, а дар Каина неугоден. Каин разгневался и предложил Авелю выйти в поле, где убил его. За это Бог проклял Каина и сделал его изгоем и отступником. Каин ушёл в страну Нод. Там у него родился сын Енох. Далее в Библии описывается род Каина до Ламеха. У Адама и Евы родился ещё сын Сиф (Шет). Дальше идёт род Сифа до Ноя, при котором произошёл Всемирный потоп.

Всемирный потоп

Основная статья: Всемирный потоп

Когда люди начали умножаться на земле, то увидели сыны Божии (праведники), что дочери человеческие прекрасны, и стали брать их в жёны. Со временем люди начали всё больше развращаться и вставать на греховный, не угодный Богу путь жизни (Быт. 6).

В наказание сотворил Бог потоп. Спасся только праведный Ной со своим семейством в построенном им самим ковчеге.

Таблица народа

Основные статьи: Библейская родословная, Сыновья Ноя

Сыновья Ноя: Сим, Хам, Яфет. Заключение завета Бога с Авраамом. Сыновья Авраама Исаак и Измаил становятся родоначальникам евреев и арабов. Сыны Исаака: Исав основывает царство Идумею, а Иаков — двенадцать колен Израилевых.

Жертвоприношение Исаака

Основная статья: Жертвоприношение Исаака

Бог отменяет жертвоприношение Исаака и велит принести в жертву барана. Видя верность Авраама, Господь подтверждает свой завет с ним.

Сон Иакова

Основная статья: Лестница Иакова

Потомки Иакова

Основная статья: Колена Израилевы

Иосиф в Египте

Основная статья: Иосиф Прекрасный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *