Легенда Каин и авель

КАИН И АВЕЛЬ

Изгнанным из рая Адаму и Еве пришлось на земле самим добывать себе пропитание. Адам пахал землю, а Ева пряла пряжу, готовила пищу. Вскоре у них родились дети. Первым на свет появился Каин, вскоре за ним родился Авель. Каин был человек жесткий, суровый, а Авель, наоборот, имел нрав кроткий, в его сердце было много любви к Господу. Каин пошел по стопам отца, стал земледельцем, а Авель пастухом.

Настало время, когда нужно было принести жертву Господу Богу. Каждый хотел воздать Всевышнему лучшие плоды своего труда, каждый хотел, чтобы Господь заметил его. Каин был старшим в семье и первым принес на жертвенник то, что народила вспаханная им земля. Это были зерна злаков-. Авель выбрал в стаде лучшего ягненка и тоже принес его на жертвенник. Каин по натуре был человек неулыбчивый и когда приносил жертву, то был мрачен, и Бог решил, что он делал свое подношение без любви к Нему, через силу.

Бог принял жертву Авеля, а на жертву Каина даже не посмотрел. Очень расстроился Каин. В его сердце поселилась злоба против брата. Бог это заметил и спросил Каина, отчего он опечалился и почему мрачен: «Если делаешь доброе дело, то надо смотреть в лицо и улыбаться. Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Промолчал Каин. Но не внял он словам Господа, как будто не услышал их, не исчезла из его сердца злоба. Не зная на ком выместить ее, он еще сильнее обозлился на брата и решил отомстить ему. Однажды Каин предложил ему пойти в поле, затем неожиданно схватил камень и ударил Авеля. Тот, не издав ни звука, весь в крови упал на землю. Так совершилось первое убийство — брат убил брата своего.

Но Господь все видел, и Он спросил Каина; «Где же Авель, брат твой?» Каин ответил: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?» Господь был очень опечален, что погиб кроткий Авель, сердце которого было преисполнено любви к нему. И Он сказал: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя. Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».

Каин не выразил сожаления, что убил родного брата, только сказал, что это слишком большое наказание для него. Если он станет изгнанником и скитальцем на земле, то любой встречный убьет его. Но Бог ему ответил, «…что всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро, и сделал ему знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».

И пошел Каин от лица Господня, и поселился на земле Нод, на восток от Эдема. Там женился он, и его жена родила ему много детей. Но и у Адама с Евой снова родился ребенок, которого они назвали Сиф. Ева говорила, что Господь даровал ей другое семя вместо Авеля, которого убил Каин.

Каин и Авель

Когда родились Каин и Эвель?

Каин и Эвель (Авель) — дети первого человека, Адама, и его жены Хавы (в русском варианте — Ева).

Первый человек Адам был создан Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана — первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а).

И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б).

На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21—22).

В ответе на вопрос когда родились Каин и Эвель, мнения мудрецов разделились.

Одни считают, что Каин и Эвель родились до изгнания , а другие — что после. Например, в книге Сэфер Юхасин приводится мнение, что Каин родился в 15-ом году от Сотворения Мира, а Эвель — в 30-ом.

Однако, комментаторы часто приводят агаду из трактата Санхедрин (38 б), из которой следует, что Каин и Эвель родились в первую пятницу, в восьмом часу .

На восьмой час дня Адам и его вторая «половина», названная им на святом языке Иша (Женщина), вступили в близость. Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б) — в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1), и девочка (Раши, Берешит 4:1). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2), и двух его сестер (Берешит раба 22:2—3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б).

Ссора

Вследствие греха, совершенного первым человеком, на двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б). На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23—24).

В дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85).

За это время сыновья Адама женились на своих сестрах — Всевышний проявил милосердие к своим созданиям, разрешив тому поколению подобный близкородственный брак, чтобы «построить» мир, как сказано (Теилим 89:3): «Мир строится благоволением» (Йерушалми, Йевамот 11:1, Корбан аэда). Каин женился на своей сестре Кельмане, а Эвель — на Бельвире (Абраванель, Берешит 4:1; Седер адорот).

Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2).

На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан, сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель — лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35).

Затаив обиду, Каин предложил брату поделить мир: он взял себе всю землю, а Эвель — стада. И сразу между ними вспыхнула ссора, вызванная тем, что Эвель провел свое стадо по пашне Каина. Каин упрекал Эвеля в том, что тот пасет свой скот на его земле. А Эвель упрекал брата в том, что тот одевается в одежды, изготовленные из шкур его овец (Берешит раба 22:7; Танхума, Берешит 9; Сефер аяшар). Еще одной причиной конфликта стало то, что Каин стремился забрать себе жену Эвеля, которая была самой красивой из всех сестер (Пиркей дераби Элиэзер 21).

В схватке Каин нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8) — и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21).

Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля, но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, — как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5).

У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17—22).

На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11) .

После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25), и у них родился сын Шет. И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот).

В священной Библии описано много интересных и загадочных историй, которые фантасты расхватывают на сюжеты фильмов и прочих легенд. Одним из таких событий, является первое братоубийство на земле. Каин и Авель были первыми людьми, рожденными на земле, это сыновья Адама и Евы.

Что произошло: история конфликта

После своего грехопадения Ева и Адам были возвращены на землю, и для выживания им было необходимо возделывать землю, заниматься животноводством и другим трудом. Семья старалась жить по заповедям Бога, желая обрести вновь небесное царство.

Со временем у них родилось двое сыновей Авель и Каин, которые также старались на всем протяжении жизни угождать Всевышнему. Авель занимался скотоводством, а старший сын выращивал растения.

Сыновья Евы приносили жертвы Создателю, желая Его задобрить и получить его милость, земледелец бросил в костер кучу свежий колосьев, а Авель ягненка. Господь видел искреннюю веру Авеля, который часто молился и всегда жил с верой в душе. Поэтому Создатель принял жертву младшего брата, а старшего оставил без внимания.

Авель и Каин приносят жертвы Создателю

Каин жил с гордостью в душе и начал завидовать Авелю и его удачливости. С каждым днем старший брат все больше ненавидел своего кровного младшего брата. Создатель пытался образумить грешника, внушить ему добрые мысли и любовь в сердце. Но злоба была сильнее, и старший сын убил младшего, принеся этим поступком горе своим родителям. Старший сын был слеп от своей ненависти и был уверен, что никто не узнал про его поступок, и в этом он был не прав.

Всевышний видит все. Бог спросил у Каина — «Где брат твой?», на что грешник ответил: «Откуда мне знать? Я не пастух ему». Этим вопросом Создатель давал шанс грешнику раскаяться. Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне.

Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Создатель решил наказать старшего сына Евы за такое поведение:

  • отправил его подальше от своей семьи жить в чужой стране;
  • клеймил его меткой убийцы, чтобы все люди вокруг знали, с кем имеют дело;
  • ни на секунду Каина не оставляли муки совести за содеянное, не мог он найти душевного покоя.

Всю свою оставшуюся жизнь, убийца провел далеко от своей семьи и постоянно думал о том, как пролил невинную кровь родного человека. Каин продолжал заниматься растениеводством.

Родители сыновей очень горевали и поначалу не знали о том, что произошло, но коварный дьявол все в подробностях выложил перед Евой. Женщина не знала чем себя утешить и как жить дальше. С этой истории на человечество сошло самое большое горе в мире — потеря родного человека.

Горе Адама и Евы

Создатель сжалился над Евой и подарил ей еще одного ребенка, которого после рождения нарекли Сифом.

Важно! Эта история поучительная для многих людей, никто не вправе отнимать жизнь у человека, которую даровал ему сам Бог! Совершивший такой грех, будет мучиться душой до конца своей земной жизни и после нее.

Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился. Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести.

Каин

У этого термина существуют и другие значения, см. Каин (значения). Для термина «Малелеил» см. также другие значения. Для термина «Мафусал» см. также другие значения. Запрос «Каинова печать» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Каин

др.-евр. קין

Пол

Мужской

Толкование имени

«Создавать»

Имя на других языках

греч. Κάιν
лат. Cain

Местность

  • Земля Нод

Занятие

Земледелие, Градостроительство

Отец

1) Адам, или 2) Самаэль, или 3) лукавый (дьявол)

Мать

Ева

Супруг(а)

жена — Аван

Дети

Енох

Связанные персонажи

Адам, Ева, Авель

Цитаты в Викицитатнике

Медиафайлы на Викискладе

Каин и Авель. Дж. Тиссо

Ка́ин (др.-евр. קין, от корня ק.נ.ה кана́, имеющего также значение «создавать», араб. قابيل‎ Кабил, др.-греч. Κάιν, лат. Cain), в западно-семитской мифологии и Библии 1) в традиционных христианстве, иудаизме и исламе — старший сын Адама и Евы (Быт. 4), или 2) в каббале и гностицизме — сын ангела Самаэля и Евы, или 3) в гностицизме — сын лукавого (сатаны) и Евы, первый рождённый на Земле человек и первый убийца на Земле (Быт. 4:1-2). Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.

Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям. Восточнославянская народная этимология проводит параллель с именем Каина и глаголом др.-рус. окаяти в значении «проклясть», от которого произошло современное слово «окаянный».

История братьев

Основная статья: Убийство Авеля Каином

Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли.

И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. Быт. 4:2-4

Бог благосклонно принял только жертву Авеля:

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Быт. 4:4-5

После этого Каин убил Авеля:

И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. Быт. 4:8

В данном моменте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»:

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним Быт. 4:7

Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного:

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Быт. 4:9

Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одиннадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду.

В иудаизме встречается отличающаяся точка зрения на мотивы убийства Авеля Каином.

Убийство Авеля Каином. Собор Монреале, мозаика

Толкования истории Каина и Авеля

В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было, видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети. Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают, что Каин мог родиться ещё в Эдеме. С точки зрения А. П. Лопухина, это противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нём.

В христианстве

Апостол Павел говорит, что Авель был предпочтён Каину за веру и праведность:

Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
(Евр. 11:4)

Единодушен с ним и Апостол Иоанн, который говорит, что эти добродетели Авеля стали поводом для несправедливой зависти Каина:

Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
(1Ин. 3:12)

Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина, замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению святого Ефрема Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута:

У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя Быт. 4:9, говорит, что в вопросе всезнающего Бога «где Авель, брат твой?» содержится призыв к тому, чтобы Каин исповедал свой грех, а ответ Каина » не знаю; разве я сторож брату моему?» — свидетельство дерзкого отношения Каина к Богу и отказа раскаяться.

Каин и Авель.
Тициан, 1570-76 гг.

Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.

В Аггаде образ Каина как братоубийцы трактуется шире — как неблагодарность за оказанное добро: согласно аггадическому рассказу, Авель был гораздо сильнее брата, и победил того в борьбе, однако, тронутый просьбой Каина о милости, отпустил его. После чего и был коварно убит.

Каин и Авель.
Р.Бегас, бронза, 1895;
Немецкий исторический музей

В исламе

В Коране Кабиль (араб. قابيل‎) и Хаби́ль — сыновья Адама и Хаввы (Евы). Кабиль убил своего младшего брата Хабиля из-за того, что Аллах, обязав обоих принести жертву, принял только жертву Хабиля. Чувство зависти заставило Кабиля убить своего брата и стать первым в истории человечества убийцей. История убийства Хабиля приводится в Коране, но имена братьев в нём не указаны.

Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам». Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих. 5:27—31 (Кулиев)

Оригинальный текст (ар.) ‎

Другие толкования

Кругосвет отмечает, что в библейском рассказе нашёл своё отражение конфликт между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим.

Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако, оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте. Вывод основан на прочтении, которое встречается, например, в Вульгате (Каин должен был стать «vagus et profugus»), Септуагинта же не даёт повода предполагать противоречие (греч. στενων και τρεμων — стенающий и трясущийся).

Семья и потомство Каина

Жёны

Из библейских текстов имя жены Каина неизвестно, повествователь сообщает только, что переселившись к востоку от Эдема в земле Нод «познал Каин жену свою» (Быт. 4:16-17).

Вместе с тем, в постбиблейской традиции существует ряд сведений о предполагаемой жене Каина, так:

  • согласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.), Каин взял в жёны свою сестру Аван.
  • Епифаний Кипрский в «Панарионе» со ссылкой на Книгу Юбилеев называет женой Каина Саву (Σαυή) — его старшую сестру.
  • У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упоминается единорожденная сестра Каина Калмана.
  • Мхитар Айриванкский сообщает, что Адам и Ева «родили Каина и Климу, сестру его».

Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает что:

  • вместе родились Кабил и Иклима;
  • всевышний повелел Адаму женить Хабила на Иклиме, ибо ей как близнецу было запрещено вступать в брак с Кабилом.
  • Элиягу Эссас:
    • со ссылкой на Дон Ицхак Абарбанеля сообщает, что жену Каина звали Кальмана.
    • со ссылкой на Талмуд, сообщает, что Каин женился на сестрах Ѓевеля (Авеля) (их было две).

О сёстрах Авеля:

Элиягу Эссас:

  • со ссылкой на Мидраш сообщает, что вместе с Авелем, родились две девочки. Одна из них стала женой Авеля. А вот по поводу второй — чьей женой она будет — и поспорили Каин с Авелем.
  • со ссылкой на Дон Ицхак Абарбанеля сообщает, что жену Эвеля звали Белевира.

У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упомянута «рожденная вместе с Авелем сестра его Делвора».

Вардан Великий, сообщает, что у Адама и Евы «родились Авель и сестра его, Авелухи» (Абелухи, Абелиха).

Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает что вместе родились Лаюса и Хабил.

Дети

Согласно Библии, в земле Нод у Каина родился сын Енох.

Cогласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.) Каину Еноха родила Аван.

Вардан Великий:

  • называет сыновей Каина: Енох, Гаидад, Малелеил, Мафусал и Ламех.

Впоследствии

У Еноха родился сын Ирад. От Ирада родился Мехиаель (Малелеил), за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех. У Ламеха было 2 жены. Первая — Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая — Цилла, от которой родились сын Тубал-Каин и дочь Ноема.

На основании параллелей в родословных Каина и Сифа и сходства или совпадение имён их потомков, рядом учёных — сторонников документальной гипотезы был сделан вывод о том, что обе родословные восходят к единому преданию, являясь разными вариантами одного списка. Потомков Каина относят к Яхвисту, а потомков Сифа — к Источникам жрецов:

  • Каин и Каинан, сын Еноса;
  • Енох, сын Каина и Енох, сын Иареда (а также, возможно, Енос, сын Сифа);
  • Ирад, сын Еноха, внук Каина, и Иаред, отец Еноха, потомок Сифа;
  • Мехиаэль, правнук Каина, и Малелеил (Маxалал’эль), правнук Сифа;
  • Мафусал, потомок Каина, и Мафусаил, потомок Сифа;
  • Ламех, сын Мафусала, потомка Каина, и Ламех, сын Мафусаила, потомка Сифа;
  • Ноема, дочь Ламеха, потомка Каина, и Ной, сын Ламеха, потомка Сифа.

Эта точка зрения отклоняется религиозными деятелями.

От Адама до Ноя
Адам Ева
Каин Авель Сиф
Енох Енос
Ирад Каинан
Мехиаэль Малелеил
Мафусал Иаред
Ада Ламех Цилла Енох
Иувал Иавал Тубал-Каин Ноема Мафусаил
Ламех
Ной
Сим Хам Иафет

Образ Каина в кино

  • Ной / Noah (2014; США) режиссёр Даррен Аронофски, в роли Каина Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон;
  • Сверхъестественное / Supernatural (Сезоны с 9 по 10, также упомянут в 5 и 6 сезонах) роль Каина исполнил Тимоти Омандсон.
  • Люцифер / Lucifer (3 Сезон) роль Каина принадлежит Тому Уэллингу.
  1. Мидраш «Pirka D’Rabbi Eliezer (Пирке рабби Елиэзер)» (гл. 21, 32а)
  2. Папазян, А. А., 1987, Оригинальный текст (рус.) Библейский текст легенды о К. и Авеле очень краток и труден для понимания. Этим отчасти вызвано обилие толкований в послебиблейской литературе. Мотив искушения Евы змеем (Быт. 3, см. „Грехопадение“), отождествляемым в послебиблейской и христианской литературе с сатаной, лежит, вероятно, в основе предания о зачатии К. от сатаны. Это предание известно у отцов церкви (Епифаний, Иреней, Тертуллиан) и в мидрашах (Пиркэ де р. Элиэзер 32а). .
  3. Епифаний Кипрский Панарион. Против архонтиков, двадцатой и сороковой ереси (гл. 5) Оригинальный текст (рус.) И снова другой миф говорят еретики: утверждают, что диавол, пришедши к Еве, имел общение с нею как муж с женой, и она родила от него Каина и Авеля. Посему, говорят, восстал один на другого по ревности, которую имели между собой, не потому, что Авель благоугодил Богу, как сказует истина, а напротив того, еретики говорят о сем другое вымышленное слово. Поскольку, говорят, оба брата любили собственную свою сестру, то из-за этого Каин восстал на Авеля и убил его: ибо, как я и прежде сказал, архонтики говорят, будто Каин и Авель родились от семени диавола.
  4. Тертуллиан О плоти Христа (гл. 17) Оригинальный текст (рус.) „Но Ева тогда не зачала во чреве своем от слова дьявола“. — Нет, зачала. Ибо с тех пор слово дьявола было для неё семенем, чтобы рождала отвергнутое и рождала в скорби.
  5. Окаянный // Этимологический словарь Крылова.
  6. 1 2 3 Каин и Авель // Кругосвет
  7. см. Убийство Авеля Каином#В иудаизме
  8. Толковая Библия Лопухина // lopbible.ru.
  9. Преподобный Ефрем Сирин Толкование на книгу Бытия // rusbible.ru.
  10. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия, 19 // azbyka.ru.
  11. Йосеф Альбо (1380—1444) — ученик Крескаса // Пути к истине от RIN.RU.
  12. Каин, Гитлер и Вегетарианство Архивная копия от 20 апреля 2009 на Wayback Machine // jewish.ru.
  13. Али-заде, 2007.
  14. Лео Таксиль. Забавная Библия
  15. Раши. Комментарий к книге Берешит
  16. (Юб. 4:9), s:Книга_Юбилеев/Книги_I—X#IV, абзац 2
  17. ((нач. 374/375); Епифаний, Панарион, Contra Sethianos, 6); s:На_восемьдесят_ересей_Панарий,_или_Ковчег_(Епифаний/неуказанный_переводчик)/1#О_сифиянах,_девятнадцатой,_а_по_общему_порядку_тридцать_девятой,_ереси, Глава 6
  18. Дмитрий Ростовский, Келейный летописец, Глава 9, абзац 17
  19. ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, абзац 1
  20. Саид-Афанди аль-Чиркави. История пророков / Саид-афанди аль-чиркави. Пер. с аварского яз. книги “къисасуль анбияъ”. в двух томах.. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Махачкала: Нуруль иршад, 2010. — Т. 1. — 361 с. — ISBN 978-5-903593-12-5., с.30-31
  21. (Испания, затем — Италия, 15-й век)
  22. без указания произведения
  23. https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q345.htm
  24. трактат Иевамот (первая книга Нашима), лист 62
  25. https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q109.htm
  26. Берешит Раба, глава 22; издание русскоязычного перевода, Перевод с иврита Я. Синичкин, А. Членова, 2012 г
  27. https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q345.htm
  28. (Испания, затем — Италия, 15-й век)
  29. без указания произведения
  30. https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q345.htm
  31. Дмитрий Ростовский, Келейный летописец, Глава 9, абзац 6
  32. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, абзац 15
  33. у Мхитара Айриванкского, ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, абзац 1
  34. по мнению К. Патканова, переводчика Хронографической истории, ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, примечание 84, со ссылкой на Самуила Анеци и Михаила Асори
  35. Саид-Афанди аль-Чиркави. История пророков / Саид-афанди аль-чиркави. Пер. с аварского яз. книги “къисасуль анбияъ”. в двух томах.. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Махачкала: Нуруль иршад, 2010. — Т. 1. — 361 с. — ISBN 978-5-903593-12-5., с.30-31
  36. Быт. 4:16
  37. Быт. 4:17
  38. (Юб. 4:9), s:Книга_Юбилеев/Книги_I—X#IV, абзац 2
  39. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, абзац 16 (скорее всего, имеются в виду потомки)
  40. Быт. 4:18
  41. Lamech (англ.). www.jewishvirtuallibrary.org. Дата обращения 10 января 2018.

Каин в Викицитатнике

Каин в Викитеке

Каин на Викискладе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *