Кто такие пятидесятники?

Историки из различных мировых ведомств установили, что примерно в 1901 году в Соединенных Штатах Америки берет свое начало движение святости, которое и являлась основополагающим для пятидесятнической конгрегации. На тот период времени определённая группа студентов изучала разнообразные причины того, от чего произошел упадок веры среди людей протестантской веры.

Исходя из этого, студенты пришли к мнению о том, что данное деяние является неким следствием отсутствия среди христиан одного единого дара говорения языками. Так это они провели некий обряд для того, чтобы хотя бы один христианин в мире смог получить данный дар. Именно поэтому группа студентов начала возносить усердные хвалебные молитвы и сопровождались деяния неким возложением собственных рук, после совершения таких деяний, спустя некоторое время одна из девушек, которые лицезрела молитву, заговорила на незнакомом для студентов языке. После того, как слухи о простоте получения такого дара разнеслись по всему миру, возникло новое направление под названием пятидесятники, которое распространялось широко и быстро.

Важно отметить немаловажный факт, что пятидесятники являются некими оппозиционерами, как для православной, так и для католической церкви, и в то же самое время они не являются приверженцами всех протестантских направлений. Приверженцы пятидесятников говорят о том, что главной их целью является восстановление в общинах некой формы и духов христиан апостольского века. Именно отсюда, можно узнать о том, что стали развиты институты пророков, учителей, евангелистов и праведников. Многие люди утверждают о том, что среди пятидесятников имеются некие целители и чудотворцы, и в то же самое время данное направление исповедуют в святую Троицу.

Особый акцент в своих проповедях пятидесятники делают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных языках». Однако некоторые авторитеты утверждают, что Дух Святой может крестить верующего и без знамения языков, хотя таковых исключительное меньшинство. Именно учение пятидесятников о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций.

В остальных деяниях пятидесятничества соответствует иным протестантским догмам. Следовательно, можно говорить о том, что они признают исключительно его авторитета священного писания, а также не почитания Святой Богородицы и иных святых, а также отсутствуют некие молебны за усопших и не поклонение святому лику, непризнание законного и благодатного священством. В то же самое время многие пятидесятники говорят о том, что вечерю Всевышнему бракосочетания и крещение, может совершать только Святой Святитель.

Таким образом, можно сказать о том, что данное религиозное направление исказило множество церковных таинств, и как следствие превратило их в обыденные ежедневные обряды. Но это произошло только в силу того, что люди данного направления и веры убеждены, что Всевышний не может нуждаться ни в каких видимых формах передачи собственной благодати, а также в материальных ценностях. Но при этом они не отходят далеко от религии, следовательно, пятидесятники сохраняют некоторые обрядовые деяния, которые соответствуют новому завету, следуют и неким событиям, которые описаны там же.

Рубрика: Другие религии, Основы веры

Кто такие пятидесятники

Пятидесятничество – это одно из «новых” религиозных течений, появившееся в начале ХХ века и считающее себя одной из ветвей протестантизма. Своё учение они относят к новозаветным событиям Пятидесятницы — Дню Сошествия Духа Святого на апостолов.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них.

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.” (Деян. 2:1-4)

«Молитвенное» собрание пятидесятников

История возникновения

В 1901 году американский евангелист («евангелизм” – ряд протестантских конфессий, объединенные идеей буквального исполнения Евангелия) Чарльз Фокс пришел к выводу, что современные ему христиане утратили особое духовное состояние. То самое, которым отличались апостолы. Он открыл в США школу, где изучалась библейская книга «Деяния Апостолов”.

Путем возложения рук на своих учеников, он проводил ритуал крещения Святым Духом. После чего его последователи якобы начинали разговаривать на различных языках, в том числе никому неизвестных. И даже получали дар и исцелять больных. Этим явлением заинтересовался Томас Барратт – известный норвежский методистский (методизм — одно из направлений протестантизма) проповедник. Он занялся распространением данного учения в странах Европы. В том числе в России, где он в 1911 году посетил с миссионерским визитом Петербург.

В 30-х годах ХХ века британский религиозный деятель Смит Вигглсворт утверждал, что ему пришло откровение. В нём указывалось на необходимость проповеди в традиционных церквях методистов и других христианских конфессий. Это объединение пятидесятников и христианских Церквей дало толчок к появлению харизматического движения.

С конца 70-х годов появилось неопятидесятничество, в основе которого лежит «теория процветания”. Её сформулировал американский харизматический проповедник Кеннет Хейгин, основавшего религиозное движение «Слово веры”. Согласно его взглядам, по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь, болезнь и бедность являются следствием греха и свидетельством нарушения человеком заповеди и постигшего его Божьего наказания. Стоит отметить, что не все так называемые церкви современного неопятидесятничества разделяют такой радикальный взгляд.

Особенности вероучения пятидесятников

Главной религиозной идеей секты пятидесятников считается крещение Святым Духом. Под этим подразумеваются различные эмоциональные переживания или состояние транса, в момент которого, по их мнению, сходит Святой Дух). Пятидесятники приравнивают крещение Святым Духом к событию, произошедшему с апостолами на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. Тогда Дух Святой сошел на них и они стали проповедовать на разных языках. Этот день называется Пятидесятницей, отсюда и произошло название религиозного течения «пятидесятничество”.

Протестанты-пятидесятники считают, что получают внешние проявленияКрещения Святым Духом. Это дар разговора на иных языках (выглядит это как выговаривание неизвестных говорящему и окружающим звуков). А также , в более редких случаях, дар исцеления и дар пророчества.

Самой характерной чертой пятидесятников является глоссолалия. В переводе с греческого языка глосса – «язык” и лалео – «говорю” или, как они ее называю, «молитва на языках”. По сути это полусознательное бормотание различных звуков, которое сопровождается своеобразными действиями. Люди катаются по полу, трясутся, входят в состояние транса. Так якобы проявляется на людях сошествие Святого Духа.

Во всех остальных аспектах пятидесятники придерживаются протестантских догматов. Главной и единственной книгой Священного Писания у них считается Библия. Священное Предание Православия и Католицизма они считают ересью и ложью. Особое внимание пятидесятники посвящают теме Второго Пришествия и конца света. В воскресные дни совершаются молитвенные собрания.

Из-за отсутствия единого управленческого центра, существенно различаются обряды и толкования вероучения в различных церквях пятидесятников.

Пятидесятники это не православные

Одним из главных отличий православных христиан от пятидесятников является Таинство Причастия. У пятидесятников существует лишь так называемое хлебопреломление, которое проводится в первое воскресенье месяца в память о Тайной Вечере. Таинством это действо не является. Для православного христианина Причастие – это важнейшее Таинство, без которого духовная жизнь и спасение души невозможны.

Пятидесятники не признают почитания святых и иконопочитание, считая такие проявления религиозного поклонения идолопоклонством.

Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. И молятся не материальному предмету (иконе), а молятся перед образом святого. Догмат иконопочитания подчеркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, а не служения, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению. И, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображенному лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу”.

Пятидесятники не крестят младенцев, но приносят для благословения на воскресные собрания. Православные христиане принимают крещение в любом возрасте, в том числе во младенчестве, и крестят по вере родителей ребенка.

Огромная разница между пятидесятниками и православными заключается в совершении богослужений. У первых богослужения как такового не существует. Молитвенное собрание сопровождается различными действиями, при которых присутствующий на нем человек впадает в состояние, схожее с трансом. Православное богослужение – Литургия, во время которой совершается важнейшее Таинство – Причастие Тела и Крови Иисуса Христа.

Являются ли пятидесятники сектантами

По мнению Православной Церкви пятидесятничество относится к харизматическим сектам, не имеющим + отношения к христианству. Александр Дворкин, исследователь современного сектантства, считает пятидесятничество опасной сектой, способной своими обрядами навредить психическому здоровью человека.

По мнению священника Русской Православной Церкви Олега Стеняева: «Следует отличать протестантов от неопротестантов. Протестанты – это лютеране, это англикане. Все остальное – это секты. Сам термин «секта» был введен Мартином Лютером. В предисловии своего толкования на Послание к Галатам он пишет:

«Сектанты – анабаптисты. Они не научены в вере, никто не посылал их на проповедь, а сказано: «Как проповедовать, если не посланы?”» Так что, если современные сектанты оскорбятся по поводу этого названия, пусть посмотрят на определение, которое дал им основатель протестантизма и, косвенно, неопротестантизма Мартин Лютер”. (Из расшифровки видеозаписи мастер-класса 16 октября 2013 г. по общению с сектантами).

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 23 июня 2012.
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии

Пятидесятники-единственники — движение в пятидесятничестве, придерживающееся учения о том, что Отец Небесный, Иисус Христос и Дух Святой — одна и та же Личность. Отец Небесный — это Бог, Творец неба и земли, Иисус Христос — это Бог в человеческом теле:

«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).

Также и Дух Святой — это Бог. Но ни в коем случае Отец Небесный, Иисус Христос и Дух Святой не являются тремя разными Богами. Это один и тот же Бог. Настаивают на единственной правильной формуле крещения: «Во имя Иисуса Христа», а не «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», основываясь на следующих стихах:

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).

«И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней» (Деян.10:48).

Основные пятидесятнические направления отвергают единственников как унитаристскую ересь.

В начале XX века движение начало набирать силу в результате раскола пятидесятничества. В 1913 г. на одном из съездов лидеров пятидесятнических церквей в Лос-Анджелесе проповедник Р. Макалистер выступил с речью, в которой опровергал существование триединства Бога. Идеи Макалистера привлекли многих членов Ассамблеи Бога, в результате чего внутри организации произошел раскол: около четверти проповедников вышли из нее и образовали собственное объединение. Единственникам было отказано в приеме в «Федеральный совет церквей Христа». Причиной такого нерасположения к ним являются радиальные воззрения единственников, выступающих за пересмотр устоявшейся христианской догматики и ортодоксальной традиции.

В основном, отличие единственников от других протестантских учений в том, что они верят в Единого Бога (Отец Небесый, Иисус Христос и Дух Святой) и крещение во имя Иисуса Христа. Но взгляды общин единственников могут отличаться одни от других. Это зависит от руководителей общин, истории их возникновений и прочего.

См. также

  • Пятидесятничество
  • Антитринитаризм
  • Евангельские христиане

Протестантизм

Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения

Вальденсы · Гуситы · Катары · Лолларды

Церкви Реформации

Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство

Постреформационные движения

Адвентисты седьмого дня · Армия спасения · Баптизм · Движение святости · Квакеры · Конгрегационалисты · Меннониты · Пиетизм · Плимутские братья · Пуритане · Пятидесятники · Харизматическое движение

«Великое пробуждение»

Евангелизм · Методизм · Ривайвелизм

Реставрационизм

Christian Connexion (англ.)русск. · Живой поток (англ.)русск. · Истинная церковь Иисуса · Ученики Христа (Церкви Христа) · Церкви Бога (англ.)русск.

Протестантский фундаментализм

Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма. На территории России, для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской — ХВЕ или Христианами евангельской веры — ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления на территории СНГ.

  • 1 Общие сведения
  • 2 Предыстория
    • 2.1 Джон Уэсли
    • 2.2 Чарльз Финней
    • 2.3 Дуайт Муди (Моуди)
    • 2.4 Движение святости и Кесвикское движение
    • 2.5 Движение исцеления
  • 3 История
    • 3.1 Чарльз Фокс Пархэм
    • 3.2 Пробуждение на Азуза-стрит
    • 3.3 Пятидесятники-единственники
  • 4 Пятидесятническое движение в России
    • 4.1 История движения
    • 4.2 Современная ситуация
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Общие сведения

Пятидесятничество — одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX веке в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движении ривайвелизма (англ. revival — «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII веке среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и др. стран, и в развившемся в рамках «Движения святости» (англ. Holiness Movement).

Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днём Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники».

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках (Деяния 2:4, 10:44-46, 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что есть дар говорения на иных языках, который проявляется в непроизвольном говорении на иностранных языках во время евангелизаций, так же, как и дар пророчествования. Но есть и молитва Святым Духом, которая есть говорение на языках «ангельских». — Римл. 8:26, Еф. 6:18.

Христиане этой деноминации верят, что Дух Святой также даёт дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков, согласно Библии.

Среди пятидесятников особое место имеют таинства — водное крещение и Вечеря Господня (причастие или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

На протяжении всего времени своего существования основу пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», на основании Священного Писания призывающих последователей к праведной жизни: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, к нравственности в вопросах брака, трудолюбию.

Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие, кроме случаев самообороны в безвыходной ситуации. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу» и не берут в руки оружие ни при каких условиях (как они считают, подобно Христу и апостолам, которые умерли мученической смертью, не применяя каких-либо силовых методов защиты). В годы гонений в СССР в XX веке многие из таких пятидесятников были осуждены за отказ принять присягу и взять в руки оружие (от служения в армии при этом они не отказывались).

В последние годы наблюдается рост пятидесятнических церквей по всему миру, особенно в Азии и Африке.

Предыстория

Пятидесятническое движение проявилось на территории царской России в первые годы XX века. Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты. У самих же пятидесятников существует множество печатных и рукописных документов, а также и история говорит в пользу того, что пятидесятнические проявления по типу тех, что могут быть найденными в Деяниях Апостолов, постоянно случались на протяжении истории.

Джон Уэсли

Началом процесса, завершившегося возникновением пятидесятничества, следует считать деятельность выдающегося проповедника XVIII века Джона Уэсли, основателя церкви методистов. А точнее, его учение о внутреннем озарении, духовном свете, приходящем как особое действие Святого Духа.

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории пятидесятнического движения связан с именем известного проповедника XIX века Чарльза Финнея (Charles Grandison Finney). Он уверовал в 21 год и стал известен, как проповедник покаяния и пробуждения. Он проповедовал в течение 50 лет в США, Англии и Шотландии, обратил ко Христу тысячи душ. Он утверждал, что человеку необходимо пережить крещение Духа Святого. У него был такой опыт и он впервые, по-настоящему употребил этот термин («baptism in the Holy Spirit»). Вот, как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Д. Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чем-либо подобном».

Дуайт Муди (Моуди)

Еще один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди (Dwight L. Moody). Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. В 71 году он стал молиться о принятии крещения Духом Святым и несколько дней спустя пережил желаемое состояние.

Я могу лишь сказать одно, что Бог открылся мне, и я пережил столь огромное наслаждение Его любовью, что стал упрашивать Его, чтобы остаться подольше в Его руке

Он основал Чикагский Библейский Институт Муди (Moody Bible Institute) и директором этого института назначил человека по имени Торрей (R. A. Torrey), который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал. После проповедей Муди создавались общины, где люди пророчествовали, говорили на иных языках, проводили исцеления и другие чудеса, хотя он и не делал на этом акцента.

Достоверность утверждений по поводу чудес и исцелений поставлена под сомнение. Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обcуждения могут быть пояснения.

Движение святости и Кесвикское движение

Кесвикское движение «Higher Life» («Высшая жизнь»), получившее распространение благодаря нескольким американским проповедникам «движения святых» (Х. В. Смит и В. Е. Бордмен). Говоря о «втором благословении», они перенесли акцент с «сердечной чистоты» Уэсли на «наделение духовной силой для служения», а кроме того, много говорили о божественном исцелении как одном из самых необходимых даров церкви.

Для кесвикского образа мыслей характерно разделение верующих на «плотских» и «духовных», как это сделано в Библии с комментариями С. Скоуфилда (Scofield Reference Bible). «Плотский» или средний, христианин не пребывает в силе Духа и поэтому, живя по плоти, постоянно терпит поражение в следовании Божьим заповедям и нравственной жизни. Некоторые сторонники Кесвикского движения изображают плотского верующего «отчасти христианином». «Духовный», или нормальный, христианин, тем не менее, живет в силе Духа, постоянно одерживая победу. Авторитетные кесвикские источники утверждают, что «духовными христианами» становятся, когда уже после обращения наступает решающий момент безоговорочной капитуляции, когда верующие без остатка отдаются во власть Христа.

Движение исцеления

История

Чарльз Фокс Пархэм

Начало связано с Чарльзом Пархэмом. Он был священником и, читая Деяния, пришёл к выводу, что Христиане обладали секретом, который они утратили. Пархэм прекрасно понимал, что один не сможет найти решение, и никакому отдельно взятому человеку решить данную проблематику также невозможно. Он решил организовать Библейскую школу, где он должен стать директором и её учеником, чтобы в таком составе искать этого блага. В г. Топика, штат Канзас, он купил дом «Причуда Стоуна», и написал объявление-приглашение; 40 студентов откликнулись.

В декабре Пархам должен был уехать на конференцию и дал задание ученикам. По возвращении он обнаружил, что студенты школы, независимо друг от друга читая книгу Деяний, пришли к одному и тому же выводу: в пяти случаях, описанных в Деяниях, когда крещение получили впервые, зафиксировано говорение на языках.

  • 1. В день пятидесятницы
  • 2. В Самарии
  • 3. В Дамаске
  • 4. В Кесарии
  • 5. В Ефесе

Пархам предложил молиться о получении от Бога такого крещения со знамением иных языков. На другой день они молились всё утро в собрании до полудня и весь день в особняке стояла атмосфера ожидания. В 19 часов в канун Нового 1901 года студентка Агнес Озман вспомнила, что в некоторых случаях, описанных в Деяниях, на желавших получить крещение возлагали руки.

Дата 1 января 1901 года стала, таким образом, одной из дат, которую пятидесятники рассматривают как одну из ключевых в истории возникновения своего движения. Они указывают на этот день, как на первый, со времен ранней церкви, когда было взыскано крещение Святым Духом и когда говорения на языках ожидали, как исходного доказательства крещения Святым Духом. Ночью 1 января 1901 года состоялось ставшее известным всему миру служение в Библейской школе в Топеке (штат Канзас). На этом служении студентка школы Ангесса Озман, поверила в своё миссионерское призвание и пожелала получить духовную силу, подошла к преподователю Чарльзу Пархему и попросила возложить на неё руки, чтобы она могла принять крещения Духом Святым со знамением иных языков. Пархем заколебался, ответив ей, что сам не говорит на иных языках. Озман настаивала, и ему ничего другого не оставалось, как в смирении возложить руки на её голову. Позже он так описал этот случай: «Едва я произнёс три дюжины фраз, как слава сошла на неё, сияние как будто окружило её голову и лицо, и она начала говорить на китайском языке и не могла говорить по английски три дня».

Пробуждение на Азуза-стрит

Основная статья: Азуза-стритУильям Сеймур, лидер движения Пробуждение на Азуза-стрит

В 1903 году Пархам переехал в Эльдорадо Спенес, и в его служении произошёл перелом. О нём разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархама стала видеть.

Через 5 лет в городе Хьюстон штата Канзас Пархам объявил об открытии второй школы. В эту школу пришёл Уильям Сеймур — рукоположённый чернокожий служитель. В начале 1906 года Сеймур едет в Лос-Анжелес, где он встречает проповедника Франка Бартельмана, который успел подготовить почву грядущему пробуждению. 9 апреля 1906 года во время одной из проповедей Сеймура слушающие стали переживать состояние, получившее название «крещение Духом Святым». Сеймур открывает Миссию Апостольской Веры на улице Азуза, 312. Это место на определенное время стало центром пятидесятнического движения. Пробуждение на Азуза-стрит продолжалось 3 года (1000 дней).

Норвежский священнослужитель епископальной методистской церкви Томас Балл Барат, познакомившись в США с пятидесятническим учением, принял крещение Духом Святым. Он привёз весть о пятидесятничестве в Европу, Скандинавию и Прибалтику. Самое сильное сопротивление пятидесятничество получило в Германии. Происходящее на собраниях пятидесятнических проповедников было воспринято как действия сатаны, и, как реакция, членами некоторых евангельских церквей в 1910 году была подписана «Берлинская декларация», в которой говорилось, что пятидесятническое движение имеет происхождение не от Бога, а от дьявола. Оно было приравнено к оккультизму. Германия надолго оказалась закрытой для пятидесятнического движения.

В 30-х годах человек по имени Дэвид Дю Плесси (которого прозвали «мистер Пятидесятница») встретился с одним известным проповедником-пятидесятником Смитом Вигглсвортом, который сказал ему, что мощное пробуждение, связанное с излиянием Духа Святого, вскоре посетит традиционные церкви, и ему предстоит в нем участвовать. В 1948 году, когда Дю Плесси готовил одну пятидесятническую конференцию, его машина попала под поезд. Он оказался в больнице, где, по его словам, услышал голос Бога: «Время, о котором Я говорил, наступило. Я хочу, чтобы ты пошёл в другие традиционные церкви».

Так был сделан первый шаг к возникновению харизматического движения.

Пятидесятники-единственники

Основная статья: Пятидесятники-единственники

Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой — не есть три разных личности, а один Бог, явившийся во плоти, в лице Иисуса Христа. Матфея 1:20, 1-е Тимофея 3:16)). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».

Пятидесятническое движение в России

История движения

Первые вести о крещении Духом Святым (в понимании пятидесятников) проникли в Россию через Финляндию и Прибалтику, которые входили тогда в состав Российской Империи. Первыми проповедниками пятидесятничества там были Томас Баратт (Норвегия) и Леви Петрус (Швеция). Томасс Баратт, проповедовал в Санкт-Петербурге в 1911 году. Это было самая первая волна, шедшая с севера. Однако многие люди, связанные с этим движением, после встречи с Эндрю Уршаном, представителем т. н. учения «единственников» («only Jesus»), приняли унитарианскую концепцию (они не верили в Троицу). Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа они перекрещивали «во Имя Господа Иисуса». Они известны, как единственники или евангельские христиане в духе Апостольском.

Дальнейший импульс шёл с запада через Библейскую Школу в г. Данциге (Германия), (Польша). Густав Шмидт, Артур Бергхольц, Оскар Эске проповедовали на западе Украины. Шмидтовские церкви до сих пор существуют там (их особенность в том, что у них нет обряда «омовения ног»). Эта школа относится к Ассамблее Бога — одной из самых крупных пятидесятнических объединений в мире.

Основное направление пятидесятничества в России, исключая времена перестройки, связано с Иваном Воронаевым и Василием Колтовичем. Воронаев родился в России, но после того, как он присоединился к баптистской церкви он был вынужден уехать за границу из-за преследований со стороны РПЦ. В США он получил крещение Духом Святым и в 1919 г. он основал в Нью-Йорке первую русскую пятидесятническую церковь. В 1920 г. он приехал в Болгарию, где за короткое время (вместе с Заплишным) основал около 18 общин. В 1924 году Союз христиан веры евангельской насчитывал уже 350 общин и 80 тысяч членов. В общине города Одесса (куда к тому времени переехал Воронаев) состояло 1000 членов. В 1929 году было принято новое законодательство о религиозных объединениях, многих верующих арестовали, а общины перешли на нелегальное положение и стали собираться тайно, как и продолжали собираться до распада СССР.

Современная ситуация

Наиболее крупные пятидесятнические объединения в мире — «Объединённая пятидесятническая церковь» (англ. The United Pentecostal Church), «Церковь Бога» (англ. The Church of God) и «Ассамблеи Бога» (англ. The Assemblies of God) находятся в США и Латинской Америке

В настоящее время на территории России действуют три основных объединения:

  • Российская Церковь Христиан Веры Евангельской (РЦХВЕ)
  • Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (ОЦХВЕ)
  • Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ)

Эти три объединения имеют одни исторические корни. Начало разделению единого социума было положено в 1944 году на почве насильственной (со стороны гос. власти) регистрации общин и объединений с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (баптисты). Общины, не согласившиеся на новые условия регистрации, продолжали свою деятельность подпольно, в связи с чем подвергались преследованиям.

Наблюдаются серьёзные разночтения в богословских доктринах и практического понимания христианства традиционных пятидесятников и харизматов, часть разногласий отражена в статьях либерализм в христианстве и консерватизм в христианстве.

В 1995 от ОЦХВЕ отделилась часть общин во главе с С. В. Ряховским и был создан Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской, ставший одним из основных объединений харизматических церквей России.

Также существует Объединение Независимых Церквей пятидесятников и отдельные независимые общины.

Пятидесятники харизматического направления очень активны в социальной сфере. К примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг», нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих..

  • Протестантизм
  • Евангельские христиане
  • Российская Церковь Христиан Веры Евангельской
  • Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской
  • Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской
  • Азуза-стрит
  • Истинная церковь Иисуса

Примечания

  1. 1 Послание Коринфянам, 12:8-10
  2. ПЕРВАЯ ВОЛНА — ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКИХ ОБЩИН. Игра с огнём. «Свет жизни». Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 1 июля 2010.
  3. January 1, 1901 • Was Agnes Ozman Speaking Chinese?
  4. Яблоков И. Н. § 4. Протестантизм // Основы религиоведения / издание =. — Высш. шк., 1994. — С. 155. — 368 с. — ISBN 5-06-002849-6
  5. 1 2 Лункин, Роман Харизматы и консерваторы: друзья-враги в одном союзе (рус.). «Русский Архипелаг». — переиздание публикации в информационно-аналитическом бюллетене «Русское Ревью» за июль-август 2005 г.. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 23 апреля 2008.

Литература

Ссылки

  • Пятидесятническое движение в СССР — В. И. Франчук «Просила Россия дождя у Господа».
  • Консервативные пятидесятники России — один из немногих сайтов регистрированных пятидесятников консервативного направления
  • Современные пятидесятники в России эволюция пятидесятничества. Церковь пятидесятников в Иваново
  • Епископ Георгий Бабий: «Бог даровал Украине возможность создавать благополучное общество» — беседа религиоведа Романа Лункина с Георгием Бабием, представителем традиционных пятидесятников
  • «Домостроитель» — (ОЦХВЕ), омывающие традиционные пятидесятники в России
  • Библиотека Христианина ОЦХВЕ Архив газет и журналов братства. Адреса служений. Форум.
  • РОСХВЕ — Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников
  • Статья о взаимоотношениях либеральных и консервативных пятидесятнических церквей на archipelag.ru (Нижегородская область)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *