Кто такие хлысты?

Секта хлыстов или христововеров была одной из самых многочисленных в царской России. Они верили, что Бог воплощается в человеке, и называли избранных Христами и Богородицами.

Проповедовали христововеры аскетизм и полное половое воздержание, но эти правила часто нарушались. К тому же, у хлыстов было своеобразное отношение к браку, которое общество считало признаком распущенности.

Как появилась секта хлыстов

Основателем секты христововеров считается Данила Филиппович. Согласно верованиям, в его тело в 1645 году вселился Господь Саваоф, давший дюжину новых заповедей. Они разительно отличались от заповедей христианских. В дальнейшем последователи учений «Господа Саваофа» стали объединяться в общины, которые назывались «кораблями». Во главе каждого «корабля» был кормщик, называемый ещё Христом. Женщины также могли стать главами общин, их называли Богородицами. Считалось, что в теле кормщика или кормщицы находил своё воплощение Господь. Но не только этим примечательны христововеры.

Ушедшие в секту люди могли ходить в православную церковь. Только делали они это для прикрытия, чтобы не подвергаться гонениям. Вместе с тем они верили, что духовный мир был создан Богом, а материальный — Сатаной. И при этом не отрицали они и переселения душ. Были у хлыстов и особые ритуалы, соблюдая которые можно было добиться вселения в тело Святого Духа. Нужно было лишь усиленно молиться, соблюдать пост и делать добрые дела для общины. Принцип строгого аскетизма и непричинения вреда друг другу соблюдался всеми членами секты христововеров. Правда, ровно до той поры, пока они не приступали к выполнению своих обрядов.

Хлыстовские радения

Особой мессой в секте хлыстов было радение. Участвовали в ней, чтобы снискать благодати Святого Духа и усмирить свою плоть. В маленьком помещении собирались все члены «корабля» и принимались неистово танцевать, вдыхая дым от сжигаемых трав. Травы эти могли быть с галлюциногенным эффектом. После ритуальных плясок и песнопений христововеры брались за мокрые жгуты, палки или настоящие хлысты и наносили друг другу удары. В некоторых случаях сектанты занимались самобичеванием.

После взаимных побоев ритуал продолжался до той поры, пока все хлыстовцы не падали на пол. Плотское возбуждение, или «духовную радость», охватывающую сектантов в результате радения, трактовали как пришествие Святого Духа. Многие считали, что после завершения радения хлысты предаются свальному греху. Впрочем, доказательств оргий у хлыстовцев в официальных документах нет. О содомии в секте говорили и из-за того, что к ней якобы принадлежал Григорий Распутин, славящийся своими любовными похождениями. А о распущенности секты ходили слухи из-за их отношения к браку и детям.

Последователи секты хлыстов не женились друг на друге, свободно переходя от одного партнёра к другому, называлось это «духовное сожительство». Существовало и правило жить с «женой» как с сестрой, но оно повсеместно нарушалось. В результате, конечно, появлялись дети, матери которых могли даже и не знать, от кого они. Есть мнение, что дети, появившиеся на свет в результате оргий во время радений, становились новыми Христами и Богородицами.

Ответвления хлыстовщины

Появившись в начале XVII века, секта хлыстов породила многочисленные религиозные группы со схожими убеждениями. Так, в 1765 году была основана секта скопцов, ратующая за полное усмирение плотского желания путём оскопления. А вот духоборы не оскопляли друг друга, а так же, как и хлыстовцы, верили в перерождение души. Откололись от секты хлыстов и молокане, и малёванцы, и постники навад, сохранившие некоторые верования христововеров.

Интересно, что в XIX веке сектой хлыстов стали интересоваться в высших кругах российского общества. Им открыто симпатизировали многие писатели, художники и даже известные чиновники. А поэт Николай Клюев открыто признавался, что провёл несколько лет в данной секте. О хлыстовцах писали и именитые писатели, в том числе Максим Горький.

Читайте также: Виссарионовцы — секта под руководством бывшего гаишника

Хлыстовство

Хлысты́ — секта духовных христиан, возникшая на рубеже XVII—XVIII веков. Самоназвание — «божьи люди». В народе за ними закрепилось название «христовщина», в советской литературе же утвердился уважительный термин «христововерие».

История хлыстов

Основателем секты считается крестьянин Костромской губернии Даниил Филиппов (Данила Филиппович). Хлысты не признают священников, святых и церковные книги, государство, и отвергнув одни обряды, хлысты сразу обосновали новые. Верят в возможность прямого общения человека со святым духом и возможность воплощения святого духа в людях. Богослужения хлыстов (радения) проходят ночью и состоят в чтении и аллегорическом толковании Святого писания, самобичевании, кружении, при котором они доходят до состояния экстаза. История появления подобных сект в Европе относится к X веку и связана с одним из экзотических проявлений постижения Христа флагеллантством. В России хлысты причислены к числу особо вредных сект. Существует неподтвержденная фактами теория о принадлежности к хлыстам Григория Распутина. В Российской Федерации имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе.

Свое название секта получила, по-видимому, от религиозного обряда самобичевания жгутами, прутьями (вербой) и др. (хлыст — кнут). И если на вербе появляется кровь, потом они после смерти кладут эту вербу в гроб как свидетельство истовости служения. С другой стороны, название может быть искажением слова «христ», поскольку «корабли» (общины) хлыстов возглавляли самозванные «христы». По мнению известного русского писателя, исследователя раскола и сектантства, бывшего чиновником МВД по особым поручениям П. И. Мельникова (Андрея Печерского), слово «хлысты» изобретено духовными лицами, считавшими неприличным в названии секты употреблять имя Иисуса Христа.

Каждая община имеет двух лидеров: мужского и женского, называемого «христ» и «богородица», соответственно.

Русская интеллигенция и секты

Секты, литература и революция

В ряде случаев в дореволюционной Россиии псевдохристианские секты ошибочно отождествлялись со старообрядцами. Дореволюционная литература о хлыстах насчитывает более сотни наименований. В. В. Розанов написал книгу «Апокалиптические секты: хлыстовство и скопчество» и сам участвовал в хлыстовском общем чаепитии. Свальный грех у хлыстов Розанов категорически отрицает. Исследователи народнического толка искали в религиозных диссидентах опору для борьбы с самодержавием.

Декрет СНК 1918 г. «Об отделении церкви от государства» гарантировал религиозным сектантам ряд льгот.

Учение хлыстов

Хлысты учат, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что такое Троица, архангелы и ангелы, Хлысты не разъясняют. Можно думать, что под этими названиями они разумеют не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа. С этим пантеистическим взглядом у X. соединяется учение о воплощениях Божества в человека, раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению X., Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух, Бог. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение христа может совершаться путем естественной передачи христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение христа достигается хлыстом через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.

Общины хлыстов

Отдельные общины X. называются «кораблями». Эти корабли совершенно независимы друг от друга. Во главе каждого стоит «кормщик», называемый также Богом, Христом, пророком, апостолом и т. п. Каждый кормщик в своем корабле пользуется неограниченной властью и громадным уважением. Бывает еще «кормщица», которая называется также «восприемницей, пророчицей, богородицей, матушкой» и т. п. Кормщистолов, евангелистов, проповедников, пророков и пророчиц.

Библиография

  • Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — М.: ОГИ, 2002
  • Берман А. Секта «людей божьих» в Алатырском уезде в первой половине XIX в.
  • Берман А. Козловские пророки. Из истории простонародного мистицизма в Среднем Поволжье.
  • А. Эткинд. Хлыст. Кафедра славистики Университета Хельсинки, Новое литературное обозрение. — М., 1998. — 688 с.
  • Авраам Шмулевич. «Русская религия: царь духов и вождь сионского народа». «Русский журнал», 12 февраля 2007 г.
  • Песни русских сектантов мистиков. Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии / ред., сост. Рождественский Т. С., Успенский М. И. — СПб. : Тип. П. П. Сойкина, 1912. — (Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии). Т. XXXV.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *