Литургия Иоанна Златоуста текст

Великая ектения. Миром Господу помолимся, – т.е. помолимся, примирившись со всеми людьми. Св. Церковь напоминает нам о необходимости примирения потому, что, если мы имеем в душе злобу или гнев на ближнего, то Господь не примет и наших молитв.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. – Мир свыше, т.е. от Бога, это – спокойствие, которое сходит на душу человека после усердной молитвы.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. – Здесь мы молимся, чтобы и между всеми людьми господствовал мир, не было бы ссор и вражды. Святые Божии Церкви – это общества православных христиан в разных государствах.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него), Господу помолимся.

Далее следуют прошения о Святейшем Синоде и местном епископе, о Богохранимой Державе Российской и благоверном Правительстве ее о всей палате (советниках, окружающих Правительство) и воинств.

О пособити покорити под нозе их всякого врага и супостата (противника), Господу помолимся.

О граде сем (или веси сей – селении, в котором совершается богослужение), всяком граде, стране и верою живших в них, Господу помолимся.

О плавающих и путешествующих, недугующих (больных), страждущих (кому тяжело живется), плененных и о спасении их, Господу помолимся. – Все такие люди нуждаются в особенной помощи Божией. По христианской любви мы молимся за них, зная, что если и мы окажемся в подобных обстоятельствах, за нас будет молиться вся церковь.

О избавитися нам от всякия скорби (горя), гнева (Божия) и нужды (тяжелых обстоятельств), Господу помолимся.

Заступи (защити), спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию со всеми святыми помянувше (призвавши на помощь), сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим (предадим себя на волю Божию).

Возглас священника: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Сугубая ектения. Рцем (скажем, помолимся) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Далее следуют прошения о Святейшем Синоде и местном епискоае, благоверном Правительстве, христолюбивом воинстве о создателях храма и почивших отцах и братьях.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении (чтобы Господь посетил, не оставил Своими милостями), прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (прихожан храма).

Еще молимся о плодоносящих (приносящих то, что необходимо для богослужения) и добродеющих (жертвующих на храм) во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (трудящихся для храма), поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Просительная ектения. Исполним (дополним) молитву нашу Господеви.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Дне (или: вечера) всего совершенна (весь день до конца), свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Ангела мирна (милостивого), верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим (что может принести пользу нашей душе), и мира мирови, у Господа просим.

Прочее время живота нашего (остальное время жизни нашей) в мире и покаянии скончати (провести мирно, с раскаянием о своих грехах), у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего (умереть по-христиански исповедавшись и приобщившись св.Тайн), безболезнены (без тяжких страданий), непостыдны (не позорной), мирны (со спокойствием душевным, без страха перед смертью), и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную и т.д.

Из всенощного бдения. Благослови, душе моя Господа. Благословен еси, Господи. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси, Господи. Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся.

Зело – весьма; возвеличился еси зело – Ты весьма возвеличился (сотворением мира).

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.Блажени вси надеющиися Нань.Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой.Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Совет нечестивых – собрание грнешников; путь – жизнь, поведение; воскресни – возстань; Господне есть спасение – у Господа спасение.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи.

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя.

Вонми – обрати внимание, внемни; да исправится – да направится; воздояние – поднятие.

Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

Пришедше на запад солнца – достигши заката солнца; гласы преподобными – голосами благоговейными.

Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, аллилуиа.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме, аллилуиа.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Егол, алилуиа.

Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его, аллилуиа.

Сион – гора в Иерусалиме, на которой стоял храм; Исповедайтеся – славьте.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде крестом радость всему мiру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Именуем – называем, прославляем; се – вот.

Преблагословена еси, Богородице Дево, Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.

Эта песнь и Воскресение Христово видевше… поются только на воскресные дни. – Ад пленися – ад пленен, т.е. изведены из ада находившиеся в нем души праведников; Адам воззвася – Адам вызван (из ада); клятва потребися – проклятие (бывшее на людях) уничтожено; благоволивый тако – благоволивший устроить так.

Славословие великое. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мiра, помилуй нас. Вземляй грехи мiра, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.

Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.

Прибежище – защита; аз рех – я сказал; пробави – продли, продолжи.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Взбранной Воеводе – Победеносной Военачальницы; победительная – победные (песни); восписуем – составляем, приносим; держава – власть; Невеста неневестная – Пречистая Дева, не знавшая брака.

Из литургии. Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Изволивый – благоволивший; неприложно вочеловечевыйся – вочеловечившийся без изменения, т.е. так, что и вочеловечившись, не перестал быть Богом; смертию смерть поправый – уничтоживший Своею смертию смерть; един сый Святыя Троицы – один из Лиц Святой Троицы; спрославляемый Отцу – прославляемый так же, как Отец.

Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей: аллилуя.

Эта молитва поется после второго явления св. Даров.

Да исполнятся – да наполнятся; хваления – прославления; яко да поем – чтобы мы воспевали; яко сподобил еси – за то, что Ты удостоил; соблюди – сохрани; правда – праведность.

Из литургии Преждеосвященных даров

Да исправится молитва моя… См. стр. выше

Господи, воззвах к Тебе. См. там же.

Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

Хранение – охрана; дверь ограждения – дверь, ограждающую; словеса лукавствия – лукавые, хитрые слова; непщевати вины – придумывать извинение.

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа.

Се бо – потому что вот; тайная – таинственная; совершена – освященная; дориносится – торжественно переносится.

«ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН»

в наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением: «Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии…» В РПЦ употребляется также за богослужением при возношении имен Предстоятелей автокефальных правосл. Церквей в сане Патриарха. В грекоязычных Церквах аналогичное значение имеет удвоенное титулование «Кир Кир» (греч. Κύριος Κύριος букв.- Господин Господин). Слово «Кир», но без удвоения, употреблялось по отношению к архиереям, в т. ч. и к Патриархам и в РПЦ в досинодальную эпоху. Так, в 1675 г. Освященный Собор установил офиц. звание Патриарха Иоакима (Савёлова) в форме: «Великий Господин Святейший Кир Иоаким, Милостию Божией Патриарх Московский и всея Руси». В первый период Патриаршества почетное обращение «В. Г.» употреблялось по отношению к Патриарху не только за богослужением, но и в офиц. деловой переписке, и при личном общении. Патриархи той эпохи Филарет (Романов) и Никон (Минов) титуловались «Великими Государями» одинаково с царями.

Этимологически слова «Господин», «Государь», а также «Господарь» представляют собой вариации одного и того же слова, образованного от hospitium, что на средневек. латыни означало «дом», «приют». В наиболее ранних древнерус. памятниках, напр. в «Русской Правде», эти термины употреблялись с одинаковым значением владельца вещей и людей, в частности землевладельца, соответствующим лат. dominus. Начиная с XIV в. употребление этих слов расходится. Термины «Государь» и «Господарь» из области частного права проникают в сферу права публичного, обозначая суверена, наделенного верховной властью,- владетельного князя, но также и город как субъект публичного права: «Государь Великий Новгород» (в памятниках встречается и выражение «Господин Великий Новгород» и «Господин Псков»). Позже вариант «Господарь» вытесняется из рус. словоупотребления, закрепившись исключительно за князьями Валахии и Молдавии. «Государями» и «Великими Государями» в XVI в. именовались московские великие князья, удельные рус. князья и затем цари. В имп. эпоху «Государями» чествовались кроме императора члены имп. фамилии («Государь Великий Князь»), но слово «Государь» без титула и имени обозначало исключительно императора. При этом в быту без всякого офиц. значения обращение «милостивый государь», или сокращенно «сударь», употреблялось применительно к частным лицам.

Со времени перехода термина «Государь» в область политического права термин «Господин» закрепляется за епископами в значении аналогичном греч. δεσπότης, а «В. Г.» — за Патриархами. Титулование рус. Патриархов Филарета и Никона «Великими Государями», т. о., обозначало их участие в верховной власти. Для Патриарха Филарета это было вполне очевидным и проистекало гл. обр. из его отцовства царю Михаилу Феодоровичу. Участие Патриарха Никона в делах гос. управления фактически имело место, но впосл., в частности на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., послужило основанием для обвинения его в узурпации верховной гос. власти. После Патриарха Никона звание «Великий Государь» уже не употреблялось по отношению к Патриархам.

Прот. Владислав Цыпин

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *