Личная свобода

Свобода — «нерв философии Канта”, она «является одним из краеугольных камней морали и религии, а также ключом для систематического построения чистого разума и разума спекулятивного” — так характеризует значение проблемы свободы в философии Канта метафизически ориентированные кантоведы. Кант не избегает языка метафизики в рассмотрении понятия свободы. По существу, он не раскрывает содержания ее безусловности, ограничиваясь утверждениями о негативной свободе, то есть «свободе от…”, хотя обращается с понятием «свобода” так, как если бы знание о ней было достигнуто. Разум не может объяснить, как возможна эта свобода. В «Критике чистого разума” Кант показал только как мы можем ее помыслить, не впадая в противоречие. доказательство ее реальности он оставил для разума практического. Признавая природное несовершенство человека, Кант в то же время видел в нем разумное существо, которое способно с помощью собственного разума и нравственного императива ограничивать и преодолевать собственные желания. «Люди имеют достаточно ума для самоконтроля и морального поведения”.

Кант, как дуалист, знает только два уровня причинности — в рамках природы и свободы, причем в первом она понимается механистически, во втором — метафизически, а поскольку человеческая свобода исключается из природной, постольку природа, тело и дух абсолютно отделены друг от друга, тем самым идеи и гипотезы о них никогда не могут различить у Канта правильного различения. Как возможна свобода разумного существа в мире, где правит необходимость, то есть господствует необходимая, а не свободная причинность? Кант называет понятие свободы «ключом к объяснению автономии воли”. Идею универсальной воли развивает категорический императив, но он требует третьего связующего звена между утверждаемой им волей человека и универсальным моральным законом. Этим третьим звеном и является понятие свободы. Благодаря Идее свободы Кант выявил особенность природы человеческого разума — его «виновность”, которая несет в себе роковое несоответствие между требованиями природы и уровнем его возможностей. Все попытки решения смыслообразующих жизненных вопросов являют собой метафизическую лестницу человеческого существования, которое погружено в трагическую ситуацию. Кант видит выход в поиске путей к новой метафизике. Именно с этой целью его позитивная критика стала попыткой представить спекулятивную философию как «предтечу” морали, как путь к практической философии. Кантовская философия отвергает спекулятивную метафизику, но лишь с тем, чтобы открыть двери метафизике «этизированной”, она «ограничивает претензии спекулятивного разума, позволяя безгранично развиваться разуму практическому; …короче, она открывает метафизике новый путь…”.

В ранних набросках к своей моральной философии Кант исходил из комплексного понятия практики, выражаемого тремя различного рода практическими ценностями: умением, благоразумием и мудростью. Соответственно каждая из них лежит в основе классификации видов человеческой деятельности — технической, прагматической, моральной. На основе такого понимания практики Кант осуществляет разделение видов блага на проблематичное, прагматичное и моральное, как из этой триады выводится различие гипотетического, практического и категорического императивов. Умение, по Канту, требует прагматического измерения практики, это своего рода «тактическое” умение, направленное на собственное благо. Мудрость уже направлена на осуществление морального закона. «Императив нравственности содержит ограничительные условия всех императивов благоразумия” .Здесь возникает возможность конфликта между благоразумным и мудрым поступком, причем только в моральном измерении человек может обрести полную свободу и интенсивность.

Концепция свободы у Канта допускает неоднозначное толкование и может пониматься, во-первых, как «положительная свобода”, при которой человек свободен только тогда, когда его действия определяются моральным законом, и, во-вторых, как «нейтральная свобода”, имеющая место в случаях выбора человеком правильных или неправильных действий именно тогда, когда он предпочитает поступок, противоречащий долгу. Для теории Канта оба эти аспекта свободы весьма существенны, так как, с одной стороны, только обусловленность действия категорическим императивом, то есть чисто рациональное действие согласуется с истинным характером ноуменальных сущностей, а с другой — необходимостью оставить возможность моральной ответственности для людей, действующих вопреки закону нравственности, делая существенной концепцию нейтральной свободы. Однако эти две концепции свободы несовместимы, когда субъект действует вопреки велению долга, он будет свободен в нейтральном смысле и несвободен в положительном.

Подобная трактовка проблемы свободы лишь отчасти может быть основана на этике Канта путем различения понятий воли и произвола. Причем если в ранних работах понятие воли использовалось для обозначения как воли, так и произвола, то в поздних работах воля есть чистый практический разум источник объективного закона нравственности, а произвол содействует выбору между директивами воли и чувственности. Употребляя понятие воли в двух различных значениях как воли и как произвола Кант утверждает, что обе эти, по-видимому, противостоящие друг другу концепции вполне примиримы и что, следовательно, человек теоретически обладает свободой выбора. Проблема воли и произвола связывается с попыткой Канта объяснить изначальное зло в человеческой природе, не отвергая при этом свободы человека. Склонность ко злу, хотя и имеет свою основу в свободе, есть проявление произвола. Действительно, Кант приходит к антиномии виновности человека из-за «естественной склонности человека ко злу”. Это противоречие воспроизводит дуализм кантовского учения о свободе. В «Критике чистого разума” свобода вместе с бессмертием души и существованием Бога оказывается отнесенной к той области, которая лежит вне познания, то есть находится за пределами и чувств, и разума. Разум нравственный — это разум особого рода, разум практического, непознавательного устремления, к которому чувства не имеют никакого отношения. Вследствие этого возникает антиномия чувств и нравственного разума, счастья и долга.

В Лекциях по этике Кант начинает отличать действие от намерения, в чем следует видеть зародыш последующего принципиального различения сущего и должного: «свободные поступки являются добрыми: 1) в своих следствиях (соответственно их степени) — физически благие; 2) по своему намерению (соответственно их степени) — морально благие… морально свободные поступки имеют благость, которая ценится не в соответствии с действием, а в соответствии с намерением. Иначе моральное было бы меньше, чем физическое”. Кант потому и отделяет сферу свободной нравственности от природы, что здесь имеет значение не причинное действие, следовательно, не действие вообще (поскольку последнее не бывает без причины), но намерение, мотив, должное. Это намечает путь основательной проработки Кантом принципа свободы, ибо свобода — это осуществление свободного выбора и свободного действия независимо от требований наличной, чувственно воспринимаемой действительности.

Не чувство, не природа, а разум в конечном счете, — особый, непознающий разум определяет нравственные поступки человека. А исток нравственных поступков субъекта — свобода как один из определяющих аспектов нравственного разума. Свобода, бытие Бога и бессмертие души — те три ипостаси нравственности, которые в «критике чистого разума” становятся вехами, ограничивающими знание: первая из них — это свобода. Подчинение человека природе, пишет Кант, всегда нелегко, но оно неизбежно. » Гораздо более жестоким и неестественным, чем это бремя необходимости, является подчинение одного человека воле другого. Для того, кто привык к свободе, нет большего несчастья, чем быть отданным во власть такого же существа, как он, которое может принудить его отказаться от своей воли и делать то, что он хочет”. Потребность в свободе так велика, что, если предоставить выбор между смертью и рабством, большинство, как думает Кант, предпочтет смерть. Ведь воля каждого человека есть продукт только его собственных устремлений, склонностей и согласуется с его собственными представлениями о благополучии. «В подчинении другому есть не только нечто крайне опасное, но и нечто отвратительное и противоречивое, указывающее в то же время на его неправомерность… Животное, подчиняющееся человеку, ощущает, конечно, свою беду, если этот человек недобр, но, по мнению Канта, ощущается это не в каждое мгновение, да и не знает животное ничего о своем существовании в целом. Человек же, «зависящий от другого, уже не человек; он это звание утратил, он не что иное, как принадлежность другого человека”. Таким образом, Кант приходит к выводу о свободе как такой существенной характеристике специфически человеческого бытия, которая возвышает его над всем животным миром. Свобода — это сфера не внешнего, но внутреннего чувства, его можно назвать чувством человеческого достоинства и человеческой автономии. Пока еще свобода не признается областью интеллигибельной, но уже объявляется стоящей выше животного царства и являющейся принадлежностью разума, причем особого разума.

Как же возможны свобода и нравственность? Человек, говорит Кант, принадлежит в одно и то же время к двум мирам. Один — мир природы, явлений эмпирического бытия, пространства и времени, внешней необходимости; другой же — мир ноуменальный, вне пространства, времени и всего сущего, мир интеллигибельный, мыслимый лишь в категориях практического разума, мир свободы. Соответственно все мыслимые законы подразделяются Кантом на «законы природы” и «законы свободы”, или нравственности. Свобода для Канта означает не беспричинность, а способность разумного существа самому устанавливать для себя закон в качестве необходимого и универсального. Когда человек сам налагает на себя закон, но при том такой, который может быть одновременно законом всеобщим, распространяющимся на все человечество (знаменитый кантовский «категорический императив”), тогда он свободен. Это и есть нравственность, тождественная свободе. В том, что этот закон определяется свободным, собственным усмотрением индивида, которое в свою очередь не предопределено никакими природными детерминантами, ничем иным, кроме самого человеческого разума, проявляется субъективный и автономный характер морали; в том же, что этот закон не может быть простым изъявлением личного произвола, а может быть только всеобщим, проявляется его объективность и необходимость, — объективность не эмпирического, а ноуменального, трансцедентального плана, необходимость, выводящая человека за границы мира природы. Кант высказывает догадку о том, что свобода не предшествует морали как ее изначальная предпосылка, а является выражением специфического характера нравственного долженствования.

С вопросом о свободе тесно связана кантовская философия истории с ее идеей прогресса, его учение о вечном мире, о государстве, о праве. Значение идеала общественного развития Кант видел «в торжестве всеобщих форм права”, в преодолении антагонизма этики и политики на путях вечного мира. Реальному воплощению этого идеала может служить кантовский лозунг «дисциплинировать, культивировать, цивилизовать”.

У Канта неоднозначность понимания свободы индивида в теоретической и этической части учения по сравнению с его политической теории возникает противоречие между тем положением кантовской этики, в которой утверждается, что человек является целью самой по себе, и политической теорией, где человек рассматривается как зависимый от внешних для него факторов, таких, например как обладание собственностью. Кант допускал ограничение политических прав женщин, детей, а также так называемых «пассивных граждан”. В этом видно социально ограниченное понимание Кантом демократических свобод индивида. Но в то же время в кантовской политической теории имеется четко выраженная мысль о том, где именно следует искать пути совершенствования правовых порядков. Кант осуждал деспотизм, правление «отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них полезно, а что вредно (за них это решает глава государства), — такое правление есть величайший деспотизм. Правление должно быть не «отеческим”, а отечественным, объединяющим правоспособных граждан. Здесь — основной пафос кантовской работы. кант мораль свобода нравственность

Именно область истории подвергает нравственный подход испытаниям на его правомерность и состоятельность. У Канта в человеческой истории действенны мотивы эгоистические, они движут поступками людей и реализуют историю. Целые народы в отношениях между собой «ведут себя” так же, как отдельные индивиды, то есть в истории человечества все происходит не по моральным законам. Эта точка зрения в «Идее всеобщей истории во всемирно-гражданском плане”: «Отдельные люди и даже целые народы… каждый по своему разумению и часто в ущерб другим преследуют собственные цели”, то есть согласно Канту, история вненравственна и подход к ней должен быть лишен морализаторства. Моральный закон в истории бессилен, здесь царит закон «природы”, которую Кант в данном случае приравнивает к «эгоистической человеческой природе, противной требованиям нравственности”. ”Человек есть животное, которое живет среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он ,как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение… Нельзя понять, как он создает себе главу публичной справедливости, который сам был бы справедлив. Ведь каждый облеченный властью всегда будет злоупотреблять своей свободой, когда над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии с законами… Из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого. Только приближение к этой идее вверила нам природа”.

По Канту, люди, создающие свою историю, сами ничего не ведают о ее перспективе, о » тайном плане природы”, которая осуществляется помимо разумных, в том числе и благих, намерениях человека через моральное зло. Кант придерживается идеи об исторически конструктивной роли зла. В «Идее всеобщей истории” у него история в конце концов разрешается установлением нравственных принципов, в чем Кант видит «оправдание природы”, которая использует морально сомнительные средства для благих целей: всякая частная воля направлена на родовую цель человечества к достижению полноты и совершенства в развитии через хаос, антагонизмы, раздоры, честолюбие, корысть, властолюбие, злобу, зависть, через страсть к разрушению, через бессмысленный хор человеческих дел. «Всегда удивляет то, что старшее поколение трудится в поте лица как будто исключительно ради будущих поколений, а именно для того, чтобы подготовить им ступень, на которой можно было бы выше возводить здание, предначертанное природой, и чтобы только позднейшие поколения имели счастье жить в этом здании, для построения которого работал длинный ряд предшественников (хотя, конечно, непреднамеренно), лишенных возможности пользоваться подготовленным им счастьем. Но каким бы загадочным ни казался такой порядок, он необходим…”. «Когда-нибудь, не очень скоро, человеческий род достигнет, наконец, того состояния, когда все его природные задатки смогут полностью развиться и его назначение на земле будет исполнено” .

В социальной сфере Кант преподносит идею просветительского здравомыслия о неспешном изменении к лучшему, вместо «революции в образе мыслей”. Он уклоняется от строгих моральных оценок общественного прогресса, добро и зло вытесняются у него и подменяются категориями лучше-хуже, безусловная противоположность этических понятий «размывается” постепенностью улучшений, «бесконечностью движения вперед от плохого к лучшему”. Индивидуальный и коллективный эгоизм, считает он, в итоге приносит обществу не ущерб, а внутреннее соперничество между индивидами — положительное, благоприятное условие совершенствование индивидов и прогресса общества, приближения ко «всеобщему, всемирногражданскому состоянию” . В данном случае Кант оставляет в стороне этический подход и прибегает к социально-нравственной оценке «будущего великого государственного объединения”.

Среди задатков человека Кант выделяет способность «общаться с себе подобными”. Общение он сводит к отрицательной форме, к антагонизму между изолированными друг от друга индивидами, такое «общение” прямо вытекает из «необщительного свойства”, заложенного в природе человека, из сильного стремления уединиться, изолироваться, из желания «все сообразовывать только со своим разумением”; такой человек неизбежно ожидает отовсюду сопротивления, так как он по себе знает, что сам склонен сопротивляться другим”. Развитие таких задатков в индивидах, как честолюбие, властолюбие, корыстолюбие ведет, по Канту, к расцвету талантов, просвещению: ”вся культура и искусство, украшающие человечество, самое лучшее общественное устройство — все это плоды необщительности”. Добро с этой точки зрения появляется в истории как побочный продукт морального зла: «Моральное зло имеет то неотделимое от своей природы свойство, что по своим целям (особенно в отношении других, держащихся такого же образа мыслей) он внутренне противоречиво и саморазрушительно и, таким образом, хотя и медленно, но уступает место моральному принципу добра”. Кант утверждает, что от необузданного эгоизма и разгула своеволия через прогресс к дисциплине и просвещению все же можно постепенно прийти к предначертанной человечеству цели и «патологически вынужденное согласие к жизни в обществе претворить в конце концов в моральное целое” . Цивилизация воздвигнута на плюрализме эгоистических устремлений, но ведь они, вообще говоря, к добру не ведут. Таким образом, в данном случае Канту приходится отодвигать разрешение нравственной задачи для чувственного мира в «необозримую даль”.

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Сфера духовной культуры».

ГИА

1 — вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Всю свою жизнь гражданин К. посвятил проблемам лазерной технологии и добился значительных результатов. Этот примет иллюстрирует деятельность в сфере:

1) науки 2) морали 3) искусства 4) образования

А2. Верны ли следующие суждения о роли религии в обществе?

А. Религия способствует осмыслению места человека в мире.

Б. Религия упорядочивает определённым образом помыслы стремления людей.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А3. К духовной культуре относится:

1) традиция 2) техника 3) украшение 4) орудие труда

А4. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А. Духовная культура сотворена разумом и чувствами.

Б. Духовная культура представляет собой наименее чутко реагирующую на внешние воздействия область культуры.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Известный художник Г. — автор исторических композиций и портретов — отстаивает традиции самобытности русской культуры. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере:

1) морали 2) религии 3) искусства 4) науки

А6. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука использует специальное оборудование для познавательной деятельности.

Б. Наука использует особый язык, чётко фиксирующий значение понятий.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Культурно — мировоззренческая функция современной науки проявляется в:

1) стимулировании технического прогресса

2) прогнозирование вектора развития человечества

3) разработке проблемы происхождения человека

4) снятии социальных конфликтов за счёт расширения знаний людей

А8. К духовным ценностям не принадлежит:

1) теория 2) убеждения 3) техника 4) образ

А9. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование регулирует общественные отношения.

Б. Образование воспроизводит рабочую силу различной квалификации.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Наукой о морали, нравственности является:

1) этика 2) эстетика 3) экзистенция 4) эклектика

А11. Культура, присущая только определённой социальной группе, проявляющаяся в особых чертах поведения и сознания, называется:

1) обычаем 2) контркультурой 3) субкультурой 4) традицией

А12. Какая из названных форм обучения не предусматривается законодательством Российской Федерации:

1) очная 2) заочная 3) очно – заочная 4) дистанционная

А13. Что отличает религию от других областей духовной культуры:

1) использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) опора на представление о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность

А14. Верны ли суждения о науке?

А) Наука – это область человеческой деятельности, выражающая объективное знание о мире.

Б) Наука – это наблюдение, классификация описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А15. Что является отличительным признаком науки:

1) эмоциональное воздействие на человека

2) отражение представлений о добре и зле

3) открытие объективных законов развития природы

4) обращение к сверхъестественным силам

А16. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учёбы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее 2) среднее профессиональное

3) полное (среднее) общее 4) высшее профессиональное

А17. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:

1) уровень воспитанности

2) следование правилам этикета

3) производство и применение орудий труда

4) вся преобразовательная деятельность человека

А18. Создание художественных образов обязательно присуще:

1) науке 2) искусству 3) образованию 4) производству

А19. Последовательность действий: выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, внедрение — совершается в процессе:

1) художественного творчества 2) научного познания

3) производственной деятельности 4) получения образования

А20. Гуманизация образования предполагает:

1) внимание к личности, её интересам, запросам

2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение

3) отказ от преподавания технических наук

4) увеличение количества лет обучения

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. К элементам духовной культуры относят научные знания и религиозные идеи. Сравните две формы духовной культуры, упомянутые в условии задания, — науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) организованное поклонение высшим силам

2) формирование картины мира

3) создание представлений о будущем

4) построение системы логически упорядоченных знаний

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия

В2. Установите соответствие между элементами культуры и её видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

А) карета 1) материальная

Б) телефон 2) духовная

В) карнавал

Г) песня

Д) медаль

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В 1990-е годы российское общество открылось для информационно-культурного обмена. (Б) Большинство современных российских СМИ, вероятнее всего, не ориентированы на решение задач по эстетическому, культурному, духовному воспитанию подрастающего поколения. (В) В России более 40% общего тиража книг последних лет составили книги так называемой массовой культуры: любовные романы, детективы, фантастика и др.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А

Б

В

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 — В5.

В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какова, на Ваш взгляд, роль религии в жизни общества?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) восполнение зависимости, бессилия людей как функция религии в жизни общества признаётся каждым четвёрным опрошенным

2) большинство опрошенных считает, что осмысление мира, общества человека является важнейшей функцией религии и жизни общества

3) восполнение зависимости, бессилия людей в качестве функции религии в жизни общества отмечено большим числом опрошенных, чем регулирование поведения человека

4) четверть опрошенных в качестве функции религии в жизни общества признают восполнение зависимости, бессилия людей и развитие культуры, передачу опыта, вместе взятые

5) среди опрошенных больше тех, кто в качестве функции религии в жизни общества выбрал развитие культуры, передачу опыта, чем тех, кто считает этой функцией регулирование поведения человека

Ответ:______________

В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) по сравнению с предыдущим опросом, проведённых социологической службой в регионе, результаты практически не изменились

2) опрос в регионе проводился среди верующих

3) жители региона указали на то, что религия обеспечивает два плана общения верующих друг с другом, верующих – с Богом, ангелами душами умерших и т.д.

4) ведущую роль в представлении опрошенных региона играет мировоззренческая функция религии в жизни общества

5) значительная часть людей видит сохранение стабильности, устойчивости личности, социальных групп и общества в целом в объединении индивидов на основе общего вероисповедания

Ответ:______________

Часть III.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

«.. Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности , а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.(…)

Ядром религии становится вера. Первым и основным её элементом является вера в существование Бога как творца всего сущего, существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки. (…)

Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитв, пост, богослужение. (…)

Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.(…)

Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали её неотьемлемой частью».

(Ю. Н. Тимоненко, Ю. Н. Скопинцева, И. В. Юкина, Е. А. Волохова

«Культурология» (М., Экзамен, 2007.С. 18—20) и адаптирован.)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.

С3. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?

С4. Авторы указывают на то, что «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества». С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения данного суждения.

С5. рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

С6. \На основании фрагменте текста можно сделать вывод о том, что религия играет огромную роль в жизни общества. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Сфера духовной культуры».

ГИА

2 — вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Кинофильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» режиссёра А, А Тарковского открыли новую страницу психологического кино. Этот пример иллюстрирует сферу:

1) религии 2) науки 3) образования 4) искусства

А2. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Развитые религии имеют свою организацию — церковь.

Б. Религия включает мифологию, культовые и обрядовые действия.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А3. Николай стал свидетелем того, как один человек оскорбил другого. Какое поведение Николая не соответствует принципу гуманизма:

1) сделал вид, что ничего не случилось

2) выразил сочувствие тому, кого оскорбили

3) потребовал от обидчика принести извинения оскорблённому человеку

4) постарался примирить конфликтующие стороны

А4. Верны ли следующие суждения о роли науки в обществе?

А. Наука осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития.

Б. Наука выполняет непосредственную функцию производительной силы общества.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. В наиболее общем виде под культурой понимают:

1) сложные формы поведения человека и животных

2) все виды преобразовательной деятельности человека

3) нормы поведения в обществе

4) уровень образованности людей

А6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия характеризуется организованным поклонением высшим силам.

Б. Религия является одной из древнейших форм культуры.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А. Основой духовной культуры являются выгода и польза.

Б. В духовной культуре получает наибольшую свободу творчества.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Общепринятым является деление культуры на:

1) духовную и экономическую

2) духовную и материальную

3) идеальную и материальную

4) политическую и экономическую

А9. Верны ли следующие суждения о современном образовании в РФ?

А. Современное образование в РФ характеризуется обязательностью обучения в государственной школе.

Б. Современное образование в РФ характеризуется наличием разных типов и видов школ.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются:

1) культурными символами

2) духовными идеалами

3) культурными универсалиями

4) духовными приоритетами

А11. Верны ли суждения о морали?

А) Мораль – это особые духовные правила, которыми государство регулирует поведение человека.

Б) Мораль опирается на представления человека о прекрасном и безобразном.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А12. Центральными в этике являются понятия:

1) общего и частного 2) добра и зла

3) абсолютного и относительного 4) идеального и материального

А13. Мировой религией является:

1) индуизм 2) буддизм 3) синтоизм 4) иудаизм

А14. Верны ли суждения об образовании?

А) Одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования.

Б) Одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А15. Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для её самоопределения и социализации на основе социокультурных и духовно – нравственных ценностей, принятых в обществе, называется:

1) обучением 2) принуждением 3) воспитанием 4) образованием

А16. Девятиклассник Олег после окончания уроков в школе посещает в доме творчества юных секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится к:

1) начальному профессиональному образованию

2) основному общему образованию

3) дополнительному образованию

4) среднему профессиональному образованию

А17. К материальной культуре относится:

1) картины 2) научные открытия 3) компьютеры 4) учебные программы

А18. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе

1) науки 2) производства 3) образования 4) искусства

А19. Культура, доступная и имеющая значение лишь для немногих избранных членов общества, называется:

1) народной 2) субкультурой 3) контркультурой 4) элитарной

А20. Гуманитаризация образования предполагает:

1) поддержку народного образования за счёт гуманитарной помощи

2) отказ от какой — либо идеологии

3) введение и расширение преподавания гуманитарных дисциплин

4) создание единой системы образования для разных стран

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Документальный фильм режиссёра Л. был посвящён науке и искусству. Сравните формы духовной культуры, упомянутые в условии задания, — науку и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) формирование представлений о месте человека в мире

2) регулирование определённым образом помыслов, стремлений людей

3) осмысление и преобразование жизни

4) использование специальной терминологии, приборов, инструментов, экспериментальных установок

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия

В2. Установите соответствие между примерами наук и её областями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУК

А) геология 1) естественные науки

Б) история 2) обще6ственные науки

В) экономика

Г) политология

Д) астрономия

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Социальное значение образования можно определить исторически возложенной на него миссией обеспечения наследования «социального генофонда». (Б) Образование как социокультурное явление прошло длительный путь развития. (В) На разных этапах этого пути формировались различные типы образовательных систем, ориентированные на религию., науку, практику, искусство.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А

Б

В

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 — В5.

В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какая форма обучения в школе Вам больше всего нравилась?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.

варианты ответа

опрошенные

девочки

мальчики

лабораторно – практические занятия

деловые и ролевые игры

лекции учителя

подготовка и защита рефератов

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) лабораторно – практическим занятиям больше отдавали предпочтение опрошенные мальчики, чем опрошенные девочки

2) деловые и ролевые игры наиболее популярны у обеих групп опрошенных

3) лекции учителя, подготовка и защита рефератов, вместе взятые, понравились более чем половине опрошенных мальчиков

4) лекции учителя у опрошенных девочек более востребованы, чем деловые и ролевые игры

5) более трети всех опрошенных отметили, что им нравятся лабораторно – практические занятия

Ответ:______________

В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) мальчики испытывают больший интерес к активным формам обучения, чем девочки

2) школе следует сократить количество деловых и ролевых игр в образовательном процессе

3) живое слово учителя на уроке по-прежнему является востребованным учащимися особенно девочками

4) учителям необходимо обратить большее внимание на использование информационных технологий в образовательном процессе

5) в перспективе целесообразно систематически проводить обзорные экскурсии с учащимися поскольку они вызвали у низ значительный интерес

Ответ:______________

Часть III.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Культура — это всё, что не природа; всё, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, и то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела… на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой…».

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.

С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.

С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».

С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.

С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Сфера духовной культуры».

КЛЮЧ

Часть I

1 – вариант

2 – вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

Часть II

В1

2314 – 1 балл

1324– 1 балл

В2

11221 – 2 балла

12221- 2 балла

В3

121– 1 балл

211 – 1 балл

В4

234– 1 балл

125– 1 балл

В5

45 — – 1 балл

13 -– 1 балл

Часть III

С1

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность глобальных проблем роль религии и церкви в жизни общества;

2) ядро религии – вера;

3) структура(состав) религиозной веры;

4) влияние религии на духовную жизнь общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) что такое культура

2) два подхода к окружающему миру

С2

Могут быть названы следующие основные функции церкви: объединение верующих одного вероисповедания; разработка единых норм их поведения.

Могут быть приведены следующие фразы:

1) «Культура — это всё, что не природа: все, что человек искусственно создал сам»:

2) «Культура -всегда развёртывается и существует только на основе природы»:

3) «Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры»:

4) «В состав культуры входит и отношение человека к природе»

С3

Правильные ответ должен содержать следующие элементы:

1) элементы, которые включает в себя религиозная вера: вера в существование Бога: нормы морали и нравственности; вера в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; вера в спасительную силу ритуальных обрядов: крещение, молитва. пост, богослужение.

2) первый и основной элемент религиозной веры: вера в существование Бога как Творца всего существующего.

Правильный ответ должен содержать подходы и объяснения, например;

1) теоретический подход рассматривает окружающий «мир, как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии»:

2) мифопоэтический подход подчеркивает красоту природы.

Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

С4

Могут быть даны следующие объяснения:

— религия является носителем культурных и духовных ценностей, составляющих основу духовной жизни общества;

— религия общедоступна, что позволяет каждому независимо от уровня образования через религиозные афоризмы, рассказы, легенды, притчи, углубиться в занятия искусством, философией, наукой, что способствует духовному развитию людей;

— религия отрывает человека от повседневности, требует от него обращения к божественному, т.е. вечному, духовном, давая ему пищу для размышления и для высоких чувств.

Могут быть даны другие объяснения.

Фраза текста может быть проиллюстрирована следующими примерами:

1) к материальной культуре относятся здания, сооружения, то есть постройки, которых нет в естественной среде:

2) общество искусственно выработало нормы, регулирующие деятельность людей: эти нормы зачастую противоречат природным инстинктам человек:

3) язык, искусство, наука не существует сами по себе в природной среде, но были созданы обществом в процессе преобразования природной среды.

Фраза текста может быть проиллюстрирована другими примерами.

С5

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) ответ на вопрос: например: в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) – религия способствует сохранению стабильности личности, социальных групп и общества в целом, упорядочиванию определённым образом помыслов, стремлений людей.

Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

— «..церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы для их поведения»;

— «религиозная вера включает в себя . нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дан ответ на вопрос, например: рассказ Г. Фехнера соответствует мифопоэтическому подходу.

Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:»я спросил самого себя, как могут людские мнения быть да такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой».

С6

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением.

2) два аргумента (объяснения) например:

В случае согласия может быть указано:

— религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет задуматься о смысле жизни, о «спасении души»;

-выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным предсказуемым.

В случае несогласия может быть указано:

— религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах вероучения, провозглашает приоритеты веры над разумом и знаниями;

— религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви; там, где общество находится под властью религии, церковь сужает тематику произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.

Могут быть приведены и иные аргументы.

В правильном ответе могут быть приведены, например, такие объяснения:

1) человек, обладающий высокой нравственной культурой, способен воспринимать красоту природы осознавать её неутилитарное значение в жизни общества;

2) человек, обладающий высокой внутренней культурой, не причинит вреда природе: он способен соизмерять свои действия с возможным ущербом природной среде.

С1 – 2 балла

С2 – 2 балла

С3 – 2 балла

С4- 3 балла

С5- 2 балла

С6 – 2 балла

ИТОГО – 39 баллов

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Право регулирует общественные отношения и поведение людей. Также право выступает неким ограничителем, которое показывает людям что такое хорошо, и что такое плохо. Человек, который нарушает эти правила является правонарушителем, к которому будут применены определенные наказание.Складывая все функции права мы можем сказать, что оно является защитником, как общества, так и отдельно взятого человека. Следовательно можно сделать вывод, что без права существование цивилизованного общества невозможно.

Я согласен с позицией автора. Общество, в котором личная свобода и общие блага находятся в состоянии равновесия благодаря праву является лучшим. Но почему? Дело в том, что в таком обществе человек способен сам выбирать, как и в каком направлении ему развиваться, но при этом не противореча интересам и безопасности других людей. Свобода человека в таком случаи не абсолютна, она в какой-то степени будет контролироваться обществом, тем самым обеспечивая равенство и справедливость в этом самом обществе.

Примером такого типа государства в котором сочетаются и личная свобода человека, и общее блага может послужить любое современное цивилизованное государство. Например, Современная Россия. Все её граждане могут сами выбирать как и в каком направлении им развиваться, но при этом соблюдая определенные правила установленные государством. Например, уплата налогов, которые будут пущены на оборону и развитие государства или соблюдение установленных правил. Несомненно, это ограничивает людей, но в тоже самое время ведет к улучшению положения всего общества.

Но что если цели государства ставятся выше личная свобода человека? Таким примером может послужить СССР 20-40 годов. В этот период происходила индустриализация и коллективизация. Люди работали на заводах по 10-12 часов. Крестьяне были вынуждены продавать зерно за гроши. Имущество зажиточных крестьян конфисковалось и уходило в колхозы. Всё это происходило из-за того, что государство преследовало цель догнать и перегнать Запад в развитии тяжелой промышленности. Люди в таком обществе имели меньше прав, чем имеют люди сейчас. Правительство не считалось с правами людей, но цели поставленные государством были выполнены.

Таким образом, право является важной частью современной, цивилизованной жизни общества. Оно выступает в роли ограничителя свободы, но при всём этом защищает общество от большого количества угроз.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id31404

Обновлено: 2018-05-02 Опубликовал(а): GreenMandarin99 Оценка эксперта:

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г.

29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1балл) Верно выделена и корректно сформулирована основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса

29.2 Теоретическое содержание раскрыто неполно (1 балл)

Правильно дано понятие права; перечислены функции права.

Надо было.

1. Дать определение свободы, как присущей только человеку способности выбирать из нескольких альтернатив. 2. Как соотносятся свобода и ответственность. 3. Раскрыть сущность права как совокупности норм, созданных государством, чтобы, с одной стороны, обеспечить «благо для всех», т.е. целостность и стабильность общества и, с другой стороны, ограничить ту самую свободу, которая может навредить обществу и самому человеку.4. Раскрыть понятие «современное цивилизованное государство» как правовое, социальное.

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (0 баллов)

Теоретические положения приведены, но на основе рассуждений сделан некорректный теоретический вывод:

«…право является важной частью современной, цивилизованной жизни общества»

Дело в том, что право как система возникла вместе с появлением государства, достаточно давно, в результате перехода человечества от первобытности – к цивилизации, 5-6 тыс. лет назад. Надо было доказать, что именно современное правовое, социальное государство наиболее полно обеспечивает и гарантирует соотношение личной свободы и общего блага.

29.4 Фактические аргументы – (1 балл). не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: 1. из общественной жизни современного общества; 2. из личного социального опыта, в т.ч. литературных произведений; 3. из истории

Пример о СССР засчитываем как исторический;

Высказывание о «Современной России» нельзя считать примером, т.к. нет конкретики: налоги – это признак и функция любого государства. И любое государство тратит его на поддержание стабильности, как на внешнем, так и на внутреннем контуре.

Можно было. Пример из личного социального опыта. Мои родители работают, получают зарплату и, в соответствии конституционной обязанностью, ежемесячно уплачивают налоги. Государство аккумулирует их и затем перераспределяет, в т.ч. на образование: именно поэтому я могу осуществить своё конституционное право – получить бесплатное основное общее образование. А все потому, что современная РФ по Конституции – правовое и стремящееся стать социальным государство.

Итого: 3 балла

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *