Кто ходил по воде?

Почти треть главы Мф 14 занимает потрясающая история завершения земной жизни Иоанна Крестителя. Когда его ученики рассказывают об этом Иисусу, он уединяется в пустыне, очевидно, чтобы скорбеть и молиться. Но люди из нескольких городов тотчас устремились за Ним. И что же? Разгневался и прогнал? — Да нет, сжалился и исцелил больных. Вот до какой степени самоотверженным было каждый день служение совершенного Бога и совершенного Человека.

И. К. Айвазовский. Хождение по водам. 1888. Фрагмент

А под вечер Апостолы увидели, что множество людей оказалось в пустынном месте без всяких средств пропитания. Естественная человеческая забота — предложить им удалиться, чтобы не пропасть, а заняться самоснабжением. Но не такова забота Божественная. Христос говорит: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». Заметим: не «Я дам», а «вы дайте».Чтоб не сидели сложив ручки, а дерзали во всей полноте упования.

Во всяком случае ученики честно выложили все, что у них было: пять хлебов и две рыбы. А Христос, пока они несли к Нему эту нехитрую снедь, уже велел народу возлечь, готовясь к трапезе. Взяв хлебы и рыб, он посмотрел на небо (помолился Отцу) и благословил пищу. И когда Он разломал хлеб и дал Апостолам, эти несколько кусочков никак не кончались, а когда все были уже сыты, осталось кусков на 12 немаленьких корзин. Между тем из собравшихся было около пяти тысяч только взрослых мужчин, а были же еще женщины и дети.

Был ли эпизод умножения хлебов социальным служением? — А вот не был; это было наглядное объяснение того, что возжаждавшие хлеба духовного получат и хлеб телесный. Если подумать, то накормить голодных — это и не служение вовсе, а элементарное движение души. Правда, сейчас в такой степени распространено уважение к себе и своим драгоценным усилиям, что и слова «здравствуйте» и «до свиданья» скоро будут рассматриваться как служение, а если кто пропустит женщину в дверях — так это уже подвиг самоотверженности.

И заодно в чуде умножения хлебов проглядывает призыв к Апостолам — действовать во имя Божие, действовать, а не надеяться на то, что Он все сделает. Этот призыв будет закреплен в следующем эпизоде.

Резонно предположив, что люди, хотя и теперь и сытые, будут потом требовать хлеба еще и еще, Христос быстро («тотчас») увлек учеников в лодку и велел переправляться на другую сторону, а Сам, отпустив народ, взошел на гору для уединенной молитвы и оставался там допоздна. А на озере («море») был ветер, и лодку било волнами. Совсем поздно («в четвертую стражу», а это время между четырьмя и шестью часами утра, самое тяжкое для тех, кто бодрствует; в совеременной жизни называется «собачья вахта», и больше всего в это время самоубийств и смертей от болезней сердца) к лодке по воде подошел Иисус. Апостолы не испытали радости, а только ужас, решив, что видят призрак, и закричали от страха. А Христос сказал им: «Ободритесь, это Я, не бойтесь». И ведь сколько раз Он призывал их к бодрости и мужеству!

И вот Петр, этот замечательный человек, исполненный жизни и стремления к истине, ответил: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Столько содержания в этих словах! — здесь и вера, жаждущая укрепления, и стремление испытать себя и степень своего достоинства… Ответ лаконичен: «иди». Петр в порыве веры, любви и упования без промедления выпрыгнул из лодки… и пошел, пошел по воде! Да вот беда — посмотрел на страшные волны, испугался, утратил уверенность в себе и стал погружаться. Но целиком веры не утратил и закричал: «Господи! спаси меня». И протянутая рука Христа поддержала его. И сказал ему Господь: «Маловерный! зачем ты усомнился?».

Допустимость сомнения дискутируется постоянно, и всегда найдутся два крайних полюса: люди, которые всерьез считают сомнение единственным признаком и содержанием самостоятельного мышления, и те, кто с металлом во взоре и голосе утверждает, что сомнениям места быть не может — по известной модели «доктор сказал, в морг, значит, в морг».

Но нужно же различать: или тебе пытаются всучить какое-то шарлатанское средство от всех болезней, в том числе и социальных (наболее распространенное в последнем случае таково: «Очень просто. Нужно уничтожить всех, кто не согласен»), или же Сам Господь властно вовлек тебя в чудо и наступила иная жизнь. В первом случае к гибели ведет отказ от сомнения, во втором — допущение сомнения. Как различить? — слушать голос Божий, других рецептов в этой жизни нет.

И вот что интересно: когда Христос и поддержанный им Петр вошли в лодку, ветер утих. Когда Спаситель, посылая Апостолов на проповедь, сказал «Претерпевший же до конца спасется», Он, возможно, имел в виду не только гонения, о которых там шла речь. но и вообще такое неприятное свойство падшего мира. из-за которого всякая беда кажется совершенно невыносимой имено как раз перед тем, как она заканчивается. Недаром говорится, что тьма сгущается перед рассветом. Знать это не только полезно, но и необходимо для того, чтобы изгонять отчаяние надеждой.

Лодка причалила к берегу; это была земля Геннисаретская. Как водится, к Спасителю принесли и привели множество больных, которых Он исцелил. Но не замедлили и книжники и фарисеи с ужжжасными обвинениями в нарушении «предания старцев». Это тоже для них типично: когда выясняется, что опереться на авторитет Писания вряд ли возможно, потому что оно их не поддерживает, прибегаем к авторитету старцев, и здесь должны смолкнуть любые контраргументы. В данном случае обвинение сводилось к тому, что ученики Христовы едят хлеб, не моя предварительно рук. Ответ Христа был меток и разителен: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устраняете заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

А нам здесь остается только внять этим словам и принять их. Тем более что Христос обратился к специально созванным им людям: «Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». К сожалению, Апостолы, по разумению человеческому, пожалели о том, что от этих слов соблазнились фарисеи. Вообще-то по-настоящему словесный соблазн возникает, когда склоняют ко злу, но ежели кто соблазняется от слов истины, это уже тревожно. Не зря Господь на это сказал: «Всякое растение, которое не отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Вот по какому поводу прозвучали эти слова, получившие с той поры самую широкую известность! А когда доскональный Петр попросил их истолковать, Иисус сказал: «неужели и вы еще не разумеете? еще не понимаете. что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека». С той поры прошло без малого две тысячи лет, — а утихли ли разговоры о допустимой/недопустимой пище? о добродетельных и недобродетельных способах ее поедания? увы нам.

Но вот еще на что нужно обратить внимание: Христос в определенной степени проявляет нетерпение: «неужели еще не разумеете?». По другим поводам он тоже упрекал учеников в том, что все еще окаменелые у них сердца… Достаточно ли ясно мы представляем себе. что готовность и решимость — это добродетель? Что Дева Мария, принявшая Благовещение, проявила именно готовность и решимость? Что вера являет себя именно так? «Вот я», — говорит Авраам услышавший призыв Бога, и именно с этого начинается история человеческого спасения: с решительного шага человека, исполненного готовности.

А затем обратилась к Нему язычница-хананеянка, кричавшая, что просит милости, что дочь ее жестоко беснуется. А Христос молчал. Ученики же попросили, чтобы он ее отпустил, потому что она же кричит, что привлекает совершенно ненужное внимание. Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Действительно, для мессианского служения было, что называется, необходимо и достаточно возвестить Евангелие Израилю. Но хананеянка только приблизилась с поклонами — и все просила помочь, движимая своим материнским горем. Развязка этого эпизода никого не может оставить равнодушным, потому что таких слов от Христа мы никак не можем ожидать: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Сказано предельно жестко, а судить о том, было ли это нарочитым испытанием, на мой взгляд, не совсем уместно: слишком велик риск произвольных толкований. Но ответ этой женщины захватывает именно порывом, именно решимостью идти до конца: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ их». И Тот, Кто желает всем спастись и видит сердца, ответил: «Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Бесноватая тотчас исцелилась. А мы можем снова подумать о том, насколько же важно дерзание веры.

И у Галилейского озера (моря) Христос исцелил множество народа. И люди прославляли Бога. Здесь также произошло чудо умножения хлебов, предваряемое словами Христа: «Жаль мне народа, потому что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге». Поэтому когда утверждается, что делать все следует так, как учил Христос, полезно было бы и кормить народ после службы, «чтобы не ослабели в дороге». И не нужно говорить, что-де мол построим храмы в шаговой доступности, и все будет в порядке. Потому что если считать, что люди должны молиться в том храме, который к ним ближе всего, то как бы не опустела Лавра.

А Апостолы снова недоумевают, откуда взять пищу. И возможно, что они правы: между дерзанием и привыканием к чуду — ощутимая разница. И между бережным отношением к чуду и неверием в него — тоже, и об этом будет сказано в следующей главе.

Да, дерзание веры и решимость — очень важные вещи, и не следует о них забывать. Но вот только как бы за них не приняли игру мускулов и напор — такой, о котором полезно печально подумать: ведь нету же заповеди о блаженстве тех, кто первым войдет в Царствие Небесное, заодно распихав других… Христианское дерзновение — вещь совершенно особая, оно не связано с такими нынче приветствуемыми качествами, как амбициозность (когда-то это был укор, сейчас превозносится), напористость и т. п. Один умный человек подметил, что самые пламенные публицистические защитники Православия — это в основном те, кто сам ничего для христианского просвещения не делает. А вот отстаивание правды Христовой, пусть негромким голосом и слабыми силами — это и есть дерзновение о Господе. А если эта правда неочевидна для многих, которые ведь могут и побить, то это и есть верность Христу.

Потому что мир устроен так: подчас тихие слова доходят до миллионов и поселяются в их душах, а громкие просто-напросто застревают в ушах.

…А вообще-то полезно вспоминать историю апостольской проповеди. Это и было дерзновение слабых. Они все погибли. И победили.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 13

J Он ничего не пил, кроме воды

J Никто, кроме родителей, ему не помог

J Большинство солдат, кроме дежурных, отдыхало

R Подбираясь к воде, мы не заметили, как кроме нас, туда же стремилась стая мартышек

230. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка

J Один шаг, один весёлый шаг – и открывается вольная жизнь

R От долгого сидения у него затекли ноги, и заболела спина

J Вы придёте ко мне или мне к вам прийти?

J Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан?

231. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка

J Постепенно стихал ветер и становилось теплее

J Против чего выступает Чацкий и за что он борется?

R В полдень выглянуло солнце, и высохли капли дождя

J Но час настал, и ты ушла из дома

232. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором постановка знаков препинания при прямой речи является неправильной

J Мне вдруг вспомнились слова: «Если от моей заботы вам хорошо, то от этого мне ещё лучше»

R «Весна, весна близко!», – думаешь, прикрывая глаза под лаской солнца

J На память пришла грибоедовская строка: «И дым отечества нам сладок и приятен»

J Я говорю: «Что ему надобно?»

233. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором постановка знаков препинания при прямой речи является неправильной

J Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»

R «Ах, ты, сердечный!», – подумала мать и вздохнула

J «Ничего подобного», – сказал он

J «Ничего такого не вижу, Пелагея Ильинична», – сказал Лютиков

234. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при выделении междометий и обращений

R Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь милые!

J Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

J Прозвени, гитара семиструнная, расскажи о юности певца.

J Чего тебе надобно, старче?

235. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при выделении междометий и обращений

R Илья Иванович, распорядись братец насчёт закуски.

J Скажи, проницательный читатель, зачем выведен Рахметов?

J О Вера, посмотри, как здесь хорошо!

J Отец, отец, оставь угрозы, свою Татьяну не брани.

236. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при выделении междометий и обращений

J Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!

R Ох ты, лиса!

J Ох и хлебнул он горя в жизни!

J Ах, степь ты, степь зелёная, вы, пташечки певучие, разнежили вы девицу.

237. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором постановка двоеточия является неверной

J И думал он: отсель грозить мы будем шведу…

R Стихнут порывы ветра: гудят моторы тракторов

J Деревья словно плакали: с ветвей их на землю всё время падали крупные капли

J В лагере спокойно: ни суеты, ни говора людского, даже трубы над палатками не дымят

238. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором постановка двоеточия является неверной

J Любите книгу: она даст вам твёрдые основы знаний

R Занималась заря: от воды поднимался густой туман, было холодно и сыро

J Сено не сохло: воздух был влажный

J Сомнений не было: где-то близко, за косой сеткой снегопада, костёр

239. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором постановка двоеточия является неверной

R Снежно, холодно: мгла и туман

J Странная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников

J Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей

J Море спокойно: ветер утих

240. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором постановка тире является неверной

R Гром грянул – свет блеснул в тумане

J Он засмеётся – все хохочут

J Одно мне всегда странно – я никогда не делался рабом любимой женщины

J Сможешь – под небо взовьёшься орлом

241. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором постановка тире является неверной

R Я обернулся – на пороге стоял Дерсу

J Чайка прилетела – скоро лёд сойдёт

J Кругом ярко светит солнце – поохотиться ещё можно

J Служить бы рад – прислуживаться тошно

242. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором постановка тире является неверной

J Упустишь минуту – потеряешь час

J Земля круглая – на ней не скроешь тайны

J Хочешь есть калачи – не сиди на печи

R Посмотришь – и не узнаешь

243. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором постановка запятой является неверной

J Пофилософствуй, ум вскружится

R Чин следовал ему, он службу вдруг оставил

J День прошёл, новостей не было

J Небо очистилось, становилось светло

244. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором постановка запятой является неверной

R Я тебе определённо скажу, у тебя есть талант

J Он весь в слезах, лицо бледно

J Буря прошла, на следующий день стало тихо

J Чирикают воробьи, урчат медовыми голосами голуби

245. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором постановка запятой является неверной

J Встречались мы с дождём и вьюгами, огонь и воду вместе мы прошли

J На улице было ещё пусто, над крышами домов вставало солнце

R Пробовал бежать, ноги от страха не двигались

J Прошел дождь, в лужах купаются воробьи

246. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором должно быть поставлено двоеточие

J Чуть проглянет солнце всё становится так прозрачно, так млеет в радости

R Ночные тени в лесу исчезли по всей земле разлился сиреневато-сизый свет утра

J Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман

J Он стар я молод

247. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором необходимо поставить двоеточие

J Бьют артиллерия и миномёты постреливают автоматчики

J От воды поднимался туман было холодно и сыро

J Льётся тёплый воздух в комнаты шумят воробьи на сирени

R Я обернулся на пороге стоял Дерсу

248. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором необходимо поставить двоеточие

J Я напрягал зрение по-прежнему ничего не видел

J Туман казался неподвижным трава была мокра

R Ивлев поглядел кругом погода поскучнела

J Небо затянуло вода слегка курилась

249. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором не нужно ставить тире

J Можно лететь много часов конца-края не видно тайге

J Стучали к ней она не открывала

J Будет команда рабочие в течение часа займут все позиции

R Подберите пример ничего не понятно

250. Задание {{1}} ТЗ 1

Укажите предложение, в котором не нужно поставить тире

J Сейчас дадут отправление спешите!

J Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце

J Будем живы вернёмся на свои корабли

R Солнце дымное встаёт облака исчезли

251. Задание {{1}} ТЗ 1

Лексика – это

R совокупность слов данного языка, весь его словарный запас

J словарный запас одного человека

J новые слова, появляющиеся в языке

J слова, вышедшие из употребления

252. Задание {{1}} ТЗ 1

С точки зрения сферы употребления в языке различают

J активную и пассивную лексику

J стилистически окрашенные слова

J заимствованную и исконно русскую лексику

R жаргонные слова

253. Задание {{1}} ТЗ 1

Фразеологизм — это

R семантически несвободное сочетание слов, единое с точки зрения смыслового содержания

J стилистически окрашенное словосочетание

J cтилистически нейтральное словосочетание

J словосочетание, употребленное в переносном значении

254. Задание {{1}} ТЗ 1

Полисемия – это

R многозначность

J однозначность

J эмоциональная окраска слова

J стилистическая нейтральность слова

255. Задание {{1}} ТЗ 1

Дипломат посольства – черный дипломат – это

R омонимы

J синонимы

J паронимы

J антонимы

256. Задание {{1}} ТЗ 1

Дом – жилище – хата – это

R синонимы

J антонимы

J паронимы

J омонимы

257. Задание {{1}} ТЗ 1

Антонимы – это

R слова, противоположные по значению

J слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению

J слова, близкие по звучанию, часто однокоренные, но различающиеся оттенками значения

J слова, разные по звучанию, но близкие по значению

258. Задание {{1}} ТЗ 1

В предложении «Благодаря ошибкам электриков, город остался без света» допущена ошибка. Укажите, в каком из перечисленных словосочетаний нарушен принцип сочетаемости слов

R благодаря ошибкам

J ошибкам электриков

J город остался

J остался без света

259. Задание {{1}} ТЗ 1

Эвфемизм – это

R слово или выражение, служащее в определенных условиях для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными, не вполне вежливыми или слишком резкими

J иноязычные по происхождению наименования вещей и понятий, свойственных жизни и культуре того или иного народа

J устаревшие слова, вышедшие из активного употребления, вместо которых в современном русском языке употребляются другие слова

J слова, недавно заимствованные из другого языка

260. Задание {{1}} ТЗ 1

Почему Господь нередко медлит, не спешит на помощь, несмотря на наши молитвы? Апостол Павел пишет, что сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12, 9). Это означает, что Бог начинает действовать, когда человек, отложив свою самость, осознает свое бессилие. Так было с апостолами, плывущими посреди бури: Господь не вмешивался, пока у них – исконных рыбаков, вся жизнь которых была связана с водной стихией, жила в душе уверенность, что они справятся сами. А когда ученики поняли, что своих сил им не хватает, приходит Христос и совершает чудо.

Так и в жизни любого человека: он должен дойти до предела своих возможностей, увидеть собственную ограниченность, и только потом, за этой невидимой гранью, начинается действие Божие. Пока человек не замечает своей слабости или не придает ей значения, Господь не действует. Человек просто не оставляет Ему места, считая, что сам может все обустроить в своей жизни. Когда же человек видит безуспешность своих действий, несмотря на максимальные усилия, он начинает жаждать помощи от всесильного Господа.

Путь христианина состоит отнюдь не в личном самоутверждении и получении поощрений от окружающего мира. Напротив, это путь осознания ограниченности своих возможностей, которое порождается не пассивностью (я такой немощный, что даже пальцем не пошевелю, пусть Бог за меня все делает), но активными действиями, реальным подвигом. Ведь пока человек не постарается чего-либо достичь, он не узнает меры своих сил.

Когда же человек начинает трудиться над исправлением внешних и внутренних проблем и умолять: «Господи, Ты видишь мое сердце, видишь, что я делаю всё, что могу. Прошу Тебя, сделай то, что я не в силах сделать!» — тогда вступает в действие синергия: соработничество Бога и человека. Человек своими ограниченными силами делает все для него возможное и тем доказывает свое произволение, а Господь довершает то, чего сам человек сделать не может. Наглядный пример — чудо в Кане Галилейской. Христос мог бы сделать так, чтобы вино в сосудах не иссякало, – вспомним, как Он напитал пятью хлебами пять тысяч человек, – но, тем не менее, Он повелел служителям исполнить, что было в их силах: наполнить сосуды водой. Когда же люди сделали, что могли, вступила в действие Божественная сила, совершающая то, что не во власти людей.

Как мы помним на Тивериадском озере, апостол Петр просит Христа: «Повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 14, 28), — и Господь позволяет. Петр выходит из лодки и ступает в бушующую водную стихию, в темноту, в неизвестность. Это шествие Петра по водам есть образ движения ко Христу любого человека, когда он решается «выйти из лодки» — привычных условий жизни, и шагнуть, как в бездну, навстречу Спасителю.

Путь к Богу — это всегда в определенном смысле риск, и не только во времена гонений, когда за веру во Христа преследуют, сажают в тюрьмы, убивают. В нашей стране все это происходило всего лишь несколько десятилетий назад. А в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии это происходит ныне. По данным организации «Open Doors», в мире ежемесячно за веру гибнет более трехсот христиан, оскверняются и уничтожаются десятки церквей и христианских зданий. Экстремисты практикуют похищения и показательные казни христиан, публикуя в интернете видео в режиме онлайн. И в будущем, если вспомнить предзнаменования завершающей книги Нового Завета, никто не застрахован от гонений за веру, вплоть до физического истребления.

Существует риск и другого рода: оказаться не таким, как все. Когда-то князь Святослав объяснял матери — великой княгине Ольге, почему он не принимал христианство: «Надо мной тогда будет смеяться вся дружина». Для храброго воина страх вызвать насмешки в свой адрес оказался непреодолимым, и он не решился выйти «из лодки» — привычных условий своей жизни.

Но оставаться христианином на деле еще труднее и рискованнее, нежели ступить на этот путь. Риск отношений с Богом заключается в том, что Господь зачастую предлагает человеку то, что не укладывается в рамки земной логики. Самый яркий пример — жертвоприношение Авраама. Господь повелел ему принести в жертву сына, от которого Он обещал патриарху произвести многочисленное потомство. Авраам не усомнился, пошел исполнить волю Божию, и Господь в итоге все устроил лучшим образом.

Можно вспомнить и беседу Христа о хлебе небесном, под которым Он подразумевал Себя: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51). После этих слов «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 66), ибо слова Христа не вмещались в рамки их мышления. Подобно персонажу Ф.М. Достоевского Дмитрию Карамазову, воскликнувшему: «Широк, слишком широк человек, я бы его сузил!», отошедшим от Христа ученикам хотелось бы «сузить» Бога. Им не нужен был Тот, Кто пришел даровать им жизнь вечную в Царстве Небесном, а лишь тот, кто дал бы земное благополучие, комфорт и безопасность.

Когда Христос повелевает Петру сделать совершенно нелогичную вещь — пойти по воде, Петр, не задумываясь, идет. У древних египтян иероглиф, изображающий человека, идущего по воде, обозначал совершенно невероятное, невозможное. Иисус Христос, позволяя Петру идти к Нему по воде вопреки всем земным законам, показывает нам, что, если доверять Богу, то человеку возможно все.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня же мы ответим на вопрос, кто был «главным героем» одного из самых известных библейских сюжетов.

Случилось так, что Христос велел апостолам плыть в лодке на противоположный берег Тивериадского моря (на самом деле, озера), а сам взошел на гору помолиться.

Ночью поднялся ветер и разыгралась буря, Христос подошел к лодке по морю, «и ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (Мф. 14:26).

Апостолы Марк и Иоанн рассказывают о том, что Христос велел ученикам не бояться Его. Он вошел в лодку, и она спокойно переправилась на другой берег (Мк 6:53) или же тотчас оказалась у берега (Ин 6:21).

Апостол Матфей дополняет повествование рассказом об апостоле Петре. Увидев Христа, он сказал: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф 14:28). Апостол просит не столько даровать ему сверхъестественную способность идти по воде, сколько позволить прийти к Богу. Христос говорит «иди», и Петр идет по водам.

В какой-то момент он пугается сильного ветра и начинает тонуть. Иисус Христос подхватывает его со словами: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф (24:31).

Затем Христос входит в лодку, ветер утихает, и апостолы кланяются Господу со словами: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14:33).

На анонсе фрагмент фото Andrey

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *