Кроссворд про добро

МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

В европейской христианской культуре идея милосердия формируется на пересечении ряда традиций. Понятие милосердия восходит к Пятикнижию, где слово «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». В добиблейской греческой литературе слово είδος обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля – чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином агапе. В христианской этике милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трех богословских добродетелей; в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал, на что указывает заповедь любви. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный; в Новом Завете милосердность Бога непосредственно задается как объект для подражания. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие – не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Поэтому несостоятельно мнение, что милосердие как путь служения Богу не предполагает непременно чувства благожелательности. Также несостоятельно сведение милосердия к альтруизму, который исчерпывается доброжелательным отношением к другим. Однако вне телеологического и перфекционистского контекстов отсутствие идеала милосердия теряет стандарт совершенства.

В новозаветных текстах милосердие предлагалось в качестве универсального требования, содержащего в себе и требования Моисеевых заповедей (см. Декалог). Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже у апостола Павла получает развитие различение закона Моисея и заповеди любви, которое помимо чисто теологических аспектов имело и существенное этическое содержание, а именно то, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и этики любви был воспринят в новоевропейской мысли и проблематизирован в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс, Прудон, Шопенгауэр). Анализ этой традиции в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость – непреложным; б) милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Впрочем, разделение справедливости и милосердия, тем более в соотнесении с различными сферами коммуникативного опыта, относительно: этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором справедливость принимается как непосредственный долг человека, но при этом предполагается, что милосердие в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит различие, обособленность и противоположность интересов индивидов как членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Возникающие проблемы связаны с тем, что: а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т.е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное достоинство; милосердие может вести к неравенству; б) милосердие творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении – деятельное участие в жизни другого. Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.

Литература:

1. Соловьев В.С. Оправдание добра. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1988, с. 152–69;

2. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996, с. 356–544;

3. Гоббс Т. О человеке (XIII, 9). – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1989, с. 258–59;

Вопросы

1 Отсутствие гордости, сознание своих недостатков, подчинение во всём воле Божией. (8)

2 Любовь к труду. (10)

3 Тихое, спокойное расположение духа, при котором человек никого не раздражает и не раздражается сам, не позволяет себе ропота на Бога, на других людей, не придается гневу и не превозносится, когда происходит что-либо против его желания. (8)

4 Слова, с которыми человек обращается к Богу, святым, Ангелу Хранителю. (7)

5 Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (7)

6 Отсутствие высокомерия, стремления выказывать свои достоинства, заслуги. (10)

7 Охотное оказание помощи деньгами или имуществом, отсутствие скупости. (8)

8 Сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. (10)

9 Осуждение собственных грехов, раскаяние в них и намерение исправиться. (8)

10 Воздержание в течение определенного периода времени от некоторых видов пищи, от развлечений, чтобы укрепить душу. (4)

11 Правдивость, добросовестность, прямодушие. (9)

• Женское имя

• Вера в возможность осуществления чего-нибудь радостного

• Название известной песни А.Пахмутовой

• Русское женское имя

• Стихотворение М. Лермонтова

• «… — мой компас земной» (песен.)

• «… умирает последней»

• «Девчата» (имя актрисы)

• «Королева бензоколонки» (имя актриса)

• … Румянцева (актриса)

• антоним отчаяние

• в детстве друзья ее звали Надей

• в детстве мама звала ее Надей

• вера в возможность осуществления чего-нибудь радостного, благоприятного

• дочь Романюка из комедии «Калиновая роща»

• духовная одежда, согревающая душу

• единственное, что осталось в ящике Пандоры

• ее маленький оркестр под управлением любви играл стихотворные мелодии Булата Окуджавы

• ее можно лелеять

• женское имя

• женское имя, рифмующееся с одеждой

• женское имя: (русское) буквально надежда

• известное женское имя

• имя Крупской

• имя актрисы Румянцевой

• имя певицы Бабкиной

• имя певицы Кадышевой

• имя российской актрисы Бахтиной

• истинно русское женское имя

• компас земной (песен.)

• кормилица несчастных

• крупская, Румянцева (имя)

• море Счастье обмелело, а Река Любви замерзла. А озеро чего осталось

• надежа, надежный и пр. см. надеяться

• название известной песни А. Пахмутовой, «компас земной»

• обычное имя для русской девушки

• одна из семи добродетелей

• ожидание блага

• ожидание лучших времен

• она обычно плохой проводник, но прекрасный товарищ в пути

• она умирает последней

• оставь ее, всяк сюда входящий (девиз)

• оставь ее, всяк сюда входящий

• отсроченное разочарование

• парусное судно первой русской кругосветной экспедиции И. Крузенштерна

• песня А. Пахмутовой

• плохой проводник, но хороший попутчик

• подружка Веры и Любови

• подходящее имя для русской девушки

• подходящее русской женщине имя

• последнее, что остается у обездоленных

• последняя умершая

• румянцева, Крупская (имя)

• русское женское имя

• самая прочная из всех бесплотных опор

• синоним упование

• сорт белокочанной капусты

• сорт земляники

• сорт картофеля

• сорт пиона

• состояние человека

• стихотворение М. Лермонтова

• стихотворение русского поэта К. Батюшкова

• судно экспедиции Крузенштерна

• упование на светлое будущее

• хорошее имя для русской девушки

• хороший завтрак, но плохой ужин. Что так определил Френсис Бэкон

• чаяние

• четвертый эпизод киноэпопеи «Звездные войны» называется «Новая …»

• что осталось на дне ящика «Пандоры» после того, как она выпустила на волю пороки, несчастья и болезни

• что осталось на дне ящика Пандоры

• «девчата» (имя актрисы)

• «королева бензоколонки» (имя актриса)

• название известной песни А. Пахмутовой, «компас земной»

• хороший завтрак, но плохой ужин. Что так определил Френсис Бэкон?

• дочь Романюка из комедии «Калиновая роща»

• четвертый эпизод киноэпопеи «Звездные войны» называется «Новая …»

• что осталось на дне ящика «Пандоры» после того, как она выпустила на волю пороки, несчастья и болезни?

• море Счастье обмелело, а Река Любви замерзла. А озеро чего осталось?

• оставь ее, всяк сюда входящий!

• «… — мой компас земной» (песен.)

• умирает последней

1

2 МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. Понятие милосердия восходит к Пятикнижию, где слово «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». В добиблейской греческой литературе слово είδος обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля – чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. Понятие милосердия восходит к Пятикнижию, где слово «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». В добиблейской греческой литературе слово είδος обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля – чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание.

3 Хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием Милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием Милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того.

4 Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, противостояние м злу, насилию, любви к врагам. Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, противостояние м злу, насилию, любви к врагам.

5

6 Вскоре после гибели мужа она продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), на вырученные деньги купила усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой. Елизавета была причислена к лику святых. Вскоре после гибели мужа она продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), на вырученные деньги купила усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой. Елизавета была причислена к лику святых.

7 Николай II с семьей и Елизавета Федоровна при посещении Солдатенсковской больницы

8 Деятельность конгрегации «Сёстры Милосердия» направлена на помощь обездоленным и образование малообеспеченных. Отличительной чертой конгрегации является принятие характерного только для этой общины особого обета служения и активная общественная деятельность. В соответствии со своей миссией многие монахини занимаются преподавательской, медицинской и благотворительной деятельностью.

9 Джоли создала несколько благотворительных фондов, занимающихся помощью детям в Камбодже и тем, кто пострадал от техногенных катастроф. Актриса своими глазами увидела, в каком бедственном положении находятся жители Камбоджи, и отправилась в гуманитарное путешествие по странам третьего мира. Вскоре пришла идея и о первом усыновлении. Джоли создала несколько благотворительных фондов, занимающихся помощью детям в Камбодже и тем, кто пострадал от техногенных катастроф. Актриса своими глазами увидела, в каком бедственном положении находятся жители Камбоджи, и отправилась в гуманитарное путешествие по странам третьего мира. Вскоре пришла идея и о первом усыновлении.

10 Когда Дэвид Бекхэм прилетел в Сьерра-Леоне, он заставил свою команду найти окно в его расписании, чтобы он мог поиграть в футбол с местными детьми. Дэвид решил помочь семье одного из бывших футболистов, родственники которого сейчас живут за чертой бедности. Дэвид подарил каждому члену семьи по iPhone и сообщил, что семье не стоит волноваться из-за счетов за звонки, ведь они уже оплачены на 10 лет вперед. Напоследок футболист вручил чек на 100 тысяч долларов. Когда Дэвид Бекхэм прилетел в Сьерра-Леоне, он заставил свою команду найти окно в его расписании, чтобы он мог поиграть в футбол с местными детьми. Дэвид решил помочь семье одного из бывших футболистов, родственники которого сейчас живут за чертой бедности. Дэвид подарил каждому члену семьи по iPhone и сообщил, что семье не стоит волноваться из-за счетов за звонки, ведь они уже оплачены на 10 лет вперед. Напоследок футболист вручил чек на 100 тысяч долларов.

11 Равнодушие — это состояние апатии к окружающему миру, людям, явлениям, событиям, нежелание участвовать в изменении собственной жизни к лучшему, отсутствие беспокойства о других людях. «Мне все равно… Меня это не касается… Это меня не интересует… Оставьте меня в покое… Не мешайте мне…». Такие фразы слышал или произносил каждый из нас. Человек желает, чтобы его оставили в покое, он не хочет иметь ничего общего с определенными людьми или событиями, его ничто не заботит и не интересует. Существует много проявлений равнодушия.

12 Маленький мальчик стоял у витрины И по слогам объявленье читал. В нём сообщал продавец магазина, Что он забавных котят продавал. Мальчик несмело вошёл и с порога Скромно спросил, сколько стоят они. Цену узнав, прошептал: Это много…, Ручки засунув в карманы свои, Он потихоньку извлёк всё, что было. Да, это мало, хоть долго копил. Детское сердце невольно заныло… С горечью в голосе он попросил: Дяденька, можно хотя бы глазочком Только на ваших котят посмотреть. Были бы деньги, купил бы я точно, Но накопить мне никак не успеть. И продавец не спеша открывает Крышку в огромной коробке, и вот Восемь котят из неё выбегают, Ну, а девятый за ними ползёт, Хочет успеть за друзьями своими, Но не угнаться за ними ему. А всё потому лишь, что ножки больные, Так он родился… себе на беду. Мальчика словно водой окатили, Глазки свои отвести он не смел, Даже сказать что-то был он не в силах, Лишь на хромого котёнка смотрел. Но через силу, с огромным волненьем, Еле, чуть слышно он вдруг проронил: Были бы деньги, то я, без сомненья, Котёнка хромого у вас бы купил. А продавец посмотрев с изумленьем, Грустно ответил, кивнув на него: Знаешь, котёнок больной, к сожаленью, Родился таким, не излечишь его. Но, если ты хочешь, котёнка хромого Можешь себе и без денег забрать. Никто и копейки не даст за такого, Я и не думал его продавать. Мальчик ответил серьёзно и строго: Деньги у мамы могу я занять, Я заплачу за котёнка хромого, Чем же он хуже здоровых котят? Стоит он так же, как стоят другие, Полную цену я вам заплачу, Будем с ним жить мы, как братья родные, Сильно котёнка купить я хочу!

13 Это сказав, он неловко нагнулся И под штанину зачем-то полез. Взглянув на него, продавец ужаснулся: Вместо ноги он увидел протез… Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу… Всё стало ясно теперь продавцу. Мальчика крепко обнять захотелось, Он протянул свои руки мальцу. Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы? Чтоб остальные котята нашли Тоже заботливых и милосердных, Добрых хозяев, таких же, как ты!

14 В последнее время равнодушие – привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают. Равнодушие – это черствость и несостоятельность человеческой души. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, более того, некоторые из них совершенно серьезно считают себя романтиками. Смешно… По определению, романтика – это чувства и эмоции, возвышающие человека, она «характеризуется изображением сильных страстей». Если говорить проще, то романтика – это истинная любовь, преданная дружба… Так что равнодушие и романтика несовместимы.

15 Часто равнодушие — это своеобразный способ защиты, оберегающий человека от стресса. Если человека неоднократно отвергали или оскорбляли, то он старается избегать подобных негативных эмоций. Желая защититься, человек часто совершенно неосознанно начинает изображать равнодушие. Однако со временем возникает проблема, потому что равнодушие и безразличие нередко становятся внутренним состоянием человека. Иногда наблюдаются тяжелые случаи равнодушия к окружающим и самому себе.

16 В наше время очень сложно быть милосердным и при этом оставаться уважаемым человеком. Как правило, добрых, бескорыстных людей, стремящихся оказывать помощь, считают странными. Как только мы начинаем проявлять милосердие, нас тут же начинают называть Матерью Терезой. Как будто бы мы совершили какую-то глупость. Люди по большей своей части привыкли быть эгоистами, заботясь лишь о собственном благополучие. Они боятся того, что о них подумают другие, и давят в себе свои самые добрые качества. Но это не правильно!

17 КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ТО, ЧТО СЧИТАЕТ НУЖНЫМ. КАЖДЫЙ ИЗ НАС ПРОСТО ОБЯЗАН ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ… ИНАЧЕ МИР РАЗРУШИТСЯ. И НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ОБ ОДНОЙ ПРОСТОЙ ВЕЩИ: ЕСЛИ ВАС НЕ ТРОГАЕТ ЧУЖАЯ БОЛЬ, НЕ ВЫРАЖАЙТЕ СВОЁ ВОЗМУЩЕНИЕ ПО ПОВОДУ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. УМЕСТНЕЕ НАЧАТЬ С СЕБЯ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *