Кто такой рэй брэдбери?

Затем в первых номерах журнала Playboy вышла его повесть «451 градус по Фаренгейту» (Fahrenheit 451, 1953), которая ему принесла мировую известность. В 1966 году повесть была экранизирована режиссером Франсуа Трюффо.

Всего Брэдбери опубликовал более 30 книг, около 600 рассказов, многочисленных стихотворений, эссе, пьес. Его рассказы были рекомендованы более чем в тысяче школьных программ.

Брэдбери был автором и ведущим цикла телепередач «Театр Рея Брэдбери» (1985-1992), который включал 65 короткометражных фильмов по мотивам рассказов писателя.

Брэдбери — лауреат премий О’Генри, Бенджамина Франклина, Американской академии, Энн Радклифф, «Гэндальф», Брэма Стокера.
Пулитцеровская премия за 2007 год (специальная награда) была присуждена Рею Брэдбери как непревзойденному автору научной фантастики и фэнтези.

В 1988 году он был удостоен титула «Гранд-мастер». В 2000 году был награжден медалью фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу. Являлся почетным доктором литературы колледжа Уиттьер (штат Калифорния).
Брэдбери был женат на Маргарэт МакКлюр (Marguerite McClure). Они поженились 27 сентября 1947 года. В семье родились четыре дочери. В 2003 году Маргарэт МакКлюр умерла.

5 июня 2012 года Рэй Брэдбери скончался в Калифорнии после тяжелой и продолжительной болезни.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рэй Брэдбери

Ray Bradbury


Рэй Брэдбери в 1975 году

Имя при рождении:

Рэймонд Дуглас Брэдбери

Дата рождения:

22 августа 1920

Место рождения:

Уокиган, Иллинойс, США

Дата смерти:

5 июня 2012 (91 год)

Место смерти:

Лос-Анджелес, Калифорния, США

Гражданство:

США

Род деятельности:

прозаик

Годы творчества:

1942—2012

Жанр:

научная фантастика, фэнтези, литература ужасов, психологическая проза

Язык произведений:

английский

Дебют:

Марсианские хроники

Премии:

Небьюла, Хьюго, О’Генри, Балрог, Брэма Стокера, Энн Радклифф, Бенджамина Франклина

Награды:

, медаль фонда Национальной книжной премии

Подпись:

Ray Bradbury

Произведения на сайте Lib.ru

© Произведения этого автора — несвободны.

Рэ́ймонд Ду́глас «Рэй» Брэ́дбери (англ. Raymond Douglas «Ray» Bradbury; 22 августа 1920, Уокиган — 5 июня 2012, Лос-Анджелес) — американский писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографическому роману «Вино из одуванчиков». Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его произведений тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. Как сказал сам Брэдбери,

Во-первых, я не пишу научную фантастику. У меня есть только одна книга в жанре научной фантастики и это «451 градус по Фаренгейту», она отталкивается от реальности. Она была названа по температуре, при которой воспламеняется бумага. Научная фантастика имеет дело с реальными вещами, фэнтези — с нереальными. Так что «Марсианские хроники» — это не научная фантастика, это фэнтези. Этого не может быть, понимаете? Поэтому у этой книги будет долгая жизнь — она как греческая мифология, а мифы живучи.

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство и юность
    • 1.2 Писательская деятельность
    • 1.3 Писательский успех
    • 1.4 Награды, премии и поощрения
    • 1.5 Последние годы жизни
  • 2 Семья
  • 3 Произведения
    • 3.1 Романы
    • 3.2 Повести
    • 3.3 Рассказы
  • 4 Произведения Рэя Брэдбери в переводе на русский язык
  • 5 Экранизации и постановки
  • 6 Музыкальные произведения
  • 7 Отзывы и мнения о творчестве Рэя Брэдбери
  • 8 Память
  • 9 Литература
  • 10 Примечания

Биография

Детство и юность

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя — Дуглас — он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса.

Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (1891—-1957) (потомок англичан-первопоселенцев). Мать — шведка Мари Эстер Моберг.

Два старших брата-близнеца Рэя родились в 1916 г. — Леонард и Сэм (Сэм умер в возрасте двух лет). Сестра Элизабет, которая появилась на свет в 1926 г., тоже умерла, будучи ребёнком.

С 9 лет любил всё свободное время проводить за чтением книг в библиотеке.

Во время Великой депрессии, в 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, где Рэймонд окончил среднюю школу (1938 г.). Три года после окончания школы он продавал газеты на улицах Лос-Анджелеса, зарабатывая таким образом себе на жизнь— поступить в колледж ему не удалось из-за того, что семья была очень бедной. Но отсутствие дальнейшего образования не сильно помешало ему, о чём он и написал в своей статье «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м».

Когда мне было 19 лет я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку.

— Рэй Брэдбери

Брэдбери понял, что хочет быть писателем, в двенадцать лет, а к двадцати твёрдо решил овладеть этой профессией. В своих ранних работах он имитировал стиль викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер, которому он показывал свои тексты, не посоветовал ему пересмотреть приоритеты в творчестве.

Писательская деятельность

Рэй Брэдбери в 1959 году

Рассказы Брэдбери начали публиковаться в дешёвых журналах, печатавших множество фантастической прозы, часто недостаточно качественной.

Свой первый рассказ Рэй напечатал в 1941 году. Первый сборник рассказов «Мрачный карнавал» вышел в 1947 году. И только второй сборник «марсианских» рассказов («Марсианские хроники»), вышедший в печати в 1950 году, стал его первым коммерческим успехом. Когда Рэй вез этот сборник в Нью-Йорк к литературному агенту Дону Конгдону, у него не было денег даже на поезд: пришлось ехать на автобусе, а с Конгдоном он связывался исключительно по телефону бензоколонки, находившейся напротив дома.

Но уже во время второй поездки в Нью-Йорк Брэдбери настигли поклонники его творчества: во время остановки в Чикаго они хотели получить автограф к первому изданию «Марсианских хроник».

Писательский успех

После написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» (англ. Fahrenheit 451) и публикации его в первых номерах журнала «Playboy» слава Рэя Брэдбери разрослась до всемирной.

В 1967 году роман вынес на экраны режиссёр Франсуа Трюффо, сняв полнометражный фильм «451 градус по Фаренгейту».

Брэдбери был автором и ведущим цикла телепередач из 65 мини-фильмов по мотивам его рассказов. Цикл назывался — «Театр Рея Брэдбери» и выходил с 1985 по 1992 год.

Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Однако сам он не относил себя к писателям-фантастам и не стеснял себя рамками жанра — в жанре фантастики написана лишь часть его произведений. Тем не менее, помимо множества общелитературных премий, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики: (Небьюла — 1988, Хьюго — 1954).

Награды, премии и поощрения

Рэй Брэдбери в 1977 году

  • Брэдбери является обладателем премий: Небьюла, Хьюго, О’Генри, Балрог, Брэма Стокера, Энн Радклифф, Бенджамина Франклина, Американской академии, премии «Гэндальф».
  • В 1984 году стал лауреатом премии «Прометей» в номинации «Зал Славы» за роман «451 градус по Фаренгейту»
  • В 1988 году Брэдбери был удостоен титула «Гранд-мастер», а в следующем году получил премию Брэма Стокера «за достижения всей жизни».
  • В 2000 году он был награждён медалью фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу.
  • В 2007 году Рэй Брэдбери стал лауреатом Пулитцеровской премии.
  • Рэй Дуглас Брэдбери — Почётный доктор литературы колледжа Уиттьер (штат Калифорния) и почётный доктор Университета Вудбери (англ.)русск..
  • В честь Рэя Брэдбери назван астероид — (9766) Bradbury (англ.)русск..
  • На конференции Лаборатории реактивного движения NASA, прошедшей 22 августа 2012 года, было принято решение присвоить месту посадки марсохода MSL Curiosity название Bradbury Landing — в честь фантаста Рэя Брэдбери, автора «Марсианских хроник», которому в этот день исполнилось бы 92 года. «Он первым представил возможность существования жизни на Марсе», — заявил директор научной программы MSL Майкл Майер (Michael Meyer).

Последние годы жизни

Рэй Брэдбери в 1990 году

Будучи уже довольно пожилым человеком, каждое утро Брэдбери начинал с литературной обработки рукописи очередного рассказа или повести, веря в то, что ещё одно новое произведение продлит ему жизнь.

Книги выходили почти каждый год. Последний крупный роман увидел свет в 2006 году, ещё до своего выхода обеспечив себе высокий покупательский спрос.

Рэймонд Дуглас Брэдбери скончался после продолжительной болезни 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года.

Последние годы великий фантаст был прикован к инвалидному креслу.

Семья

Всю жизнь Рэй Брэдбери не расставался с одной женщиной — Маргарет МакКлюр (Marguerite McClure). Они поженились 27 сентября 1947 года.

В браке у них родилось четыре дочери — Беттина (Bettina Karapetian), Рамона (Ramona Ostergren), Сьюзен (Susan Nixon) и Александра (Alexandra Bradbury).

В течение нескольких лет Маргарет много работала, чтобы Рэй имел возможность неотрывно заниматься творчеством. К Маргарет МакКлюр обращено посвящение автора в романе «Марсианские хроники»:

Моей жене Маргарет с искренней любовью.

Маргарет скончалась 24 ноября 2003 года.

Произведения

Романы

Рэй Брэдбери в 2009 году

  • Марсианские хроники (The Martian Chronicles) 1950
  • 451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451) 1953
  • Вино из одуванчиков (Dandelion Wine) 1957
  • Надвигается беда (Something Wicked This Way Comes) 1962
  • Смерть — дело одинокое (Death is a Lonely Business) 1985
  • Кладбище для безумцев (A Graveyard for Lunatics) 1990
  • Зелёные тени, Белый Кит (англ.)русск. (Green Shadows, White Whale) 1992
  • Из праха восставшие (From the Dust Returned) 2001
  • Давайте все убьём Констанцию (англ.)русск. (Let’s All Kill Constance) 2002
  • Лето, прощай! (Farewell Summer) 2006

Повести

  • Лед и пламя (повесть) (Frost and Fire) 1946
  • Лорелея красной мглы (Lorelei of the Red Mist, совместно с Ли Брэкетт) 1946
  • Пожарный (повесть) (The Fireman) 1951 — основа романа «451 градус по Фаренгейту»
  • Канун всех святых (The Halloween Tree) 1972
  • Где-то играет оркестр (Somewhere a Band Is Playing) 2007
  • Левиафан-99 (Leviathan ’99) 2007

Рассказы

По собственным словам писателя, за жизнь он написал более 400 рассказов и 13 крупных романов. Некоторые из рассказов послужили основой для более крупных произведений. Некоторые можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой.

Подавляющее большинство рассказов издавалось в сборниках. Однако среди сборников имеются компилятивные — основу их составляют ранее опубликованные рассказы. Ниже приведены все 15 сборников, содержащих, за редким исключением, неповторяющиеся рассказы:

  • «Тёмный карнавал» Dark Carnival, 1947
  • «Человек в картинках» The Illustrated Man, 1951
  • «Золотые яблоки солнца» The Golden Apples of the Sun, 1953
  • «Лекарство от меланхолии» A Medicine For Melancholy, 1959
  • «Механизмы радости» The Machineries of Joy, 1964
  • «Электрическое тело пою» I Sing the Body Electric, 1969
  • «Далеко за полночь» Long After Midnight, 1976
  • «Воспоминание об убийстве» A Memory of Murder, 1984
  • «Конвектор Тойнби» (издан под неправильным названием «К западу от октября») The Toynbee Convector, 1988
  • «В мгновение ока» Quicker Than The Eye, 1996
  • «Вождение вслепую» Driving Blind, 1997
  • «Пора в путь-дорогу» (издан под неправильным названием «Полуночный танец дракона») One More for the Road, 2002
  • «Кошкина пижама» The Cat’s Pajamas, 2004
  • «Летнее утро, летняя ночь» Summer Morning, Summer Night, 2007
  • «У нас всегда будет Париж» We’ll Always Have Paris, 2009

Авторские компилятивные сборники, в которые для почитателей добавлялось несколько ранее не издававшихся рассказов, в скобках указаны их названия:

  • «Октябрьская страна» (The October Country) 1955. Основу составили переработанные рассказы из книги «Темный карнавал»
  • «Р — значит ракета» R Is For Rocket, 1962
  • The Vintage Bradbury, 1965
  • «К — значит космос» S Is For Space, 1966
  • «И грянул гром: 100 рассказов» The Stories of Ray Bradbury, 1980
  • «Высоко в небеса: 100 рассказов» Bradbury Stories: 100 of His Most Celebrated Tales, 2003

63 рассказа никогда не издавались в авторских сборниках, а печатались в газетах и журналах. На русский язык переведены только некоторые из них («Маятник», «Чепушинка», «Лазарь, восстань!», «Последняя жертва», «Уснувший в Армагеддоне», «Нечто необозначенное», «Чудеса и диковины!» «Передай дальше!», «Научный подход», «Знали, чего хотят», «Час Привидений», «Вернувшаяся из праха»).

Некоторые из его известных рассказов:

  • «Жила-была старушка» (There Was an Old Woman) 1944
  • «Возвращение» (The Homecoming) 1946
  • «Были они смуглые и золотоглазые» (Dark They Were, And Golden Eyed) 1949
  • «Будет ласковый дождь» (часть Марсианских хроник) (There Will Come Soft Rains) 1950
  • «Ревун», (The Fog Horn) 1951
  • «Завтра конец света» (The Last Night of the World) 1951
  • «И грянул гром» (A Sound of Thunder) 1952
  • «Здравствуй и прощай» (Hail and Farewell) 1953
  • «Всё лето в один день» (All Summer in a Day) 1954
  • «Запах сарсапарели» (A Scent of Sarsaparilla) 1958
  • «Берег на закате» (The Shore Line at Sunset) 1959
  • «Диковинное диво» (A Miracle of Rare Device) 1962
  • «Бетономешалка»
  • «О скитаньях вечных и о земле»
  • «Наказание без преступления»
  • «Каникулы»
  • «И всё-таки наш…»
  • «Вельд»
  • «Ветер»
  • «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»
  • «Луг»
  • «Смерть и дева»
  • «Улыбка»

Произведения Рэя Брэдбери в переводе на русский язык

На русский язык прозу Брэдбери переводили:

  • Бабенко, Виталий Тимофеевич
  • Нора Галь
  • Жуков, Дмитрий Анатольевич
  • Клюева, Белла Григорьевна
  • Облонская, Раиса Ефимовна

Экранизации и постановки

Ряд произведений Рэя Брэдбери был экранизирован.

В 1966 году французским режиссёром Франсуа Трюффо был снят фильм «451 градус по Фаренгейту» по мотивам одноимённого романа.

В 1983 году студия Уолта Диснея (режиссёр Джек Клейтон) экранизировала роман «Что-то страшное грядет» (Something Wicked This Way Comes), причём сценарий написал сам Брэдбери. Фильм Именно так зло и приходит дважды получил кинопремию «Сатурн» в 1984 году: за лучший сценарий и как лучший фильм в жанре фэнтези (кроме того, получил пять номинаций).

В период с 1985 по 1992-й год был снят, а затем и показан телесериал Театр Рэя Брэдбери, в котором были экранизированы многие его рассказы. Всего было отснято 65 мини-фильмов. Сам Брэдбери выступил в роли продюсера и одним из сценаристов, участвуя в процессе съёмок и подборе актёров. Также автор появлялся в начале каждой серии, представляясь и иногда участвуя в сценках, предваряя рассказ.

«Будет ласковый дождь» — мультфильм по мотивам одноимённого постапокалиптического рассказа Рэя Бредбери, снятый на студии «Узбекфильм» режиссёром Назимом Туляходжаевым в 1984 году.

В 1987 году Назим Туляходжаев снял фильм «Вельд». Фильм был снят по мотивам сразу нескольких рассказов — «Вельд», «Вино из Одуванчиков», «Пешеход», «Дракон», «Корпорация марионетки», но представлял собой оригинальное режиссёрское прочтение.

В 1989 году режиссер Владимир Самсонов снял мультипликационный фильм «Здесь могут водиться тигры» по одноименному рассказу Рэя Брэдбери.

В 1993 году был снят мультфильм «Праздничное дерево» по повести «Канун всех святых».

В 1997 году Игорем Апасяном был снят четырехсерийный фильм «Вино из одуванчиков» по мотивам одноименной повести.

В 2005 году на экраны вышел фильм «И грянул гром», снятый режиссёром Питером Хайамсом на основе одноимённого рассказа Рэя Брэдбери.

В 2007 году Санкт-Петербургский театр «Ювента» поставил мюзикл «Симфония огня» по роману «451 градус по Фаренгейту». В московском театре «Et cetera» в этом же году был поставлен авангардный спектакль по этому же роману.

В 2008 году вышел фильм «Chrysalis», снятый студией Urban Archipelago Films по одноимённому рассказу. В качестве режиссёра выступил Тони Баез Милан, а продюсером стал Роджер Лэй. Фильм является лауреатом премии Интернационального кинофестиваля фильмов в жанре ужаса и фантастики (англ. Phoenix International Horror & Sci-Fi Film Festival) в Фениксе.

В 2010 году радиоадаптация «Марсианских хроник» была предствлена в эфире Colonial Radio Theatre.

Музыкальные произведения

  • В 1972 году Элтоном Джоном была написана песня «The Rocket Man» по мотивам рассказа «Космонавт».
  • В 1989 г. советская прогрессив-рок-группа Горизонт в своем альбоме «Лето мальчика» поместила композицию «Фрагмент балета 451 градус по Фаренгейту — Соло Гая».
  • В 2004 г. группа Арда записала дебютный альбом «О скитаниях вечных и о земле», названный в честь одноименного рассказа Рэя Бредбери.
  • В 2011 году группой Ария была записана песня «Симфония огня» по мотивам романа «451 градус по Фаренгейту».
  • В альбоме группы The Grand Astoria присутствует композиция «Something Wicked This Way Comes».
  • Песня «Вино из одуванчиков» группы Blackmore’s Night из альбома «Ghost of a Rose» 2003 год.
  • Датская прогрессив-металлическая группа Royal Hunt в 2001 году записала альбом «The Mission», концепция которого основана на «Марсианских хрониках» Рэя Бредбери.

Отзывы и мнения о творчестве Рэя Брэдбери

  • Писатель и публицист А. А. Кабаков считает, что

    Брэдбери был одним из тех редчайших писателей, которых можно, буквально, пересчитать в одном десятке, которые создавали фразу навсегда. Его «эффект бабочки», его «451 градус по Фаренгейту», его «Марсианские хроники» — это та литература, которая, как бы, была всегда. В 70-е, я думаю, Брэдбери был одним из самым популярных писателей в мире. Странно, но очень многие не знали, что он ещё жив, но прекрасно знали его литературу. Он стал живым классиком в буквальном смысле этого слова.

  • По мнению писателя, поэта и драматурга В. Н. Войновича

    «Марсианские хроники» — это сборник выдающихся, просто, сочинений… Он один из очень загадочных писателей, от того, что описывая фантастические какие-то перелёты с одной планеты на другую… Он сам, как известно, вообще был домоседом и опасался передвигаться даже в автомобиле. Был таким примерным семьянином, жил всю жизнь с одной женой. И фантаст был совершенно необыкновенный, потому что его фантастическая проза — это философская проза.

Сам Рэй Брэдбери заметил о себе, что

Меня просят предсказать будущее, а я его хочу предотвратить.

Память

  • В связи с 92-летием со дня рождения автора «Марсианских хроник», на Марсе место посадки марсохода «Curiosity», произошедшее 23 августа 2012 года, было названо «Брэдбери лэндинг».

Литература

Примечания

Викиновости по теме:
Умер Рэй Брэдбери

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Писатель-фантаст Рэй Брэдбери умер в США, Взгляд (6 июня 2012). Проверено 6 июня 2012.
  2. R.I.P. Ray Bradbury, Author of Fahrenheit 451 and The Martian Chronicles (англ.). io9.com. Архивировано из первоисточника 23 июня 2012. Проверено 5 июня 2012.
  3. 1 2 Не стало писателя Рэя Брэдбери // Россия 24, 06.06.2012 г.
  4. Wil Gerken, Nathan Hendler, Doug Floyd, John Banks Books: Grandfather Time (Weekly Alibi . 09-27-99). Weeklywire.com. Архивировано из первоисточника 4 августа 2012. Проверено 14 февраля 2010.
  5. 1 2 «В США скончался Рэй Брэдбери» на сайте Дни. РУ.
  6. 1 2 3 Рэй Брэдбери: тот, кто написал будущее // Россия 24, 07.06.2012 г.
  7. 1 2 3 4 Не стало Рэя Брэдбери // Россия К, 06.06.2012 г.
  8. 1 2 Обама выразил соболезнования родным Рэя Брэдбери // ТВЦ, 07.06.2012 г.
  9. JPL Small-Body Database Browser on 9766 Bradbury
  10. Марсоход «Кьюриосити» успешно прошел тест-драйв
  11. Материал с сайта raybradbury.ru http://raybradbury.ru/inspiration/
  12. 1 2 Кончина Рэя Брэдбери стала главной темой соцсетей в России // Россия 24, 06.06.2012 г.

Ссылки

Фото и Видео на Викискладе

В Викицитатнике есть страница по теме
Брэдбери, Рэй

  • Полная библиография на сайте Fantlab.ru
  • Рэй Брэдбери в библиотеке Lib.Ru
  • «Позвольте людям узнать, что вы любите» — фрагменты выступления Рэя Брэдбери на Los Angeles Times Festival of Books (2005) на сайте «Газета. Ru».
  • Рэй Брэдбери на сайте The Electronic Literary Database (ELDb)
  • Books, Stores, Media
  • Рэй Брэдбери. Ру — Русский сайт
  • Бережной С. «Живые машины времени, или Рассказ о том, как Брэдбери стал Брэдбери» (статья)
  • Рэй Брэдбери — Творчество писателя

Произведения Рэя Брэдбери

Романы и повести:

451 градус по Фаренгейту • Вино из одуванчиков • Надвигается беда • Канун всех святых • Смерть — дело одинокое • Зелёные тени, белый кит • Из праха восставшие • Лето, прощай!

Марсианские хроники:

Будет ласковый дождь

Авторские сборники рассказов:

Тёмный карнавал • Человек в картинках • Золотые яблоки солнца • Октябрьская страна • Нескончаемый дождь • Лекарство от меланхолии • Р — значит ракета • Механизмы радости • К — значит космос • Электрическое тело пою! • Далеко за полночь • Воспоминания об убийстве • К западу от октября • В мгновенье ока • Вождение в слепую • Полуночный танец дракона • Высоко в небеса. 100 рассказов • Кошкина пижама • Летнее утро, летняя ночь

Рассказы:

Жила-была старушка • Ревун • И грянул гром • Здравствуй и прощай • Запах сарсапарели • Берег на закате • Всё лето в один день • Диковинное диво •
Завтра конец света • Секрет мудрости

Фильмография Рэя Брэдбери

Российские и советские экранизации:

Электронная бабушка (1985) • Вельд (1987) • Тринадцатый апостол (1988) • Вино из одуванчиков (1997)

Зарубежные экранизации:

Оно пришло из далёкого космоса (1953) • Чудовище с глубины 20 000 саженей (1953) • 451 градус по Фаренгейту (1966) • Иллюстрированный человек (1969) • Именно так зло и приходит (1983) • И грянул гром (2005)

Сценарист:

Моби Дик (1956)

Хорошо бы всем, кто имеет самое прямое отношение к воспитанию или просто жизни детей (а это, так или иначе, большинство из нас), родителям, учителям, педиатрам, психологам, иногда обращаться к фантастике. Фантасты часто способны сказать нам о том, как любить ребёнка и понимать его, гораздо больше самых концептуальных педагогических сочинений.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Летом мне всегда хочется перечитывать Рэя Брэдбери. Это именно «летний» писатель, всё его творчество пронизано ласковыми лучами солнца. Он поэтизирует лето и понимает его как сакральное время детства, радости, рая, счастья, свободы и гармонии с миром.

Сейчас, во время глобальной цифровизации, этот писатель кажется мне одним из немногих гениев, всё ещё способных мотивировать нас, современных, не отрывающихся от гаджетов, людей, на серьёзные размышления о человеке, его судьбе во вселенной и нашей ответственности за жизнь Земли и всё живое. Тот факт, что количество его читателей сегодня всё ещё значительно и включает представителей разных поколений, объединяя их, подтверждает это.

Некоторые из рассказов Брэдбери особо посвящены теме детства и взросления. В них настолько глубоко рассматривается проблема ребёнка в таком вот вселенском, космическом масштабе, что их можно считать «педагогическими» — прямо обращёнными к педагогам и родителям, да и вообще ко всем взрослым. Ко всем, кого волнуют проблемы воспитания и понимания между поколениями, и шире — между народами и целыми мирами: может быть, Земли и Марса или Венеры, к примеру.

Предлагаю вашему вниманию, читатели любимого мной «Мела», несколько таких рассказов Брэдбери. Они легко читаются даже летом на отдыхе. И для их прочтения требуется не так уж много времени. В крайнем случае, можно посмотреть фильмы сериала «Театр Рэя Брэдбери», созданные по этим рассказам. Но читать всё же — гораздо увлекательнее, приятнее и полезнее!

«Всё лето в один день»

Бывают странные дети, совсем не похожие на других. Таких обычно считают «белыми воронами» и порой жестоко травят (особенно в наше неспокойное время). Такова героиня этого рассказа — грустная девочка по имени Марго. Ей, так же как и всем её одноклассникам, приходится жить и учиться на Венере — суровой планете бесконечных дождей, которую вынуждены осваивать её родители вместе с другими людьми, покинувшими Землю из-за надвигающейся экологической катастрофы. Большинство детей родились уже на Венере и они даже не представляют себе, что такое солнце и каким зелёным, тёплым, ласковым может быть лето. Странность Марго в том, что она помнит Землю и тоскует по ней. Но никто из других детей просто не способен понять, почему она так сильно грустит и так часто болеет. Потому и дружить с ней никто не хочет, ведь она «какая-то странная».

Этот рассказ наводит меня на размышления о том, что, возможно, ребёнок в принципе наделён особой памятью — памятью об утраченном человеком рае. Тогда очень важно слушать детей, чтобы вспомнить, кто мы, люди, и где наша родина, чтобы вновь научиться любить. И о том, что странные, необычные дети чаще всего наделены каким-то особым даром.

Ещё, читая, размышляешь о краткосрочности и скоротечности лета, которое сейчас так стремительно ускользает от нас. Действительно, лето пролетает, как один день.

«Мне кажется, солнце — это цветок,

Цветёт оно только один часок!

Такие стихи сочинила Марго и негромко прочитала их перед притихшим классом. А за окнами лил дождь. Он лил, не переставая, семь лет подряд; тысячи и тысячи дней, с утра до ночи, без передышки.

Она прилетела сюда с Земли всего лишь пять лет назад, и она помнит солнце, помнит какое оно, и какое небо она видела в Огайо, когда ей было четыре года. А они — всю жизнь живут здесь, на Венере; и они не помнят, какое оно, солнце, и как жарко греет. А Марго помнит. И после этого у неё появилось странное, смутное чувство: она не такая, как все. И другие дети это тоже чувствовали и сторонились её…».

«Улыбка»

Этот рассказ об огромном значении памяти и о том, насколько важно и необходимо сохранять традиции прошлого.

Брэдбери показывает страшный мир не такого уж далёкого будущего. Огромная толпа людей собралась на площади, чтобы плюнуть на великий шедевр искусства — «Джоконду» Леонардо да Винчи. Никто из них не понимает, что они все делают. Лишь один мальчик — Том — вдруг неожиданно для себя самого и для других задаётся вопросом «Почему?». Прощальная улыбка исчезающей из мира красоты… Сейчас кажется, что мы подошли к такому миру, описанному фантастом, уже вплотную.

Многие ли дети нынешней эпохи цифровой революции понимают красоту искусства, или красоту природы? Многие из поколения Z охотно проводят время со своими родителями на природе? Давно ли вы гуляли со своими детьми по летнему лесу, никуда не спеша, спокойно беседуя или наслаждаясь тишиной? И если вдруг исчезнет природа, кто из них оторвётся от гаджетов и заметит это?

Несмотря на любые революции, войны, катастрофы, смену режимов власти наш долг — передавать последующим поколениям всё доброе, прекрасное, разумное, ценное, что накоплено человечеством на Земле.

» — Ну, плюй же!

Том замер перед картиной, глядя на неё. Женщина на картине улыбалась таинственно и печально…

— Но, она же красивая! Как её звать, сэр?

— Картину-то? Кажется, «Мона Лиза».

Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади, и все смеялись точно пьяные.

— Почему мы должны плевать?

— Э, Том, причин уйма. Тут всё дело в ненависти. Ненависти ко всему, что связано с прошлым».

«Детская площадка»

Часто ли вы вспоминаете своё детство? Какие это воспоминания? Тёплые и добрые? Ваше детство было беззаботным и счастливым и осталось в вашей душе тем «домом», куда вы иногда с нежной грустью возвращаетесь в воспоминаниях? Или у вас, как у героя этого рассказа Чарльза Андерхилла, всё совсем наоборот: детство — самый тяжёлый период вашей жизни, время беспомощное и жестокое, вечный источник боли, не заживающих ран и не прощённых обид, и одна только мысль о нём вызывает ужас и отвращение? Какой он — ваш личный образ детства? Ведь причины многих неудач и проблем в нашей нынешней жизни стоит поискать именно в детстве.

Этот рассказ наводит меня и на размышления о том, что в каждом из нас по-прежнему скрывается маленький хрупкий ребёнок, обиженный, беспомощный и напуганный. Какой ребёнок живёт в вас? И о том, что большинство нас, взрослых, увы, существует «по ту сторону детства» (выражение Р. Брэдбери). Детство для многих из нас — чужая страна. Очень редко мы задумываемся о том, каково приходится нашим детям там, в детстве. В этом и причина непонимания между нами, взрослыми и детьми. Наши миры так далеки друг от друга, как планеты, и они такие разные. Но наша задача — сблизить их, насколько это возможно, и постараться сделать так, чтобы детство наших детей осталось в их памяти счастливым и благополучным. Это очень-очень важно!

«Кто сказал, что детство — самая счастливая пора жизни? О, нет, это самое страшное и жестокое время, пора варварства, когда нет даже полиции, чтобы защитить тебя. Есть только родители, но они слишком заняты собой, а их мир чужд и непонятен.

Воспоминания о собственном детстве терзали его все эти часы, воспоминания о страхе и жестокости. Слава Богу, его детство давно и безвозвратно ушло! Мог ли он смириться с тем, что и его сына ждут такие же испытания, его Джимми, который не виноват в том, что рос слабым и болезненным ребёнком. Разумеется, его все будут мучить и обижать».

«Маленький убийца»

Последнее время в литературе, кинематографе всё чаще появляются образы ужасных, страшных, могучих детей. Детей тьмы. Достаточно вспомнить «Омен», ребёнка Сатаны. Отчасти, это реакция на детоцентризм современности (см. книгу шведского психиатра Дэвида Эбехарда «Дети у власти. Как мы растим маленьких тиранов, которые управляют нами»). Мы не знаем детства, мы не помним детство, именно потому интуитивно боимся его, для нас с ним связана какая-то опасность или боль, оно у большинства вызывает беспокойство.

О таком маленьком Люцифере — этот рассказ фантаста. Но смысл его, как всегда у Брэдбери, намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Что суть детство? Из каких миров приходят к нам дети? Принадлежат они изначально миру добра или зла, рая или ада, света или тьмы, ангелов или демонов? И что суть воспитание? Насколько оно необходимо и может ли оно что-то изменить?

«Меня убивают у них на глазах. Где же Дэвид? Эти доктора, эти сестры, они не понимают, что со мной происходит. И Дэвид не знает. Никто не знает, кроме меня и его — убийцы, этого маленького убийцы. Я умираю и ничего не могу им сказать. Они посмеются надо мной. Скажут, что это бред. Они увидят убийцу, будут держать его на руках и никогда не подумают, что он виновен в моей смерти. И вот я перед Богом и людьми чиста в помыслах, но никто не поверит мне. Меня успокоят ложью, похоронят в незнании, меня будут оплакивать, а моего убийцу — ласкать. Но я не хочу умирать! Не хочу-у!».

«Вельд»

Рассказ-предупреждение о детях и родителях общества потребления, в котором мы все сейчас живём. Существуем с иллюзией благополучия и счастья, которое, как нам кажется, способны дать нам «умные дома и города», виртуальные миры, роботы, управляемые могущественным искусственным интеллектом.

Герои этого рассказа, супруги Джордж и Лидия, обустраивают для своих детей Питера и Венди (имена детей здесь — не случайны) такую вот «умную» виртуальную детскую комнату. Детскую, умеющую реагировать на все желания детей, исполняющую любой их каприз и способную мгновенно создать «эффект реальности» любой их выдумки. Хотите прямо сейчас оказаться в Африке среди львов? — Пожалуйста! Но это увлекательно и безопасно только на первый взгляд…

» — Джорджи, пожалуйста, посмотри детскую комнату. Или пригласи психиатра, пусть он посмотрит.

— Причём здесь психиатр?

— Ты отлично знаешь, причём!

Детская… — подумал Джордж Хедли. — Что ж детям и впрямь не вредно некоторое время пожить без неё. Детская для них — всё. Во всём нужна мера. А они, это совершенно ясно, слишком уж увлекаются Африкой. Удивительно, как точно Детская улавливает телепатическую эманацию психики детей и воплощает любое их пожелание. Стоит им подумать о львах — пожалуйста, вот они. Эти львы. Полная иллюзия настоящих зверей. И жирафы. И запах крови. И солнце. И смерть… Мысли о смерти.

Может и впрямь нужно расстаться с фантазией, которая стала чересчур реальной для десятилетних детей».

«И всё-таки наш…»

Ещё один рассказ о странном ребёнке, и на этот раз весьма необычном новорождённом. Важнейший урок родителям от великого фантаста — своего ребёнка нужно принимать таким, какой он есть, каким дарован вам. Несмотря ни на что! В любом случае: будь то аутизм, СДВГ, детский церебральный паралич (не дай бог, конечно), просто другой цвет кожи (о, ужас: негритёнок у белых родителей!) или креативный художник комиксов в семье уважаемых серьёзных банкиров (ни в маму, ни в отца!). Вот у героев этого рассказа — супругов Питера и Полли-Энн Хорн — всё гораздо сложнее: их сын Пай вдруг ни с того ни с сего неожиданно взял и почему-то родился в другом измерении! Так вот совершенно спокойно и сообщил доктор Уолкот счастливому отцу, который жил себе, не думал и не гадал, что ему придётся однажды «стать отцом голубой пирамидки».

Причина, как объяснил доктор, проста: что-то разладилось в соотношении двух суперсовременных машин, родильной и гипнотической, произошло короткое замыкание, от чего исказились пространственные измерения. Но главное: ребёнок жив, здоров, вполне нормально развивается, хоть и непостижимым для нас образом, так что беспокоиться не о чем. Супруги, ставшие родителями такого странного ребёнка, принимают смелое, но верное решение: рискнуть отправиться в другое измерение, мир своего ребёнка, так непохожий на обыденный мир людей. Просто для того, чтобы понимать его! Они осознают, что при этом наверняка станут чужими для всех людей, но обрести гармонию, чтобы стать семьёй — вот что важно для них.

» — Я не могу извлечь оттуда Пая. Гораздо легче переправить вас в четвёртое измерение, чем вернуть Пая в наше. Вы обретёте ещё одно чувство и станете иначе воспринимать всё, что увидите. И пирамидка станет для вас ребёнком.

— Я увижу моего ребёнка таким, какой он есть на самом деле, если перейду в его измерение? Тогда я хочу туда, — просто и серьёзно сказала Полли.

— Доктор Уолкот, а как будет там, по ту сторону?

— Для всего света Вы, Ваша жена и ребёнок будете выглядеть абстрактными фигурами. Малыш — треугольником, Ваша жена, возможно, прямоугольником. Сами Вы — массивным шестигранником. … Но вы будете такими же ласковыми и любящими, а это главное».

«Озеро»

О любви. О первой любви подростка, наивной, нежной и трогательной. Об отчаянии и одиночестве. Как часто мы предаём эту первую юношескую любовь забвению, не воспринимаем всерьёз и теряем навсегда. Иногда всё из-за этого может сложиться совсем иначе. Жизнь может отклониться от истинного курса, пойти не тем, неправильным путём…

«Я думал о том майском дне, когда Талли, улыбаясь, шла в воду, а солнце играло на её худых плечиках.

Мне было только двенадцать. Но я не знал, что люблю её. Это такая любовь, которая приходит раньше всяких понятий о теле и морали. Эта любовь также бесхитростна и реальна, как ветер, озеро и песок. Она — это и тёплые дни на пляже, и стремительные дни и вечера, когда мы возвращались из школы, и я нёс её учебники. Талли! Талли!

Я вырос. А она не изменилась. Смерть не даёт человеку расти или меняться. Она навсегда останется юной, и я всегда буду любить её, только её».

«Космонавт»

Это очень горький рассказ. О смерти отца, горе матери и о сыновней утрате. Описывается событие, происходящее, к сожалению, довольно часто, и во многих семьях, но — в «космическом» масштабе гениальности Брэдбери. Тот факт, что отец по профессии космонавт и на длительный срок отправляется в открытый космос, покидает семью, отсутствует на Земле, и однажды не возвращается — только усиливает трагичность происходящего. Обостряется и чувство хрупкости семьи. Главный завет великого фантаста — беречь любовь, способную преодолеть космические пространства, «любовь, что движет солнце и светила».

» — А в космосе есть смертельные опасности?

— Миллион. Столкновение с метеором, из ракеты выходит весь воздух. Или тебя захватит кометой. Взрыв. Центробежные силы. Чрезмерное ускорение. Жара, холод, Солнце, Луна, звёзды, планеты, астероиды, радиация…

— Погибших сжигают?

— Поди, найди их.

— А куда же девается человек?

— Улетает за миллиарды миль. Ты становишься метеором или планетоидом, который вечно блуждает в космосе. Зато в космосе смерть быстрая. Раз — и нету. Никаких страданий. Чаще всего человек вообще ничего не замечает».

«Электрическое тело пою!»

Роботы будут воспитывать наших детей? Роботы станут полноправными членами нашего общества и быстро войдут в наши семьи? Или уже совсем скоро любой ребёнок получит право выбирать не только электронную няню, но и электронных цифровых родителей? Сейчас об этом говорят всё чаще и чаще. В университетах даже появились курсы о взаимоотношениях роботов и людей, которые пользуются большой популярностью.

Этот рассказ, так же, как и предыдущий, — о трагедии и кризисе семьи в этом сумасшедшем мире. Умерла мама… Отец решает купить своим детям Тиму, Агате и Тому Бабушку-робота. Но это очень добрый и светлый рассказ — «Бабушка, милая Бабушка, прекрасная электрическая сказка нашего детства!». Более того, в нём самые сокровенные размышления Брэдбери о главных ценностях человечества — любви и памяти.

» — Вы спрашиваете: кто я? Я — Машина. Но этим не всё ещё сказано. Я — это люди, задумавшие и создавшие меня, их планы, замыслы и мечты. Я — то, чем они хотели бы стать, но почему то не стали. Человек всегда меньше собственной мечты. Следовательно, если машина воплощает мечту человека, она больше того, кто её создал.

Я — ваша семейная память, а со временем, может быть, память всего рода человеческого. Я лучше старого семейного альбома. Я сохраню то, что забудете вы. И хотя споры о том, что такое любовь будут продолжаться не одну тысячу лет, мы с вами, может быть, придём к выводу, что любовь — это когда кто-то может вернуть человеку самого себя. Возможно, любовь — это если кто-то, кто всё видит и помнит, помогает нам вновь обрести себя, но ставшим чуточку лучше, чем был, чем смел мечтать».

«Каникулы на Марсе» (из «Марсианских хроник»)

Сейчас как раз время длительных каникул и краткосрочных (но всё же!) отпусков, многие из нас на отдыхе. Каникулы всегда ассоциируются с приятным и интересным времяпрепровождением, приключениями и массой впечатлений. Для героев рассказа Брэдбери — всё иначе. Родители Тимоти говорят ему и двум другим братьям, что они всей семьёй проведут каникулы на Марсе. Но на самом деле отец вынужден принять сложное решение — семья покинет охваченную войнами Землю навсегда. Время действия рассказа «Каникулы на Марсе» отнесено Брэдбери в будущее, в 2026 год. Для нас — уже совсем близкое. Достаточно близкое, чтобы задуматься!

» — А откуда ты взял ракету?

— Я её прятал. Двадцать лет прятал, Тим. Наверное, надо было сдать её государству, когда началась война, но я всё время думал о Марсе. Теперь будем жить здесь.

— Будем жить?

— Пора вам кое-что растолковать. Наверно, я был не прав, когда ограждал вас от всего. Простите меня, если я говорю как политик, но ведь я бывший губернатор штата. Я был честным человеком, и меня за это ненавидели. Я искал земную логику, здравый смысл, разумное правление, мир и ответственность. Их больше нет на Земле. И, пожалуй, не будет никогда. Возможно, мы только сами себя обманывали, а их вообще и не было. Жизнь на Земле никак не могла устояться. Наука слишком стремительно и слишком далеко вырвалась вперёд, и люди заблудились в машинных дебрях, они, словно дети, чрезмерно увлеклись занятными вещицами, хитроумными механизмами, вертолётами, ракетами. Не тем занимались; без конца придумывали всё новые и новые машины. Войны становились всё более разрушительными и в конце концов погубили Землю. Вот от чего мы бежали. Нам посчастливилось. Больше ракет не осталось. Земля погибла».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *