Кто такой добрый самаритянин

Притча о добром самаритянине

Среди назидательных историй, поведанных Иисусом Христом простому народу, выделяется сказ о милосердном обитателе области Самарии.

Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться о способах обрести вечную жизнь. Иисус ответил, что достаточно жить в любви с ближними. Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни:

  • Героем притчи является еврей, пешком преодолевавший дорогу в Иерихон;
  • Но на пути ему попались бандиты, которые ободрали его до нитки и оставили умирать посреди дороги;
  • Несчастный долгое время лежал на оживленном пути, но никто не помогал ему. Что обычный благопристойный еврей, что священник не находили в себе жалости к нему;
  • Но помощь подоспела от одного из оказавшихся в здешних краях самарян (их евреи считали давними врагами). Тот не пожалел последних денег ради помощи умирающему.

Таким образом Иисус продемонстрировал законнику необходимость помогать любому оказавшемуся в беде. И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.

Кто такие самаритяне?

Сегодня самаритяне представляют собой малый народ численностью не более тысячи человек. Они живут на территории Израиля в мире и спокойствии с титульной нацией евреев.

Но две тысячи лет назад эти оба народа имели немало поводов для нелюбви друг к другу:

  • Название этническая группа получила по городу Самария, что был последней столицей Израильского царства. Они были насильно переселены туда ассирийцами;
  • Оказавшись на иудейской земле, народ воспринял местные обычаи, но не забывал и свои;
  • Проблемы с ассимиляцией вызывали конфликты с евреями, иногда перераставшие в открытые столкновения;
  • К 539 году до н. э. народы по обе стороны от Ханаана окончательно обособились;
  • Александр Македонский после завоевания Ближнего Востока решил воспользоваться местными конфликтами и помогал национальным меньшинствам в борьбе за свои права. Так при участии македонской администрации был построен самаритянский храм;
  • Римляне продолжили политику разделения и властвования. Они предоставили противникам иудеев широкую автономию и вынудили их принять язычество;
  • В последующие века численность народа заметно упала из-за исламизации.

Закон доброго самаритянина

Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.

Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла:

  • Человек обязан помогать пострадавшему только в том случае, если их связывают семейный узы, он является лечащим врачом или виновником бедственного положения. Во всех остальных случаях закон оставляет право спасения на усмотрения каждого гражданина;
  • Если прохожий решил добровольно подойти к пострадавшему, то он не имеет права покидать место происшествия до приезда «скорой». Единственное исключение: опасность для жизни самого помощника;
  • Успешное спасение чужой жизни не подлежит оплате, даже если действия производил квалифицированный специалист;
  • При прочих равных условиях «самаритянин» не несет ответственности за возможную потерю здоровья в результате медвежьей услуги;
  • Мнение пострадавшего имеет значение. Если он явным образом выразил желание не принимать помощь, то нарушение его волеизъявления будет караться по всей строгости закона.

Картина Рембрандта

Рембрандт ван Рейн, один из величайших мировых живописцев, не мог обойти вниманием известный библейский сюжет. В 1633 году он явил миру полотно о любви человека к ближнему:

  • Передний план целиком занимает лошадь, которую прислуга удерживает за уздечку;
  • Еще один слуга помогает умирающему взойти по лестнице в помещение;
  • У входа стоит состоятельный мужчина, в котором можно узнать добродетеля. Он вручает владельцу дома динары как плату за заботу о пострадавшем;
  • В левом краю картины можно увидеть молодого человека в шляпе с оперением;
  • В его сторону и смотрит несчастный. Выражение лица его говорит о том, что он едва понимает, где оказался. Согласно популярному прочтению иудей полагает, что попал в лапы главаря растерзавших его разбойников;
  • По словам критиков, образ еврея наиболее точным образом передает положение человека, обеспокоенного за свою жизнь. Ни до, ни после художникам не удавалось так живописать выражение беспомощности на лице;
  • На правом конце полотна безучастная служанка берет воду из колодца.

Спустя несколько лет Рембрандт написал еще один вариант картины.

Выражение «добрый самаритянин»

Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека. Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.

Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.

Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:

  • Греческий философ Ориген интерпретирует ее как спасение Адама Иисусом, что говорит о неизбежности Второго Пришествия. Прошедший мимо священник олицетворяет бессердечный закон, защищающий власть имущих;
  • Августин предложит еще более символическое толкование: Иерихон олицетворяет вечную жизнь, прошедшие мимо – Ветхий Завет, хозяин дома (где приютили пострадавшего) – Апостола Павла. По мнению современных философов, такая трактовка признается «мешаниной», не имеющей к оригинальному посылу никакого отношения;
  • Одна из ведущих фигур Реформации Жан Кальвин полагал, что история говорит о наличии врожденных обязательств между всеми людьми на земле.

Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *