Кто боролся с богом?

=Один из моих вопросов о Иакове. Что это за бог который не смог победить человека и боится лучей солнца?! =Э. К-К.
Атеисты и язычники всё в Библии понимают буквально, но сказано:»…буква убивает, а дух животворит» (2 Кор.3,6). При духовном прочтении открываются совершенно иные грани событий.
Борьба Иакова с БОГОМ через борьбу с ЕГО Посланником — Ангелом.
1.»И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; • и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. • И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; • и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. • И сказал : отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. • И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. • И сказал : отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. ( В современном переводе: ибо ты боролся с Богом и с людьми и не был побеждён) • Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.• И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. • И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.• Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова». (Быт.32,22-32)
Борьба БОГА (посредством Ангела) с Иаковом, за исключением момента, когда Ангел дотронулся до бедра Иакова, проходила не на телесном уровне (в этом не было смысла, ибо лёгкое касание Ангела, как показывают события, способно было нанести увечье Исааку). И хотя именно так изображают этот эпизод — как напряжённую физическую борьбу Иакова с Ангелом (крепким юношей с крыльями), судя по всему, борьба шла на невидимых уровнях — духовном, душевном и плотском.
Это была борьба с упрямым нежеланием Иакова встретиться со своим братом (перед которым он был виноват) и испросить у него прощения. Но не только.
Это была борьба с его недоверием БОГУ, с нежеланием смиренно принять Волю БОЖИЮ, с его упованием не на БОГА, а на хитрость и свои силы, с горделивой уверенностью в том, что он знает лучше БОГА, как надо поступить и как ему спастись.
2. В своё время Иаков коварством и хитростью лишил своего брата Исава первородства и благословения отца, эти преступления были достойны самого тяжкого наказания. Иаков боялся мести брата. Он испытал панический ужас и животный страх за свою жизнь и жизнь своей семьи, когда нависла угроза их неизбежной встречи.
Исав с четырьмя сотнями воинов стремительно приближался к стану Иакова, утром они должны были встретиться лицом к лицу.
Иаков, оставшись один, истово молился о своём спасении и призывал БОГА сделать так, чтобы встреча с братом не состоялась, чтобы Господь задержал Исава, пока Иаков с семьёй, рабами, слугами и скотом не удалится достаточно далеко.
БОГ посредством Ангела явился Иакову и пытался побороть его страх, и убедить Иакова, что он под БОЖИЕЙ защитой, что он должен покаяться перед братом и испросить прощения за грех против него, что ничего плохого Исав с ним и семьёй не сделает, и что бегство его погубит.
Всю ночь Ангел боролся с Иаковом (с его страхами, недостатком веры в защиту БОЖИЮ, с его упрямством и отсутствием смирения перед БОЖЬЕЙ Волей), но всё было напрасно. Иаков молил спасти его, но именно тем способом, каким он, Иаков, считал правильным.
3. Так и мы, грешные, мало того, что просим у БОГА иногда то, что для нас не полезно, но ещё ставим условия о просимом, часто несовместимые с самой просьбой. Поэтому Ангел иногда отходит нас, оставляя нас с нашими «хотелками».
Верить, значит доверять. Если мы о чём-то важном просим БОГА, то должны быть уверены, что если это полезно, БОГ исполнит нашу просьбу самым наилучшим для нас образом.
Сам ХРИСТОС молился в Гефсиманском саду, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк. 22:42). Вразуми, Господи, и нас быть смиренными в наших прошениях!
4. Ангел не мог одолеть панического страха и нежелания встречи Иакова с братом. И Ангел отступил, ибо БОГ не нарушает свободы воли человека. Он сказал Иакову: «Отпусти меня…». Смысл этих слов: «Если ты не слушаешь меня, не доверяешь Моему Слову, зачем ты молишься Мне и удерживаешь Меня своей молитвой? Тогда отпусти Меня, тем более, что взошла заря, и твой брат скоро будет здесь».
БОГ никого не хочет заставлять насильно слушать Себя и не желает принуждать поступать по ЕГО Слову, он дал свободу воли человеку и не нарушает её.
Ангел сказал Иакову: «Отпусти меня, ибо взошла заря».
Но Иаков просил и умолял спасти его. Пророк Осия пишет: «Он боролся с Ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его» (Ос.12:3).
5. Всеведущему БОГУ были известны намерения Иакова бежать, и ОН знал, что это — верная гибель для него и его семьи, ибо, обнаружив трусливое бегство Иакова, разъярённый Исав бросится за ним в погоню, и, догнав, припомнит ему всё и жестоко отомстит, убив его и его семью.
Но Иаков молит о спасении, и единственный способ его спасти – не допустить его бегства.
Чтобы не случилось беды, спасая Иакова от неминуемой смерти, Ангел коснулся бедра Иакова, и повредил ему ногу. И только в этот момент, когда Иаков почувствовал острую боль, он понял, что все планы на бегство рухнули, что единственная его надежда – милосердие, защита и помощь БОЖИЯ. И говорил: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».
Так часто, спасая самонадеянного человека от страшного зла, смерти или преступных замыслов, БОГ попускает внезапную болезнь или какое-либо неприятное событие в жизни человека, и этим спасает его. Более того, человек, видя крушение своих планов и осознав свою немощь, обращает свой взор и свою покаянную молитву к Спасителю, Всемогущему и Милостивому ТВОРЦУ.
6. Тогда Ангел спрашивает его имя не потому, что не знает, но потому, что вместо имени Иаков (препона) даёт другое – Израиль (боролся с Богом, Бог борется) и благословляет его, как потомка Авраама.
Господь БОГ, назвав Иакова Израилем (богоборцем), как бы предсказал народу Израиля судьбу богоборца. Действительно, в дальнейшем народ Израиля (в лице книжников, фарисеев и их приверженцев) ожесточённо боролся с БОГОМ-ХРИСТОМ и требовал ЕГО распятия:
«Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.» (Мф.27:22-26).
Возмездие постигло народ Израиля, когда, через некоторое время, римляне истребили израильтян и детей их, был также разрушен Иерусалим и Иерусалимский Храм, единственный, где иудеи могут приносить жертвоприношения БОГУ. Что это, как ни кара БОЖИЯ?!
Современный иудаизм также отвергает ХРИСТА-БОГА, то есть борьба с БОГОМ(ХРИСТОМ) продолжается. В наше время Иерусалим разделён между иудеями и арабами, у Израиля пока нет никакой возможности восстановить свой Храм, поскольку на его месте построена мечеть. Не следствие ли это богоборчества с БОГОМ-ХРИСТОМ ?!)
7. Как мы знаем, встреча братьев, как и обещал Ангел, закончилась для Иакова самым благоприятным образом, Исав его простил. «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. … пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали » (Быт.33,1-4).
И, всё-таки, остался в сердце Иакова страх и боязнь переменчивого и воинственного характера Исава. И, продолжая молиться о своём спасении, он, всё-таки, бежал от своего брата, упросив, чтобы Исав не ждал его, и пообещав, что последует за ним. БОГ попустил это бегство, зная, что после их примирения жизни Иакова уже ничего не угрожает.
Об этом в Библии сказано так: (Иаков сказал, обращаясь к брату) «пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир. …• И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. • А Иаков двинулся в Сокхоф…» (Быт.33,14-17).
8. Мы не знаем, когда понял Иаков, что с ним в образе Ангела боролся Сам БОГ — в тот ли момент, когда Ангел прикосновением повредил его бедро, и Яков стал просить у БОГА благословения? Или тогда, когда Ангел не назвал имени БОГА, пославшего его. Известно, что БОГ не открывает своего имени людям. Только Моисею однажды ОН назвал Себя — ЯХВЕ, и это имя означает – «Я ЕСТЬ», «Я есть СУЩИЙ».
И говорил Иаков: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».
Но видел ли он БОГА? Ангел Божий — это Дух. Дух творит себе формы. В данном случае ангел зримо явился в образе некоего мужа. В Книге Товита (ВЗ) — в образ юноши.
И только в Новом Завете Сам БОГ явлен в образе БОГОчеловека — ХРИСТА.
Другие трактовки этого весьма не простого для анализа эпизода из Библии можно посмотреть на Православных сайтах.

Ст. 24-29 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там

Иаков борется с Ангелом

Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии (Ос. 12:3–4), был Богом. Сам Иаков (ст. 30) признает, что видел Бога, лицо Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места одинаково признают борца явлением из небесного мира — Ангелом. При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного — Ангела Сущего, ранее являвшегося Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (Быт. 48:16).

Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение Иакова с враждебными отношениями его к брату. Иаков доселе боролся с братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень «влагает смелость в Иакова, который боялся брата» (блаженный Феодорит, там же). Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с Ангелом Божиим, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы Иакова (Ос. 12:3, beono, «в силе, крепости своей»), но и еще большим напряжением сил духовных, молитвою веры: по пророку Осии, Иаков в борении своем с Ангелом Божиим «и превозмог, но плакал и умолял Его» (Ос. 12:4). Указание на духовный момент борьбы заключается и в повествовании Моисея — в просьбе Иакова благословить его (ст. 26).

По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Господним, есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предизображение всей будущности потомства Иакова, отселе получающего (ст. 28) имя Израиля, — всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама (гл. 15), в котором также (но более конкретно) предизображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных.

Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным, видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола abaq (ст. 24–25; Евр. 25–26) — сражаться подобно атлету (покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его (nervus ischiadicus) и хромоты его вследствие того (ст. 25, 31). Так, «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без благословения с Его стороны (ст. 26). Но Ангел Господень — применительно к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью, говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378).

Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе прекращается его борьба хитростью — «запинание» в отношении к людям и обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и проч.), и начинается священное борение его духом за высшее богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени «Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя «Израиль» — по объяснению самого текста «богоборец» (святой Иоанн Златоуст толкует: «видящий Бога», — по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), — путем постоянства подвига молитвы (ср. Евр. 5:7) принимающий духовные блага от Бога, что вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Господня, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя.

По сравнению с мазоретским текстом у LXX, в слав. и рус. есть в ст. 29 прибавка к еврейскому тексту: «оно чудно», — сходная с Суд. 13:18, подтверждающая, что боролся он с Ангелом Божиим, и видимо имевшая место в оригинальном списке.

Толковая Библия.

подчиняющееся охвату и осмыслению логосом. Бог Дух неуловим Сам по Себе, но Он оставил нам в лице мира сего Свою уловимую нами творческую проекцию. Бог как Дух неуловим, но Он позволяет нам слышать Его голос и узнавать Его по голосу Его! Но голос Бога – это не какой-то непонятный звук или неясное слуховое впечатление, а всегда связанная и осмысленная речь! Голос Бога всегда связан с Его Словом. Бог как Дух неуловим нами, но Бог как Слово позволяет нам уловить Себя верой в Его Слово! Дух не может стать плотью, а Слово – может и стало! Во Христе мы получили возможность осязать Бога через осязание Его воплощенного Слова! Апостол Фома верил в Божественность Христа и в возможность Его воскресения, но он хотел убедиться личным опытом в дарованной паче всякого чаяния людей возможности уловить Неуловимого Бога! А чтобы убедиться в этом – мало видеть образ Христа (ведь и дух льстивый может принять его), мало Его слышать! Чтобы надежно убедиться в этом – Бога должно осязать! А что наиболее осязательнее у Христа, чем Его искупительные для нас раны? Допустив Фому к прикосновению к Своим ранам, Христос оставил нам документальное свидетельство Бога о Его согласии быть уловляемым правой верой, благой надеждой и совершенной любовью, которая в своей начальной стадии является покаянной любовью! Бытие, Глава 32: «22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; 23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. 26 И сказал : отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. 27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал : отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. 29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. 30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». Если обратиться с полученным ведением к рассмотрению одного из самых таинственных мест Священного Писания – ночной борьбы Иакова с Богом – то мы можем теперь уразуметь, что эта борьба святого и праведного человека с явившимся ему Богом является образом борьбы святого человека за уловление Неуловимого и удержанием Неудержимого Бога. Рассмотрим подробнее приведенный отрывок из книги Бытия. В стихах 22-23 мы видим выполнение угодником Божьим необходимых условий для личного и осязательного посещения его Богом. Для этого оставляется жена (жены), дети, имущество и все, что только имеет человек в этой жизни. Оставляется не только внешнее, но и все достигнутое в покаянной борьбе и добродетельной жизни. Оставляется не в смысле упразднения, а в смысле не обращения внимания и сложения цены своему добытому в борьбе добру. Человек перед личной встречей с открывающимся ему осязательно Богом должен остаться совершенно один. Его настроение отражает хорошо известное среди совершенных монахов выражение: «В мире есть только Бог и я». Это состояние Иакова и отражено в словах: «И остался Иаков один». Как только освященный Богом человек остается в крайнем духовном уединении, так сразу появляется Некто. Почему же праведник не различает явившегося ему Бога? Потому, что Бог прикрыл Свое Божество темнотой ночи и человеческой плотью Христа! Как иначе Он может дать человеку осязать Себя? Почему же Бог, так прикрывшийся, приходит к праведнику и начинает бороться с ним всю ночь до зари? Богу вовсе не нужна эта борьба. Для праведника эта борьба выглядит безполезной и безсмысленной. Ведь в борьбе с Богом никто никогда не может победить. Но Бог знает то, что полезно Его угоднику на данном этапе его духовного совершенствования. Только ради духовной пользы праведника Бог вступает с Ним в борьбу, умаляя Себя при этом до того, чтобы только не быть поверженным человеком. В этой начатой по инициативе Бога борьбе Он становится для праведника осязательно доступным и этим дает ему опытно отчасти познать Себя. Ведь если бы Бог пришел к Своему угоднику хотя бы с частью Своей славы, то тот бы не вынес этого и умер бы. Иаков опытно пришёл к этому выводу и дивясь чудесному сохранению своему свидетельствовал: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». Начиная бороться с Некто, в процессе самой борьбы человек всё яснее и яснее понимает, что имеет дело с Богом! Заря – это полное понимание и видение Бога. Вот почему до наступления зари Бог оставляет человека, чтобы он не умер от Его славы. Почему же в Писании сказано, что Бог «увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним»? Неужели же Бог не смог одолеть человека? Да не будет у нас такой богохульной мысли! Вступая в общение с праведником через осязательную борьбу, Бог вовсе не ставил Себе задачи одолеть его. Какая радость человеку одолеть малого муравья? Сила же Бога вовсе несопоставима с силой человека. Бог видит, что при сохранении поставленных Им условий, Он не одолевает упорно продолжающего бороться с Ним человека до наступления зари – т.е. до того времени, как человек сам опытно познает, что Он борется именно с Богом! После такого познания борьба становится невозможной, ибо Бог не может выйти из неё побежденным, но не хочет выйти и победителем. Ему нужна не победа над человеком, а победа человека над самим собой! Богу нужна победа за обожение человека! Вот почему прекращая борьбу Непобежденным, но и не победившим, Бог оставляет видимый знак на боровшемся с Ним до конца человеке. Это не увечье, не калечество и не инвалидность, а особая Божья отметина на человеке, сделанная Самим Богом в знак награды за его непрекращающиеся усилия. Эта отметина сказывается в духовном мире высшей наградой, а во внешнем – некоей ущербностью в дальнейшем прохождении оставшейся части жизни лично лицом к Лицу познавшего Бога человека! Иначе и быть не может после личной встречи человека со Своим Богом! После такой встречи и такого познания Такого Бога человек уже никак не может спокойно вернуться к своим прежним делам и заботам, женам и детям! Он внутренне прилепляется только к одному Богу, ощущая без Него себя одиноким сиротой и нищим скитальцем.В 26 стихе от лица познавшего Бога человека исповедуется такое его прилепление к Богу, которое никак не хочет отпустить Его из своих объятий: «Иаков сказал: не отпущу Тебя»! Богу, как Инициатору этой воспитательной и усовершающей человека борьбы, приходится просить человека отпустить Его: «отпусти Меня, ибо взошла заря». Бог объясняет человеку, что тот уже понял, с Кем имеет дело, и что его прилепление к Богу оценено Им по достоинству. Но лучше для человека, чтобы он до времени отпустил Бога, чтобы во время своё он обрел Его внутри себя навсегда! Бог, открывшийся осязательно человеку в борьбе, не может оставить это состояние постоянным и неизменным. Ведь любая, даже самая благая и богоугодная борьба – это явление временное, которое не несёт в себе покоя. Бог же, как пребывающий в Своем вечном покое, хочет даровать человеку его вечный и неизменный покой! Иаков принимает требование Бога, но выжимает от этой нежданной им встречи с Богом то лучшее, что он только может получить – Божье благословение: «Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Получается, что до времени окончательного вселения Бога в человека присутствие Бога в человеке заменяет Его благословение, которое иначе ещё именуется присутственной благодатью Божией! Прежде чем дать Свое благословение, Бог путем обмена имен и переименованием познавшего Его человека особо лично знакомится с ним. Что такое знакомство двух личностей? Это оставление каждой личностью другой личности особого знака для узнавания друг друга. Мы говорим: «Этот человек мне знаком, я его узнаю». Самым удобным знаком является имя личности. Вот почему всё знающий Бог и спросил Иакова: «И сказал: как имя твое»? Иаков называет свое имя. Но Бог спросил об имени Иакова не потому, что Он не знал Иакова или его имени. Он попросил Иакова представиться своим текущим именем, чтобы взамен даровать ему его новое Богом нарекаемое имя, как знак бывшего Своего посещения и общения Иакова с Богом лицем к Лицу. Такое важнейшее и перерождающее душу человека событие настолько существенно меняет его пред Богом, что требует наименование нового от познания Бога человека новым именем: «И сказал : отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Бог переименовывает Иакова и дарует ему его новое имя. В этом новом имени Бог сохраняет событие встречи и борьбы Иакова с Ним. Имя Израиль означает по смыслу «борющийся с Богом». Однако нам нельзя это имя и скрытый в нём смысл о борении человека с Богом воспринимать как клеймо богоборцу. Здесь речь не идет о противленческой или злой борьбе с Богом! Ведь Господь Бог награждает Иакова новым именем и хвалит его за бывшую его борьбу с Ним: «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Бог открывает Своему святому угоднику, что отныне он получает силу и мудрость для одоления человеков. Ведь ещё и для этого Бог попустил праведнику бороться с Собой! Справедливо, что боровшийся с Самим Богом и не проигравший в этой борьбе человек, легко будет одолевать любого человека, начиная с себя самого. Получив от Бога дар нового имени, Израиль вопрошает в свою очередь об имени явившегося ему Бога: «Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое». Увы, в подобном вопрошении видна немощь человеческой природы. Любой из нас, получив каким-то образом доступ к Богу и возможность спросить Его о чем хочется или получить какой-нибудь дар, может начать задавать несвоевременные вопросы неведения своего. Иаков не знал, что он живет во времена Закона, а не грядущей со Христом благодати. Не знал он, что только в Новом Завете с пришествием Христа на землю наступит время благодати. И только в это время по совершении Сыном Божьим искупления людей Им будет даровано для общения с Богом и моления имя Иисуса Христа. Вот почему он по историческому своему положению получает от Бога такой ответ: «Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там». Бог как бы говорит Израилю: «на что ты прежде времени спрашиваешь о имени Моем. Ведь Я еще не родился Человеком, не пришел к вам на землю, не совершил дело искупления людей и не прославил Свое грядущее Богочеловеческое имя, о котором ты ныне спрашиваешь Меня. Я явился тебе лично лишь под образом человека, который мне ещё предстоит взять на Себя природно и в полной мере, во всём, кроме греха. Вот почему имя Мое чудно. Тебе же довлеет пока моего благословения и того имени, с которым я откроюсь рабу Моему Моисею – Сущий!» Из этого нам ясно, что Иаков боролся с явившемся ему в образе грядущего Христа Сыном Божьим. Осталось нам понять, что же это была за борьба. Бог, прикрывая Свой неприступный для нас свет темнотой ночи и образом таинственного Гостя в человеческом и осязаемом нами во Христе виде, позволяет избранному Им к общению человеку (в Писании это был святой Иаков, праотец Христа по Его человечеству) осязать Себя. Но такое милостивое позволение – осязать Неосязаемого и уловить Неуловляемого Бога – является для него непосильным трудом и мучительной борьбой. Слишком уж велика разница между безконечным и неограниченным Богом и ограниченным человеком. Ограниченный человек в своих попытках удержать Неограниченного обречен на мучительную борьбу, из которой он никогда не может выйти победителем! Но ведь и ночной Гость, как мы видим из повествования Писания, тоже остался не победителем. Бог мог легко победить Иакова, но Он намеренно не делает этого! Для чего? Для того, чтобы показать нам, людям, Его волю и благоволение – т.е. то, что Он будучи неуловимым, Сам хочет быть уловимым теми, которые взыскали Его и смирились пред Ним до зела. Вот какая борьба была у Иакова, ставшего Израилем, с Богом.

Опубликовано 31.05.2015

Как Иаков боролся с Богом и как Иаков мог победить Бога (Ангела Господнего) в борцовском поединке? Разве Бог сделал ангела бессильным? Каково толкование этой истории из Библии? И почему ангел просил Иакова отпустить его на рассвете? Зачем ему нужно было спрашивать разрешение?

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. (Бытие 32:24-29)

Ответ:

Иаков боролся с Богом и победил

Толкование этой истории в Библии не очень простое. Я боюсь, что есть некоторые вещи в Библии, по поводу которых мы просто должны решить, что не знаем этого. История того, как Иаков боролся с Богом является примером этого. Кто был этот «человек?» Он конечно, был не обычным человеком. Был ли он ангелом? Правда в том, что мы на самом деле не знаем, но это, кажется, разумным предположением. Мы знаем, что Иаков назвал эту борьбу «встречей с Богом лицом к лицу», поэтому, конечно, это было какое-то духовное существо.

Была ли «борьба» Иакова физической, с борцовскими движениями и испытаниями физической силы, или это больше было духовной или метафорической борьбой? Опять же, мы не знаем. Это, конечно, кажется странным для нас, что Иаков и это существо, по-видимому, обладали почти равной силой в этой борьбе. Для меня это означает, что испытание на прочность не было чисто физическим. Опять же мы просто не знаем ответа на эти вопросы. Почему лимитом времени для этой «борьбы» Иакова был восход солнца? На четвертый или пятый вопрос мы должны быть мудры в том, чтобы признать, что мы просто не знаем.

Как толковать то, что имя Иаков изменилось на Израиль в этот момент? Для этого вопроса мы имеем больше доказательств. Имя Аврам было изменено на Авраам, когда Бог заключил завет с ним. Когда Бог выбирает мужчину для определенной цели, Он стремится дать этому человеку новое имя. То же самое относится к Симону (Петру).

События в Пенуэле нагружены символикой, и нам надо больше сосредоточиваться на ней, чем на деталях событий. В этом событии человек противостоит Богу, человек просит у Бога благословения, Бог благословляет человека, но Бог напоминает человеку о Его силе и власти. В этой истории Иаков (Израиль) символически представляет всю нацию Израиля, но, как предзнаменование, он представляет всех тех, кто также стремится к отношениям с Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *