Крестить ребенка без крестных

На крестных родителях лежит ответственность перед Богом за духовное воспитание и воцерковление младенца принимающего святое крещение. Именно поэтому физиологическим родителям стоит внимательно относится к выбору крестных своему малышу. Конечно, каждые мама и папа хотят, чтобы у их детей были хорошие крестные. Это означает, что последние должны сами разбираться в основах православной веры. А такое, к сожалению, происходит далеко не всегда. Поэтому найти крестных родителей своему ребенку иногда оказывается очень трудно. Так, например, может встать вопрос перед мамой и папой: как быть, если среди знакомых нет достойных крестных? Можно ли в таком случае крестить ребенка в возрасте до семи лет?

Православная Церковь советует каждому младенцу иметь крестных родителей. Однако православные каноны не воспрещают в случае неимения крестных совершать таинство крещения над младенцем. Поэтому необходимо с уверенностью констатировать тот факт, что в православных храмах может быть совершено крещение над младенцем при отсутствии крестных родителей. Сам ребенок не виноват в том, что у него нет достойных крестных. Поэтому Церковь не имеет права лишать младенца возможности принять святое таинство и сочетаться Христу.

Поэтому не стоит отчаиваться тем родителям, у которых встают серьезные вопросы при выборе крестных. Даже если достойных восприемников малыша не найдется — крещение будет совершено. В таком случае крестным родителем формально будет считаться сам священник, совершающий таинство.

Некоторые представители духовенства и вовсе советуют приносить ребенка на крещение без крестных, нежели с крестными родителями, которые совершенно не разбираются в православной вере.

Крестить, чтобы… было

Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви.

Крещение может восприниматься как следование семейному укладу:

«В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать», — заявляет один из пользователей.

Иногда крещение воспринимается как традиция национальная:

«Не назову себя воцерковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек — православный христианин».

К этому утверждению прилагается и пространное обоснование:

«Люди (в массе своей) исповедуют (ощущают принадлежность) ту религию, которая исторически сложилась на территории их государства. Индусы не переходят в христианство, японцы не стремятся к иудаизму, а иранцы равнодушны к дзену. Все занимаются своими делами».

Таких нецерковных людей, «православных по культуре», социологические опросы выявляют в российском обществе от двух третей до 80%. К этому числу у нас при случае даже любят апеллировать. Но, похоже, именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, за чем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое.

Крёстные без «фанатичной набожности»

Иногда в Сети можно прочитать записи вроде:

«Я крестила двух своих ребятишек и старшего родственницы, и всё было легко, душевно и празднично…

Теперь же батюшка строго спросил меня, когда исповедовалась и причащалась в последний раз, как часто хожу в храм и в какой, какие молитвы знаю. Я не отличаюсь от многих соотечественников чрезмерно фанатичной набожностью, поэтому честно ответила, что всё это делаю по велению души, не редко, но и не каждый день. Получила ответ: «Я устал крестить безбожников!»

Комментаторша обиделась. Но как ей объяснить, что крещение – это не просто «праздник», а христианство – не только «Богвдуше»?

Ещё случай:

«Крёстный у нас был родной брат родственницы. Он вообще парень работящий, из деревни, там все тётки к нему за помощью идут, и он ни с кого ни копейки не берёт, всегда рад помочь. Тоже недостоин оказался».

Крёстный и «хороший человек» — это одно и то же?

«Подруга попросила быть крестной у ее малыша. Я подготовилась основательно — купила все необходимое в магазине Крещение, настроилась морально, а теперь прочитала про собеседование и расстроилась. Я не особо соблюдаю православные обычаи, а вдруг батюшка меня не допустит до этого таинства».

Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся по Сети жалобы на отказ «провести ритуал». Или на то, что «ритуал» почему-то провели не индивидуально или не в основном храме (который был выбран соискателями за то, что красивый и старинный), а в маленьком крестильном храмике (или вообще в отдельной комнате-крестильне), где не могли нормально развернуться фотограф и оператор с камерой.

Церковь – это просто красиво?

Фото: zalnova.livejournal.com

Крестить… без собеседования

Однако основную волну возмущения вызывает требование к родителям и крёстным пройти огласительные беседы. Как основной аргумент против них участники сетевых обсуждений приводят практику, существовавшую в Церкви в 1990-е, когда всех приходящих крестили по первому обращению.

Однако разберёмся с тем, что вообще такое огласительные беседы и для чего они возникли.

Введение в церковную практику подготовительных бесед для самих крещаемых (в случае, если крестятся взрослые), а также для родителей и крёстных родителей (в случае крещения младенца) регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который вступил в силу ещё 28 декабря 2011 года.

В нём, в частности, сказано:

«Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

«Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам».

То есть основная цель предваряющих крещение бесед – вовсе не провести «тест на хорошего человека», как посчитали авторы некоторых приведённых выше записей. Их цель – разъяснить человеку основы религии, в которую он обращается сам или обращает ребёнка.

По нашей просьбе ситуацию комментирует клирик храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки священник Димитрий Туркин:

Священник Димитрий Туркин

Многие годы священникам приходилось крестить почти всех, кто просил этого. Очень малое число крещеных становилось прихожанами. В члены Церкви принимались порой люди, очень далекие от истинной веры и не стремившиеся эту веру познать. Есть надежда, что такое положение навсегда прошло.

Итак, надо приучить себя к мысли, что к крещению надо готовиться, и если такой готовности объективно нет, то и крещения не будет.

В настоящее время подготовка к крещению представляет собой прослушивание лекций в основном будущими крестными. Конечно, как всякое новое дело, оно не лишено недостатков. По сути, мы пытаемся возродить практику оглашения перед крещением. Это очевидное благо для Церкви, поэтому мир не хочет принимать его.

Ошибка тех, кто критично оценивает наши попытки противостоять формальному отношению к Таинству, заключается в том, что им кажется: мы пытаемся насильно кого-то чему-то научить. На самом деле мы пока пытаемся, простите за грубость, просто отфильтровать тех, кто не хочет сам ничему учиться. Им, поверьте, не нужны ни Христос ни Его Церковь.

Очень хорошо, что кто-то заявляет: «крещение ребёнка – это и есть повод начать ходить в храм». Посещение подготовительных лекций как раз и есть начало хождения в храм. К тому же это еще и способ начать что-то понимать в церковной жизни. Но мы больше не можем рассчитывать на «вдруг начнут».

Представьте себе чувства священника, вынужденного годами крестить всех приходящих. Поверьте, это очень трудно и больно для души молиться с теми и за тех, кто сам ничего не хочет и просто равнодушно отстаивает время совершения Таинства.

На самом деле мы не отказываем никому. Если человек прошел подготовку, то его допускают к крещению. Просто те, кто для себя решил, что им ничего от Церкви кроме факта крещения не нужно, не приходят на наши беседы и поэтому не приходят креститься и крестить детей.

Случаев с крещением было много и разных, но не помню ни одного, когда прихожанином стал человек, вначале проявивший равнодушие.

В целом за время, прошедшее с внедрения огласительных бесед в церковную практику, отношение к ним стало спокойнее. Однако фраза, вынесенная в заголовок этого раздела, всё ещё занимает лидирующее место в списке поисковых запросов.

Преткновения собеседования

Помимо самого факта их проведения, огласительные беседы вызывают ещё целый ряд вопросов.

Во-первых, в самом начале беседы, по-видимому, проводили, что называется, «с усердием не по разуму». Корреспонденту известен случай, когда несколько лет назад летом православная пара из Москвы пыталась крестить своего третьего ребёнка в Вологде у родителей.

Отсидев двухчасовую лекцию с тремя детьми от нуля до четырёх лет на руках, мама тогда попыталась поговорить со священником о «смягчении процедуры». На что получила ответ: «Либо досиживайте ещё две встречи, либо езжайте креститься по месту жительства».

В Москве, задав той же паре несколько вопросов, священник велел родителям готовиться к причастию. Ребёнок же был крещён в ближайший удобный для них день.

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Участие (NB, а не присутствие) крестных и (или) родителей обязательно в случаях, когда они не воцерковлены или не являются прихожанами данного храма. Если о крещении просят прихожане, исповедующиеся и причащающиеся в храме, то они получают разрешение без подготовки.

Если это люди из другого прихода, то они должны в краткой беседе показать свою степень воцерковления и, тогда по результатам или получат разрешение на крещение, или им предложат пройти подготовительные беседы.

Случаи дежурного отношения к катехизации (как со стороны участников, так и со стороны организаторов) отмечены и в сетевых записях:

«Это просто что-то типа лекций. Три субботы ходила. С малышом папа сидел. Не жалею. Хоть вздремнула немного».

В других случаях вызвало вопросы само содержание беседы. Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении» предусматривает:

«Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».

Официальный документ предписывает: когда они необходимы, бесед должно быть как минимум две, но их содержание и продолжительность определяется катехизатором «с любовью и рассудительностью». Однако жизненная практика нередко может значительно отличаться:

«Я в прошлом году ходила, так мне на ноутбуке давали ролики посмотреть с выступлениями священнослужителей о пользе той самой беседы, на которую я пришла».

Иногда смысл беседы, по свидетельствам оглашаемых, сводился к поддержанию суеверий, связанных с крещением:

«Собеседование больше походило на беседу за жизнь. Главное, что их волновало — не встречаемся ли мы с крестным, не живем ли вместе как мужчина и женщина или брак у нас…»

В других случаях содержание самой беседы понять вообще сложно:

«Неадекватная дама, которая вела данное собеседование, взяла на себя смелость рассказать, почему детки умирают маленькие, вот только логики в этом никакой не было».

Иногда пришедшие явно были не готовы к тому, что поучение перейдёт «в практическую плоскость». Хотя, возможно, и тон разговора был избран не вполне верный:

«Настоятельница церкви (могу ошибаться) вела монолог о том какие мы все безответственные, грешные, низкие люди.

Много было крёстных и родителей, некоторые пытались задавать вопросы, на что получали короткие ответы в стиле: «Вон книга, там всё написано, чего неясно-то?»

Правда, наш крёстный, обличённый в блуде на всю толпу, (он тогда уже долгое время жил с девушкой), женился. Возможно, мы неправильные православные и не должны креститься, но не таким способом это надо доносить».

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Количество и содержание бесед пока очень разнятся. Мы в самом начале пути и вырабатываем подходы к этому делу. Надеюсь, в дальнейшем мы придем к общим правилам. Думаю, что отдельные «перегибы» — нечастое явление.

Катехизаторами могут быть, помимо священства, и миряне, главное, чтобы они были специально для этого подготовлены. Пока таких немного. Сейчас катехизаторов готовят на специальных курсах высших церковных учебных заведений.

Действующих выпускников этих курсов я ещё не видел, но надеюсь, скоро они будут надежными помощниками священства в деле воцерковления нашего народа.

Ещё одна проблема, которую часто отмечают интернет-комментаторы – крёстные из других городов на подготовительных беседах в назначенное время быть могут не всегда. Однако теперь эта проблема вполне решаема.

Невоцерковлённый человек, выбранный в крёстные, участвует в подготовительных беседах у себя в храме и приносит об этом справку. Воцерковлённому христианину, постоянному прихожанину какого-либо храма предварительно проходить специальную подготовку не нужно вовсе.

Фото: ilfotografo.ru

Цена вопроса

Ещё один момент, вокруг которого сломано больше всего копий, — размер пожертвования за крещение. Большинство комментаторов возмущает сам факт «платы за Таинство». Ещё часть не устраивают конкретные цифры или обстоятельства, при которых они были озвучены:

«В тех храмах, куда я заходил, какие то «бабушки — помогалы» мне показывали некий прейскурант…цены от 2000 до 8500 рублей».

«Когда я узнавала о крещении, в церкви мне выставили счет: Крещение + крестик+свидетельство+свечки. Пытались впарить еще и платье крестильное, несмотря на то, что десять раз им сказала: «Платье у нас уже есть!» Так неприятно, как на рынке».

В «денежном вопросе» необходимо уяснить несколько моментов. Во-первых, независимо от озвученной цифры, «платой за Таинство» передача денег не будет. Как в случае с «ценой на свечи», приход таким образом собирает деньги на поддержание своего существования – освещение, отопление, ремонт, зарплату священникам и певчим.

Кому-то удобно при этом обозначить конкретные цифры, в других приходах скажут «дайте, сколько не жалко».

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Размер пожертвования за Таинства определяет настоятель храма, сообразуясь с потребностью приходской жизни и, конечно, с возможностями людей платить. Если человек не может платить за крещение, его покрестят бесплатно. Так, я думаю, будет во всех храмах города Москвы.

Критерий «когда человек не может платить за крещение», конечно, субъективный. Но корреспонденту известны случаи, когда в московских приходах безвозмездно крестят детей многодетных постоянных прихожан.

Ещё в ряде мест сумма пожертвования составляет порядка одной-трёх тысяч рублей.

Для того, чтобы окончательно определиться «в денежном вопросе», корреспондент позвонил в Храм Христа Спасителя, о котором по Сети ходили наиболее фантастические рассказы.

«Крёстным нужно заранее подъехать на беседу с батюшкой в субботу в 14 часов. А пожертвование – одна тысяча рублей», — прозвучало в трубке.

Некоторые православные христиане задаются вопросом, можно ли крестить ребенка без участия крестных родителей? Такой вопрос может возникнуть на основании того, что семья не имеет в ближнем кругу верующих и достойных людей для принятия на себя обязанностей крестных родителей. Но не в каждой церкви священнослужители готовы понимать данную проблему и могут отказать в крещении без крестных вовсе.

Общая информация о таинстве крещения

Крещение существовало еще в ветхозаветные времена, таким образом, неофит, то есть человек, только уверовавший в Единого Бога, мог причислить себя к иудейской вере. Крещение было предусмотрено только для не евреев. Вторая волна крещения была введена Иоаном Крестителем, который крестил в водах Иордана. В этот момент человек исповедовал свои грехи и готовился к встрече с Иисусом Христом. И уже по пришествии Спасителя, человек, проходивший крещение, очищался от грехов, включая первородный грех.

Традиция крестить младенцев была введена относительно недавно. Церковь приняла решение, что родители имеют право решать за ребенка, делать его адептом церкви или нет. Ранее человек мог креститься только по собственной воле. Следует понимать, что крещение – это не ритуал, благодаря которому ребенок получает защиту от болезней, сглаза и прочих суеверий. Таинство крещения – это вступление на путь жизни во Христе.

Родители должны быть верующими людьми и выбирать крестных родителей только из числа таких же православных христиан, какими являются сами.

Необходимость крестных отца и матери

Если говорить о взрослом человеке, принимающем крещение, то вопрос крестных родителей отпадает сам собой. Он сам за себя может ответить, верит ли он в Иисуса Христа и готов ли служить Ему до конца своих дней. Но за младенца такую роль на себя берут родители и крестные мать и отец.

В обязанности последних входит обучение крестника основам православной веры. Они дают обещание Богу, что используют все усилия, чтобы воспитать благопристойного и верующего человека. На Божьем Суде они будут отвечать за этот обет. Крестные обязательно должны быть верующими людьми, не просто хорошими знакомыми или приятными собеседниками родителей.

Вторая причина, почему нужны восприемники: в случае гибели одного или обоих родителей ребенка, они возьмут на себя обязательство приемных отца и матери. Роль крестных – это серьезная ответственность перед Богом и самим младенцем, и родителям стоит тщательно обдумать, кому доверить эту роль.

В каких случаях можно обойтись без крестных отца и матери

Бывают ситуации, когда нет возможности пригласить одного или двух человек, которые стали бы восприемниками младенца. Такие случаи – редкость, но они встречаются. Во время крещения крестный отец или мать читает «Символ веры», отвечает на вопросы священника и берет малыша на руки. Участвует в таинстве только один крестный, соответствующий полу младенца, для мальчиков – это мужчина, для девочек – женщина.

Ребенок находится в тяжелом состоянии

Одна из причин допустимости крещения без крестных, это срочность, когда нет времени искать подходящих людей. Такая ситуация бывает, когда ребенок находится в тяжелом состоянии на грани жизни и смерти, его нельзя перевозить в храм, погружать в прохладную воду и подвергать какому-либо стрессу. Родители не хотят, чтобы их малыш покинул этот мир и предстал перед Богом, имея первородный грех.

В этом случае проводится ускоренный обряд священником в присутствии родителей. Батюшка смачивает лобик младенца три раза, произнося слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». То же самое может сделать любой человек. В критической ситуации можно обойтись и без священнослужителя.

Если ребенок выживет и поправится, его следует отнести в церковь и завершить начатое таинство, совершив Миропомазание с участием крестных и родных родителей.

Переложение обязанностей на священника

Если священник хорошо знаком с семьей ребенка, он может взять на себя обязательство быть крестным отцом и нести ответственность за его воспитание. Ребенок по мере взросления будет посещать храм с родителями и, под присмотром крестного-священника, участвовать во всех таинствах и, возможно, посещать воскресную школу, которые часто устраивают в приходе. Но, если батюшка не знаком с родителями, и они предлагают ему стать крестным за неимением альтернативы, то ответственный священник, скорее всего, им откажет, потому что понимает всю серьезность этого поступка.

О заочном крещении

В процессе крещения происходит невидимая встреча крестимого младенца с Богом. Таким образом, человек духовно умирает для этого мира и возрождается в новом для жизни во Христе, получая освобождение от грехов. Поэтому присутствие крещаемого обязательно. Заочно провести обряд невозможно.

В процессе приобщения детей к церкви, мальчика священник заносит в алтарь, а девочку кладут на солею (порожек у алтаря), откуда ее забирает крестная мать. Без этих обрядов нельзя провести полноценное крещение.

Приемные родители

Часто приемные родители не понимают, как относиться к своему усыновленному ребенку, и в какой позиции их теперь видит Бог. Следовательно, возникает вопрос: могут ли они крестить этого ребенка, если он им не родной? По правилам четвертого Вселенского собора, приемные родители не имеют права становиться крестными своему усыновленному малышу. После того, как они приняли на себя ответственность и роль родителей, они ими стали на всех правах. Не имеет значение, родили ли они его физически или нет, перед Богом – они родители данного младенца.

Кроме того, при крещении между крестником и крестным возникает духовное родство, которое нельзя совмещать с физическим. По той же причине супруги не могут стать крестными для какого-то малыша. Кумовья также приобретают духовную связь между собой и не имеют права вступать в брачные отношения.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! У меня сыну 3 года. Он не крещеный. Мы не смогли найти достойных крестных родителей (которые, на наш взгляд искренне любят нашего ребенка). Можно ли крестить ребенка без крестных и как самим родителям нужно подготовиться к крещению? Благодарю за ответ.

Анастасия

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, Анастасия! Основная задача крестных — помочь ребенку правильно понимать свою веру, научить его основам, помогать и поддерживать в духовной жизни. Более подробно о том, для чего нужны крестные, совету посмотреть вот этот текст. Если вы считаете, что сами можете справиться с церковным воспитанием ребенка, в принципе, можно покрестить его и без восприемников. Вам нужно пойти к храм, где собираетесь крестить, и узнать, что именно для этого нужно. Сейчас перед крещением детей непременно проводят огласительные — разъясняющие основы веры — беседы с родителями. Вам нужно узнать, когда они проходят, и прийти. Там же Вы сможете задать интересующие вопросы. Можете пока и сами начать изучать основы веры, например, с самой простой книжки — Закон Божий. Читайте Евангелие, смотрите толкования, а более конкретно узнавайте у батюшки, к которому пойдете. И в принципе Вам самим нужно вести церковную жизнь, участвовать в Таинствах, исповедоваться, причащаться. Храни Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото vharjadi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *