Лермонтов бородино

Наш робот распознал:
317. Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, еще какие. Он отворил мне дверь, я вошел в обширную комнату и что же увидел Очерки его столь же кратки, сколько и резки. Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо. Соселка, перестань срамиться, ей Шавка говорит. Тебе ль с Слоном возиться Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Точно так-с, промолвил Петр. Куда же они сдут, в город, что ли Так-таки брат к тебе и вошел.. Дай-ка мне покачать Митю. В последние дни погода была довольно-таки сырая. Что ежели, сестрица, при красоте такой И петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-ппша! Вступило от овец прошение в приказ: Что волки-де совсем сдирают кожу с нас. Л роман все-таки хорош. Пора бы уже отдохнуть. Маленький Сережа, как только просыпался, сейчас же лез к окну посмотреть, не прилетели ли скворцы. Кумушка, мне странно это: да работала ль ты все лето Сколько же сухих дней должно пройти, чтобы потребитель природы не ругал бы природу за дождливое лето Нет мысли, которую нельзя было бы выразить просто и ясно.

Прочитав стихотворение, мы приступаем к его анализу. Представляет стихотворение единое целое или делится на строфы?

— Стихотворение делится на 14 строф. Вторая и последняя строфа представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство.

Сколько строф описывают Бородинское сражение?

— 3 строф.

Из скольких строк состоит каждая строфа?

Из 7 строк.

Одинаково ли количество слогов в каждой строке?

Нет. Есть строки, в который 10 слогов, 9 слогов, 6 слогов.

Для чего поэт использует различное количество слогов в каждой строке?

Это создает ощущение непринужденного разговора, живого рассказа поэта.

Какие строки в строфе рифмуются?

— 1 строка рифмуется со 2 строкой, но возникает интонация незавершенности. 3 строка рифмуется с 7 строкой.4,5,6 строки рифмуются между собой. Все это создает единое нерушимое стихотворное пространство.

С какой интонацией следует читать 3 строфу?

— Медленно, неторопливо.

Какой прием звукописи использует автор в этой строфе?

Во 2 и в 3 строфах встречается слово » воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения?

— Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.

Чему посвящены 4-9 строфы?

Ожиданию боя.

С какой интонацией следует читать эти строфы?

— С интонацией растущего напряжения.

Слова, какой лексической группы здесь встречаются?

— Сначала употребляются просторечные слова и выражения: » Угощу, постой-ка, мусью, пожалуй, безделка». Затем происходит переход к книжной, высокой лексике: » Постоим головою, родину, сверкнул строй, слуга царю, сражен, клятва верности». Такой переход обусловлен важности предстоящего события.

Какой художественный прием использует автор в 7 строфе?

— Прием противоставления. (антитеза) Показаны два враждующих лагеря. Симпатии автора на стороне русского войска.

Какие слова- эпитеты использует автор , описывая полковника?

» Сверкнув очами», » рожден… хватом», » Слуга царю, отец солдатам». Автор показывает верного мужественного воина, который доблестно защищает свое Отечество.

Описывая полковника, автор употребляет слова книжной лексики » Очами, Булатом, Сражен». Кроме того, в этих строфах возникает слово-символ » Москва», которое символизирует родину, святость. Здесь же употреблены повторы » умремте – умирали — умереть». С какой целью автор применяет все перечисленные художественные приемы?

Все это нужно, чтобы передать историческую важность битвы, показать связь разных поколений воинов, готовых отдать свою жизни, ради Отчизны.

Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Слова, какой части речи чаще всего встречаются в данных строфах и почему?

Чаще всего встречаются глаголы, они передают напряженность, движение боя (носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).

Какой темп нужно выбрать, читая 11 строфу?

Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов( 11 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.

Какие слова помогают «услышать» звук боя?

— » Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась — как наши груди».

Какие звуки речи помогают услышать бой?

Повторяющийся звук ( р) ( Тряслась- груди) ( прием аллитерация).

Какие слова –образы употребляет автор , чтобы описать французов?

» Мусье»- просторечное, уничижительное слово.

» Басурмане»- по словарю Даля » всякий иноземец и иноверец неверный христианин». В первом случае это насмешливое название французов, то во втором — это слово обозначает любого иноземца, вступившего на русскую землю.

Как построено стихотворение?

Стихотворение представляет собой диалог, который перерастает в страстный монолог русского солдата.

Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы придать стихотворению живость и простоту?

— Автор использует диалог, повтор, обращения, риторические вопросы, побудительные предложения.

Домашнее задание: выучить отрывок из стихотворения наизусть, определить, каким размером написано стихотворения

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *