Кризис 3 4 лет

Каждый человек в своей жизни проходит через возрастные кризисы. Так как дети развиваются быстро, то и кризисы у них более яркие и заметные. Кризис трех лет у ребенка считается одним из самых интенсивных в период роста. Еще недавно малыш был спокойный и ласковый, слушал взрослых и следовал установленным правилам. А сейчас он начинает протестовать против прежнего уклада жизни, пытаться сепарироваться от родителей, отстоять свои права на самостоятельное существование. Он вредничает, кричит, плачет, если что-то не получается или в чем-то отказали.

Главный совет для родителей – оставаться уравновешенными при общении с крохой, и тогда после окончания этого нелегкого периода малыш также станет более спокойным, самостоятельным и рассудительным.

Содержание

Что такое кризис трехлетнего возраста

Кризис трех лет у детей – это период жизни, в котором они приобретают огромное количество новых личностных новообразований. Малыш психологически отделяется от мамы, стремится к самостоятельности, выходит на новый уровень общения со взрослыми и сверстниками. Он хочет быть «как большой», но пока не может многого в связи с возрастом. В результате этого диссонанса у ребенка возникают истерики, обиды и «портится» поведение. Если кратко, то кризис трех лет – это период бурного развития.

Когда начинается

Возрастные рамки кризиса – от 2,5 до 4,5 лет. В зависимости от личностных особенностей, кризис 3 лет может длиться от 2-3 месяцев до 2 лет. По интенсивности проявления также могут быть разными.

Причины детского кризиса 3 лет

Согласно теории Л.С. Выготского, взросление ребенка представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов развития психики. В стабильных периодах ребенок развивается медленно и линейно, в период кризиса – бурно и скачкообразно. Одной из главных причин кризиса является конфликт ребенка с окружающим миром. Он хочет все делать самостоятельно, но в этом ему мешают обстоятельства, на которые он не может повлиять, например, запреты взрослых и недостаточный уровень знаний и умений.

Факторы, влияющие на интенсивность кризисных проявлений:

  • Тип нервной деятельности. Дети со слабым или неустойчивым типом – меланхолики и холерики чаще других закатывают истерики, капризничают и протестуют против правил в кризисном периоде. Флегматики и сангвиники проще относятся к препятствиям в их жизни и обычно ведут себя чуть более спокойно.
  • Авторитарный стиль воспитания в семье. Если родители постоянно подавляют порывы ребенка к самостоятельности, то он противится этому сильнее, чем в том случае, если этого не происходит.
  • Тревожный тип родительского воспитания и гиперопека. В такой семье самостоятельность малыша также подавляется, только из других побуждений: родители считают его совсем маленьким ребенком, который ничего не может сделать сам. Протесты и истерики в этом случае неизбежны.
  • Напряженные отношения в семье. Если между родителями нередко случаются конфликты, то ребенок бессознательно пытается обратить на себя внимание. Ему это практически не удается, поэтому кризис трех лет проявляется более интенсивно.
  • Состояние здоровья. Дети с психическими и неврологическими особенностями развития переживают возрастной кризис намного более остро, чем их здоровые сверстники.

Как проявляется кризис 3 лет

Внешние признаки кризиса 3 лет обычно замечают родители: ребенок становится капризным, спорит, перестает слушаться, может закатить истерику среди улицы из-за какой-то мелочи. Психологи Л.С. Выготский и А.А. Леонтьев выделили 7 основных симптомов кризиса 3 лету ребенка. У каждого малыша они могут проявляться в разной степени и в разных ситуациях.

Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, мама предлагает малышу погулять, а он отказывается лишь потому, что это – инициатива взрослого. Интересная особенность в том, что если родитель решит сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.

Строптивость

Ребенок отказывается продолжать подчиняться привычному режиму дня. Например, если всегда он после пробуждения шел чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то в кризисном периоде он может начать отвоевывать свое право сначала подкрепиться, а потом отправиться на гигиенические процедуры.

Малыш, находящийся в кризисе трех лет, принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он сказал, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.

Ребенок пытается делать все самостоятельно, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Если малыш застегивает пуговицы и позволяет маме показать ему, как это правильно делается, то это просто стремление к самостоятельности. Когда же он отталкивает мамины руки, не дает ей ничего сказать и показать, плачет и кричит «я сам», но делает все неправильно, то это – своеволие.

Протест

Чаще всего возникает на фоне частых указов родителей на то, что должен делать ребенок, который находится в кризисе 3 лет. Малыш протестует против того, чтобы за него решали взрослые. Например, ребенок отказывается от чтения книги на ночь совсем, если мама выбрала сказку сама, а не предоставила выбор ему.

Обесценивание

Малыш перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, ломает любимые игрушки, рвет книги. Возможно обесценивание значимых взрослых, и тогда ребенок может обзывать маму и папу, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми ранее был в замечательных отношениях.

Ребенок пытается начать командовать в семье, хочет, чтобы его слушались и подчинялись ему. Например, может приказать родителям включить мультики прямо сейчас, несмотря на то, что они заняты другими делами. Если его не слушаются, то он кричит и плачет, топает ножками и продолжает требовать.

Кризис трех лет проявляется перечисленными симптомами в той или иной мере у каждого ребенка, но не все из них он проявляет настолько ярко, чтоб родители заметили. Иногда кризис трех лет ограничивается только упрямством и негативизмом, а в некоторых случаях – ясно видны все семь симптомов.

Результат кризиса

Кризис 3 лет в психологии – это важный период в становлении личности ребенка. Когда он заканчивается, психика выходит на новый уровень развития. Согласно теории Л.С.Выготского и А.А. Леонтьева, у малыша меняются следующие сферы жизни:

  • Ведущая деятельность – это деятельность, внутри которой появляются и дифференцируются другие формы деятельности, перестраиваются частные психические процессы и возникают личностные новообразования. После кризиса у малыша возникает совершенно новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, в которой он начинает познавать мир отношений между людьми.
  • Социальная ситуация развития – это система социальных условий, которые влияют на внутреннее развитие ребенка. После кризиса у ребенка на первый план постепенно выходит общение со сверстниками, взрослый становится примером для подражания в сюжетно-ролевых играх.
  • Возникают личностные новообразования. После кризиса трех лет у ребенка появляются самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность.

Несмотря на то, что кризис 3 лет доставляет родителям немало хлопот, он является обязательной ступенью развития ребенка. Преодолев его, ребенок становится другим: самостоятельным, осознанным, рассудительным, начинает больше понимать и уметь. Без личностных кризисов ребенок не смог бы вовремя отделиться от мамы, осознать себя и понять, на что он способен, чего он хочет и что может, а чему только предстоит научиться.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.
  1. Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки.
  2. Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот.
  3. Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки».
  4. Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой.
  5. После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать. Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем.

Рекомендации от Комаровского

Популярный доктор дает три совета родителям о том, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

  • Как можно меньше запретов. Слово «нельзя» нужно произносить только в том случае, если это действительно критично для ребенка или других людей. Иначе оно перестанет восприниматься как сигнал об опасности, ребенок перестанет его выполнять. И это может привести к беде.
  • Единство системы воспитания. Все взрослые члены семьи обязательно должны договориться о правилах, чтобы малыш не имел возможности получив запрет от одного из них, уговорить на разрешение другого. Если сладкое нельзя есть до обеда, то никто не должен этого позволять: ни папа, ни мама, ни бабушка.
  • Постоянство правил. Ребенок должен знать, что правила работают всегда, каждый день. Если сегодня малышу разрешили не прибирать игрушки перед сном, то завтра уговорить его это сделать будет крайне проблематично.

Доктор Комаровский также считает, что кризис 3 лет – это нормальный период в развитии малыша, в который родители должны знать, как с ним справиться и помочь повзрослеть.

Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса

Один из малышей в детском саду проявлял все «семизвездие кризиса». Его зовут Богдан, в садик начал ходить с двухлетнего возраста. В середине года мама ребенка начала рассказывать воспитателям о серьезных изменениях малыша в поведении. В садик идти не хочет, хотя всегда шел с радостью, завтракать отказывается, любимый ответ на все вопросы «нет».

Через некоторое время он начал проявлять свое состояние и в детском саду: мог сломать свою машинку, ссорился со сверстниками, отказывался от дневного сна. При этом любое действие хотел выполнять сам, вне зависимости от того, получается ли у него. Помощь взрослых не принимал.

Такое состояние продолжалось около полугода. С воспитателями и мамой была проведена консультация о кризисе 3 лет, даны рекомендации по взаимодействию с ребенком: дать больше самостоятельности, не ругать, поддерживать, разговаривать и объяснять все, что с ним происходит. По истечении примерно полугода, истерики стали менее частыми и интенсивными, появилась рассудительность, Богдан многому научился. В скором времени его психическое состояние стабилизировалось, он стал более спокойным и уравновешенным.

Как вести себя родителям в этот период? Не стоит считать кризис трех лет у ребенка негативным событием. Будет лучше, если относиться к нему, как к данности – так будет легче оставаться в равновесии, держать контакт с крохой и помогать ему становится взрослее. Это период очень бурного развития, после которого сильно меняется сознание ребенка, его психические процессы и отношения с миром. Чем более понимающими и поддерживающими будут родители, чем мягче и одновременно увереннее они будут выстраивать границы для малыша, тем оптимистичнее будут результаты кризиса трех лет.

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование”. Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Кризис 3 лет у ребенка в редких случаях проходит незаметно. Подавляющее большинство родителей отмечают, что их дети в 3 года не только меняются, но и доставляют немало хлопот своим поведением. Это закономерно, поскольку возрастные кризисы, по сути, являются переходом с одной ступени развития на другую. Такой переход сопровождается многочисленными изменениями в психическом развитии ребенка, что требует от взрослых гибкости в воспитании.

Особенности протекания кризиса третьего года жизни

Кризисом трех лет открывается новый этап в развитии ребенка. Этап охватывает несколько лет, и его называют дошкольным периодом. Психологи подчеркивают, что в дошкольном возрасте малышу предстоит освоить мотивационно-потребностную сферу.

Но и без употребления специализированных терминов взрослым очевидно, что детям нужно многому научиться и многое осмыслить к тому времени, когда приблизится школа.

Для продвижения в развитии ребенку понадобится относительная автономия от взрослых, а ее получить не так просто. Тот переломный период, когда малыш отвоевывает для себя право на самостоятельность и формирование новых отношений, настырно отстаивает свои интересы, называют кризисом 3-х лет. Хотя на самом деле этот этап может наступить и в 2 года, или задержаться почти до 4 лет.

Причины кризиса трех лет

Первые три года своей жизни дитя накапливает начальный опыт в предметной деятельности и общении. То, что этот опыт успешен, подтверждают достижения 3-х лет. В определенный момент у каждого ребенка появляется осознание, что окружающий мир предметов – это не только большое поле познания, а еще и сфера для реализации. Такое осознание вырывается наружу со словами «Я делаю». Малыш с воодушевлением комментирует свои действия: «Я стучу», «Я кушаю», «Я еду» и пр.

Поскольку произошло величайшее открытие собственного активного участия в окружающей среде, ребенок хочет пробовать свои силы во всем и слышать поддержку и похвалу от взрослого. Но не тут-то было. Взрослые одно дело запрещают, к другому не подпускают, за третье ругают…

3-летний упрямец не может противостоять своим желаниям, появляется устойчивая мотивация получить желаемое.

Суть кризиса 3 лет заключается в том, что в этом возрасте происходит обособление «Я», и для ребенка это явный призыв к эмансипации от взрослых. Новая позиция выражается в стремлении ребенка отстоять свои права, проявить самостоятельность и реализовать возросшие возможности.

Если малыш пожелал нечто делать самостоятельно, а взрослые не предоставляют такую возможность, он не только будет кричать «Я сам!», но еще и закатится в истерике или разразится потоком слез.

Взрослым важно знать, что в подобных случаях ребенок не только конфликтует с окружающими. В этот период у него проявляется конфликт с самим собой. Малыш не может ограничиться теми отношениями, которые его окружали раньше, – абсолютная опека со стороны близких его уже не устраивает.

Ему нужно реализовать новые потребности в самостоятельных действиях, и нужно найти способ, как это сделать. Если при этом его намерения встречают внешнюю преграду, нарушается психическое равновесие детского сознания, приводящее к негативным симптомам в поведении.

Симптомы кризиса в 3-летнем возрасте

То, что наступил час «Икс» — подоспел кризис — в развитии ребенка, взрослые безошибочно определяют по выраженным симптомам. Невооруженным глазом заметны характерные признаки, которыми пестрит поведение трехлетнего малыша.

В возрастной психологии выделяют следующие часто проявляющиеся симптомы кризиса 3 лет:

  • Негативизм
  • Упрямство
  • Строптивость
  • Своеволие

Негативизм проявляется в постоянном противоречии ко всему, что бы ни предлагалось. Маленький человечек превращается в Нехочуху, отрицая и отталкивая все подряд, часто себе во вред. Не хочет идти на прогулку и не хочет чем-либо заниматься в доме, не хочет смотреть книги и не позволяет эти же книги отложить в сторону…

Ребенок оказывается в таком сложном состоянии, что непроизвольно всему противоречит. Физиологи объясняют такое поведение возникновением ультрапарадоксальной фазы мозга, которая является ответом на чрезмерные требования и беспрекословные указания взрослых.

Упрямство проявляется в стремлении ребенка следовать первоначальному решению. Малыш может отказываться от умывания, от еды, от принятия игрушки только потому, что его первичное желание было проигнорировано. Возможно, желание и не являлось таким уж важным для него, но дошкольник не может смириться с тем, что ему было отказано. Проявление упрямства также происходит на фоне неоправданной строгости, пунктуальности и требовательности родителей или воспитателей.

Строптивость – это отказ детей от прежнего образа жизни. И неприятие у них направлено не на конкретного человека или его предложение, а на то, от чего они уже отказались. Например, мама хочет усадить трехлетнего малыша в коляску, а он так изворачивается и кричит, что сделать это совершенно невозможно. Ребенок внутренне уже отверг этот удобный некогда атрибут, и не позволяет вернуть себя на прежний возрастной этап.

Своеволие выражается в том, что ребенок, во что бы то ни стало, стремится делать сам. САМ хочет налить себе горячий суп из кастрюли, САМ хочет включить бытовую технику, САМ хочет достать чашку с высокой полки. Поэтому, столкнувшись со своеволием ребенка, всегда нужно быть начеку.

Существуют и реже встречающиеся симптомы кризиса:

  • Протест
  • Деспотизм
  • Борьба за внимание к себе

В некоторых случаях дошкольник, несмотря на свой малолетний возраст, превращается в настоящего бунтаря и протестует против любых ограничений. Протестует криком, аффективными выходками, может подбежать и ударить.

Маленький деспот требует, чтобы родители немедленно предоставили ему то, что он захочет. Иначе обеспечена продолжительная истерика.

О кризисном периоде говорит и нетерпимость ребенка к тому, чтобы его мама оказывала внимание другому малышу или занималась своими делами.

Какие симптомы кризиса проявятся в каждом случае, зависит от нервной системы ребенка и от конкретных обстоятельств. Главное, о чем должны помнить взрослые, что трехлетка противоречит и стремится делать все наоборот с целью защитить своё Я.

Когда наблюдается затянувшийся кризис 3-х лет

Кризисный период может длиться всего нескольких недель, но также может охватывать жизненный отрезок дольше года. Кризис затягивается при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Возрастная перестройка коснется каждого ребенка. Но в то время как малыш, у которого тип нервной системы отличается низкой возбудимостью, проявляет считанные протестные реакции, темпераментные дети склонны устраивать бури, выводящие взрослых из себя.

В первом случае переломный возрастной этап ребенка пройдет почти незаметно для родителей. В другом, – если взрослые отнесутся без должного понимания к состоянию малыша, – действия окружающих могут подогревать детское упрямство и строптивость.

Ребенок не в состоянии посмотреть на себя со стороны до 6 лет. Поэтому он не может оценить свое поведение. Младший дошкольник ведет себя так, как он чувствует себя в данный момент. Понимание, что он поступает плохо по отношению к другому, или что его поведение комично, в принципе не доступно для такого возраста.

Следовательно, причинами затянувшегося кризиса могут стать физиологические и социальные особенности, оказывающие прямое влияние на развитие ребенка:

  • Возбудимость нервной системы малыша
  • Импульсивный характер родителей, мешающий терпеливо и с пониманием отнестись к негативным всплескам в поведении ребенка
  • Авторитарность взрослых, подавляющих детскую инициативу и стремление к самостоятельности
  • Нарочитое поведение взрослых, подстрекающее к продолжению симптоматичного поведения (насмешки над ребенком, полное игнорирование его истерик и упрямства)
  • Объективные стрессовые обстоятельства (семейные ссоры, расставание ребенка с близким человеком, переезд и пр.)

Впрочем, перечисленные причины оказывают влияние на протекание всех возрастных кризисов, которые преодолеваются в детстве: в 3-летнем возрасте, кризис 7 лет и кризис подросткового возраста. Как пройдет переход на новый этап развития у детей, в первую очередь зависит от окружающих взрослых.

Рекомендации родителям по преодолению детского кризиса

В кризисный период у взрослых появляются трудности общения с ребенком, потому что маленькая личность нуждается в новых отношениях с самыми близкими людьми. Зачастую родители и воспитатели сами испытывают растерянность, что предпринять для успокоения ребенка, и как перестроить отношения.

Подливают масла в огонь и посторонние люди, отпуская замечания родителям, какой избалованный или капризный у них ребенок.

В связи с этим взрослых волнуют два вопроса:

  1. Как себя вести, чтобы кризисный период прошел быстрее и как можно незаметнее.
  2. Что делать, если симптомы кризиса обрели устойчивую форму и проявляются бурно и часто.

Чаще воюют со своими детьми те родители, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Родители, опутывающие свое чадо сетью чрезмерной опеки или планирующие каждый его шаг, обречены на то, чтобы детский кризис разразился с максимальным проявлением строптивости и упрямства. Поэтому рекомендации «быть построже», или «проще самому все сделать, а ребенок покричит и успокоится», ни в коем случае не упростят ситуацию, а только спровоцируют затянувшийся кризис.

Некоторые рекомендации родителям для благополучного преодоления кризиса 3-х лет:

  • Помнить, что малыш упрямится или капризничает не назло взрослому, а потому что реализует потребность проявить свое Я.
  • Уступки и запреты, исходящие от родителей, должны быть аргументированы подлинной, но не чрезмерной заботой. Например, играть на дороге нельзя, и это не может быть разрешено, несмотря на самые бурные капризы дошкольника.
  • Идти навстречу ребенку там, где его желание или самостоятельные действия не несут никакого вреда. «Хочешь кушать за большим столом? Давай переставим твою тарелку, и занимай место, которое тебе нравится». «Хочешь нести сумку? Пожалуйста, пробуй».
  • Избавиться от ожиданий, что ребенок будет поступать рационально: заинтересуется кубиками, потому что строить конструкции полезно, и пройдет мимо экрана с мультиком. В дошкольном возрасте внимание и восприятие непроизвольны, и направлены туда, где увлекательнее.
  • Если произошел конфликт (ребенок бесконечно упрямился, мама злилась), важно, чтобы взрослые первые шли на контакт и восстанавливали отношения. Нельзя передавать ответственность малышу, вынося вердикт в стиле «пока не извинишься, не подходи» и т.п.

Чтобы родителям легче было принимать все сложности, связанные с кризисом в развитии их 3-летнего крохи, стоит напоминать себе, что благодаря кризисной перестройке в трехлетнем возрасте формируются значительные достижения. Воля, самостоятельность, гордость за свои достижения – эти важнейшие личностные новообразования закладываются именно в этот период.

Только родители успели порадоваться, что малыш научился достаточно хорошо разговаривать, уверенно ходит и бегает своими ножками, понимает слово «нельзя» — как он меняется до неузнаваемости и становится настоящим бесёнком. Капризничает, не слушается, кривляется, нарушает запреты, вызывающе себя ведёт и даже огрызается! Те, кто знаком с психологией, в курсе, что именно так проявляется возрастной кризис 3 лет, и избежать его не удаётся никому.

Суть

Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. Однако огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.

Кризис трёх лет характеризуется следующими психическими новообразованиями:

  • первичная самостоятельность;
  • новый уровень самосознания;
  • установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;
  • волевая регуляция деятельности.

Разобраться в том, что происходит в данный период с ребёнком, помогает возрастная психология. Она позволяет понять факторы, усугубляющие или облегчающие кризис, и даёт рекомендации, как вести себя родителям, чтобы не допустить негативных последствий.

Ликбез. Подробно узнать о данном периоде можно из специальной литературы по психологии: Выготский «Кризис трёх лет», Гуськова «Особенности кризиса 3 лет в психическом развитии ребёнка», Василькина «Что делать, если у ребёнка кризис трёх лет?», Абросимова «Возраст строптивости. О кризисе трёх лет», Филичева «Малышу три года».

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Это интересно. В психологии ребёнка, переживающего кризисный период 3 лет, сравнивают с водителем-новичком. В первое время после сдачи экзаменов и получения прав новоиспечённый шофер осторожен, соблюдает все правила, не превышает скорость, советуется с опытными. Но вскоре осваивается, что притупляет чувство страха: начинает лихачить, испытывает возможности своего автомобиля, старается максимально смело проявить себя за рулём. Точно так же ведёт себя малыш. До 3 лет присматривается и привыкает. А затем пытается самореализоваться и самоутвердиться посредством протестов и нарушения всех требований и правил.

Сроки

Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.

Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.

Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.

В-третьих, короткосрочный кризисный период сопровождается чаще всего яркими появлениями, а затяжной — более спокойными. Это норма. А вот если он продолжается более полугода и при этом ежегодно устраиваются неконтролируемые истерики, консультация психотерапевта обязательна.

Что делать

Помочь справиться с кризисом 3 лет помогут советы родителям от психолога.

Самая главная рекомендация — уважать самостоятельность ребёнка. Позволять ему выполнять самому какие-то элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые нарушать категорически нельзя (совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у него уже должны быть посильные домашние обязанности. Он может убирать за собой игрушки, вытирать пыль, накрывать на стол. Да, его участие замедлит процесс, но поверьте: оно того стоит. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным. А значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и независимость.

Дополнительные рекомендации:

  1. Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
  2. В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
  3. Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
  4. Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
  5. Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
  6. Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
  7. Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
  8. Проводите как можно больше времени вместе.

«10 нельзя»: памятка для родителей

  1. Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении требования (просьбы). Лучше дать малышу остыть и спустя какое-то время повторить попытку.
  2. Нельзя поддаваться на манипулирование. Не удовлетворять любую прихоть ребёнка только потому, что он закатывает истерики — просто не обращать на них внимания.
  3. Нельзя вешать «ярлыки»: жадина, зануда, вредина.
  4. Нельзя физически наказывать.
  5. Нельзя кричать.
  6. Нельзя навязывать свою помощь.
  7. Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
  8. Нельзя приказывать.
  9. Нельзя вступать в споры и пререкания.
  10. Нельзя использовать в беседе сложные термины и категории, которые не понятны ребёнку. Например, взывать к совести или чести.

О кризисе 3 лет есть информация в работах Л. С. Выготского. Но они носят больше научный характер, содержат множество терминов и объясняют все явления сугубо с психологической точки зрения. Более доступно данный период представлен доктором Комаровским. Его тематические видео способны помочь родителям в преодолении детских протестов.

3 совета от доктора Комаровского

Минимум запретов

Если ребёнок слишком часто слышит слова «нет» и «нельзя» от взрослых, это его сильно возмущает, внутри нарастает протест. Ему нужна хоть в чём-то частичная свобода. Постоянные запреты со всех сторон ущемляют его в столь важный период первичного взросления и наносят психологическую травму. «Нельзя» должно произноситься крайне редко, но при этом требовать беспрекословного выполнения. Это должно быть стоп-слово, сигнал опасности. Только так малыш осознает его важность.

Единый стиль воспитания

Комаровский обращает на это пристальное внимание. «Нет!» в отношении одного и того же действия ребёнку должны говорить все члены семьи: родители, бабушки и дедушки, дяди и тёти, старшие дети. Иначе осознания запрета не будет, что усугубит кризис.

Постоянство запретов

Список запретов должен быть постоянным и не меняться. Если сегодня ребёнку разрешили гулять допоздна, бесполезно требовать от него завтра идти домой своевременно, по режиму.

Коррекционные ролевые игры

«Магазин»

Ребёнок — в роли продавца. Родитель управляет любимой куклой, которая является в данной ситуации покупателем. Она капризничает, всё разбрасывает, плачет, кричит, катается по полу, требует отдать ей товар без денег. Малыш должен не только увидеть со стороны, как ужасно смотрится такое поведение, но и узнать в игрушке себя. Допускается в конце игры сделать вывод: «Ты ведёшь себя так же. Разве это хорошо?».

«Семейка»

Играть может любое количество человек. Ребёнок — в роли одного из родителей. Его задача — уложить своего малыша (это может быть любая игрушка или кто-то из взрослых) спать или накормить. Если игра проводится в первой половине дня, можно разыграть ту же ситуацию, что в «магазине»: капризы, истерики, слёзы. Если время уже ближе к вечеру, всё должно проходить тихо, мирно, спокойно. Пусть он споёт колыбельную, расскажет сказку, укроет, ласково поговорит. В итоге это и на него повлияет умиротворяюще. Он сам быстрее уснёт, когда придёт пора.

«Сказочники»

Родители сочиняют вместе с ребёнком сказки, сюжет которых похож на то, что они проживают каждый день. Например, принцесса утром отказалась есть манную кашу. Из-за этого она поссорилась с папой-королём, тот рассердился и запер её в высокой башне, в которой ей пришлось томиться без прогулок и любимых игрушек. Или непослушный зайчик, который убежал далеко в лес от мамы, заблудился, и его чуть не съел серый волк. Конкретных аналогий с ребёнком проводить не нужно, выводы, как в игре «магазин», не делаются. Он сам должен понять смысл сказки и сказать, почему с её героями случились такие несчастья.

Профессиональная помощь

Если родители не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями кризиса, следует обратиться за помощью к профильному специалисту. Для начала это может быть детский психолог. Какие тревожные признаки указывают на такую необходимость:

  • страх самостоятельности и отказ от неё;
  • отстранённость от родителей;
  • склонность к садизму;
  • слишком частые и длительные истерики;
  • эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.

При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Это необходимо для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.

Если диагностируется неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению кризиса. Она обычно состоит из следующих этапов:

  1. Работа с родителями: объяснение им сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести.
  2. Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
  3. Работа непосредственно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.

Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Девочки более эмоциональны, поэтому именно они во время кризиса чаще всего устраивают истерики и капризничают. Учитывая эту психологическую особенность, родителям нужно направить переполняющие их эмоции в нужное русло. Например, перепоручить часть домашних обязанностей, увлечь лепкой или рисованием.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и половину информации они пропускают мимо ушей. Поэтому ему лучше всё наглядно показывать. Не тратить время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и показать, куда складывать.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Последствия

По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:

  • первичную самостоятельность;
  • адекватную самооценку;
  • способность самоанализа;
  • социальную адаптацию.

Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:

  • невротические реакции;
  • энурез;
  • внутренние комплексы;
  • ночные страхи, кошмары;
  • заикание.

Затяжной детский кризис приводит к формированию истерического типа личности. Характерные для него симптомы становятся постоянными паттернами поведения.

Возрастной кризис 3 лет — обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности. Его нельзя избежать или вылечить, как какую-то болезнь. Но сгладить и минимизировать негативные последствия родители в состоянии. Для этого придётся набраться терпения и разобраться в детской психологии.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.

Рассмотрим отличия на конкретных примерах:

  • образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой;
  • образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако он категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.

Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом» выступает именно мама.

Нет нужды давить на ребёнка или заставлять его выполнять нужное действие. Пусть он немного «остынет», а уже затем обращайтесь к нему с просьбой. Как вариант, «переговорщиком» может выступить другой член семьи – например, папа.

Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад.

Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.

Психология маленьких детей такова, что с большей степенью вероятности строптивость будет проявляться в тех семьях, где существуют разночтения по поводу воспитания и дисциплинарных мер между матерью и отцом, родителями и старшим поколением.

Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.

Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.

Рассмотрим разницу между этими качествами на конкретных примерах:

  • образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится;
  • образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент проголодался).

Нет нужды переубеждать ребёнка или опять же настаивать на своём. Оптимальное решение – оставить завтрак на столе и предложить малышу принять пищу, когда он проголодается.

Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.

К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку. Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.

Подобное поведение – пример манипулирования. Поэтому старайтесь не идти на поводу маленького деспота, одновременно показывая, что ваше внимание вполне можно привлечь мирными способами, без конфликтов и истеричности.

В 3 годика дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным.

Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.

Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост.

В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать дурочкой.

К тому же у трёхлеток активно развивается словарь, поэтому в их лексиконе начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.

Важно переключать внимание ребёнка другими игрушками – вместо куклы предлагайте машинку. Регулярно смотрите с малышом мультики и читайте книжки по теме правил поведения с людьми, также можно проигрывать ситуацию в сюжетных играх.

Дети 3-летнего возраста стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам». Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей.

Безусловно, это хорошо, если ребёнок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.

Самостоятельное поведение ребёнка – ключ к приобретению драгоценного опыта. Даже если у детей что-то не получится с первого раза, появится возможность научиться на своих ошибках. Однако введите запреты на те действия, которые могут навредить ребёнку или другим людям.

Бунт (протест)

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

Во время протестных «акций» старайтесь не терять самообладание, слушайте мнение ребёнка. Если он бунтует против мер безопасности (хочет играть с мячом на дороге), не идите на поводу и не меняйте решения.

Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Борьба с истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

  1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
  2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
  3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Истерики у ребёнка 3 лет возникают достаточно часто. Рекомендации психолога позволят разобраться, каковы основные причины столь эмоционального поведения, как предупреждать истерики и каким образом можно снизить силу этих реакций.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Кризис 3 лет у ребенка – это сравнительно короткий этап жизни, который может характеризоваться длительностью в несколько месяцев, а иногда и до двух лет. Ребенок заметно меняется на протяжении данного этапа, переходя на ступеньку выше в собственном жизненном пути. После преодоления малышом рубежа трехлетнего возраста его взрослое окружение начинает отмечать серьезные видоизменения в нем: ребенок становится упрямым, изменчивым, капризным, вздорным.

Причины кризиса 3 лет у детей

К сожалению, абсолютное большинство взрослых лиц не осознают, что данный период развития характеризуется довольно важным для малыша психическим процессом, заключающемся в возникновении первого яркого выражения собственного «Я». Таким образом, поведение детей представляет собой попытку научиться делать многое самостоятельно и находить решение собственных проблем.

Существует несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что малыш приближается к кризисному этапу. У детей наблюдается острый интерес к отражению собственной персоны в зеркале, они начинают озадачиваться собственной внешностью и выявляют заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.

Кризис 3 лет Выготский считал наиболее сложным этапом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего малыша уже не удовлетворяются прежней моделью взаимодействия с ним и ранее устоявшимся образом жизни. Поэтому он в протест, для отстаивания собственного «я» ведет себя наперекор родителям при этом, ощущая противоречие между своим «хочу» и «нужно».

Таким образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, кроме медленных перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы. Постепенные накопления личностных изменений сменяются бурными переломными моментами.

Симптомы кризиса 3 лет

В кризисные периоды дети характеризуются особой чувствительностью к оцениванию собственной персоны и своих поступков. Они становятся более обидчивыми, слегка злопамятными (они помнят длительный период времени незаслуженное, по их мнению, наказание), хитрыми (показывают чувства и настрои, которые не ощущают).

В качестве «семизвездья симптомов» обрисовал кризис 3-х лет Выготский. Первыми признаками трехлетнего кризиса считаются появления негативизма и повышенного влечения к самостоятельности.

Негативизм представляет собой попытку малыша проявить собственную независимость. Другими словами кроха на любое предложение, услышанное от родителей, отвечает отрицательно – «нет» становится его любимым словом. Например, мать зовет ребенка обедать, но что получает в ответ «нет», но через 10 минут малыш может сам прийти. Подобным поведением он демонстрирует, что сам решает, нужно ему обедать или нет. Такие действия не являются ответной реакцией на содержание предложения. Данная реакция направлена на отправителя предложения. Ребенок, переживающий кризисный этап развития, всего лишь стремиться сделать все наоборот, даже при условии того, что это идет вразрез с его желаниями.

Кризис 3 лет истерики становятся постоянным спутником кризисного этапа, что может озадачить и расстроить родителей, вследствие чего они будут искать причины подобных действий в отклонениях психического развития. Детские попытки отграничить собственное «я» от родителей являются прогрессивными тенденциями развития.

Кризис 3 лет симптомы и основные проявления впервые описала Э. Келер. Она выделила такие симптомы трехлетнего кризиса: негативизм, строптивость и упрямство, своевольство, протест-бунт, обесценивание взрослых, устремленность к деспотичному поведению. Однако за этой композицией из отрицательных характеристик, родителю необходимо постараться разглядеть попытки малыша установить качественно новые формы взаимоотношений с окружением и выделить собственное «Я».

Часто трехлетние дети любые свои действия в ответ на предложения родителей сопровождают словами: «Я сам». Феномен фразы «Я сам» обозначает не только самостоятельность в действиях, но и психологическое отгораживание малыша от взрослого. И чем быстрее родитель уяснит необходимость преобразования взаимоотношений с крохой и перестроит их, тем менее негативными будут проявления кризиса.
Упрямство и негативизм в детском поведении возникает вследствие того, что дети еще не умеют подвергать оценке собственное состояние, не в состоянии осознать и объяснить свои замыслы. Вот поэтому их поведение и кажется бессмысленным противостоянием взрослым.

Дети в кризисном периоде трехлетнего возраста характеризуются чрезмерной настойчивостью, которая иногда достигает уровня настырности, если малыш хочет добиться чего-нибудь конкретного от взрослого.

Кризис 3 лет истерики в случаях, когда дети не получают желаемого, наблюдаются довольно часто. Чтобы избежать их родителям следует постараться переключить внимание крохи с ситуации, провоцирующей конфликт, на предмет или явление, которое его точно заинтересует. Главное при этом вести себя уравновешенно. Так как родительские крики могут только усугубить истеричные проявления.

Упрямство также является чертой, присущей малышам в кризисном периоде трех лет. Она проявляется не потому, что малыш хочет какую-то конкретную вещь, а потому что ему необходимо, чтобы то, что он требует, было выполнено. Малыш просто связан собственным первоначальным решением.

Строптивость в поведении детей направлена против системы воспитания, уклада жизни, устоявшегося до трех лет. Малыш может начать баловаться, когда родители смотрят телевизор или готовят кушать.

Своеволие проявляется в стремлении все делать самостоятельно. Ребенок сам хочет сделать себе бутерброд, пытается самостоятельно заправить постель или завязать шнурки. Такое поведение является первыми проявлениями его взрослости. На данном этапе кроха уже начинает осознавать разницу между взрослыми лицами и детьми, вследствие чего стремится быть похожим на взрослое окружение.

Протест-бунт выражается в состоянии противостояния окружающим, нередко даже, может проявляться «военными действиями» по отношению к ним. Дети склонны грубить бабушке или дедушке, пререкаться с мамой. Часто дети, перешагнувшие трехлетний рубеж, ссорятся и с ровесниками, забирают у них игрушки либо не желают делиться своими, нередко, даже дерутся.

Обесценивание взрослых выражено в том, что малыш начинает ругать, дразнить, нередко, даже, обзывать родителей. Дети отказываются признавать собственную неправоту и не просить прощение за резкость.

Детская деспотичность принуждает родителей делать все, чего требуют малыши. Они пытаются манипулировать родителями при помощи безудержного рева, грубого обращения, капризности. В отношении к младшим малышам в семье ревность является деспотическим проявлением.

Таким образом кризис трех лет симптомы и основные проявления помогают родителям понять, что происходит с их чадами, для того чтобы они могли своевременно откорректировать модель своего поведения, вследствие чего трехлетний кризис пройдет для крохи наименее ощутимо.

Кризис 3 лет — рекомендации родителям

Малыши, преодолевшие трехлетний рубеж, начинают ожидать от взрослых участников семейных отношений признания собственной самостоятельности и независимости. Они хотят, чтобы с их мнениями считались и советовались с ними. Дети не могут ждать, когда их желания быть самостоятельными исполниться. Они не понимают еще будущего времени. Им необходимо все немедленно, вследствие чего дети стремятся любой ценой достигнуть самостоятельности и самоутвердиться в победе, даже если такая победа приносит неудобство из-за ссоры с близким окружением.

Родительскую опеку можно представить в виде яичной скорлупы, защищающей зародыш цыпленка. Малышу безопасно, тепло и уютно находиться под ней, но в определенный момент она выстраивает помехи на пути его роста. Поэтому ребенок не инстинктивно, а уже сознательно ломает «скорлупу», чтоб познать превратности судьбы, изведать непознанное и неизведанное. А главным его открытием становится открытие самого себя. Ребенок начинает ощущать себя независимым, и в некотором роде всемогущим, однако в силу собственных возрастных возможностей он не в состоянии обойтись без родителей. Поэтому он начинает сердиться на них и мстить при помощи единственного доступного ему средства – слез.

Кризис трех лет психология характеризует, как движущую силу детского развития, которая представляет собой смену ведущей деятельности. Окончание данного этапа знаменует начало нового периода – дошкольное детство.

В трехлетнем возрасте ролевая игра становится ведущей деятельностью. Малыши практикуют игры, в которых они изображают взрослое окружение и подражают ему.

Детские кризисы могут иметь неблагоприятные последствия, такие как увеличенная мозговая чувствительность к влиянию среды, ранимость ЦНС вследствие нарушений в перестройке метаболизма и преобразовании эндокринной системы. Другими словами, кульминационная фаза кризиса 3 лет у ребенка представляет собой комбинацию из прогрессивного эволюционного скачка и функционального дисбаланса, который неблагоприятен для детского здоровья.

Такой дисбаланс подпитывается также активным ростом физического тела крохи соответственно и его внутренних органов. Вследствие чего адаптационные возможности и компенсаторный потенциал детского организма снижаются, малыши становятся более подверженными различным недугам, особенно нервно-психического характера.

Кризис 3 лет у ребенка — как с ним справиться? Можно судить о привязанностях малышей, выявив, на кого устремлен его кризис. В основном, таким объектом оказывается мать. Поэтому ответственность за грамотный благоприятный выход малыша из кризиса возлагается, в первый черед, на нее. Нужно понимать, что дитя само страдает от кризисных проявлений.

Кризис 3 лет психология утверждает, что один из наиболее значимых периодов психического развития ребенка, который знаменует его переход на еще одну ступеньку детства вверх. Именно поэтому рекомендуется родителям, если они стали замечать резкие изменения в поведении собственного чада, постараться выработать правильную стратегию во взаимодействии с ним, стать более лояльными в мерах воспитательного характера, расширить права и круг обязанностей крохи, дать вкусить ему самостоятельности в пределах разумного, чтобы он смог насладиться ею.

Нужно понимать, что малыш не соглашается с родителями не из простого упрямства, он пытается испытать характер взрослых и отыскивает слабые места в нем, чтобы в дальнейшем при отстаивании собственной независимости воздействовать на них. Поэтому малыш может перепроверять несколько раз за день родительские запреты. И если он замечает хотя бы малейшую возможность, при которой «нельзя» трансформируется в «можно», то добьется своего, если не у родителей, то уж точно у бабушек дедушками. Сердиться за подобное поведение на него все же не рекомендуется. Необходимо просто грамотно сбалансировать систему поощрений и порядок наказаний, соблюдать последовательность действий всеми участниками семейных отношений. Ведь это взрослые родственники с момента появления крохи на свет систематически приучали его к пониманию того, что желания крохи являются законом для близкого окружения. Поэтому не следует удивляться, когда малыш не обращает внимания на взрослые запреты. Ребенок не может понять, почему это вдруг изменилась система требований. Поэтому он в отместку будет твердить родителям «нет». Обижаться на кроху за это не следует.

В ситуациях, когда желания крохи значительно превосходят его реальные возможности, необходимо найти выход из ситуации через ролевую игру.

Если родители заметили кризис 3 лет у ребенка и как с ним справиться – это насущный вопрос, то им рекомендуется сделать все возможное, чтобы малыш ощущал себя равным своему близкому взрослому окружению.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *