Крестовский поход

Крестовые походы представляют собой экспансию Запада на Восток. В качестве основной цели провозглашалось освобождение Палестины и Гроба Господня из рук неверных. Кратко причины, ход и последствия крестовых походов можно описать так.

Причины необходимости экспансии

К концу XI века в Европе настолько обострились различного рода противоречия, сто потребовалось срочно найти выход из этого положения, чтобы избежать массовых социальных потрясений. Так усиливающаяся королевская власть стала причиной недовольства многих феодалов, которые хотели или расширить свои земли, или приобрести новые. В свою очередь королевской власти необходим был путь удаления из общества таких радикально настроенных личностей, которые могли стать организаторами заговоров.
Рост городов и торговли вызывал необходимость у ремесленников и купцов появление новых рынков сбыта продукции, а также приобретение привилегий при торговле восточными товарами.
Все более усиливающаяся крепостная зависимость крестьян, вынуждала их мечтать о новых землях и свободе.
Церковь ощущала необходимость как поддержания авторитета в Европе, так и расширения влияния на Восток.
Также в течение нескольких десятилетий Европу терзали неурожай, голод, болезни. Поэтому в народе стали бродить слухи о землях, где нет болезней и которые щедры на урожай и всевозможные блага.

Повод для начала походов

Кроме того, в XII веке бывшие христианские земли стали переходить под власть мусульман. Сначала это не вызывало больших протестов со стороны христиан. Так как мусульманские правители сначала терпимо относились к христианам на вновь завоеванных территориях. Скоро они даже организовали паломничество к святым местам, что приносило в казну немалые прибыли. Но с приходом к власти радикально настроенных Фатимидов, а затем турок-сельджуков положение резко изменилось. В 1076 году сельджуки завоевали Сирию и Палестину и прекратили паломничество.
Это обстоятельство очень возмутило всех верующих христиан. В Европе стали распространятся рассказы о жестоком обращении сельджуков по отношению к христианам. А в 1095 году за помощью к Риму обратился византийский император Алексей. Это обращение и послужило поводом для начала походов.

Главную роль в организации этого массового движения сыграл папа Урбан II. Он выступал с призывом борьбы за Гроб Господень на всевозможных соборах, призывал на улице и в церкви. Сначала походы получили свое одобрение у церковных деятелей, а затем на Клермонском соборе ему удалось получить поддержку народа. Для этого он использовал и рассказы странника Петра Пустынника.
Начало похода было назначено на лето 1096 года. Но Петру Пустыннику удалось собрать многочисленную группу бедноты и крестьян и выступить раньше. Продвигаясь к Азии через Европу они не гнушались грабежами. Перебравшись в Малую Азию, конечно, все они были перебиты турками.
К этому времени был сформирован основной состав первого похода. И в 1096 году хорошо организованные и вооруженные рыцари выступили на Восток. Первый поход возглавили рыцари Франции, Германии, Италии. Им удалось, перебравшись в Малую Азию, успешно завоевать несколько территорий, а в 1099 завоевать Иерусалим. При этом рыцарями была устроена страшная бойня мусульман. В итоге крестоносцы образовали здесь несколько государств.

С 1147 года по 1149 год продлился второй поход. Его возглавили французский король и немецкий император. Однако он закончился полной неудачей и потерей земель. В 1189 — 1192 годах состоялся третий крестовый поход. Во главе были Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце. Основной задачей было возвращение Иерусалима. Но этот поход тоже был неудачным.
Самым трагичным и запоминающимся был четвертый поход. Он состоялся в 1202-1204 годах. Был организован папой Иннокентием III. В нем приняли участие французские, германские, итальянское феодалы. И он закончился разграблением христианского Константинополя. Это стало началом распада Византийской империи.
Остальные походы оказались еще менее результативными. Основной целью уже были просто грабежи, поэтому участникам не удалось вернуть утерянные земли и к концу XIII века они прекратились.

Итоги крестовых походов

В итоге состоялось всего 8 крестовых походов. В результате все завоевания первых походов были утеряны и превратились просто в расширение своего влияние на соседей и их грабежи. Однако благодаря им удалось некоторым областям наладить стабильную торговлю с востоком. Также в походах зародились духовно-рыцарские ордена, которые долгое время в Европе играли важную роль.

Предпосылки крестовых походов а их характер

Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн — борьбы христианства (символизируемого знаком креста) против мусульманства. Крестовые походы были порождены, в первую очередь, ростом агрессивности западноевропейских феодалов, их стремлением к захвату богатых земель на Востоке, к увеличению собственных доходов и богатств. Это стремление стало «особенно сильно проявляться с конца XI в. в связи с увеличением материальных потребностей класса феодалов, которое обусловливалось общим экономическим подъемом, появлением городов, установлением регулярных торговых сношений. Удовлетворить возросшие потребности при сравнительно низком уровне производства феодалам было легче всего силой оружия. В крестовых походах была заинтересована также католическая церковь, добивавшаяся расширения сферы своего влияния посредством подчинения восточных земель.

Положение, сложившееся к концу XI в. на Востоке, благоприятствовало осуществлению захватнических планов западноевропейских феодалов и церкви. В середине XI в. турки-сельджуки заняли Багдад. В 1071 г. византийские войска потерпели страшное поражение в битве при Манцикерте (Армения). После чего турки-сельджуки стали хозяевами почти всей Малой Азии. Они также захватили принадлежавший фатимидскому Египту Иерусалим, считавшийся у христиан священным городом. Это дало повод папству развернуть на Западе широкую проповедь в пользу войны с мусульманским Востоком. Были выдвинуты лозунги «помощи восточным единоверцам» и «освобождения гроба господня» (т. е. гробницы Иисуса Христа, находившейся, согласно церковной легенде, в Иерусалиме). В ход были пущены россказни о гонениях, которым «неверные» подвергают христиан в Палестине, об оскорблениях, которые они наносят христианским святыням, и особенно о преследовании западных паломников в Иерусалиме. Призывы папства нашли сочувственный отклик в феодальном мире.

Этому способствовало и положение в Византии. Печенеги, вторгшиеся с севера на Балканы, нанесли византийскому императору Алексею I Комнину тяжелое поражение и подступили к стенам Константинополя. Одновременно турки-сельджуки снарядили против него флот и вступили в переговоры с печенегами. Алексей I вынужден был обратиться к некоторым государям Западной Европы с просьбой о помощи. С этой же целью он направил послов и к папе Урбану II (1088—1099). Просьбы Алексея Комнина дали западноевропейским феодалам и церкви удобный предлог для осуществления их захватнических замыслов. Папство, преследуя свои политические цели, открыто выступило с призывом к вооруженному нападению на мусульманский Восток.

Общий характер, непосредственные военно-стратегические задачи и состав участников крестовых походов на разных этапах были различны. Первые крестовые походы являлись широким военно-колонизационным движением европейцев на Ближний Восток. В нем участвовали наряду с крупными и мелкими феодалами массы крестьянства. Цели феодалов и крестьян в крестовых походах были различны. Мелкое рыцарство, испытывавшее в конце XI в. острый недостаток в земле и стеснение в денежных средствах, стремилось к захватам поместий и грабежам в восточных странах. Крупные феодалы, ограниченные в возможностях существенно повысить доходы за счет крепостных крестьян (опасаясь крестьянских побегов и восстаний), рассчитывали добиться увеличения своих владений и вместе с тем усиления своего политического влияния путем создания на Востоке новых, подвластных им государств. Напротив, крестьяне, доведенные до отчаяния непомерным феодальным гнетом, отправляясь «за море», надеялись обрести в дальних странах свободу от крепостных уз и материальный достаток, избавиться от мучительных голодовок и произвола сеньоров. В крестовых походах активно участвовало купечество североитальянских городских республик: Венеции, Генуи, Пизы, — имевшее намерение расширить и упрочить свои позиции в левантийской (восточносредиземноморской) торговле.

Благодаря участию крестьянства ранние походы на Восток (до середины XII в.) были массовыми и в большой степени стихийными предприятиями. Значительную роль в них играла беднота, одурманенная церковной пропагандой. С середины XII в. крестьянство мало-помалу отходит от движения. Крестовые походы превращаются преимущественно в феодальные предприятия. С конца XII в. на первый план в них выдвинулось стремление к территориальной и торговой экспансии феодальных государств Западной Европы, их борьба с мусульманскими государствамп Передней Азии и с Византией за преобладание в Восточном Средиземноморье. Религиозные мотивы постепенно утратили реальное значение, хотя формально и продолжали оставаться знаменем крестовых походов.

Вдохновителем, организатором и активным участником крестовых походов неизменно являлась католическая церковь во главе с папами. Она помогла светским феодалам объединить усилия и дала крестовым походам идеологическое обоснование, провозгласив их благочестивым делом. Папство хотело, с одной стороны, удалить из Европы рыцарскую вольницу, представлявшую постоянную угрозу для церковного землевладения, а с другой — использовать военную силу рыцарства для установления своего господства над всем христианским миром и для создания на Востоке новых владений, подконтрольных «апостольскому престолу».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

  • Византия и крестоносцы А.А. Васильев
  • История Крестовых походов проф. Ф.И. Успенский
  • О крестовых походах на Святую Землю игумен Кирилл (Сахаров)
  • Православные христиане Святой Земли во времена крестовых походов Ольга Журавская
  • Крестовый поход: плоды разделения Церквей А.Л. Дворкин
  • Ловушка «Святой войны» А.Л. Дворкин
  • Стереотипы представлений о крестовых походах свящ. Георгий Максимов

Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI—XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической церкви, формально имевшие целью освобождение христиан из-под владычества мусульман, защиту христианских святынь от поругания и осквернения (первые походы), распространение и утверждение католической веры (последующие походы).

Идея священной войны, в той форме, в какой её реализовывала Римская церковь, противоречит Божественным Заповедям, учению о Церкви и Царстве Божием. Несколько Римских пап позднее приносили извинения за грехи католиков-крестоносцев.

Какова предыстория крестовых походов?

Ко времени начала крестовых походов над многими областями некогда Православного Востока, с его древнейшими христианскими святынями, в том числе Гробом Господним, установилось господство мусульман.

Серьезная угроза со стороны иноверцев нависла над Константинополем. Он был сплошь обложен полчищами врагов. Не находя возможности противостоять опасности собственными силами, Византийский император Алексей Комнин стал слать письма на Запад, полагаясь на него едва ли не как на последнюю земную надежду.

Запад в то время и сам подвергался набегам иноверцев. Среди европейцев, как сверху, так и снизу, всё чаще раздавались призывы объединить усилия и идти на помощь Востоку, на священную битву с неверными. Все это не могло не отражаться на общем политическом фоне и настроении.

Одну из важнейших ролей в деле религиозного воодушевления народных масс сыграл Петр Пустынник (Амьенский). Обходя города и селения, он проповедовал так ревностно и так проникновенно, что многие почитали его за пророка. Тем временем, воинственный дух зрел и среди рыцарских кругов. Папа Урбан II поддержал идею крестового похода в своей речи в Клермоне. Успех был огромным. Многие тут же давали обеты идти и сражаться.

Каковы цели крестовых походов, помимо главной, заявленной?

Многие представители крестовых походов искренне верили, что отправляясь в поход, исполняют Божественную волю и являются орудиями Промысла Божия. Освободить (защитить) Иерусалим, Гроб Господень — всё это выглядело очень благородно и возвышенно.

Наряду с официально заявленными богоугодными целями существовали менее афишированные политические и экономические задачи, среди которых, конечно же, значились: демонстрация и усиление папской власти, желание распространить её на восточные области; подчинение европейскому влиянию восточных территорий; образование новых княжеств; контроль над торговыми путями; подавление могущества Византии.

Для огромной массы людей существовали и особые, частные причины отправляться в поход; строго религиозные мотивы отступали здесь на второй план: кто-то искал авантюры, грезил приключениями, а для кого-то главным стимулом служила банальная алчность, жажда наживы. Не в последнюю очередь именно это служило причиной того, что двигаясь по маршруту, участники ополчения грабили и убивали местное население, возбуждая в нём ужас (впрочем, иногда они встречали достойный организованный отпор).

Немалая часть крестового воинства представляла собой плохо дисциплинированный сброд: беглых крестьян и преступников, монахов, не ужившихся в монастырях, лихих праздных людей. Уже первые непосредственные знакомства Православных с крестоносцами сопровождались всплеском негодавания и разочарования в них как (якобы) в братьях по вере.

• город в Израиле, столица

• город в Палестине

• древняя столица Иудеи

• какой город разрушил римский император Тит

• опера Дж. Верди

• Ковчежец, дарохранительница

• опера итальянского композитора Д. Верди

• это третий святой город мусульманской религии после Мекки и Медины

• именно в этом городе, который древние римляне почитали священным, во времена римской Империи запрещалось селиться евреям

• какой город являлся целью всех крестовых походов?

• в каком городе разворачивались наиболее важные события Нового Завета?

• какой город сделал своей столицей ветхозаветный царь Давид?

• священный город трех религий: иудеев, христиан и мусульман

• близ какого города находится холм Голгофа, место казни Иисуса?

• город со Стеной Плача

• город в Иордании

• город — святыня трех религий

• город трех религий

• известный израильский город

• город на Ближнем Востоке

• столица государства Израиль

• священный центр иудеев

• священный город Израиля

• религиозный центр мира

• священный израильский город

• в этом городе находится гефсиманский сад

• Столица Иудеи

• Город в Израиле, религиозный центр иудеев, христиан и мусульман

• Опера Дж. Верди

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *