Кто такой иона

Библия: Иона и кит

Иона был преемником пророка Елисея. Его мать Ионы была той вдовой, которая с пророком Илией во время голода по велению Господа насытила маслом и мукой огромное количество людей.

Во время тяжёлой болезни мать будущего пророка обратилась к Богу через Илию с просьбой не забирать жизнь сына – и Он возвратил душу юноши.

Позже Всевышний велел Ионе идти с проповедями к покаянию нечестивым жителям города Ниневии. Но тот не стал этого делать, и тогда Бог, желая вразумить отрока, во время его нахождения на корабле в море поднял сильную бурю. Увидев страх корабельщиков, Иона сам велел выбросить его в открытое – и тогда буря прекратилась. А пророка по просьбе Господа проглотил кит.

Во чреве кита пророк Иона провёл три дня и три ночи. Он неустанно молился Богу и искренне каялся в своём непослушании. Узрев это, Великий простил его и повелел киту отпустить пророка на сушу. После этого Иона всегда исполнял волю Господа точно и беспрекословно.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Интересно, но в середине огромного кита пророк не утратил присутствия духа, ведь он уповал на Бога, дабы ещё раз увидеть свет. Молитвы, произносимые во чреве кита,стали основой шестой песни канонов.

Толкование легенды

В церковной литературе трёхдневное пребывание Ионы во чреве морского монстра описывают как символ – предысторию 3-дневного пребывания Иисуса в земле.

История библейского пророка Ионы – это прообраз смерти, вознесения и проповеди Христа. Пророк добровольно кинулся в бушующее море так, как Иисус добровольно взошёл на Голгофу. Жертвенность во имя людей, их жизни и спасения.И таким же образом спустя три дня каждый оказался невредим и воскрешён.

Касаемо научных мнений о правдивости данной истории, их условно можно разделить на три группы:

  • некая огромная рыба действительно проглотил пророка;
  • на самом деле не было никакого кита: аллегория, и не более того;
  • большинство из представителей данного вида питаются планктоном, а поэтому физически не способны проглотить человека (теоретически это можно принять лишь исходя из вида кита).

Имел ли место данный факт, до сегодня точно неизвестно и не доказуемо, но Книга пророка Ионы является частью Библии и содержит множество весомых пророчеств, главными из которых есть истинные слова о воскрешении Христа.

Историю о пророке Ионе, которого проглотил кит, можно истолковать глубоко – и близка она абсолютно каждому человеку. Ибо корабль – это символ души, что постоянно мечется в море жизненных страстей. И только придя к Богу может обрести спокойную гавань, где умиротворение и благодать подарят ей вечную жизнь.

Святой Иона и кит– это не просто вымысел, это, прежде всего, поучительная история о силе Господа, Его деяниях на Земле, о вере, для которой нет границ, ибо она правит человеком, даря Ему дух Божий, что озаряет его вечно.

Пусть хранит Вас Господь!

Отвечая на наши молитвы, Бог обычно действует через людей История про кота )) В одной деревне жил священник и был у него кот. Священник кота очень любил, поскольку был одинок. И вот однажды вечером он не обнаружил своего питомца в доме, естественно, забеспокоился и бросился его искать. Нашёл довольно быстро, поскольку домик и участо… Воспоминания о приезде епископа Разнеслась по селу весть, что приезжает епископ. Его решили встретить с почестями. Настал долгожданный день. Дьякон отправился на станцию. Сошедших с поезда пассажиров оказалось мало. Из первого вагона вышел старичок в простой одежке. Подождал он на перроне, никто и не под… Знакомство в супермаркете Один священник отправился в супермаркет. Когда он разложил продукты на кассе, то услышал за спиной фырканье следующего содержания: «О, смотрите, поп сколько себе понабрал… Учит народ нищете, а сам себе понабрал, чтобы обожраться! Пузо какое отъел…».Это был голос 50-летне… «Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!!» Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как Бог даст!Невзирая на кучера («ишь, мол, пьяниц»), велел барин остановить карету. Позвал мужика, спросил его чего он тут сидит. П…

В Библии есть история о пророке Ионе и о том, как его проглотил огромный кит. Согласно Священному Писанию, Иона провел во чреве кита трое суток. Сегодня мы поговорим о смысле этой истории и о ее символическом значении. Но вначале узнаем, кем же был Иона в Библии.

Толкование и смысл истории об Ионе и ките.

Нам известно, что Иона был во чреве кита в течение трех дней. Это трехдневное пребывание часто описывают как символическую предысторию трехдневного пребывания Иисуса Христа в земле.

…ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Евангелие от Матфея)

История Ионы и кита – прообраз смерти, вознесения и проповеди Христа. Как Иона добровольно бросился в море с корабля, так и Христос добровольно взошел на Голгофу. Иона приносит жертву для спасения корабля и людей на нем, Иисус приносит жертву для спасения всех людей. Через три дня Иона невредимым выходит из тела кита, а Христос – из сердца земли. После чудесного избавления Иона проповедует жителям Ниневии, а учение Христа распространяется по всей Земле после его Воскресения.

Историю об Ионе, проглоченном китом можно истолковать и как историю каждого человека. Корабль Ионы можно сравнить с нашей душой, которая мечется в житейском море страстей. Только вместе с Богом душа найдет себе спокойную гавань.

Мнение науки по поводу правдивости истории об Ионе во чреве кита.

Мнения о правдивости истории Ионы и кита можно разделить на три группы.

  • Большая рыба или кит (неопределенного вида) действительно проглотил Иону.
  • Особое творение Господа (не рыба или кит, известные нам) действительно проглотило Иону.
  • Не было никакой рыбы: эта история является аллегорией, рыба – это литературный прием, а сама история – это видение или сон.

Могла ли история об Ионе и ките быть правдой, или это символический рассказ, эдакая аллегория? Многие ученые считают, что история могла произойти на самом деле. Здесь следует обратить внимание на то, что в оригинале Библии, иону проглотил не кит, который по-еврейски называется «таннин», а некое существо, обозначенное словом «даг», что в переводе будет «морское чудовище» или «чудовищная рыба».

Все мы знаем, что большинство китов питаются планктоном и физически не способны проглотить человека целиком. Но есть виды китов, которые могут проглотить человека, так как пищевод их работает наподобие клапана и проталкивает в огромный желудок пищу под напором воздуха. Теоретически, такой кит мог бы проглотить человека живьем.

Есть также реальная история о моряке, который был проглочен китовой акулой и прожил внутри акулы 2 суток, после чего был извлечен без сознания моряками, который, к счастью, выловили акулу и распотрошили ее.

Вероятные литературные источники истории об Ионе и ките.

Джозеф Кэмпбелл предложил провести параллель между историей об Ионе и эпосом о Гильгамеше, а также с греческой мифологией, а точнее с мифом о Ясоне. Обе эти истории имеют много общих мотивов, первый и весьма очевидный — схожесть в именах главных персонажей.

Гилдас Хамель, опираясь на книгу Ионы и греческую мифологию, выделяет ряд общих мотивов для обеих историй:

  • имена героев,
  • присутствие голубя,
  • идея «бегства»,
  • описание бури,
  • наличие морское чудовище или дракона, угрожающего герою и пр.

Хамель считает, что некий неизвестный еврейский автор адаптировали древнегреческий мифологический материал, чтобы передать свои собственные идеи. Однако, по всей видимости, эта догадка неверна в силу того, что история о Ясоне, вероятно, появилась позже, нежели Библейская история об Ионе во чреве кита.

Библеисты предполагают, что литературные источники истории об Ионе и ките – в Вавилонской мифологии. Вероятно, фигура или изображение божества Оаннеса стала прототипом истории об Ионе, проглоченном китом. Возможно, изображение божества – полурыбы – получеловека было неправильно истолковано. Действительно, можно подумать, что человек выходит на свет из рыбы.

Однако, все это, хотя интересные, но всего лишь версии возникновения история об Ионе и ките.

Иона (пророк)

Запрос «Иона» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья — о пророке. О книге см. Книга пророка Ионы.

Иона

יוֹנָה


Иону выкидывают за борт

Пол

муж.

Толкование имени

«голубь»

Имя на других языках

греч. Ιωνάς
лат. Ionas

В иных культурах

араб. يونس‎ (Юнус ибн Матта)

Занятие

пророк

Отец

Амафия (Амита́й)

День памяти

21 сентября

Цитаты в Викицитатнике

Медиафайлы на Викискладе

Ио́на (ивр. ‏יוֹנָה‏‎ — «голубь»), жил во время царствования израильского царя Иеровоама II, то есть на рубеже VIII—IX веков до н. э. (4-Цар. 14:23-25) — библейский пророк Северного царства (относящийся к так называемым «малым пророкам»), преемник пророка Елисея. Именно при Иеровоаме II осуществилось предсказанное Ионой «приращение» территории Израиля (4-Цар. 14:25) в результате успешной для Северного царства войны с Сирией.

Иона — древнейший из еврейских пророков, писание которого дошло до нашего времени. И он же был единственным ветхозаветным пророком, который «попытался убежать от Бога».

Пророк Иона был родом из Гафхефера на севере Галилеи, расположенного всего в двух часах пути от Назарета, в котором спустя примерно восемь веков жил Иисус Христос.

Его отцом, согласно Ветхому Завету, был Амафия (Амитай), а матерью, согласно преданию, — та вдова из Сарепты Сидонской, к которой во время голода по велению Божию пришёл пророк Илия, и у неё не истощались мука и масло до того дня, пока Господь послал дождь на землю. Блаженный Иероним Стридонский, ссылаясь на иудейское предание, полагал, что сыном сарептской вдовы был не сам Иона, а его отец Амитай.

Книга пророка Ионы, входящая в состав Ветхого Завета, содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима. Согласно Новому Завету, Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы-пророка (Мф.12:40), то есть тридневной смерти и последующего Воскресения Господа.

Личность пророка

Согласно писанию, в отрочестве будущий пророк Иона тяжело заболел и умер, но пророк Илия, который жил в то время в доме его матери-вдовы, воззвал к Господу и стал молить его о возвращении души отрока в его тело. Господь услышал молитву святого пророка Своего и сотворил по его молению: душа отрока возвратилась в тело, и он воскрес.

Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона вёл добродетельную жизнь и неуклонно исполнял все заповеди Господни. По преданию, вскоре он сподобился пророческого дара и предрёк, среди других предсказаний, страдания Господни, запустение Иерусалима и кончину мира.

Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона продолжил дело пророка Елисея после его смерти. Получив повеление от Бога, он предсказал победу царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным Сирийским царством, и Иеровоам действительно восстановил пределы Израильского царства, возвратив древние области, отторгнутые сирийцами.

Можно говорить об известных параллелях в служении Ионы и его непосредственных предшественников Илии и Елисея, которые, как и он, проповедовали в землях Иудейской и Израильской и тоже были посланы с миссией к язычникам, в Финикию и Сирию (3-Цар. 17-19; 21; 4-Цар. 1-2; 4-Цар. 2-9; 13).

В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям для проповеди отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля.

Исторический фон

Иеровоам II был самым могущественным из царей Северного царства (4-Цар. 14:23-29). Несколько ранее его прихода на трон, на Ближнем Востоке утвердилась в качестве главной военной и политической силы Ассирия; израильский царь Ииуй (841—814 гг. до н. э.) платил ассирийцам дань.

Позднее в силу внутренних неурядиц влияние Ассирии несколько ослабело, и Иеровоам II сумел воспользоваться этим, чтобы расширить размеры своего царства до тех, какие оно имело в дни Давида и Соломона. Сделать это ему удалось, захватив некоторые земли, прежде принадлежавшие Сирии.

В то же время, согласно Ветхому Завету, Бог послал народу Израиля двух пророков, Осию и Амоса, чтобы предупредить его о надвигающемся «суде» — о том, что Израиль за своё упрямое нечестие падёт под ударами языческого народа с востока, который будет послан Самим Богом(Ам. 5:27), (Ос. 11:5). Согласно этим пророчествам, Ассирия, ослабевшая лишь на время, вновь «восстанет» и поглотит Северное царство. Это предсказание исполнилось в 722 году до н. э., когда царь Саргон II увёл основную массу жителей Израиля в ассирийский плен (4-Цар. 17).

Ниневия находилась на восточном берегу реки Тигр, примерно в 900 км от Самарии, столицы Северного царства. Это был большой город, защищённый, подобно Вавилону, двумя крепостными стенами. Полагают, что до появления Ионы Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века) пострадала от голода. В то же примерно время, а именно 15 июня 763 года, ниневийцы стали свидетелями полного солнечного затмения. Всё это могло быть воспринято ими как знаки Божьего гнева, и в этом может быть причина массового покаяния ниневийцев в ответ на проповедь Ионы.

Книга пророка Ионы

Писание повествует, что в то же царствование Иеровоама II Иона получил от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием гибели города за нечестивость его жителей, если они не раскаются. Однако пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, сел на корабль и отправился в дальнее плавание в Фарсис. Но Господь, желая вразумить раба Своего, воздвиг сильный ветер, и на море поднялась великая буря. Корабельщики в ужасе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и попросил мореплавателей бросить его в море. Как только они сделали это, волнение сразу улеглось.

Между тем пророка Иону по повелению Божию проглотил кит, и пробыл Иона во чреве кита три дня и три ночи. Поверженный в море и поглощённый китом, Иона не мог не чувствовать смертельной скорби; но он не потерял присутствия духа, особенно когда увидал себя невредимым: в нём явилась надежда, что Господь даст ему снова увидать свет Божий и спасёт его из глубины морской. Исполненный этой надеждой, он стал молиться Господу Богу, каясь пред Господом во грехе своём:

К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.
Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.
И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.
Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя.
До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.
Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего.
Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!

Услышав эти молитвы, Господь повелел киту, и тот изверг Иону на сушу.

Увидав дневной свет, небо, землю и море, Иона горячо возблагодарил Бога, избавившего его от смерти. После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие повеление идти в Ниневию, куда он и отправился. Здесь он стал ходить по городу и проповедовать, что город будет разрушен через 40 дней. Эта проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своей нечестивости, объявили 40-дневный пост, и вследствие их раскаяния Господь помиловал их и не навёл на них бедствия, о котором предвозвещал устами пророка Своего. Иона же огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом:

«Господи! не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть, нежели жить.» (Иона. 4:2)

История Ионы (миниатюра Парижской псалтыри)

Впрочем, ожидая всё-таки исполнения своего пророчества, он, выйдя из города по прошествии сорокадневной проповеди, сделал себе шалаш и укрывался в нём от солнечного зноя. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли вьющееся растение, защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарёй червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?».

Когда же по прошествии сорока дней погибель Ниневии не совершилась, а, напротив, воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он вовремя вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою родную землю

Время жизни пророка Ионы

В самой Книге пророка Ионы о нём самом говорится лишь то, что он был «еврей, чтитель Бога Небесного, сын Амитая» (слав. Амафии). Ценное восполнение к этим сведениям даёт Четвёртая книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера» (4Цар. 14:25). Это замечание позволяет ответить на вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы.

Будучи родом из Гефаховера, Иона, значит, происходил из Завулонова колена, в котором находился этот город (Нав. 19:13), и принадлежал к пророкам Северного Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835 году до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4Цар. 14:23). Войну с Сирией, результатом которой, по предсказанию Ионы, было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь была славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, ещё в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред смертью предсказал, что он победит сирийцев, только «не до скончания» (4Цар. 13:14-20).

Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII век

Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и восстановлении древних границ Израильского царства является, таким образом, продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона был младшим современником пророка Елисея и даже, может быть, пророка Илии, и их преемником по пророчеству. Иудейское предание не без основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиёю (4Цар. 2:2-6; 4Цар. 6:1-8); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Елисей послал помазать на царство Ииуя (4Цар. 9:9-11).

По другому преданию, пророка Ионы считают сыном сарептской вдовы, воскрешённым Илиёю (3Цар. 17:17-23). Эти предания, устанавливающие связь Ионы с великими израильскими пророками — Илиёю и Елисеем, приняты православной церковью и включены в службу этому пророку на 22 сентября (5 октября).

Дальнейших сведений о деятельности пророка Ионы мы не имеем, кроме рассказа его книги о проповеди в Ниневии. Другие места Библии, в которых упоминается об Ионе (Тов. 14:8, 3Мак. 6:6, Мф. 12:46, Лк. 11:30-32), только утверждают этот факт. О конце жизни пророка и его смерти известно лишь из преданий. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Считалось, что его захоронение находилось на высоком холме близ Мосула, где были открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, имелось почитаемое захоронение пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что «Иону после пребывания его во чреве кита морского «Бог показал невредимым всем присным»» (3Макк. 6:6). Значит, в отечество он возвратился.

В исламе

Основная статья: Юнус

В исламе Иона (Юнус) считается пророком, посланным к своему народу, проживавшему в Ниневии для проповеди единобожия. Непокорный народ на протяжении долгих лет отвергал Пророка и тогда он решил покинуть их, пригрозив перед этим суровым наказанием от Господа. Тогда Аллах приказал ему, чтобы он немедленно вернулся обратно и продолжал проповедь среди своего народа на протяжении сорока дней. Юнус выполнил веление Аллаха и вернулся обратно, но люди по прежнему не желали слушаться его. Тогда Юнус, потеряв надежду, на тридцать седьмой день снова покинул Ниневию.

После ухода пророка Юнуса из Ниневии на город надвинулись черные облака, которые сильно напугали людей, которые сильно испугались и стали молить Аллаха о пощаде. Поняв, что они несправедливо отвергли Юнуса, они раскаялись и уверовали в Аллаха. Аллах простил им их грехи и чёрные облака над городом стали рассеиваться. Согласно Корану, жители Ниневии стали единственным народом, который избежал сурового наказания после произнесённого ими покаяния. Пророк Юнус увидел, что его народ не понёс наказания, но не решился входить в город из-за опасения что его вновь объявят обманщиком. Испугавшись Юнус отправился к реке Тигр, сел на корабль и отплыл к морю.

Когда корабль, на котором находился пророк Юнус, вышел в открытое море, он неожиданно застыл на воде. Попытки команды сдвинуть его с места не увенчались успехом, и тогда они сказали, что на корабле находится беглый раб, который бежал от своего господина. В соответствии с их обычаями для выявления беглого раба необходимо было кинуть жребий, а того, на кого бы он выпал, они должны были выбросить в море для спасения остального экипажа. Пророк Юнус признался им, что именно он является виновником произошедшего, но ему не поверили. После того, как жребий трижды пал на Юнуса, его выбросили в море. Выброшенного Юнуса проглотил проплывавший рядом кит. Находясь в животе кита живым и в полном сознании, Юнус раскаялся за своё нетерпение, и Аллах простил его.

После нескольких дней пребывания в животе кита обессиленный пророк Юнус был выброшен на берег моря. Возле него выросло тыквенное дерево, которое оберегало его от Солнца и насекомых. Восстановив через несколько дней свои силы, Юнус по приказу Аллаха вновь пошёл к своему народу и продолжил свою пророческую деятельность. Согласно мусульманским преданиям, когда пророк Юнус подошёл к Ниневии, он встретил пастуха, который рассказал ему историю случившуюся после ухода Юнуса и добавил, что спасшиеся жители ждут возвращения пророка Юнуса. Жители города, узнав о возвращении Юнуса, с радостью приняли его, и он стал обучать их религии и правильному поклонению.

  1. Финикийский город в районе Сидона
  2. Вразумлённая и помилованная Богом Ниневия существовала после того ещё более 200 лет, пока не была разрушена в 610-м году до н. э. Набополассаром, царём вавилонским, и Циаскаром, царём мидийским.

Иона, неправильный пророк

Сергей Павлович Декабрь 15, 2014 2:06

Разгадка кажущегося странным поведения пророка видится достаточно простой и вполне очевидной, но совершенно не соответствует существующим сегодня толкованиям на этот поступок Ионы. Удивительно, но большинство толкователей ошибочно приписывают Ионе немыслимое для израильского пророка поведение, а именно – преобладание его собственных политических и моральных предпочтений над волей Бога. Такие толкователи предлагают нам верить, например, в следующую несуразицу: «Не желая доставить ниневитянам, как язычникам и врагам своего отечества, помилования от Бога, Иона сел на корабль и отплыл в противоположную сторону». Очевидно, что такая трактовка наивна и весьма уязвима для критики, ибо Бог избирает себе в пророки только самых достойных из народа, а не тех, кто способен ставить свое мнение выше Его слова.
Для отвергающих слово Бога дорога в пророки заказана. Да и не был Иона настолько наивным (как упомянутые толкователи), чтобы не понимать, что от его упрямства в истории Ниневии ничего не изменится. Никогда в среде сынов Израиля не было случая, чтобы пророк сбежал от выполнения воли Бога, ибо возможность быть Его пророком великая честь и награда для любого верующего и во все времена (Числ. 11.29 и 1Кор. 14.1) *(1). Нам же пора прекратить «бросать камни» в пророка, а постараться понять, какими истинными мотивами руководствовался поставленный на служение Иона, в момент, когда отказался повиноваться воле Бога.

История побега Ионы.
У Ионы, к моменту начала его истории с Ниневией, уже была репутация пророка Божьего, ведь ранее Господь Бог именно через Иону изрек слово для Иеровоама об обещании ему скорого восстановления ранее утраченных северных и восточных пределов Израиля. И то, что нам мало известно об Ионе, как пророке Бога, совершенно не значит, что он был мало известен в свое время, как в Израиле, так и за его пределами. Пророки – особые люди и их жизнь, как правило, привлекает к себе повышенное внимание окружающих. А если учесть развитые торговые связи, которые проходили через Израиль и соединяли крупнейшие торговые центры древнего мира – Ассирию и Египет, то можно предположить, что и в Ниневии были люди, которые хорошо знали Иону.
Понятно, что Иона дорожил и совсем не хотел разрушать: ни полученную им репутацию пророка Божьего, ни тем более потерять своего Божьего избрания. Нетрудно предположить, что у Ионы были самые благочестивые планы на будущее. Как пророк он должен был понимать свою избранность и ощущал ответственность за беспрекословное соблюдение воли Бога и даже, как это свойственно многим людям, вероятно, мечтал о большем, а именно, желал достичь уровня ставших легендарными в Израиле самых знаменитых еврейских пророков ( таких как Самуил, Илия, Елисей).
Но так как во все времена в среде народов, одновременно с пророками Бога, существуют многочисленные лжепророки, то Бог научил Свой народ их различать. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей » (Втор. 18:22).
Исходя из того, что Иона заранее знал результат своей будущей проповеди, возвещающей о гибели Ниневии ( 4.2), очевидно, что именно страх перед перспективой оказаться лжепророком и остановил его от немедленного похода в Ниневию с порученной ему миссией. Можно понять Иону, ведь любой пророк на его месте был бы также разочарован и обескуражен таким результатом своей проповеди, именно поэтому, находясь в отчаянии Иона и совершил попытку скрыться от лица Господня. Из повествования 1 главы, видно, что Иона даже был готов погибнуть в море (1.12), так как позорная участь оказаться лжепророком была для него страшнее смерти *(2). Это же отчаяние Ионы позже вновь проявилось в его молитве, последовавшей за покаянием ниневитян, в которой Иона выпрашивал смерти уже лично у Господа Бога (4.3).

Еще одна распространенная ошибка толкователей книги Ионы это утверждение, что пророк, выполняя миссию Бога, мог быть многословен и волен пускаться в разъяснительные разговоры за рамки порученной ему проповеди. Вероятно, учитывая возможность подобного поведения некоторых пророков, Бог дополнительно уточняет для них, что следует говорить (3.2) (аналогичные предостережения получал также Валаам – Чис. 22.20 и 35 ).
Очевидно, что Иона не мог призывать к покаянию жителей Ниневии, не только потому, что такие полномочия ему не давались (3.2-4), но и потому, что он был абсолютно не заинтересован в покаянии ниневитян. Впрочем, в призыве к покаянию и не было необходимости, ибо после настойчивой и уверенной проповеди Ионы: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена», в городе начались панические настроения ( а часть жителей, возможно, уже начала готовиться к бегству из города), о чем тут же было доложено царю. При этом, в любом развитом и сильном государстве (обществе) всегда присутствуют влиятельные люди, которые чутко улавливают опасную связь между сложившейся ситуацией и ее возможными последствиями. Было бы удивительно, если бы царь Ниневии, в такой нестандартной для него ситуации, тут же не собрал на совет своих самых лучших мудрецов и книжников, которые в достатке должны были быть в его распоряжении. А мудрецы и местные пророки, признав основательность причин для гнева еврейского Бога и всю серьезность опасности обещанной гибели Ниневии, предложили самый надежный способ покаяния (3.7-9).
Не потому ли раскаявшихся ниневитян Христос приводит в пример заблудшим в своих грехах лицемерным книжникам и фарисеям ? ( Матф. 12.41). Ибо даже жители Ниневии (чужие народы, поклоняющиеся другим богам), оказавшись перед лицом смертельной опасности, самостоятельно осознали, что надежда на милость Бога (3.9) и спасение возможна лишь через раскаяние и отвращение каждым от злых дел своих.

Если бы историю Ионы написал не он сам, а некто, кто не смог бы отразить в повествовании все важные нюансы событий, то Иона, вероятно, предстал перед нами обычным лжепророком. Но текст книги составлен таким образом, что мы не только понимаем поступки пророка и его переживания, но делаем правильные морально-религиозные выводы и не считаем Иону лжепророком*(3).
История Ионы – выглядит для нас парадоксальной. С одной стороны, Бог предупреждает о лжепророках и дает метод их определения, а с др стороны, посылает Своего пророка проповедовать о гибели Ниневии, намереваясь спасти ее после раскаяния. Фактически Бог таким способом прекратил дальнейшую пророческую карьеру Ионы. Ведь после «промашки» с гибелью Ниневии о пророческой деятельности в Израиле, Ионе можно было забыть. Чтобы разрешить парадоксальность ситуации, можно предположить, что история была спровоцирована самим Ионой. Мы знаем принцип Бога: кому много дано, с того много и спросится. Вероятно, позже Иона смог разобраться и понять, за что Бог приготовил ему такую судьбу – стать в глазах народа ( а что еще хуже, и в глазах самого Ионы) лжепророком. Нам же остается только предполагать то, что, сохраняя Иону от некой большей беды, например, начинающейся в нем гордыни от своей избранности, Бог поступил с Ионой таким образом – отправил его в Ниневию. Такое понимание истории Ионы может быть небесполезным примером и для нас (1 Пет. 2, 9).

Примечания:
*(1) – Известно, что робкие попытки отказаться от выполнения почетной миссии Бога были у Моисея и Иеремии в тот момент, когда Бог впервые призывал их на служение. Но те осторожные сомнения в собственных возможностях, которые будущие пророки выражали Богу, выглядят скорее как их достоинство, но не дерзость противления.
*(2) – Есть интересная деталь, которая говорит о спокойной и уверенной силе духа Ионы. Кто как пассажир переживал морской шторм на утлом суденышке, тот поймет, о чем речь. То, что Иона сделал – было самое верное, что может сделать человек, оказавшись на корабле в сильный шторм – спустился в трюм и лег спать. Это единственный верный способ избежать морской болезни. И то, что Иона крепко заснул, говорит не только о его мужестве и уверенности в своем предназначении, но и об имеющемся опыте морских путешествий.
*(3) – Намного позже по времени, в книге Иеремии, Господь Бог более подробно разъясняет нам Свои мотивы разрешения ситуаций, подобных истории Ионы – (Иеремия 18.7–10)

Православный Церковный календарь

Про­рок Иона, пре­ем­ник про­ро­ка Ели­сея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ио­ны бы­ла той вдо­вой из Са­реп­ты Си­дон­ской, к ко­то­рой во вре­мя го­ло­да по ве­ле­нию Бо­жию при­шел про­рок Илия, и у нее не ис­то­ща­лись му­ка и мас­ло.

Иона, в то вре­мя ма­лень­кий маль­чик, за­бо­лел, и бо­лезнь его бы­ла так силь­на, что не оста­лось в нем ды­ха­ния. И ска­за­ла вдо­ва Илии: «Что мне и те­бе, че­ло­век Бо­жий? Ты при­шел ко мне на­пом­нить мне гре­хи мои и умерт­вить сы­на мо­е­го». И воз­звал Илия ко Гос­по­ду: «Гос­по­ди, Бо­же мой! Да воз­вра­тит­ся ду­ша от­ро­ка се­го в него!» И услы­шал Гос­подь го­лос Илии, и воз­вра­ти­лась ду­ша от­ро­ка, и он ожил.

Од­на­жды Гос­подь по­ве­лел Ионе ид­ти про­по­ве­до­вать по­ка­я­ние нече­сти­вым жи­те­лям го­ро­да Ни­не­вии. Но Иона не за­хо­тел ис­пол­нить во­лю Бо­жию. Но от Бо­га ни­кто не мо­жет укрыть­ся, и, ко­гда Иона плыл на ко­раб­ле по мо­рю, Гос­подь, же­лая вра­зу­мить ра­ба Сво­е­го, под­нял ве­ли­кую бу­рю. Ужас объ­ял ко­ра­бель­щи­ков, и Иона ве­лел вы­бро­сить его в мо­ре, и, как толь­ко так сде­ла­ли, бу­ря пре­кра­ти­лась. А про­ро­ка Иону по ве­ле­нию Бо­жию про­гло­тил кит, и про­был Иона в жи­во­те у ки­та три дня и три но­чи. Там он пла­кал и ка­ял­ся, непре­стан­но мо­лясь Бо­гу, и Гос­подь по­ве­лел, чтобы кит из­верг Иону на су­шу. То­гда уже Иона без­ро­пот­но, бла­го­да­ря Бо­га, по­шел ис­пол­нять во­лю Его. И греш­ные жи­те­ли Ни­не­вии по­ка­я­лись, и Гос­подь от­вра­тил от них гнев Свой.

Кни­га про­ро­ка Ио­ны вхо­дит в со­став Биб­лии и со­дер­жит про­ро­че­ства о судь­бах из­ра­иль­ско­го на­ро­да, стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля, за­пу­сте­нии Иеру­са­ли­ма. Иисус Хри­стос в бе­се­де с книж­ни­ка­ми и фа­ри­се­я­ми, тре­бо­вав­ши­ми от Него зна­ме­ния, ска­зал, что им не даст­ся ино­го зна­ме­ния, кро­ме зна­ме­ния Ио­ны про­ро­ка (Мф.12,40), т. е. три­днев­ной смер­ти и по­сле­ду­ю­ще­го Вос­кре­се­ния Гос­по­да.

См. так­же: «Жи­тие свя­то­го про­ро­ка Ио­ны» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *