Кто такие коэны

Происхождение коэнов

Согласно Библии, коэны появились, как священники при походном святилище (Скинии).

В книге Исход, рассказывается, что на горе Синай, ещё до получения Скрижалей Завета, Моисей получил повеление (Исх. 25:8-9) о строительстве святилища. Скиния была призвана быть местом обитания Бога, хранилищем ковчега Завета, и играть важнейшую роль в осуществлении возложенной на сынов Израиля миссии, включавшей установление форм служения Единому Богу. Изготовление было завершено спустя год после Исхода из Египта.

Среди двенадцати колен было выделено колено Левия как колено, которое Господь Бог избрал и призвал на служение себе. Так, например, Моисей провозглашает левитов воинством веры, которое карает отступников мечом. В Скинии левиты должны были исполнять вспомогательные функции.

Из левитов происходили и Моисей с Аароном. Аарону и его сыновьям было заповедано исполнять обязанность священнослужения в Скинии — жертвоприношения, воскурение фимиама, благословение народа и прочее. Они и их потомки (аарониды) становятся священниками израильтян — коэнами. Для них и их рода священство отныне стало «уставом вечным» (Исх. 29:9, Исх. 40:12-15).

Чтобы Аарон и его сыновья стали коэнами, священниками при Скинии, Моисей провел обряд помазания елеем над Аароном, освятив его, и облачив в специальные одежды его и его сыновей. После смерти Аарона на его место должен был быть выбран один из его сыновей, пройдя обряд помазания священным елеем и становясь таким образом великим священником (коэн гадоль, первосвященник), который именовался также «помазанным жрецом» (ха-коэн ха-машиах), а также «коэном, высшим из братьев своих». Первосвященнику принадлежало исключительное право выполнять определенные культовые обряды внутри святилища (Скинии, затем Иерусалимского храма), и лишь он один входил в Святая святых, где хранился Ковчег Завета. Коэны, считавшиеся «рядовыми» (в Талмуде — коэн хедиот, буквально «ординарный жрец»), занимались принесением жертв на внешнем жертвеннике при святилище. В исторических книгах Библии содержатся упоминания о выделении среди коэнов «вторых священников», функции которых неясны, и «священников, стоящих на страже у порога» (4Цар. 23:4 и др.), встречаются также упоминания других групп коэнов — пкуддот, наблюдавшие за порядком во дворах святилища, и «старейшины коэнов». Первая книга Хроник рассказывает, что во времена царя Давида было проведено разделение по жребию на двадцать четыре череды коэнов (1Пар. 24). Каждая из черед (смен) служила при Храме в течении двух недель, в паломнические праздники в Храме служили все череды одновременно.

История коэнов

Книга Чисел рассказывает о мятеже против главенства Моисея и Аарона, возглавленном левитом Кореем под лозунгом «все общество, все святы … почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:1-3). Эта история оценивается как отголосок длительной борьбы между левитами и коэнами.

На основании анализа сведений Библии об отправлениях культа Яхве (в частности, о жертвоприношениях) предполагается, что переход функций священничества к коэнам, как к отдельному сословию, от глав семейства, представителей колен или всего народа, был постепенным и в основном завершился только к концу эпохи Судей, хотя и позже случались жертвоприношения, сделанные помимо коэнов — например, жертвоприношение сделанное сыном Давида Адониием «у камня Зохелет», и восстановление пророком Илией алтаря на горе Кармел.

Сословие коэнов сохранило свое привилегированное положение и после разрушения Первого храма и прекращения жертвоприношений, и во время Вавилонского изгнания. После возвращения изгнанников, коэны участвовали в восстановлении стен Иерусалима и руководили восстановлением Храма, и снова приступили к выполнению своих культовых обязанностей, связанных с Храмом. Окончательно сложившийся в это время канон Пятикнижия содержит множество подробно детализированных законов, относящихся к функциям, правам и обязанностям коэнов. В их функции входило и хранение свитков Священного Писания в Храме.

Главным средством существования коэнов были дары, подробно записанные в законах Торы: определенные части приносимых в жертву животных, доли муки, масла и других продуктов, первые плоды урожая (биккурим), и денежный выкуп первенцев мужского пола.

Ограничения и предписания коэнов

Ритуальное благословение двумя руками, осуществляемое коэном

Разные книги Пятикнижия содержат большое число предписаний относительно обязанностей коэнов, их облачения, сохранения ими ритуальной чистоты.

Обязанности коэнов служить Всевышнему в Храме, который носит название «Дома Святости» (Бейт ха-Микдаш), налагают на них ряд особых ограничений.

И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему <…> можно ему , не оскверняя себя; <…> Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу <…> Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы Богу своему. Святи его, ибо он приносит хлеб Богу твоему: да будет он у тебя свят, ибо свят Я Господь, освящающий вас.
(Лев. 21:1-8)
  • Коэны не должны осквернять себя прикосновением к мертвецам (за исключением ближайших родственников) и они должны избегать даже пребывания под одной крышей с мёртвым телом. Коэнам также следует избегать посещения кладбищ.
  • Наличие ряда перечисленных в Пятикнижии телесных пороков лишает коэна права совершать жертвоприношения в Храме (Лев. 21:17–23).
  • Под страхом духовного истребления (карет) коэну, осквернившемуся прикосновением к нечистоте или поражённому ритуально нечистым недугом, запрещено вкушать «от святынь Израилевых», до тех пор пока осквернившийся коэн не будет разрешён от скверны.

Чистота и святость священника превыше чистоты и святости прочих людей, поэтому Тора требует, чтобы женой его была женщина, чьё происхождение и репутация не вызывают никаких сомнений. Если коэн брал в жёны женщину, брак с которой был для него запрещён, то бейт дин принуждал его расторгнуть брак с ней. Закон Торы запрещает коэну брать в жёны следующих женщин:

  • груша́ — разведённую.
  • зона́ — блудницу, под эту категорию попадают также женщины, имевшие запрещённые внебрачные связи;
  • гийо́рет — женщину, принявшую иудаизм. Коэн может жениться лишь на еврейке по рождению, — в том числе на дочери женщины, прошедшей гиюр — принятие иудаизма;
  • халала́ — дочь коэна, рождённую от запретного для её отца брака, — например, в браке коэна с блудницей или разведённой;

Разведённая или овдовевшая бездетная дочь коэна должна была вернуться в дом отца. Распутство дочери коэна рассматривается Торой как исключительно тяжёлый проступок и карается сожжением (Лев. 21:9). Первосвященнику (Коэн гадоль) также запрещается брать в жёны вдову.

Эти законы не потеряли свою актуальность и по сей день.

Принадлежность к коэнам

Фамилии коэнов

См. также: Коэн (фамилия)

На принадлежность к потомкам коэнов (ааронидам) могут указывать фамилии. Прежде всего, фамилии непосредственно представляющие собой слово «коэн» в разных вариантах: Коган, Коген, Кохен, и вариации этой фамилии: Кахана, Кан, Кон, а также фамилии, производные от этих основ, их различные модификации и производные формы: Каганер, Канер, Каганович, и фамилии на основе словосочетаний с основой «коэн»: Баркан (от бар- со значением «сын»), Коэн-Цедек (то есть «праведный коэн»), и другие. Существуют также фамилии, производные от ка́лек слова «коэн», например некоторые итальянские евреи взяли себе фамилию Сакердот от итал. sacerdote — «священник».

На происхождение от коэнов могут также указывать фамилии, происходящие от имени Аарон: Аронин, Агранат, Барон (от бар Аарон, то есть «сын Аарона») и их модификации.

Немалое число еврейских фамилий-аббревиатур образовано, как акронимы-нотариконы от различных словосочетаний, указывающих на коэнов напрямую или косвенно. Так, фамилия Азулай в среде марокканских евреев трактовалась, как акроним библейского стиха, относящегося к коэнам: иша зона вехалала ло икаху, то есть «Они не должны брать за себя блудницу и опороченную.» (Лев. 21:8); однако, более вероятна версия о происхождении этой фамилии от местности Бзулай в Марокко. Другие еврейские фамилии, образованные от еврейских акронимов, и имеющие связь с коэнами: Маза (акроним от ми-зера Аарон — «из семени Аарона»), Кашдан, Каждан (акроним от Коханим шлухэй ди-шмая нинху — «коэны — посланники Небес»), Кац (акроним от Коэн-Цедек — «праведный коэн»), и их различные модификации и производные (Кацман, Кацнельсон).

Помимо этого, существуют фамилии, производные от ассоциируемых с коэнами действий и предметов: так, фамилия Духан (Духин) происходит от dukhening («благословение» на идиш). Существуют и фамилии никак не указывающие на коэнов, но тем не менее ассоциируемые с ними; например, немецкая фамилия Краусхаар (Kraushaar — «кучерявый»), а также фамилии, про которые известно, что они были присвоены конкретному коэну, например среди носителей фамилии Брунсвик (Brunswick) есть потомки коэна из Брауншвейга, получившего эту фамилию в 1809 году.

Фамилии, производные от основы «Коэн» в том или ином виде широко распространены. Так, в Англии в начале XX века такие фамилии носило 3 процента всех евреев, в других странах Европы — более 2 %. На протяжении истории многие раввины отмечали, что не каждый носящий связанную с коэнами фамилию, непременно является коэном, в частности потому, что евреи нередко брали себе девичью фамилию матери.

Традиционные фамилии коэнов

Варианты фамилии Коэн

  • Каган, Кахана, Коган, Коген, Кохен, Кан, Кон, Кун, Кагана, Кагане, Кахан, Кохан, Кахане, Койн, Когон

Производные от основы «коэн» и ее вариантов

  • Каганович, Каганер, Каганский, Каганов, Коханер, Кохановский
  • Канер, Канович
  • Каплан

Сочетание с основой «коэн» и ее вариантами

  • Баркан (Сын Кана)
  • Бен-Коген (Сын Когена)
  • Коэн-Абриш, Авриши (от ани бен рабби Ишмаэль — «я сын рабби Ишмаэля», по преданию, основатель рода — первосвященник рабби Ишмаэль бен Элиша — один из Десять казнённых мудрецов)
  • Коэн-Йонатан (по основателю рода по имени Йонатан)
  • Коэн-Меламед, Меламед-Коэн (от профессии меламеда)
  • Коэн-Скали (потомки коэнского рода, бежавшего в Марокко из Севильи после резни 1391 года; Скали толкуется как гематрия имени первосвященника Цадока, к которому возводит себя этот род)
  • Коэн-Таннуджи (по городу Танжер)
  • Коэн-Цедек («праведный коэн»)

Производные от имени Аарона

  • Агранат, Аронов, Аронин, Арнхейм, Оренштейн, Барон (от бар Аарон — «сын Аарона»)

Акронимы и производные от них

  • Азулай (среди евреев Марокко, может производится от иша зона вехалала ло икаху — «Они не должны брать за себя блудницу и опороченную»)
  • Барбаков (может производится от Бен реб Барух Коэн — «сын рабби Баруха Коэна»)
  • Блок, Блох (может производится от Бен Лейб Коэн — «сын Лейба-коэна»), как правило имеет другое происхождение (от фамилии Wloch)
  • Брик (может производится от Бен Рабби Йосеф Коэн — «сын рабби Йосефа-коэна»), также может иметь другое происхождение (от «Сын раввина Яакова-Копла», или от имени Барух)
  • Брак, Брок (может производится от Бен реб Авраам Коэн — «сын рабби Аврама-коэна»)
  • Бакша (от бнэй кдошим шель Аарон — «сыны святых Аарона»)
  • Зах, Зак (от зэра коаним — «семя коэнов»)
  • Каждан, Кашдан (от Коханим шлухэй ди-шмая нинху — «коэны — посланники Небес»)
  • Кац (от «Коэн-Цедек» — «праведный коэн»), Кацев, Кацнельсон, Каценельсон и т. п. Кацман
  • Маза, Мазе (от ми-зера Аарон — «из семени Аарона»)
  • Шах (может производится от «Шабтай Коэн» — Саббатай Гакоген, или от Сфатей коэн — «Губы коэна», его же сочинение), эта фамилия может иметь и другое происхождение

Прочее

  • Аронис, Аренс
  • Сакердот, Сакельдотти, Сазердот
  • Шиф, Шифф — среди носящих эту фамилию есть потомки коэнского рода Бенедикта Кана из г. Франкфурт-на-Майне; в большинстве случаев фамилия имеет другое происхождениe
  • Яханун

Генетические исследования

Поскольку все коэны должны быть прямыми потомками Аарона по мужской линии, они должны наследовать передающуюся по мужской линии предковую Y-хромосому, иметь общую гаплогруппу, и к ним применимы те же техники генетического анализа, что используются для нахождения Y-хромосомного Адама. С 1990-х годов, наряду с другими исследованиями связи генетики евреев с их демографической историей (например, исследованиями генетической хронологии ашкеназов), было проведено несколько целевых исследований генетики людей, причисляющих себя к коэнам, либо исследований, включавших анализ этой группы населения; было введено понятие Y-хромосомного Аарона (англ. Y-chromosomal Aaron).

Согласно исследованию «Origins of Old Testament priests», опубликованному в журнале Nature в 1998 году, 97 из 106 участвовавших в исследовании коэнов имеют общий набор генетических маркеров, когда среди остальных евреев носителями этих маркеров являются около 60 %, что позволяло говорить об общем предке группы коэнов, а расхождение вариаций внутри этой группы началось 2100-3250 лет назад, что может соответствовать периоду первого Храма. Также было отмечено, что частота общего для коэнов варианта почти одинакова у коэнов-сефардов и коэнов-ашкеназов, несмотря на обособленность двух групп в течении длительного времени. В этом исследовании было введено понятие «модальный гаплотип коэнов» (Cohen Modal Haplotype).

Исследование 2009 года, с привлечением 215 коэнов, показало, что хотя всего среди коэнов в эксперименте было найдено около 20 разных гаплотипов, 46 % из них имели маркер J-P58, и гаплотип, определяемый этим маркером (в настоящее время обозначается как J1c3), включает «модальный гаплотип коэнов», и в группе коэнов с этим вариантом гаплотипа расхождение началось 3190 ± 1090 лет тому назад. Среди остальных евреев к тому же гаплотипу принадлежало 14 % и расхождение в этой группе началось 19.0 ± 5.6 тысяч лет назад. Этот гаплотип имеет явное ближневосточное происхождение, к нему принадлежат более половины бедуинов, иорданцев и йеменцев и он почти отсутствует вне региона.

> См. также

  • Первосвященник
  • Левиты

Ссылки

Портал «Иудаизм»

Коэны на Викискладе

  • Михаэль Дорфман. Как фамилия Моше Рабейну? // «Народ мой» № 6 (394) 2007 Март 2007
  • Михаэль Дорфман. Не из Лондона, не из Берлина… // «Народ мой» № 7 (395) 2007 Апрель 2007
  • Михаэль Дорфман. Лиля Брик из семени Аарона // «Народ мой» № 8 (396) Апрель 2007
  • Михаэль Дорфман. Как быть, когда придет мессия? // «Народ мой» № 9 (397) Май 2007

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: sh85027758

КТО ТАКИЕ КОЭНЫ и ЛЕВИТЫ? Лорн Розовски У евреев тоже существует своя аристократия. Возможно, ее представители не живут в замках и к ним не обращаются со словами «ваша светлость» или «мой господин» — зато они обладают особыми титулами, привилегиями и обязанностями. В представлении евреев аристократами являются коэны (коаним) — священники, когда-то служившие в Иерусалимском Храме. Коэн для евреев в каком-то смысле подобен барону, маркизу или графу. А еще у него есть помощники — левиты. В Торе сказано, что у Яакова было двенадцать сыновей. Каждый из них стал родоначальником одного из двенадцати колен Израиля. Всем коленам, кроме колена Леви, полагалась своя территория. Когда после Исхода из Египта евреи изваяли золотого тельца, поклоняться ему отказались только левиты. В результате именно они были названы слугами Б-га: все представители колена Леви — потомки Аарона, брата Моше — стали коаним. Аарон же был назван первым коэном и первым еврейским первосвященником. На протяжении многих веков и до сегодняшнего дня многие евреи считали себя коэнами (коаним) или левитами (левиим) — по той лишь причине, что коэнами или левитами были их отцы. Но может ли современная наука доказать их принадлежность к колену Леви? Или это не более чем элемент еврейского фольклора и дань древней традиции?Оказывается, доказать свое происхождение от коэнов и левитов можно с помощью ДНК-теста. Принцип таков: если все коэны являются потомками Аарона, то они должны быть носителями схожих генов. По итогам различных исследований, проведенных по всему миру с участием еврейских мужчин как сефардского, так и ашкеназского происхождения, более 98% из тех, кто считал себя коаним, оказались носителями Y-хромосомного Алу-полиморфизма (YAP-мутации). Y-хромосома передается из поколения в поколение по мужской линии и остается неизменной. Израильская газета The Jerusalem Post приводит цитату профессора Карла Скорецки, возглавляющего кафедру молекулярной медицины в израильском университете Технион: «Самое простое объяснение заключается в том, что все эти мужчины являются носителями Y-хромосомы Аарона». Профессор добавляет, что «по предположению исследователей, 3000-летняя традиция абсолютно себя оправдывает и имеет соответствующее биологическое обоснование». Заключение профессора подтверждает и доктор Генри Острер, ведущий генетик Нью-Йоркского университета. Сегодня любой из нас может пройти генетическую экспертизу и выяснить, является ли он носителем генов коэна. Этот научный прорыв случился в 1997 году и стал итогом совместного исследования ученых из медицинского центра Рамбам (Хайфа), Университетского колледжа Лондона и Университета Аризоны. Сегодня в базе Международного сообщества коэнов зарегистрированы тысячи потомков коаним, проживающих по всему миру. База постоянно расширяется и дополняется списками левитов. В 2007 году в Иерусалиме была проведена первая встреча потомков коэнов и левитов. Организовал ее Иерусалимский центр коаним, который возглавляет раввин Яаков Клейман, автор книги «ДНК и традиции: Генетическая связь с древними евреями».Особый интерес представляет открытие, согласно которому ашкеназские и сефардские коэны являются обладателями схожего набора генетических мутаций. Этот факт свидетельствует о том, что до разделения двух общин, начавшегося примерно в 1000 году новой эры, они представляли единое сообщество с общими генетическими признаками. Таким образом, традиция, согласно которой человек определяет себя как коэн, имеет реальное научное обоснование и связывает всех коаним с их общим предком. Точность этих данных не подвергается сомнению еще и потому, что на протяжении веков процент браков между евреями и неевреями был довольно низким. К тому же, неевреи, принявшие иудаизм, не могли стать коаним: этот статус передавался исключительно по мужской линии, от отца к сыну. Следовательно, набор мутаций Y-хромосом, известный как «модальный гаплотип коэнов», остался практически неизменным и действительно указывает на наличие общего предка. (Впрочем, стоит отметить, что «модальный гаплотип коэнов» был также обнаружен среди народов Северной Африки и представителей курдской общины*). Что значит быть коэном? Во время чтения Торы у коэнов есть преимущество перед остальными евреями: именно их вызывают для первого благословения на чтение недельной главы. Они также произносят Биркат Коаним — благословение коэнов. В Израиле и в сефардских общинах мира оно читается раз в день (или раз в неделю), в ашкеназских общинах — в дни главных еврейских праздников.Тем не менее у каждой привилегии есть своя цена — на коэнов распространяется немало ограничений и запретов. Многие из этих ограничений напрямую связаны с тем, что мы называем ритуальной чистотой, поскольку коэн в Иерусалимском Храме считался духовным саном. Однако и после разрушения Храма в 70 г. новой эры многие связанные с обязанностями коэнов законы и обычаи сохранились (за исключением тех, что имели непосредственное отношение к храмовой службе). Например, коаним запрещено касаться тел умерших, принимать участие в похоронах и даже находиться в одном доме с покойником, кроме случаев, когда речь идет о смерти близкого родственника. Сюда же относится запрет посещения кладбища и любого места, где находится тело умершего. Коэн ни в коем случае не должен брать в жены женщину, ранее состоявшую в браке, или нееврейку, принявшую иудаизм. Несоблюдение брачных запретов не аннулирует брак, но в этом случае коэн теряет свой статус на время брака, а дети, родившиеся в таком союзе, уже не считаются коэнами. Жена или незамужняя дочь коэна в определенном смысле также обладает этим статусом, несмотря на то что на нее не распространяются связанные с ним обязанности, права, законы и запреты. Евреями считаются те, чьи матери — еврейки. Однако принадлежность к тому или иному колену, в том числе к колену Леви, определяется по отцовской линии. Выходя замуж, женщина принимает на себя статус мужа (коэн, левит или Израиль), вне зависимости от того, к какому колену принадлежит ее отец. Дети, рожденные в браке, относятся к колену, потомком которого является их отец, но не мать, которая, выходя замуж, переходит в колено мужа. Если же семейная пара усыновляет детей, они не считаются евреями по матери или потомками того или иного колена еврейского народа по отцу. Для того чтобы был построен новый Храм, нужны образованные, знающие свое дело и обязанности, осознающие важность своей роли священнослужители. Для некоторых евреев понимание этого служит хорошей мотивацией для выявления истинных коаним. Поскольку статус коэна и левита в иудаизме передаётся по мужской линии, то соответствующий термин стал восприниматься окружающими евреев народами в качестве фамильного прозвища. Соответственно, когда евреи стали (добровольно или по предписанию закона) обзаводиться фамилиями, то многие коэны и левиты получили фамилию Коэн или Леви, причём это происходило как в Европе, так и в странах ислама. В результате переселений из одной местности в другую, а также просто с течением поколений произношение иногда изменялось, и фамилия Коэн дала такие варианты, как Cohen, Cohn, Conn, Kohn, Coen, Kahn в Западной Европе или Коген, Коган, Когон, Кон, Кан и т. п. в Российской империи. Иногда вместо ивритского варианта использовался арамейский («каhана», в идише «каhанe»), так соответственно возникли варианты Cahane, Kahane, Кагана, Кагане, Каган и т. п. В момент создания официальной фамилии к этим формам могли добавляться германские форманты «-ман» и «-ер» (Когенман, Каганман, Каганер), славянские форманты «-ович», «-ов» или «ский» (Коганович, Каганович, Коганов, Каганов, Каганский) или слово, означающее «сын» (арамейское «бар», немецкое «Sohn») (Баркаган/Баркан, Коганзон). У грузинских евреев фамилия, указывающая на статус «коэна», встречается в варианте Каганашвили/Каханашвили. Иногда использовался вариант с ивритским определённым артиклем «hа-«, особенно в странах ислама, так возник вариант фамилии hа-коhэн (записываемый по-русски как Акоэн или Гакоген). Иногда титул коэна продолжали добавлять к уже существующей фамилии, взятой из других источников, и через несколько поколений такое сочетание воспринималось как двойная фамилия. Так, например, возникли ашкеназская фамилия Коган-Бернштейн и сефардская Коэн-Таннуджи.Ещё одной группой фамилий, содержащих указание на коэнский статус носителя, являются фамилии-аббревиатуры, расшифровка которых содержит ивритское слово «коэн». Таковы фамилии Кац (аббревиатура от «коhен-цедек», то есть «праведный коэн»), Каждан (изначально было Кашдан, аббревиатура арамейского выражения «Каhанэй шлухэй ди-рахамана нинhу», то есть «Коэны — (они) посланники Милосердного») и некоторые другие. Поскольку коэны считаются потомками первосвященника Аарона, то часто для указания на коэнский статус использовали выражения со значением «потомок Аарона», в частности, Бар-Аарон, Бен-Аарон, а также Ааронсон и т. п. Такие сочетания тоже иногда становились фамилиями, иногда видоизменяясь со временем (так, из варианта Бар-Аарон возникла еврейская фамилия Барон). Однако не у всех носителей такая фамилия указывает на коэнское происхождение, так как она могла быть образована и как патронимическая, то есть как фамилия человека, отца которого звали Аарон. Есть и фамилии-аббревиатуры такого рода, например, фамилия Мазе («ми-зера Аhарон hа-коhен», то есть «из семени Аарона-первосвященника») и встречающаяся у евреев Ирака фамилия Зилха («зера ле-коhен Аhарон», почти с дословно тем же значением). Эти фамилии-аббревиатуры, конечно, являются исключительно коэнскими. Распространённая фамилия Каплан (Каплун) тоже указывает на коэнское происхождение — слово «каплан» по-польски и по-белорусски означает «священник, капеллан» и представляет собой перевод (кальку) ивритского слова «коэн». У левитов фамилия, образованная от их титула, могла принимать вид Леви, Левит, Левита (польская и латинская форма слова), а также с артиклем hа-Леви (по-русски записывалась как Галеви). От этих базовых вариантов могли позднее образовываться фамилии Левитин, Левитан, Левин, Левинский, Левинсон, Левитес, Левитанский и т. п. У среднеазиатских и кавказских евреев эта фамилия чаще принимала форму Левиев, а у грузинских такая фамилия бытует в варианте Левиашвили. Есть и фамилии-аббревиатуры, указывающие на происхождение от левитов: Брилль («бен рабби Иеhуда-Лейб hа-Леви», «сын раввина Иеhуды-Лейба hа-Леви»), Сегал (с вариациями Шагал, Сагал, Сигал и производными Сагалович, Шагалов и т. п. — это аббревиатура от «сеган левия», то есть «помощник-левит», в смысле «левит − помощник коэна») и некоторые другие. Фамилии, образованные от титулов коэн и леви, являются самыми распространёнными среди евреев. Так, фамилия Левин является самой распространённой среди евреев бывшего СССР, а фамилия Коган — второй по распространённости. Среди евреев Израиля фамилия Коэн является самой распространённой (2,52 % от всего населения), а фамилия Леви — второй по распространённости (1,48 %). Среди евреев Германии начала XX века фамилия Кон (с производными Кан и др.) была самой распространённой (3 % всех евреев), а фамилия Леви — второй по распространённости (2,3 %). Среди крымчаков носителей фамилии Коген (в такой форме она зафиксирована в этой общине) сравнительно мало, зато фамилия Леви является самой распространённой (8,2 % носителей в начале XX века.) С другой стороны, существуют еврейские субэтнические группы, в которых исторически отсутствовали левиты и коэны. Соответственно, в этих еврейских общинах нет и фамилий, образованных от этих титулов — таких фамилий нет, например, у горских евреев (за исключением небольшого числа влившихся в эту общину уже в XIX веке потомков раввинов, приглашённых из Персии и Османской империи).

Facebook

Кто такой Остап Бендер Иммиграционная политика Российской империи о…сновывалась на трёх принципах: 1. Никаких евреев 2. Никаких иезуитов 3. Никаких дервишей 99% усилий иммиграционных властей направлялись на соблюдение принципа один. Европейцев, прибывавших в Россию, тщательно проверяли, не евреи ли они. Если возникало подозрение, что это евреи или криптоевреи, фиктивно принявшие христианство, чтобы обойти иммиграционный закон, их высылали обратно. Знаете, что самое смешное? Все это относилось только к евреям европейским — из Германии, Франции, Нидерландов и т.п. Евреи из Османской империи, а их было дофига, скажем, Салоники ещё в 1900 г. были преимущественно еврейским ладиноязычным городом, или из среднеазиатских ханств, могли перемещаться по Российской империи совершенно свободно. У меня есть предположение, что это могло быть связано с тем, что европейские евреи воспринимались как потенциальные революционеры, а евреи восточные — как пассивные, проникшиеся исламским фатализмом (был такой топос) и следовательно неопасные люди. Как бы то ни было, это означало, что в российском иммиграционном законодательстве была огромная дыра. И ей тут же воспользовались российские евреи, покупая себе турецкие паспорта и перемещаясь по России в качестве османских подданных, к которым законы о черте оседлости не относились. Пожалуй, самая известная отсылка к этому явлению в литературе — это слова Остапа Бендера о своём происхождении: «Мой папа был турецкоподданный, а значит я — потомок янычаров. А они не давали пощады ни детям, ни женщинам, ни подпольным миллионерам». В контексте это следует читать так, что отец Остапа Ибрагимовича был российским евреем, купившим себе турецкий паспорт с тем, чтобы жить за пределами черты оседлости. Источник: https://t.me/sublimeporte See More

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *