Кто такие схимонахи?

Не следует путать с термином «схи́зма» (раскол в Церкви). Запрос «Схимник» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Преподобный Антоний Киево-Печерский в великой схиме Схимонахиня София (Болотова).

Схи́ма (от др.-греч. σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха.

Есть несколько подготовительных степеней православного монашества, но к пострижению в схиму относятся Малая схима (или мантия) и Великая схима. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду именно Великую схиму.

Первоначально оно означало монашеское одеяние. Схимники в раннем Христианстве (III—V века нашей эры) в основном уходили в Египетские пустыни. Некоторые из них, такие как преподобный Пахомий Великий, позднее основывали или присоединялись к уже существующим монастырям.

Малая схима

При пострижении в малую схиму (или мантию) постригаемому изменяют имя, и он даёт обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырёхугольный плат), клобука, монашеской мантии (другое название — паллий), чёток, особой обуви (сандалии).

Великая схима

Великая схима. Суздальский музей-заповедник, 2015

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 10 января 2018 года.

Великая схима декларируется как совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.

Схимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых).

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малой схимы, но, вслед за повторением, обязывают к ещё более строгому их соблюдению.

В русских монастырях схимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники слагают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей.

В древности схимонахи жили отшельниками. Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, схимники вместо отшельничества давали обет вселения в затвор — обязательство закрыться в одинокой пещере как в гробу и, тем самым, полностью умереть для мира, оставаясь с единым Богом, — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

См. также

  • Степени православного монашества
  • Категория:Схимники

Примечания

  1. Схима. Мастерская «Саккос» — церковная вышивка и облачения (пошив). Дата обращения 5 декабря 2017.
  2. 1 2 Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО. В 8 т.. — М.: Изд-во Московской патриархии, 1993—1994.
  3. Хотя крестообразное пострижение волос есть и в рясофорном последовании, собственно пострижением называют именно постриг в малую схиму.

Литература

Это заготовка статьи о православии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Словари и энциклопедии


2020.05.27

«Грубо говоря, он просто нарвался»

Отец СергийЯромир Романов / Znak.com

Бывший милиционер и бывший заключенный тагильской колонии № 13 «Красная утка», затем первый настоятель монастыря на Ганиной Яме в честь семьи последнего российского императора Николая II, главный экзорцист Екатеринбургской епархии и «духовник депутата Госдумы Натальи Поклонской» схиигумен Сергий (Николай Романов) будет отдан под церковный суд. Такое решение принял митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл из-за очередного публичного и крайне радикального заявления отца Сергия, появившегося на YouTube вопреки запрету на публичные проповеди. Znak.com решил выяснить, что такое церковный суд, как он может наказать схиигумена Сергия и имел ли митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возможность применять такие меры к священнослужителю за выражение мнения в проповедях.

«Вы давали обещание исправиться»

«Я неоднократно имел с вами пастырскую доверительную беседу и с глазу на глаз, и в присутствии других людей относительно содержания Ваших публичных проповедей и выступлений. Вы давали мне обещание исправиться, но преступили данную мне клятву. Теперь я вынужден обратиться к Вам перед лицом всей церкви, в надежде быть услышанным хотя бы на этот раз, — объяснил митрополит Кирилл в тексте указа причину своего решения. — Как ваш епископ я благословляю вам послужить святой церкви безмолвием, затвором и молитвой, чего так не хватает современному бурному и многомятущемуся миру и что вы сами избрали для себя, принимая Великую Схиму».

До решения епархиального суда схиигумену Сергию запрещено совершать богослужения, совершать таинства, он лишен права ношения наперсного креста, а также отправлен в затвор на территорию Иоанно-Богословского мужского скита монастыря Царственных страстотерпцев. Кроме того, священнослужителю запретили принимать исповедь, совершать таинства и требы, «включая чин экзорцизма», постригать в монахи, а также покидать территорию скита без письменного благословения митрополита.

О том, что такая реакция со стороны церковного руководства возможна, говорили уже давно. Отец Сергий был слишком непримирим и высказывался на грани экстремизма в своих проповедях на YouTube.

Отец Сергий впервые обратился к пастве после запрета проповедовать за COVID-диссидентство

Накануне на канале представителя «Народного движения «За возрождение России»» Всеволода Могучева в 22-минутном ролике он вновь заявил о том, что во время пандемии не нужно закрывать храмы, и утверждал, что вся ситуация с распространением COVID-19 специально срежиссирована для «чипизации населения». Настаивал на том, что управлять всем будет «искусственный интеллект без жалости и сострадания», который будет действовать через «чистые чипы» «руководителей армии, флота, ФСБ, прокуратуры, милиции и Росгвардии».

Пять судей

О том, кто входит в церковный суд, действующий в зоне ответственности Екатеринбургской епархии, информации пока нет. На сайте епархии указано, что с 2011 года председателем епархиального суда является отец Николай Милета, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора. Именно оттуда в ночь на 19 апреля едва ли не впервые в истории священники вели праздничное Пасхальное богослужение в режиме онлайн, так как посещение храмов из-за коронавируса в этом году пришлось ограничить.

В пресс-службе Екатеринбургской епархии сообщили, что церковный суд сможет собраться не ранее даты отмены ограничений, введенных в связи с ситуацией распространения коронавирусной инфекции.

«Происходящее участники Церковного суда воспринимают с глубоким прискорбием, молятся о разрешении ситуации, — заявил отец Николай Малета. — Схима — внутреннее желание посвятить себя сугубому подвигу монашеского делания — посту и молитве. Отцы-схимники во все времена своей любовию и молитвой приводили мир к согласию. Являясь умиротворяющим началом, стяжали великую добродетель — духовною рассудительностью по отношению к Церкви и миру».

Еще недавно отец Сергий планировал построить рядом со своим монастырем самый большой в мире христианский храмZnak.com

Епархиальный суд состоит из пяти судей. Послушание секретаря суда исполняет секретарь Епархиального совета игумен Вениамин (Райников). Также в состав церковного суда входят протоиерей Петр Мангилев, проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии; протоиерей Сергий Алексеев, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин ЕДС и игумен Иероним (Миронов), наместник Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря.

«Правящий архиерей не имеет права что-либо диктовать суду»

Разобраться с тем, как устроена работа церковного суда и чем он отличается от более привычных нам гражданских судов, Znak.com помог секретарь челябинской митрополии отец Игорь Шестаков. По просьбе корреспондента нашего издания он изложил суть вопроса в десяти доступных пунктах.

«Во-первых, церковный суд существовал всегда и не является каким-то нововведением. Да, в советские годы он не функционировал, впрочем, как и многие другие церковные институты. Причина была проста — церковь в эти годы находилась под жестким диктатом советского государства.

Во-вторых, мы, священнослужители, живем и существуем сообразно с каноническими правилами. Каждый священник перед вступлением в сан приносит присягу и подписывает соглашение о следовании каноническим правилам. Принцип «может быть как-нибудь договоримся» здесь не действует.

В-третьих, церковный суд — это не то же самое, что суд светский. Если проводить аналогии, то это, скорее, что-то вроде офицерского суда чести. Церковный суд рассматривает только дела, касающиеся нарушения священниками обетов и монашеских обязательств либо случаи нарушения канонических правил.

В-четвертых, церковный суд существует при епархиях и в каждой епархии он свой. В него входят несколько наиболее авторитетных священников, состав которых определяется на заседании епархиального совета. Председателем церковного суда, как правило, выбирается самый опытный священнослужитель, обладающий беспрекословным уважением как среди собратьев, так и среди мирян.

В-пятых, ядро суда составляют его председатель, заместитель председателя и два священника. Также к участию в заседаниях они могут привлекать и других священников епархии, но при условии, что те не имеют каких-либо должностей. Привлекаемые священники не могут быть секретарями, благочинными и так далее.

В-шестых, правящий архиерей (то есть митрополит) не имеет права что-либо диктовать суду. Он даже не имеет права присутствовать на его заседаниях. Сделано это для того, чтобы исключить вопросы церковной иерархии и, как следствие, возможное давление на принимаемые судом решения. Проще говоря, таким образом поддерживается независимость церковного суда.

В-седьмых, священник, о котором идет речь, в данном случае отец Сергий, по всем признакам действительно нарушил каноническое правило. Грубо говоря, он просто нарвался. Его отлучили от права на публичное проповедование, но он этим пренебрег. В этом случае действующее каноническое правило говорит, что правящий архиерей может наказать его лично — отца Сергия запретили в служении. Кроме того, архиерей вправе предать его церковному суду.

В-восьмых, задача церковного суда — не наказать провинившегося. Задача церковного суда, как говорил товарищ Саахов в «Кавказской пленнице», вернуть коллективу здорового человека. Между тем надо понимать, что меры более умеренного характера, вроде порицания, — это полномочия правящего архиерея. Если дело доходит до церковного суда, то проступок действительно очень серьезный. В данном случае возможны два варианта. Чаще всего церковный суд выносит решение о запрете к священнослужению человека на определенный срок. Либо, и это крайняя мера, выходит к правящему архиерею с ходатайством об извержении из священников. В этом случае правящий архиерей ставит вопрос перед святейшим патриархом Кириллом, так как вопрос о лишении сана — сугубо его прерогатива.

В-девятых, заседания церковного суда, в отличие от заседаний судов гражданских, не публичны. Это тот случай, когда священники судят священников. Допуск мирян не разрешается. Как правило, суд проходит в одно или два заседания, на которых провинившемуся дают право выступить в свою защиту, после чего принимается решение.

В-десятых, преданный церковному суду священник имеет право на защиту, но его защитником может быть также священник. Если священник не согласен с решением епархиального суда, то он имеет право на апелляционную жалобу в верховную инстанцию — это суд Московской патриархии. До вынесения решения там вердикт епархиального суда считается не вступившим в законную силу. Примеры, когда провинившиеся не подчиняются решению суда и продолжают отправлять церковные таинства и службы, тоже есть. Недавний случай — Владимир Головин (лишенный сана священник из Татарстана). И, как на данный момент кажется, отец Сергий может оказаться из таких же. В этом случае ослушник может быть обвинен уже в учинении церковного раскола».

«Это свидетельство о жутком кризисе церковного учительства»

Еще один вопрос — как получилось, что действия схиигумена Сергия (Николая Романова), который некогда был основателем и первым настоятелем самого известного на Урале монастыря в честь семьи последнего российского императора Николая II на Ганиной Яме, будут рассматривать на суде.

Духовник Поклонской раскритиковал закон о домашнем насилии и его авторов

В этой части ситуацию разъяснил отец Андрей Кураев, которого в конце апреля по решению патриарха Кирилла самого отдали под церковный суд. «У меня нет ни малейших симпатий к словесам этого псевдосхимника. Но в указе митрополита пугает чисто католическая теория «делегирования», причем примененная даже не к «власти» совершения таинства, а к проповеди: «учительная власть в Святой Церкви принадлежит епископам, которую те делегируют пресвитерам… отныне прекращаю делегировать Вам право учить, проповедовать и назидать в рамках публичной проповеди и частных духовных советов»», — написал Кураев на своей страничке в соцсети Livejournal.

Кураев обратил внимание на то, что функции контроля за словом пастыря и делегирование этого права не являются одним и тем же. И указ митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла о временном отлучении от священнослужения отца Сергия, а также о предании его церковному суду «возможен только в рамках латинской концепции разделения на «церковь учащую» и «церковь учимую»». В этой части Кураев отсылает читателей своей страницы к «Пидалиону» (сборнику церковных правил — прим. Znak.com). «В указе № 58 говорится: «Если епископ и пресвитеры — люди неученые и не могут поучать, то необходимо по общему решению приглашать учителей из других мест, выделяя тем средства на содержание и воздавая подобающую честь, и через этих учителей исполнять долг учительства, который остается их долгом перед народом». Есть разница между «долгом» и «властью»?» — задается вопросом Кураев.

По его мнению, принимать в таких условиях «судебное решение на основании не самого закона, а чьего-то персонального толкования этого закона» будет означать явный «выход за рамки даже «прецедентного права»».

Чтобы обойти запрет на публичное проповедование, отец Сергий прочитал свое обращение в лесускриншот с видео / YouTube

При этом Кураев вспоминает о толковании Федора Вальсамона, византийского канониста православной Греческой церкви, пытавшегося уравнять в праве вести проповеди епископа и рядового священника-пресвитера. «Толкование Вальсамона — это просто свидетельство о жутком кризисе церковного учительства при многовековом сочетании трех факторов: а) потребность в массовом духовенстве при множестве открытых приходов; б) отсутствие семинарий и в) нарастающее усложнение церковного богословия и рост числа квалифицированных «ересей»», — пояснил Кураев.

По его мнению, в Русской православной церкви «манера говорить проповеди от себя введена Никоном» — патриархом Московским, жившим в XVII веке и ставшим одним из авторов церковного раскола, породившего старообрядчество. «Заводите вы, ханжи, ересь новую, людей в церкви учите, а людей преж сего в церкви не учивали. Беса де, вы, имеете в себе и все ханжи», — привел Кураев цитату из книги «Святой Дмитрий Ростовский и его время». И резюмировал свой пост, касающийся истории с отцом Сергием: «Ясно, что столь суровое осуждение личной проповеди вызвано печальной практикой — проповедники-самоучки несли в народ любительское «богословие» весьма сомнительного качества».

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Читайте, где удобно

Чем отличается священник от монаха, и кто такая схимница? У моей знакомой сын решил посвятить свою жизнь Христу и ушел в монастырь. Женщина сильно переживала за разлуку с единственным сыном, и я решила узнать о посвящениях в монахи подробнее. Схимник — это последняя и наивысшая ступень посвящения и отречения от мира, но сначала неофит просто живет при монастыре и является послушником. Почему православные христиане становятся монахами, что побуждает отрекаться от мира? Об этом я расскажу вам в статье.

История монашества

В старину схимников называли отшельниками или пустынниками, так как они жили сначала в пустыне. В V веке отшельничество сменилось затвором, и монахи стали жить в монастырях. Но с течением времени затвор перестал быть обязательным условием схимничества. Отличить схимника можно было по одежде, поэтому и название «схима» относилось именно к одежде. Впоследствии к одежде и аскетическому образу жизни прибавились обеты.

В наши дни великосхимника можно отличить по особой остроконечной шапочке, которая называется куколь.

Первые монахи появились в Сирии и Египте в IV и III веках нашей эры. Целью монашества было обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане буквально понимали заповеди Христа и напутствия апостолов, поэтому отрекались от мирской суеты полностью. По мнению первых христиан мир наполнен злом, а источником зла является бренное тело. Именно тело поддается многочисленным соблазнам, которые можно преодолеть постом и молитвой.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Монах принимал на себя обеты:

  1. нестяжания (бедности);
  2. целомудрия (безбрачия);
  3. послушания (отказ от собственной воли).

Обет нестяжания предполагает полный отказ от какой-либо собственности. Монаху не принадлежит даже пишущая ручка, у него ничего нет. Это добровольный отказ от всех вещей мира, потому что они становятся ненужными. Это утрата всякого интереса к земным вещам по причине их ненадобности. Монах пользуется вещами только по крайней необходимости.

Обет безбрачия не просто предполагает отказ от совместной жизни с супругом (ой), но отрицание пола вообще. То есть, для человека имеет значение только душа, а она пола не имеет.

Обет послушания обозначает, что у человека больше нет собственных желаний. Остается только одно желание — постоянно пребывать с Господом. В монастырской жизни обет реализуется в беспрекословном послушании настоятелю монастыря. Однако беспрекословное послушание предполагает не безропотное повиновение против собственной воли, а радостное служение.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Первые монахи уходили в пещеры или пустынные места, чтобы проживать вдали от мирских соблазнов. Со временем они стали образовывать монашеские общины — монастыри. Они принимали новых членов общины и проводили их через испытания, чтобы проверить твердость намерения жизни во Христе. Испытания предполагали полное послушание и отречение от собственной воли.

Монашество на Руси

На Руси монахов именовали иноками. Это русское название, образованное от слова «иной». Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (из-за черного цвета одежды). Почему люди на Руси уходили добровольно в монахи и отрекались от мира? Потому что он терял для них свою привлекательность и смысл. Первые монахи были отшельниками и пустынниками, они добровольно уходили от людей в свой «райский уголок». Пещера для них являлась райскими кущами, наполненными благодатью и особым смыслом.

Если человек ощущает внутри себя особенную близость к богу, он принимает решение уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:

  1. рясофор (инок);
  2. малая схима;
  3. великая схима.

При пострижении в иноки монашеского обета не произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, он изучает божье слово и осваивает азы монашества. Послушник получает право носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, а также отречение от мирской суеты. Дословно с греческого слово «ряса» переводится как «ветхая, потертая». Однако рясофор может и не получить нового имени.

Одним из первых известных монахов на Руси был Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь.

Малая схима предполагает получение нового духовного имени, монах дает обет бедности (нестяжания), девства и послушания. Малосхимника можно отличить от рясофора наличием специальной накидки без рукавов (мантии), которая одевается поверх рясы. С момента пострига в малую схиму монах дает обет сурового аскетизма.

У монаха схимника появляются новые святые покровители, их намного больше, чем у простого верующего или рясофора.

Великая схима — это самая высокая ступень монашеского посвящения, достичь которой может не каждый монах. Великая схима предполагает полное отчуждение от мирской жизни ради единения с Христом. Великую схиму называют Великим Ангельским Образом. Монах произносит те же обеты, но обязан их выполнять в более суровой форме. Также при Великой Схиме дают новое духовное имя.

Преподобный Нил Мироточивый о монашестве:

Почему схиму называют ангельским образом? Потому что постригающиеся приобретают подобие ангелов, так как полностью отрекаются от мира (как бы умирают для него). Они выбрали стать подобными ангелам, полностью утратить контакты с миром людей ради общения с богом.

Благодать схимы именуется святыми отцами вторым крещением.

Для чего схимонах получает новое имя? Потому что он умирает для земного мира и рождается для нового — горнего. Новое имя монах слышит впервые при пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, монах осознает себя совершенно другим человеком.

Служение схимников

Чем отличается послушание схимников от послушания рясофоров? У них остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. Одним словом, великосхимники не занимаются ничем, кроме молитвенного служения. Рясофор выполняет в монастыре разные работы наравне с трудниками (проживающими в обители работниками). Он проходит своего рода искус — испытание на выдержку.

После того как искус пройден успешно, начинаются посвящения. Сначала человека постригают в иноки, затем в схимники. Эти посвящения отличаются друг от друга числом даваемых обетов и особенностями аскетического поведения. Схимники полностью оставляют все земные дела и заботы, чтобы посвятить себя молитве. Молитва в христианстве является высшей добродетелью, так как позволяет соединяться духом с Господом.

Схимонах и схимонахиня стараются во всем уподобиться в своей жизни образу Богочеловека — Иисуса Христа. Это является самым главным и значимым в их жизни. Все остальное меркнет по сравнению со светом Господа и его благодатью.

Однако период послушничества может растянуться на многие годы, и человек может умереть послушником. Почему так происходит? Потому что монашество — это не выбор человека, а призвание. Если настоятель монастыря не видит призвания у человека, постриг так и не состоится. Человек может быть полностью уверен в своем избрании, но через несколько лет может и усомниться в этом. Потому ответственность за постриг ложится на настоятеля монастыря, который должен определить истинность намерений и выбора пути послушника.

В православной церкви довольно много духовных чинов в иерархии, в которых простому человеку не мудрено запутаться. Самое важное, что следует знать о церковных должностях, так это то, что все они расположены по возрастанию — от послушника до патриарха. Внешне все чины отличаются по облачению, причем не только по цвету одежды, но и по форме и разного рода деталям.

Кто такой иеромонах?

Один из знакомых многим церковных чинов — иеромонах. Иеромонах — это человек, который является одновременно и монахом, и священником, т.е. в отличие от простого монаха он может вести богослужение и часто даже имеет свой церковный приход.

Иеромонах — это священник, который является монахом

Обращаясь к истории, стоит сказать, что изначально монахам было строго запрещено принимать священный сан по той причине, что они выбирали жизнь отшельника, а значит, не могли вести пасторскую и общественную деятельность, с которой всегда была связана жизнь священника. По этой причине в первые несколько веков христианства сан иеромонаха мыслился как нечто несопоставимое.

Но постепенно, когда монахи стали объединяться в общины и затем обители, стала появляться потребность в духовном наставнике и соответственно — священнике, которого стали выбирать к рукоположению из монахов.

Происхождение термина

Слово «иеромонах» пришло из Греции и происходит оно из слияния двух корней — «иерос» и «монос». Первый корень — «иерос» дословно переводится как прилагательное «священный», второй корень — «монос» означает «один».

Соответственно все слово имеет перевод близкий к значению «священный одиночка».

Значение слова «иеромонах»

Термин «монос» обозначает человека, выбравшегося для себя отшельничество и духовное совершенствование, но при этом и отказ от брачных уз и многих мирских благ. Вероятно, по этой причине в русском языке слово прижилось в значении «монах».

Возвращаясь к слову «иерос», можно добавить, что именно от этого слова происходит другое греческое слово «иереус» — священник. Таким образом, можно сделать вывод, что слово «иеромонах» на русской православной почве закрепилось в значении «монах-священник».

Читайте о православии:

  • Насилие в семье в православии
  • Духовная пища
  • Как прикладываться к мощам святых

Кто может стать иеромонахом?

Иеромонахом имеет право стать монах, решивший стать наставником, либо выдвинутый к рукоположению другими монахами. Как правило, это человек, который прожил монахом достаточное время и имеет некоторое преимущество перед теми, кто только принял постриг.

Интересно! Сан иеромонаха могут получить как священники, принявшие решение перейти в монахи, так и монахи, прошедшие хиротонию, позволяющую самому совершать церковные таинства, и получившие статус священника.

Место службы иеромонаха

Как правило, иеромонах служит при мужских монастырях, как велось издревле. Однако это означает некоторую закрытость и обособленность церковной жизни иеромонаха, поэтому в сегодняшнем мире иеромонах имеет права на служение в своей церкви, которые чаще всего расположены в сельской местности.

К иеромонаху положено обращаться со словами: «Ваше Преподобие!»

В наши дни иеромонах может проводить такие церковные таинства, как:

  • причащение;
  • исповедь;
  • отпевание;
  • соборование.

Также он проводит Божественную литургию и молебен.

Как обращаться к иеромонаху

К иеромонаху прихожанам является общепринятым обращением «отец», добавляя при этом имя, к примеру, отец Сергий, а также можно обращаться таким словом, как «батюшка».

Оба эти обращения будут уместны, однако, в более официальной ситуации лучше выбирать первый вариант обращения, а второй вариант можно использовать в личной беседе.

Черный и белый священник — в чем отличие?

В православной церкви все духовенство подразделяется на 2 категории — черное и белое. К черному духовенству относятся монахи, принявшие постриг, соответственно к белому относятся священники, не принявшие монашеского обета.

Важно! Самое главное отличие между черным и белым духовенством заключается в том, что духовным санам, относящемся к белому духовенству, можно вступать в брак.

Среди людей существует предубеждение, связанное, несомненно, с семантикой цвета, о том, что белое духовенство лучше черного. Этот вопрос требует дополнительного разъяснения, ведь в разных вопросах, которые часто адресуют прихожане батюшке белый или черный священник могут быть полезны.

Сан иеромонаха соответствует сану иерея в белом духовенстве

К примеру, если человек обращается к батюшке с вопросом о семейных проблемах, то более практично ответит на этот вопрос белый священник, в силу того, что он сам имеет семью. Но если паломник или монах обратится к священнику с вопросом, касающимся глубоко духовных исканий, то здесь будет более уместна помощь черного иеромонаха, т.к. он сам прошел этот путь.

Иеромонахи в других конфессиях

Интересно будет заметить, что сан иеромонаха не является только лишь принадлежностью Русской православной церкви, в католичестве и даже англиканстве также имеется этот духовный чин, но он сохранился лишь в более древних христианских общинах.

Кроме того, не лишним будет знать, что во многих религиях существует понятие «иеромонах», но именуется этот человек иным словом, хотя выполняет ровно ту же работу.

История жизни иеромонаха Трифона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *