Крещение варварских племен

Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов.

Гунны осаждают Великую Китайскую стену.

Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между исто­рией Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских темен. Варварами рим­ляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре.

В Центральной Европе оби кип воинственные племена герман­цев. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения. В конце IV в. к германцам в их набе1ах присоединились многие другие вар­варские народы. Началось Великие переселение народен. К этому вре­мени у варваров зарождается неравенство. Их племена объединя­ются 1! союзы во главе с вождем (герцогом, королем), власть, ко­торою напоминает уже власть правителя государства. Варваров привлекали богатство городов и деревень, плодородные поля и тучные пастбища Римской империи.

Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров. По иному было на Западе. Средства на содержание ар­мии императоры собирали с большим трудом. Подати были очень Велики. В провинциях вспыхивали восстания. Жители нередко ожи­дали прихода варваров как освободителей.

Еще до начала широкого проникновения варваров на террито­рию Римской империи в их среду стало проникать христианство. Епископу Ульфиле удалось крестить германское племя готов. Для варваров был очень сложен догмат о Троице. Поэтому многие из них приняли крещения в форме арианства. Арианство было при­знано ересью (отступлением от догматов ортодоксального хрис­тианского вероучения) на Никейском соборе в 325 г., однако в IV—VI вв. оно было распространено среди значительной части христиан. Аркане отрицали троичность Бога, они считали, что Бог един, а Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, а лишь подобосущен ему. Именно в арианство крестил Ульфила готов. Арканами стали также вандалы, бургунды. лангобарды и ряд других племен.

Образование варварских королевств.

В 410 г. вестготы (западные готы) под предводительством Алариха взяли Рим. Через несколь­ко лет для поселения вестготов Рим предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г, появилось первое варварское Вестготское королевство. Вскоре вестготы захватили другие территории в Галлии и Испании.

Еще раньше через Галлию и Испанию в Северную Африку прошли племена вандалов и аланов. В Африке возникло вандальско-аланское королевство. В 455 г. вандалы совершили морской на­бег на Рим, подвергнув его страшному разгрому. В те же годы германские племена англов, саксов, ютов начади вторжение в Бри­танию. Они разгромили существовавшие на острове после ухода римских войск королевства кельтов и образовали 7 варварских англо-саксонских королевств. В Галлии к востоку от вестготов с вое королевство создали бургунды.

Варвары хозяйничали и в Италии. Римское войско здесь по­чти целиком состояло из варваров, вожди которых правили от имени императоров. В 476 г. один из таких вождей Одоарк сверг западного императора, а его корону отослал в Константино­поль. Верховным правителем варварских королевств отныне счи­тался восточный император.

Однако реальной власти Над ними он не имел. Вскоре в Италию вторглись племена остготов (вос­точных готов) под предводительством короля Теодориха (49.3 — 526) и, разгромив государство Одоакра, создали здесь свое ко­ролевство.

Королевство франков возникло почти одновременно с Остгот­ским королевством. В 486 г. король салических (приморских) фран­ков Хлодник возглавил их переселение в Северную Галлию. Вскоре франки подчинили себе ряд соседних германских племен — але­манов, тюрингов, разбили поиска Вестготского королевства и отвоевали у него Южную Галлию.

Хлодвиг I (Кловис, Хлодовех; около 466 — 27 ноября 511) — король франков, правил в 481/482—511 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиков своего времени. В 493 Хлодвиг женился на бургундской принцессе Клотильде, ортодоксальной христианке. Клотильда склонила мужа к обращению в христианство. В 496 Хлодвиг вместе с другими франками принял крещение. Так как другие варварские короли были язычниками или арианами, то завоевания Хлодвига стала поддерживать римская церковь, крестивший короля Ремигий Реймсский и другие епископы

При Хлодвиге был составлен письменный свод законов — Салическая правда. Своей резиденцией Хлодвиг сделал Париж. После смерти Хлодвига его держава была разделена между наследниками.

Готы и другие германцы забирали значительную часть земель у жителей Римской империи. Франки, в отличие от них, почти не отнимали земель у местных жителей, а поделили между собой пустующие бывшие владения императора. Поэтому галло-римское «селение относилось к франкам более дружественно, чем к другим-варварам. Кроме того, Хлодвиг и все франки приняли христи­анство в ортодоксальной форме, которой придерживались жители Галлии, а не в форме арианства, как другие германцы. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. По­литику Хлодвига по отношению к местным жителям продолжили его преемники. Из всех варварских королевств Франкское оказалось самым устойчивым.

В целом варварские королевства являлись государствами со сла­бой центральной властью, в них были остры противоречия между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабиль­ность политической ситуации и Пиропе.

Варварские правды.

О жизни варварских королевств можно мно­гое узнать из записей их законов V—IX вв. Эти законы получили названия варварских правд.

Варварские правды являлись записями обычного права. Однако варварские законы испытали значительное влияние римского пра­ва. Особенно сильно было это влияние в правдах вестготов, бургундов. Во всех правдах указывались наказания за различные преступления, определялся порядок судопроизводства и т.д. В за­конах отражался процесс перехода от догосударственного состоя­ния общества к государству. Наряду с полноправными свободны­ми членами племени как особые категории населения со своими правами выделяются король, знать, с одной стороны, зависимые люди и рабы — с другой. Однако свободные общинники, занима­ющиеся сельским хозяйством, псе еще составляли большинство варварского населения.

Наиболее известным документом является «Салическая прав­да*, созданная по указу короля Хтодвига примерно в 500 г. Со­гласно этим законам жизнь знатного человека (графа) защищал вергельд (штраф) в 600 солидов. свободного человека — 200, зависимого — 100, за убийство раба владельцу выплачивалось, 30 солидов. Салическая правда свидетельствует, что франки жили общинами, которые являлись собственниками земель. Леса, паст­бища, водоемы находились в совместном владении, а пахотные участки — во владении отдельных семей. Продавать эти участки было нельзя, однако наметился процесс превращения этих участ­ков в семейную собственность.

Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История. 0000

Вопросы для самопроверки

1) Что является гранью между историей Древнего мира и Средних веков?
2) В каком году и под чьим предводительством вестготы взяли Рим?
3) В каком году появилось первое Вестготское государство? Каким оно было?
Подготовка вопросов: Лесникова К.

Фильмотека

Видео YouTube

Христианизация Германии

Христианизация леворейнской Германии началась с момента проникновения новой религии на эти земли и усилилась после признания ее в качестве государственной. Среди германцев ее каноны проповедовали и никео-ортодоксы (католики), и ариане. Римская власть не придавала особого значения арианскому вероисповеданию среди воинов-германцев в императорских легионах и федератских племенах (тулузские вестготы и бургунды). Решительный поворот в христианизации леворейнских территорий был связан, несомненно, с принятием ортодоксального христианства Хлодвигом. В VI в., в связи с разгромом франками готов и бургундов, арианство в Галлии постепенно исчезает, хотя язычников, особенно на севере, было предостаточно.

Иная картина была за Рейном. Среди баваров, тюрингов, аламаннов были небольшие вкрапления арианских общин на фоне господствующего язычества, которое у саксов и фризов было практически абсолютным. Христианизация в Меровингской Германии при «ленивых королях» носила поверхностный характер, сводившийся к обращению отдельных знатных семейств и редких вспышек насильственной католизации простого населения, в чем язычники, особенно саксы и фризы, усматривали добавочное средство покушения франков на их свободы. Регулярной «силовой» поддержки от власти франкское духовенство не получало.

В конце VI в. за обращение германских язычников принялись ирландские миссионеры, славившиеся своим ревностным отношением к строгому бенедиктинскому уставу (который помимо труда и грамотности требовал еще и религиозных подвигов), что нередко приводило к конфликтам с обмирщенным франкским духовенством. Сюда же примешивалась застарелая неприязнь германцев к кельтам, а их аскетизм просто претил язычникам. В 585 г. свою миссию в Вогезах начал св. Колумбан, основав под покровительством короля Гонтрана монастырь в Люксейе (590 г.), откуда миссионеры продвигались в разные земли внутренней Германии. Фанатичный в вопросах веры Колумбан быстро испортил отношения с галльским духовенством (вплоть до ожесточенных канонических дебатов на общегалльском соборе 602 г.) и бургундским двором (осуждение нравов знаменитой Брунгильды), а его миссия в Аламаннии провалилась: он был вынужден оттуда просто бежать. Его дело продолжил св. Галл, «апостол Аламаннии», основатель знаменитого Сен-Галленского монастыря (613 г.). «Апостол Франконии», первый епископ Вюрцбурга св. Килиан принял мученический конец (689 г.), обличая нравы франконского герцогского двора. Ирландские миссионеры проповедовали в верховьях Рейна и Дуная, где христианство было давно известно, и тем не менее результаты их деятельности оказались очень скромными.

Новыми миссионерами Германии стали англосаксы, лучше понимавшие нравы своих континентальных «родственников», более терпимые к язычникам и руководствующиеся умеренным бенедиктинским уставом с акцентом на физическом труде. По их инициативе нередко расчищались земли под пашни, что было гораздо понятнее соблюдения множества строгих постов и литургии на латыни. Кроме того, они получили серьезную поддержку могущественных австразийских майордомов. В 678 г. среди фризов начал свою миссию Вильфрид. В 690 г. с благословения папы и покровительства Пипина II ее продолжил Виллиброрд, основав в 695 г. епископство в Утрехте. В 717 г. во Фрисландии появился Винфрид — будущий «апостол Германии» Бонифаций. Получив вскоре собственное духовное имя (Бонифаций), Винфрид с санкции папы принялся реализовывать программу христианизации Тюрингии. Успех миссионерской деятельности св. Бонифация заложил прочные основы союза с Римом. Отныне все действия св. Бонифация согласовывались с папским престолом. Основав и возобновив многие епископаты в Баварии и Тюрингии (Зальцбург, Регенсбург, Пассау), сумев преодолеть раздоры франкского духовенства, миропомазав в 751 г. Пипина III на царство, он стал майнцским предстоятелем и последовательным сторонником папства в церковной организации Германии по римской схеме. На общегалльском соборе 745 г. под его нажимом была закреплена иерархия (во главе с метрополией в Кёльне) государственной церкви. Среди главнейших достижений Бонифация стало основание ок. 744 г. Фульдского монастыря, ставшего одним из ведущих центров образования (вклад Бонифация в его практическую и интеллектуальную организацию просто огромен) и миссионерства своей эпохи. Последняя миссия Бонифация в 754 г. во Фрисландии завершилась его гибелью.

Успех англосаксонской миссии отражал и успехи папства в деле христианизации, и, главным образом, понимания Каролингами необходимости создания официального единомыслия в своей державе. Недаром Карл Великий призвал св. Виллегада, прославившегося на поприще миссионерства среди фризов и саксов, для организации массовых обращений саксов в католицизм, исхлопотал ему епископский сан с резиденцией в Бремене. Каролинги в большей степени, чем их предшественники, жаловали новые приходы землями на правах ленов с определенными иммунитетами, что влекло за собой и соответствующие вассальные обязанности перед светской властью. В ответ на убийства своих миссионеров, разрушения христианских храмов, власть применяла силу, переуступая духовенству соответствующие, светские по характеру, пенитенциарные полномочия, что только способствовало отступлению от жестких правил бенедиктинского устава, обмирщению церкви и сравнительно легкого подчинения ее власти светской. Поэтому христианизация Германии, несмотря на все жестокости Каролингов, оставалась поверхностной, а сам ее процесс продолжился во Francia orientalis, вызвав последствия не в пользу римско-апостолического престола. Христианизация Германии во многом стала причиной так называемого «Каролингского возрождения», как и подражавшего ему «Оттоновского возрождения» и знаменитого спора об инвеституре. Христианизация Германии, проводившаяся на латинском языке, стала серьезнейшим препятствием становления письменной культуры на нарождавшемся языке этносов, не владевших даже устной латынью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Е.А. Тельминов

Христианская церковь и варвары в Римской Галлии V в. н.э.

V в. н.э. является переломным для судеб Западной Европы. В этот период происходит крушение прежнего мирового порядка и зарождение нового. На смену Западной Римской империи приходят германские королевства. Большое количество самых разнообразных народов, преимущественно германского происхождения, на протяжении всего столетия осваивают земли некогда непобедимого государства, создавая самые неожиданные военные союзы и коалиции.

Затяжной системный кризис империи и нашествия варваров привели в упадок практически все территории Римского государства. Особенно же сложным было положение Галлии, провинции, в силу своего геополитического положения всегда являвшейся форпостом империи перед лицом варварских народов. Большое количество германцев, находившихся в статусе федератов Римской империи, проживало на территории Г аллии уже в IV в. Однако в V в. присутствие варварских племен в Галлии увеличивается настолько, что к концу столетия она перестает быть административной единицей Римской империи, а на ее территории появляются первые германские королевства.

По мере усиления варварского мира меняется характер взаимоотношений между Римской империей и племенами зарейнских переселенцев. По-иному складываются отношения варваров с имперскими и местными властями, коренным галло-римским населением и, конечно, с важнейшими социальными институтами. Одним из влиятельнейших социальных институтов в V в. была христианская церковь, которая являлась крупным субъектом экономических отношений и значительной политической силой.

Христианская церковь Г аллии V в. имела развитую организационную структуру. Она насчитывала более ста епископских кафедр и 17 церковных провинций. Высокой была степень христианизации общества. Однако получая значительную поддержку со стороны административного аппарата Римской империи на протяжении всего IV в., христианская церковь в V в. была с ним тесно связана. Кроме того, зародившись в Римской империи и через нее получив свое распространение, христианство было тесно связано с римской культурой и латинским языком. В глазах варваров христианская церковь, вероятно, должна была ассоциироваться с Римским государством.

Варварские народы, пришедшие в V в. в Галлию, по своим религиозным убеждениям были либо язычниками, либо исповедовали враждебное христианству

арианство никео-цареградского образца и потому должны были враждебно относиться к государственной религии своего непосредственного противника -Римской империи и к учению, которое считали ложным. Логично было бы также предположить негативное отношение церкви и христиан к врагам своего государства и к тому же иноверцам.

Конечно, не все варварские народы относились к христианской церкви одинаково. Столь же неоднозначным было и отношение христиан к варварскому миру. Страшные вторжения варваров, безусловно, коснулись церкви. Блаженный Иероним пишет о вторжении варваров в Галлию и бедах христиан следующее: «Бесчисленные и очень свирепые народы заняли всю Галлию… Могонтиак, город еще недавно блистательный, был захвачен и разграблен и в его церкви большое количество убитых людей.» .

В произведении, датируемом 416 г. и иногда приписываемом Просперу Аквитанскому, описываются беды, переносимые христианскими церквями и клиром: «Почему храмы Бога было позволено уничтожать огнем? Почему были осквернены сосуды святого служения? Ни честь священного целомудрия не защитила девственниц, ни стремление к благочестию -вдов. Те, кто решил проводить жизнь в пустынных пещерах, славя Бога днем и ночью, заслужили одинаковую смерть с нечестивцами. Одни и те же бедствия переносили и хорошие и плохие. При отсутствии почтения к их священному имени мучения священников не отличались от мучений простых людей: они также были избиваемы тяжелыми бичами, опалялись огнем, также страдали их руки, заключенные в оковы.» .

Начало разорению христианских церквей положило вторжение в Галлию вандалов и франков в 407 г. Большой ущерб был нанесен варварами церковным общинам Северной Галлии. Некоторые церковные митрополии в этом регионе были совершенно уничтожены и восстановлены лишь через некоторое время . Особенно пострадали провинции Белгика Секунда и Белгика Прима. Во многих городах было прервано епископское преемство, что являлось необходимым условием нормального функционирования христианской церкви. Епископский список городов Могонтиак, Вангионы, Неметы, Колония, Тунгры, Камарак и Амбианы был прерван более чем на столетие . Частично это коснулось городов

Атребаты, Турнак, Морины. Некоторые епископские кафедры были вынуждены переместиться в связи с упадком крупных и развитых в римскую эпоху, но теперь лежащих в руинах городов. Так, епископская кафедра крупного диоцеза Тунгры была перенесена из него в Маастрихт . Север провинции Бел-гика был захвачен языческими племенами франков, и в этой области следы христианства были полностью уничтожены.

Так описывает положение христианской церкви в центральных областях Г аллии, подвластных готам, во второй половине V в. Сидоний Аполлинарий: «Скончавшиеся епископы не заменялись, не восполнялись низшие чины клира церкви; границы духовного разорения простерлись далеко и широко. И это разорение усиливается каждый день вследствие большого количества смертей отцов церкви… Люди, лишенные своих пастырей, ощущают себя угнетенными от отчаяния, видя крушение их веры. Епархии и приходы, лишенные служителей, пребывают в запустении. В церквях можно увидеть прогнившие кровли, которые обрушиваются; двери церквей, снятые с петель, входы в храмы, закрытые ежевикой и терновником. Еще печальнее видеть стадо домашнего скота, не только лежащее на полуоткрытой паперти, но и ходящее щипать зеленеющую траву и сорняки вплоть до алтарей. Безлюдье не царит только в сельских приходах, хотя общины городских церквей начинают распадаться… Я ничего не говорю о ваших коллегах Кроке и Симплиции, которые, изгнанные со своих кафедр, страдают в изгнании…» .

Большой урон был нанесен церковной организации нашествием гуннов. Гунны перешли Рейн в канун празднования пасхи 451 г. Город Медиоматрицы подвергся страшным разрушениям, многие жители были убиты. В их числе называются и служители церкви. «Они предали город огню, убивали народ острием меча, а самих служителей господних умерщвляли перед священными алтарями» . Епископ города Ремы Никазий был убит вандалам на паперти собственного храма .

Практически все варварские народы, пришедшие на территорию Галлии в V столетии, в большей или меньшей степени нанесли ущерб христианской церкви. Однако чаще всего гонения на церковь и священнослужителей обусловливались не религиозными, а политическими мотивами. Дело в том, что деятели христианской церкви принимали активное участие в сопротивлении родных городов захватчикам, а иногда и возглавляли его, пользуясь поддержкой граждан. Они поднимали дух осажденных, призывали их к мужеству и терпению, порой непосредственно участвуя в обороне. Так, Григорий Турский сообщает о подвиге епископа города Тонгр Аравация, который совершил тяжелое путешествие в с целью получить помощь от апостола Петра и упросить его пощадить город при

нашествии гуннов . Город Паризии (современный Париж) спасла от уничтожения гуннами простая христианка Женевьева, призывавшая жителей не сдаваться, а проводить время в молитвах о помиловании. И Аттила оставил город .

Подобным же образом спас свой город от разрушения Луп из Трикасс . После описания Сидонием несчастий Арверн своему ближайшему другу, священнику Лугдуна Констанцию, последний вернулся в Арверны в дни несчастий и ободрял жителей, призывая их оставить панику . Сидоний Аполлинарий вслед за Мамертом Вьенн-ским ввел в осажденных Арвернах общественные моления — рогации, которые зачастую были единственной надеждой жителей на спасение и поднимали их дух .

Блаженный Иероним называет спасителем Толозы епископа Экзуперия. «Я не могу без слез упоминать Толозу, которая не была превращена в руины только благодаря заслуге ее святого епископа Экзуперия» . Неизвестно доподлинно, как епископ Экзуперий помог своему городу. Скорее всего, речь идет о молитвах этого человека, благодаря которым войско варваров не тронуло город. Страшным бедствием для Западной Г аллии в V в. были набеги саксонских пиратов, опустошавших край. По молитвам святого Вивиана, епископа города Сантон, набеги были прекращены .

Поскольку все римские чиновники бежали, «роль первого плана» играл епископ города Ау-релиан Аниан во время его обороны от гуннов. Он убеждал людей побороть страх перед уничтожением и обратиться за помощью к Богу. Им были организованы религиозные церемонии, проходившие на укреплениях города. Как сообщает Григорий Турский, епископ предсказал скорое прибытие войск Аэция и отрядов вестготов короля Теодориха . Под его руководством были укреплены стены города, а сам он предпринял опасную поездку к Аэцию, которого лично просил о помощи, и вернулся в родной город перед самой осадой. Благодаря вмешательству полководца Аэция город был спасен.

Конечно, большое влияние духовенства на население, активная позиция священнослужителей Галльской церкви представляли опасность для сообществ варваров и препятствовали их военным успехам, и потому христианское духовенство могло преследоваться именно по этой причине. Таким был характер преследований Сидония Аполинария, епископа Арверна, некогда стоявшего во главе сопротивления готам в своем городе. Он перенес заключение и был выслан вестготами в небольшое селение Ливии на границе с Пиренеями .

Наиболее часто упоминаемой в источниках причиной преследований клириков христианской церкви является подозрение в измене. Так, по сообще-

нию Григория Турского, в 484 г., «когда слух об устрашающей силе франков уже распространился. все страстно желали подчиниться их власти, святой Апрункул, епископ города Лангры, начал вызывать у бургундов подозрение. И так как ненависть к нему росла с каждым днем, был отдан приказ, тайно заколоть его» . Апрункулу удалось избежать смерти только благодаря бегству. Прибежище себе он нашел в Арвернах.

По той же причине был вынужден оставить свою кафедру епископ города Рутен Квинциан. «Между ним и горожанами возникла ссора, и так как последние упрекали Квинциана в том, что он желает подчинить их власти франков, то у готов, живущих в этом городе, возникло к нему подозрение, и они приняли решение убить его мечом» . По подозрению в измене пострадал епископ Волузиан. «После того как почил в мире епископ города Тура, блаженный Пер-петуй… На его место был избран Волузиан, муж из сенаторского рода. Но у готов он вызвал подозрение, и они его на седьмом году епископства отправили как пленника в Испанию, где он вскоре и скончался» .

Значительно реже гонения на христианскую церковь определялись религиозными мотивами. Так, король вестготов Эврих желал расширить границы своих владений до Роны и в то же время стремился насадить арианское учение, которое было осуждено церковью еще на Никейском соборе 325 г. Источник сообщает, что «Эврих, король готов, перейдя испанскую границу, начал в Галлии жестокое гонение на христиан. Повсеместно он убивал несогласных с его ложным учением, клириков бросал в темницы, епископов отправлял в изгнание или закалывал мечом. А самые входы в священные храмы он приказал засадить терновником, конечно, для того, чтобы, редко посещая храмы, христиане забыли истинную веру. Во время этих гонений более всего были разорены города Новемпопуланы и обе Аквитании» . На протяжении 5 или 6 лет Эврих был против новых епископских поставлений в своих владениях, о чем упоминалось выше. При нем были изгнаны епископы Фауст из Реий и Марцелл из Деи.

Отношение христиан Галлии к варварам было толерантным. Христианское вероучение, которое к V в. уже получает свое оформление благодаря вселенским соборам, сформированному канону священных книг и выработанному символу веры, не разделяет людей по их происхождению, образованию или иным качествам земного мира. Уже апостол Павел в своем послании прямо указывает на несущественность этнической принадлежности для христиан: «. нет ни Еллина, ни Иудея. варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» .

Несмотря на близость к административному аппарату Римской империи христианская церковь Галлии

V в. не отождествляла себя с Римским государством, ведь христианство изначально претендовало на роль вселенской универсальной религии, призванной объять весь мир. Крушение Римской империи не воспринималось христианами Галлии как крушение мира, и потому отношение церкви к варварам на идеологическом уровне не было враждебным. «Прислушаемся к голосам христианского духовенства в самые страшные минуты варварских нашествий. Мы услышим плач о судьбе частных лиц; но не найдем ни отчаяния при виде рушащейся Римской империи, ни ненависти к варварам», — отмечает С. В. Ешевский .

В некоторых случаях христианские писатели порицают и осуждают варваров, однако подобные высказывания имеют под собой серьезные основания и не обусловлены идеологическими или мировоззренческими причинами. Чаще всего варвары осуждаются за жестокость и беспринципность, порицаются за преследования христиан, за те бедствия, которые переносила христианская церковь по их вине. Так, Сидоний Аполлинарий называет готов «народом — нарушителем договоров» . Он осуждает их за самовольные захваты южно-галльских территорий . За агрессивную политику короля Эвриха по отношению к христианской церкви Сидоний Аполлинарий представляет его религиозным фанатиком и упрекает за преследование епископов и церквей . Однако короля вестготов Теодориха, благосклонно относившегося к христианской церкви, он называет «опорой и спасителем римского населения» . Массилийский пресвитер Сальви-ан, отмечая недостатки варварских народов, тут же указывает на их достоинства: «Готы вероломны, но целомудренны; Аланы распутны, но менее вероломны; Франки лживы, но дружелюбны; Саксы страшны жестокостью, но достойны удивления за бескорыстие. Вообще все народы имеют, как особые недостатки, так и особые достоинства» .

Христианские писатели пытаются реабилитировать варваров перед галло-римским населением. Порой они ставят их выше римлян за нравственную чистоту и добродетели . Ими создается новая историософия, в которой германские племена рассматриваются как часть божественного плана -промысла о будущем человечества, как преемники христианского вероучения, поскольку римляне уже не могут быть ими из-за пороков и грехов. Варварские нашествия приписывались христианскими писателями особому божественному произволению, как это было отрыто епископу Аравацию .

Сопротивление коренного населения, поддерживаемое христианской церковью, было борьбой не с варварами, но с захватчиками и грабителями и имело своей целью защиту жизни граждан. Не будучи связанной с каким-либо этносом или государством, христианская церковь оказалась готовой к новым по-

литическим условиям. Христианское вероучение и позиция христианской церкви создавали предпосылки для примирения и конструктивного взаимодействия между галло-римским населением и варварами. То -лерантность церкви принесла свои плоды. Известно о расположении многих германских королей и аристократов к христианскому духовенству Галлии. Добрые взаимоотношения существовали между представителями христианской церкви и готскими правителями. Во время правления короля Теодориха I при дворе короля особое место занимал епископ города Аусций Ориенций. В 439 г., когда войска империи вместе с гуннами осадили Толозу, что грозило ей гибелью, король Теодорих пытался заключить с римским полководцем Литорием мирный договор. В качестве посредника им был избран епископ Ориенций , который, как сообщает нам его жизнеописание, был близко знаком с королем и участвовал в королевских трапезах . Миссия не увенчалась успехом, однако факт обращения за помощью в качестве посредника к представителю церкви сам по себе показателен. Испанский аристократ, приговоренный Теодорихом к смерти, обращался к епископу с просьбой о заступничестве, что также указывает на тесные взаимоотношения этого служителя церкви с вестготской администрацией. Епископ города Сантон Вивиан вступился за жителей своего селения, обложенных вестготами большими налогами, и его ходатайство было удовлетворено . Им также были освобождены из заключения в Тoлoзе аристократы, безуспешно просившие ранее налоговых послаблений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Император Непот, пытаясь остановить разграбление Арверна готами, в 474 г. направил в качестве посланника ко двору Эвриха в Толозу епископа Епи-фания, который был радушно встречен королем. При этом Эврих заявил, что более уважает посланника, чем власть того, кто его послал . В ходе последних переговоров империи с готами об освобождении Арверн активное участие принимали несколько епископов этого региона: Леонций Арелатский, Фауст из Реий, Грек Массилийский, Базилий из Акв . Исходом переговоров стало оставление Прованса в обмен на Арверны. Это было большим успехом римской дипломатии, что также косвенно указывает на расположение короля готов к ведшим переговоры служителям христианской церкви.

Сидоний Аполлинарий упоминает о тесных контактах с бургундским королевским двором лугдун-ского епископа Пациенса, а также о его плодотворной миссионерской деятельности среди бургундов . По мнению Е. Гриффе, бургундские аристократы и королевский двор, оставаясь ариана-ми, не препятствовали переходу своих подданных в католицизм .

Христианами-католиками были многие представители бургундского королевского двора. В их

числе король Хильперик, королева Каретен, бывшая, очевидно, супругой Гундобада, их племянница Хро-дехильда, ставшая франкской королевой, и ее сестра Хрона, принявшая монашество . Очень благоволил к христианской церкви король Гундо-бад. Многие франкские короли были благосклонны к христианской церкви. Так, король салических франков Хильдерик освобождал пленников по просьбе святой Женевьевы во время осады Парижа. Когда после победы над царством Сягрия франки разграбили церкви и церковное имущество побежденных, один из епископов обратился к королю Хлодвигу с просьбой вернуть самое необходимое для богослужения — чашу, король проявил большую заботу о возвращении просимого. Франкский воин, воспротивившийся ему в этом, опираясь на древние германские обычаи, был жестоко наказан .

Факты смещения или изгнания бургундами и вестготами подозревавшихся в симпатиях франкам епископов Волузиана из Турон, Квинциниана из Рутен и Апрункула из Лингон, о чем было сказано выше, наверное, следует считать доказательством установления дружественных отношений между франками и христианской церковью. Жизнеописание Лупа сообщает об освобождении по ходатайству служителей христианской церкви перед варварами многих захваченных в плен жителей Галлии .

Невзирая на бедствия, которые христианская церковь Галлии переживала из-за нашествий варваров на протяжении всего V столетия, влияние и авторитет христианской церкви и ее представителей -епископов только увеличивались. На территориях, оккупированных варварами, епископы приобретали власть, которой ранее не обладали. Примером этому могут служить провинции Нижнего Рейна, Аквитании, центральных провинций Галлии .

Таким образом, христианская церковь Галлии в большей или меньшей мере притеснялась варварами на протяжении всего V столетия: уничтожалось ее имущество, духовенство и миряне преследовались. Однако это не было политикой варварских народов. Гонения не продолжались постоянно и не носили системного характера. Чаще всего христианское духовенство преследовали по политическим мотивам или из соображений безопасности. Религиозные мотивы в гонениях на христианскую церковь прослеживаются достаточно редко.

Несмотря на тесные связи с Римской империей, ее административной системой, культурой и языком отношение христианской церкви к варварским народам, пришедшим на территорию Галлии в V в., не было враждебным. Причиной тому было особое самосознание христианской церкви, не отождествлявшей себя ни с каким конкретным народом или государством. Христианство не являлось идеологическим противником варварского мира. Более того, церковные

писатели пытались включить варварские народы в существовавшую мировоззренческую систему галло-римлян, создавая при этом предпосылки для их примирения и взаимодействия.

Позитивное отношение христианской церкви к варварскому миру дало положительные результаты. Многие служители христианской церкви Галлии пользовались уважением варварских королей и состояли с ними в тесном общении. Свидетельством этому являются факты привлечения духовенства

к дипломатическим миссиям как со стороны варваров, так и со стороны Римской империи, а также многочисленные случаи удовлетворения ходатайств священнослужителей варварскими администрациями. В конце V в. начался процесс обращения варварских народов, заселивших Галлию, в христианство никео-цареградского исповедания. Хотя Римская империя пала, христианская церковь продолжала существовать и развиваться в новых социальнополитических условиях.

Библиографический список

1. Hieronymus Stridonensis. Epistola CXXIII // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. XXII.

— P., 1845.

2. Prosper Aquitanus. Carmen de Providentia Divina // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LI. — P., 1846.

3. Griffe, E. La Gaule Chretienne a l’epoque romaine. V. II. L’Eglise des Gaules au V siecle / E. Griffe. — P., 1966.

5. Sidonius Apollinaris. Epistola VII, 6 // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LVIII.

— P., 1847.

6. Gregorius Turonensis. Historia Francorum // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LXXI.

— P., 1849.

7. Flodoardus. Historia Remensis Ecclesiae // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. CXXXV.

— P., 1853.

10. Sidonius Apollinaris. Epistola III, 2 // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LVIII.

— P., 1847.

11. Sidonius Apollinaris. Epistola VII, 1 // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LVIII.

— P., 1847.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sidonius Apollinaris. Epistola VIII, 3 // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LVIII.

— P., 1847.

14. Послание к Колоссянам святого апостола Павла // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. — М., 1993.

15. Ешевский, С .В. Эпоха переселения народов и Каро-линги // Ешевский С.В. Сочинения. — М., 1870. — Ч. 2.

16. Sidonius Apollinaris. Epistola VI, 6 // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LVIII.

— P., 1847.

17. Sidonius Apollinaris. Epistola III, 8 // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LVIII.

— P., 1847.

18. Sidonius Apollinaris. Carmen, 23, 72 // Patrologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LVIII.

— P., 1847.

19. Salvianus Massiliensis. De gubernatione Dei // Pa-trologiae cursus completus series latina / Ed. J.-P. Migne. Vol. LIII. — P., 1847.

20. Vita Orientii episcopi Ausciensis // Acta Sanctorum. Mai I. — P., 1866.

Король Дезидерий: начало пути
Королю Дезидерию не повезло. Он был последним королем Лангобардского королевства. Из-за конфликтов с Римом он приобрел в веках дурную славу. Авторы продолжений «Истории лангобардов» Павла Диакона не скупились на оскорбления в адрес проигравшего короля.
Лангобарды пришли в Италию во второй половине VI века. Они основали королевство в Северной Италии. На юге были их герцогства Беневенто и Сполето, кроме того, часть полуострова контролировала Византия. Короли лангобардов стремились объединить Италию под своей властью. В этой борьбе им противостояли не только войска Византии, но и римские папы.
Предпоследний король лангобардов Айстульф подчинил Сполето и Равеннский экзархат. В 752 году король захватил несколько крепостей на границе с Римом. Римский папа Стефан II попросил о помощи короля франков Пипина Короткого. В 754 году Пипин вторгся в Италию, разбил Айстульфа и заставил его заключить мир с папой. Проигравший вынужден был отдать Риму земли недавно завоеванного им Равеннского экзархата.

Король Дезидерий. Миниатюра XV века. Источник: Wikimedia.Commons
В 756 году Айстульф был убит на охоте выстрелом из лука. Трон ненадолго захватил Ратхис, предыдущий король, ушедший в 749 году в монастырь. Тем не менее, в 757 году он вновь был свергнут – герцогом (дуксом) Тусции (Тосканы) Дезидерием. Этот герцог и стал новым королем. О жизни Дезидерия до назначения герцогом Тусции неизвестно ничего, кроме того, что это назначение он получил от Айстульфа. Даже автор «Римского продолжения» труда Павла Диакона говорит о нем – «некий».
Известно, что по приказу Дезидерия был построен монастырь святого Сальвадора на землях, специально пожалованных ему Айстульфом. Когда герцог Тусции стал королем, статус и престиж монастыря вырос. Его настоятельницей была дочь Дезидерия. В начале 760-х годов в монастырь были перевезены мощи святой Юлии.
Автор «Римского продолжения» пишет о войне между Дезидерием и Ратхисом. Во время этого противостояния папа Стефан II принял сторону Дезидерия.
О первых годах правления Дезидерия известно крайне мало. В начале царствования он сделал своего зятя Арехиса герцогом Беневенто. В этом статусе он пережил тестя и продолжал править герцогством Беневенто после падения королевства лангобардов.
Читать текст полностью

Короли англосаксов
Ян III Собеский, муж, воин и король

Западная Римская империя в 395 году, в период наивысшего могущества

Ва́рварские короле́вства — государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях её распада в V веке. Характерной чертой, общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствия в то время устоявшегося правила престолонаследия — сыновья короля имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру. Раздоры между членами королевской семьи, между королём и его вассалами, споры между претендентами на престол были обычным делом, очень многие короли умерли насильственной смертью. Границы варварских королевств были также нестабильны, столицы часто менялись. Для внутреннего устройства были характерны общинно-племенная организация в виде территориальной общины свободных землевладельцев, народные собрания и военные ополчения.

Государственность варварских королевств развивалась под воздействием римской политической системы, римского права и с участием должностных лиц, получивших римское образование.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:17 036 4 621 2 261
  • ✪ Образование варварских государств (рус.) История средних веков.
  • ✪ Варварские королевства в Италии (рус.) История средних веков.
  • ✪ Варварские королевства Галлии и Италии

Субтитры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *