Купольная базилика византии

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе. 532—537 гг.

Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Главная проблема заключалась в переводе нагрузок от больших по размерам куполов на квадратную в плане конструктивную систему. С помощью треугольных «парусов», арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, расположенные по углам.

Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.

Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.

В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста (Св. Апостолов) также в Константинополе.


Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах.

Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Зарисовка 23. Крестово-купольная ячейка. План, разрез, аксонометрия.

51. Зарисовка 24. Крестово-купольная система в простом четырехстолпном варианте. План.

Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Простые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

52. Зарисовка 25. Крестово-купольная система в простом шестистолпном варианте. План

Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиПростые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

53. Зарисовка 26. Крестово-купольная система в сложном четырехстолпном варианте. План.


Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Сложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.

В период формирования собственно византийского типа архитектуры (V-VII вв.) довольно широко был распространён базиликальный план построек. Наиболее ярко он был представлен в сооружениях Италии, и особенно самого Рима. Именно он впоследствии стал основой формирования базиликального архитектурного типа католических церквей в Западной Европе, но это произошло значительно позже.
В рассматриваемый нами период в разных областях империи, как на Западе, так и на Востоке имели место и иные варианты.
Большое влияние на развитие византийских центрических построек оказали купольные конструкции, применявшиеся в христианском храмовом зодчестве Сирии и Малой Азии. Некоторые из них имеют деревянные купола, но встречаются и такие, которые перекрыты куполами из кирпича. Особое значение приобретают конструкции, в которых купол покоится на четырех или восьми опорах.
Храм в Босре, Сирия (511-12 гг.) представляет собой снаружи четырехугольник, а внутри – круг. Восемь крупных столбов расположены по кругу, между ними по два небольших столба. Вся система опор соединена арками, на которых покоится купол. Полукруглые апсиды размещены по углам.
план церкви в Босре, Сирия
Церковь св. Георгия в Эсре в Сирии (513-15 гг.) является произведением, в котором суммированы достижения архитекторов предыдущего периода в области создания центрических построек. В плане она представляет собой восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов, соединенных арками, несут купол. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий её обход.
план церкви в Эсре, Сирия
Из всех существовавших архитектурных конструкций именно купольная базилика имела для формирования византийской архитектуры наибольшее значение.
В отношении строительных материалов и конструктивных приёмов зодчество периода сложения византийской архитектуры распадается на две больших школы, при этом каждая из школ внесла свой существенный вклад в формирование византийского стиля архитектуры. Одна из этих школ — столичная, константинопольская; другая, восточная, наиболее ярко представлена постройками Сирии. Для сирийской школы характерна кладка из отёсанных каменных блоков, но перекрытия — обычно деревянные. Часто в монументальных сооружениях, а может быть и в жилых постройках, применялись купола из дерева, внутренние поверхности которых иногда были украшены мозаикой, а наружные поверхности стен и куполов покрывались тонким слоем штукатурки.
В Малой Азии в начале V века чередование камня и кирпича в кладке стен было широко распространено. В качестве примеров можно привести церковь Марии в Эфесе в Малой Азии. При этом следует помнить, что в Эфесе сохранились руины двух церквей, поэтому ее часто называют «Две Марии», одна была построена в V в. – типичная постройка довизантийского зодчества. Вторая церковь – византийская купольная базилика VI в. (план см. ниже).
церковь Марии в Эфесе, V в., слева — общий вид, справа — бапсистерий
церковь Марии в Эфесе V в., изменения в времени
В константинопольской школе строительные материалы и технические приёмы представляли собой более сложную картину. Основным отличием от Сирии являлось широкое применение кирпича и сводов. В Константинополе каменная и кирпично-каменная кладка типична преимущественно для городских стен. Преобладание кирпича в кладке наблюдается в Константинополе уже в начале V века в сооружениях ипподрома, Большого дворца и церкви Сергия и Вакха. Каменные прокладки в них служат только дополнением к кирпичной кладке. А в св. Софии они вообще применены лишь в самых ответственных местах.
В конструкционном отношении отчётливо проявляются две основные тенденции: сирийское и отчасти малоазийское зодчество склоняются к отчетливым геометрическим объёмам, поставленным изолированно друг от друга, к небольшим проёмам окон, малому их числу, к статичным интерьерам. В архитектуре Константинополя и других крупнейших городов собственно византийского мира наблюдается тенденция к сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания, к расчленённым, даже подчас раздробленным объёмам и их связи с городской застройкой.
Для того, чтобы понять какую роль играли архитектура и зодчество в формировании византийского стиля и византийской культуры вообще, нужно дать краткую характеристику специфики городской среды и жизни городов.
В городской застройке практически до конца существования империи продолжали жить традиции античного градостроительства. Наиболее ярко это было выражено в Константинополе. Тенденция к централизации и регулярной планировке заметна вплоть до поздневизантийского периода. Лучевая планировка улиц, сходившихся к главной площади с императорским и патриаршим дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти.
Сравнительно мало известна гражданская и жилая застройка византийских городов. Судя по описаниям современников, существовали кварталы ремесленников и купцов, дворцы крупных феодалов и чиновников, рыночные площади, крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры и библиотеки. В рядовых городских жилых домах преобладала свободная планировка чисто утилитарного характера. Система византийского дворца представляла собой развитие обычного жилого дома. Наиболее выдающиеся богатые дома и дворцы имели на фасадах, выходящих на главные улицы, колоннады, которые несли перекрытия над тротуарами.
Очень большое значение для византийского города имели окружавшие его мощные крепостные стены, что обусловлено историческими предпосылками жизни империи, постоянно находившейся под угрозой нападения варваров. Стены многих византийских городов, в особенности Константинополя, представляли собой архитектурные сооружения, влиявшие на развитие зодчества. В это время были выработаны новые приёмы защиты крепостных ворот при помощи дополнительных укреплений, появились такие детали, как боевые парапеты с зубцами и бойницами, бойницы, простые и навесные, закрытые оборонительные балконы, дозорные вышки.
Однако, второе по значимости место в архитектурном ансамбле городов занимали византийские монастыри. Городские и особенно загородные монастыри, обычно представляли собой крепости. Основными зданиями в них были жилые и хозяйственные постройки монахов, примыкавшие к крепостным стенам, но центр монастыря — храм. Церковь и монастыри укрепляли своим авторитетом существовавший социальный и политический строй средневекового государства, и государственная жизнь часто была почти неотделима от церковной.
Характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве храмовых построек. Конструкции византийских церквей были очень разнообразны: купольная базилика, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах и, затем крестово-купольные постройки. Во всех этих сооружениях купол, перекрывавший центральную часть здания, господствовал над амвоном; к подкупольной, центральной части храма примыкал алтарь в апсиде. Центральная часть была, как правило, окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.
Византийские архитекторы стремились по возможности облегчить стены и столбы здания. Они делали большие проёмы, которые связывали отдельные части интерьера в одно компактное целое, в свою очередь, связанное с наружным пространством. Однако, несмотря на хорошую связь с наружным пространством, внутреннее пространство храма всегда трактовалось как особый мир. Церковный интерьер — символическое изображение вселенной. Такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражение и в оформлении интерьера храма. Характер изображения фигур и сцен влиял на пространство интерьера, придавая ему облик, отличный от реального пространства жизни, быта людей и окружающей природы.
Поскольку христианское богослужение, в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое количество людей.
Остановимся на характеристике основных черт наиболее ярких церковных построек того времени.
Первой крупнейшей византийской постройкой Константинополя является церковь Сергия и Вакха. Она была сооружена в 527-36 гг. — времени вступления на престол Юстиниана I и представляет собой одну из первых его строек. Существует предположение, что здание построено Анфимием и Исидором — знаменитыми архитекторами и инженерами Константинопольской Софии, что подтверждается сходством этих храмов. Действительно, церковь Сергия и Вакха является одним из главных предшественников Софии.
церковь Сергия и Вакха. слева — общий вид, справа — вход
церковь Сергия и Вакха, 527 г. аксонометрический разрез, план
церковь Сергия и Вакха, интерьеры, 527-536 гг.
Детали интерьера церкви Сергия и Вакха несут на себе следы античной традиции, что выражается в довольно сильной выпуклости обломов карниза и в некоторой скульптурности нижних капителей. Однако широкое применение прорезного орнамента говорит о стремлении к ажурности форм. Прорезной каменный карниз проходит на уровне капителей колонн нижнего яруса и связывает все части здания воедино.
Общая система церкви Сергия и Вакха основана на центрической композиции — центральный восьмигранник, увенчанный куполом. Довольно мощные подкупольные столбы еще напоминают более ранние здания в Сирии и Малой Азии. Однако, ряд композиционных приёмов, в том числе существовавшая мраморная облицовка, доходившая до основания сводов, несколько облегчали массу столбов.
Купол, органично связанный с квадратом плана, доминирует над всеми остальными частями интерьера. Конструкция усложнена тем, что между столбами помещены поочерёдно прямоугольные и полуциркульные в плане экседры. Экседры имеют небольшие размеры. Благодаря ажурности колоннад из середины интерьера хорошо видна окружающая галерея. Но на фоне этого внутреннего обхода отчётливо выступает главное — подкупольное пространство.
Неизвестно, как именно происходило здесь богослужение, но, видимо, именно пространство под куполом было главным вместилищем присутствующих. Назначение здания в качестве придворной церкви говорит о том, что в его центральной части находились во время службы император с семьёй и придворные.
Церковь св. Ирины Констанстинопольской (532 г.н.э.) – однокупольная укороченная базилика, большие окна, пирамидальная конструкция с тонкими стенами, которые были полностью покрыты золотом. Здесь преобладание купола ещё более отчётливо выражалось с помощью мозаики, сплошь покрывавшей прежде его огромную внутреннюю поверхность.
церковь св. Ирины. слева — общий вид, справа — стена храма
храм св. Ирины, слева — общий вид интерьера, справа — вид на купол изнутри храма
Церковь Сан-Витале в Равенне является выдающейся постройкой того же времени (526-547 гг.). Ее внешняя конструкция имеет в плане восьмиугольник и увенчана центральным куполом. Интересна внутренняя конструкция: купол держится на восьми опорах, которые образуют в центре базилики ротонду. Столбы-опоры соединены двумя ярусами аркад. Все это создает удивительный эффект внутри базилики, в самом центре много цвета, а в наружных галереях царит таинственный полумрак. Такая игра света максимально выигрышно подает мозаики в пресвитерии и апсиде базилики. Эти и другие особенности конструкции сделали эту церковь эталоном для церквей каролингского возрождения.
базилика Сан-Витале, Равенна, Италия, слева — внешний вид, справа — план
интерьер базилики Сан-Витале, слева — часть ротонды с куполом и экседры, справа — неф
Под верхним рядом окон в стене главного нефа расположена серия полукруглых ниш, захватывающих территорию боковых нефов, они как бы объединяются, создавая новое, необычное пространственное решение. Боковые нефы сделаны двухэтажными, — верхние галереи предназначались для женщин. Новая, более рациональная конструкция сводов позволила разместить по всему фасаду здания большие окна, заполняющие светом его внутренние объёмы. Неординарность архитектурных форм соответствует богатому внутреннему декору очень просторного интерьера.
церковь Сан-Витале слева — световое решение интерьеров, справа — Агнец божий (подкупольная мозаика)
император и императрица на церковной службе слева — Юстиниан со свитой, справа — Феодора со свитой
Слева и справа от алтаря помещены мозаики, на которых изображены император Юстиниан, его придворная свита и духовенство, присутствующие на церковной службе. На противоположной стене изображена императрица Феодора со своими придворными дамами. Эти мозаики свидетельствуют о том, что к постройке церкви Сан-Витале император имел непосредственное отношение. Именно эту, одну из первых «граненых» церквей на территории Италии принято считать собственно византийской.
Именно при императоре Юстиниане (482-565, годы правления — 527-565) возник новый тип храма – купольная базилика, объединившая центрический и базиликальный типы построек, при преобладающем значении купола.
Купольная базилика получила признание и широкое распространение во всех регионах Ромейской или Восточно-римской империи.
Наиболее яркими примерами являются византийские купольные базилики:
1. собор Софии в Фессалониках, первая половина VIII в. (план, разрез, фасад, база и обрамление двери);
2. церковь Успения в Никее, начало VIII в. (план и разрез);
3. церковь Марии в Эфесе, VI в. (план).
Византийские купольные базилики
Купольная базилика стала основным и наиболее распространенным типом храма «золотого века» византийской архитектуры. Особенности архитектуры главного сооружения этого периода будут рассмотрены в следующей публикации.
Заканчивая этот раздел, остановимся еще на нескольких важных чертах.
Не было почти ни одного города, где стараниями Юстиниана не было бы построено церкви, монастыря, больницы, странноприимного дома, фонтана, колодца или какого-нибудь укрепления. Больше всего построек возводилось в столице.
Особой красотой и роскошью отличался Большой Константинопольской дворец. Он включал комнаты императорской семьи, помещения для дворцовой охраны и служащих, ремесленные мастерские, залы для приемов, церкви, часовни, внутренние дворы, сады, лестницы. Строения дворца уступами, террасами и аркадами спускались к Мраморному морю. Площадь перед дворцом композиционно была оформлена так, что воспринималась как центр подвластного византийцам мира.
Парадный фасад Большого дворца в Константинополе
слева — Морской фасад Большого дворца
справа — Большой дворец или Буколеон, V—VIII вв. реконструкция морского фасада
Важным звеном жизни столицы был ипподром – центр и средоточие массовых зрелищ. Однако ипподром неоднократно становился очагом знаменитых константинопольских пожаров. В период с 491 по 601 гг. – восемь раз. Причем, эти пожары возникали не из-за неосторожного обращения с огнем (освещения или жаровен торговцев), а в результате вандализма соперничающих между собой партий ипподрома – «синих» и «зеленых», и примыкавших к той или иной стороне «красных» и «белых». Один из самых разрушительных пожаров произошел во время восстания «Ника!» в 532 г. при императоре Юстиниане Великом. Ипподром сильно пострадал, но еще при жизни императора был полностью восстановлен.
слева — Большой Константинопольский ипподром. Реконструкция. IV век.
справа — Большой Константинопольский ипподром. Реконструкция времен Юстиниана. VI век.
Поскольку Константинополь не имел проточной воды, поэтому для обеспечения города водой по приказу императора была построена цистерна «Базилика», возведенная недалеко от св. Софии. В Константинополе было много акведуков и около 40 цистерн, но эта, сохранившаяся до настоящего времени, стала самой большой. Она имеет форму базиликального храма, 336 восьмиметровых колонн поддерживают кирпичный свод. Колонны размещены в 12 рядов по 28 колонн в каждом и увенчаны коринфскими капителями. В апсиде 2 колонны, базы которых выполнены в форме головы Медузы.
цистерна Базилика. головы Медузы, варианты 1, 2, 3
цистерна Базилика. головы Медузы, общий вид
цистерна Базилика. слева — колонны с базами; справа — колонны с коринфскими капителями
цистерна Базилика, слева — колоннада с арочным перекрытием, справа — тромпы на сводах
Особое внимание Юстиниан обращал на защиту столицы. Для этого были построены мощные крепостные стены, мосты, дороги, маяки и укрепленные гавани, прикрывающие город с моря и суши, в том числе Длинная стена с башнями и воротами, протянувшаяся от Черного до Мраморного моря. Она обеспечила полноту защиты города с севера.
слева — Длинная стена Константинополя, справа — стены Константинополя с моря
Продолжение следует…

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок на тему:

«Византийский центрально-купольный храм как обиталище бога на Земле. Собор Св. Софии в

Константинополе»

(Мировая художественная культура, 10 класс. Программа Емохоновой Л.Г.)

Учитель русского языка, литературы. МХК

Курбатова Г.Н.

2017 год

Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению византийского искусства.

Задачи:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора через знакомство с архитектурными особенностями византийских центрально-купольных и крестово-купольных храмов, их декором;

  2. Развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному проживанию рассматриваемого произведения искусства, умения анализировать и критически осмысливать материал;

  3. Постижение мировосприятия, отраженного в архитектуре Византии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

Для учителя:

Зрительный ряд: иллюстрации на CD,иллюстрации урока 18, презентация.

Музыкальный ряд: византийские церковные песнопения, знаменный распев.

Литературный ряд: фрагменты книги Л.Д.Любимова «Искусство Древней Руси».

Материалы: индивидуальная познавательно-творческая карта (для каждого учащегося).

Оборудование (ТСО): проектор, экран, музыкальный центр, свечи и подставка для них.

Для учащихся:

Тетрадь, учебник МХК.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока. Изучить архитектурные особенности византийских центрально-купольных и крестово-купольных храмов, их декор; развивать умения анализировать и критически осмысливать материал. Путем созерцания византийского храма и размышлений о его особенностях прийти к пониманию отраженной в нем идеи другого неба.

  2. Изучение нового материала.

    1. Образ невидимой небесной сущности. На фоне музыки. Звучит знаменный распев. Презентация – византийское зодчество. Цель данного этапа урока (для учителя): погружение в атмосферу византийского храма. Тонкие нюансы созерцания «круговращения» пространства, создаваемого гармонией архитектурных форм храма Св. Софии Константиннопольской.

    2. Введение в новую тему. Входя в храм, мы чувствуем, что это особое место на земле, пронизанное духовным светом. Нас не покидает ощущение прикосновения к чему-то сокровенному. Один из героев романа Достоевского Ф.М. «Братья Карамазовы» говорит: «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное, сокровенное ощущение живой нашей связи с миром иным, с миром горним и высшим, и корни наших мыслей и чувств не здесь, но в мирах иных».

Проблемный вопрос: «Как зримо передать образ невидимой сущности?»

Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте отрывок из книги Любимова Л.Д. «Искусство Древней Руси»: «Как наглядно – формами, линиями, красками – передать то, что не имеет ни формы, ни линии, ни красок, — духовную сущность мира, то … чисто духовное начало, которое согласно христианскому учению, являлось независимым от материи … как выразить конкретно то, что по самой сути абстрактно?» … как выявить духовную красоту все той же материи, над которой работает художник, будь то живописец, ваятель или … зодчий? Да и как вообще человеку в земном его творчестве вознестись к небу?» (Л.Д.Любимов «Искусство Древней Руси. – М., 1996. – с.11).

Ответы учащихся: учащиеся описывают свои ощущения от нахождения в храмовом пространстве, размышляют о возможностях воплощения невидимого в архитектуре, музыке, живописи.

2.1.2. Художественное слово учителя. (на фоне музыки – звучит знаменитый распев, слайд – изображение центрального нефа собора Св.Софии в Константинополе).

Византийское зодчество подарило миру великий и роскошный, овеянный легендами храм, преодолевающий земную материю своей устремленностью к Богу. Перед вами купол Св.Софии Константинопольской. Почувствуйте этот храм как место соприкосновения мира видимого и невидимого. Он – реальное окно в Небесное Царство, другой мир, где пребывает Бог.

Рассказ учителя.

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана в 532-537гг. архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Тралл, — безусловно, самое выдающееся произведение византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Этот собор – без всяких преувеличений – чудо инженерной мысли.

В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.

В соборе система парусов была усовершенствована, и купол был возведен над квадратным в пане пространством.

Сейчас собор Святой Софии – мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами.

Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

Слайды презентации.

2.1.3. Учитель:

Ребята, рассмотрите иллюстрации храма Св.Софии Константинопольской (учебник, иллюстрации 72,73. С.116-117). При созерцании попытайтесь найти и прочувствовать тонкие нюансы «Кругообращения» пространства, создаваемого гармонией архитектурных форм. Познакомьтесь с текстом учебника. Описывающим этот храм (задание сопровождает музыкальный фон).

Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника (с.115-116).

2.1.4. Учитель:

Поделитесь своими впечатлениями. Сравните их с ощущениями, рождающимися после прочтения материала учебника об особенностях купольной базилики Св. Софии. Ответы учащихся.

Итог данного этапа урока.

2.2.Храм – другое небо.

2.2.1. Учитель:

Ребята, пользуясь текстом учебника (с.114), дайте краткие ответы на следующие вопросы.

Временно-пространственное определение стиля и эпохи. Ответы, рассуждения детей.

  • Какая культура послужила основой византийского стиля?

  • Каков хронологический контекст возникновения этой культуры?

2.2.2. Выразительное чтение (учебник, с.114-115). В это время на экране в медленном темпе возникают: внешний вид, гинекей, интерьер храма Св.Софии в Константинополе; вид на алтарь, купол Вознесения и своды собора Св.Марка в Венеции. Найти в Интернете. (Звучит музыка, идут слайды, один ученик выразительно читает).

2.2.3. Учитель:

Византийский центрально-купольный храм, воспринимаемый христианами как другое небо, зримо воплощал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Это отражается в космической символике храма. Две основные оси пространственного движения и нарастания сакральности в храме идут снизу вверх к куполу и от запада на восток к алтарю, создавая новую ось – ось духовного пространства от мира земного к миру горнему.

Творческое задание. «Космическая символика византийского храма» (учащиеся выполняют в индивидуальной познавательно-творческой карте).

Учитель:

Пользуясь текстом учебника (с.115), распределите по вертикали и горизонтали архитектурные элементы византийского крестово-купольного храма в соответствии с их космической символикой.

Самооценка своей работы.

2.2.4. Архитектурная конструкция византийского храма.

  • Что определяло архитектурную конструкцию византийского храма?

  • Как использовался алтарь в культовой христианской церемонии?

  • Объясните значение слов амвон и лествица.

  • Каково их назначение в передаче главной идеи крестово-купольного храма7

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем фрагмент текста учебника (с.115).

    1. Христианская архитектурная символика и декор.

      1. Учитель: Вы уже обратили внимание на то, что византийцы очень любили приводить любую форму к божественному символу. Благодаря этому со временем сложилась определенная архитектурная символика.

Прочитайте фрагмент текста учебника ,повествующей об этом (с.117), и ответьте на вопросы.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника (с.117) и отвечают на вопросы.

  • Что символизируют 4 стены под одной крышей?

  • Почему алтарь во всех храмах помещался на востоке?

  • Какое символическое значение имеют один, три, пять куполов храма?

Диск: иллюстрации собора Св.Марка в Венеции.

      1. Эмоционально-художественное созерцание «Золотое сияние Византии».

Учитель демонстрирует иллюстрации интерьеров собора Св.Марка в Венеции. На экране в медленном темпе возникают: центральный неф, центральный купол Вознесения и своды, свод между куполами Вознесения и Сошествия Св.Духа, византийский иконостас.

Фоном звучит музыка.

Выразительное чтение:

Главным элементом декора в византийском крестово-купольном храме является мозаика. Восприятие византийцами золота как аналога света, а значит Бога, обусловило изобретение ими золотой смальты, служащей фоном для сюжетных композиций и отдельно стоящих святых. Золотая смальта не имеет и не допускает глубины. В сочетании с вогнутой поверхностью фона как бы «выносит» изображение святых, Христа, Богоматери в пространственную среду храма. Они кажутся парящими в воздухе, создавая у молящихся в храме иллюзию пребывания внутри самой святости.

Дети созерцают изображения.

По желанию учащиеся делятся наблюдениями, ощущениями, мыслями.

Учитель: Византийское церковное богослужение представляло собой просто ослепительное зрелище. «…Богатство ритуала, красочная отделка стен мрамором, мерцающая разноцветными искрами мозаика, колоны из ценных пород камня… рождают иллюзию, что здание сотворено Божьим велением…» (учебник, с.116). поскольку взгляд находящихся в храме людей был прикован к алтарю и амвону, а через них к апсиде и куполу, размещение декоративного убранства имело свой определенный порядок.

Ребята, познакомьтесь с текстом учебника о размещении изображений в подкупольном пространстве храма (с.118) и выполните на основе полученных знаний задание №11 (работа в парах, возможно включение музыкального фона). Учащиеся представляют полученный результат. Проверка.

3.Финал урока.

На доске сделать схему «Идея установления божественного порядка на земле и спасение человека в загробном мире»?

Образно-смысловая модель урока. Символика византийского храма.

Словарь – сакральность, евхаристия, мир горний.

Домашнее задание. Выучить параграф 19.

Резервное задание.

    1. Топографическая символика крестово-купольного храма

Учитель: Византийский храм. Являясь идеальным образом Святой земли, имеет непосредственную связь с евангельской историей. Эту связь можно проследить, например, сюжетах византийских мозаик.

Поисково-творческое задание

«Евангельские сюжеты в византийских мозаиках»

Учитель демонстрирует иллюстрации византийских мозаик, изображающих евангельские сюжеты: «Благовещение», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Крещение», «Искушение Христа дьяволом в пустыне», «Преображение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Моление о чаше» и др.

  • Определите сюжеты, лежащие в основе мозаик.

  • Поразмышляйте над композиционными и колористическими особенностями решения этих сюжетов византийскими мастерами.

  • Отражается ли эмоционально-психологическое состояние героев евангельских сюжетов в их позах, жестах, мимике, выражении глаз?

Учитель: Важным аспектом восприятия византийского храма являлось также отождествление каждой его части с определенным местом в Палестине, освященным земной жизнью Иисуса. Такая топографическая символика имела для входящих в храм сакральное значение. На с.119-120 учебника найдите текст, повествующий об этом.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с фрагментом текста учебника (с.119-120) и отвечают на вопросы. Можно также предложить учащимся внести смысл топографической символики крестово-купольного храма в индивидуальную познавательно-творческую карту.

  • О чем напоминал нартекс (притвор)?

  • Как воспринималась апсида?

  • С чем соотносился престол апсиды?

  • Назовите несколько символических значений амвона.

Творческое задание.

«Космическая символика византийского храма»

(учащиеся выполняют в индивидуальной познавательно-творческой карте)

Задание.

вертикаль

горизонталь

Правильный ответ.

небо

купол

Святая земля

Земной рай

Своды, паруса, апсида, верхняя часть стен

Земля

Нижняя часть храма

Вертикаль

Восхождение от земли до неба

Образ земли, где пребывают грешники

нартекс

Видимое небо для верующих

Пространство храма

Царство чистого духа

алтарь

Горизонталь

Продвижение от мира земного к миру горнему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *