Литургия апостола Иакова

Литургия апостола Иакова

Епископ Лонгин (Талыпин) с посохом возглавляет служение литургии апостола Иакова в Дюссельдорфе, Германия.Литургия западно-сирийского обряда Маланкарской яковитской церкви

Литурги́я апо́стола Иа́кова — чин литургии Иерусалимского типа, по преданию, составленный апостолом от 70-ти Иаковом, братом Господним. Чинопоследование сложилось к IV веку. Совершалась в нескольких редакциях во многих Поместных церквях, как халкидонского, так и дохалкидонского толка, вплоть до IX веку. В XIX века возрождена в приспособленном виде в Иерусалимской и Элладской православных церквях. В 1930-х годах усилиями Филиппа (Гарднера) получила распространение в Русской православной церкви заграницей. С 1970-х годов постепенно распространяется в Русской православной церкви (Московского патриархата).

Совершается в некоторых Православных церквях и в некоторых епархиях Русской православной церкви один или несколько раз в год — 5 ноября, в день памяти апостола Иакова, 8 и 17 января, и в другие дни. По преданию, зафиксированному Проклом Константинопольским и потому бесспорно принимавшемуся вплоть до XIX века, литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста являлись последовательными сокращениями литургии апостола Иакова. В настоящее время это мнение отвергнуто литургистами. Другие чины литургии, также приписываемые авторству апостола Иакова, существуют в западно-сирийском и коптском обрядах. Древние и поддельные тексты и отдельные фрагменты литургии апостола Иакова активно использовались в XVII веке в полемике между православными и католиками. Ряд исследователей считает, что сидение духовенства посреди храма лицом к народу во время чтения паремий заимствовано из более поздней литургии Нестория.

Особенности

Главной отличительной особенностью этой Литургии является способ причащения мирян. Миряне, как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христовой раздельно, по древнему чину, как было принято до 6-го Вселенского Собора: сначала предстоятель (епископ или священник) влагает в уста причастнику частицу Тела Христова с Дискоса, потом другой священник (а иногда и диакон) даёт причастнику испить из Потира (Чаши) Кровь Христову.

Отличие этой Литургии ещё и в том, что большинство тайных молитв читается вслух, а не шёпотом или про себя, как в Литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Ектеньи и Священное Писание читаются диаконами лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. На этой Литургии не обязательно совершать Проскомидию, так как это более поздний обычай, и если Проскомидия не совершается, то не читаются и 3-й и 6-й часы:

«Да будет известно, что если будет повелено быть Проскомидии, то здесь прилично совершить её. Совершается она по обычаю Литургии Златоустовой или свт. Василия, но только девятую частицу вынимает иерей в честь св. славного апостола Иакова, брата Божьего и первого иерарха Иерусалимского. Далее молитву приношения „Боже, Боже наш“, как и отпуст Проскомидии, не произносит, но сосуды покрывает как обычно, хотя это — нечто новое и в древних рукописях не обозначено, и поэтому в Иерусалиме не принято».

Вместо «Херувимской песни» (Иже херувимы…) на Великом входе поётся песнь «Да молчит всяка плоть человеча…»

Епархии РПЦ, в которых совершалась и/или совершается Литургия апостола Иакова (список не полный):

  1. Санкт-Петербургская (СПбДА, храм Феодоровской иконы Божией Матери, храм св.Симеона Богоприимца в Скачках)
  2. Гатчинская (Храм свв. апп. Петра и Павла п. Вырица)
  3. Томская и Асиновская (Богоявленский кафедральный собор)
  4. Саратовская и Вольская (архиерейское подворье — храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов)
  5. Белгородская и Старооскольская (Свято-Владимирский храм посёлка Разумное, Белгородского района)
  6. Нижегородская и Арзамасская (храм при Нижегородской Духовной Семинарии)
  7. Самарская и Сызранская (храм прпп. Кирилла и Марии при Самарской Духовной Семинарии)
  8. Москва (храм при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Троице-Сергиевой лавры, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне)
  9. Екатеринбургская и Верхотурская
  10. Кемеровская (Приход Воскресения Христова г. Кемерово)
  11. Екатеринодарская и Кубанская (Екатериненский собор г. Краснодар)
  12. Минская и Заславская (Свято-Петро-Павловский собор)
  13. Северодонецкая (Свято-Христорождественский кафедральный собор)
  14. Губкинская и Грайворонская (храм апостола Иакова, брата Господня, г. Губкин)
  15. Восточно-Американская и Нью-Йоркская
  16. Волгоградская и Камышинская (храм Святой Троицы Свято-Духов Монастырь (Волгоград))
  17. Житомирская (Свято-Преображенский кафедральный собор в Житомире)
  18. Львовская (Свято-Георгиевская церковь во Львове)
  19. Белоцерковская (Преображенский кафедральный собор)
  20. Абаканская и Хакасская (Храм святителей Московских или Храм в честь Двенадцати Апостол г. Абакан)
  21. Волгоградская и Камышинская (Храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Волгоград)
  22. Североморская (Кафедральный храм Воскресения Христова п. Умба)
  23. Сердобская (Архангельский кафедральный собор г. Сердобск)
  24. Киевская епархия УПЦ (Община прп. Агапита Печерского)
  25. Полтавская епархия УПЦ (Полтавская миссионерская духовная семинария)

Критика

Протоиерей Константин Буфеев выступил с резкой критикой совершения Литургии апостола Иакова, аргументируя свою позицию тем, что эта литургия не входит в Типикон и имеет ряд серьёзных с его точки зрения нарушений и недоразумений, например, в чине литургии апостола Иакова предлагается священникам не возлагать на себя наперсные Кресты (а епископам — и Панагии), что является чуть ли не отречением от Христа, также отмена Проскомидии, отказ от использования Лжицы, Копия, раздельное причащение мирян и прочее. Кроме того, протоиерей Константин Буфеев считает, что текст этой Литургии не может полностью восходить к апостолу Иакову и, что самое главное, пресуществления Святых Даров не происходит.

Российский литургист священник Михаил Желтов на курсах повышения квалификации преподавателей литургики, проходивших в Коломенской духовной семинарии 17—18 октября 2017 года, официально заявил, что „Литургия апостола Иакова“ — не более, чем искажённый перевод одной из несторианских литургий, произведённый не ранее XIX века при попытке присоединить часть переселившихся в Россию ассирийцев к православию.

Ссылки

Чин литургии
Части литургии
Священные сосуды Копие • Дискос • Потир • Звездица • Антиминс • Илитон • Лжица • Покровцы • Губа антиминсная
Вещества для литургии Просфора • Вино • Вода

По традиции в день памяти апостола Иакова (5 ноября по н.ст.) вместо обычной литургии свт. Иоанна Златоуста в нашем храме совершается Божественная литургия по древнему чину Иерусалимской церкви, восходящему к ее основателю – святому апостолу Иакову, брату Господню.

Почему нам дорог этот прекрасный обычай совершать древнюю литургию апостола Иакова?

Во-первых, потому что, благодаря имени святого апостола Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимсого, это литургия связывает нас с самой колыбелью христианства — иерусалимской первообщиной, Матерью всех христианских церквей. Она позволяет нам глубоко ощутить живую связь с Иерусалимом, каждый раз по-новому пережить духовное и историческое единство с неразделенным христианством первых веков.

Во-вторых, эта литургия содержит древние прошения о братьях, которые претерпевают гонения и принимают мученический венец. В совсем недавнюю эпоху митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) ежегодно в храме Ленинградской Духовной академии с особым чувством совершал эту Божественную литургию за гонимую Церковь, за грядущее торжество Православия.

Многое в этом богослужении кажется удивительным. Например, при произнесении ектений диакон обращен не к алтарю, а к молящимся. Совершается чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета, причем чтение Священного Писания совершается в центре храма, по-новому звучат хорошо знакомые молитвы и возгласы: «Горе имеим ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся». Также отличается порядок малого входа с Евангелием и Великого входа со Святыми Дарами – священнослужители не сразу выходят на амвон, а обходят храм торжественной процессией. Таким же образом происходит и Великий вход — через весь храм, и при этом в качестве Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча…»

Мы стараемся служить её, сохраняя эти и другие древние элементы, которые с течением времени исчезли из литургической практики. Например, как известно, причащение мирян лжицей получило повсеместное распространение только к VIII веку, а в древности причащение происходило раздельно — сначала Святым Телом, а затем, из чаши, Святой Кровь. Сегодня таким способом причащаются в алтаре только священнослужители. Когда Причастие подается раздельно, это напоминает иконописные изображения Тайной Вечери, где Христос изображается дважды: в одну сторону Он обращен к ученикам с чашей, а в другую — с дискосом. На Литургии апостола Иакова миряне тоже причащаются раздельно Тела и Крови Христовой, чтоб глубже осознать, какую Святыню мы принимаем, как должна преобразиться наша жизнь, чтоб отвечать высоте христианского призвания.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова напоминает нам о вере первых христиан. Таким образом мы имеем еще одну возможность пережить молитвенную близость со святыми отцами древней Церкви.

В первые века христианства и вплоть до IX века литургия апостола Иакова совершалась повсеместно в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии, в Грузии и в некоторых других местах, но со временем была вытеснена литургиями свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого. При крещении Руси наши предки унаследовали Константинопольский богослужебный чин, когда в столице Византии литургия апостола Иакова была забыта. В XIX веке ее служили на греческом языке только в Иерусалиме и в Греции, на острове Закинф, где существовал особый чин литургии апостола Иакова. В Иерусалиме ее служат на греческом языке трижды в год – на память апостола Иакова (23 октября), в Неделю по Рождестве Христовом и на Собор 70-ти апостолов (4 января), а в Греции по желанию настоятеля ее можно совершать в любой день. В восточно-сирийской церкви (Антиохийского Патриархата) существует свое чинопоследование на арабском языке.

Первые переводы на славянский язык были сделаны в Русской духовной Миссии в Иерусалиме в 1870-е годы, но носили научно-археологический, а не богослужебный характер. Богослужебный перевод и первые песнопения на церковно-славянском языке были составлены в 1938 году игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Анастасия. Другой перевод Литургии Иакова, выполненный епископом Парфением, был опубликован в 1948 году. С этого времени литургия апостола Иакова начинает периодически совершаться в русских приходах за рубежом. В 1960–70-х годах, в день памяти апостола Иакова, эта литургия ежегодно совершалась в Ленинградской духовной академии. Постепенно она получила распространение в Сербии, Болгарии и в других поместных Православных Церквях. Сегодня Божественная Литургия святого апостола Иакова совершается во многих епархиях Русской Православной Церкви.

Существуют несколько переводов этой литургии — как греческой, так и сирийской. Они опубликованы в объемном сборнике «Собрание древних литургий восточных и западных», изданного по благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Москва, 2007).

Литургия апостола Иакова в виде брошюры

Приведенный в брошюре чин литургии святого апостола Иакова взят из римского издания текста РПЦЗ, сканирован и переведен в формат hip библиотекой православной литературы Orthlib.ru, отформатирован и сверстан брошюрой сотрудниками сайта Kiev-orthodox.org. Чтобы получить брошюру, откройте приложенный файл (для этого вам потребуется программа Acrobat Reader) и распечатайте его на обеих сторонах стадартного листа А4, а затем согните полученные листы пополам.

Ноты

Хоровые партитуры для песнопений Литургии св. апостола Иакова для смешанного и мужского хоров имеются на сайте митрополита Ионафана (Елецких).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *