Литургия апостола Иакова
Содержание
Литургия апостола Иакова
Епископ Лонгин (Талыпин) с посохом возглавляет служение литургии апостола Иакова в Дюссельдорфе, Германия.
Литургия западно-сирийского обряда Маланкарской яковитской церкви
Литурги́я апо́стола Иа́кова — чин литургии Иерусалимского типа, по преданию, составленный апостолом от 70-ти Иаковом, братом Господним. Чинопоследование сложилось к IV веку. Совершалась в нескольких редакциях во многих Поместных церквях, как халкидонского, так и дохалкидонского толка, вплоть до IX веку. В XIX века возрождена в приспособленном виде в Иерусалимской и Элладской православных церквях. В 1930-х годах усилиями Филиппа (Гарднера) получила распространение в Русской православной церкви заграницей. С 1970-х годов постепенно распространяется в Русской православной церкви (Московского патриархата).
Совершается в некоторых Православных церквях и в некоторых епархиях Русской православной церкви один или несколько раз в год — 5 ноября, в день памяти апостола Иакова, 8 и 17 января, и в другие дни. По преданию, зафиксированному Проклом Константинопольским и потому бесспорно принимавшемуся вплоть до XIX века, литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста являлись последовательными сокращениями литургии апостола Иакова. В настоящее время это мнение отвергнуто литургистами. Другие чины литургии, также приписываемые авторству апостола Иакова, существуют в западно-сирийском и коптском обрядах. Древние и поддельные тексты и отдельные фрагменты литургии апостола Иакова активно использовались в XVII веке в полемике между православными и католиками. Ряд исследователей считает, что сидение духовенства посреди храма лицом к народу во время чтения паремий заимствовано из более поздней литургии Нестория.
Особенности
Главной отличительной особенностью этой Литургии является способ причащения мирян. Миряне, как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христовой раздельно, по древнему чину, как было принято до 6-го Вселенского Собора: сначала предстоятель (епископ или священник) влагает в уста причастнику частицу Тела Христова с Дискоса, потом другой священник (а иногда и диакон) даёт причастнику испить из Потира (Чаши) Кровь Христову.
Отличие этой Литургии ещё и в том, что большинство тайных молитв читается вслух, а не шёпотом или про себя, как в Литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Ектеньи и Священное Писание читаются диаконами лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. На этой Литургии не обязательно совершать Проскомидию, так как это более поздний обычай, и если Проскомидия не совершается, то не читаются и 3-й и 6-й часы:
«Да будет известно, что если будет повелено быть Проскомидии, то здесь прилично совершить её. Совершается она по обычаю Литургии Златоустовой или свт. Василия, но только девятую частицу вынимает иерей в честь св. славного апостола Иакова, брата Божьего и первого иерарха Иерусалимского. Далее молитву приношения „Боже, Боже наш“, как и отпуст Проскомидии, не произносит, но сосуды покрывает как обычно, хотя это — нечто новое и в древних рукописях не обозначено, и поэтому в Иерусалиме не принято».
Вместо «Херувимской песни» (Иже херувимы…) на Великом входе поётся песнь «Да молчит всяка плоть человеча…»
Епархии РПЦ, в которых совершалась и/или совершается Литургия апостола Иакова (список не полный):
- Санкт-Петербургская (СПбДА, храм Феодоровской иконы Божией Матери, храм св.Симеона Богоприимца в Скачках)
- Гатчинская (Храм свв. апп. Петра и Павла п. Вырица)
- Томская и Асиновская (Богоявленский кафедральный собор)
- Саратовская и Вольская (архиерейское подворье — храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов)
- Белгородская и Старооскольская (Свято-Владимирский храм посёлка Разумное, Белгородского района)
- Нижегородская и Арзамасская (храм при Нижегородской Духовной Семинарии)
- Самарская и Сызранская (храм прпп. Кирилла и Марии при Самарской Духовной Семинарии)
- Москва (храм при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Троице-Сергиевой лавры, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне)
- Екатеринбургская и Верхотурская
- Кемеровская (Приход Воскресения Христова г. Кемерово)
- Екатеринодарская и Кубанская (Екатериненский собор г. Краснодар)
- Минская и Заславская (Свято-Петро-Павловский собор)
- Северодонецкая (Свято-Христорождественский кафедральный собор)
- Губкинская и Грайворонская (храм апостола Иакова, брата Господня, г. Губкин)
- Восточно-Американская и Нью-Йоркская
- Волгоградская и Камышинская (храм Святой Троицы Свято-Духов Монастырь (Волгоград))
- Житомирская (Свято-Преображенский кафедральный собор в Житомире)
- Львовская (Свято-Георгиевская церковь во Львове)
- Белоцерковская (Преображенский кафедральный собор)
- Абаканская и Хакасская (Храм святителей Московских или Храм в честь Двенадцати Апостол г. Абакан)
- Волгоградская и Камышинская (Храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Волгоград)
- Североморская (Кафедральный храм Воскресения Христова п. Умба)
- Сердобская (Архангельский кафедральный собор г. Сердобск)
- Киевская епархия УПЦ (Община прп. Агапита Печерского)
- Полтавская епархия УПЦ (Полтавская миссионерская духовная семинария)
Критика
Протоиерей Константин Буфеев выступил с резкой критикой совершения Литургии апостола Иакова, аргументируя свою позицию тем, что эта литургия не входит в Типикон и имеет ряд серьёзных с его точки зрения нарушений и недоразумений, например, в чине литургии апостола Иакова предлагается священникам не возлагать на себя наперсные Кресты (а епископам — и Панагии), что является чуть ли не отречением от Христа, также отмена Проскомидии, отказ от использования Лжицы, Копия, раздельное причащение мирян и прочее. Кроме того, протоиерей Константин Буфеев считает, что текст этой Литургии не может полностью восходить к апостолу Иакову и, что самое главное, пресуществления Святых Даров не происходит.
Российский литургист священник Михаил Желтов на курсах повышения квалификации преподавателей литургики, проходивших в Коломенской духовной семинарии 17—18 октября 2017 года, официально заявил, что „Литургия апостола Иакова“ — не более, чем искажённый перевод одной из несторианских литургий, произведённый не ранее XIX века при попытке присоединить часть переселившихся в Россию ассирийцев к православию.
Ссылки
- О Литургии апостола Иакова
- Чинопоследование на сайте прихода св. Архангела Михаила, Гёттинген, Германия)
- Чинопоследование литургии апостола Иакова на сайте СпБДА (недоступная ссылка)
- О литургии святого апостола Иакова
- www.patriarchia.ru
![]() |
||
---|---|---|
Чин литургии | ![]() |
|
Части литургии | ||
Священные сосуды | Копие • Дискос • Потир • Звездица • Антиминс • Илитон • Лжица • Покровцы • Губа антиминсная | |
Вещества для литургии | Просфора • Вино • Вода |
По традиции в день памяти апостола Иакова (5 ноября по н.ст.) вместо обычной литургии свт. Иоанна Златоуста в нашем храме совершается Божественная литургия по древнему чину Иерусалимской церкви, восходящему к ее основателю – святому апостолу Иакову, брату Господню.
Почему нам дорог этот прекрасный обычай совершать древнюю литургию апостола Иакова?
Во-первых, потому что, благодаря имени святого апостола Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимсого, это литургия связывает нас с самой колыбелью христианства — иерусалимской первообщиной, Матерью всех христианских церквей. Она позволяет нам глубоко ощутить живую связь с Иерусалимом, каждый раз по-новому пережить духовное и историческое единство с неразделенным христианством первых веков.
Во-вторых, эта литургия содержит древние прошения о братьях, которые претерпевают гонения и принимают мученический венец. В совсем недавнюю эпоху митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) ежегодно в храме Ленинградской Духовной академии с особым чувством совершал эту Божественную литургию за гонимую Церковь, за грядущее торжество Православия.
Многое в этом богослужении кажется удивительным. Например, при произнесении ектений диакон обращен не к алтарю, а к молящимся. Совершается чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета, причем чтение Священного Писания совершается в центре храма, по-новому звучат хорошо знакомые молитвы и возгласы: «Горе имеим ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся». Также отличается порядок малого входа с Евангелием и Великого входа со Святыми Дарами – священнослужители не сразу выходят на амвон, а обходят храм торжественной процессией. Таким же образом происходит и Великий вход — через весь храм, и при этом в качестве Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча…»
Мы стараемся служить её, сохраняя эти и другие древние элементы, которые с течением времени исчезли из литургической практики. Например, как известно, причащение мирян лжицей получило повсеместное распространение только к VIII веку, а в древности причащение происходило раздельно — сначала Святым Телом, а затем, из чаши, Святой Кровь. Сегодня таким способом причащаются в алтаре только священнослужители. Когда Причастие подается раздельно, это напоминает иконописные изображения Тайной Вечери, где Христос изображается дважды: в одну сторону Он обращен к ученикам с чашей, а в другую — с дискосом. На Литургии апостола Иакова миряне тоже причащаются раздельно Тела и Крови Христовой, чтоб глубже осознать, какую Святыню мы принимаем, как должна преобразиться наша жизнь, чтоб отвечать высоте христианского призвания.
Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова напоминает нам о вере первых христиан. Таким образом мы имеем еще одну возможность пережить молитвенную близость со святыми отцами древней Церкви.
В первые века христианства и вплоть до IX века литургия апостола Иакова совершалась повсеместно в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии, в Грузии и в некоторых других местах, но со временем была вытеснена литургиями свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого. При крещении Руси наши предки унаследовали Константинопольский богослужебный чин, когда в столице Византии литургия апостола Иакова была забыта. В XIX веке ее служили на греческом языке только в Иерусалиме и в Греции, на острове Закинф, где существовал особый чин литургии апостола Иакова. В Иерусалиме ее служат на греческом языке трижды в год – на память апостола Иакова (23 октября), в Неделю по Рождестве Христовом и на Собор 70-ти апостолов (4 января), а в Греции по желанию настоятеля ее можно совершать в любой день. В восточно-сирийской церкви (Антиохийского Патриархата) существует свое чинопоследование на арабском языке.
Первые переводы на славянский язык были сделаны в Русской духовной Миссии в Иерусалиме в 1870-е годы, но носили научно-археологический, а не богослужебный характер. Богослужебный перевод и первые песнопения на церковно-славянском языке были составлены в 1938 году игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Анастасия. Другой перевод Литургии Иакова, выполненный епископом Парфением, был опубликован в 1948 году. С этого времени литургия апостола Иакова начинает периодически совершаться в русских приходах за рубежом. В 1960–70-х годах, в день памяти апостола Иакова, эта литургия ежегодно совершалась в Ленинградской духовной академии. Постепенно она получила распространение в Сербии, Болгарии и в других поместных Православных Церквях. Сегодня Божественная Литургия святого апостола Иакова совершается во многих епархиях Русской Православной Церкви.
Существуют несколько переводов этой литургии — как греческой, так и сирийской. Они опубликованы в объемном сборнике «Собрание древних литургий восточных и западных», изданного по благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Москва, 2007).
Литургия апостола Иакова в виде брошюры
Приведенный в брошюре чин литургии святого апостола Иакова взят из римского издания текста РПЦЗ, сканирован и переведен в формат hip библиотекой православной литературы Orthlib.ru, отформатирован и сверстан брошюрой сотрудниками сайта Kiev-orthodox.org. Чтобы получить брошюру, откройте приложенный файл (для этого вам потребуется программа Acrobat Reader) и распечатайте его на обеих сторонах стадартного листа А4, а затем согните полученные листы пополам.
Ноты
Хоровые партитуры для песнопений Литургии св. апостола Иакова для смешанного и мужского хоров имеются на сайте митрополита Ионафана (Елецких).