Лавры

Ла́вра — название некоторых важнейших крупных мужских монастырей.

Начало житию в лаврах положено в Египте; основателем этого вида иноческой жизни были Макарий Старший, живший в Скитской пустыне близ границы Египта с Ливией, и Аммон Египетский, поселившийся на Нитрийской горе. Лавры являли собой соединение отшельничества с общежитием. Каждый подвизался отдельно, в особой келье. Кельи, разбросанные вокруг холма или жилища аввы, находились на известном расстоянии одна от другой и располагались в виде переулков в городе, откуда и самое название – λαϋρα – дорога, переулок). Отшельники в первый и последний дни недели собирались вместе для богослужения. В остальные дни хранили безмолвие. Если кто-нибудь не приходил на общие собрания, заключали, что он болен, и некоторые из братии посылались для его посещения. Жизнь в лаврах была много труднее, чем в киновиях, и к подвигу безмолвия уже приступали не иначе, как подготовившись к нему в киновиях. «Вступившие в монашество, – говорит Кирилл Скифопольский, – жили сначала в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие, а те, которые уже достигли некоторого совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях» .

В V-VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь святого Феодосия Великого близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Православного Востока наиболее известны:

  • Лавра Саввы Освященного
  • Афонская Лавра святого Афанасия, также известная как Великая Лавра

В Киевской митрополии, а затем в ее преемницах, с конца XVI века придание монастырю статуса лавры сделалось почетным титулом, признанием заслуг монастыря в укреплении Православия. В Русской Православной Церкви синодального периода четыре лавры были ставропигиями Святейшего Синода, причем местный епархиальный архиерей состоял священно-архимандритом лавры, а непосредственное управление лавры вверялось наместникам, обыкновенно в сане архимандрита. Ныне Русской Православной Церкви насчитывается пять лавр:

В других землях наименование лавры носят:

  • Царская Лавра Высокие Дечаны (в Рашско-Призренской еп. Сербской Церкви)
  • Калавритская Святая Лавра (в Калавритской еп. Элладской Церкви)
  • Благовещенская Супрасльская (с кон. XVI в., в Белостокской еп. Польской Церкви)

Использованные материалы

  • Н. Б., «Лавра,» словарь Брокгауза и Ефрона:
  • Статья из «Википедии»:

«Луг Духовный» — Творение Блаженного Иоанна Мосха (Перевод с греческого с подробными объяснительными примечаниями протоиерея М.И.Хитрова). М.: Отдых христианина, 2002, 22-23.

Почаевская лавра // Журнал Министерства народного просвещения. Часть XLV. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук. 1845. С. 2
В России существуют только четыре Лавры, из коих три напоминают собою три великие периода Государства нашего, как Великого Княжения, Царства и Империи. Но четвертую знают не все, и потому мы сочли не излишним познакомиить с нею наших читателей. Она возникла в крае отторженном Литвой от России, возникла во время гонений на Православие; она напоминает собою не блестящие эпохи Отечества, но время испытания, мужественно претерпенного сынами его под чуждой властью; она свидетельствует о их тогдашней верности к Церкви Православной. Почаевская Успенская Лавра находится в Губернии Волынской, в местечке Почаеве, в 20 верстах от Кременца, на самой границе Галиции. Прилагая к сей книжке Журнала изображение ее великолепных зданий, мы думаем, что для Читателей наших приятно будет найти здесь и известия о древности и достопамятностях этой обители.
Хотя в рукописной книге исков и документов монастырских упоминается о Памятнике монастыря Почаевского, изданном oколо 1661 года, во свидетельству которого Православные иноки впервые поселились на Почаевской горе около 1261 года; однакож за неимением достоверных свидетельств о первоначальном общежитии их на сем месте, должно на сей раз ограничиться одними позднейшими известиями. Из хранящейся в Лаврском Архиве грамоты Короля Польского Сигизмунда Августа II-го, данной в 1557 году Василию Богдановичу Гойскому, владельцу села Почаева, видно, что в этом селе уже в 1527 году существовала церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; сим письмом Сигизмунд Август II, подтверждая грамоту Сигизмунда I, данную в 1527 г., предписывает Старосте Кременецкому не посылать более в Почаев на ярмонку, в праздник Успения Божией Матери, своего наместника для сбора денег. Из Фундационной же записи Анны Гойской 1597 г., хранящейся в том же Архиве, видно, что на том месте, где основан ею в сем году монастырь, находилась издревле при горе каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1653 году, Федор в Евва Домашевские воздвигли над стопою Божией Матери большую каменную церковь во имя Св. Троицы. Обновитель же Почаевского монастыря был Николай Потоцкий, Староста Каневский: он в 1768 году перестроил, увеличил и украсил церковь, воздвигнутую Домашевскими, и сверх того оставил в пользу монастыря значительный капитал.
Три святыни составляют главное сокровище Почаевской Лавры и привлекают в нее
многочисленных богомольцев; они суть: Чудотворная икона Почаевской Божией Матери, Стопа (или след на камне) Божией Матери и мощи Преподобного Иова, Игумена Почаевской обители.
В 1559 году. Греческий Митрополит Неофит, во время путешествия своего из Константинополя, проезжая чрез Волынскую страну, остановился для отдыха в местечке Орле по усильной просьбе его владетельницы Анны Гойской, впоследствии основательницы Почаевского монастыря. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил хозяйку дома иконой Божией Матери, которая долгое время хранилась в комнате Гойской. Чудотворная сила этой иконы первоначально обнаружилась в исцелении от природной слепоты Филиппа Козинского, родного брата Анны Гойской. Испытав такое чудо на брате своем, Гойская созвала Епископов, Священников, и с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, икона Божией Матери отнесена на гору Почаевскую и поставлена в Успенской церкви (1597).
О Стопе Божией Матери сохранилось следующее народное предание, которое помещено в книге, под заглавием: «Гора Почаевская» напечатанной в 1793 г. в типографии при Почаевском монастыре. До основания Анной Гойской монастыря, когда иноки Почаевские жили еще в пещерах, один из сих монахов, взошедши на вершину горы, увидел Пресвятую Деву Марию стоящей на скале, в виде огненном. В то же самое время, это же явление Божией Матери и пред нею стоявшего монаха видел и житель села Почаева, Иоанн Босый, пасший неподалеку от горы стадо овец…

Всякая лавра – это монастырь. Но далеко не всякий монастырь – лавра. Скажем, в России монастырей порядка восьми сотен. А лавры всего-то две. Их и назвать совсем не трудно – Троице-Сергиева (в Сергиевом Посаде) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге).

Лавра – это непременно большой, мужской, выдающийся монастырь. Выдающийся, прежде всего, своим значением в истории и духовной жизни страны. Лавра – это огромная ответственность, твердыня, Благодать Господня.

И чтобы монастырь перерос в лавру необходима, прежде всего, воля Божья. Тогда наступит понимание и у церковных иерархов, и у мирян, и у светских властей, мол, вот же, не просто один из монастырей, тут нечто большее… Лавра!

Скажем, Свято-Троицкая Сергиева лавра существует века. Сколько там духовных подвигов совершенно, сколько спасено душ, одни только деяния преподобного Сергия Радонежского чего стоят. А статус лавры пришел к монастырю только в 1742 году. Императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ. Но лишь через два года последовало одобрение Святейшего синода.

Или взять Александро-Невскую лавру. Как монастырь она возникла в начале XVIII века. Петр Первый страстно почитал благоверного святого князя Александра Невского, велел организовать в честь того обитель. Сюда же были перевезены мощи святого из Владимира. А лаврой монастырь стал только в 1797 году, по указу Павла Первого. Зачастую Господь избирает неожиданные инструменты, для проведения своей воли.

Но это все, если говорить о России в нынешних ее границах. Есть же еще три лавры на территории современной Украины.

Старейшая из лавр русской православной церкви, разумеется, Киево-Печерская. Монастырь на склонах Днепра возник в далеком XI веке. Но статус лавры получен им в 1688 году.

Почаевская лавра (с 1833 года носит это звание) – четвертая в Российской империи. Она расположена в современной Тернопольской области. Оплот православия в землях, на которые постоянно посягают католики, униаты, разнообразные секты.

Самая же молода из лавр – Свято-Успенская Святогорская, расположенная на живописнейшем берегу Северского Донца. Лавра относится к Донецкой епархии, свой статус она получила в 2004 году с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Все упомянутые монастыри, как уже было сказано, мужские. Так уж исторически сложилось. Есть один женский монастырь, который, по пророчеству святого Серафима Саровского, станет первой женской лаврой – Серафимо-Дивеевский. Правда, произойдет это только перед самым концом света.

Слово состоит из 5 букв: первая л, вторая а, третья в, четвёртая р, последняя а,

Слово лавра английскими буквами(транслитом) — lavra

  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква а встречается 2 раза. Слова с 2 буквами а
  • Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р

Значения слова лавра. Что такое лавра?

Лавр

Лавр (Laurus nobilis L.). Вечнозеленый кустарник или дерево семейства лавровых. Родина — полуостров Малая Азия, Восточное Средиземноморье. Разводится во всех странах Южной и Западной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока…

Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства

Лавр (лат. Laurus) — род субтропических деревьев или кустарников семейства Лавровые (Lauraceae). Представители рода произрастают в Средиземноморье, на Канарских островах и в Западном Закавказье. Вечнозелёные растения.

ru.wikipedia.org

ЛАВР — символ триумфа, победы и успеха. Лавр служит эмблемой Аполлона — греческого бога солнца, поэзии и музыки. Преследуемая влюбленным Аполлоном нимфа Дафна превращается в лавровый куст — в объятиях бога оказалось деревце…

Символы, знаки, эмблемы. — 2005

Лавр (греч. daphne, лат. laurus). Л. был завезен в Европу, видимо, из М. Азии. Уже Теофраст отмечал обилие в Греции лавровых деревьев. В эпоху античности Л. использовался в самых разных целях.

dictionary_of_ancient.academic.ru

Лавр. Был завезен в Европу, видимо, из М. Азии. Уже Теофраст отмечал обилие в Греции лавровых деревьев. В эпоху античности Л. использовался в самых разных целях. В быту лавровым листом из-за его острого аромата окуривали помещение.

drevniy_mir.academic.ru

Лавра

Ла́вра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.

ru.wikipedia.org

Лавра (греч. «многолюдное место») – название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V – VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, лавра св. Саввы Освященного).

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Лавра (греч. «улица, поселок») – в древности устройство монашеской жизни, среднее между строгим отшельничеством (скит) и строгим общежитием (монастырь): совместное поселение, не связанное строгим уставом.

www.vidania.ru

Лавр благородный

Лавр благоро́дный (лат. Láurus nóbilis) — субтропическое дерево или кустарник, вид рода Лавр (Laurus) семейства Лавровые. Его листья используют как пряность (лавровый лист). От названия этого растения произошли имена Лавр, Лаврентий, Лаура, Лоренц…

ru.wikipedia.org

Лавр благородный Laurus nobilis L. Семейство лавровые. Вечнозеленое дерево высотой до 18 м, с бурой, гладкой корой и голыми побегами. Крона густо олиственная, преимущественно пирамидальной формы.

Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений. — 1997

Киево-Печерская лавра

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча.

ru.wikipedia.org

КИ́ЕВО-ПЕЧЕ́РСКАЯ ЛА́ВРА — один из крупнейших и богатейших рус. монастырей, считавшийся «старейшим по своей славе». Основателем его был преп. Антоний, а устроителем — преп. Феодосий. Антоний дважды подвизался на Афоне…

Гуманитарный словарь. — 2002

Киево-Печерская лавра находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, знаменитый русский (мужской) монастырь; вошел в традицию как монументальный исторический символ православия как такового (некоторое время был к тому же и центром Русской православной церкви).

Энциклопедия Кругосвет

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА — русский монастырь, основанный церк. и политич. деятелем Сергием Радонежским (в миру Варфоломей) ок. 1330-40. Первым игуменом монастыря был Митрофан (совершивший пострижение Сергия).

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Свято — Троицкая Сергиева Лавра (Троицкий монастырь) — прославленная обитель, основанная Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице — Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь…

Краткий исторический словарь. — 2000

Троице-Сергиева лавра

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́.

ru.wikipedia.org

Троице-Сергиева лавра знаменитая русская обитель, Московская губ., Дмитровского у., в 68 вер. от Москвы. Основана св. преп. Сергием (см.) около 1335 г. Кругом в то время были глухие леса; не было проезжей дороги…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Троице-Сергиева лавра, крупнейший русский монастырь. Расположен в 71 км к С. от Москвы в современном Загорске.Основан в середине 14 в. Сергием Радонежским.Сооружение в 1540—50 каменных стен с 12 башнями…

БСЭ. — 1969—1978

Александро-Невская лавра

Свя́то-Тро́ицкая Алекса́ндро-Не́вская ла́вра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры.

ru.wikipedia.org

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА, монастырь и музей в Санкт-Петербурге. Монастырь основан по воле Петра I в память св. Александра Невского в 1710 на берегу Невы. Указом Павла I переименован в лавру. С устройством каналов ее территория превратилась в т.н.

Энциклопедия Кругосвет

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 лавра). Основан в 1710 в память победы князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве 1240.

Современная энциклопедия. — 2000

Александро-Невская лавра (площадь Александра Невского, 1; набережная р. Монастырки, 1), бывший мужской монастырь, историко-художественный памятник. Находится в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом…

Энциклопедия Санкт-Петербурга. — 1992

Александро-Невская лавра Воскресение» И. X. Рубенса; в алтаре — «Благовещение Пресв. Богород.» Рафаэля Менгса). За правым клиросом находится серебряная рака с мощами св. Александра Н., сооруженная импер.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Александро-Невская лавра Александро-Невская лавра в Ленинграде, памятник архитектуры; бывший монастырь. Основан Петром I в 1710 в память Александра Невского; в 1797 преобразован в лавру (крупный мужской православный монастырь).

Популярная художественная энциклопедия. — 1986

Почаевская Успенская Лавра

Почаевско-Успенская лавра, Почаевская лавра, монастырь (до 1833) в селе Почаев (ныне Кременецкого района Тернопольской области). Впервые упоминается в источниках в 16 в. Владелица села Почаева — Гойская в середине 16 в.

БСЭ. — 1969—1978

ПОЧАЕВСКАЯ УСПЕНСКАЯ ЛАВРА, второй по своему историко-церковному статусу (после Киево-Печерской лавры) православный (мужской) монастырь на Украине. Расположен в городке Почаев Тернопольской области (прежде – Волынской губернии), на высоком холме.

Энциклопедия Кругосвет

ПОЧА́ЕВСКАЯ УСПЕ́НСКАЯ ЛА́ВРА — известная в Рос. империи 2-й пол. 19 в. правосл. обитель, расположенная на Волыни. Первые монаш. поселения на месте будущей П. У. Л., согласно преданию, появились в 1240…

Гуманитарный словарь. — 2002

Русский язык

Ла́вр/а (монастырь).

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова лавра

Он устраивал музыкальные состязания, награждая самых искусных венком из лавра.

Слева и справа расположены изображения ветви лавра и дуба соответственно.

Вместе с православием из греческого языка в русский пришло много заимствованных слов. К подобным словам относятся как лавра, так и монастырь. В дословном переводе лавра значит «городская улица», а монастырь происходит от слова «монос» («один, одинокий»). В русском языке эти заимствования обозначают схожие, но не идентичные понятия. Давайте разберемся, чем отличается лавра от монастыря и в каких аспектах эти православные термины сходятся.

Возникновение монастырей

Монастырем называют религиозную общину монахов с единым уставом и единым комплексом хозяйственных, богослужебных, а порой и оборонительных построек. Монастыри появились в начале 4 века нашей эры: в 318 году написан первый устав. Основателем первого монастыря считают египетского монаха Пахомия Великого. Он велел огородить стеной находящиеся недалеко друг от друга жилища христианских отшельников и учредил для них особый распорядок дня, состоящий из разумного чередования молитв и физического труда. Устав такого монастыря, названного киновией (общинножитием), был очень строг, поэтому позже возникли монастыри другого типа – идиоритмы (особножития), условия жизни в которых были менее суровы, чем в киновиях. Монастыри и в православии, и в католичестве могут быть как мужскими, так и женскими, а вот в среде протестантов монастыри есть только у лютеран, да и то их немного.

Отличие лавры от монастыря в следующем:

  • лавра – название монастыря лишь в православии;
  • лавра – это только мужской монастырь;
  • лавра обязательно должна быть крупным монастырем и иметь особое духовное и историческое значение.

Насколько огромным должно быть это значение, говорит тот факт, что в России всего две лавры – Троице-Сергиева (Сергиев Посад, Московская область) и Александро-Невская (Санкт-Петербург). Есть лавры и в других православных странах – на Украине, в Греции, Румынии, Грузии, Сербии и даже в католической Польше! В последнем случае Супрасльская лавра расположена на востоке Польши и принадлежит Польской православной церкви.

Реклама к содержанию

Сравнение

Кроме упомянутых выше киновии и идиоритма, в православии существуют монастыри и других типов. Например, пустыни (ударение на первом слоге), из которых самая известная – Оптина пустынь в Калужской области. Несмотря на древность (основана в конце 14 века) и большую значимость для православия (пустынь во время духовных исканий посещали, например, Лев Толстой и Федор Достоевский), статуса лавры она не получила. Но имеет статус ставропигиального мужского монастыря – это значит, что подчиняется она не местной епархии, а напрямую Патриарху.

А Троице-Сергиева лавра (которая также имеет статус ставропигиального монастыря) неоднократно выполняла государствосохраняющую роль. Именно здесь Сергий Радонежский благословил Дмитрия (которого только позже назовут Донским) на Куликовскую битву. В начале 17 века лавра выдержала почти полуторагодовую осаду польскими интервентами и стала одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А в конце этого же века сюда, спасаясь от стрелецких бунтов, сбегут сначала царевна Софья, а потом и Петр Первый. И отсюда он в 1689 году уехал обратно в Москву – уже полновластным правителем Русского царства.

Таблица

В чем разница между лаврой и монастырем? Если совсем уж коротко, то лавра – это один из типов монастырей. А различия представлены в этой таблице:

Монастырь Лавра
Что собой представляет Община монахов или монахинь с комплексом богослужебных, хозяйственных, нередко и оборонительных строений Крупный мужской православный монастырь, имеющий большое духовное и историческое значение
Разновидности Различают общинножитные (киновии) и особножитные (идиоритмы) монастыри, они бывают мужскими и женскими. В православии есть и следующие типы монашеских поселений: пустыни (удаленные от основного монастыря) и скиты (обычно жилища монахов-отшельников) Разновидностей нет
Количество в России Православных монастырей в России почти восемь сотен Две лавры – Троице-Сергиева и Александро-Невская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *