Крылов а в

Биография

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Крылов

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.

Иван Крылов в молодости

Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.

Баснописец Иван Крылов

Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.

Журнал Ивана Крылова «Почта духов»

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.

Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич

Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя.

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.

Иван Крылов

В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.

Иван Крылов и императрица Мария Федоровна

Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица Мария Фёдоровна. И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.

Памятник Ивану Крылову

Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста

Крылов Иван Андреевич достиг известности с помощью своих басен, как оригинальных, так и созданных по сюжетам античных авторов (Эзопа, Федра). Усилиями писателя басня перестала считаться низким жанром, что повлекло за собой перестройку господствовавшей в тогдашней литературе теории «трех штилей». Во многом благодаря Крылову русский литературный язык постепенно освободился от архаизмов и приобрел легкость разговорной речи.

Известный русский поэт и баснописец Иван Андреевич Крылов.

Краткая справка

За свою долгую жизнь (1769-1844 гг.) Крылов написал более 200 басен. Однако знаменит он не только благодаря ним. Крылов начинал свою литературную деятельность с трагедии «Филомела».

Господствовавший в литературе стиль классицизма, требовавший соблюдения закона трех единств (места, времени и действия), а также необходимость использования церковнославянской лексики сильно ограничивали писателя. Сам Крылов впоследствии признавал, что трагедия ему не удалась.

После «Филомелы» Крылов выпустил несколько комедий («Бешеная семья», «Проказники»), в которых впервые проявился его талант сатирика. Но и комедии были сдержанно встречены публикой.

Крылов испытывал творческий кризис, но представить свою жизнь без литературной деятельности он уже не мог. Он начинает заниматься журналистикой, переживавшей подъем в конце XVIII в.

Первые свои басни Крылов опубликовал в журналах, принадлежавшим его друзьям.

Детство и юность

Переход от высокого жанра трагедии к низкому жанру басни объясняется не только литературными установками писателя, но и обстоятельствами его детства и юности. Крылов родился в семье армейского офицера, участвовавшего в подавлении восстания Емельяна Пугачева, но не получившего от властей ни земельных угодий, ни повышения в чине. Андрей Прохорович Крылов оставил в наследство сыну лишь сундук с книгами.

По косвенным источникам можно сделать вывод, что А.П.Крылов активно участвовал в отражении осады пугачевцами Оренбурга. А.С.Пушкин в своей «Истории Пугачева» свидетельствовал, что вся семья Крыловых, в том числе и пятилетний Иван, была приговорена бунтовщиком к повешению.

Им приходилось скрываться от Пугачева. Временами было нечего есть. Возможно, из-за этого впоследствии Крылов будет проявлять неуемный аппетит. Среди высшего общества ходили легенды о невероятном обжорстве баснописца.

Портрет Ивана Крылова в детстве.

Пытаясь поправить материальное положение семьи, отец Крылова выехал на гражданскую службу в Тверь. Там он получил должность председателя магистрата, но и она не приносила существенного дохода. В 1778 г. Андрей Прохорович умер. Мария Алексеевна Крылова отправилась с детьми в столицу: во-первых, она надеялась получить пенсию по потере кормильца, а во-вторых, позаботиться об устройстве старшего сына на работу.

В пенсии было отказано, что вынудило вдову зарабатывать на жизнь чтением заупокойных молитв над покойниками.

Но в отношении второй просьбы Крыловой правительство пошло навстречу. Иван был принят на работу в казенную палату приказным служителем. Хотя платили немного, угроза голода и нищеты отступила на второй план.

Образование писателя

В силу этих обстоятельств Крылов не получил надлежащего образования. Он с детства проявлял любопытство и жажду знаний, но отсутствие материального обеспечения не позволяло ему получить доступ к специализированным учебным заведениям. Крылов учился самостоятельно.

Тверские соседи позволили мальчику присутствовать на уроках французского языка, которые давались их детям. Другим источником информации стали книги из отцовского сундука. Крылов сам научился играть на различных музыкальных инструментах и уже в детстве проявлял интерес к сочинительству.

Еще одним каналом, посредством которого будущий баснописец познавал мир, стало общение с простыми людьми. Благодаря контактам с ремесленниками, торговцами и крестьянами Крылов в совершенстве освоил русский разговорный язык, а также близко познакомился с образом жизни низших слоев российского общества.

Впоследствии он воспользуется этими знаниями при написании басен: они насыщены афоризмами, пословицами и поговорками, бытовыми деталями.

Первые басни Крылова

Крылов не испытывал интереса к государственной службе. Скопив некоторую сумму, он вышел в отставку, желая заняться литературной деятельностью.

Но публика встретила его трагедию и комедии равнодушно. Начинающий писатель был разочарован и обратился к жанру басни.

В 1788 г. принадлежавший видным издателям и журналистам И.Г.Рахманинову и П.А.Озерову журнал «Утренние часы» опубликовал 3 басни Крылова («Стыдливый игрок», «Судьба игроков» и » Новопожалованный осел»). Баснописец не рискнул опубликовать басни под своим именем, надеясь со временем вернуться к драматургии. Но, как и прежде, массовый читатель и литературная критика не обратили внимания на произведения Крылова.

В печати появилось лишь несколько коротких заметок, в которых отмечались сарказм и ирония баснописца и отсутствие у него литературного мастерства.

Издательство журналов

Сатирический журнал, издаваемый И. А. Крыловым.

После такого холодного приема Крылов все еще не желал совсем отказываться от литературной деятельности.

Императрица Екатерина II сознательно стимулировала развитие журналистики, с помощью которой стремилась вызвать в обществе интерес к назревшим проблемам.

Поэтому издание журналов в конце ее правления процветало и приносило неплохой доход.

Всего Крылов издавал 3 журнала:

  • «Почта духов»;
  • «Зритель»;
  • «Меркурий».

Первый журнал Крылова выходил с января по август 1789 г. Хотя на первый взгляд «Почта духов» продолжал высмеивание пороков российского общества в сатирической форме, от других журналов такого типа он отличался стремлением издателя свести счеты с литературными врагами. Много место было посвящено критике театральных порядков: Крылов не мог простить отказа ставить спектакли по его пьесам.

Журнал «Зритель» стал выходить в печать с 1792 г. Крылов по-прежнему верен сатире, но круг его интересов расширяется. С преобразованием в следующем году «Зрителя» в «Меркурий» Крылов сокращает количество сатирических пьес.

Он стремится занять особое место в литературной жизни страны и с этой целью выступает с нападками на сентименталистов и на Н.М.Карамзина как их идейного лидера.

Темные пятна биографии

Издание басен Крылова 1816 года.

По настоятельной просьбе властей Крылов прекращает издательскую деятельность. Он принимает предложение императрицы отправиться в заграничное путешествие за казенный счет.

Биография баснописца в годы с момента закрытия «Меркурия» до начала публикации его басен изучена слабо. Установлено, что в 1797 г. он был домашним учителем в доме князя С.Ф.Голицына и преподавал словесность и русский язык, хотя был слаб в правописании.

У Голицина Крылов жил и работал до 1803 г. Помимо преподавания он исполнял обязанности секретаря князя в бытность его генерал-губернатором Риги. Сведений о жизни писателя после выхода в отставку мало. Были слухи, что он занимался тем, что разъезжал по ярмаркам и играл в карты. За карточную игру ему якобы было запрещено посещать Москву и Санкт-Петербург.

Расцвет творчества и признание

В 1805 г. писатель показывает самому знаменитому баснописцу страны И.И.Дмитриеву свой вариант перевода с французского басен Лафонтена. Дмитриев отнесся с восторгом к текстам Крылова и настойчиво убеждал его, что сочинение оригинальных текстов и перевод уже существующих и есть его призвание. Но Крылов все еще пытался продолжить занятия драматургией.

В 1806 г. на сцене ставят наиболее популярные его комедии: «Модная лавка» и «Урок дочкам».

При этом Крылов занимается и сочинением басен, хотя публикует их неохотно. Только в 1809 г. он издает отдельным сборником 23 басни, несколько из которых были написаны на оригинальные сюжеты. Эта дата знаменует начало всероссийской известности Крылова.

На волне патриотического подъема, вызванного наполеоновскими войнами, Иван Андреевич становится самым популярным писателем страны. В его произведениях высмеивается характерная для России галломания, в то время как все отечественное превозносится.

Успех первых басен позволяет Крылову занять видное место в числе русских писателей. Улучшается и его материальное положение: с 1810 г. Крылов работает в Императорской публичной библиотеке. Кроме того, ему назначена персональная пенсия, которая вскоре выросла сначала в 2, а потом в 4 раза. На момент выхода в отставку (1841 г.) Крылов получает 11700 руб. ассигнациями в год.

С годами писатель становится все более ленив. За первые 12 лет литературной деятельности он опубликовал 140 басен, а за следующие 25 — всего 68. Но количественный спад не приводил к качественному.

Все басни Крылова представляют собой результат кропотливого труда. Анализ черновиков показывает, что писатель тщательно сокращал исходные тексты, стремясь к наиболее возможной краткости, емкости и ясности языка, даже если иногда это происходило в ущерб орфографии.

Источником афоризмов Крылова, придающих остроту и образность его басням, стала живая разговорная речь, с которой он был отлично знаком. Заимствования из народного языка вместо церковнославянских архаизмов позволяли большому количеству читателей познакомиться с произведениями Крылова.

Сочетание ярких образов с хлесткой сатирой, направленной против лицемерия, глупости и ханжества сделало его басни столь популярными в народе.

Наиболее известные басни И. А. Крылова.

Личная жизнь поэта

И.А.Крылов никогда не был женат. В юности он был влюблен в девушку по имени Анна. Она была дочерью священника одного из приходов Брянского уезда. Семья Анны была состоятельной, поэтому, несмотря на взаимную влюбленность молодых людей, о браке не могло быть и речи.

От горя Анна заболела, и только это заставило родителей пересмотреть свои взгляды. Но к этому времени Крылов утратил интерес к женитьбе. В ответ на предложение родителей девушки приехать за их дочерью он заявил, что согласен на брак, только если они сами привезут ему невесту. На такое они согласиться уже никак не могли.

Современники баснописца считали, что у него есть связь с его кухаркой Федосьей.

Брак между ними был невозможен по причине сословных различий, но ходили слухи, что кухарка родила от Крылова дочь Александру. Доказывали это тем, что с самого рождения до замужества девушка жила в доме писателя, а ее муж унаследовал все состояние баснописца.

Могила Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.

Смерть Крылова

Хотя из-под пера Крылова не выходило новых произведений уже с 1836 г., в 1838 г. к юбилею его творческой деятельности готовилась вся страна. Спустя 6 лет великий писатель умер от двусторонней пневмонии и был с почестями похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Многие злословили, что смерть произошла по причине неумеренного аппетита баснописца, вследствие которого произошел заворот кишок.

Интересные факты

Об особенностях характера и поведения Крылова еще при жизни ходили легенды. Многие говорили о его рассеянности и безразличии к тому, как он выглядит. Например, однажды он явился на прием к вдовствующей императрице Марии Федоровне в рваных сапогах. В другой раз писатель перепутал носовой платок и ночной чепчик и публично высморкался в него. Несмотря на это, к Крылову проявляли интерес некоторые придворные красавицы.

Ироничность отношения к жизни не изменила писателю даже перед смертью. Присутствующим на похоронах он заранее распорядился выдать траурно оформленные экземпляры его басен. Тогда же произошел еще один любопытный случай: желая выразить почтение покойному, граф Орлов лично нес гроб Крылова до катафалка.

Крылов, Иван Андреевич (1769-1844) — русский баснописец, писатель, драматург. Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья, трагедии Клеопатра и Филомела, комедия Сочинитель в прихожей. Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию Проказники, в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Проказники -более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть, сказка Ночи, Похвальная речь в память моему дедушке, Речь, говоренная повесою в собрании дураков, Мысли философа о моде. Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа. В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: Дуб и трость и Разборчивая невеста. Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это — Модная лавка, Урок дочкам и Илья Богатырь. Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська.

В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней — последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей, Волк и ягненок), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Волк на псарне. Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного, Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться »

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова — многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.

Поиск по ключевым словам
(по творчеству и критике)
Самые встречающиеся слова:
АВТОР, АНДРЕЕВИЧ, АНДРЕЙ, АХИ, БАСНИ, БИБЛИОТЕКИ, БОГ, ВЕЛИКИЙ, ВИДЕТЬ, ВОЛК, ВОСПОМИНАНИЯ, ВРЕМЯ, ГОВОРИТ, ГОДА, ГОЛОВУ, ГОСУДАРЬ, ГРАФ, ДАТЬ, ДВА, ДЕЛАТЬ, ДЕЛО, ДЕНЬ, ДЕНЬГИ, ДОБРЫЙ, ДОЛЖЕН, ДОМ, ДРУГ, ДУМАЮ, ДУХОВ, ДУША, ЖЕНА, ЖЕНЩИНЫ, ЖИЗНИ, ЖИТЬ, ЖУРНАЛА, ЗНАЮ, ИВАН, ИЗДАНИИ, ИЛЬЯ, ИМЕЕТ, КНИГИ, КНЯЗЬ, КОМЕДИИ, КРЫЛОВА, ЛЕВ, ЛЕТА, ЛИТЕРАТУРНЫХ, ЛУЧШЕ, ЛЮБЕЗНЫЙ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБОВЬ, ЛЮДЕЙ, МАША, МЕСТО, МОЛОДОЙ, НАДОБНО, НАПИСАНА, НОВЫХ, ОБРАЗОМ, ОДИН, ОЛЕНИНА, ОТВЕЧАЛ, ПЕРВЫЙ, ПЕТЕРБУРГЕ, ПИСАЛ, ПИСАТЕЛЬ, ПИСЬМО, ПОСЛЕДНИЙ, ПОЭТ, ПРАВО, ПРЕКРАСНО, ПУШКИН, РУКИ, РУССКОГО, СВЕТ, СДЕЛАТЬ, СЕРДЦЕ, СКАЗАЛ, СКОРО, СЛОВА, СОЧИНЕНИЙ, СТАЛ, СТИХИ, СТИХОТВОРЕНИЯ, СУДАРЬ, СУМБУРОВ, ТАРАТОРА, ТЕАТР, ТЯНИСЛОВ, УВИДЕЛ, УМА, ФРАНЦУЗСКИЙ, ХОРОШО, ХОЧЕТ, ЧАС, ЧАСТИ, ЧЕЛОВЕК, ЧИТАЛ, ЯВЛЕНИЕ, ЯЗЫКА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *