Литургия Иоанна Златоуста когда совершается

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА И ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО — В ЧЁМ РАЗНИЦА?

В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова. Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий.

Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5-е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу.

Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5-й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1-й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит.

Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье).

Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста. Да, общеизвестно, что двух литургий в один день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

Итак, у нас есть две «полные» литургии, т. е. такие литургии, на которых совершается освящение Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг от друга весьма существенно. На фоне этих различий последования Златоуста и каппадокийского святителя – почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие редкой литургии свт. Василия Великого от более «обыденной» Златоустовой в том, что на последней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе радуется…». Ну и прочие песнопения исполняются в разной манере: на литургии святителя Василия они звучат более протяжно.

Но неужто к этому сводятся все отличия, неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз отмечается, что в такой-то день совершается именно литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву; это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие литургии – евхаристические молитвы, которые священник читает после пения Символа веры. К величайшему сожалению и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы последние полторы тысячи лет читаются священником «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и содержится всё богословие литургии. На деле же миряне вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв – причастными оборотами и придаточными предложениями.

Если вернуться к вопросу, который мы задали вначале – чем одна литургия отличается от другой? – то ответ должен быть таким: они отличаются своими евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвного чтения молитв). Собственно говоря, Златоустова литургия, как принято считать, представляет собой сокращение литургии Василиевой.

Приведем в качестве примера хотя бы первую из евхаристических молитв (в учебниках она называется prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).

Литургия свт. Иоанна Златоуста

Литургия свт. Василия Великого

Священник (тайно):

Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные…

Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях…

Вслух:

…победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие:

Хор:

«Свят, свят, свят Господь Саваоф!

Полны небо и земля славою Твоей!

Осанна в вышних!

Благословен Грядущий во имя Господне!

Осанна в вышних!»

Повторю: этих и прочих евхаристических молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они произносятся не от лица одного лишь священника, но от имени всех христиан, всей общины – поэтому наше участие в литургии остается неполноценным, если мы не слышим самого главного. Дождемся ли мы в обозримом будущем гласного чтения евхаристических молитв – вопрос открытый. Но ничто не мешает мирянину уже сейчас найти в интернете полный текст обеих литургий, прочесть все молитвы, вдуматься в них, прочитать комментарии.

Думается, если бы все наши прихожане были бы знакомы с молитвами литургии – и св. Иоанна Златоуста, и св. Василия Великого – то в головах бы было гораздо меньше всяких суеверий, предрассудков и прочих далеких от Евангелия представлений о вере и спасении.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Божественная Литургия — центральное христианское богослужение. Именно во время Литургии происходит главное таинство христианства — пресуществление хлеба и вина в Тело Христово, которого в конце службы причащаются верующие.

В современной практике Литургия совершается утром. Она может служиться в любой день, кроме Страстной пятницы, сред и пятниц Сырной седмицы, вторника и четверга первых шести недель Великого поста, а также пятниц перед Рождеством и Крещением в том случае, если эти праздники попадают на воскресенье.

В Православной церкви существуют три чина Литургии: Литургия Иоанна Златоуста, Литургия Василия Великого и Литургия Преждеосвященных даров.

Чаще всего совершается Литургия Иоанна Златоуста.

Литургия Василия Великого служится 10 раз в году: в Рождественский и Крещенский сочельники 6 и 18 января), в день памяти самого святителя (14 января), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверг и Великую субботу. В сочельники, Великий четверг и Великую субботу Литургия присоединяется к вечерне. В современной практике она вместе с вечерней совершается утром, однако по уставу должна служиться вечером: в сочельники и Великую субботу Литургия относится уже к следующему богослужебному дню, то есть по сути является первой праздничной службой Рождества, Крещения или Пасхи, а Литургия Великого четверга совершается в воспоминание тайной вечери — то есть вечерней трапезы, ужина Христа с учениками, на котором было установлено таинство Евхаристии.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Она не является полной Литургией: на этой службе не совершается пресуществление хлеба и вина в Тело Христово, но верующие причащаются Даров, которые освящались на одной из предшествующих Литургий.

Порядок совершения Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Проскомидия

Проскомидия — в переводе с греческого означает «приношение»: в жертву Богу приносятся пять богослужебных хлебов (просфор), вино и вода. Это подготовительная часть Божественной Литургии, совершаемая во время чтения часов.

Священник берет пять больших просфор, по числу пяти хлебов, которыми Христос насытил пять тысяч человек. Из просфор вынимаются частицы в честь Христа, Богородицы, святых и всех православных христиан. Часть вынутая во имя Иисуса Христа называется агнцем, именно она разделяется на части и дается верующим во время причащения. Вынутые частицы кладутся на дискос — особое блюдо для Святых Даров. Сверху ставится звездица, поверх которой кладется воздух (особое покрывало). Рядом с дискосом на жертвеннике стоит чаша (потир) с влитыми в них вином и водой.

Оставшаяся часть просфоры, из которой был вынут агнец, называется антидором и раздается в конце Литургии тем, кто не причащался. Вкушать антидор можно только в храме, натощак.

На проскомидию также приносят малые просфоры по числу заказных записок о здравии и упокоении. Священник вынимает из них частицы, читая имена в записках. После Литургии эти просфоры, уже без вынутой частицы, раздают подавшим записки.

В завершение проскомидии священник с молитвой кадит приготовленные дары.

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных — первая часть Литургии. В отличие от второй части, Литургии верных, в древности на ней присутствовали те, кто еще не принял крещение, — оглашенные.

Литургия оглашенных начинается возгласами диакона и священника: «Благослови, владыко» — «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков».

Затем диакон читает великую ектению, во время которой просит Бога о спасении собравшихся здесь и всех православных христиан, о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных, о стране, ее властях и воинстве.

Затем следуют три антифона — песнопения, составленные из стихов псалмов, которые поются попеременно правым и левым хором. Антифоны различаются в зависимости от дня недели (буднего или воскресного) или праздника.

После второго антифона поется песнопение «Единородный Сыне…», в котором верующие просят Христа спасти и помиловать их. Это песнопение содержит в себе краткое изложение православного учения об Иисусе Христе: Его предвечном рождении от Отца, воплощении от Девы Марии, распятии и воскресении.

Затем поется третий антифон — блаженны: отрывки из Евангелия с перечислением блаженств. Вместе с евангельскими стихами поются отрывки из канона праздника или святого, память которого совершается в этот день.

После антифонов совершается вход с Евангелием (малый вход), который символизирует выход Христа на проповедь. Священнослужители с напрестольным Евангелием выходят из алтаря северными дверьми, затем входят в него царскими вратами.

После входа следует изменяемая часть Литургии — поются тропари и кондаки сегодняшнего святого или праздника, дня недели, святого или праздника, в честь которого освящен храм. Поется Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Затем читается Священное Писание: Апостол (отрывок из послания одного из апостолов или из Деяний святых апостолов) и Евангелие. После этого священник говорит проповедь, поясняющую смысл прочитанных Писаний. В некоторых храмах проповедь произносится не в этот момент, а уже позже, перед причащением мирян.

После чтения Писания диакон читает сугубую (то есть двойную, вдвойне усердную) ектению, в которой просит у Бога милости для всех молящихся, для властей и воинства страны, а также молится об упокоении усопших. Во время этой ектении читаются простые записки о здравии и упокоении (в отличие от заказных, которые читались в алтаре во время проскомидии).

После этого читается молитва об оглашенных, а затем диакон возглашает: «Оглашенные, изыдите». В древности в это время все готовившиеся ко крещению выходили из храма, и оставшаяся часть службы — Литургия верных — совершалась при запертых дверях.

Литургия верных

Литургия верных начинается двумя краткими ектениями. Открываются царские врата и хор начинает петь Херувимскую песнь. Во время Херувимской совершается Великий вход: священник и диакон берут Святые Дары с жертвенника и выносят их на амвон через северные двери: диакон несет дискос с вынутыми частицами просфор, поставив его себе на голову, священник — чашу с вином в руках. После этого священник и диакон произносят молитву о патриархе и всех православных христианах и вносят Святые Дары в алтарь через царские врата. Дары ставятся на престол, царские врата закрываются, за ними задергивается завеса.

После великого входа следует просительная ектения, затем весь храм хором поет Символ веры.

После пения Символа веры священник в алтаре начинает произносить евхаристические молитвы, по которым Святые Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Эти молитвы произносятся тихо, хотя и могут быть слышны верующим из алтаря. Отдельные фразы священник возглашает громко, так что их слышат все молящиеся в храме. По освящении Даров священник вспоминает всех святых, прославившихся в Церкви Православной, особенно же Пресвятую Деву. Хор поет песнопение «Достойно есть…» (если служится Литургия Иоанна Златоуста) или «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь» (если служится Литургия Василия Великого), в большие праздники оно может заменяться другим песнопением — задостойником. Священник в алтаре тихо молится об усопших и о живых. Вслух возглашается прошение о здравии патриарха и правящего архиерея (епископа, архиепископа или митрополита).

Затем священник благословляет молящихся, диакон читает просительную ектению, в которой просит Бога о милостях. Затем весь храм хором поет «Отче наш…».

После этого священник благословляет собравшихся со словами «Мир всем». Дьякон возглашает: «Вонмем!» Священник: «Святая святым!» Это означает, что Святые Дары могут подаваться только святым. Хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь», что значит: в полной мере свят только Христос, остальные же приступают к причащению святых даров с осознанием своего недостоинства. После этого в алтаре причащаются священнослужители.

Пока идет причащение священнослужителей, хор поет запричастный стих и какое-нибудь песнопение. Также в это время священник может произносить проповедь (если она не читалась сразу после чтения Писания) или чтец читает молитвы из последования ко святому причащению, в помощь тем, кто не успел прочесть их с утра.

Затем Чаша выносится молящимся. Дьякон возглашает: «Со страхом и верою приступите!» Священник читает молитву перед причащением. На русском языке она звучит так: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты действительно Христос-Спаситель, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первых. Еще верую, что в этой Чаше — действительно Пречистое Тело Твое и Честная Кровь Твоя. Молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне согрешения мои, совершенные вольно или невольно, словом или делом, осознанно или по неведению, и дай мне не в осуждение причаститься Пречистых Твоих Таинств, но во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. Сыне Божий, прими меня как причастника Твоей Тайной Вечери, потому что я не расскажу о таинстве Твоем врагам и не дам Тебе предательского поцелуя Иуды, но, как разбойник, скажу: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Пусть не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела».

После этого молящие подходят к Чаше и принимают Причастие. Когда все причастятся, Чашу уносят в алтарь. Священник погружает в нее все вынутые частицы просфор с молитвой о том, чтобы Кровь Господа Иисуса Христа омыла грехи всех, о ком молились на Литургии. Хор в это время поет благодарственные молитвы. Затем дьякон произносит краткую ектению, а священник читает заамвонную молитву. После нее он в последний раз благословляет молящих и произносит отпуст, держа в руке крест. После этого все присутствующие в храме подходят приложиться ко кресту. Этим заканчивается служба.

Литурги́я (греч. буквально «общее дело») — главное из храмовых богослужений, во время которого совершается таинство Евхаристии (причащения).

В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований:

  • Литургия Иоанна Златоуста
  • Литургия Василия Великого
  • Литургия Преждеосвященных Даров — особый чин причащения в будни Великого Поста ранее освященными на полной Литургии Дарами.

В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени практически вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия апостола Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином). Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом (в дальнейшем чины Василия Великого и Иоанна Златоуста дополнялись и развивались, так напр. в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры, а позднее — Херувимской). Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона (литургия Василия Великого более продолжительна).

Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Входа Господня в Иерусалим и Благовещения (если Благовещение не попадает на дни, когда совершается литургия Василия Великого).

Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления (если они приходятся на воскресенье или понедельник, то в самый праздник), в день памяти св. Василия Великого (1 января ст. ст.), в воскресенья Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу.

Чин литургии состоит из трех частей:

  • проскомидии (подготовительной),
  • литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным)
  • литургии верных (на которой оглашенным не разрешается присутствовать).

Литургия оглашенных состоит из следующих основных частей (за исключением малых ектений и т.п.): литургийного благословения, великой ектении, пения антифонов (или изобразительных псалмов), христологического гимна «Единородный сыне», «блаженны» (в воскресные дни), входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, Трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных.

Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской поются соответственно «Вечери Твоея» и «Да молчит всякая плоть»), просительной ектении, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектении, молитвы «Отче наш», причащения священнослужителей в алтаре (во время пения причастна), причащения мирян, малой ектении, заамвонной молитвы, Псалма 33, отпуста.

Во дни Великого Четвертка и Великой Субботы, а также в сочельники Рождества и Крещения, литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней: вечерня служится до чтения паримий, затем читаются литургийные Апостол и Евангелие и далее совершается Литургия обычным чином.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *