Лавра Саввы освященного

МОЛИТВА И ПРАВИЛО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИСТЬЯМИ ПАЛЬМЫ СВЯТОГО САВВЫ. ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ ЛИСТЬЕВ ПАЛЬМЫ САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО ПРИ БЕСПЛОДИИ.
Недалеко от Иерусалима, в Иудейской пустыне находится замечательное место, являющееся ярким и достойным примером монашеской жизни – это Лавра прп. Саввы Освященного. Строгий устав, аскетическая жизнь монахов, каждодневные службы – все это не менялось с момента основания Лавры. На территории Лавры почивают нетленные мощи ее основателя, преподобного Саввы Освященного, от которых происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных. Тут также обретаются мощи иных святых насельников Лавры. В обители находится и святой источник, вода которого употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды.

Внутри стен монастыря растет финиковая пальма, посаженная самим святым, чьи листья и плоды за столетия неоднократно обновлялись. Пальма засохла в 1954 году, но на том же месте выросли две новых, имеющих такие же чудодейственные свойства. Плоды и листья оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия, их раздают вместе с пальмовыми листочками в монастыре св.Саввы Освященного.

МОЛИТВА преподобному Савве Освященному.
О предивный и всехвальный угодниче Божий, преподобне отче Савво! Днесь во святем храме твоем, благоговейно предстояще пред святою иконою твоею и радостно совершающе пресветлую память твою, ублажаем тя заступника нашего. Почитающе же твое велие дерзновение пред Господом, смиренно молим тя, преблаженне приими милостивно от нас хвалебное пение сие, от любве и усердия тебе приносимое. И, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, потщися Богоприятным твоим ходатайством испросити у Царя царствующих и Господа господствующих, яко да пробавит великия и богатыя милости Своя на нас грешных, да подаст нам дух правыя веры, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да избавит от бед и напастей, да низпослет вся полезная ко спасению душ наших. Всем же православным да низпослет мир, тишину, безмятежие, усердие ко исполнению заповедей Его, изобилие плодов земных; да избавит всю Российскую страну от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, угодниче Божий! Не презри молений наших, но услыши нас молящихся тебе, и под кровом заступления твоего сохрани нас (и обитель сию) ненаветны от врагов видимых и невидимых, да сподобимся скончати житие наше в покаянии и восприимем вечная благая во царствии Христа Бога нашего, идеже восхвалим с тобою и всеми святыми достопокланяемое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
ПРАВИЛО ПОЛЬЗОВАНИЯ листьями от пальмы св. Саввы:
Как только это будет возможно, листья следует отнести к православному священнику и попросить его положить их на сорок дней под престол в алтаре церкви, где часто совершаются Богослужения.

Супружеская пара должна придерживаться следующих указаний в течение сорока дней, пока освящаются листья:
В течение сорока дней пара должна строго поститься и воздерживаться от рыбного, мясного, молочного и яиц. По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям разрешается растительное масло и немного вина.
Необходимо, чтобы на это время пара строго воздержалась от супружеской близости.
Нужно, чтобы супруги исповедовались и причащались так часто, как на то благословляет их духовник. Каждый день следует читать тропарь св. Савве (глас 8):
Слез твоих теченъми пустыни безплодное возделал ecи/ и иже из глубины воздыханъми во сто трудов уплодоносил ecи/ и был ecи светильник вселенней/ сияя чудесы, Савво, отче наш / моли Христа Бога спастися душам нашиим.
Правила пользования листьями нельзя изменять, хотя мы понимаем, что могут быть препятствия для их соблюдения.
По истечении сорока дней из листьев нужно сварить крепкий чай, который супруги должны вместе выпить, не оставив ни капли. Листья следует высушить, сжечь, и пепел зарыть в землю.
Через два-три дня после того, как выпили чай, пусть супруги, с верой, любовью, молитвой и благодарением, вступят в супружеское общение и ожидают Божьего решения.
Бог любви, радости и жизни бесконечной да будет с вами отныне и до века. С любовью во Христе. Архимандрит Евдоким.
Монастырь Святого Саввы.

Монастырь Саввы Освященного, православный греческий мужской монастырь в Иудейской пустыне, в долине реки Кедрон. Монастырь основан преподобным Саввой Освященным в конце 5 века новой эры. И сегодня этот монастырь является самым крупным из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Описание, сделанное в начале XII века русским паломником игуменом Даниилом, актуально и по сей день:
«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.»
Монастырь неоднократно за свою историю подвергался набегам и разрушениям. При этом христианское служение в нем не прекращалось в течении всех столетий. Надежно защищенный стенами и мужеством своих обитателей, монастырь Саввы Освященного в Иудейской пустыне известен всенощной службой, которая ежедневно длится с вечера до утра.
Кроме службы, каждый монах имеет свою собственную работу, которую он выполняет со рвением. Тяготы пустынной жизни и строгий монастырский устав сегодня не способствуют большому числу людей, способных нести бремя монашества. Только одиннадцать насельников было в монастыре в 2012 году. Известно, что во времена Саввы Освященного монастырь населяли до 5000 монахов. На территории Лавры построены две башни. Одна из них, сторожевая, находится в самой высокой точке монастыря и является первой постройкой монастыря. Называется она «башней Юстиниана», т.к. была построена на деньги, полученные св. Саввой в дар от императора Юстиниана во время его последнего посещения Константинополя в 531 году в возрасте 92-х лет. В наше время в этой башне расположена библиотека с уникальной коллекцией книг, свитков. Вторая башня называется «женская», она служит гостиницей, в которой могут останавливаться женщины. Построена «женская» башня еще во времена Святого Саввы для его матери Софии. Строгий устав Лавры запрещал пребывать женщинам на ее территории. Правило это никто не отменял и запрет на вход женщин в Лавру действует до сих пор.

Монастырю Саввы Освященного принадлежит совершенно особое место в списке паломнических мест на Святой Земле. Его история неразрывно связана с подвижнической деятельностью одного человека, жившего в V веке.

Святой Савва происходит из христианской семьи, которая жила в Каппадокии. Он самостоятельно пришел в монастырь послушником на восьмом году жизни, быстро освоил грамоту, начал глубоко постигать Священное Писание.

Монашеский постриг Савва принял в 17 лет в Флавианском монастыре, проведя здесь десять лет.

Стремление обрести высокого духовного наставника привело Савву в Иерусалим к преподобному Евфимию Великому. Однако тот, не желая принимать совсем молодого монаха в число отшельников, живущих в суровых пустынных условиях, направил Савву в монастырь святого Феоктиста.

Пребывая в монастыре Мукеллик, отличающемся строгостью общежительного устава, монах Савва многие годы провел в посте и ревностном служении. Здесь он прожил долгие 17 лет.

Из них последние пять лет Савва жил как отшельник в уединенной пещере, присоединяясь к монахам в монастыре только по субботним и воскресным литургиям.

Евфимий Великий не отставлял его своим вниманием и под этим духовным руководством Савва вырос в одного из великих подвижников веры. Не случайно другие монахи вслед за Евфимием Великими звали его отроком-старцем за беспримерно длительное и беспорочное монашеское служение.

После смерти Евфимия Великого в 473 Савва ушел в Иудейскую пустыню.

На этот момент ему исполнилось 40 лет, и он около пяти лет провел в отшельничестве. Потом в пророческом сне Савве привиделось место дальнейшего служения.

Это была пещера, находившаяся на обрывистом берегу Кедрона. Найдя указанное место, Савва в молитвах и размышлениях провёл здесь следующие пять лет.

Привлеченные его святостью сюда начали прибывать ученики. Каждому из них Савва отводил отдельную пещеру, которых поблизости было достаточно.

Учеников становилось всё больше, они собирались для совместных молитв и в 484 году в одной из пещер был устроен подземный храм. Так был сделан первый шаг к созданию лавры Саввы Освященного.

Эта пещера считается «церковью, которую построил Бог», потому что её форма напоминает базилику, и в ней даже угадываются очертания апсиды и ризницы.

Постоянный рост числа послушников и иноков, нуждавшихся в его наставничестве, не отвратили святого Савву от привычки к отшельничеству.

Каждый год он уходил в пустыню, где проводил время в полном уединении. Святой Савва не только обретал духовные силы и величие в молитвах, он находил физические силы для создания в Палестине новых монастырей.

Каждая из новых обителей имела своё предназначение. Среди них был общежительный монастырь для монахов, уже полностью готовых к ведению подвижнической жизни.

В другом монастыре, устроенном к северу от лавры, монахи постигали премудрости аскетической жизни и учили наизусть Псалтирь. Всего Савва Освященный основал семь монастырей, приняв на себя обязанности их духовного наставничества.

Во время наивысшего расцвета при святом Савве в лавре находилось 5000 монахов. Для их нужд строились новые кельи, возводились храмы. Монахи начали строительство мсобора Благовещения Пресвятой Богородицы.

Монастырю покровительствовал византийский император Юстиниан I. На его средства было завершено строительство собора, по периметру монастыря сооружены оборонительные стены и сторожевая башня.

Эти сооружения сохранились до сих пор, а Башня Юстиниана является самой высокой точкой монастыря.

При жизни Саввы также была возведена церковь святого Николая Мирликийского. Свой земной путь святой Савва завершил в 532 году, когда ему исполнилось 94 года.

Его мощи, остающиеся нетленными, хранились в лавре до середины XIII века, когда их переместили сначала в Константинополь в связи с опасностью нашествия арабских завоевателей, а уже оттуда их вывезли в Венецию крестоносцы.

Реликвия была возвращена в лавру Саввы Освященного в 1965 году. Сегодня мощи находятся в храме Благовещения Пресвятой Богородицы под стеклом в деревянной раке.

В монастыре на восточном берегу Кедрона сохранилась первая пещера (скит) святого Саввы. Она закрыта кованной железной решеткой с крестом и отмечена заглавными буквами А и С. Внутри находится несколько икон в полукруглой нише и выдолбленная в камне скамья.

После смерти Саввы Освященного в жизни лавры происходили и трагические, и возвышенные события. В 614 году христианские монахи были убиты персами. Набеги кочевых племен, разграбление лавры и убийства иноков случались и в последующие столетия.

Среди насельников монастыря числятся несколько десятков святых, которые высоко почитаются православными церквями. В VIII веке здесь принял монашеский сан святой Иоанн Дамаскин, проживший в лавре около 50 лет.

Он известен своими сочинениями, в которых поддерживал иконопочитание, а также другими трудами, где систематизируются многие постулаты христианского вероучения.

Пещера Иоанна Дамаскина и его гробница почитаются как святые реликвии.

Святой Андрей Критский составил здесь Великий канон, который читается во время Великого поста. Святой Кирилл Скифопольский написал историю монашеского движения.

Святой Феофан Затворник прославился как переводчик древних книг. Труды этих монахов лавры Саввы Освещенного оказали огромное влияние на весь православный мир.

Одним из важнейших регламентирующих документов стал монастырский устав, который называют Иерусалимским. Он был разработан самим Саввой Освященным и начал использоваться сначала с 524 году в лавре, затем в других православных монастырях Палестины и Ближнего Востока.

В Древней Руси Иерусалимский устав начал употребляться по инициативе митрополита Киприана.

В XII веке, совершая хождение на Святую Землю, в монастыре святого Саввы Освященного побывал русский паломник игумен Даниил. Он прожил в монастыре полтора года и оставил необыкновенно поэтичное описание лавры.

В середине XV века монахи полностью покинули лавру, не выдержав постоянных набегов кочевых племён. Они смогли вернуться сюда только во времена турецкого правления, получив охранные грамоты от султана.

О святости и престиже монастыря говорит хотя бы тот факт, что его иноки являются непременными участникам литании при схождении Святого огня в храме Гроба Господня.

Сегодня в лавре обитают около 20 монахов из разных стран, среди них есть и выходцы из России. Их жизнь столь же аскетична, как и в эпоху средневековья. На территории монастыря действует время, которое называют византийским. Например, 12 часов ночи соотносятся с заходом солнца.

Молитвы начинаются приблизительно через полтора-два часа после полуночи (имеется в виду привычное для нас время) и продолжаются примерно семь часов, то есть всю ночь.

Едят монахи один раз в сутки, в основном они употребляют сырую и не варёную пищу, то есть в лавре принято так называемое сухоядение. Только по субботам, воскресеньям и по великим праздникам разрешается принимать пищу два раза в день. Не позволяется по монастырскому уставу есть яблоки, поскольку они являются плодом искушения.

В монастыре нет электричества, нет сотовой связи. Монастырь является мужским, и с момента его основания здесь не было ни одной женщины.

Исключения не делаются ни для кого. Даже когда святого Савву навещала его мать София, он устроил её на ночлег за стенами монастыря.

Сейчас на этом месте находится Женская башня, она получила такое название потому, что в прошлом служила местом приёма для женщин, совершающих паломничество или пришедших сюда, чтобы проведать своих родных, ставших монахами.

Сегодня женщины, прибывающие к монастырю, должны оставаться перед входом. К ним выходит послушник: угощает чаем и кофе и выносит небольшой ковчег со святыми мощами, к которому они могут приложиться.

Вместе с информационными листовками о лавре монах преподносит паломницам листья растущей в монастыре финиковой пальмы, которая считается способной творить чудеса.

Листья надо заваривать как обычный чай и пить, соблюдая в течение 40 дней пост, воздержание и вознося молитвы, что должно излечить от бесплодия.

Хотя справедливости ради надо заметить, что в память матери Саввы Освященного в лавре построена церковь Софии. Всего на монастырской территории находится девять церквей.

Среди них есть такая маленькая церковь Георгия Победоносца, что в алтаре находится место всего для одного священника. В ближайших скалах сохранились пещеры – скиты, в которых обитали монахи.

В самом древнем храме лавры – церкви Святителя Николая Мирликийского Чудотворца – сохраняются останки монахов, принявших мученическую смерть.

Некоторые из них являются особо почитаемыми, поскольку на костях черепа имеется изображение креста. Эти реликвии можно увидеть в приделах храма на специальных стендах под стеклом. В монастыре сохраняется и несколько нетленных мощей.

Вообще похоронный обряд в монастыре совершается не совсем обычно. Тело умершего помещают в особую погребальную пещеру, которая находится под площадью двора, и закрывают плитой. Когда тело истлевает, костные останки перемещаются в общую усыпальницу.

В лавре высоко почитают своих святых. В частности, в храме Благовещения долгое время находился иконостас, который был привезен из базилики Рождества Христова в Вифлееме.

На царских вратах были изображены святые преподобные Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник, и лишь в XXI веке их заменили более новыми образами.

Паломники могут не только осмотреть всю территорию монастыря и прикоснуться к его святыням. По договоренности они могут присутствовать на богослужениях и даже некоторое время пожить в монастыре, подчиняясь его уставу.

В заключение можно добавить еще несколько штрихов к облику Саввы Освященного, который творил многочисленные чудеса и пользовался уже при жизни огромным авторитетом. Его почитали и простые люди, и императоры.

По молитве святого Саввы прекращалась засуха, и проливался дождь. Страждущие и больные получали исцеление, благодаря его молитве.

В монастыре долгое время не было источника воды, и насельникам приходилось далеко ходить за водой. Но после молитвы святого Саввы в лавре появился собственный источник, и он существует до сих пор, снабжая монахов питьевой водой.

Вода из этого святого источника подаётся также паломникам для благословения. Для других нужд используется дождевая вода, которая собирается в специальные резервуары.

Забота о воде происходит по божественному промыслу.

Предчувствуя скорую кончину, преподобный Савва в знак прощания совершил паломничество к храму Гроба Господня. Затем он вернулся в свою лавру и мирно окончил земной путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *