Кто такой назорей?

Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.

Втор 23:21-23
Цель обета назорейства

Закон Моисеев предусматривал для верного израильтянина возможность посвятить себя Господу на определенное время по собственной воле. Эта возможность получила название обета назорейства. Ею мог воспользоваться любой израильтянин, будь то мужчина или женщина, желавшие посвятить себя на служение Господу. Любой, кто не был левитом или священником, мог дать обет назорейства.

Обет — даваемое Богу обещание совершить какой-либо подвиг, дело милосердия или благочестия.

В библейском сказании о Самсоне, избавителе древних израильтян от ига филистимлян, приводится рассказ о его рождении – чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве.

О назорействе в Библии мы читаем в «И сказал Господь Моисею, говоря:объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу… прикосновением к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его; во все дни назорейства своего свят он Господу». (Числ, 6:1-8)

У израильтян обет назорейства мог дать любой человек — мужчина или женщина, — если считал необходимым посвятить себя Богу на определённое время или на всю жизнь. Упоминание о назореях содержится в отдельных частях Ветхого Завета. Так Самсон называется «назореем Божим от лона матери» (Суд.13:5), пророк Самуил был посвящён Богу на всю жизнь «на все дни жизни» (1Цар.1:11).

Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос.2:11 ,12).

Вероятно, апостол Павел также принимал на себя обет назорейства вместе с некоторыми учениками (Деян 18:18; 21:23-26).

Еврейское слово «назир» имеет значение «отделенный, посвященный» и применяется в ситуациях, где происходит определенное выделение или обособление людей.

Посвящение назорея совершалось на добровольной основе и знаменовало собой путь, на который он становился охотно и радостно из-за своей любви к Богу, а также из-за желания жить перед Ним в совершенной святости, жить по Его заповедям и постановлениям, прославляя и восхваляя Его, ища с Ним единства.

Условия назорейства

Обет назорейства включал в себя:

1) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» (Чис 6:3 и след.);

2) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (Числ :6. 5);

3) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти кого-либо в присутствии Назорея последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Назорей должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (Числ.6 : 9-12);

4) по исполнении обета Назорей должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее — в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Назорея., возносил, потрясая пред Господом (Числ.6: 13-20). После этого Назорей вновь мог жить обычной жизнью.

Завершение обета назорейства

Давая обет, Назорей всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определённые ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения.

Обет назорейства мог быть пожизненным и временным. В случав непроизвольного осквернения назорея запрещенным до окончания срока обета совершался особый обряд очищения (Чис.6:9–12), назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву в храме, после чего выполнение подвига начиналось снова, «понеже осквернился глава обета его». Благополучное завершение обета назорейства ознаменовалось также особым обрядом (Чис.6:13–21).

Назорейство служило прообразом времени испытания ученика Христова. Обряд, которым знаменовалось окончание назорейства, указывал на окончание времени служения ученика. Обрезание волос означало оставление плоти, а все приносимые жертвы, каждая по своему, служили прообразом Иисуса Христа.

Сама идея обета назорейства может быть представлена в двух аспектах: а) назорейство (от леитназер «отказываться») — отделение и отдаление от общества, что выражается в запретах и ограничениях, добровольно принимаемых на себя назиром; б) назорейство (от незер «корона») – «…назорейство Бога на голове его, все дни обета его святым будет он Всевышнему», – то есть выражение особой святости, которой принявший обет удостоился в результате его назорейства и связанных с ним ограничений.

Постепенно эта практика вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях, а слово «назир» стало обозначать монаха в применении к другим религиям.

Уже Талмуд не одобряет назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма.

Единственным видом аскетизма, получившим распространение и всеобщее признание, как можно полагать, уже в библейский период, является пост, рассматриваемый в Библии как мера «смирения души». Пророки неоднократно подчеркивали, что пост и другие умерщвления плоти сами по себе не ублажают Бога и правомерны и целесообразны лишь тогда, когда способствуют моральному совершенствованию человека.

Назорейство в христианстве

В Новом Завете и у первых христиан также есть упоминания о назорействе. Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лк.1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.

Вероятно, апостол Павел также принимал на себя обет назорейства вместе с некоторыми учениками (Деян 18:18; 21:23-26). Лица, произнесшие обет назорейства вне Иудеи и не имевшие возможности явиться в Иерусалимский храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима.

По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, будучи в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалиме.

Назорейство же Господа нашего Иисуса Христа привязано не к обету, а к Его происхождению из Назарета.

Позднее сами иудеи прозвали христианство «назорейской ересью» (Деян 24:5).

Более того, Христос не был назореем хотя бы потому, что употреблял виноградный сок (см Мф 11:19 и др).

Скорее всего, слово «назорей/назарет» в этом случае происходит не от слова «назир» (отделенный), а от слова «насар», производного от «нашер» – ветвь.

Предполагается, что слова «И пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченое через пророка, что Он Назореем наречется»( Мф 2:23) основываются на пророчестве Ис 11:1, где Мессия назван ветвью от корня Давида

Греческое слово «назорайос» в Новом Завете имеет два значения: «назорей» или «последователь секты назарян», а также «житель города Назарета». Ко Христу оно относится именно во втором значении.

В христианстве назорейство не сохранилось, оно прекратило свое существование вместе с остальными церемониальными постановлениями, указывавшими на Мессию.

Кроме всего, существует препятствие для христианина на пути к назорейству – употребление виноградного сока, которое запрещено назореям, но является одним из постановлений Иисуса Христа в отношении вечери Господней.

Сегодня каждый христианин должен быть «назореем» в духовном смысле, рассматривая «вино» также в духовном смысле – как чуждое учение.

Священное Писание утверждает, что все последователи Христа уже являются отделенными и обособленными: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет 2:9).

Назорей (ивр. נָזִיר‎, назир — «посвящённый Богу») — в иудаизме, человек, принявший обет (на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведённых из него продуктов (в первую очередь, вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чис.6:1-21). Степень святости назорея приближается к святости коэна и даже первосвященника. В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву в Храме и начать свой обет сначала.

О назореях упоминают иудейский историк Иосиф Флавий и Талмуд.

Термин используется также иногда в значении «назарянин» (житель города Назарета).

В целом уже Талмуд не одобряет практики назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.). Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово назир стало обозначать монаха в применении к другим религиям).

В Ветхом Завете

Упоминание о назореях содержится в отдельных частях Ветхого Завета. Так Самсон называется «назореем Божим от лона матери» (Суд.13:5), пророк Самуил был посвящён Богу на всю жизнь «на все дни жизни» (1Цар.1:11).

Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос.2:11 ,12).

В Новом Завете

В Новом Завете и у первых христиан также есть упоминания о назорействе. Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лук.1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.

Лица, произнесшие обет назорейства вне Иудеи и не имевшие возможности явиться в Иерусалимский храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима. По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, бывши в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим.

Примечания

  1. Форма слова, традиционно, используемая в церковнославянском и русском Синодальном переводах Библии
  2. Деян.18:18

Ссылки

  • Назорей — статья из Электронной еврейской энциклопедии

НАЗАРЕИ (Евр.) То же, что христиане Св. Иоанна, называемые

мендеянами или сабеянами. Те назареи, которые покинули Галилею

несколько сот лет тому назад и поселились в Сирии, к востоку от

Ливанской Горы, также именуют себя галилеянами; хотя они называют

Христа «лже Мессией» и признают лишь Св. Иоанна Крестителя,

которого называют «Великим Назаром». Набатеяне с очень небольшими

различиями придерживались той же веры, что и назареи или сабеяне.

Более того — эбеониты, среди которых, согласно Ренану, были все

выжившие родственники Иисуса, видимо, были последователями этой

же секты, если можно верить Св. Иерониму, который пишет: «Я

получил разрешение от назареев, которые в Берое в Сирии

пользуются им (Евангелием от Матфея, написанном на еврейском),

перевести его. … Евангелие, которым пользуются назареи и

эбеониты, которое я недавно перевел с еврейского на греческий.»

(Иероним, «Comment. to Matthew», кн. II, гл. XII, и Иероним, «De

Viris Illust.», гл. 3.) Далее, это предполагаемое Евангелие от

Матфея, кем бы оно ни было написано, «представляло материал», как

Иероним жалуется (loc. cit.), «не для построения, но для

разрушения» (Христианства). Но тот факт, что эбеониты, истинные

первоначальные христиане, «отвергая все остальные апостольские

писания, пользовались лишь этим (еврейским, Матфея) Евангелием»

(«Adv. Haer.», I, 26), — очень многозначителен. Ибо, как заявляет

Епифаний, эбеониты твердо верили, вместе с назареями, что Иисус

был только человеком «от семи человека» (Епиф., «Contra

Ebionites»). Кроме того, из «Кодекса» назареев, частью которого

является «Евангелие по Матфею», мы знаем, что эти гностики,

галилеяне ли, назареи или неевреи, называют Иисуса, в своей

ненависти к астролатрии, в своем Кодексе Набу-Мешиха или

«Меркурием». (См. «Мендеяне».) Это не свидетельствует о слишком

ортодоксальном Христианстве ни у назареев, ни у эбионитов; но,

видимо, наоборот, доказывает, что Христианство ранних веков и

современное христианское богословие — две совершенно

противоположные вещи.

Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.

Что значит Назарей?

На уроке онлайн по изучению Библии мы встретили следующее место:

10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
(Деян.4:10)

Вопрос относительно «Назарея». Это обозначение обета назарея или уточнение по месту жизни Иисуса, город Назарет?

Назарянин — прозвище или обет?

Как мы видим из материала ниже, есть несколько значений:

  1. обет
  2. город
  3. прозвище.

Есть путаница и она связана со значениями слов:

  1. Обет. Назорей, через «О»: происходит от еврейского назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы назорея).
  2. Город. Назарет, через «А» — נָצְרַת, Нацрат, Ноцрат; по-арабски ан-Насира. Возможно, «стражница».
  3. Прозвище. Назарей, чере «А». Во всех местах Писания, когда идет упоминания об Иисусе мы встречаем прозвище через «А». То есть прозвище относиться к городу Назарет.

Когда мы говорим об Иисусе, что Он Назарянин, мы не должны подразумевать обет назОрейства.

Идет речь именно о месте Его жизни.

НАЗАРЕЙ — ПРОЗВИЩЕ ПО ГОРОДУ

Назорей — обет

Назорей — отделенный, посвященный.

Чис 6.2,4,5,6,8,9,12,13,18-21; Суд 13.5; 16.17; Ам 2.11

Назорей — человек, полностью посвященный Богу, по добровольному обету и на определенное время или от самого рождения, как Самсон, Самуил и Иоанн Креститель.

Назорей по закону не должен был стричь волос, пить вина и прикасаться к мертвому телу в течение всего времени назорейства.

Мы будем правы, если заметим, что Иисус полностью посвятил Себя Богу, но был ли Иисус Назореем, потому связал Себя с обетом назорея?

I. Слово «назорей» происходит от еврейского назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы назорея).

Давайте посмотрим Чис 6:7: «посвящение Богу его на главе его».

II. Постановление о назорействе приведено в Чис 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек — мужчина или женщина, — если считал необходимым посвятить себя Богу на определенное время или на всю жизнь.

В исключитительных случаях человек еще до рождения был предназначен в назореи Богом (как, например, Самсон; Суд 13:5,14) или собственной матерью (как, например, Самуил; 1Цар 1:11).

III. Обет назорейства включал в себя:

а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» (Чис 6:3 и след.);

б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (ст. 5);

в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти кого-либо в присутствии назорея последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого назорей должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (ст. 9-12);

Размышления: Как выглядел Иисус Христос?

г) по исполнении обета назорей должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее — в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки назорея, возносил, потрясая пред Господом (-> Жертва потрясания) (ст. 13-20).

После этого назорея вновь мог жить обычной жизнью.

IV. Давая обет, назорея всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определенные ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения.

Таким образом назорей становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам 2:11 и след.).

V. Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести назорей; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для назорея (Мф 3:4).

О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян 21:24,26.

Назарет — город

Назарет (возможно, «стражница»), город в Галилее, родной город Иисуса Христа, в Ветхом Завете не упоминается.

(Мф 2:23; Мк 1:9; Лк 2:39; Ин 1:46)

Современный Назарет расположен на высоте 350-400 м на юж. склоне горы Джебель-эс-Сих: отсюда можно увидеть панораму всей Израельской равнины.

Через небольшой в новозаветные времена Назарет (см. Ин 1:46) проходил оживленный торговый путь из Дамаска в Египет, что, несомненно, налагало свой отпечаток на городскую жизнь.

Иисус покинул Назарет в начале Своего общественного служения; позднее на Своей родине Ему пришлось столкнуться с неверием в Себя.

(Мк 6:1-6; Мф 4:13; Ин 2:12)

В наши дни в Назарете показывают синагогу, где Иисус говорил об исполнении обетования, возвещенного через Исаию (Лк 4:16 и след.), а также место, откуда, по преданию, Его хотели сбросить (ст. 29).

Назарянин — прозвище

Назарей — Иисус Христос. 3 факта

Назарянин — прозвище Иисуса, под которым Он был известен в народе.

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Матф.2:23)

24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
(Мар.1:24)

67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
(Мар.14:67)

34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
(Лук.4:34)

19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
(Лук.24:19)

Заметили, что в Матф.2:23 указано Назореем?

В этом месте:

Назореем:
Nazwrai_ov
назорей, назарянин.
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University

Современный перевод:

Придя туда, он поселился в городе под названием Назарет. Иосиф сделал так, чтобы исполнились предсказания пророка о том, что нарекут Его Назареем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *