Лекции по истории русской православной церкви

Об авторе

Период домонгольский (до 1237 г.) Лекция 1. Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х в. Cлавяно-варяжские набеги на Византию. «Фотиево крещение» Руси. Образование епархии «Россия». Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Лекция 2. Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. Лекция 3. Учреждение епархий в Русской Церкви. Дальнейшее распространение христианства и проповедь на окраинах Руси. Подвиг свв. князей Бориса и Глеба. Начало княжения Ярослава Мудрого. Митрополит Иоанн I. Расцвет православной культуры на Руси при Ярославе Мудром. Митрополит Иларион. Лекция 4. Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI–XII вв. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. Лекция 5. Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси. Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237–1458 гг. Лекция 6. Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси. Завоевание русских княжеств монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости. Лекция 7. Общая характеристика периода зависимости Руси от Золотой Орды. Князья-мученики периода монголо-татарского ига. Случаи обращения монголо-татар в Православие. Возрастание значения Русской Церкви в жизни народа Руси в годы монголо-татарской зависимости. Митрополит Кирилл, его церковная и общественная деятельность. Владимирский Собор 1274 г. Св. митрополит Максим, его деятельность. Перенесение митрополичьей резиденции из Киева во Владимир и последствия этого шага. Учреждение Галицкой митрополии. Лекция 8. Св. митрополит Петр. Его церковная и общественная деятельность. Переезд митрополита в Москву. Поддержка Русской Церковью объединительной линии Московских князей. Возвышение великого княжества Литовского и подчинение Западной Руси власти Литовских государей. Учреждение Литовской митрополии. Св. митрополит Феогност. Его деятельность по сохранению единства Русской Церкви. Причины роста церковного землевладения на Руси в период монгольского ига. Новые попытки разделения Киевской митрополии и возобновления митрополии Галицкой. Лекция 9. Начало духовного подъема на Руси во II половине XIV в. Св. митрополит Алексий, его церковная и государственная деятельность. Выдающаяся роль св. Алексия в деле объединения Руси вокруг Москвы. Новые попытки Ольгерда Литовского и Казимира III Польского изъять своих православных подданных из юрисдикции митрополитов всея Руси. Митрополиты Литовско-Русские Роман и Киприан. Митрополит Галицкий Антоний. Лекция 10. Вопрос о преемстве на митрополичьей кафедре после смерти св. Алексия. Нареченный митрополит Михаил-Митяй. Митрополиты Пимен, св. Дионисий и св. Киприан. Русская Церковь при св. Киприане. Ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Положение православных в Литовской Руси и Польской Галиции при Витовте и Ягайле. Деятельность митрополита Киприана по упорядочению церковной жизни на Руси. Лекция 11. Русская Церковь при св. митрополите Фотии. Конфликт Фотия и Витовта Литовского. Митрополит Литовской Руси Григорий Цамвлак. Великий князь Литовский Свидригайло и митрополит Герасим. Поставление Исидора на митрополию всея Руси. Ферраро-Флорентийский собор и участие в нем митрополита Исидора. Отступничество греков и заключение Флорентийской унии. Св. Марк Эфесский. Возвращение Исидора на Русь и реакция Москвы на Флорентийскую унию. Осуждение унии и низложение Исидора. Значение Московского Собора 1441 г. для судеб Православия. Период от разделения митрополии до конца царствования Ивана Грозного (1458–1584 гг.) Лекция 12. Осмысление русскими последствий Флорентийской унии и отступничества греков. Поставление св. Ионы на митрополию всея Руси – начало автокефалии Русской Церкви. Русская Церковь при св. митрополите Ионе. Поставление Григория Болгарина униатским митрополитом Западной Руси и разделение Русской Церкви на две митрополии – Киево-Литовскую и Московскую. Попытки совращения западных русинов в католичество. Лекция 13. Устроение Русской Церкви в монгольский период. Русские митрополиты, их значение в жизни Церкви и государства. Митрополичья власть и епархиальные архиереи. Особенности положения Новгородского архиепископа. Епархии Русской Церкви. Приходское духовенство. Возрождение русского монашества в XIV столетии. Лекция 14. Преп. Сергий Радонежский и его ученики. Новые обители Северо-Восточной Руси. Другие русские преподобные II половины XIV–I половины XVI вв. и основанные ими монастыри. Монастырская колонизация Русского севера. Монастырское землевладение. Значение монастырей для русской культуры. Иконописание в XIV–XV вв. Феофан Грек, преп. Андрей Рублев и Даниил Черный. Лекция 15. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Лекция 16. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Лекция 17. Митрополит-еретик Зосима (Брадатый). Собор 1490 г. Первое осуждение и наказание «жидовствующих». Эсхатологические настроения и проблема пасхалии. Низложение Зосимы. Митрополит Симон. Деятельность преп. Иосифа Волоцкого. Книга «Просветитель». Собор 1504 г., окончательное осуждение и казни еретиков. Геннадиевская Библия. Собор 1503 г. и его решения. Споры о монастырском землевладении между сторонниками преп. Нила Сорского и преп. Иосифа В Лекция 19. Появление и оформление идеи «Москва – третий Рим». Ее духовный смысл и значение в государственном строительстве Российской державы. Осмысление преемственности Московской Руси от Империи Ромеев в конце XV– начале XVI вв. Идея преемства в «Извещении о Пасхалии…» митрополита Зосимы. Старец Филофей Спасо-Елеазаровский и его послания Василию III и Мисюрю Мунехину. Развитие идеи «Москва – Третий Рим» в творениях старца Филофея и ее пророческий смысл. Дальнейшее развитие идеи Третьего Рима в памятниках русской духовной литературы: «Повесть о белом клобуке», «Сказание о великих князьях Владимирских» и др. Влияние идеи «Москва – Третий Рим» на духовную и общественно-политическую жизнь России в XVI–XVII вв. Лекция 20. Преподобный Максим Грек, его происхождение, образование, деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды преп. Максима на Руси. Взаимоотношения с митрополитом Варлаамом. Конфликт Максима Грека с митрополитом Даниилом. Суды над преп. Максимом в 1525 и 1531 гг. и его последующее заточение. Взаимоотношения преп. Максима и Вассиана Патрикеева. Литературные труды Максима Грека. Преп. Максим в период правления св. митрополита Макария. Митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение Иоасафа. Лекция 21. Митрополит Московский и всея Руси св. Макарий, его происхождение и начало церковной деятельности. Св. Макарий в бытность его Новгородским архиепископом. Поставление св. Макария на митрополию и его взаимоотношения с Шуйскими. Первые годы княжения Иоанна IV, влияние боярской смуты на его характер. Роль св. Макария в воспитании государя. Начало самостоятельного правления Иоанна IV, его венчание на царство. Начало преобразований в церковной жизни и государственно-политической системе. Протопоп Сильвестр и «Избранная Рада». Канонизационные Соборы 1547 и 1549 гг. Земский Собор 1550 г. Стоглавый Собор 1551 г. и его значение для церковной и государственной жизни. Окончание работы св. Макария над «Четьими-Минеями». Лекция 22. «Собор на еретиков» 1553–1554 гг. Обнаружение новой ереси. Дело Матвея Башкина. Осуждение старца Артемия, архимандрита Феодорита и проч. Феодосий Косой и его еретические убеждения. Дело дьяка Висковатого. Взятие Казани Иоанном Грозным. Собор 1555 г., образование Казанской архиепископии. Св. Гурий и Герман Казанские и св. Варсонофий Тверской, их миссионерские труды. Покорение Астрахани и ее христианизация. Русская духовная литература середины XVI в., Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, протопоп Сильвестр и др. Начало книгопечатания в Московском государстве. Диакон Иоанн Федоров и его ученики. Лекция 23. Причины перемен в характере царя Иоанна Грозного, обусловившие переход к тираническому правлению и массовому террору. Начало Опричнины. Русская Церковь во время опричного террора. Митрополит Афанасий. Попытка поставления св. Германа Казанского на митрополию. Подвиг святителя Филиппа (Колычева). Митрополит Кирилл III. Поход Иоанна Грозного на Новгород. Митрополит Антоний и Соборы 1573 и 1580 гг. по вопросу о церковном землевладении. Митрополит Дионисий. Кончина Иоанна Грозного и воцарение Феодора Иоанновича. Московские Патриархи Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов Святой Иов и Русская Церковь в период его Патриаршества Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его Патриаршества Русская Церковь после смуты, в период «Межпатриаршества» (1612–1619 гг.) Русская Церковь в Патриаршество Филарета (Романова) Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его Патриаршества Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть I Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть I Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть II Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Жизненный путь и Патриаршее служение Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II Из истории Западно-Русской Церкви Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии Из истории утверждения унии на Западной Руси

Об авторе

Владислав Игоревич Петрушко родился 29 июля 1966. Церковный историк и журналист.

В 1989 г. окончил биологический факультет Львовского государственного университета (кафедра генетики). В 1989–1991 гг. – научный сотрудник Лаборатории биохимической генетики Львовского отделения Института биохимии им. А. Палладина Академии наук Украинской ССР. В 1991–1994 гг. аспирант НИИ Генетики и селекции промышленных микроорганизмов (Москва).

В 1995 г. окончил Богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ). С 1995 г. – преподаватель ПСТБИ (ныне – Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет; ПСТГУ). В настоящее время – профессор кафедры Истории Русской Церкви ПСТГУ. С февраля 2002 г. по октябрь 2015 г. – шеф-редактор Интернет-портала «Седмица. Ru» при Церковно-научном центре «Православная Энциклопедия».

В 1997 году в ПСТБИ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата богословия.

В 2006 году Российской академии государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

В 2006 году в ПСТГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории. Автор нескольких монографий и нескольких десятков научных статей, участник многих российских и международных научных конференций.

Женат, имеет двоих детей.

Участник телеигр «Что? Где? Когда?». Обладатель «Хрустальной совы» и титула «бессмертный» (сезон 1989 г.).

Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения.

Теперь посмотрим, как раскрывалось церковное сознание и реагировало на только что представленные заблуждения среди отдельных христиан или целых обществ.

Первыми христианскими памятниками послеапостольского века являются творения мужей апостольских. Что они представляют собою?

Есть попытка их понять, как «первый росток» всажденного семени Слова Божия на благодатной почве первоначальной Церкви, Церкви не прекратившихся еще особых духовных дарований, Церкви мучеников и напряженных эсхатологических чаяний. Наблюдать рост этого семени в душах, умах и сердцах лучших представителей второго поколения христиан — это, кажется, и должно составлять задачу прагматического христианского вероучения. Указанная задача, конечно, очень возвышенная, но едва ли осуществимая. Внутренние процессы и переживания в душах недоступны для историка. Его точка зрения эмпирическая; его материал — факты и наблюдения.

Творения мужей апостольских возникли, разумеется, из интересов, потребностей или нужд своего времени; они заполнены теми идеями, какими жили христиане послеапостольского времени. Как просты были первые последователи христианства и как несложны были их жизненные отношения, так просты были и первые христианские произведения и по форме, и по содержанию. Письмо или послание — их форма; наставления, советы, увещания и предостережение — их содержание; утверждение заповедей Ветхозаветного и евангельского нравоучения в сердцах и жизни верующих, предостережение от зародившихся ересей, разъяснение начал церковного устройства составляет главную задачу литературной деятельности апостольских учеников. Эта деятельность представляется нам довольно бедною, как по своему внешнему объему, так и по форме, и малосодержательною. В их писаниях мы не встретим, как в позднейшей церковной письменности, ни общих специальных догматических трактаций, ни искусных диалектических раскрытий христианских истин, ни, тем более, остроумных, спекулятивных обоснований их. Здесь мы найдем вместо хитрой диалектики сильное, но простое и безискусственное слово; вместо метафизики – ряд положений, воспринятых верою и утвержденных при помощи исторической аргументации, библейской и на предании. Ибо то совершенное и верное знание, о котором говорит Климент, еп. Римский, /Clemens ad. Cor. XL. 1… «?? ???? ??? ????? ???????» «Глубины божест. гносиса»/ состояло в усвоении верою и сохранении апостольского наследия, устно и письменно переданного Церкви апостолами. Значение мужей апостольских заключается в том, что они, по времени своего происхождения, непосредственно примыкают к новозаветным каноническим писаниям; что они произошли от лиц, имевших ближайшее отношение к апостолам; в этом отношении они представляют собою содержание христианского сознания, заимствованное учениками апостолов из личного сношения с ними, из их устных и письменных наставлений. Наконец, в непрерывности предания писания мужей апостольских образуют собою первый связывающий член между апостолами и последующими поколениями до наших дней.

Переходя на конкретную почву, нужно заметить, что для древних христиан отнюдь не было обычным эпистолярное изложение их верований и переживаний. Большинство их состояло из людей простых и бедных (Ср. 1 Кор. 1:26-30), и Христова проповедь им стала доступною «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). Сами апостолы прибегали к письменному изложению Христова учения лишь по нужде. Многие их ближайшие ученики, как Сила, Сосфен, Тит, Тимофей, Аполлос и др. совсем не оставили своих писаний. Да и эсхатологические чаяния древних христиан, — ожидание второго пришествия Иисуса Христа в самом скором времени, — не создавали благоприятной атмосферы для закрепления христианской проповеди в письменности. Однако, и при таких условиях жизни все же существовала потребность в назидании, поучении. Этой цели служили прежде всего писания В. Завета, а потом иудейская апокрифическая, апокалиптическая литература, как кн. Еноха, вознесение Моисея, апокалипсис Варуха, книга (4-ая) Ездры, Завет 12-ти патриархов /Христиане (иудео-христиане) пользовались, напр. книгою Иудифь (1 Кop. 60), Товит (2 Кор. 16); читали и 1-ю Маккав. книгу (Тертуллиан против иудеев гл. 4), Псалмы Соломона и книгу Иисуса, Сына Сирахова; иудейские постановления прозелитам дают себя знать в Дидахэ, в его рассуждениях о двух путях (1-6). Псевдо-эпиграфическая книга Еноха цитируется в послании Иуды (14 ст). и Варнавы (с. 4 и 16) в последнем послании приводится текст (с. 12) из 4-й Ездры, у Ерма есть ссылка на пророчество Елдада и Модада (Виден. II, 3); мученичество Исайи упоминается у Иустина в разговоре с Трифоном (с. СХХ)/. Но они, конечно, не могли вполне удовлетворить лиц, ставших христианами. Поэтому, наряду с ветхозаветною литературою, является и христианская письменность — тоже в значительной степени апокрифическая, — например, различные апокрифические Евангелия, которые, нужно думать, имеет в виду Еван. Лука (1:1-4); Евангелие 12-ти апостолов, Евангелие Петра, Евангелие детства Христа. Христианские апокрифы появлялись под другими названиями, как акты Пилата, акты Павла, (Павла и Силы), акты Иоанна, Андрея, Фомы и др. Какие-либо положительные сведения об этой литературе, как апокрифической, добыть невозможно — ни о месте, ни о времени её возникновения, ни об её авторах. Но фактически апокрифы пользовались большою популярностью и имели широкий круг читателей. Это следует из упоминания о ней в древних памятниках, в частности, у гностиков. Это и понятно; пока до IV-го в. не было дано определенного, строгого канона апостольских писаний, предоставлялась христианам возможность избирать для чтения книги по своему вкусу и соответственно своим интересам.

Исключая апокрифические писания, изложение памятников древней христианской письменности на Западе принято начинать с так называемого апостольского символа, о котором говорит пресв. Руфин /Commentar. in symbolum apostolorum с. 2. lat. T. XXI с. 337, Migne. Patrologia/ Аквил. († 410). Известному его рассказу о создании этого символа самими апостолами пред их уходом на проповедь в разные страны теперь уже никто не верит. Данный символ считается просто крещальным и литургическим символом древней Римской Церкви. Настоящий его текст появился лишь в половине V-го века, происхождение его не поддается уяснению. Первое упоминание о символе Римской Церкви встречается у Св. Иустина (I апол. 61)… Теперь мы переходим к памятникам, обладающим уже гораздо большею определенностью не только в сравнении с апокрифическою литературою, но и с так называемым апостольским символом. Это творение апостольских мужей, или, по западному наименованию, «апостольских Отцов». Впервые это наименование было дано им в XVII в. И.Б. Котельэ (J. B. Cotelier, 1686 г.), который назвал «Patres aevi apostolici» — Варнаву, Климента Римского, Ерму и Поликарпа. Позже вошло в обычай к ним причислять и Папия Иеропольского, и автора послания к Диогнету. К писаниям же апостольских отцов стали причислять открытое в 1883 г. «Учение 12-ти апостолов». Трудно указать какие-либо общие характерные признаки, по которым эти писания объединялись бы в одну группу. Во всяком случае, послание к Диогнету по своему характеру нужно бы отнести к апологетической литературе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В истории России немало славных и трагических страниц. Каждая из них достойна внимательного исследования. И недавние события и то, что происходило в глубокой древности, может содержать ценные уроки для современных россиян. Конспекты по общей истории знакомят читателя с ключевыми событиями нашего прошлого. Материалы по истории культуры показывают, что повлияло на формирование современного менталитета русского народа. Экономическая история раскрывает особенности развития народного хозяйства страны, а конспекты по истории общественно-политических движений дают представление о силах, вершивших судьбы народов огромной империи.

Культура России в разные периоды истории

  1. Русская культура XIII—XVII вв.:
  2. Культура Руси до монгольского нашествия
  3. Русская культура ХIII—XV вв.
  4. Русская культура XVI в.
  5. Русская культура XVII в.
  6. Русская культура XVIII в.
  7. Русская культура в первой половине XIX в.
  8. Культура в первое послеоктябрьское десятилетие
  9. Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы
  10. Культурная жизнь в середине 40-х — начале 60-х гг.
  11. Культура во второй половине 60-х—конце 90-х гг.

Древность

Народы и древнейшие государства на территории нашей страны:

  • Каменный век
  • Бронзовый век
  • Железный век

Восточные славяне. Образование древнерусского государства

Древнерусское государство (IX—XII вв.)

Государство Русь (IX — Начало XII в.)

  • Первые киевские князья (IX — Середина X в.)
  • Расцвет киевской Руси (конец X— Первая половина XI в.)
  • Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI — начало XII в.)

Удельный период (середина XII — конец XV века)

  • Русские земли и княжества в начале XII – первой половине XIII в. Политическая раздробленность
  • Культура Руси до монгольского нашествия
  • Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в.
  • Русские земли и княжества во второй половине XIII – первой половине XV в. Между ордой и Литвой
  • Социально-экономическое развитие северо-восточной Руси
  • Начало объединения русских земель

Русское централизованное государство (конец XV—начало XVIII вв.)

  • Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV — начале XVI в. Образование Российского государства
  • Российское государство в XVI в. Иван Грозный
  • Социально-экономическое развитие
  • Внутренняя политика. Реформы Ивана IV
  • Внешняя политика
  • Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время
  • Социально-экономическое развитие в XVII в. Россия после смуты
  • Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. «Бунташный» век
  • Русская культура XIII—XVII вв.:
  • Русская культура ХIII—XV вв.
  • Русская культура XVI в.
  • Русская культура XVII в.
  • Россия в конце XVII — Первой четверти XVIII в. Петровские преобразования
  • Реформы первой четверти XVIII в.
  • Дворянская империя во второй четверти — середине XVIII в. Дворцовые перевороты
  • Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой
      • Социально-экономическое развитие. Внутренняя политика
      • Крестьянская война 1773—1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева
      • Реформы Екатерины II. Воцарение Павла I
      • Внешняя политика
  • Русская культура XVIII в.

Российская империя (XVIII — начало XX в.)

Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в.

Внутренняя политика в России в первой половине XIX в.

      • Система государственного управления
      • Крестьянский вопрос
      • Правительственная политика в области образования и цензуры

Внешняя политика России в первой половине XIX в.

      • Внешняя политика в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Европейская политика России в 1813—1820-х годах XIX в.
      • Политика России в восточном вопросе в 1820-х годах XIX в.
      • Крымская война 1853—1856 гг.

Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.

      • Декабристы
      • Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в.

Внутренняя политика в России во второй половине XIX в.

      • Отмена крепостного права
      • Внутренняя политика правительства в 60-х — первой половине 90-х годов XIX в.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

      • Россия в системе международных отношений в 60—70-е годы XIX в.
      • Присоединение средней Азии к России
      • Восточный кризис и русско-турецкая война 1877—1878 гг.
      • Внешняя политика России в конце XIX в.

Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX в.

Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в.

Экономическое развитие России в начале XX в.

Внутриполитическое положение и общественное движение в России в начале XX в.

      • Социально-политический кризис в начале XX в.
      • Революция 1905 — 1907 гг.
      • Третье июньская политическая система (1907—1914)

Внешняя политика России в начале XX в.

      • Русско-японская война 1904—1905 гг.
      • Образование тройственного согласия. Россия и балканские кризисы
      • Россия в первой мировой войне 1914—1918 гг.

Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.

Советское государство (1917—1993 гг.)

Революция 1917 г. в России

      • Февральская революция
      • От февраля к октябрю
      • Октябрьская революция

Советская Россия в 1917-1920 гг.

      • Внутренняя и внешняя политика
      • Гражданская война в 1918-1920 гг.

Советское государство в первой половине 20-х годов XX в.

      • Внутреннее положение РСФСР в 1920—1921 гг.
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР

СССР во второй половине 20-х — 30-е годы XX в.

      • Экономическая политика
      • Социально-политическое развитие
      • СССР в 1938 г. — начале 1941 г.

Внешняя политика советского государства в 20-30-е годы XX в.

      • Внешняя политика в 20-е годы
      • Внешняя политика в 30-е годы

Советская культура в 1917-1940 гг.

      • Культура в первое послеоктябрьское десятилетие
      • Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы

СССР в годы великой отечественной войны (1941-1945)

      • Советско-германский фронт
      • Советский тыл в годы войны
      • Народная борьба на оккупированной территории
      • Внешняя политика СССР в годы войны

Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952)

      • Социально-экономическое развитие
      • Общественно-политическая жизнь страны
      • Внешняя политика

Развитие СССР в 1953-1964 гг.

      • Попытка демократизации общественно-политической жизни
      • Преобразования в экономике
      • Либерализация внешнеполитического курса

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965—1984 гг.

      • Курс на стабилизацию советского общества
      • Противоречия экономического развития
      • СССР на международной арене

Последние годы существования СССР (1985 -1991)

      • Перестройка в общественно-политической жизни
      • Экономическое развитие
      • Внешнеполитическая деятельность правительства
      • Распад СССР

Российская Федерация (Начало 1990-х гг. XX в. — н. в.):

Россия в 90-е годы XX в.

      • Внутренняя политика
      • Становление Российской государственности
      • Международные связи России
      • Россия накануне нового тысячелетия

Отечественная культура во второй половине XX в.

    • Культурная жизнь в середине 40-х — начале 60-х гг.
    • Культура во второй половине 60-х—конце 90-х гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *