Лаокоон и его сыновья

«Лаокоон и его сыновья».

Оригинал скульптуры «Лаокоон и его сыновья» увидел свет еще в 200 году до н.э. в Пергаме — древнем античном городе, находящемся в западной части Малой Азии. Это было бронзовое изваяние, не сохранившееся до наших времен. Однако, благодаря работе талантливых древнегреческих скульпторов с о.Родос Агесандра (автор знаменитой скульптуры «Венера Милосская») и его сыновей Афинодора и Полидора во второй половине І века до н.э. появилась его беломраморная копия. По свидетельству Плиния, именно этот «Лаокоон» украшал впоследствии дворец римского императора Тита.

Второе рождение скульптура получила в 1506 году: уникальная находка была найдена под землей, в винограднике, на месте Золотого дома римского императора Нерона. С тех пор древнее изваяние заняло достойное место во дворце Бельведер в Ватикане, где для него была спроектирована особая ниша. Отреставрированная учеником Микеланджело — Монторсоли скульптура постоянно притягивала к себе восхищенные взгляды художников и других знатоков культуры и простояла здесь почти 300 лет.

Вынужденно сменить Ватиканский музей Пия-Климента на французский Лувр пришлось «Лаокоону» в конце ХVІІІ века по условиям Толентинского договора между папой римским и императором Наполеоном. А в начале XIX века, после падения Наполеона, благодаря англичанам, состоялось возвращение скульптурной композиции обратно в Ватикан. На сегодняшний день именно этой скульптуре отдается особое предпочтение ввиду ее максимальной приближенности к оригиналу.

В Одессе находится точная копия мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья», выполненная из каррарского мрамора. Однако же и она проделала долгий путь, перемещаясь по городу, прежде чем нашла свое пристанище перед зданием Археологического музея, расположенного за Городской мэрией , на Ланжероновской 4.

Ранее (ХІХ век) эта скульптурная группа украшала аллеи дачного сада Григория Маразли (крупного одесского предпринимателя-миллионера, позднее — градоначальника) на Французском бульваре. Кстати, именно благодаря Маразли список достопримечательностей Одессы пополнился еще одним замечательным памятником. Как-то во время путешествия в его душу глубоко запала картина Эль Греко «Лаокоон», а позже, под впечатлением увиденной воочию скульптуры в Ватикане и родилась идея создания еще одной копии, для себя. Будучи тонким знатоком искусств, он собрал целую скульптурную коллекцию и устроил свой сад скульптур, который, как считали многие, мог составить конкуренцию даже изваяниям знаменитого Летнего сада в Питере. После революции 1917 года скульптура «Лаокоона» перешла в собственность государства и была перенесена в центр города, где много лет стояла в сквере на улице Преображенской.

В основу скульптурной композиции положен миф о Лаокооне из древнегреческой мифологии и сказаний о Троянской войне, ярко изложенных в поэме «Энеида» Вергилия. Лаокоон был главным жрецом (провидцем) в Трое. Когда троянцы увидели под своей крепостью оставленного греками деревянного коня в качестве «подношения для Афины», то долго рассматривали его, раздумывая, что с ним делать. Некоторые советовали ввести его в город, чему активно препятствовал Лаокоон, предвидя коварство греков и усмотревший в таком «сюрпризе» затаенную опасность. Он бросил в коня свое копье со словами:»Бойтесь данайцев, дары приносящих!», что и разгневало богиню Афину.

Когда Лаокоон с сыновьями был у алтаря, на них напали две приплывшие морские змеи, посланные в наказание Афиной — покровительницей греков в их войне с троянцами. После долгой борьбы змеи растерзали жреца и его детей и спрятались в храме Афины. Троянцы, неверно растолковав предзнаменование, восприняли его как месть богини Лаокоону за непочтение к ней и нежелание принять подношение. В итоге было решено ввести Троянского коня в город, вместе с которым пришла и погибель, ведь, как известно, внутри коня находились ахейские воины, положившие конец долгой и безуспешной до тех пор осады Трои.

В белом мраморе пирамидальной скульптурной композиции запечатлена смертельная борьба у подножия алтаря:упругие змеиные кольца крепко обвивают, стремясь удушить в своих смертельных объятиях Лаокоона и ни в чем не повинных его сыновей. Всей своей силой он пытается разорвать опутавших его чудовищ и отстранить змеиную голову, так норовящую укусить его в бедро. Один из сыновей предпринимает безуспешную попытку освободиться от колец змеи, в то время как другой, почувствовав на себе силу яда змеиного укуса в правую часть груди, медленно ниспадает в муках, но все еще продолжает бороться и отчаянно намеривается отвести от себя, сжимая уже ослабевшей рукой, вторую змеиную пасть. На лицах людей запечатлена боль и глубокое сострадание друг к другу. Но очевидно, что их гибель близка и неотвратима.

Однако существует и другая легенда, раскрывающая причину наказания Лаокоона — о внезапной и губительной страсти. Лаокоон был жрецом Аполлона, который запретил ему вступать в брак и иметь детей. Но муки любви заставили Лаокоона отважиться на святотатство в самом храме. Женщина-предмет его страсти впоследствии стала его женой и родила ему двух сыновей. Но грех Лаокоона не был прощен и забыт. Пощады не случилось, и Аполлон наслал на него ядовитых змей с целью удушить только его безгрешных детей, самого же отца оставив мучаться, оплакивая их до конца своих дней, и каяться в своем грехе.

Говорят, что именно эта легенда была более близкой по духу и переживаниям тогдашнему городскому голове Г.Маразли из-за страстной и беззаветной любви к жене своего приятеля Марии.

Но легенд и версий много, а бесспорным остается одно:по истине, скульптурная композиция «Лаокоон» является уникальным творением великих гениев, талантливых мастеров своего дела, сумевших создать прославленный в веках образ трагической, но вместе с тем величественной борьбы человека с неизбежным роком.

Не перестают удивлять потрясающее знание анатомии человеческого тела и виртуозное умение показать его при таком, достаточно неестественном положении фигур, запечатленная энергия движений, выразительность лиц и жестов скульптуры «Лаокоон». Из нее черпали вдохновение и оттачивали свой талант многие мастера эпохи Возрождения, ею восхищались Микеланджело, Бернини и Рубенс.

Глубоко трагичен выбор сюжета: жестокая казнь неповинных людей. Нескончаемые муки запечатлены на лицах Лаокоона и его сыновей, вынужденных тысячелетиями страдать так далеко от Трои. Страдания, которые не под силу излечить даже времени…Иногда кажется, что волна мести продолжает обрушиваться на них в наши дни уже с новой силой, в лице вандалов, выбранных орудием своего гнева Афиной так много веков назад.

Смотреть расположение на карте

Ссылки

  • Поллак Л. Правая рука Лаокоона.
  • Амелунг В. Группа «Лаокоон и его сыновья».
  • Лаунхардт Р. Реставрация Лаокоона.
  • Фришер Б. Аннотированная хронология скульптурной группы «Лаокоон».
  • Kabale V. Laocoön and His Sons. The Myth about the Myth (англ.). Humboldt-Universität (2 September 2013). Дата обращения 12 февраля 2017.

14 января

14 января — 14-й день года в григорианском календаре.

До конца года остаётся 351 день (352 дня в високосные годы).

В XX и XXI веках соответствует 1 января юлианского календаря.

Figura serpentinata

Figura serpentinata — скульптурная или художественная композиция, в которой автор с целью достижения лёгкости или динамики придал изображаемому человеку форму спиралевидного скручивания, иногда неестественную.

Скульптуры, в которых использованы спиралевидное изображение тела, были известны уже во времена Древней Греции. Позже этот стиль использовался итальянскими маньеристами. Классическим примером Figura serpentinata служит статуя «Дискобола», вырезанная Мироном, работы Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.

Жак Буске (фр. Jacques Bousquet) полагает, что «serpentinata» как стиль возник в 1506 году в результате глубокого воздействия скульптурной композиции «Лаокоон и его сыновья» на художников-современников, в частности Микеланджело. Джон Ширман (англ. John Shearman) также утверждает, что стиль Figura serpentinata был изобретён Микеланджело, в частности при создании скульптуры «Дух победы» для гробницы папы Юлия II. Эмиль Маурер (англ. Maurer), с другой стороны, утверждает, что этот стиль не является характерным для работ Микеланджело и как пионера стиля Figura serpentinata определяет Доменико Беккафуми. Ученику Беккафуми — Марко Пино (итал. Marco Pino) — удалось связать стили Беккафуми, Франческо Сальвиати, Пармиджанино и, возможно, даже Микеланджело, вследствие чего его работы в целом были насыщены мотивами «serpentinata».

С ослаблением норм Ренессанса и становлением стиля «Serpentinata», его правила и структуры стали систематизированными. Спиралевидная форма изображения позволяла демонстрировать физическую силу фигур, их страсть, напряжение и семантическое совершенство. Изображение движений приобрело правильный и чистый вид, действие стало отражением внутренней силы изображения.

Стиль Figura serpentinata прослеживается в искусстве даже 1620-х гг., в частности в работе Бернини «Похищение Прозерпины».

Агесандр

Агесандр с Родоса (др.-греч. Άγήσανδρος; II—I вв. до н. э.) — известный по единственному упоминанию у Плиния древнегреческий скульптор, сын Пайония. О времени жизни Агесандра жаркие споры идут со времён Винкельмана (который считал Агесандра современником Лисиппа).

Вместе с Полидором и Афинодором выполнил (предполагается, скопировал с более древнего оригинала) скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья» (40-20 гг. до н. э.). Она была найдена в 1506 году на месте Золотого дома Нерона, находится в Ватиканских музеях.

В 1959 году в местечке Сперлонга были обнаружены фрагменты некоторых других работ Агесандра.

Апостольский дворец

Апо́стольский дворе́ц (итал. Palazzo Apostolico, также называемый Ватиканский дворец или Папский дворец) — официальная резиденция папы римского, расположенная в Ватикане. Официальное название — Дворец Сикста V (лат. Palatium Sixti V).

В комплекс зданий Апостольского дворца входят Папские апартаменты, правительственные учреждения Римско-католической церкви, несколько часовен, ватиканские музеи и библиотека Ватикана. Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980—1990 гг.) и Станцы Рафаэля.

До переноса столицы Италии в Рим в 1871 г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец. Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце, а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

Вакх и Ариадна (картина Тициана)

«Вакх и Ариадна» (итал. Bacco e Arianna) — картина венецианского художника Тициана, написанная в 1520—1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д’Эсте, герцога Феррары. Находится в Национальной галерее в Лондоне.

Венера Эсквилинская

«Венера Эсквилинская» — римская мраморная статуя обнажённой женщины, заплетающей волосы. Возможно, статуя является изображением жрицы Исиды.

Естественная история (Плиний)

«Есте́ственная исто́рия» (лат. Naturalis historia) — составленная примерно в 77 году н. э. Плинием Старшим и посвящённая римскому императору Титу энциклопедия природных и искусственных предметов и явлений. Послужила прообразом всех последующих европейских энциклопедий в плане объёма, цитирования авторов тех или иных утверждений и наличия указателя содержания. Это единственная сохранившаяся работа Плиния и едва ли не самый длинный текст на латыни античного периода.

Каррарский мрамор

Каррарский мрамор (лат. marmor lunensis) — мрамор, добываемый в Апуанских Альпах на территории Каррары. Считается одним из ценнейших сортов мрамора.

Каррарские каменоломни использовались уже в медном веке. В римскую эпоху добыча мрамора приобрела большие масштабы. Начиная с правления Юлия Цезаря каррарский белый мрамор использовался для постройки общественных зданий и домов патрициев. Транспортировка в Рим осуществлялась через порт Луни, благодаря которому мрамор и получил своё латинское название «marmor lunensis». Среди сохранившихся с тех времён объектов из каррарского мрамора — Пантеон и колонна Траяна.

С V века добыча мрамора практически прекращается из-за набегов варваров. Около 1000 г. была основана деревня Каррара, а к 1250 году была возобновлена добыча мрамора, шедшего на строительство церкви в Карраре. После заказа Никколо Пизано на добычу мрамора для строительства баптистерия в Пизе, каррарский мрамор стал снова популярен в Европе. В дальнейшим белый мрамор из Каррары в больших количествах использовался для религиозных сооружений и отделки их интерьера. С каррарским мрамором работали многие итальянские архитекторы и скульпторы, в частности Николо Пизано и Джованни Пизано. Микеланджело лично выбирал блоки для своих произведений, его «Давид» высечен именно из каррарского мрамора. Из него также выполнены фасад Сиенского собора и Мраморная арка в Лондоне.

Лаокоон

Лаокоон (др.-греч. Λᾱοκόων; лат. Laocoön)

Лаокоон — в греческой мифологии жрец бога Аполлона в городе Трое.

«Лаокоон» (50 год до н. э.) — мраморная скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, найдена в 1506 году на месте Золотого дома Нерона в Риме.

«Лаокоон» (англ. Laocoön (El Greco); 1610—1614) — живописное полотно испанского художника Эль Греко.

«Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) — программный трактат поэта, драматурга и эстетика Г. Э. Лессинга.

«Лаокоон» (XIX век) — в Одессе мраморная копия знаменитой скульптуры «Лаокоон и его сыновья» перед зданием археологического музея.

(3240) Лаокоон — троянский астероид Юпитера, двигающийся в точке Лагранжа L5, в 60° позади планеты.

Лаокоон, или О границах живописи и поэзии

«Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (нем. Laokoon oder über die Grenzen der Malerei und Poesie) — программный трактат поэта, драматурга и эстетика Г. Э. Лессинга, посвящённый проблеме определения границ между живописью и поэзией. Впервые опубликован в 1766 г. в Берлине.

Лаокоон (Одесса)

Скульпту́ра «Лаоко́он» — мраморная скульптура, копия знаменитой скульптуры «Лаокоон и его сыновья», установленная в Одессе перед зданием Одесского археологического музея.

Лаокоонт

Лаоко́онт или Лаокоон (др.-греч. Λᾱοκόων) — в греческой мифологии жрец бога Аполлона в городе Трое.

Сын Акета (так у Гигина), брат Анхиса, жрец Аполлона. Взял жену против воли Аполлона и произвёл на свет детей; по Евфориону, Аполлон гневался на него, ибо тот сочетался с женой перед его статуей. По другой версии, сын Антенора. Его два сына были близнецами.

По версии, принятой у Вергилия, жрец Посейдона; либо жрец Аполлона Фимбрея, но был выбран принести жертву Посейдону (Евфорион).

Прорицатель, во время Троянской войны предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. По другому рассказу, это произошло из-за гнева Афины, и змеи укрылись под щитом у ног статуи Афины (либо змеи приплыли с островов Калидны и превратились в людей). Троянцы решили, что это произошло, так как Лаокоон метнул копье в троянского коня. По Арктину, змеи убили Лаокоонта и одного из его сыновей. По одному из вариантов мифа, змеями были задушены только его дети. Сам он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу.

Действующее лицо трагедии Софокла «Лаокоонт» (фр. 370-377 Радт). У Софокла он брат Анхиса.

Знаменитая скульптура «Лаокоон и его сыновья» работы родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора была найдена в Риме в 1506 году. Сейчас она находится в Ватикане, в музее Пия-Климента. Скульптура послужила сюжетом для трактата Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии».

История Лаокоона также нашла отражение в живописи: к примеру, Эль Греко написал несколько картин, на которых изобразил жреца и его сыновей.

Мадонна Дони

«Мадонна Дони» — единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.

Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. Картина как нельзя лучше иллюстрирует тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. Замысловатые извивы человеческой плоти вызывают в памяти античную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья», обнаруженную в 1506 году.

Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте»; их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии; над ней как бы нависает Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария то ли передаёт мужу, то ли принимает от него.

Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Например, клевер на переднем плане символизирует Троицу, иссоп перед Иоанном Предтечей — крещение. Загадочный элемент композиции — пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане, отделены от Святого семейства горизонтальной полосой и не смотрят на Христа. В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур — от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических (вытесненные на задний план гомосексуальные влечения автора).

Ближайшим аналогом «Мадонны Дони» в искусстве Возрождения принято считать тондо Синьорелли «Мадонна Медичи», где также присутствуют обнажённые юноши. Подобно картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, композиция строится на симметрии треугольников. Тондо заключено в пышную раму начала XVI века с переплетением львиных голов и полумесяцев; этот узор перекликается с дверями Гиберти, которые так ценил Микеланджело.

Помимо «Мадонны Дони», Микеланджело иногда приписываются и другие произведения станковой живописи. «Манчестерская Мадонна» и «Положение во гроб» представляют собой незаконченные произведения, а «Мучения Святого Антония» — копия немецкой гравюры, выполненная Микеланджело, когда он был ещё ребёнком. Авторство Микеланджело в отношении этих работ окончательно не установлено.

Музеи Ватикана

Музеи Ватикана (итал. Musei Vaticani) — комплекс музеев, расположенных на территории государства Ватикан. Их коллекции созданы римскими папами и содержат художественные работы классических мастеров, включая произведения эпохи Возрождения.

Музеи основаны папой Юлием II в начале XVI века. В маршрут по музеям Ватикана входят Сикстинская капелла с потолочными росписями Микеланджело, и станцы, оформленные Рафаэлем. В 2013 году музеи Ватикана посетило 5,5 млн человек, что поставило их на пятое место среди самых посещаемых музеев.

Музеи насчитывают 54 галереи, или зала, среди которых Сикстинская капелла является последней.

Одесский археологический музей

Одесский археологический музей НАН Украины — старейший на Украине археологический музей, входящий в состав Южного научного центра НАН Украины и МОН Украины.

Парнас (фреска)

«Парнас» — фреска Рафаэля, написанная в Cтанце делла Сеньятура Апостольского дворца в Ватикане по поручению папы Юлия II. Вероятно, вторая фреска в станце, выполненная на северной стене между 1509 и 1511 годами, после «Диспуты» и перед «Афинской школой».

Фрески в Станце делла Сеньятура символизируют четыре сферы человеческих знаний: философию («Афинская школа»), религию («Диспута»), закон («Мудрость, умеренность и сила») и поэзию («Парнас»). Последняя изображает Аполлона в своей обители на горе Парнас, играющего на лире да браччо в окружении девяти муз, девяти античных поэтов и девяти поэтов новой эпохи, образующих непрерывный полумесяц, обращённый к зрителю.

Рядом с Аполлоном сидят Каллиопа (слева) и Эрато. За Каллиопой стоят Талия, Клио и Эвтерпа, за Эрато — Полигимния, Мельпомена, Терпсихора и Урания. Часть поэтов идентифицирована достоверно, насчёт других остаются сомнения. В левом нижнем углу изображены Алкей, Коринна, Франческо Петрарка, Анакреонт и Сапфо. Над ними сидит Квинт Энний, слушающий Гомера (в синей тоге). Рядом с Гомером Данте и Вергилий, чуть дальше — Стаций. Справа от группы муз с холма спускается Антонио Тебальдео (по другим версиям — Бальдассаре Кастильоне или Микеланджело), ниже по склону Джованни Боккаччо, Альбий Тибулл, Лудовико Ариосто (или Тебальдео), Секст Проперций, Овидий и Якопо Саннадзаро; у подножия холма на переднем плане — Гораций. Другие искусствоведы находили на фреске Анджело Полициано, Витторию Колонну, Пьетро Бембо и даже двух гипотетических поэтов будущего.

Весьма вероятно, что моделями для древних поэтов послужили известные современники Рафаэля, как это было сделано в «Афинской школе». Для Гомера Рафаэль использовал внешность Лаокоона с античной скульптуры «Лаокоон и его сыновья», копия которой была обнаружена в Риме в 1506 году, изменив выражение лица с боли на слепоту. Существует мнение, что руки Эвтерпы и Сапфо являются реминисценцией «Сотворения Адама» Микеланджело.

Сапфо является поздним дополнением и отсутствует на гравюре Маркантонио Раймонди, упомянутой Вазари, на которой показана оригинальная композиция фрески с летающими амурами, несущими поэтам лавровые венки; с музыкальными инструментами в руках Каллиопы, Эрато и Сафо, точно скопированными с барельефа «Саркофаг муз» (ныне в Национальном музее Рима); с девятью струнами на лире Аполлона вместо семи (возможно, по числу муз).

Наличие в стене окна привело к добавлению по бокам от него двух монохромных композиций на литературные темы, вероятно, написанных помощниками Рафаэля по его эскизам: Августа, препятствующего уничтожению Энеиды, и Александра Великого, приносящего тексты Гомера на вечное хранение в гробницу Ахилла. На откосе окна имеется латинская надпись «JVLIVS II. LIGVR. PONT. MAX. ANN. CHRIST. MDXI. PONTIFICAT. SVI. VIII», указывающая на год окончания фрески (или всей станцы в целом).

Плиний Старший

Пли́ний Ста́рший (лат. Plinius Maior, настоящее имя Гай Плиний Секунд, лат. Gaius Plinius Secundus; между 22 и 24 годами н. э., Новый Ком — 24 или 25 августа 79 года н. э., Стабии) — древнеримский писатель-эрудит.

Наиболее известен как автор «Естественной истории» — крупнейшего энциклопедического сочинения античности; другие его сочинения не дошли до наших дней. Приходился дядей Гаю Плинию Цецилию Секунду, известному как Плиний Младший (после смерти мужа сестры, отца Плиния Мл., усыновил племянника, дав тому великолепное образование).

Плиний служил в армии на северной границе Римской империи, а после возвращения в Рим занялся литературной деятельностью. После прихода к власти императора Веспасиана, с сыном которого Титом он служил, был призван на государственную службу. В 70-е годы Плиний исполнял обязанности наместника в провинциях и командовал флотом в Неаполитанском заливе. В 77 или 78 году издал «Естественную историю», посвятив её Титу. Погиб в результате извержения Везувия.

Сансовино, Якопо

Якопо Сансовино (итал. Jacopo Sansovino; 2 июля 1486 — 27 ноября 1570) — скульптор и архитектор эпохи Высокого Возрождения.

Родился 2 июля 1486 года во Флоренции, урожденный Якопо Татти. Во Флоренции в 1500 году поступил в ученики к Андреа Сансовино, чью фамилию он впоследствии взял. В 1510 году сопровождал учителя в Рим, где изучал античную скульптуру.

Якопо был нанят папой Юлием II для реставрации повреждённых статуй, также он создал бронзовую копию скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья». В 1511 году Сансовино вернулся во Флоренцию, где начал работу над мраморной статуей Иакова Зеведеева для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В тот же период им была создана скульптура «Бахус и Пан» (Барджелло).

Вернувшись в Рим, Якопо работал для общины флорентийцев над церковью Сан-Джованни-деи-Фиорентини, начатой Антонио да Сангалло. Мраморная скульптурная группа «Мадонна с младенцем», созданная Сансовино, была установлена к западу от храма Сант-Агостино.

В 1527 году Якопо был вынужден бежать из разграбленного Рима. По пути во Францию он остановился в Венеции, где его приняли Тициан и Пьетро Аретино. Подряд на восстановление главного купола базилики Сан-Марко заставил его отказаться от своих планов. Вскоре Сансовино становится главным архитектором Венецианской республики. В Венеции он остался до конца жизни.

Сансовино внёс огромный вклад в архитектуру Венеции. Под его руководством были построены здание библиотеки, монетный двор, лоджетта. Якопо построил несколько дворцов, церкви Сан-Джулиано и Сан-Франческо делла Винья, которую заканчивал Палладио.

Как скульптор, Сансовино изваял статую Марса и Нептуна, установленные на парадной лестнице Дворца дожей. Сансовино умер 27 ноября 1570 года в Венеции.

Толентинский договор

Толентинский договор (фр. Traité de Tolentino, итал. Trattato di Tolentino) или Толентинский мир (фр. Paix de Tolentino, итал. Pace di Tolentino) — мирный договор, заключённый между революционной Францией и Папской областью 19 февраля 1797 года и определивший условия прекращения войны и капитуляции Папской области. Подписи под договором со стороны Франции поставили посол Директории в Папской области Франсуа Како и генерал Наполеон Бонапарт; со стороны Папской области подписи ставили кардинал кафедры Феррары архиепархии Феррара-Комаккьо Алессандро Маттеи, аббат Лоренцо Калеппи, герцог Луиджи Браски Онести и маркиз Франческо Камилло VIII Массимо.

Договор был частью событий, последовавших за вторжением французов в Италию в начале революционных войн. После победы над австрийцами в битве при Мантуе, на мосту Аркола и в битве при Риволи у Наполеона больше не осталось врагов в Северной Италии, и он мог спокойно заняться войной с Папской областью. После девяти месяцев переговоров между Францией и Папской областью в феврале 1797 года 9 тысяч французских солдат вошли на территорию Папской Романьи, не оставив Святому Престолу выбора и заставив его пойти на уступки французам.

На других языках

В греческой мифологии троянский прорицатель

Примеры употребления слова лаокоон в литературе.

Мы же сегодня знаем, что авторами Лаокоона были родосские скульпторы Агесандр, Полидор и Атенодор, изваявшие эту группу в пятидесятых годах первого столетия до н.

Они присели на скамью, разговорившись об изваяниях делла Кверча в Болонье, о статуе Лаокоона.

Так как красота явно составляет главную цель ваяния, то Лессинг старается объяснить факт, почему Лаокоон не кричит, — тем, что крик не соединим с красотою.

Прежде всякого психологического и физиологического разбирательства, станет или не станет Лаокоон кричать в своем положении, хотя бы я, впрочем, отвечал на это вполне утвердительно, необходимо решить по отношению к группе, что крик не должен был в ней изображаться уже единственно потому, что его изображение вполне выходит из области ваяния.

Толки идут, что вполне по заслугам за тяжкий проступок 230 Лаокоон пострадал: копьем оскорбил он святое Дерево, в тело коня вонзив свой дротик преступный.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *