Левиафан


Левиафан (евр. liwyātn, от lawā — «свёртываться», «виться»), Левияфа (в книге Еноха), Лотан (Латан, Латану)
В преданиях Древнего Востока, гигантское морское чудовище. Видимо в основе представления о Левиафане лежали какие-то сведения древних мореплавателей о китах.
сэр Вальтер Скотт
«Квентин Дорвард» (ремарка к книге)
Подводное огнедышащее чудовище с огромными глазами, из ноздрей которого вырывается пар, двойной ряд острейших зубов сверкает в огромной пасти и длинная тонкая шея, которую венчает огромная вытянутая голова.
В библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времён:
«Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни.»
Псалом, 73, 14
«В тот день поразит Господь мечем Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.»
Исаия, 27, 1
либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения:
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.»
Иов, 40, 20-27.
«Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?
Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем?
Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое.
Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их.
Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его?
Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас;
крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью;
один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними;
один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.
От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры;
из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.
На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.
Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.
Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов.
Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса.
Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.
Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.

Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь;
оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.
Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным;
на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.»
Иов, 41, 1-26

«Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?
Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем?
Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое.
Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их.
Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его?
Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас;
крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью;
один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними;
один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.
От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры;
из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.
На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.
Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.
Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов.
Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса.
Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.
Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.
Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь;
оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.
Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным;
на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.»
Иов, 41, 1-26
Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Левиафан (Латану), воплощающий разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище, которое борется с Балу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побеждённым. Возможна также более отдалённая связь Левиафана с вавилонской Тиамат, олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой пополам богом Мардуком. Ср. содержащийся в кн. Еноха и других источниках мотив отделения друг от друга Левиафана и бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального хаоса слитых воедино.
«Но кое-кто считает, что Левиафан должен быть подругой Бегемота, и Бог разлучил их, оставив Бегемота на суше, а Левиафана отослав в морскую пучину, чтобы они вместе своим весом не повредили арки, на которых покоится земля.»
Грейвс Р., Патай Р. «Иудейские мифы. Книга Бытия» ссылаясь на 3-ю кн. Ездры 6, 15-24; книгу Еноха 60, 7-8
По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям об олицетворённом первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им покорённом, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным (Иов 3,8). В Библии наряду с Левиафаном названы близкие ему чудовища, поражаемые богом,— Раав и Таннин, а также рыба, проглотившая Иону.Наиболее развёрнутое описание Левиафана содержится в книге Иова (см.выше). Как в Библии (напр., Иов 40-41), так и в позднейшей традиции Левиафан часто предстаёт вместе со своим сухопутным мифическим аналогом — бегемотом, у которого ноги, как медные трубы, кости, как железные прутья (Иов 40, 13-14). В апокрифах (в кн. Еноха, 4-й книге Ездры, «Апокалипсисе Баруха») и в агаде встречается ряд гиперболических описаний невероятной величины Левиафана.


«И в тот день бyдyт pаспpеделены два чyдовища: женское чyдовище, называемое Левияфа, чтобы оно жило в бездне моpя над источниками вод, мyжеское же называется Бегемотом, котоpый своею гpyдью занимает необитаемyю пyстыню…»
Книга Еноха, 10, 9
«И ангел миpа, котоpый был со мною, сказал мне: «эти два чyдовища пpиготовлены сообpазно с величием Божиим для того, чтобы быть накоpмленными, дабы осyждение Божие не было тщетным; и бyдyт yмеpщвлены сыны со своими матеpями и дети со своими отцами.»
Книга Еноха, 10, 22
«В пятый день Ты (Бог) сказал седьмой части, в которой была собрана вода, чтобы она произвела животных, летающих и рыб, что и сделалось. Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои. Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь.»
Третья (четвертая) книга Ездры, 6, 47-52
«И сказал я, Варух, ангелу: «Спрошу я тебя об одном, господин: когда уж сказал ты мне, что выпивает дракон из моря локоть, скажи мне: какова глубина чрева его?» И сказал ангел: «Чрево его — ад, и сколько пролетает свинец, пущенный тремястами мужами, таково и чрево его…»
Апокалипсис Варуха, 5, 1-2
Так, дневной пищей Левиафана служит рыба с рогами на голове, длиной в 300 миль; пар, испускаемый Левиафаном, способен вскипятить весь океан. В агаде и в апокрифах Бегемот и Левиафан упоминаются обычно в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных, поражённых богом или убивающих в схватке друг друга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия мессии.
«Кое-кто предвещает поединок между Левиафаном и Бегемотом. Когда они сойдутся на морском берегу и от их ударов сотрясётся земля, Бегемот своими закрученными рогами вспорет Левиафану брюхо, а Левиафан отсрым плавником смертельно ранит Бегемота.»
Мидраш на тему Левит, составленный в VII в.
«Хотя есть такие, которые верят, будто Левиафан и Бегемот убьют друг друга, другие предсказывают, что Господь пошлёт Михаила и Гавриила против обоих и, если они не одолеют их, Сам всё исполнит.»
17-02-2012, 12:35 by СурокПросмотров: 4 527Комментарии: 4 +6

Ключевые слова: Левиафан мистические существа

Другие, подобные истории:

  • Змей Горыныч
  • «Одинокое морское чудовище» Д. Молинаро
  • О драконах и их мифологии
  • Яюй
  • Демоны и чудовища античной мифологии
  • Морское чудовище из Китая
  • Апоп
  • Морские Чудовища
  • Как жаба победила страшного змея
  • Морской змей
  • Гидра: миф или реальность?
  • Морское сердце
  • Иерархия ада
  • Змей Горыныч
  • Кракен — гигантский осьминог


Богослужение на спине огромной рыбы-Левиафана, средневековая гравюра.

Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.

Изображение Левиафана из Византийской книги, XI век.

В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются».

Левиафан изображен в виде большой рыбы с чешуей и плавниками, его рот полон острых, угрожающих зубов. Его тело образует петлю, а хвост почти касается головы. Франция, XIII вв.

Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.


Господь ловит Левиафана с помощью человеческой ипостаси Иисуса. Гравюра, XII век.

Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания, но от веры не отрекался.

Врата ада в виде пасти Левиафана. Гравюра на дереве, книга «Процесс Велиала» (1473) Якоба де Терамо.

Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

Как выглядит Левиафан

Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова: «круг зубов его — ужас…; от его чихания показывается свет; глаза у него — как ресницы зари…, дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; … он царь над всеми сынами гордости». Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.


Левиафан. Гравюра 18 века.

В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости», — говорится в Святом писании.

Если местонахождение величайших библейских реликвий известно, то Левиафан — существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

Левиафан в философии

В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.


Изображения Левиафана, созданные для карты Америки гравером Иеронимом Коком (1510-1570) из Антверпена. / Левиафан на гравюре 1710 года. Библиотека Сент-Джеймс, Великобритания.

Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище — это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.

Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год.

Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный, как, например, Священное писание с иллюстрациями Сальвадора Дали, о котором мы рассказывали ранее. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Издавна всё таинственное и мистическое манит к себе людей. Человечество верило, что существовали невообразимые существа, которые вносили страх и ужас в жизни обычных смертных. Одним из таких чудовищ был демон, которого ещё называли «адский принц», Левиафан. Есть масса подтверждений истинного существования этого монстра, которые описаны в Ветхом Завете. Упоминания об этом «адском принце» можно встретить не только в христианских источниках, но и во многих других религиях мира. Существует ряд современных хаотических верований, в которых Левиафан-демон превозносится до верховного покровителя.

Морское чудовище в библейской мифологии

Создав «каждой твари по паре», Господь, также, сотворил существ, которые были беспарными, существовали единственные в своём роде. О существовании таких созданий современным христианам поведали древние семитские народы, которых считают основоположниками Библии. В древних мифах, сказаниях и легендах говорится о страшных монстрах, обитающих как в воде, так и на суше. Эти создания были поистине ужасны и будоражили жизни людей долгие годы. Демон Левиафан как раз относился к этим чудовищам.

Кто такой Левиафан, рассказано в Иовой книге. Там изложено подробное описание о замысле Господнем при создании этого жуткого существа. Из книги известно следующее:

  1. Существо представляет собой ужасного гигантского морского монстра, наделенного неимоверной силой.
  2. Тело мифологического чудовища Левиафана напоминает тело змеи или дракона. Оно покрыто прочной, словно броня, чешуей.
  3. Также существо имеет две клыкастые челюсти.
  4. Он наделен способностью извергать из пасти пламя.
  5. Сила монстра настолько велика, что он может испепелить всё, что угодно и, даже, осушить водные просторы.

Если прибегнуть к информации, данной более поздними источниками, то там повелитель водных просторов вовсе не относится к разряду слуг преисподней и адских сил. Он, скорее, является изображением величайшей Господней силы. В современных источниках водного владыку уже называют демоном.

В Ветхом Завете есть упоминания об ещё одном монстре, которого можно поставить на одну ступень с повелителем морских и океанских глубин. Этим монстром был Бегемот. Их именами были названы рыцари ада. В Иовой книге есть упоминания и о Бегемоте. Там написано, что эти невообразимые чудища были бессмертные Божьи создания. И нет такого оружия, которым можно было бы их убить. Не могут это сделать даже ангелы Божьи. Смерть этих существ возможна только во время Страшного Суда, где они убьют друг друга, а их плоть отдадут для обеда и празднования праведникам, которые смогут спастись.

Левиафан в мифологии

Впервые имя страшного создания упоминается в египетских и древнесемитских мифологиях. Древние египтяне считали, что их защищают обитающие в Ниле крокодилы. Сказания и притчи о крокодилах-стражниках доходили до древних еврейских народов и Междуречья, где слухи об этих созданиях, вполне, могли быть перевоплощены в подводного принца ада.

Древние вавилоняне также упоминали в своих легендах подобное создание. Здесь говорилось, что во время противостояния двух богов, Баала и Ямы, Баал смог победить Левиафана, личного «питомца», защитника и слугу Ямы. Древние скандинава имели своего подводного монстра. Это был водоплавающий змей, носивший имя Йормунганд. Упоминания о существах, схожих с главным героем статьи, можно увидеть и в древнегреческой (здесь это Лернейская Гидра) и древнерусской мифологии (всем известное Чудо-Юдо).

Ученые считают, что, в силу отсутствия некоторых знаний, древние люди могли принимать за «адского принца» больших водных существ, таких как кит, акула, касатка, кашалот.

Адская сущность хозяина морей и океанов

В связи с тем, что океанское чудище обладало невероятной силой и способностями, многие древние ученые приписывали его к демонам. А Бинсфелд, популярный ученый исследователь в XVI века, и вовсе возвел повелителя водных глубин на один уровень с падшим ангелом Люцифером. Также в древности считали, что Левиафан являлся одной из сущностей дьявола, его звериным отображением.

Интересным фактом является то, что изображения владыки океанов не фигурировали в одном из самых известных гримуаров – Ключах Соломона (с содержанием которого можно ознакомиться в Википедии, здесь же можно и увидеть реконструированное фото самого подводного чудовища). В писании не встречается ни единого упоминания о том, что кто-либо мог быть одержим нечистым, который носил бы имя идентичное повелителю морей. Следовательно, можно заметить, что многие древние, все-таки, не считали водное чудище демоном.

В современном мире монстр Левиафан считается чудовищем из водных глубин, повелителем океана. Его не возносят ни к ангелам, ни к демонам, он не участвует в войне между Богом и дьяволом. Божья тварь живет в морских глубинах и охраняет свои владения. Это морское страшилище встречается и в современной культуре. К примеру, существует одноименный фильм, повествующий о бездушной, бессмертной бюрократии. Один из сезонов популярного сериала «Сверхъестественное» посвящен этому водоплавающему ужасу. Также со словом «Левиафан» ассоциируется что-то, что не имеет души, и что невозможно победить. Сегодня даже существуют некоторые культы, поклоняющиеся повелителю водных просторов, но количество этих культов ничтожно мало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *