Кто построил Дмитриевский собор?

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

Дмитриевский собор

История строительства Дмитриевского собора

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами. Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя. Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы. Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда». В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня. В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

♦ По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Львы

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

«Страшный суд»

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Дмитревский собор изнутри

Деталь ворот Дмитриевского собора

Напоминание молодоженам

Адрес и режим работы

Адрес: Владимирская область, город Владимир, ул.Большая Московская, 60. Телефон: (4922) 32-42-63.

Режим работы: ежедневно, с апреля по октябрь с 10.00 до 17.00, с ноября по март с 10.00 до 16.00, кроме вторника и последней среды месяца.

Официальный сайт: www.vladmuseum.ru

Статья обновлена 13 мая 2020

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор — одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».

Адрес Дмитриевского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 60.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15–20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира, например, Золотые ворота и Успенский собор.

Режим работы Дмитриевского собора во Владимире в 2019 г.

  • С 10:00 до 19:00
  • Выходные дни — 11, 25 и 26 июня, 9 и 23 июля, 6, 20 и 28 августа, 3 и 17 сентября

Стоимость билетов в Дмитриевский собор во Владимире в 2019 г.

  • Взрослые — 150 рублей
  • Дети до 16 лет — бесплатно
  • Дети с 16 лет и студенты — 100 рублей

Из истории

К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность — у него было 12 детей. В то время князья имели два имени — княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества — Успенский собор, был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве.

В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

  • В северной части — придел в честь Святителя Николая
  • В южной стороне — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

В западной части находилась паперть.

В 1807–1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

Наружное убранство

Белокаменная резьба

Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.

Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

Архитектура

В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад.

Фасады здания разделены на три яруса:

  • Нижний фасад не имеет убранства, это объясняется тем, что раньше с трех сторон он был закрыт галереями. Кроме того, с западного фасада по углам галерей находились две лестничные башни. Эти галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но, к сожалению, к настоящему времени эти строения не сохранились
  • На среднем ярусе представлены белокаменные резные фигуры святых, среди которых князья Борис и Глеб, причудливые растения, фигуры фантастических зверей и птиц, словом настоящая сказка в камне
  • Верхний ярус, имеющий узкие высокие окна, сплошь покрыт резьбой.

Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди.

Фасады храма

  • На южном фасаде храма выполнена композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета — два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра — приманка для грифонов в виде маленьких львят. Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье
  • На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него — остальные его сыновья
  • На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.

В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

Фрески

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций — сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

  • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
  • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

Фрески выполнены в нежных полутонах — светло-зеленых и голубых, зеленовато-жёлтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами — греческим и русским.

Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.

Официальный сайт Дмитриевского собора во Владимире

Является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

Дмитриевский собор во Владимире — это один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. В 1992 году архитектурный памятник включен в список Всемирного наследия Юнеско.

В 12 веке захудалые прежде северные земли Руси начали всерьез обрабатываться и отстраиваться. Поднялся стольный град Владимир, в котором день и ночь строились важные для государства постройки. Всеволод Большое Гнездо, собравший в единый кулак всю мощь Владимиро-Суздальского княжества, повелел возвести для себя небольшую церковь неподалеку от Успенского собора.

В те годы князья имели два имени: полученное при рождении и данное при крещении. Крестили Всеволода именем Дмитрий. В 1194-1197 годах в городе Владимире была воздвигнута белокаменная церковь во славу небесного покровителя Всеволода Большое Гнездо – Дмитрия Солунского.

На русской земле издревле чтили святого Дмитрия – покровителя всех воинов. Талантливый полководец жил и занимал должность проконсула в городе Фессалоники (Солунь, современное название Салоники). В те времена проконсул должен был не только управлять городом и защищать его стены от нападений, но и истреблять христианство, как религию. Однако Дмитрий разгневал императора Галерия именно тем, что проповедовал запрещенную веру. Его бросили в тюрьму, где закололи копьями, а труп бросили на растерзание зверям. Однако животные не тронули тело, и христиане Фессалоник устроили погребение. Позже, когда в город приехал христианский император Константин, была возведена церковь в память о великомученике Дмитрии. Она стоит и по сей день, и в ней хранятся мощи святого. А тогда, через 8 веков после смерти Дмитрия, в Фессалоники приехал Всеволод Большое Гнездо и выбрал для своей церкви некоторые реликвии. Это был кусочек одежд великомученика, пропитанный его кровью, а также икона Дмитрия, написанная, по легенде, на доске из его гроба. Так Дмитриевский собор стал реликварием Святого Дмитрия Солунского.

Храм строился руками русских зодчих, которые с любовью поднимали тяжелые белокаменные стены, выводили полукруглые апсиды и формировали здание с четырьмя столпами. Его вершиной являлся пологий купол с ажурным крестом. Отделкой величественного и сурового на вид собора занимались греческие и владимирские резчики. Это наложило отпечаток на вид здания. В нем преимуществом владеют элементы, встречающиеся в оформлении западных базилик, а не православных храмов. Резьба, накрывающая храм, словно ажурным платком, по праву называлась в веках «ковром из каменных узоров» или «поэмой в камне». А ведь если бы чувство гармонии хоть на миг отказало мастерам, и они бы не смогли остановиться ровно в тот миг, в каком и дошел до нас храм, та насыщенность росписей и резьбы стала бы чрезмерной и потеряла бы свою самобытность и красоту.

Все стены собора поделены на три яруса. Нижний ярус лишен украшений, и его гладкие стены оттеняются лишь порталами с резьбой. Это не случайно, так как ранее он был закрыт галереями, которые располагались по трем сторонам храма. С главного фасада по краям галерей располагались покрытые резьбой лестничные башни, напоминающие башни Софийского собора. Средний ярус, словно в противовес насыщен вырезанными в камне картинами, и представлен аркатурным поясом с орнаментом. Верхний ярус с высокими окнами, а также барабан купола сплошь покрыты тончайшей резьбой, которая на расстоянии выглядит тонким кружевом.

Стены храма словно дышат и рассказывают путникам историю мира. На них изображены картины со святыми и псалмопевцами. По ним скачут всадники и живут своей жизнью мифические и реальные существа. Язычество тесно переплетается с христианскими мотивами, и вместе они создают поистине уникальную картину. Аллегория во всем, даже в основном сюжете, изображенном на храме. Резчики спели каменную песню своему князю, сравнив его с царем Давидом. Тот изображен в виде музыканта, которого слушают птицы и звери. Голуби и львы несут в себе смысл неба и земли, поэтому царь Давид является посланником Бога на земле. Он хранит государство, в которое пришел. Он хранит Святую Русь. На среднем ярусе собора высечены в камне и святые, в том числе Борис и Глеб.

На северном фасаде здания, на одной из закомар изображен властелин, сидящий на троне и держащий на коленях младенца. Это сам основатель храма, князь Всеволод Большое Гнездо со своим новорожденным сыном. Рядом находятся фигуры старших детей. Все фигуры разделены колонками аркатурного пояса. Резьба на колонках удивительная по своей красоте, отчего камень больше напоминает толстый шнур, завершением которого служат фигуры различных фантастических существ.

Южный фасад сохранил следы композиции «Вознесение Александра Македонского на небо». Удивительная инсталляция, характерная для средних веков. Сюжет обыгрывался множество раз на самых разных храмах и церквях. В Венеции на Сан-Марко, во Фрейбурге на стенах собора, в Юрьеве-Польском на стенах Георгиевского собора. Дмитриевский собор показывает, как сидящего в плетеном коробе царя несут на своих спинах два грифона. В руках Александра два львенка, это приманка для грифонов, которые тянутся к ней и увлекают царя все выше и выше в поднебесье.

По поводу храмовой резьбы было много споров. Озвучивались мнения, говорящие о слишком жестоком изображении на стенах святого жилища. Многочисленные чудовища, всадники и сцены борьбы занимают едва ли не большую часть стен собора. Но духовные тексты сами опровергают эту версию. Храм показывает весь мир, существование которого соткано из противоречий. Любовь и слава тесно переплетается с кровью и войной. И сверху на эти противоречия смотрит Бог, который мудростью своей объединяет и псалмопевцев, и воинов.

Внутри собор выглядит гораздо скромнее, чем снаружи. Да и трудно представить себе убранство, которое бы смогло затмить каменную песню внешних стен. Но строители тех лет четко понимали, чего нужно было добиться. Невеликий с виду храм строился, в первую очередь, для княжеской семьи, а не для большого количества прихожан. И потому внешняя красота сменяется внутри торжественной строгостью и аскетичностью. Это настоящий Дом молитвы, в котором много света и тишины, и так было сделано по задумке зодчих, и их идея удалась.

Самой большой потерей для Дмитриевского собора стала перевозка святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор Москвы. Это случилось в 1380 году по приказу московского князя Дмитрия Ивановича. Во времена царствования Ивана Грозного к собору было сделано несколько пристроек (галерей) из белого камня. На севере поднялся придел в честь Святителя Николая, а на юге – придел в честь усекновения головы Иоанна Предтечи. На западе находилась паперть.

Возможно, в первые годы существования Дмитриевского собора на его внутренних стенах и существовала роспись, от которой захватывало дух, но, увы, до наших дней она не дошла. Уже в 1843 году, после многочисленных разорений и пожарищ остатки фресок были сбиты, а их место заняла новая роспись масляными красками. Это предшествовало посещение города Владимира в 1834 году императором Николаем I, который заметил ужасный вид и ветхость святого храма. Он повелел провести восстановительные работы, а также убрать галереи, окружавшие собор с трех сторон.

В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин возвел рядом с храмом небольшую звонницу со сторожкой. Внутри находилась духовая печь, от которой в собор шли трубы с теплым воздухом. Таким образом, собор начал отапливаться, что позволило вести в нем службы круглогодично.

Из первоначальной идеи внутреннего убранства до наших дней дошел лишь небольшой фрагмент фрески 12 века, выполненной греческим художником и его русским помощником. Роспись называлась «Страшный суд». Ее остатки были найдены под сводами хора Всероссийской реставрационной комиссией под руководством И. Э. Грабаря в 1918 году. В центральном своде видны изображения 12 фигур апостолов-судей на престолах, а также лики ангелов позади них. На малом своде под хорами хорошо сохранились некоторые сцены рая: Богоматерь на престоле, ведущий в рай святых жен апостол Петр, трубящие ангелы, праотцы Авраам, Иаков и Исаак и «Лоно Авраамово», а также благоразумный разбойник. Фрески выполнены в теплых и нежных полутонах, синевато-серых, желтовато-зеленых, голубых. Благодаря мастерству иконописцев фреска совершила настоящий переворот в представлении о традиционной византийской росписи 12 века. Лики святых изображены очень ярко и реалистично, все лица имеют сугубо индивидуальные черты. Их красота строга и лаконична, и словно завершает весь облик внутреннего убранства древнего храма.

В 1919 году собор, как и большинство святых домов России, был закрыт для богослужений, и передан в подчинение Владимирского музея. Состояние его с каждым годом ухудшалось. Портился белый камень, разрушались конструкции, гибли уникальные росписи внутри собора. Лишь в 1937 году начался очередной ремонт. Однако лишь многочисленные укрепления конструкций под руководством архитектора А.В. Столетова в 1941 году, а также в 1948-1952 годах позволило вывести Дмитриевский собор из аварийного состояния. Но только в конце 20 века был проведен целый спектр работ по спасению уникального здания. Заменили крест на куполе, покрыли рельеф стен и белый камень защитной пластической смесью, устроили водосточные трубы. Но самое главное – установление микроклимата, без которого бесценные реликвии могли попросту погибнуть.

Благодаря своей проникновенной красоте, глубокому смыслу резьбы, а также уникальному состоянию души, Дмитриевский собор по праву нашел свое место среди других памятников искусства. В 1992 году он был включен в Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время службы не проходят в Дмитровском соборе, он является частью государственного музея-заповедника.

В соборе вы можете увидеть: копии «Доски гробной» и ковчежца с «сорочкой», старый крест, снятый с купола в 2002 году, надгробие графа Воронцова с фигурами плакальщицы и мальчика, изготовленными из мрамора. Посетители так же могут увидеть фрагменты фресковой живописи и аудиовизуальную программу, которая рассказывает об особенностях архитектуры Дмитриевского собора.

Адрес: Владимир, ул.Большая Московская, 60

Телефон: (4922) 32-42-63, 8-910-770-57-88

Время работы:

Зима (с 1 ноября) — пн, чт с 10-16; ср, пт, сб, вс с 10-17
Лето: — пн, чт с 11-17; ср, пт, сб, вс с 11-18
Вторник, последняя среда месяца выходной

Официальный сайт: www.vladmuseum.ru

  • Крест Дмитриевского собора. 1957 г. Копия
  • Надгробие Воронцова Р.Н., 1804 год
  • Винтовая лестница на хоры
  • Фрески Дмитриевского собора на северном скате центрального свода под хорами в интерьере XIIв.
  • Фрески Дмитриевского собора на южном скате центрального свода под хорами в интерьере XII в.
  • Мощевик св. Дмитрия Солунского. XI в. Византия. Копия.

О том, что строителем собора является князь Всеволод, известно только из одного документа – его некролога («Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя»). К постройке храма сюда была перевезена из самих Фессалоник редчайшая святыня – гробовая доска мученика Димитрия и часть его сорочки. По преданиям, у этих святынь происходили многочисленные исцеления.
Четырехстолпный крестово-купольный храм строился как домовая княжеская церковь на территории детинца, поэтому площадь его невелика. Но, призванный демонстрировать величие и мощь княжеской власти (а князь Всеволод в это время был очень силен), храм до сих пор поражает воображение своими изящными пропорциями и необыкновенной красоты убранством. Знаменитая каменная резьба, покрывающая стены Дмитриевского собора, размещена в верхней части стен. Нижняя часть – строго-ровная, прорезаемая только лопатками и пышными перспективными порталами. Зато в верхней половине – изобилие великолепных сюжетных картин, вырезанных из камня. В отличие от утраченных сюжетов на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, здесь все сохранилось согласно замыслу зодчих и резчиков. Аркатурные пояса, идущие вдоль всех стен и полукружий апсид, наполнены мелкими изображениями святых, растений, животных и чудовищ. Колонки «подпираются» маскаронами и животными. А в полукружиях закомар расположились настоящие картины: иллюстрации псалмов Давида, в центре которых находится фигура самого царя-псалмопевца, картина «Вознесение Александра Македонского», а также сцену, участниками которой явились сам храмоздатель князь Всеволод с новорожденным сыном Дмитрием и окружающие их остальные его сыновья.
В соборе сохранились древние фрески, ровесники самого здания. Они были обнаружены под позднейшими росписями в арочных проемах в 1918 году. Это остатки картины Страшного суда – фигуры апостолов и шествие праведников в рай. Росписи были выполнены греческими и русскими мастерами.
Снаружи храм выглядит очень стройным, устремленным ввысь. Такому впечатлению способствуют и вертикально делящие его на части лопатки, и узкие высокие окна-бойницы, обрамленные резьбой. Венчает храм одна глава на световом массивном барабане, также изукрашенном резьбой. Шлемовидный купол завершается большим крестом, на верхушке которого, если присмотреться, можно увидеть голубя. Этот голубь – копия, а оригинал, источенный временем, повидавший немало за столько столетий, хранится внутри храма, под стеклом.
И этот собор, как и Успенский, до нас дошел в измененном виде. Но виной тому – не пожар, повредивший стены, как у соседнего храма, а воля Николая I, которому показались лишними галереи собора, пристроенные частично при постройке собора, частично – во времена Ивана Грозного, и он приказал разобрать их. В 1837-1839 годах галереи и лестничные башни были разобраны. Это повредило устойчивости стен собора, они начали трескаться, так как разобранные галереи выполняли роль контрфорсов. Стены пришлось существенно укреплять металлическими стяжками. Но заботу о храме постоянно проявляли владимирские меценаты. Так, на средства соборного старосты, купца Муравкина, рядом с собором в 1880-х годах была выстроена небольшая, стилизованная под древнерусские, звонница, а из здания звонницы в собор были проведены трубы для осушения воздуха в соборе и защиты его стен от сырости. Эта звонница не сохранилась.
Сейчас Дмитриевский собор занят музейной экспозицией, посвященной его истории. В соборе сохранилась могила владимирского губернатора Р.И.Воронцова, погребенного здесь в 1804 году из уважения к его заслугам перед городом. В экспозиции главное, конечно, это уникальные древние фрески, но и сам интерьер собора, высокий светлый купол, стройные линии столпов, устремленных вверх, стоят того, чтобы их увидеть собственными глазами и представить, как все было, когда здесь на богослужениях собиралась семья Всеволода Большое Гнездо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *