Крещенский праздник

19 января православные христиане отмечают большой праздник – Крещение Господне.

Крещение Господне или Богоявление – один из древнейших и самых главных христианских праздников. Оно относится к двунадесятым праздникам: это события, которые догматически тесно связаны с земной жизнью Иисуса Христа.

В Крещение православные вспоминают важнейшее событие, запечатленное в святом Евангелии, а именно обряд крещения, совершенный Христом в реке Иордан.

Евангельская история гласит, что к Иоанну Крестителю, который долгие годы проповедовал о пришествии Христа, пришел сам мессия. В этот день Иоанн находился у реки Иордан. Иисус Христос, которому на тот момент исполнилось 30 лет, принял крещение от Иоанна.

У Крещения существует и второе название, Богоявление, которое он получил в память о чудесном происшествии, которое случилось с Иисусом Христом во время обряда.

Крестил Иисуса пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Евангелие рассказывает нам, как во время обряда, на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. В тот же момент, голос с неба провозгласил:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Совершив крещение, Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где голодал сорок дней и сопротивлялся искушениям дьявола, который пытался соблазнить его на грех голодом, гордыней и верой.

На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу.

Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.

Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды. Накануне, 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии.

Крещеная вода называется «агиасма «и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию.

По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон.

Фото из свободных источников

Купание в проруби

Особенность православных праздников такова, что с течением времени они обрастают народными ритуалами, которые мало общего имеют с оригинальной историей. Так и Крещение невозможно представить без купаний в ледяной проруби, хотя эта древняя традиция является исконно русской и не связана напрямую с крещением Христа в водах Иордана.

Тем не менее, традиция устоялась, и русская православная церковь рекомендует окунаться в прорубь каждому православному, если позволяет здоровье. Главное правило, без которого купание в проруби теряет всяческий смысл, заключается в том, чтобы заранее исповедоваться и раскаяться у священника.

Другими словами, нырять в крещенскую воду нужно уже очищенным и с добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут.

Окунаясь в воду, необходимо трижды перекреститься со словами «Во имя отца, сына и святого Духа”.

В Крещение, как и в другие двунадесятые праздники, следует избегать ссор, плохих мыслей и поступков. Запрещается сердиться на близких людей, ругаться, жаловаться и сплетничать, независимо от обстоятельств.

Все гнусное и недоброе, что вы совершите в этот день против другого человека, обернется против вас же, с тройной силой.

В то же время, в праздник Крещения у всех будет хорошая возможность простить старые обиды и помириться с дорогими людьми.

Другой запрет касается работы – в Крещение, равно как и в остальные великие христианские праздники, воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому.

Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на крещенские купания. В последнем случае выпивать не просто неправильно, но и опасно для здоровья, поскольку алкоголь усугубляет риски, связанные с купанием в ледяной воде.

Если небо в Крещение чистое и звездное, то весна наступит рано, а погода летом будет сухая и жаркая. В то же время, звездное небо на Крещение говорит о том, что год будет спокойный, без особых потрясений.

Если Крещение совпадает с фазой новой луны, то морозы будут суровые и долгие, а весна хмурой и дождливой.

Много снега в Крещение – хороший знак, ведь любая вода в этот день обладает исцеляющей силой. Так что, если на Крещение за окном валит снег, это к хорошему здоровью.

Если на Крещение слышно собачий лай, значит, будет в вашем доме достаток.

У славян на Крещение была примета. Незамужняя девушка в канун Крещения выходила во двор, и если ей на пути попадался молодой парень, то считалось, что свадьба будет скоро.

Фото из свободных источников

Гадания

С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех.

Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом.

«Раз в Крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Гадание по башмачку — является наиболее популярным крещенским гаданием. Считалось, что по направлению упавшего на землю носка башмачка можно было узнать, в какую сторону суженый невесту уведет. Для правильного проведения обряда гадания необходимо придерживаться нескольких важных условий. Башмачок нужно обязательно снять с левой ноги. В идеале – выйти для гадания на окраину деревни, а в городских условиях достаточно будет выйти к подъезду. В случае, если брошенный башмачок падает в сторону дома — девушке не стоит ждать замужества в этом году.

Также в тройку наиболее популярных крещенских гаданий входят гадания на сон и гадание на хлеб и ленту.

«Суженый-ряженый, причеши мне голову»: девушка перед сном должна спрятать под свою подушку гребень для волос. Считается, что тот, кого она увидит во сне и станет ее суженым.

Для второго гадания потребуется взять кусок хлеба и ленту. Необходимо спрятать эти вещи в пустой и чистый горшок. Затем, завязываются глаза и из горшка берется вещь наугад. Если девушка достает ленту, то ей стоит ожидать сватов, а если хлеб, – то оставаться ей в будущем году девушкой.

Также достаточно популярным становится и гадание на Крещение по теням.

Девушка мнет лист бумаги, кладет его на блюдце и поджигает. Когда лист сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Девушка должна внимательно рассмотреть тень от сгоревшей бумаги и попытаться узнать свое будущее.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

19 января православные христиане отмечают Крещение Господне – один из главных христианских праздников, установленный в память Крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Согласно Евангелиям, Спасителя крестил пророк Иоанн Предтеча, проповедовавший о скором пришествии Мессии. Это событие считается одним из ключевых в земной жизни Иисуса Христа.

Праздник называют также Богоявление, так как именно в день Крещения миру впервые явилась Пресвятая Троица: Бог Отец о Сыне провозгласил с небес, Сын принял Крещение в реке Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

История праздника

Все четыре Евангелия свидетельствуют о Крещении Господнем. Священное писание повествует, что в те дни, Иисус пришел из Назарета Галилейского и крестился в Иордане от пророка Иоанна Предтечи: «пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане”. Иисус крестился, когда ему было тридцать лет.

И когда Иисус выходил из воды, Иоанн увидел, как небеса открылись и Дух, как голубь, сошел на Него. И с небес раздался голос: «Это Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение”. Также на Христа сошел Святой Дух в облике голубя. Он даровал Сыну Божьему прощать падшего в грехе человека через обряд крещения, и возрождать грешников к новой жизни. После таинства, крещеный Иисус, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где сорок дней голодал и подвергался искушениям от дьявола. Однако Спаситель остался крепок и отринул лукавого. С этого тяжелого испытания и начиналась главная миссия Христа на земле.

Праздник Крещения Господня возник еще во времена апостолов и назывался «Епифания” или «Теофания”, что в дословном переводе означает «праздник Света”. Эта ассоциация не случайна, поскольку древние христиане верили, что в Крещение Господне Иисус Христос спускается на землю, озаряя мир благодатью и открывая людям Свет Неприступный.

Крещение Господне до IV века с Рождеством были единым праздником, и назывался он Богоявление. Новообращенных, которых называли оглашенными, в первые века христианства крестили на Богоявление. Именно тогда возникла традиция освящать воду в водоемах. Впервые раздельное празднование Рождества и Крещения Господня ввели примерно в 377 году в Константинопольской Церкви.

Фото из открытых источников/Интернет

Традиции

Крещенская вода или Агиасма – одна из главных святынь. Великое водосвятие совершается в православных церквях ежегодно накануне Крещения – в Крещенский сочельник, и в сам праздник – 19 января.

Освящение воды в праздник Крещения связано с обычаем Иерусалимской церкви шествовать на Иордан, к месту крещения Спасителя, в день Богоявления.

Еще в древней церкви были замечены особые исцеляющие свойства Святой воды, восполняющей душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой.

И сегодня, после водосвятия верующие, по традиции, пьют в церкви крещенскую воду, умывают ею лицо и уносят домой бутылочки, заполненные агиасмой.

Запасы Святой жидкости верующие пополняют один раз год. Особенным ее свойством является то, что добавленная в небольшом количестве к обычной воде, она передает свои благодатные свойства и ей.

В праздник Крещения Господня люди, по традиции, с утра шли в церковь, где после обедни проводили водосвятие.

Вернувшись из храма трапезничали всей семье – на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд – каши, блины, запеченная свинина, холодец, колбаса и многое другое.

В некоторых местностях, на Руси, блины, по обычаю, готовили «квадратные”, привлекая тем самым в дом деньги.

После трапезы вся семья, по традиции, вместе благодарила Всевышнего за хлеб на столе и отправлялась «отпускать” рождественские праздники. В старину был обычай выпускать из клетки белого голубя.

Женщины, в период от Рождества до Крещения Господня, по обычаю, не ходили за водой и не полоскали белье в реке, опасаясь нечисти, которая, по народному поверью, хозяйничала на земле до крещения Спасителя.

Чтобы щеки были румяными, женщины, по обычаю, на Крещение Господне опускали калину или кораллы в сосуд с агиасмой и умывались настойкой.

Девушки на Крещение Господне пытались узнать свою судьбу – с самого утра в праздник, по традиции, они выходили на дорогу и поджидали прохожего. Если первым встречным был здоровый хозяйственный мужчина, это означало, что они скоро встретят свою вторую половинку. Ну а если ребенок или пожилой человек – любимого в ближайшем будущем им не встретить.

Фото: Местное время

Особенность православных праздников такова, что с течением времени они обрастают народными ритуалами, которые мало общего имеют с оригинальной историей. Так и Крещение невозможно представить без купаний в ледяной проруби, хотя эта древняя традиция является исконно русской и не связана напрямую с крещением Христа в водах Иордана.

Тем не менее, традиция устоялась, и русская православная церковь рекомендует окунаться в прорубь каждому православному, если позволяет здоровье. Главное правило, без которого купание в проруби теряет всяческий смысл, заключается в том, чтобы заранее исповедоваться и раскаяться у священника.

Другими словами, нырять в крещенскую воду нужно уже очищенным и с добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут.

Окунаясь в воду, необходимо трижды перекреститься со словами «Во имя отца, сына и святого Духа”.

Надо помнить об основных советах, которые из года в год повторяют врачи.

  • Снимайте одежду непосредственно перед тем, как окунуться – не мерзните раздетыми перед водой. Не стойте долго голыми ногами на льду.
  • Зайдя по колено в воду – умойтесь. Погружайтесь медленно.
  • Постарайтесь находится в ледяной воде не более 10 секунд.
  • После того, как вылезли, сразу же хорошо разотритесь и быстро одевайтесь.
  • Ни в коем случае не «согревайтесь» алкоголем перед нырянием, это опасно для здоровья. После купания зайдите в теплое помещение и выпейте горячего чаю.

Запреты

В Крещение, как и в другие двунадесятые праздники, следует избегать ссор, плохих мыслей и поступков. Запрещается сердиться на близких людей, ругаться, жаловаться и сплетничать, независимо от обстоятельств.

Все гнусное и недоброе, что вы совершите в этот день против другого человека, обернется против вас же, с тройной силой.

В то же время, в праздник Крещения у всех будет хорошая возможность простить старые обиды и помириться с дорогими людьми.

Другой запрет касается работы – в Крещение, равно как и в остальные великие христианские праздники, воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому.

Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на крещенские купания. В последнем случае выпивать не просто неправильно, но и опасно для здоровья, поскольку алкоголь усугубляет риски, связанные с купанием в ледяной воде.

Приметы

  • Если на Крещение выпадало полнолуние, то до конца января будет держаться такая погода, какая была последующие три дня после праздника.
  • Если идет дождь, то конец января будет пасмурным и дождливым.
  • Если в этот день стоит ясная и морозная погода, стоит ожидать засухи летом.
  • Если в крещенский полдень на небе наблюдались синие облака, то год, опять же, должен быть урожайным.
  • Если на улице пасмурно и идет снег, то людей ждал обильный урожай.
  • Если на Крещение метель, то и в конце апреля жди метели.
  • Сильные вихри на Крещение поднимаются – к хорошему роению пчел.
  • Если день теплый, то хлеб будет густой.
  • Полный месяц – к полноводию весной.
  • Если день солнечный и теплый, то хорошая погода продлится ещё несколько недель.
  • Если снег к забору привалил, лето плохое будет. Если же есть промежуток, то урожайное.
  • Собаки много лают – будет вдоволь дичи.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

Богоявление, или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2020 году

Что это за праздник?

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…» «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).

Богоявление

«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… » Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони…»
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше». Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.

Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» — Иоанна. Заканчивая предпраздненственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».

На Крещение Господне в сельском храме

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника — 5 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа — обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паримий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV — V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? — От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Крещение Господне: глыба греха и камертон Истины (+видео)

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится:
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…»

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д.

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду».

Всенощное бдение праздника

Всенощное бдение на праздник Крещения (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо. Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».

На утрени, по полиелее — величание:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».

Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».

Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». (В русском переводе: «Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая, приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем»).

Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии (до отдания праздника включительно).
К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы.

Литургия в день Богоявления

В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия св. Василия Великого в день праздника бывает тогда, когда он совпадает с воскресеньем или понедельником (так как накануне этих дней — в субботу или воскресенье, то есть в Навечерие праздника, совершалась в свое время литургия св. Иоанна Златоуста).

На литургии: антифоны праздника. Входное: «Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь, и явися нам». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» — в напоминание новопросвещенным, то есть крестившимся в древности в Навечерие праздника, что они «во Христа облеклись».

Крещение. Даты

Крещение в 2020 году — 19 января

Крещение в 2021 году — 19 января

Крещение в 2022 году — 19 января

Крещение Господне. О Богоявлении на «Правмире»:

  • Крещение Господне
  • Крещение Господне: Освящение воды есть освящение нашей жизни +ВИДЕО
  • Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления
  • Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *