Крест апостола Андрея

Санкт-Петербургский Андреевский собор, 12 июля 2009 года. Фото с сайта sobory.ru

Санкт-Петербургский собор во имя апостола Андрея Первозванного Санкт-Петербургской епархии

Православные жители Васильевского острова Санкт-Петербурга с 1713 года молились в деревянной церкви Воскресения Словущего при Меншиковском дворце, которая, однако, не могла вместить всех прихожан. В 1725 году они, скорбя, что «не сподобляются слышать христианского священнослужения», просили разрешения выстроить для себя приходской храм.

Деревянный храм

В январе 1727 года императрица Екатерина I «первейшая Великая Магистра ордена святаго Апостола Андрея кавалеров Российских» именным указом распорядилась отпустить из казённых средств три тысячи рублей для возведения церкви святого апостола Андрея Первозванного на участке рядом с домом А.И.Троекурова на углу Большого пр. Васильевского острова и 6 линии у канала (впоследствии засыпанного) и обратилась с «Увещанием к доброхотному подателю» о сборе средств на строительство.

Проект выполнил архитектор Джузеппе Трезини, под его надзором производились подготовительные работы и расчистка участка от леса.

В 1729 году архиепископ Нижегородский Питирим освятил закладку храма. Через год строительство завершили вчерне. В январе 1731 года года священник Тимофей Семёнов обратился в Святейший Синод с прошением о выдаче в новопостроенную церковь антиминса, об её освящении и учреждении при ней кладбища.

В 1732 году храм был освящен архиепископом Феофаном (Прокоповичем) .

В ноябре 1733 года жители Васильевского острова указом духовного правления были приписаны в приход Андреевской церкви. Иконостас для храма был перенесен из домовой церкви князя А. Д. Меншикова. Храм посещался знатными особами, в нём было установлено царское место.

В 1740 — 45 годах рядом с церковью был выстроен теплый каменный храм во имя Трех святителей.

4 февраля 1744 года указом императрицы Елизаветы Петровны церкви присвоен статуса собора.

Во время грозы 4 июля 1761 года деревянный Андреевский собор сгорел в результате попадания молнии.

Каменный собор

Санкт-Петербургский Андреевский собор, 1860-е (?). Фото с сайта oldsp.ru

Строительство каменного Андреевского собор на месте сгоревшего деревянного было начато в 1764 году по проекту архитектора А.Ф. Виста (позднее, вероятно, также А.А. Иванова) в стиле, переходном от барокко к классицизму.

21 марта 1780 года новопостроенный собор был освящен . К 1786 году построена каменная колокольня.

В 1797 году собор стал орденским храмом ордена Св. Андрея Первозванного, над входом укреплен барельеф с изображением ордена Андрея Первозванного, несомого двумя ангелами.

В 1798 году внутри собора исполнена лепка и выстроена ограда с часовней, в 1813 году интерьер храма заново расписан.

В 1834 году в храме устроили отопление.

В 1848 — 1850 годах пристроены боковые приделы (архитектор Н.П. Гребенка). В 1850 году главы собора и колокольню покрыли новым железом и позолотили на средства купцов В.А.Фролова и А.И.Тименкова, одновременно был изменен верх колокольни.

В 1857 — 1858 годах архитектором А. М. Горностаевым был заново отделан интерьер собора на средства купцов В.А.Фролова и А.И.Тименкова. Трёхъярусный XVIII столетия иконостас расширили и надстроили двумя ярусами, дополнительные иконы для него написали В.М.Пешехонов и Н.Г.Шишкин.

16 марта 1869 года при соборе было основано «Благотворительное общество вспоможения бедным прихода Андреевского собора в Санкт-Петербурге». При обществе были открыты приют для престарелых женщин, приют для сирот-девочек, приют для сирот-мальчиков, приют для неизлечимо больных женщин, бесплатная квартира и дешевые комнаты. В 1894 году была освящена домовая церковь общества во имя Всех Святых.

В 1878 — 1879 годах архитектор А.И. Кракау переделал в характере эклектики ограду и угловую часовню. В 1890 году к алтарю пристроена пономарня, а через семь лет расширена алтарная часть.

В 1899 году прихожан состояло 3859 мужчин и 4559 женщин.

В 1914 году учреждено приходское миссионерское братство.

В годы советской власти

Торговля дровами на углу 7-й линии и Большого проспекта В.О., нач. 1920-х. Вид на Андреевский собор и часовню в ограде.

В 1922 году в Андреевском соборе большевики произвели изъятие церковных ценностей. Были изъяты богослужебные сосуды из драгоценных металлов, серебряные оклады икон первого ряда иконостаса, старинное Евангелие в серебряном окладе, облачение главного престола, сделанное в 1861 году из 7,5 пудов серебра в мастерской известного ювелира Ф.А.Верховцева и многое другое.

В этом же году собор был захвачен обновленцами во главе с протоиереем Николаем Платоновым, впоследствии обновленческим митрополитом. В 1930-х годах обновленцы присвоили собору звание кафедрального .

В начале 1920-х годов, при создании по проекту архитектора И.А.Фомина бульваров на Большом проспекте В.О., были снесены часовня и ограда собора.

В 1928 году по указанию властей с колокольни собора сняли колокола. Их передали в Петропавловскую крепость, а впоследствии переплавили.

В 1937 году на средства прихода произведено научное обследование иконостаса и икон, иконостас позолотили и отреставрировали. При этом была изъята и передана в Русский музей икона Крестовоздвижения XVII века с портретом царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Официально собор был закрыт решением президиума Ленгорисполкома от 11 июля 1938 года. С куполов были сняты кресты, а здание передано тресту художественно-промышленного производства, который произвёл частичную перепланировку помещений. Намерение пользователя разобрать иконостас не осуществилось благодаря твёрдой позиции начальника ГИОП Н.Н.Белехова, в связи с этим нижнюю часть иконостаса зашили фанерой на высоту 2,5 метра.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здание храма было оборудовано средствами ПВО для отражения налётов вражеской авиации. В результате артобстрелов и взрыва авиабомбы пострадали фасады и крыша, взрывной волной были выбиты стёкла, уникальный иконостас и интерьер значительно повреждены.

В послевоенном 1947 году проведены восстановительные работы, по окончании которых здание собора передали институту Ленморниипроект.

В 1968 — 1970 годах начался реставрационный ремонт фасадов, интерьера, настенной живописи и иконостаса, при этом была закрашена известковой краской живопись в куполе.

Санкт-Петербургский Андреевский собор, ок. 1989 г. Фото с сайта oldsp.ru

После 1980 года в храме поместили часть антропологических коллекций Института этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР (Кунсткамеры). В 1978 году на главном куполе установили антенну для радиосвязи (снята в 1987 году).

Возрождению Андреевского собора положил начало в 1988 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). Он посетил занятый Институтом этнографии храм, благословил создание православной общины прихода и начало трудов по возвращению храма верующим. Для возобновления богослужений митрополия передала в собор престол, жертвенник, богослужебные сосуды и другую церковную утварь.

В 1989 году ключарь Николо-Богоявленского собора протоиерей Сергий Чевяга отслужил в храме первый молебен. На просьбу общины о передаче собора Русской Православной Церкви секретарь Ленгорисполкома В.И.Шитиков в письме от 11 февраля 1990 года ответил, что надежд на открытие храма в обозримом будущем нет, поскольку нет помещения для антропологической коллекции.

Возвращение храма Церкви

В 1990 году, при митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне, алтарь и подкупольная часть храма были возвращены приходу, в них начались богослужения. При этом за фанерной перегородкой в нефе и приделах по-прежнему хранились человеческие черепа и костные останки антропологической коллекции Кунсткамеры.

13 декабря 1990 года настоятелем Андреевского собора протоиереем Александром Швецом была совершена первая после 52-летнего перерыва Божественная литургия.

15 июля 1991 года православной общине собора возвращена и передана в бессрочное пользование церковь Трех Святителей Вселенских. Андреевский собор передан епархии 10 декабря 1992 года.

13 декабря 1993 собор был освящен епископом Тихвинским Симоном (Гетя) .

Летом 1995 года Институт антропологии и этнографии вывез свое имущество и полностью освободил здание храма.

В 1995 — 1996 годах на купола собора водружены титановые вызолоченные кресты, в эти же годы произведён ремонт стропильной системы и кровли.

В 2001 году рядом с собором был открыт обелиск в честь 300-летия ордена св. Андрея Первозванного (авторы: А. А. Казаков и Ю.В. Горевой).

В 2002 — 2003 годах проведены реставрационные работы.

В июле 2004 года, в честь 275-летия основания прихода Андреевского храма и 240-летия закладки нынешнего здания собора, на солею установлена латунная вызолоченная ограда.

В приходской школе ведутся занятия для взрослых и детей, для детей открыт класс церковного пения.

Святыни

  • икона Божией Матери «Нечаянная радость»
  • икона ап. Андрея Первозванного, с житием, датируемая 1728 годом, из Троице-Петровского собора (снесён в 1933 году)
  • икона ап. Андрея Первозванного, аналойная, с частицей мощей апостола

В соборе сохранился резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века, один из старейших в городе. Самые древние в иконостасе образа свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меншиковского дворца, находятся в храме с самого его основания.

Настоятели

1938 — 1990 — собор закрыт

  • Александр Швец (1990 — 1994?)
  • Михаил Мокрополов (с 18 ноября 1994)

Приписные храмы, часовни

  • Владимира Равноапостольного, часовня в ограде собора
  • Всех Святых, домовой храм Благотворительного общества вспоможения бедным (недейств.)
  • Николая Чудотворца, часовня на Николаевском мосту (ныне мост Лейтенанта Шмидта) (снесена весной 1930)
  • Трех Святителей Вселенский

Кладбище

В первые годы при храме имелось небольшое кладбище, где, по преданию, похоронены известный государственный деятель петровской эпохи князь Я.Ф. Долгорукий, невеста императора Петра II кн. Е.К. Долгорукая, знаменитый изобретатель и сподвижник Петра I А.К. Нартов.

Литература

Использованные материалы

  • Историческая справка с официального сайта собора:
  • Антонов В.В. «Андреевский собор», статья энциклопедии Санкт-Петербург
  • «Андреевский собор», страница генеалогического сайта А.А. Бовкало:

Страница собора на сайте Глобус митрополии:

См. историческую справку на сайте собора. Согласно энциклопедии Санкт-Петербург — в 1781 году.

Святыни Петербургской епархии, с. 57, 58.

Подробнее об этом см.: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты.

По данным А.А. Бовкало, на оф. сайте — с 1890 года.

Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного

Панорама верхнего храма на картах Google

Заложен в 2012 году по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона. Возведён строительной компанией «Энергомонтаж» на средства, пожертвованные семьями: Сидоренко Леонида Ивановича, Каличенко Владимира Андреевича, по проекту архитектора Чернобровцева Петра Александровича.
Освящен Высокопреосвященнейшим Тихоном, митрополитом Новосибирским и Бердским, 24 июня 2017 года.

Краткое житие святого апостола Андрея Первозванного

Память Апостола Андрея Первозванного: 30 ноября/13 декабря

Святой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов (греч.—посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому апостолу Андрею усвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.

Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье,. вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя.

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.

На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например в Синопе. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас).

Свою силу явил Господь через ученика Своего и в городе Патры. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Все это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный… Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму — был в виде латинской цифры X (в иконографии т. н. Андреевский крест). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.

В храме находится чтимая икона святого апостола Андрея Первозванного с частицей его святых мощей.

Акафист святому апостолу Андрею Первозванному

Канон первый святого апостола Андрея Первозваннаго

Канон второй святого апостола Андрея Первозваннаго

Анимационный фильм для семейного просмотра

Документальный сериал «Апостолы». «АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ»

Православный собор Андрея Первозванного в Патрах — главная достопримечательность города и одна из основных христианских святынь, крупнейший греческий православный храм, собирающий тысячи паломников.

Собор возведен на предполагаемом месте совершённого распятия Святого Андрея Первозванного, проповедовавшего в Патрах в последние годы жизни. Центральные реликвии храма — мощи Святого и уцелевшие частицы скошенного андреевского креста.

История возведения собора началась в 1895 году — с создания строительной комиссии. Первый проект храма принадлежит архитектору Анастасиосу Метаксасу.

Работы стартовали в 1908 году, но были приостановлены уже через два года — подвело состояние грунта в месте строительства. Продолжить строительство удалось только в 1930 году, и вскоре сменился архитектор и руководитель работ — эти функции перешли к Георгиосу Номикосу. Случившийся вскоре очередной и наиболее длительный перерыв был вызван плачевным экономическим положением страны в предвоенные и последующие годы.

Храм в неовизантийском стиле, рассчитанный на 5500 человек, торжественно открылся в сентябре 1974 года. В архитектурном плане он выполнен в форме греческого креста. Большой главный купол с покрытым золотом крестом, высота которого составляет около 5 метров, виден в Коринфском заливе издалека.

Посетить кафедральный собор в Патрах можно самостоятельно (вход свободный каждый день) или с экскурсией из других городов, в раках паломнических маршрутов.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ — изображение креста в форме буквы X. Имеет в геральдике название «салтир». Еще Моисей возвел из меди Х-образный образ креста. Он указывал израильтянам, что те спасутся через него. Особыми мистическими свойствами наделял данный символ Платон. Согласно его истолкованию, Х-образный крест подразумевал Божью силу.
По преданию, на таком кресте был распят первокреститель Руси апостол Андрей Первозванный. Петр I поместил изображение Андреевского креста на государственном гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге. «Крест Святого Андрея, — разъяснял царь, — принят того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение». Для символики военно-морского флота было важно то, что профессиональной деятельностью Андрея являлось рыболовство. Голубой цвет креста указывал на его связь с морскими мотивами. Правда, многие исследователи полагают, что Петр I заимствовал знак не в силу приверженности к русской апостольской традиции, а под влиянием иноземцев — шотландцев, для которых Андреевский крест являлся национальным символом.

Форма буквы X вызывала ассоциации с написанием по-гречески имени Христа. В силу близости с римской X, Андреевский крест называется также crux decussata. В зависимости от цветовой семантики, крест символизировал разных святых: синий или белый — Андрея, золотой — британского великомученика Албана Первого, красный — покровителя Ирландии Патрика, черный — Осмунда. Назывался также Бургундским крестом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *