Кто такой янус двуликий

Янус

У этого термина существуют и другие значения, см. Янус (значения). Бюст Януса в одном из музеев Ватикана

Я́нус (лат. Ianus) — двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей. В императорскую эпоху Януса представляли как легендарного первого царя области Лаций, основавшего город на холме Яникул.

Первый месяц года юлианского календаря, январь, назван в честь этого бога. 1 января люди должны были желать друг другу успеха и удачи, так как первые пожелания, согласно древним верованиям, имели наибольшие шансы воплотиться в жизнь. Именно в его храм, храм бога всех начинаний, люди несли сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым.

Во время правления полулегендарного царя Нумы Помпилия (715—673/672 гг. до н. э.) в Риме был построен храм Януса. Его должны были открывать на время войны и закрывать по заключении мира. За всё время его существования, учитывая особенности истории Древнего Рима, храм закрывали менее десяти раз.

Представления

В течение более чем тысячелетней истории Рима до принятия христианства религиозные представления римлян видоизменялись. Представления римлян времён начала существования республики отличались от таковых при Диоклетиане.

Янус, как один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой занимал заметное место в римском пантеоне. Древнейшая древнеримская коллегия жрецов-салиев в своей песне называла Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его отождествляли с «миром» (лат. mundus), первобытным хаосом. Согласно религиозным представлениям древних римлян, именно из хаоса возник упорядоченный космос, а Янус из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось. По своей сути это являлось отголоском мифа о том, что вначале огонь, вода, земля и воздух были одним веществом. Впоследствии они разделились, а то, что осталось, и стало Янусом. В этом виде он предстаёт в качестве бога-демиурга. Ж. Капдевилль считал связь Януса с греческой концепцией хаоса придуманной впоследствии, так как «изначальной» функции Януса было бы достаточно, чтобы объяснить его место у истоков времени. Капдевилль приводит слова Марка Мессала в изложении Макробия в Сатурналиях, I, 9, 14: «Он всё создаёт и им же управляет. Он связал тяжёлую и стремящуюся в глубину, распадающуюся сущность и природу воды и земли и лёгкую, бегущую в бездонную высь огня и воздуха, расположив вокруг небо. Эта величайшая сила неба соединила две несхожие сущности».

До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Для римлян, как и других народов Италии, в доме священными являлись очаг и двери. Закрытые двери защищали, отделяли человека от внешнего мира, открытые — соединяли римлянина с обществом и окружающим миром. Будучи божеством дверей, Янус стал также ответственным за начинание какого-либо дела и его завершение, включая войну. Янус был также патроном дорог и путников и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

Затем он уступил своё место Юпитеру, заняв место владыки всех начал и начинаний во времени.Вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим в виде мужчины с двумя лицами, одно из которых направлено в будущее, а другое — в прошлое. Это подчёркивало его знание об уже произошедших и будущих событиях. Он был покровителем не только каждого дня, но и любого отрезка времени, как то: год, месяц, время года. Начало каждого месяца, календы, посвящали Янусу. Январь, первый месяц года юлианского календаря, назван в честь этого бога. Январское начало года определялось зимним солнцеворотом. День зимнего солнцестояния является и последним, и первым днём в году, и естественно, что это явление находилось в ведении Януса.

Фреска Паоло Фаринати 1550-х годов. Двуликий Янус со своими основными атрибутами — ключами и посохом

К IV веку нашей эры роль Януса нивелируется до «сторожа». В качестве атрибутов Янус, как и обычный сторож, имел ключ и посох, чтобы отгонять непрошеных гостей.

С Янусом тесно связаны Матер Матута — богиня раннего утра, Портун — божество ключей и ворот, Венилия — богиня источников и др.

Этимология

Древними учёными предлагались три этимологии имени бога, каждая из которых опиралась на рассуждение о его природе.

Первая этимология основывается на определении «хаоса», данном Павлом Диаконом, и гласит: от слова hiantem, hiarе («быть открытым») имя Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании. В этой этимологии понятие «хаоса» определяет исконную природу бога. Капдевилль также упоминает мысль Варрона в изложении Августина, который использует слово hiatus, чтобы объяснить слияние Януса с миром: «Они говорят, что статуя имеет два лица, спереди и сзади, потому что внутренняя полость нашего рта, когда мы его открываем, представляется похожей на мир (потому, дескать, греки и называют нёбо ουρανόν (ouranón), и некоторые из латинских поэтов небо называли palatum „нёбо“); от этой полости (hiatus) рта есть один выход наружу по направлению к зубам, а другой — внутрь по направлению к глотке».

Другая этимология была предложена Публием Фигулом и дошла до сегодняшнего дня в пересказе Макробия: Янус — это римский Аполлон, а Диана — Яна, с добавлением Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Дж. Фрэзером. Оно согласуется со всеми последующими уподоблениями Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает, что раньше это имя звучало как «Дианус», образованное от «диа» (dy-eð2) — из индоевропейского корня «дей», означающего «сияние». В латыни этот корень представлен словами dies («день»), Diovis и Iuppiter. Кук предлагает два параллельных ряда: *Divianus, *Dianus, Ianus и Diviana, Diana, Iana. Слабое место этой интерпретации — трудности с произношением долгого i в слове Dīāna.

Интерпретация Януса как бога начал и проходов основана на третьей этимологии, указанной Цицероном, Овидием и Макробием, которые объясняют имя как латинское, произошедшее от глагола ire («проходить, идти»). Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (ср. санскр. «yana-«, авестийское yah, лат. i- и греч. ei-). В этом случае Iānus — обозначение действия, выражающее идею движения, прохождения, образованное от корня *yā- < *y-eð2-, или от корня ey «идти», от которого происходят слова eō, ειμι. Аргументы А. Мейе и А. Эрну за эту этимологию были отвергнуты большинством французских исследователей: Э. Бенвенистом, Р. Шиллингом, Ж. Дюмезилем и Г. Капдевиллем. Превращение корня ey в ya хорошо представлено в западноевропейских языках, например, в ирландском āth, yā-tu-s. На основании сходных функций и этимологии даже делают предположение о наличии у Януса соответствия в индуистском пантеоне — Варуны.

Другие современные исследователи признают индоевропейскую этимологию либо от имени «Дианус», либо от корня yā.

Культ

Почитание

О некогда главенствующей роли Януса в римском пантеоне свидетельствует тот факт, что главным жрецом его культа был «священный царь» (лат. rex sacrorum), второй по значимости после великого понтифика служитель культа в Древнем Риме, заменивший царя. Даже жрец Юпитера (лат. flamen Dialis) имел относительно него второстепенное положение.

Поскольку Янус был старейшим из божеств римского пантеона, то именно с него начинали посвящённые нескольким богам молитвы. Ему первому совершали приношения даров, так как только после умилостивления бога всех входов можно было рассчитывать на благосклонность других высших сил. В праздник Януса 1 января все желали друг другу успехов и процветания, так как первые пожелания имеют больше шансов воплотиться в жизнь. В этот день люди несли в его храм сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым.

Янусу были также посвящены празднества агоналии, отмечавшиеся 9 января, 20 мая и 10 декабря.

После падения Римской империи «двуликий Янус» превратился в «символ двуличности», став воплощением неискренности и лицемерия. В Риме сохранилась арка, построенная в начале IV столетия. Название арка Януса закрепилось за ней в Средние века, хотя никакого отношения к данному божеству она не имеет.

Храм Януса

Картина Рубенса «Храм Януса» 1635 года. Эрмитаж, Санкт-Петербург Основная статья: Храм Януса

Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием и представлял собой две соединённые стенами арки. Здание соответственно имело два входа и два выхода. В центре находилась статуя двуликого бога с ключом в руках. На пальцах рук Януса, бога времени, были написаны «CCC» (300) и «LXV» (65) по числу дней в году. Когда принималось решение объявить войну, царь, консул или император отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога, а в редких случаях всеобщего мира храм вновь запирался на ключ.

В поэме «Фасты» Овидий так объясняет смысл и суть данного обычая:

Чтобы открыт был возврат народу, пошедшему в битвы,
Сняты запоры, моя настежь отворена дверь!
В мирное время я дверь запираю, чтоб мир не умчался;

Следует отметить, что состояние, при котором Древний Рим не вёл войн, было скорее исключением из правил. За всё время существования античной римской цивилизации храм Януса закрывали:

  • при полулегендарном царе Нуме Помпилии, который за время своего правления не вёл ни одной войны;
  • во время консульства Тита Манлия Торквата в 235 году;
  • трижды при Октавиане Августе, в том числе после сражения при Акции;
  • при Нероне в 65 году н. э.;
  • при Веспасиане после победы в Первой Иудейской войне в 71 году.

Эпитеты

В императорскую эпоху Янус имел эпитет Квирина. Первоначально Квирина почитали, как бога народного собрания, одну из ипостасей Марса. Когда его почитание было оттеснено культами Юпитера и Марса, он слился с таковым Януса, как бога ведающего войной и миром.

Другими эпитетами Януса были:

  • Patulcius («открывающий») и Clusivius («закрывающий»), связанные с властью отпирать и закрывать двери войны, потоки вод;
  • Consevius, Consivius — от глагола «делать целым», что согласуется с представлением об Янусе как божестве, превращающем хаос в упорядоченный космос;
  • Pater, Matutinus, Iunonius отображает его роль «отца богов», умножителя человеческого рода, ответственного за наступление каждого дня;
  • Geminus — двуликий.

Мифы

Первый царь аборигенов Лация

Первоначально Янус был богом-демиургом, возникшим из мирового хаоса. Впоследствии, когда он уступил место верховного божества Юпитеру, Януса стали изображать в качестве первого царя населявших Лаций людей, так называемых аборигенов Лация. Самая ранняя информация о Янусе как прародителе римского народа содержится в «Энеиде» Вергилия. Эту же версию детально описывают Овидий, Плутарх и другие древнеримские писатели и историки. Римский историк IV столетия Секст Аврелий Виктор представляет Януса сыном Аполлона и Креусы, который, возмужав, отправился в Италию и основал город Яникул на одноимённом холме. В произведениях Овидия и Макробия он поселяется на холме Яникул, получившем от него своё название. Плутарх и вовсе называет легендарного первого римского царя эллином из Перребия. Янус многому научил людей, в том числе почитать богов, возделывать землю, а также ввёл государственный порядок. Богиня источников Венилия родила ему дочь Каненту.

Приём Сатурна Янусом. Палаццо Веккьо, Флоренция

Когда Юпитер сверг своего отца Сатурна, то последний нашёл у Януса гостеприимный приём. Местные жители предпочли Сатурна Янусу и признали своим царём. В благодарность за приют Сатурн наделил двуликого бога способностью знать всё прошлое и предвидеть будущее.

Современные историки видят в этом мифе отражение смутных народных воспоминаний о прибытии в Италию морским путём переселенцев с Балкан пеласгов. В книге раннехристианского богослова Арнобия «Против язычников» Янус уже предстаёт, согласно верованиям древних римлян-язычников, сыном Неба и Гекаты, мужем Ютурны, отцом Фонтуса и тестем Вультурна.

Спасение Рима от уничтожения сабинами

Согласно поэту Овидию, Янус спас Рим от уничтожения сабинами. В то время, когда царь Тит Таций со своим войском, благодаря предательству Тарпеи, проник в крепость на Капитолийском холме, двуликий бог открыл устья источников. Вода перекрыла сабинам путь к спящим воинам Ромула. Таким образом римляне получили возможность приготовиться к предстоящей битве, закончившейся примирением сторон.

Янус и Карна

Нимфа Карна своею красотою привлекала многих молодых людей, которые были ей неинтересны. Когда ей досаждал очередной поклонник, нимфа притворно соглашалась разделить с ним ложе и приглашала в пещеру. Пока юноша пробирался вглубь тёмной пещеры, Карна пряталась в густом кустарнике. Янус, воспылав страстью к красивой нимфе, получил такой же ответ. Однако нимфа не учла, что Янус может видеть и вперёд, и назад, и после того, как Карна спряталась, он легко её настиг. После того, как ей пришлось уступить двуликому богу, Янус сделал Карну богиней дверных петель и подарил белый колючий цветок, с помощью которого она могла отвращать от жилища беды и неприятности.

Иконография

На монетах Древнего Рима

Изображение Януса на древнеримском ассеДидрахма с изображением ЯнусаСестерций Нерона с закрытым храмом Януса

Изображение Януса помещали на монетах (преимущественно самых ранних) для того, чтобы он покровительствовал любому делу, совершаемому при посредстве этих денег. Основным номиналом с Янусом на аверсе во времена римской республики до Первой Пунической войны был асс. Половина базовой денежной единицы семис содержала профиль Юпитера, 1⁄3 асса триенс — Минервы, ¼ асса квадранс — Геркулеса, 1⁄6 асса секстанс — Меркурия, 1⁄12 асса унции — Беллоны. Этот перечень богов, по мнению британского нумизмата Г. Мэттингли, весьма понятен. Янус — первый бог, божество всех начал; Юпитер следует за ним по значимости; Меркурий, как бог торговли, не мог не быть запечатлённым на деньгах; Геркулес здесь олицетворяет скорее прибыль и успех, а не физическую силу; боги войны, как Минерва и Беллона, отображают роль военных действий в жизни древних римлян.

По мере роста государства и завоевания греческих городов последние, в качестве признания верховной римской власти, стали помещать изображения римских богов, в том числе и Януса, на свои монеты.

В императорскую эпоху тематика, связанная с Янусом, на монетах встречается редко. По завершении войны с парфянами при Нероне в 65 году нашей эры за контроль над Арменией «всеобщий мир» нашёл отображение в чеканке серии монет с закрытым храмом Януса. Легенда «PACE P R TERRA MARIQ PARTA IANVM CLVSIT» в переводе обозначает «Доставив римскому народу мир на суше и на море, закрыл храм Януса». Их выпустили после коронации Нероном прибывшего в Рим царя Трдата I. Кроме неронианских, Януса эпизодически помещали на денарии Траяна (98—117), ауреусы Адриана (117—138), ассы и сестерции Антонина Пия (138—161), ассы, сестерции и ауреусы Коммода (177—192), денарии Пертинакса (193) и Геты (209—211), а также ауреусы Галлиена (253—268). Отдельно следует упомянуть ассы Адриана с четырёхликим Янусом.

В Новое время

Светское искусство Нового времени наследовало античную иконографию: Януса продолжали изображать двуликим. Его голова по традиции увенчивалась древнеримским «термином» (лат. terminus — «предел, граница»), то есть колонной, отмечавшей границы земельных участков. Аллегорически он обозначал январь, кроме того, принимал участие в сотворении мира. В эпоху Ренессанса два его лица считались символами прошлого и будущего в аллегориях, касающихся Времени (например, на Танце под музыку времени Пуссена). В работе Джордано (Палаццо Медичи-Риккарди) Янус поставлен в начале пространной аллегории человеческой жизни, где он даёт шерсть трем мойрам (см. справа). Атрибутом бога является змея, свернувшаяся кольцом, — античный символ вечности.

Примечания

  1. Циркин, 2000, «Римские боги», с. 119.
  2. 1 2 3 Мифы народов мира, 1990, «Янус», с. 1138—1139.
  3. Овидий. Фасты. Книга I. 100—120
  4. 1 2 3 4 5 6 Циркин, 2000, «Янус», с. 122.
  5. 1 2 Capdeville, 1973, p. 399—400.
  6. Овидий. Фасты. Книга I. 125—126
  7. Циркин, 2000, «Янус», с. 119—120.
  8. Нейхардт, 1990, с. 495.
  9. Циркин, 2000, «Янус», с. 120—122.
  10. Арнобий. Против язычников. Книга шестая. 25
  11. Циркин, 2000, «Янус», с. 122—123.
  12. Capdeville, 1973.
  13. Августин. О граде Божьем VII 8
  14. Макробий, Сатурналии, I, 9, 8.
  15. Варрон. О латинском языке. V. 68
  16. Варрон. Сельское хозяйство. I 37, 3
  17. Radke G. Die Götter Altitaliens. — Münster: Aschendorff, 1965. — Col. 147 — 350 S.
  18. Макробий. Сатурналии. Книга первая. 9. 11
  19. Овидий. Фасты. I. 126—127
  20. Цицерон. О природе богов. II. 67
  21. Taylor, 2000, p. 1.
  22. Майданов, 2003, p. 16.
  23. A. Ernout et A. Meillet. Ianus // Dictionnaire étymologique de la langue latine. — Paris : Klincksieck, 1932. — 1108 p.; Ernout A. Consus, Ianus, Sancus // Philologica II. — Paris : C. Klincksieck, 1957. — P. 175. — 253 p. — (Études et Commentaires, n° 26).: Ernout takes into consideration the legends of the Thessalic origin of Janus too.
  24. 1 2 3 4 5 Штаерман, 1987, с. 55.
  25. Овидий. Фасты. Книга I. 172—174
  26. Макробий. Сатурналии. Книга первая. 9. 3
  27. Овидий. Фасты. Книга I. 63—90
  28. Любкер, 2005, «Агоналия».
  29. Калинин А. Двуликий Янус // Наука и жизнь. — 2007. — № 5.
  30. Ferris I. Reimagining the City // The Arch of Constantine. — Gloucestershire: Amberley Publishing, 2013. — ISBN 9781445635446.
  31. Плутарх. Нума. 20
  32. Нейхардт, 1990, с. 493—495.
  33. Platner Samuel Ball. Janus Geminus // Topography of Ancient Rome. — London: Oxford University Press, 1929. — P. 278—280.
  34. Овидий. Фасты. Книга I. 279—282
  35. Максимова М. И. Глава 12. Города юго-восточного Причерноморья в эпоху Римской империи. Роль Синопы, Амиса и Трапезунта в римской восточной политике // Античные города юго-восточного Причерноморья. — Москва • Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1956. — С. 306.
  36. Светоний. Нерон 13
  37. Ростовцев М. И. Глава IV. Правление Флавиев и Просвещенная монархия Антонинов // Общество и хозяйство в Римской империи. — СПб.: Наука, 2000. — Т. 1. — 400 с. — ISBN 5-02-026813-5.
  38. Мифы народов мира, 1990, «Квирин», с. 518.
  39. Штаерман, 1987, с. 68.
  40. Макробий. Сатурналии. Книга первая. 9. 15
  41. Макробий. Сатурналии. Книга первая. 9. 16
  42. Макробий. Сатурналии. Книга первая. 15. 18
  43. Штаерман, 1987, с. 56.
  44. 1 2 3 Овидий. Метаморфозы. Книга XIV. 331—338
  45. Вергилий. Энеида. Книга VIII. 355—358
  46. Грешных, 2009, с. 6.
  47. Грешных, 2009, с. 7—11.
  48. Секст Аврелий Виктор. Происхождение римского народа. II. 1
  49. Плутарх. Римские вопросы. 22
  50. 1 2 Циркин, 2000, с. 174—175.
  51. Грешных, 2009, с. 7—8.
  52. Овидий. Фасты. Книга I. 233—246
  53. Макробий. Сатурналии. Книга первая. 7. 19—24
  54. Грешных, 2009, с. 6, 8.
  55. Арнобий. Против язычников. III. 29
  56. Овидий. Фасты. Книга I. 269—276
  57. Циркин, 2000, «Янус и Карна», с. 411.
  58. Мэттингли, 2005, с. 51.
  59. Мэттингли, 2005, с. 51—52.
  60. Мэттингли, 2005, с. 52.
  61. 1 2 DRC, 1889, «Janus», p. 471.
  62. Nomos 2, Lot: 174 (англ.). cngcoins.com. Classical Numismatic Group (17 мая 2010). Дата обращения 14 ноября 2018.
  63. Абрамзон, 1995, с. 180—181.
  64. RIC II Trajan 765. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  65. RIC II Hadrian 62. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  66. RIC III Antoninus Pius 693A. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  67. RIC III Antoninus Pius 644. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  68. RIC III Commodus 479. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  69. RIC III Commodus 460. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  70. RIC III Commodus 141. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  71. RRIC IV Pertinax 3. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  72. RIC IV Geta 79. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  73. RIC V Gallienus 45. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  74. RIC II Hadrian 662. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения 14 октября 2018.
  75. DRC, 1889, «Jan.», p. 473.
  76. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6.

Источники и литература

Античные источники

Янус на Викискладе

  • Секст Аврелий Виктор. Происхождение римского народа // Римские историки IV века. — М.: Российская политическая энциклопедия, 1997.
  • Арнобий. Против язычников / В русском переводе, с введением и указателем имён и предметов Н. М. Дроздова. Под редакцией А. Д. Пантелеева. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. — («Ver Sacrum»). — ISBN 978-5-288-04692-6.
  • Макробий. Сатурналии / пер. с лат. и греч., прим. и словарь В. Т. Звиревича. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. — 372 с. — ISBN 978-5-7996-0491-2.
  • Овидий. Фасты. Книга I // Элегии и малые поэмы. — М.: Художественная литература, 1973.
  • Марк Туллий Цицерон. О природе богов. Книга II. // Философские трактаты / Перевод с латинского (в т. ч. и стихов, кроме особо оговоренных случаев) и комментарии М. И. Рижского. Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук Г. Г. Майоров. — М.: Наука, 1985.

Литература

  • Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. — М.: Российская Академия наук. Институт археологии, 1995. — 656 с. — ISBN 5-7114-0063-0.
  • Грешных А. Н. Предание о царе Янусе в античной традиции // Новый исторический вестник. — 2009. — С. 5—13. — ISSN 2072-9286.
  • Любкер, Фридрих. Агоналия // Иллюстрированный словарь античности / И. Пименова. — М.: Эксмо, 2005. — 1344 с. — ISBN 5-699-14296-7.
  • Майданов А. С. Некоторые парадигмы и приёмы мифологического мышления // Философия науки / ответственный редактор д. ф. н. А. С. Майданов. — М.: ИФ РАН, 2003. — Вып. 9. Эволюция творческого мышления. — С. 7—42. — ISBN 5-201-02120-4.
  • Мэттингли, Гарольд. Монеты Рима с древнейших времён до падения Западной империи. — Collector`s Books, 2005. — ISBN 1-932525-37-8.
  • Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / сост. А. А. Нейхардт. — М.: Правда, 1990. — 576 с. — ISBN 5-253-00083-6.
  • Обнорский Н. П. Янус, римский бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — 560 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-003989-1.
  • Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима / ответственный редактор д. и. н. Е. С. Голубцова. — М.: Наука, 1987. — 22 000 экз.
  • Штаерман Е. М. Янус // Мифы народов мира / главный редактор С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 1138—1139.
  • Stevenson S. W., Smith C. R., Madden F. W. Janus // A Dictionary of Roman Coins. — London: George Bell & Sons, 1889. — P. 471—472.
  • Capdeville Gérard. Les épithètes cultuelles de Janus (фр.) // Mélanges de l’école française de Rome. — 1973. — Vol. 85, no 2. — P. 395—436.
  • Taylor, Rabun. Watching the Skies: Janus, Auspication, and the Shrine in the Roman Forum // Memoirs of the American Academy in Rome. — 2000. — Vol. 45. — P. 1—40.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Янус в древнеримской мифологии

Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества родственно латинскому слову janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» — производное от этого же слова. В переносном смысле выражение «двуликий Янус»: неискренний, двуличный, лицемерный человек (неодобр.).

Древними учёными предлагались три этимологии имени Янус, каждая из которых опиралась на рассуждение о природе бога.

Первая этимология базируется на определении Хаоса, данном Павлом Диаконом, гласит: от слова hiantem, hiare, быть открытым, имя Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании. В этой этимологии понятие Хаоса определяет исконную природу бога.

Другая этимология была предложена Публием Фигулом и связано с Макробием: Янус — это Аполлон, а Диана —Яна, с добавлением Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Фрэзером. Оно согласуется со всеми последующими уподоблениями Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает, что раньше это имя звучало как «Дианус», образованное от «диа» —из индоевропейского корня «дей», означающего сияние. В латыни этот корень представлен словамиdies («день»), Diovis и Iuppiter. Как бы то ни было, форма «Дианус», обозначенная Фигулом, не была подтверждена.

Интерпретация Януса как бога начал и проходов основана на третьей этимологии, указанной Цицероном, Овидием и Макробием, которые объясняют имя как латинское, произошедшее от глаголаire («проходить, идти»).

Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (ср. санскрит — «yana-«, авестийское «yah», лат. «i-» и греч. «ei-«). В этом случае Iānus — обозначение действия, выражающее идею движения, прохождения, образованное от корня *yā- < *y-eð2-, или от корня «ey» идти, от которое происходят слова eō, ειμι.

Другие современные исследователи признают индоевропейскую этимологию либо от имени «Дианус», либо от корня «yā».

Один из древнейших греко-римских богов, вместе с богиней очага Вестой он занимал заметное место в римском пантеоне. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отождествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус — божественный привратник, в гимне салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (Отворяющий).

Салии в своей песне называли Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его толковали как «мир» — mundus, первобытный хаос, из которого потом возник упорядоченный космос, и он из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось.

Арка Януса на Бычьем форуме, обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро.

До появления культа Юпитера был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил своё место Юпитеру, а сам занял место владыки всех начал и начинаний во времени. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Родители: Небо и Геката, женой Януса была Ютурна, сыном — Фонт, зятем — Вультурн. В греческой литературе его упоминает Прокл, отождествляя с Зевсом . Некоторые толкования называют его сыном Аполлона и Креусы , который основал город Яникул, жил на холме Яникул. Вендила родила ему дочь Каненту.

В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата (см. апостол Пётр). В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).

Под покровительством Януса находились все двери — частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счёт дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой — LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц — януарий. Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.

Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием. Когда принималось решение объявления войны, царь или консул отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ.

Янус был также патроном дорог и путников, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белый бык.

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович — один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эксперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
  • !!!В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть» автор называет царя Александра I двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Павлу I.
  • В романе Элли Гриффитс «Камень Януса» действие разворачивается вокруг мистических жертвоприношений богу Янусу, сделанных помешанным на римской истории английским мальчиком.

ДВУЛИКИЙ ЯНУС

Одним из древнейших римских богов был Янус. Его называли богом «отпирающим» и «запирающим» и изображали с ключами. У него было два лица — одно вперед, другое назад. Двуликость Януса означала, что любая дверь может как открываться, так и закрываться. При обращении к богам римляне считали Януса главным. Помимо своих способностей открывать и закрывать все двери и выходы, этот римский бог научил людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Его праздник — агонии — отмечался 9 января. В его честь назван первый месяц года — януарий (январь).

Двуликий Янус не совершил никаких выдающихся подвигов. Он не был красавцем, не обладал особой силой и властью. Но он, по верованиям древних римлян, руководил важнейшими природными явлениями. До появления культа бога Юпитера его называли богом неба и солнечного света. Янус открывал небесные врата, выпускал на небосвод солнце, и он запирал эти врата, когда приближалась ночь и солнце исчезало. Он контролировал все дверичастных домов, храмов, городские ворота.

Прежде чем начать какое-либо дело, римляне призывали на помощь бога Януса, так как считали его богом всех начинаний. Неслучайно в календаре ему посвящен первый месяц года — январь. Люди считали, что именно Янус научил древнейших людей исчислению, поэтому на пальцах его правой руки было начертано число ССС (300), а на левой — LXV (65). Жрец Януса — царь-жрец, среди жрецов других богов он считался самым важным.

Святилище бога Януса в Древнем Риме воздвигли рядом с римским форумом. По легенде, в его честь второй царь Древнего Рима Нума Помпилий велел установить крытую бронзой двойную арку, опиравшуюся на колонны. Когда объявлялась война, то царь или консул огромным ключом отпирал тяжелые двойные дубовые ворота храма. Они были украшены золотом, слоновой костью, зелеными ветвями. И перед двойным мраморным ликом бога Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну воины. Вместе с закаленными в сражениях ветеранами шли юноши, которым предстояло впервые сразиться с врагом. Они смотрели на бога Януса и просили его дать им удачу, чтобы вернуться назад с победой. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда заключался мир, то вернувшиеся войска снова проходили перед статуей бога, и храм запирался на ключ до следующей войны.

В мирное время в святилище приходили римляне, чтобы поклониться своему двуликому богу Янусу. Его «двуличие» для них означало движение в обе стороны — торжественное вперед и счастливое возвращение назад. Ему жертвовали вино, плоды и медовые пироги, а в начале года — белого быка.

Считается, что Янус был одним из первых царей Лациума, прародины центра современной Италии и ее столицы Рима. На правом берегу Тибра, на холме Яникуле, у него был дворец, откуда он управлял подчиненной ему местностью. Но его одиночное правление длилось недолго. Его прервал прибывший на корабле в Лациум бог Сатурн.

Позднее бога Януса заменил более мощный и деятельный бог Юпитер — бог всей природы, которого отождествляли с древнегреческим богом Зевсом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *