Культовая архитектура

Культовые сооружения ислама

Ислам — монотеистическая религия, созданная Мухаммедом (571-632), аравийским проповедником единобожия. Основной религией в центральной Аравии, где жил Мухаммед, было язычество. Мухаммед во время своих путешествий встречался с иудейскими купцами-караванщиками, рассказы которых об их иудейской вере сохранились в его памяти и вошли затем в вероучение новой религии. Он также был знаком с элементами христианской религии, которую исповедовали некоторые арабские племена северной части Аравийского полуострова. Первые наметки новой религии возникли у Мухаммеда в 610 году. Этот год считается годом возникновения ислама. Мухаммед сначала вел тайную проповедь новой религии среди друзей и близких, а в 613 году выступил в Мекке публично как пророк. Из-за преследования язычников, которые даже убивали мусульман, сторонников новой веры, Мухаммед и его последователи были вынуждены совершить переселение (хиджру) из Мекки в Ясриб. Этот город позже был переименован в Медину. Мекка и Медина — самые священные города мусульман.

Саудовская Аравия. Мекка и Медина. Иллюстрированный конверт 1953 года

Основным культовым сооружением ислама является мечеть, в которой совершаются коллективные молитвы. Ежедневная пятикратная молитва, намаз, является одной из пяти главных обязанностей каждого мусульманина. Мечети часто служат также местом обучения верующих и собрания для принятия общих решений. По своим функциям мечеть — это храм, хотя не принять так ее называть. Мечеть, как правило, состоит из огороженного внутреннего двора, по периметру которого расположены крытые террасы на аркадах, помещения для молитв и башен-минаретов, с которых мусульман созывают на молитву. Во дворе, как правило, имеются источники для ритуального омовения.

Внутренний двор мечети пророка в Медине

Колодец для ритуального омовения

В стене, которая обращена в сторону Мекки, во всех мечетях расположена пустая ниша — михраб, в которой молится глава мусульманской общины, имам. Михраб определяет направление молитв мусульман (киблу). Помещение для молитв может иметь многоколонную или зальную структуру. В многоколонной мечети покрытие опирается на ряды аркад, разделяющих помещение на нефы. В отличие от христианских церквей, в которых нефы расположены перпендикулярно алтарю, в мечети нефы идут вдоль стены с михрабом. В мечетях зальной структуры нет внутренних колонн или они располагаются, в основном, по периметру зала для молитв. Зальные мечети перекрываются куполом или системой сводов и куполов.

Купольная мечеть Сулеймание в Стамбуле

Михраб мечети

Спиральный минарет аль-Малвия мечети Самарра, Ирак

Мечети, кроме самых маленьких, имеют один или несколько минаретов. Мечеть пророка в Медине (Масджид ан-Набави), в которой похоронен Мухаммед, имеет десять минаретов. Согласно традициям ислама, другие мечети могут иметь не более девяти минаретов. Одним из самых старых минаретов, сохранившихся до наших дней, является спиральный минарет аль-Малвия («спиральная ракушка») Большой мечети иракского города Самара, построенный в 848-852 годах. Минарет массивной конструкции с наружным винтовым пандусом для подъема. Высота минарета 52 м, а диаметр основания 33 м. В минаретах более поздней постройки лестница для подъема на башню располагается внутри нее. Минареты отличатся многообразием форм и отделки. Некоторые характерные формы минаретов показаны на египетской сцепке.

Характерные формы минаретов

Кааба и мечеть Харам Бейт-Уллах (Запретная мечеть) в Мекке во время хаджа

Первая мечеть, построенная по указанию пророка Мухаммедом в Медине, была очень скромным строением и представляла собой двор, огороженный стенами из высушенных на солнце кирпичей.

Самым священным для мусульман культовым сооружением является кубическая постройка – Кааба (араб. — «куб»), которая служит ориентиром (киблой) для направления молитв мусульман всего мира. Кааба расположена во внутреннем дворе мечети Харам Бейт-Уллах (Запретной мечети) Мекки в Саудовской Аравии. Согласно мусульманским преданиям, Каабу заложил еще пророк Авраам, которого мусульмане называют Ибрахамом. В Каабе были собраны многочисленные языческие идолы. Когда Мухаммед со своими сторонниками отвоевал Мекку от противников ислама, он повелел разрушить и выкинуть из Каабы всех идолов и очистить от них территорию вокруг Каабы. С тех пор Кааба — главная святыня ислама. Мусульмане считают Каабу центром мира, поэтому в ней нет михраба. К Каабе ежегодно совершается паломничество-хадж, которое каждый мусульманин должен совершить хотя бы один раз за свою жизнь. Для верующих, совершающих хадж, рядом с Запретной мечетью построена гигантская гостиница, которая на конец 2014 года является вторым по высоте небоскребом в мире.

Запретная мечеть и гостиница для паломников «Часовая королевская башня»

Мечеть Пророка, Медина

Второй по значимости святыней ислама является мечеть Пророка в Медине (Масджид ан-Набави). Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммеда в 622 году. В дальнейшем мечеть была значительно расширена и украшена. В мечети под Зеленым куполом (куполом Пророка) расположена могила Мухаммеда. Принцип планировки этой мечети положен в основу всех мусульманских мечетей.

Третья по значимости святыня ислама — мечеть аль-Акса (Масджид аль-Акса — Удаленная мечеть) в Иерусалиме, расположенная на вершине горы Мория (Храмовой горы). Мечеть аль-Акса, многократно разрушалась из-за землетрясений и перестраивалась. Современный вид мечети изображен на марке Иордании. Мечеть имеет очень скромный фасад и небольшой купол серого цвета. Многие часто совершают ошибку, считая, что аль-Акса — это расположенный рядом здание Купол скалы (Куббат ас-Сахра), имеющее величественный позолоченный купол. Заметим, что на марках мусульманских стран, которые посвящены Иерусалиму, как священному городу ислама, изображен Купол скалы, а не мечеть аль-Акса, хотя всегда пишут и говорят об аль-Аксе.

С мечетью аль-Акса и Куполом скалы ислам связывает религиозное предание о ночном путешествии пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим в мечеть аль-Акса и его вознесение на небеса. Заметим, однако, что при жизни Мухаммеда в Иерусалиме не было еще мечетей, как и самих мусульман до завоевания ими Иерусалима в 639 году, а Мухаммед умер в 632 году. Первая мечеть в виде небольшого молитвенного дома была построена на Храмовой горе халифом Омаром уже после смерти Мухаммеда.

Мечеть аль-Акса, Иерусалим

Самым древним в мире культовым зданием ислама, сохранившимся до наших дней, является мечеть Купол скалы (Куббат ас-Сахра) в Иерусалиме, построенная на вершине горы Мория, на том самом мест, где ранее был еврейский Иерусалимский храм. Это место еще задолго до возникновения ислама считалась священным. Здесь, согласно еврейским преданиям, Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, царь Давид построил алтарь, а его сын, Соломон, воздвиг здесь Храм, где хранился Ковчег Завета. Об Иерусалимском храме рассказано в разделе статьи, посвященном храмам древнего мира (см. журнал «Мир Марок», №1,.2014 г).

Купол скалы, Иерусалим

Купол скалы иногда называют мечетью халифа Омара, что не верно. Купол скалы построен в 688-692 годах по указанию омеядского халифа Абдул эль-Малика. После того, как римский император Тит разрушил Иерусалимский храм, на его месте римляне построили восьмиугольный в плане языческий храм. В конце VII века, когда арабы захватили Иерусалим, от римского языческого храма на горе Мория остались только руины. Когда были расчищены эти руины, то был обнаружен небольшой выступ скалы, который, по-видимому, в Иерусалимском храме использовался для жертвоприношений. Согласно исламской мифологии, с этого выступа пророк Мухаммед совершил мирадж (Вознесение) в небо, где встретил пророков Ибрахима (Авраама), Муссу (Моисея), Исы (Иисуса), а затем от самого Аллаха получил принципы ислама. Поэтому именно над этим выступом скалы было построено сооружение, которое назвали Купол скалы. Купол скалы сохранил центрическую, восьмиугольную композицию римского храма, которая позволила совершать круговой обход вокруг скалы, подобно тому, как это предусмотрено в паломнических христианских храмах. Первоначально Купол скалы был мемориальным культовым сооружением. В настоящее время является женской мечетью. При строительстве Купола скалы были использованы некоторые сохранившиеся детали римского храма, в том числе мраморные колонны. Здание Купола скалы расположено на 4-х метровой террасе и имеет высоту 34 м. Диаметру купола 20 м. Современный купол сделан из меди и алюминия и покрыт сусальным золотом.

Благодаря мечети аль-Акса и Куполу скалы Иерусалим считается третьим по значимости священным городом для мусульман (после Мекки и Медины). Еще до завоевания арабами Иерусалим почитался мусульманами как священный город, родина двух мировых религий – иудаизма и христианства, на основе которых была создан ислам. Пророки иудаизма и христианства Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид, Соломон, Иисус почитаются в исламе и упоминаются в Коране, священной книге мусульман. Иерусалим был первоначальной киблой (направлением молитв) мусульман. Это направление было изменено на Каабу в Мекке только в 623 году.

Cобор св. Софии – мечеть Айя-София , Стамбул

Мусульманский арабский халифат, возникший в начале VI века на Аравийском полуострове, быстро расширил свои владения и вскоре охватил весь Ближний Восток, Северную Африку и значительную южную часть Европы. Население завоеванных стран обращалось в ислам. Так как часто не было времени на строительство мечетей, то в них переделывались христианские храмы и культовые сооружения других религий. Такая переделка зачастую приводила к невозвратимым потерям. После захвата халифатом Константинополя собор св. Софии, выдающийся памятник византийской архитектуры, был переделан в мечеть Айя-София. Так как в исламе запрещены изображения людей и животных, то в соборе были уничтожены уникальные византийские фрески и мозаики, а внешний вид был искажен пристроенными к собору минаретами.

Большая мечеть Омеядов в Дамаске, Сирия

Более удачным примером переделки христианской базилики в мечеть является мечеть Омейядов в Дамаске, также известная как Большая мечеть Дамаска. В римскую эпоху на месте базилики располагался Храм Юпитера, а в византийское время была построена христианская церковь Иоанна Крестителя, который почитается пророком не только христианами, но и мусульманами. Когда арабский военачальник Халид аль-Валид захватил Дамаск, то первоначально он сохранил христианскую церковь. При халифе Аль-Валиде церковь была выкуплена у христиан, а в 706-715 годах перестроена в мечеть. При этом были сохранены многие части и детали христианской базилики. Это наглядно видно по изображению интерьера мечети на марке Сирии. В расположенном внутри мечети павильоне с куполом захоронена голова Иоанна Крестителя, отсеченная по приказу царя Ирода. Мечеть Омейядов в Дамаске является, без сомнения, одной из красивейших на Ближнем Востоке. В мечети впервые была использована многоколонная система молельного зала, ставшая затем канонической формой многих мечетей.

Рассмотренные мечети в Мекке, Медине, Иерусалиме и Дамаске относятся арабскому типу мечетей. Разновидностью арабского типа мечетей являются мечети мавританского стиля, который сложился на юге Пиренейского полуострова после вторжения туда арабов. Дальнейшее продвижение арабов на север было остановлено войсками Карла Великого, но на юге территория долго принадлежала Кордовскому халифату. За время существования халифата арабы, которых в Испании называли маврами, создали много построек в оригинальном мавританском стиле. Среди них первое место заслуженно принадлежит мечети в Кордове. Строительство мечети было начато в 785 году эмиром Кордовского халифата Мечеть, окруженная глухими стенами со сторонами 200 на 144 м, состояла из внутреннего двора и крытой многоколонной части. Между двором и крытой частью мечети не было разделительной стены. Двор был засажен ровными рядами апельсиновых деревьев, которые являлись продолжением рядов колонн основного здания. В результате этого возникал эффект бесконечного пространства. Колонны мечети не высокие, всего около трех метров. На колонны опираются двухъярусные арки, выложенные из чередующихся камней белого и красновато-коричневого цвета, что зрительно сильно увеличивает высоту помещения. Мечеть несколько раз расширялась и перестраивалась. Дальнейшая судьба мечети сложилась не вполне удачно. В результате реконкисты в 1236 году мавры были изгнаны с Пиренейского полуострова. Мечеть решили приспособить под христианский храм. Для этого сначала возвели стену между Апельсиновым двором и самим зданием. Затем в XVI веке внутри мечети построили христианскую церковь. Карл V, который сначала дал разрешение на строительство этой церкви, увидев результаты своего скороспелого решения, сказал: «Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире». Однако сожаление оказалось запоздалым. Хорошо еще, что не была уничтожена оставшаяся часть мечети, по которой можно судить о замечательном достижении мавританской архитектуры.

Мечеть в Кордове, Испания

Мавританская колонная мечеть в Алжире

Кроме арабского типа мечетей, существует еще два типа – персидский и османский. В персидской мечети, как и в мечети арабского типа, двор по периметру обнесен галереей, но. по середине каждой из сторон галереи расположены высокие прямоугольные порталы с полукруглыми нишами – айваны, к которым примыкают небольшие помещения, перекрытые куполами. На архитектуру таких мечетей существенно повлияла архитектура Древней Персии. Мечети персидского типа получили в дальнейшем широкое распространение в Средней Азии. Среди них в первую очередь необходимо отметить выдающиеся памятники архитектуры ислама в Самарканде и Бухаре.

Персидская мечеть Джамкаран, Иран, первое упоминание в 984 году

Османская мечеть султана Ахмеда (Голубая мечеть), Стамбул

Памятники архитектуры ислама в Самарканде

Османский тип мечетей возник в XV веке под влиянием византийской архитектуры, прежде всего купольной базилики св. Софии в Константинополе. В мечетях османского типа молитвенный зал перекрыт системой куполов с центральным большим куполом, при этом основная часть зала не имеет колонн. Зальные купольные мечети наиболее распространены на территории современной Турции. Наиболее крупной мечетью такого типа является мечеть султана Ахмеда в Стамбуле, построенная в 1609-1616 годах рядом с собором св. Софии. Расположение мечети было выбрано специально, чтобы показать, что исламские архитекторы и строители могут создавать не менее величественные сооружения, чем христианские предшественники. В народе мечеть называют Голубой мечетью из-за внутренней облицовки голубыми изразцами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *