Куркино храм

12 июля православные чтут память первоверховных апостолов Петра и Павла. На иконах их изображаю вместе, как близких друзей. Однако известно, что их жизнь, их путь к Богу были совершенно разными. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать позже, и вначале не входил в число признанных двенадцати апостолов. Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком, провинциалом. Павел же, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу) был из тогдашней элиты, родился в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав. Однако в жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проведи учения Иисуса Христа. Для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение от Христа накануне его распятия. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих». На иконах апостолов Петра и Павла чаще всего изображают вместе: длиннобородый, с легкой залысиной Павел и Петр с густой копной светлых волос. Однако встречались ли они на самом деле? Поверив в то, что Иисус Христос был Богом, Павел захотел познакомиться с Его учениками – с теми людьми, которые видели Его, говорили с Ним. Они встретились в Иерусалиме: Петр, Павел и Иаков, брат Христов. На знакомство и общение у них было всего 15 дней, после чего апостолы продолжили свою проповедь – Петр среди иудеев, Павел – среди язычников. Вновь увиделись они в Антиохии (Гал. 2:11–14), где между ними возник спор: могут ли иудеи-христиане есть вместе с христианами-неиудеями, нужно ли новообращенным язычникам делать обрезание? Должны ли не-иудеи следовать иудейскому обычаю? Этот спор стал причиной Апостольского собора и новой встречи. Собор состоялся в 49 году от Рождества Христова в Иерусалиме, разрешив спор Петра и Павла. На этом соборе Петр был назначен первоверховным апостолом, отвечающим за проповедь среди иудеев, Павла же назначили отвечать за проповедь среди язычников – ведь он был римским гражданином, хорошо знал законы и римскую культуру. После этого упоминаний о встречах Петра и Павла нет ни в Деяниях, ни в Посланиях. Однако есть вероятность, что они встретились еще раз. На сей раз в Риме. Точно не известно, виделись ли они. Но, согласно Преданию, приняли мученическую кончину в 64 году во время гонений при императоре Нероне в один день – 12 июля по новому стилю. Петр был распят на кресте вниз головой – он умолял об этом палачей, так как считал себя недостойным того же распятия, которое претерпел его Учитель. Павла, как римского гражданина, распять не могли. Он был вывезен за пределы города и усечен мечом. На фотографии икона апостолов Петра и Павла, вторая половина 14 века, Салоники, Греция, монастырь Влатадон.

Главная Храмы округа Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине

Телефон: +7 (495) 572-34-31
Адрес: Куркино, ул. Новогорская, 37
Ближайшее метро: Речной вокзал
Духовенство:
Настоятель (благочинный Спасского округа) — священник Игорь Константинов. Духовенство: Священник Рафаил Калимуллин, священник Михаил Пристая.
Сайт храма

Село Куркино возникло свыше пятисот лет назад и упоминается в летописях великого князя Ивана Калиты в начале 15го века. Местными селами владел боярин Иван Квашня, который во время Куликовской битвы был одним из воевод Дмитрия Донского и командовал Коломенским полком.

Ранее село называлось «Константиновское, Курицыно тож, на речке Всходне». Возможно, что название «Курицыно» (позднее Куркино) село получило от своего владельца, думного дьяка Федора Васильевича Курицына, жившего во второй половине XV в. Это был видный политический деятель, широко образованный, выдающийся дипломат, оказавший большое влияние на внешнюю политику российского правительства при Иване 111. В списке думных чинов, составленном в 1497г., Ф.В. Курицын назван третьим среди дьяков, но с 1500г. сведения о нем исчезают. Возможно, он подвергся преследованию и наказанию за создание московского кружка «еретиков», как и его брат, Иван Волк Курицын, который в 1504г. как еретик был сожжен в клетке.

В первой половине XVIIв. село Куркино принадлежало двум владельцам. Одна половина сельца с прилегавшими к ней землями составляла вотчину князя Ивана Ивановича Одоевского, который купил ее в 1617г. у своей невестки. Другая половина сельца, сначала числившаяся за Плакидой Мякининым, в 1622г. была продана им Тимофею Боборыкину. В 1639-1641гг. село Куркино купил князь Алексей Иванович Воротынский, боярин и воевода, оказавшийся в родстве с царем Михаилом Романовым благодаря своей женитьбе на Марии Стрешневой, родной сестре царицы Евдокии. После боярина в 1642г. Куркино и деревня Барашки (ранее пустошь на ручье Меленке) перешли во владение его сына князя Ивана Алексеевича Воротынского, который приходился двоюродным братом царю Алексею Михайловичу, участвовал во всех его походах и занимал высокую должность боярина и дворецкого.

Около 1672-1678гг. на средства И.А.Воротынского в Куркине была построена каменная церковь во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На чертеже этого времени рядом с каменной церковью показана обширная усадьба с трехэтажным домом боярина, людскими и служебными постройками вдоль изгороди. В 1678г. в селе насчитывалось 22 двора конюхов, псарей, сокольников, истопников и 14 крестьянских дворов, в которых жило 48 человек.

После смерти И.А.Воротынского пресекся княжеский род по мужской линии, и вотчина досталась его вдове, княгине Настасье Львовне. Н.Л.Воротынская в 1691г. променяла село Куркино и деревню Барашки патриарху Адриану, Последний послал в благодарность княгине «образ Пречистой Богородицы Владимирская, оклад и венец» за то, что она «поступилась селом и деревней в дом Пречистыя Богородицы и святейшему патриарху».

Однако очень скоро село утратило прежнее значение. Царь Петр I, не терпевший сопротивления своим реформам со стороны церкви, после смерти Адриана в 1700г. не допустил избрания нового патриарха, назначив своей волей «местоблюстителя патриаршего престола». Он поставил во главе церкви государственный орган — Святейший синод, а все имения патриарха были переданы в Синодальное ведомство, под управление государственных чиновников. Исчезла богатая усадьба, прежде служившая местом отдыха и развлечений именитого владельца, не стало ни псарей, ни сокольников. В 1704г. в Куркине и Барашках записаны 36 крестьянских дворов, в которых жили 115 крестьян. Сократился и церковный причт — у церкви отмечены только дворы священника Ивана Дмитриева и дьячка Федора Иванова.

В середине XVIII в. куркинская церковь пришла в ветхость. Местные священники Григорий Григорьев и Иван Федоров (с 1757г.) много раз обращались с просьбами о ее ремонте в Синодальное экономическое правление. Средства для этого были отпущены в 1760г., и в последующее время проводится «возобновление и починка» церкви. В результате этих работ сохранился основной объем храма, но паперти и крыльцо были утрачены. Первоначальная архитектурная обработка сохранилась только на восточной стене, со стороны абсид, и на световом барабане церкви. Внутреннее убранство храма также относится к XVIII в. Колокольня при куркинской церкви была возведена в 1840-х гг. В приход Владимирской церкви входили кроме Куркина селения Барашки, Кобылья Лужа, Машкино, Филино и Юрово.

В сентябре 1872г. общество крестьян села Куркина продало 30 десятин земли из своего надела Григорию Анатольевичу Захарьину. Выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, профессор и директор терапевтической клиники Московского университета, Г.А.Захарьин был почетным членом Петербургской Академии наук (с 1885г.). Он часто приезжал в свою усадьбу, построенную около Куркина в долине реки Сходни, подолгу здесь жил, общался с местными крестьянами, помогал бедным хлебом и деньгами, делал взносы в пользу куркинской церкви.

Большие денежные средства Г.А.Захарьин жертвовал на стипендии и пособия студентам, Московскому университету и Физико-медицинскому обществу. С момента назначения профессором университета Захарьин передавал свое жалованье для оказания помощи нуждающимся студентам, на собственные средства посылал на обучение за границу своих учеников. Большие суммы денег он выделял для начальных школ Пензенской и Саратовской губерний, с которыми были связаны его детство и юность. Г.А.Захарьин и члены его семьи внесли значительный вклад в создание Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Они содействовали созданию музея и денежными средствами, и личным участием. Вдова, дочь и сын Захарьина принесли в дар музею ряд скульптур; его дочь П.Г.Подгорецкая являлась членом-учредителем музея.

По инициативе последней в 1899г. в Куркине у Владимирской церкви по проекту известного архитектора Ф.О.Шехтеля была построена фамильная часовня. Мозаичное панно внутри часовни выложено по рисунку В.М.Васнецова. В этой часовне были захоронены Г.А.Захарьин, а затем его жена Е.П.Захарьина и сын С.Г.Захарьин.

В 30-х годах ХХ века Владимирская церковь была закрыта, вновь открыта в 1946 г. и с тех пор не закрывалась.

По материалам сайта Природный парк «Куркино».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *