Кто ведет службу в женском монастыре?

Документ утвержден на заседании Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 129).

В соответствии с утвержденным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2017 года «Положением о монастырях и монашествующих» в женских монастырях «Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства». При этом современная практика знает немало случаев, когда указанные обязанности возлагаются на монашествующих пресвитеров. Настоящий документ призван ответить на некоторые вопросы, возникающие при назначении монашествующего клирика для служения в женском монастыре.

Канонические и святоотеческие основания

Канонические постановления Соборов и святых отцов, относящиеся к служению и пребыванию иеромонахов в женских обителях, направлены на то, чтобы оградить жизнь монашествующих от смущения и соблазна.

Так 20 правило VII Вселенского Собора гласит: «Да не живут во едином монастыре монахи и монахини, потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею или монахиня с монахом беседовати наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не яст монахиня вместе с монахом наедине».

47 правило Трулльского Собора повелевает «не спать — ни женщине в мужском монастыре, ни мужчине в женском: ибо верные, а особенно монахи, должны быть выше всякого соблазна и преткновения, и устроять и управлять жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием к Господу».

Помимо канонических правил некоторые указания даются и в авторитетных святоотеческих памятниках.

Так, святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский, сурово осуждает молодого иеромонаха, дерзнувшего совершать богослужения в женском монастыре: «Монахини не должны причащаться у молодого монаха-пресвитера, когда таковый служит и причащает».

Святитель Василий в «Правилах, кратко изложенных в вопросах и ответах» рассуждает о соотношении полномочий игумении и пресвитера. Она указывает на то, что клирики не вправе давать какие-либо указания сестрам без ведома игумении: «Если пресвитер прикажет что-нибудь сестрам без ведома старицы ; то в праве ли негодовать на сие старица ? Ответ. И очень» (111 краткое правило).

Некоторые правила святителя Василия определяют принципы, призванные оградить монашествующих от соблазна и смущения. Так, в 110 кратком правиле святителя Василия сказано: «Когда сестра исповедуется пресвитеру; надобно ли быть при сем и старице ? Ответ. Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старице пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления». Это правило, а также краткое правило 108, в котором говорится о том, что беседы клирика с сестрами должны проходить в присутствии настоятельницы, призваны исключить ситуацию, когда бы клирик оставался с одной из сестер наедине. Это указание сохраняет свою актуальность. При этом, в соответствии с церковными установлениями, сама исповедь сестры должна быть выслушиваема только исповедающим пресвитером.

Исторические прецеденты

В истории Церкви известны как практика служения монашествующих пресвитеров в женских обителях, так и практика, служения в таковых обителях только белого духовенства. Церковно-правовые установления также фиксируют обе практики.

Так в России законодательно служение монахов и их духовничество в женских монастырях было запрещено Собором 1503 года, что подтверждено постановлением Стоглавого собора 1551 года.

Но позднее, в XIX веке, такие жесткие правила уже не действовали. К примеру, в «Правилах для Борисо-Глебского Аносина общежития», составленных святителем Филаретом, митрополитом Московским, предписывалось: «Духовник общежития избирается из монашествующего или из белого духовенства, зрелых лет, назидательного поведения и сведущий в деле духовного руководства» . В женский Троице-Параскевиевский Топловский монастырь в 1864 году был прислан указ Святейшего Синода, которым предписывалось при монастырской церкви иметь одного священнослужителя из заштатных священников или престарелых иеромонахов .

I Всероссийский съезд монашествующих 1909 года относительно женских монастырей постановил: «Если есть в епархии строгие и опытные старцы из иноков, то назначать духовниками их, а не священников из белого духовенства, мало сведущих в монашеской жизни» .

На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов было принято определение «О монастырях и монашествующих», в котором сказано: «В женских монастырях для манатейных монахинь духовник назначается из монашествующих епархиальным архиереем».

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, наоборот, указывает, чтобы духовниками женских обителей «были семейные священнослужители, исключения же могут делаться только для пастырей, имеющих богатый духовный опыт и находящихся в преклонных годах».

Наконец, как было уже упомянуто, Архиерейский Собор 2017 года определил в «Положении о монастырях и монашествующих», что в женских обителях «Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства».

Выводы и рекомендации

1. Учитывая исторические прецеденты, назначение клириков из числа монашествующих в женские обители допустимо в тех случаях, когда не представляется возможным следовать процитированной выше рекомендации «Положения о монастырях и монашествующих» и назначать священников из числа белого духовенства. В то же время, с учетом канонических указаний и ради ограждения от соблазнов как клирика, так и сестер обители не следует допускать назначения на служение в женские монастыри молодых иеромонахов, не имеющих богатого опыта духовной жизни.

2. Совершение таинства Покаяния над насельницами женского монастыря требует от монашествующего пресвитера рассудительности и правильного понимания своей роли в душепопечении. Поскольку, согласно святоотеческой традиции, духовное окормление сестер принадлежит игумении, именно за ней остается право назидать их, давать им советы относительно молитвенного правила и чтения, устанавливать меру поста и иных подвигов. Как подчеркивается в «Положении о монастырях и монашествующих»: «Священник, взаимодействуя с игуменией, сохраняет при этом самостоятельность в решении пастырских вопросов, возникающих в связи с исповедью сестер. Вместе с тем пастырская практика священника в отношении сестер не должна наносить ущерба целостности монашеской общины или вступать в противоречие с уставом монастыря, а также духовным руководством, осуществляемым игуменией. При этом, в соответствии с церковными установлениями, священник не вправе раскрывать содержания исповеди сестер игумении или другим лицам в монастыре».

3. Главное дело, которое поручено Церковью священнослужителю, — это предстояние перед престолом Божиим на богослужениях, совершение церковной молитвы и принесение Бескровной Жертвы. Как показывает практика Церкви, служащий в женском монастыре иеромонах может выполнять и другие обязанности в обители. Так, духовник или служащий иеромонах могут по благословению правящего архиерея совершать в женском монастыре постриги насельниц в рясофор, мантию и великую схиму. На них также возлагается обязанность проповеди в монастырских храмах и исповеди мирян.

4. По канонам, духовник или служащий священник из монашествующих должны иметь келью вне ограды монастыря или в удалении от келий сестер. На это указывают 47 правило Трулльского Cобора и 20 правило VII Вселенского Cобора. Также желательно, чтобы они не принимали участия в общей сестринской трапезе, но вкушали пищу отдельно.

— Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М., Паломник, 2005. С. 73.

— Горчакова Е., кн. Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь в Крыму. М., 1894. С. 13.

— Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999. С. 207.

• монах, заведующий монастырским хозяйством

• монах, ведающий монастырским хозяйством

• скажите на среднегреческом «кладовщик, эконом»

• монах-завхоз

• завхоз в монастыре

• Монах, ведающий монастырским хозяйством

• м. инок, заведывающий монастырскими припасами, или вообще светскими делами монастыря. Келарнаца, келарня, келарская ж. кладовая, для разн. монастырских припасов. Келарский, к келарю относящ. или ему прнадлежщ. Келарство ср. званье, должность келаря. Келия, келья, комната инока, покойчик монаха; келейка,. келийка, кельенка умалит. одинокий, удаленный покойчик; одинокая избенка нетяглого крестьянина. Однодомок, одиночная изба; (гнездо, две избы; курень, куречем, три и более в кучке). От избытка и старец келью строить. Мертвый не без гроба, живой не без кельи. Келья, гроб, и дверью хлоп! старца в келье, чем Бог послал! Келейник м. -ница ж. служитель монашествующему лицу, послушник или монах же, или состоящий на искусе; служка. Ниж. скитник, раскольник из скита. Бобыль, живущий в деревне в келейном ряду, без крестьянского хозяйства. Келейница, девка, склонная к расколу и скитной жизни, затворница и богомолка, христова невеста; ходит под черным платком, потупляя очи, занимаясь чтеньем и рукодельем. Келейников, -ницын, им прнадлежщ.; келейничий, им свойственый. Келейный, к келье относящ.; секретный, тайный; происходивший глаз на глаз с кем или наедине. Келейно, келейне нареч. наедине и втайне. Келейный ряд или порядок, ниж. особый ряд малых избушек в деревнях, кельенки, где живут безтягольные и одинокие, бывшие солдаты, и девки, склонные к иночеству, к отшельничеству

• скажите на среднегреческом «кладовщик, эконом»

Скачать эту статью

Есть в православном монашестве такое интересное слово — «архимандрит».

Мы привыкли, что есть епископ, а есть архиепископ, есть ангел, а есть архангел. Но когда кто-то пытается приложить эту закономерность к архимандриту — не получается.

Что это за «мандрит» такой? Загадка. Да и положение этого сана в иерархии Русской православной Церкви понятно далеко не всем.

Архимандрит — это настоятель православного монастыря

Начнём с ответа на первый вопрос. Никакого «мандрита» в православной иерархии действительно нет.

Слово «архимандрит» образовано другим способом. На греческом оно пишется так: ἀρχιμανδρίτης — и состоит из двух частей:

  • ἄρχων— вождь, руководитель, начальник, глава;
  • μάνδρα— овчарня, в смысле то место, где держат овец, либо «хлев», «ограда».

Сразу стоит поосторожничать и избежать дословного перевода.

«Вождь хлевов» — это, конечно, издержки разницы в языках. Подразумевается, что архимандрит — это человек, который главный в месте, где обитают заблудшие овцы. Это явный намёк на слова Иисуса Христа:

Мф 18:12

«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся?».

Овцы — символ по нынешним меркам для русского обидный, но для своей эпохи это была прекрасная иллюстрация. Итак, верующие — это овцы, которые держатся в стаде.

Его хозяин — Бог, ну а представители духовенства — своего рода сменные пастыри, которые заботятся о христианах и представляют Всевышнего на земле.

Архимандрит по положению близок католическому аббату.

Архимандрит — это управляющей группой таких овец, общиной монахов. Нам сегодня понятно слово «монастырь», но в своё время уместнее было говорить именно об общинах.

Так что архимандрит — это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря.

У католиков есть аналогичный титул — аббат, то есть руководитель аббатства. А ещё есть аббатиса, то есть настоятельница, а по-нашему — игуменья.

Архимандрит Тихон (Секретарёв)

Архимандрит — настоятель большого монастыря, а игумен — маленького

Подкованные в церковных вопросах читатели вправе спросить: а какая разница между игуменом и архимандритом?

Очень хороший вопрос. Действительно, и тот и другой — настоятели православных монастырей.

Дело в том, что в 1764 году произошла секуляризационная реформа. В результате русские православные монастыри разделили на три класса.

Чем больше и монастырь, чем выше его содержание, чем больше у него влияния, тем выше класс. Например, Троицесергиевева лавра — это монастырь первого класса.

Архимандрит это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря

Архимандрит был настоятелем монастырей первого и второго классов. Также он на богослужениях носил соответствующие атрибуты:

  • мантия со «скрижалями»;
  • наперсный крест;
  • палица;
  • митра.

В современной иерархии Русской православной Церкви игумен стоит на ступеньку ниже архимандрита. Сам архимандрит — это высший сан, которого достигают священники второй степени. Дальше начинаются уже архиерейские звания.

Смотрите также статью Как стать монахом

Священноархимандрит — это управляющий монастырём архиерей, а схиархимандрит — монах-аскет

Священноархимандрит

Так могут называться только патриарх или епархиальный архиерей.

  • Патриарх может быть священноархимандритом в ставропигиальных монастырях (тех, которые не подчинены епархии напрямую);
  • Правящий архиерей становится священноархимандритом в монастырях, которые находятся в подчинении епархии.

Так как священноархимандриты — люди занятые, которые вряд ли смогут каждый день находиться в монастыре, назначают наместника лавры (монастыря, обители). Это полномочный представитель архиерея.

Смотрите также статью Митрофорный протоиерей — что это значит?

Схиархимандрит

Чтобы понять, кто такой этот человек, нужно поговорить немного о схиме.

Схима — это клятва православных монахов вести особо аскетичный образ жизни. Есть более щадящая, Малая схима, но обычно, когда не уточняют, подразумевают Великую схиму.

Схиархимандрит — это архимандрит, который принял великую схиму.

Человек, который даёт обет на аскетическое подвижничество, приравнивается к ангельскому образу.

Он уходит жить отдельно от братии, снимает с себя все послушания. Лишь участвует в литургиях и выполняет обязанности духовника. Обычно схимники запираются, чтобы реже общаться с другими людьми.

Схиархимандрит Гавриил (Бунге)

Если архимандрит станет архиереем, он тоже может принять схиму, но такие случаи редки. Схима предполагает монашеский образ жизни и уход на покой. И всё же в Русской православной Церкви есть примеры подобного.

Чин архимандрита появился в исторических документах в V веке или чуть раньше

Впервые чин архимандрита упомянут в Антиохийском Патриархате. Уже в V веке почти весь греческий Восток имеет в своём составе архимандритов.

В актах Третьего Вселенского Собора (431 год) мы можем найти прошение от имени архимандрита и прочих монахов.

Архимандриты постоянно фигурируют и во многих исторических документах:

  • Их упоминает Кирилл Александрийский в переписке с Римским папой Целестином;
  • В 448 году на Константинопольском Соборе в монофизитстве обвиняют архимандрита Евтихия. Этот документ подписывают 23 монастырских начальника — все с титулами архимандритов;
  • Император Зенон пишет в вероисповедальном послании «Энотикон»:

Зенон император Византии

«Божья, кафолическая и апостольская Церковь, неразрушимая и бессмертная мать наших держав и чтобы благочестивые народы, пребывая в мире и единомыслии касательно Бога с боголюбезнейшими епископами, благочестивейшими клириками, архимандритами и монахами, приносили благоприятные моления о нашем царствовании».

И ещё там же:

«Поелику же эта безукоризненная вера так хранит и нас и дела римские; то богочестивешие архимандриты, пустынники и другие почтенные люди приносили нам просьбы и со слезами умоляли об устроении единения святых церквей, и о том, чтобы одни члены Церкви пришли в связь с другими; так как ненавистник добра давно уже усиливается расторгнуть их, зная, что, если станет бороться с целым телом Церкви, то будет побежден».

Архимандрит XVII века Иоаникий (Галятовский)

Титул «архимандрит» использовался почти как синоним игумена

Мы можем с уверенностью сказать, что означало быть архимандритом на рубеже V и VI веков. Таким титулом наделяли тех игуменов, которые должны были надзирать за всеми монастырями епархии.

Затем эту должность вытеснили великие сакелларии.

После этого архимандритами стали называть игуменов, которые руководили самыми крупным и стратегически важными монастырями в епархиях.

Но в то же время можно заметить, что на Константинопольском Соборе 535 года практически не делают различия между архимандритами и игуменами. Это практически синонимы с единственной разницей:

  • Архимандрит — этот титул, который используется в официальных документах;
  • Игумен — это титул, который чаще применяется в подписях.

Но это различие практически ничего не значит.

Игуменом и архимандритом, могли стать пресвитеры, монашеские дьяконы и монахи без священного сана.

Но эта тенденция со временем усложняется и вводит жёсткие ограничения. Вскоре только пресвитеры сохраняют возможность получить титул архимандрита.

Император Юстиниан I в своей 120 новелле сообщает, что епископы имеют полномочия возводить священнослужителей в архимандритов.

Преподобная Евпраксия — первая женщина-архимандритисса

Особо интересный эпизод истории архимандритов — наличие среди них женщин. Сегодня в Русской православной Церкви это сложно представить, но это происходило в лоне именно нашей церковной традиции.

Женщин называли игуменьями, как и сейчас, но были также и архимандритиссы.

Самая первая из архимандритисс — преподобная Евпраксия Константинопольская (Тавенисская).

Она родилась в 383 году в Константинополе, в семье Антигона — вельможи и родственника царя Феодосия Великого и женщины по имени Евпраксия (таким же, как потом у дочери).

Семья отличалась благочестием, щедро раздавала милостыню, но вот однажды случилась беда — умер отец семейства. Безутешная мать приняла решение отправиться в Египет, где заинтересовалась жизнью женской общины возле Фиваиды.

Однако игумения Феодула наотрез отказалась принимать финансовую помощь. Лишь несколько вещей она позволила передать монастырю:

  • Свечи;
  • Масло;
  • Фимиам.

Помимо даров, мать оставила в обители самое ценное, что имела, — дочь Евпраксию.

Это было желание самой семилетней Евпраксии. Девочка с усердием отдалась служению, а мать вскоре умерла.

Когда Евпраксия осталась сиротой, царь Феодосий послал ей письмо, в котором напомнил, что та с пяти лет обручена с сыном одного сенатора.

Но будущая преподобная заявила, что выполнять это обязательство не намерена, так как у неё появился более важный долг — перед Христом.

Преподобная Евпраксия — первая известная архимандритисса

Затем Евпраксия щедро распорядилась семейными имениями — передала их нуждающимся и Церкви.

Евпраксия вела очень трудную жизнь:

  • Выполняла множество послушаний;
  • Ела раз в неделю;
  • Терпела нападки сестёр, которые ей завидовали;
  • Получила немало травм во время трудов (упала в колодец, ударила топором по ноге, ранила глаз бревном).

Но сложности не пугали Евпраксию, и вскоре она обрела чудесные способности:

  • Исцеляла больных;
  • Изгоняла бесов;
  • Видела Деву Марию в окружении ангелов;
  • Предсказала свою смерть за десять дней.

Умерла она рано, в тридцать лет, в 413 году.

Так как тёска-мать тоже причислена к лику святых, то к имени Евпраксии обычно добавляют «младшая» или «дева».

В РПЦ архимандриты с XII века служили наместниками монастырей

В Русской православной Церкви титул «архимандрит» известен с XII века. О том, что именно представляли собой в ту эпоху русские архимандриты, остаётся только догадываться. Письменных свидетельств почти нет.

Но нет оснований сомневаться, что люди с этими титулами занимались примерно тем же самым, чем и их «коллеги» с Запада: управляли крупными монастырями. Но игумены сосуществовали с архимандритами недолго.

Вскоре, титул архимандрита применялся уже по отношению к любому настоятелю.

Как уже говорилось выше, в 1764 году архимандритами стали называть настоятелей монастырей первого и второго класса. При этом не существовало разрыва между должностью и саном. Чтобы руководить монастырём, нужно было стать архимандритом, а те, кто имел такой сан, но не управлял обителями, насчитывались по пальцам.

Чем же занимались эти титулярные архимандриты? Они не пропадали без дела и служили помощниками в тех монастырях, где руководили священноархимандриты (архиереи).

Сегодня архимандрит — этот титул, равный митрофорному протоиерею

Но, в конце концов, архимандритов разделили с наместниками. Произошло это из-за бедствий, которые обрушила на Церковь советская власть.

Монастыри в Советском Союзе повсеместно закрывали, так что архимандриты оставались, а нести службу им было негде.

Посох — атрибут архимандрита, управляющего монастырём

Сегодня архимандрит — это в первую очередь сан или титул. Возвести в него может только патриарх. Раньше эти полномочия принадлежали Святейшему Синоду.

По старшинству архимандрит равен митрофорному протоиерею. Если архимандрит служит наместником или настоятелем монастыря, то его награждают посохом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *