Кто создал творца?

История эволюционных идей. Значение работ К. Линней, учения Ж. Б. Ламарка

1. Дайте определения понятий.
Эволюция – необратимое историческое развитие живой природы.

2. Заполните таблицу.

История развития эволюционных идей (до ХХ века).

3. Каковы сильные и слабые стороны системы органического мира К. Линнея?
Разработал первую относительно удачную искусственную систему органического мира. За основу своей системы он принял вид и его считал элементарной единицей живой природы. Близкие виды объединились им в роды, роды в отряды, отряды в классы. Ввел в систематику принцип бинарной номенклатуры.
Недостатки системы Линнея состояли в том, что при классификации он учитывал лишь 1-2 признака (у растений — число тычинок, у животных — строение дыхательной и кровеносной системы), не отражающих подлинного родства, поэтому далекие роды оказались в одном классе, а близкие — в разных. Виды в природе Линней считал неизменными, созданными Творцом.

4. Сформулируйте основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
Пункты эволюционной теории Ламарка:
• Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
• У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
• Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновремен¬ное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
• Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
• Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.
Главным фактором эволюции считал прямое воздействие среды.

5. За что критиковали теорию Ж. Б. Ламарка современники?
Ламарк ошибочно полагал, что изменение среды всегда вызывает у организмов полезные изменения. Кроме того, он не мог объяснить, откуда у организмов возникает «стремление к прогрессу», и почему следует считать наследственным свойство организмов целесообразно реагировать на внешние воздействия.
6. Какие прогрессивные черты усматривают современные ученые-эволюционисты в теории Ж. Б. Ламарка?
В книге «Философия зоологии» Ламарк предположил, что в течение жизни каждая особь изменяется, приспосабливается к окружающей среде. Он утверждал, что разнообразие животных и растений есть результат исторического развития органического мира – эволюции, которую понимал как ступенчатое развитие, усложнение организации живых организмов от низших форм к высшим. Он предложил своеобразную систему организации мира, расположив в ней родственные группы в восходящем порядке – от простых к более сложным, в виде «лестницы».

Эволюционное учение Ч. Дарвина

1. Дайте определения понятий.
Факторы эволюции – по Дарвину, это естественный отбор, борьба за существование, мутационная и комбинативная изменчивости.
Искусственный отбор – выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.

2. Какие аспекты социальной и научной обстановки начала и середины XIX века способствовали, на ваш взгляд, разработке эволюционной теории Ч. Дарвином?
К середине XX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию идеи эволюции, что создало научные предпосылки для эволюционной теории Ч. Дарвина. Это развитие систематики, теория Ламарка, открытие Бэром закона зародышевого сходства и достижение других ученых, развитие биогеографии, экологии, сравнительной морфологии, анатомии, открытие клеточной теории, а также развитие селекции и народного хозяйства.

3. Заполните таблицу.

Этапы жизненного пути Ч. Дарвина

4. Сформулируйте основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
1. Организмы изменчивы. Трудно найти такое свойство, по которому особи, принадлежащие к данному виду, были бы полностью тождественны.
2. Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.
3. Теоретически популяции растений и животных стремятся размножиться в геометрической прогрессии, и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Но этого не случается, так как жизненные ресурсы ограниченны, и в борьбе за существование выживает сильнейший.
4. В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают особи с полезными в данных условиях свойствами. Выжившие передают эти свойства своему потомству, то есть свойства эти закрепляются в череде последующих поколений.

5. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина

6. Каково значение эволюционного учения Ч. Дарвина для развития биологической науки?
Учение Дарвина позволило привести в гармонию разрозненные знания о законах, которым подчиняется организация жизни на нашей планете. В прошедшем столетии эволюционное учение Дарвина было развито и конкретизировано благодаря созданию хромосомной теории наследственности, развитию молекулярно-генетических исследований, систематики, палеонтологии, экологии, эмбриологии и многих других областей биологии.

Борьба за существование и ее формы

1. Дайте определение понятия.
Борьба за существование – это один из движущих факторов эволюции, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

2. Заполните таблицу.

Борьба за существование и ее формы

3. Какая из форм борьбы за существование является, по вашему мнению, самой напряженной? Ответ поясните.
Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как у особей совпадает экологическая ниша. Организмы конкурируют за ограниченные ресурсы — пищевые, территориальные, самцы некоторых животных конкурируют между собой за оплодотворение самки, а также другие ресурсы. Для снижения остроты внутривидовой борьбы организмы вырабатывают различные приспособления — разграничение индивидуальных участков, сложные иерархические отношения. У многих видов организмы на разных этапах развития занимают разные экологические ниши, например, личинки жесткокрылых обитают в почве, а стрекоз — в воде, в то время как взрослые особи заселяют наземно-воздушную среду. Внутривидовая борьба приводит к гибели менее приспособленных особей, способствуя этим естественному отбору.

Естественный отбор и его формы

1. Дайте определения понятия.
Естественный отбор – это избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции. То есть, основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

2. Заполните таблицу.

3. Что является следствием естественного отбора?
Изменение состава генофонда, удаление из популяции особей, свойства которых не дают преимуществ в борьбе за существование. Возникновение адаптаций организмов к условиям внешней среды.

4. В чем, на ваш взгляд, заключается творческая роль естественного отбора?
Роль естественного отбора заключается не только в отсеве нежизнеспособных особей. Движущая его форма сохраняет не отдельные признаки организма, а весь их комплекс, все присущие организму комбинации генов. Отбор создает приспособления и виды, убирая из генофонда популяции, неэффективные с точки зрения выживания генотипы. Результатом его действия являются новые виды организмов, новые формы жизни.

В самом начале не было ничего. Ни луны, ни солнца, ни звезд. Только воды простирались безмерно, из полной тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, подобно глубокому сну, воды возникли прежде других творений. Воды смогли породить огонь. Из-за большой силы тепла в них было рождено Золотое Яйцо. В то время еще не было года, так как некому было отмерять время, но столько, сколько длиться год, Золотое Яйцо плавало в водах, в бездонном и безбрежном океане. Спустя год из Золотого Зародыша появился Прародитель Брахма. Он расколол яйцо на две части, верхняя половина яйца стала Небом, а нижняя — Землею, а между ними, чтобы как-то разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. В свою очередь он утвердил землю среди вод, положил начало времени и создал страны света. Именно так была сотворена вселенная.

В тот момент творец испугался, потому что вокруг него, никого не было, и ему стало страшно. Но он помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» и его страх прошел, поскольку страх может быть перед кем-то другим. Также и радости он не ведал, ведь он был совсем один. Творец помыслил: «Как мне сотворить потомство?» и только единой силой мысли он породил 6 сыновей — великих Владык созданий. Из души творца родился старший сын — Маричи. Из глаз его родился — Атри, второй сын. Из уст Брахмы был рожден третий сын — Ангирас. Четвертый из правого уха — Нуластья. Пятый из левого уха — Пулаха. И шестой из ноздрей Прародителя — Крату.

У Маричи был мудрый сын Кашьяпа, от него произошли боги, люди и демоны, змеи и птицы, чудовища и исполины, коровы и жрецы и много других существ демонической или божественной природы, они населили землю, небеса и подземные миры. Атри породил Дхарму, который стал богом справедливости. Ангирас положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшим был Брихаспати, Самварта и Утатхья.

Седьмым из Владык созданий — Дакша. Он появился из большого пальца на правой ноге творца, а из пальца на левой ноге у Прародителя родилась дочь — Вирини, что означает Ночь, она была женой Дакши. Всего у нее было 50 дочерей, 13 она отдала в жены Кашьяпе, 20 семье — Соме, 10 её дочерей стали женами Дхармы. И еще у Дакши родились дочери, которые должны были стать женами великих мудрецов и богов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, была матерью грозных демонов — дайтьев. Вторая дочь, Дану, породила могучих исполинов — данавов. А третяя дочь, Адити, родила 12 светлых сыновей-адитьев, великих богов.

Уже давно сыновья Дану и Дити (асурами) — были врагами богов, сыновей Адити. И их борьба за власть над вселенной длилась очень много веков, которой не было конца.

Высоко в небесах, среди белых и пушистых облаков, живет Бог и его ангелы. Весь день они занимаются тем, что пьют вкусный чай, кушают свежие баранки и слушают грустные песни. Творец совсем не думает о людях и даже не смотрит вниз. Зачем ему внимать молитвам, если есть дела поважнее?

Ничто не тревожит Бога. Он крепко спит, пока сладкоголосые ангелы поют убаюкивающую колыбельную, и голова его ничем не занята. Внезапно посторонний шум нарушает покой творца. Оказывается, это самолет. Всевышний дует на машину, и она летит вниз. Старик считает, что разобрался с этой проблемой и ничтожные люди его больше не побеспокоят.

Но он ошибается. Человечество не собирается останавливаться на достигнутом. Эскадрилья из девяти турбореактивных самолетов заставляет Бога вызвать к себе пророка Илью и приказать ему прекратить безобразие. Святой использует гром и молнию, поливает Землю проливным дождем, однако это не дает никаких результатов. Очередная летающая машина сбивает его колесницу и разносит на мелкие щепки. Творец вынужден покинуть свои комфортабельные апартаменты и перебраться в отрытый космос вместе со свитой.

Он думает, что уж сюда-то смертные точно не доберутся. Один из ангелов решает взбунтоваться, отдает Богу крылья и нимб, и уходит на Землю. Малыш хочет учиться на летчика.

Творец пытается уснуть, однако его постоянно тревожат спутники, ракеты с собаками на борту, а затем и люди-космонавты на Востоке-1. Всевышний начинает плакать горькими слезами. Ангелы пытаются успокоить несчастного, но у них ничего не получается.

После очередного запуска советских ракет Бог вынужден спасаться бегством. Он не знает, куда ему деваться. Поняв, что больше никто не будет к нему обращаться с молитвами, творец вместе с ангелами растворяется в воздухе.

Оказавшись припертыми к стенке, под тяжестью неопровержимых аргументов эволюционисты прибегают к такому аргументу.
«Ну хорошо, мы готовы согласиться с тем, что живые существа – очень сложные конструкции, что для их возникновения требуются процессы слишком сложные и не могущие протекать без руководства Творца. Но как же тут быть с самим Творцом. Ведь он также должен быть чем-то очень сложным, неизмеримо более сложно устроенным по сравнению со своими творениями. Значит, и у Творца должен быть свой Творец. Рассуждая дальше в том же ключе, мы получим бесконечное множество Творцов, что заведомо абсурдно. А к этому абсурду нас приводит утверждение о необходимости Творца для возникновения живых существ».
Давайте спокойно разберемся с этим внешне логически безукоризненным аргументом. Сейчас мы увидим, что это классический образец софизма, аналогичный известному древнегреческому софизму о хвосте, который заключается в следующем умозаключении:
Чего ты не терял, то имеешь;
Ты не терял хвоста;
Следовательно, у тебя есть хвост.
В чем здесь подвох? В первом предложении должна быть, но не делается оговорка «если ты его имел». Обычно такие оговорки вследствие их очевидности пропускаются, но сама мысль подразумевается. В этом софизме раскрывается механизм протаскивания ложных идей, посредством пропуска очевидной оговорки. Именно такой механизм мы имеем в случае довода о необходимости Творца для самого Творца.
В самом деле, вся логика доказательства существования Творца для живых существ заключается в следующих умозаключениях:
1)Когда-то не было живых существ;
2)Теперь живые существа существуют.
Из этих бесспорных утверждений можно констатировать, что произошло возникновение жизни на Земле, т.е. произошел переход от небытия жизни к ее бытию.
Теперь делается заключительный вывод:
3)Для возникновения жизни на Земле необходимы процессы, нуждающиеся в управлении разумным и могущественным существом.
Если теперь сравнить наше доказательство с «доказательством» наших оппонентов, то выясняется, что софизм их утверждения о том, что «для возникновения Творца требуется другой Творец и т.д.» заключается в необоснованном использовании слова «возникновение» по отношению к Творцу. Ведь в возникновении нуждается только то, что не существует!
Необходимо отметить, что в нашем доказательстве, прежде чем использовать термин «возникновение», мы доказали, что таковое имело место, т.е., что произошел переход от небытия к бытию. И если наши оппоненты хотят нас бить нашим же оружием, выставляя контрдоказательство, аналогичное нашему доказательству, то им следует сначала доказать пункты 1) и 2) по отношению к Творцу. Без этого они не вправе использовать слово «возникновение».
Для того чтобы нагляднее проиллюстрировать логическую ловушку, в которую угодили эволюционисты и из которой не хотят выходить, проведём следующую аналогию. Общеизвестна история чудотворного спасения барона Мюнхгаузена, когда он вытащил из болота себя и своего коня, потянув себя за волосы. Когда слушатели смехом выразили сомнение в правдивости этой истории, он представил им «доказательство» своей правоты. Посудите сами – сказал он – если бы я не смог вытащить себя из болота, разве имел бы я удовольствие сидеть с вами в этой компании? Это «доказательство» не может быть не названо ущербным. Прежде всего по той причине, что никто не был свидетелем того факта, что барон провалился в болото. Но представим себе, что достоверно известно, что барон действительно провалился в болото и погрузился по уши. И допустим, что свидетели этого факта не видели дальнейших событий из-за тумана и были уверены в том, что он утонул в болоте. А через некоторое время, к своему удивлению, они находят его живым и он объясняет им факт своего спасения и приводит это «доказательство». В этом случае приемлемо ли его «доказательство»? Разумеется, нет! Почему? Потому что, согласно законам физики, не имея точки опоры, невозможно преодолеть гравитацию и выйти из болота. А тот факт, что кто — то вылез из болота, свидетельствует не о том, что он себя вытащил самостоятельно без точки опоры, а о том, что произошло вмешательство извне.
Но представим себе, что нашлись люди, которых не устраивает версия о вмешательстве извне. Они считают, что Мюнхгаузен вытащил себя из болота самостоятельно, и в подтверждение своей точки зрения выдвигают следующие доводы. «Но извините, кто бы мог ему помочь? Ведь болото такое большое. И если бы кто — то полез помогать ему, так сам бы завяз. Тогда и ему бы понадобилась помощь. А кто бы его вытащил? А кто бы вытащил следующего спасателя? И так далее до бесконечности. Поэтому ненаучно утверждать, что Мюнхгаузену кто — то помог. Вместо этого давайте искать научное обоснование того, как он самостоятельно вылез из болота, потянув себя за волосы или за конскую гриву, или за хвост. Можно за всё одновременно. В общем, давайте искать, а не ссылаться на вмешательство извне, закрывая тем самым дорогу научному поиску».
А их оппоненты возражают: » Мы не знаем, кто его вытащил и как. Может, он подплыл к барону на лодке или подлетел на воздушном шаре, или издалека бросил ему веревку и вытянул посредством её. Но ясно одно: тот, кто спасал Мюнхгаузена, имел опору на устойчивый объект. Должен найтись некто, способный вытащить всю цепочку, не нуждаясь при этом в том, чтобы самому быть вытащенным из болота».
Так же обстоит дело и с возникновением Вселенной. Ни один из объектов материального мира не является достаточной причиной своего существования и не содержит в себе этой причины. Все объекты нуждаются во внешней причине. И каждая внешняя причина также нуждается во внешних причинах для своего существования. И вся эта цепь причинно – следственных связей нуждается в том, чтобы в её начале был устойчивый объект, опора на который необходима для их существования. Это должен быть самодостаточный объект. Без самодостаточного объекта все эти зависимые объекты не могут существовать. Так же как Мюнхгаузен и пытавшиеся его спасти господа не могли бы вылезти без опоры на устойчивый объект. Отсюда вытекает следующий очень важный вывод. Поскольку все объекты материального мира являются несамодостаточными, не содержащими в себе причину своего существования, зависимыми от внешних причин, то должен существовать объект самодостаточный, содержащий в себе причину своего существования и являющийся причиной существования Вселенной.
Одна школа убеждена в невозможности существования спасателя, не нуждающегося в спасении и поэтому занята поиском способов, способных привести к спасению барона собственными силами, хотя бы это и противоречило законам физики и здравому смыслу. Другая школа считает, что поскольку спасение барона своими силами противоречит объективным знаниям и логике развития событий в рассматриваемой системе, то правильнее будет предположить вмешательство спасателя, имевшего под собой опору и не нуждавшегося в спасении.
Аналогичная ситуация наблюдается и в вопросе о возникновении жизни. Возникновение жизни из неживой материи – столь же противоестественно, как и поднятие себя самого за волосы, что, в общем – то, понимают все. Одна школа находит причину в Творце, а другая пытается найти причину внутри самой системы по той причине, что, по их мнению, признание Творца приводит к вопросу о том, кто сотворил Творца. А когда им говорят, что Творец существовал всегда, они ставят следующие вопросы: «Всё имеет начало и конец. Почему мы должны верить в существование безначального и бесконечного Творца? Всё в мире обусловлено внешними причинами. Почему мы должны делать исключение для Творца?» А именно потому, что коль скоро ни один из объектов материального мира не содержит в себе причину своего существования, то и сумма всех материальных объектов также зависит от внешней причины, а таковой причиной может быть в конечном итоге только самодостаточный объект.
С упорством, достойным лучшего применения, эволюционисты пытаются обосновать возможность стихийного возникновения жизни. К этому их толкает убеждённость в том, что согласие принять идею Творца ставит перед вопросом о том, кто сотворил Творца. Простая мысль, что он просто не нуждается в этом, не посещает их.
(Фрагмент из Стратегии счастья)

Рубрика: Основы веры

Сотворение мира по Библии

На протяжении всей истории человек интересовался, как раскрыто создание мира в Ветхом Завете. Сотворение мира описано в Бытии – первой книге Ветхого Завета и всей Библии.

Согласно христианской и иудейской традиции, автором книги Бытия является пророк Моисей. Этот текст содержит 50 глав и около полутора тысяч стихов. Книга Бытия представляет собой источник христианского понимания происхождения мира. Также она содержит предания о древнейшей истории человечества (об Адаме и Еве, их грехопадении), родоначальниках еврейского народа (Аврааме, Исааке, Иакове) и их потомках.

Сотворение Богом мира (средневековая мозаика)

Сотворение мира из ничего

Одним из догматов Православия является учение о сотворении мира из ничего. Согласно этому учению, мир появился из небытия по замыслу Бога. Мир имеет начало во времени, и само время тоже было создано Богом. Святитель Афанасий Великий в «Слове о воплощении Бога Слова” указывает на то, что

«вселенная не сама собою произошла, потому что есть о ней Промысл, и не из готового вещества сотворена, потому что Бог не бессилен, но из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Бог Словом”.

Христианство отрицает обожествление мира и его явлений, как это было принято в язычестве. Мир не равен Творцу, он возник не из сущности Бога. Бог стоит над своим творением, Он вне пространства, времени, субстанции, причинности, Он есть основание бытия.

Религиозное учение о творении мира из ничего согласуется с научной картиной мира. Существуют гипотезы, что мир не существовал вечно, а появился в определенный момент, имел начало. Наука предполагает, что Вселенная постоянно расширяется. Значит, когда-то она родилась в одной точке, сгустке энергии. Расширение Вселенной из этого сгустка в науке названо Большим Взрывом.

Если же у Вселенной есть начало, до этого материального вещества не существовало и мир возник из небытия. Это не могло произойти самопроизвольно и беспричинно. Следовательно, причина возникновения мира лежит за пределами материального бытия. Многие верующие учёные считают, что это было следствием волевого акта высшей силы, то есть Бога. В связи с этим Большой Взрыв часто рассматривается как начало Божьего творения мира.

Шесть дней творения

В Библии указано, что мир был создан Богом за шесть дней. В христианстве были и есть сторонники буквального понимания шести дней творения. По этой версии, чередование дня и ночи до создания небесных светил происходило в результате действия первобытного Божественного света.

Существует и образное толкование того, как Бог создал землю за 6 дней. Согласно ему, Бог сотворил мир в течение шести эпох, а не суток. Такое мнение основано на многозначности еврейского слова «йом”, которым в Библии называют «дни” творения. Это слово означает не только сутки, но и некоторый промежуток времени, интервал.

Однако тайна мироздания лежит вне человеческого опыта и науки. Поэтому мы не можем судить о продолжительности творения. Библия призвана донести до нас не естественно-научные, а религиозные истины.

Первый день творения

Начало творения мира представляет собой создание Богом неба и земли, то есть ангельского мира и материи, основы физического бытия. Но эта материя была в пустоте и тьме и лишь «Дух Божий носился над водой» (Быт 1, 2). В этих строках есть косвенное указание на множественность лиц Бога, то есть на Святую Троицу. Святой Дух представлен как самостоятельная личность, участвовавшая в творении мира.

Преподобный Ефрем Сирин в «Толковании на священное Писание” высказывает мысль, что

«Дух Святой согревал, оплодотворял и соделовал родотворными воды”.

Вода указана как главная, дающая жизнь стихия. Она была не привычным нам H2O. Это было первобытное состояние материи, бесформенная, неструктурированная масса, ещё не имеющая пространства. Но при этом она сталай основой мира. В христианстве вода имеет особое значение. Именно в ней совершается Крещение как таинство обновления и рождения в духовную жизнь.

В первый день Бог создал свет, отделил его от тьмы и назвал их днём и ночь. Небесные светила ещё не созданы, это был Первозданный свет. Тьма стала периодически сменяться светом. Так было установлено чередование дня и ночи, которое позволяет человеку и всякому живому творению восстанавливать и сохранять свои силы.

Второй день творения

Во второй день было создано воздушное пространство, физическое небо. Оно названо словом «твердь», так как в древности небосвод часто сравнивали с шатром. Таким образом, был создан барьер между землёй, которая всё ещё была под водой, и космосом. По всей видимости, во второй день Богом была создана атмосфера нашей планеты, защищающая её от космического излучения. Таким образом, было обеспечено существование всего живого.

Третий день творения

На третий день по воле Бога произошло разделение на земле суши от воды. Вероятно, именно тогда окончательно сформировалась планета Земля с её материками, островами, горами, равнинами, реками и океанами. Также на земле появилась первая форма жизни – различные виды растительности, которая может воспроизводить себя. Так появилась разнообразная органическая жизнь.

Сотворение растительного мира до появления небесных светил, на первый взгляд, кажется противоречием: как же растения могут существовать без Солнца? Однако это мнимое противоречие. Как уже было сказано, до Солнца был Первоначальный свет. Солнце лишь приводило в зрелость то, что уже было произведено при участии Первозданного света.

Святитель Василий Великий в «Шестодневе” пишет:

«Земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать будто оно дает причину жизни”.

Четвертый день творения

В этот день были созданы небесные тела: Солнце, луна и звёзды. Они стали освещать землю. Также появилась возможность отделять день от ночи, отмерять сутки, месяцы и годы, вести времяисчисление. В «Бытии” эти небесные объекты не имеют имени, они лишь названы «большим и малым светилами”.

Такое описание призвано обезопасить человеческий ум от языческого обожествления солнца и луны. Кроме того, так подчёркивалась центричность Земли в созданном мире. Времяисчисление же нужно было человеку для богослужебного календаря. Чтобы знать, когда какую приносить жертву и возносить молитву. И тут небесные светила служат лишь помощниками человеку в служении Богу.

В каждом дне указано: «И увидел Бог, что это хорошо». Этими словами выражена мысль, что всё сотворённое Богом совершенно и пребывает в гармонии между собой. Как писал святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев”,

«Бог наш ничего не создал как избыточествующего сверх потребности, так и недостаточествующего в чем-либо нужном”.

Пятый день творения

Сотворение мира продолжилось тем, что Бог создал разные виды птиц и рыб. Творец благословил их размножаться и заполнять воду и небо. Появилась новая, более высокая, одушевленная форма жизни, которая может двигаться и чувствовать.

Бог создал животных «по родам”. У каждого вида существ была своя преемственность поколений с сохранением основных внешних признаков и невозможностью превращения одного вида в принципиально другой. На основании библейского понятия «рода” Карлом Линнеем в 18 веке была создана классификация живых организмов.

Шестой день творения

В этот день Богом были созданы животные, обитающие на суше. Они заполнили землю, но планета нуждалась в высшем творении, в человеке, который мог бы заботиться о природе и пребывать в общении с Богом. Бог создал человека из земного праха и вдохнул в него жизнь. Творец создал его по Своему подобию, разумным и свободным, с бессмертной душой. Этим Он возвысил человека над всем прежним творением. Физическим телом мы принадлежим к видимому, материальному миру. Бессмертной душой – к невидимому, духовному миру. Главная цель человеческого бытия – пребывание в полной гармонии с Богом.

Святые Отцы, среди которых святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, в своих толкованиях на Книгу Бытия отмечали, что Бог почтил человека, являя его в мир последним, когда уже всё было готово для его существования. Земля, словно, царская обитель, была заранее приготовлена и украшена для своего Владыки. Таким образом, творение мира происходило постепенно и природа, словно по ступенькам, восходит от малого к великому.

Однако Бог создал мир не только для употребления его человеком. Созерцая богатство и красоту Вселенной, человек познаёт могущество Творца, Его премудрость и благость, по которым Он дал человеку этот мир.

Творение человека

Имя первого человека – Адам, что переводится как «взятый из земли». Бог поселил Адама в прекрасный райский сад. Там к первому человеку сошлись животные всех видов. Они пришли к Адаму как к любящему пастырю, без страха, и он дал каждой твари имя. Так Адам принял власть над всем живым и стал владыкой Земли, подобно Богу.

Но человек нуждался в друге и помощнике. Поэтому Бог взял у Адама, пока он спал, одно из ребер и сотворил из него женщину – Еву, матерь всех людей. Творец заповедал Адаму и Еве плодиться и заселять землю. Сотворив Еву из Адама, Бог показал нам, что мы все происходим из единого начала и что мы должны любить и беречь друг друга.

Человек был венцом Божьего творения, и в шестой день закончилось сотворение мира. Однако Бог продолжает непрестанно заботиться о нём. Это называется «Промыслом Божьим». Изначально в мире не было зла, и земля была раем. Люди и животные употребляли в пищу только растения. Всё пребывало в любви и гармонии с Творцом. Зло возникло в результате нарушения человеком этой гармонии. Но Бог восстановит совершенство мира в конце времён, создав новые землю и небо. И человек вернётся к райской жизни, в которой нет зла и тления.

Седьмой день творения

На седьмой день Бог ничего не делал и «отдыхал». Конечно, Всевышний и Всемогущий Бог не испытывает нужды в отдыхе. Это выражение метафорично и является прообразом тайны покоя вечной жизни, уготованной для людей.

Также описание седьмого дня является Божьим благословением для нас пребывать в покое на седьмой день недели. В Ветхом Завете это была суббота. Для христиан это воскресный день. Преподобный Ефрем Сирин в «Толковании на священное Писание” указывает, что

«поскольку нужно было установить седмицы дней, Бог возвеличил благословением тот день, который не был прославлен делами творения, чтобы данной ему чрез это честью сравнился он с прочими днями, и восполнилось седмеричное число дней, потребное для мира”.

В воскресенье нам следует оставить все житейские заботы и посвятить день Богу, памятуя о бренности материального мира и подготавливая себя к Вечной Жизни.

Метки: за сколько дней Бог сотворил мир, кто создал мир, создание мира, сотворение мира, сотворение мира по Библии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *